Регионы
РЕГИОНЫ РОССИИ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2018 г.*
Наталья ЗУБАРЕВИЧ
Главный научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р геогр. наук, профессор. E-mail: [email protected]
За первые три квартала 2018 г. в развитии российских регионов сложились разнонаправленные тенденции. С одной стороны, в 3/4 регионов продолжался промышленный рост, практически везде увеличивалось потребление, не было заметных изменений в уровне безработицы. С другой стороны, в половине регионов сокращался ввод жилья и почти в 3/4 из них продолжалось падение реальных доходов населения. Состояние бюджетов регионов улучшилось: число территорий с дефицитом сократилось вдвое.
Ключевые слова: регионы РФ, социально-экономическое положение регионов, бюджеты регионов.
Позитивные тенденции в январе-сентябре 2018 г. были более заметны в промышленности -объем производства здесь вырос относительно аналогичного периода прошлого года на 3%. Позиции регионов-лидеров и аутсайдеров по сравнению с летним периодом почти не изменились. Из крупных индустриальных регионов самыми высокими темпами роста отличались Ямало-Ненецкий автономный округ (15%), Тюменская область, Республика Якутия (10%), Астраханская область (20%) -за счет роста добычи и переработки нефтегазовых ресурсов, а также Свердловская, Ростовская, Тверская, Московская области и Москва (8-10%) - за счет обрабатывающих отраслей. Отрицательная динамика наблюдалась у четверти регионов, среди них: сохраняющие полудепрессивное состояние области Центра (Ивановская, Костромская, Орловская, Смоленская; Тульская области), Республика Удмуртия и Хабаровский край - вследствие сокращения гособоронзаказа; Самарская и Ульяновская области - из-за начавшегося падения спроса на продукцию автопрома. Почти не росла промышленность в Северо-Кавказском федеральном округе из-за отрицательной динамики в большинстве республик.
В целом по России рост инвестиций за январь-сентябрь превысил в годовом выражении 4%. Однако в строительстве сохранялся спад (-0,7%); отрицательная динамика по этому показателю была отмечена у более половины территорий, в том числе в Москве, Ростовской области, большинстве регионов Приволжского и Сибирского федеральных округов, включая крупнейшие - Татарстан, Башкирию, Красноярский край и Иркутскую область, а также в половине регионов Северо-Запада и Дальнего Востока.
Жилищное строительство продемонстрировало спад почти на 2% по сравнению с январем-сентябрем 2017 г., хотя в первом полугодии 2018 г. ввод жилья увеличивался. Данные за исследуемый период показали отрицательную динамику в 47 субъектах РФ, при том что в первом полугодии у 2/3 регионов ввод жилья рос. Самый сильный спад в январе-сентябре 2018 г. по этому показателю наблюдался в Северо-Западном федеральном округе (-9%) - за счет Санкт-Петербурга (-35%) и на Дальнем Востоке (-8%), хотя значительно увеличился ввод жилья в Приморском крае, который стал лидером спроса населения.
* - Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 21 (82) (декабрь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС -«Развитие регионов России: осенние тенденции 2018 г.»).
Из субъектов РФ с большими объемами жилищного строительства наилучшая динамика в рассматриваемый период была зафиксирована в Москве (рост на 28%) и Московской области (18%). Доля последней в общем вводе жилья в стране достигла 14%, а вместе со столицей - почти 18%: концентрация жилищного рынка в крупнейшей агломерации страны усилилась. По сравнению с летом замедлились темпы роста ввода жилья в Ленинградской области, при этом объем вводимого в области жилья в 1,5 раза превысил показатель Санкт-Петербурга из-за резкого спада в последнем. Теперь обе области, являющиеся внешними зонами двух крупнейших агломераций страны, опережают федеральные города по вводу жилья, в том числе Московская область - в 3,5 раза. Кризисный спад в доходах вынуждает население приобретать более дешевое жилье во внешней зоне крупнейших агломераций.
В подавляющем большинстве российских территорий в розничной торговле продолжался рост (2,7%), за исключением Ивановской области, республик Дагестан и Ингушетия. Региональная дифференциация здесь невелика - темпы роста колеблются в диапазоне 1-4%. Более быстрым ростом розничной торговли в январе-сентябре отличались Республика Крым (9%), что связано с увеличением притока сюда отдыхающих в курортный сезон, Московская и Тюменская области (более 7%) - они более благополучны и по другим показателям развития.
Уровень безработицы почти не меняется уже несколько лет, несмотря на общеэкономический кризис и стагнацию. Заметно влияние сезонности: летом 2018 г. уровень безработицы снизился до рекордного минимума в 4,6%. Практически неизменны и региональные различия - от минимальных значений в федеральных городах (1,2-1,3% в июле-сентябре 2018 г.) и Московской области (2,6%) до максимальных в слаборазвитых республиках с сильным демографическим давлением и малым предложением рабочих мест на рынке
труда (республики Ингушетия - 26%, Тыва и Чечня - 14-16%). Повышенный уровень безработицы сохраняется в тех же проблемных регионах - республиках Северного Кавказа и Республике Алтай (9-12%), полудепрессивных регионах «освоенной» зоны (Республика Карелия, Курганская, Астраханская области -7-8%), регионах севера и востока страны с монопрофильными городами и пониженной мобильностью населения - из-за больших расстояний между локальными рынками труда (Ненецкий автономный округ, республики Коми и Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область - 8-10%). Проблемы рынка труда обострились только в Томской области, где уровень безработицы заметно вырос весной-летом 2018 г. и к осени остался повышенным (более 7%).
Длительное снижение доходов населения прекратилось только в начале 2018 г. В январе-апреле они выросли на 3% к тому же периоду предыдущего года (с учетом единовременной выплаты пенсионерам в 2017 г.). В январе-сентябре темпы их роста замедлились до 1% (с учетом единовременной выплаты) из-за снижения реальных доходов в августе и сентябре. По данным за январь-август 2018 г., в большинстве регионов (61 из 85) продолжалось падение доходов населения, наиболее значительное - в Новгородской, Вологодской, Ярославской, Ивановской, Костромской, Магаданской областях и на Чукотке (-6-9%). Объяснить причины подобной динамики именно в этих регионах довольно сложно - региональная статистика доходов несовершенна. Быстрее всего повышались доходы населения в Севастополе (17%) и Республике Крым (5%), которым в 2018 г. заметно увеличили объем трансфертов. Значительный рост доходов в Республике Адыгея (7%) был обусловлен методикой расчета Росстата с дооценкой на оборот розничной торговли (крупнейшие торговые центры, обслуживающие население Краснодара, расположены в его пригороде на территории Адыгеи). Разнонаправленные тенденции в крупнейших агломерациях находятся в
РЕГИОНЫ РОССИИ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2018 г.
рамках статистической погрешности: в Москве доходы снижались (-0,2%), в Санкт-Петербурге слабо росли (0,5%), а в Московской области их рост был более заметным (2,0%).
Сложнее всего объяснить различия в динамике роста доходов населения за январь-август (2,1%) и в динамике по федеральным округам, которая всюду хуже средней по стране: доходы росли только в Южном федеральном округе (1,7%), во всех остальных они сокращались либо незначительно (Центральный - -0,1%, Дальневосточный - -0,4%, Приволжский - -0,6%), либо заметно (Сибирский и Северо-Западный - -1,2-1,3%, Уральский --1,6%, Северо-Кавказский - -1,9%).
Первые три квартала 2018 г. показали разнонаправленные тенденции в социально-экономическом развитии российских регионов. С одной стороны, в 3/4 из них продолжался промышленный рост, практически везде увеличивалось потребление, не было заметных изменений в уровне безработицы, которая в большинстве субъектов РФ невелика. С другой стороны, в половине регионов снижался
ввод жилья и почти в 3/4 продолжалось падение реальных доходов населения.
Региональные различия в бюджетной сфере в наибольшей степени проявляются в поступлениях налогов и сборов в федеральный бюджет с территорий регионов. Главная причина - изъятие сырьевой ренты (НДПИ) и НДС. В январе-августе 2018 г. более 25% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет обеспечил Ханты-Мансийский автономный округ, еще 10% - Ямало-Ненецкий. Москва как крупнейший рынок потребления обеспечивает более 12% поступлений, Санкт-Петербург -6%. В результате на четыре субъекта РФ приходится более половины налоговых доходов федерального бюджета (для сравнения: на весь Дальний Восток - только 2%).
Состояние консолидированных бюджетов регионов в январе-сентябре 2018 г. улучшилось благодаря росту поступлений НДФЛ, трансфертов и налога на прибыль двузначными темпами. (См таблицу.) Быстрее всего росли доходы бюджетов регионов, получивших больше трансфертов: Севастополя (на 54%
Динамика и структура доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов в январе-сентябре 2018 г., в %
К январю-сентябрю 2017 г. Доля
Все регионы Регионы без Москвы Москва Все регионы Регионы без Москвы Москва
Доходы 112 112 110 100 100 100
втом числе:
Налог на прибыль 115 119 106 25,8 24,1 33,2
НДФЛ 112 111 115 30,0 27,6 39,8
Акцизы 103 104 100 5,5 6,5 1,2
Налог на имущество 113 114 111 10,8 11,5 8,0
Налог на совокупный доход 117 115 124 4,6 4,6 4,8
Трансферты 112 112 103 15,8 19,1 2,1
Расходы 109 108 115 100 100 100
втом числе:
Национальная экономика 106 103 112 18,8 16,9 26,9
ЖКХ 104 93 126 8,4 6,2 18,0
Образование 112 111 120 26,7 29,3 15,6
Здравоохранение 113 114 108 8,2 8,0 9,0
Социальная политика 108 107 118 22,3 23,1 19,1
Источник: расчеты по данным Федерального казначейства.
благодаря увеличению трансфертов в 2,2 раза), республик Хакасия (на 44% за счет увеличения трансфертов на 41% и налога на прибыль более чем на четверть), Кабардино-Балкария и Карелия (на 29-31% при увеличении трансфертов на 37-41%). В Ханты-Мансийском автономном округе и Тюменской области рост доходов на 1/3 был обусловлен значительным увеличением поступлений налога на прибыль благодаря возросшим ценам на нефть, повлияла и низкая база 2017 г. Только в двух регионах доходы консолидированного бюджета снизились (в республиках Мордовия и Марий Эл - на 4-9%) вследствие сокращения и трансфертов, и налога на прибыль.
Расходы региональных бюджетов в январе-сентябре 2018 г. выросли относительно аналогичного периода предыдущего года на 9% -таких темпов не фиксировалось с 2012 г.; влияние на подобную динамику оказал электоральный период. Расходы бюджета Москвы выросли на 15%, в остальных субъектах РФ их динамика была вдвое медленнее. (См. таблицу.) Лидерами роста расходов оказались некоторые территории, где прошли сентябрьские выборы губернаторов (Тюменская область - 23%, Хакасия - 19%, Хабаровский край - 16%, Москва - 15%), а также регионы, которым добавили большой объем трансфертов (Севастополь, республики Алтай и Карачаево-Черкесия - 1820%, хотя в последней рост трансфертов был не так велик). Сократили расходы только две республики (Мордовия и Марий Эл - на 3-4%) из-за снижения доходов бюджета.
Динамика расходов в Москве и в остальных регионах была разной. Столица с ее огромным бюджетом имеет возможность наращивать все виды расходных обязательств -здесь быстро увеличивались расходы на национальную экономику и ЖКХ (2/3 расходов на ЖКХ - благоустройство). Другие субъекты РФ экономили на ЖКХ, чтобы найти средства на выполнение обязательств по зарплате.
Социальные расходы приоритетны в год выборов везде, но по их динамике Москва
также выделялась среди прочих регионов. В столице намного быстрее росли расходы на социальную политику (соцзащиту населения): пособия населению в системе соцзащиты выросли здесь на 29%. В остальных регионах темпы роста расходов на соцзащиту были значительно ниже, а пособия выросли менее чем на 5% из-за недостатка бюджетных средств на политику поддержки населения. Москва резко нарастила расходы на образование (на них экономили в 2014-2016 гг.), их динамика в столице почти вдвое превысила темпы роста расходов на эти цели в остальных субъектах РФ.
Благодаря увеличению доходов улучшилась сбалансированность бюджетов: дефицит по итогам первых трех кварталов 2018 г. был зарегистрирован только в 15 регионах (за аналогичный период 2017 г. их было вдвое больше). В большинстве территорий дефицит был невелик - 1-4% (Орловская, Тамбовская, Ярославская, Мурманская, Псковская, Амурская области, республики Адыгея, Карачаево-Черкесия, Марий Эл, Красноярский край). Выше был дефицит в Хабаровском крае (7%), Магаданской области, Калмыкии (9%) и Еврейской автономной области (11%), а в Мордовии он оказался чрезвычайно велик (23%), что уже стало «нормой». К концу года проблемных регионов будет больше из-за роста бюджетных расходов в декабре.
Суммарный долг регионов и муниципалитетов с 1 января по 1 октября 2018 г. уменьшился на 8%, однако в 19 регионах он вырос. Среди субъектов РФ с высокой долговой нагрузкой быстрее всего рос долг в Калмыкии (на 27%), Мордовии (11%), Магаданской области (16%) и Еврейской автономной области (9%). К концу года будет видно, насколько тяжелым оказалось для регионов бремя дополнительных социальных расходов в год выборов и удалось ли им компенсировать расходы возросшими доходами. Пока же, по данным за три квартала 2018 г., можно констатировать, что состояние бюджетов регионов улучшилось. ■