Регионы
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ В 2017 г.*
Наталья ЗУБАРЕВИЧ
Главный научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р геогр. наук, профессор. E-mail: [email protected]
Социально-экономическое положение регионов в 2017 г. несколько улучшилось по сравнению с 2016 г. В большинстве из них продолжался рост промышленности, в половине регионов выросли инвестиции. Сохраняется низкий уровень безработицы. Однако доходы населения, как и жилищное строительство, сокращались в большинстве субъектов РФ. Концентрация инвестиций в столице и в ведущих нефтегазодобывающих регионах, а также геополитический приоритет бюджетного инвестирования в Крым усиливают поляризацию в положении территорий. Отрыв Москвы по доходам бюджета от остальных регионов нарастает.
Ключевые слова: регионы РФ, социально-экономическое положение регионов, бюджеты регионов.
Социально-экономическое развитие
Осеннее замедление и без того слабого экономического роста, зафиксированного в целом по РФ, проявилось и в регионах.
Рост промышленности в январе-ноябре 2017 г. замедлился до 1,2% по отношению к тому же периоду 2016 г., а в обрабатывающих отраслях он почти остановился (+0,4%). Количество регионов со спадом промышленного производства сократилось до 15; наиболее проблемными остаются Республика Бурятия (-14%) и Чукотский автономный округ (-7%). Среди регионов с развитой промышленностью небольшой спад сохранялся в Ханты-Мансийском автономном округе (-1%), Республике Коми (-2%), Ивановской области (-3%). Самые же высокие темпы роста показали Архангельская (+18%), Ярославская, Калужская, Московская области (+13-15%), т.е. территории с развитой обрабатывающей промышленностью, со значительной долей ВПК или с восстанавливающимся автопромом. Значительный рост производства отмечался в главном регионе добычи газа - Ямало-Ненец-
ком автономном округе (+10%), а также в газодобывающей Астраханской области (+32%). В Дальневосточном федеральном округе быстро росла промышленность в Приморском (+19%) и Хабаровском (+12%) краях, однако два наиболее развитых промышленных региона - Сахалинская область и Якутия - были близки к стагнации (+1-2%). В целом доля Дальнего Востока в промышленном производстве России остается небольшой - около 4%. (См. рис. 1.)
В обрабатывающей промышленности спад в исследуемый период наблюдался в 14 регионах; хуже всего динамика была в Бурятии (-18%). Это нетипично для России - обычно география спада в обрабатывающих отраслях шире, чем в целом по промышленности. Основная причина - осеннее сокращение производства в добывающих отраслях, прежде всего в нефтяной, при более стабильной ситуации в обрабатывающих.
По данным за первые три квартала 2017 г., инвестиции относительно соответствующего периода предыдущего года выросли на 4,2%.
* - Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 1 (62) (январь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
ч О
О) а
0
1
о
Рис. 1. Динамика промышленного производства в январе-ноябре 2017 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года
о
70
60
Промышленность ■ В том числе обрабатывающая
п а О
о п п
о
50
40
30
20
10
-10
¡1:
■
_
в
-20
Источник: Росстат.
Максимальными темпами роста по-прежнему выделялись здесь геополитически приоритетные субъекты РФ - Республика Крым (рост в 4,2 раза) и г. Севастополь (в 2,4 раза). Доля бюджетных инвестиций в Крым в общем их объеме превысила 80%, поскольку бизнес сюда не идет.
Общий рост инвестиций был обеспечен в основном за счет столицы и ведущих нефтегазодобывающих регионов. В условиях экономической стагнации и высокой неопределенности бизнес инвестирует преимущественно в регионы с явными конкурентными преимуществами -агломерационными и сырьевыми. Москва сконцентрировала 11,5% всех инвестиций в РФ, а два важнейших нефтегазодобывающих автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий) - почти 15%; быстро росли инвестиции и в новом нефтегазодобывающем регионе - Якутии. (См. табл. 1.)
Территориальная структура инвестиций усиливает сырьевой характер российской экономики и преимущественное положение столицы, чьи инвестиции из сверхбогатого бюджета в основном направляются на развитие транспортной инфраструктуры и благоустройство городской среды.
В жилищном строительстве в январе-ноябре 2017 г. сохранялась отрицательная динамика (-4%). Наиболее сильный спад произошел в Северо-Кавказском (-24%), Сибирском (-13%) и Дальневосточном (-8%) федеральных округах. Ввод жилья немного вырос только в Южном и Северо-Западном федеральном округах, в последнем - за счет Ленинградской области (+24%) и С.-Петербурга (+3%). Спад сохранялся в 46 регионах, т.е. более чем в половине из них. Среди субъектов РФ с большими объемами ввода жилья отрицательная динамика сохранялась в Москве (-18%), Воронежской (-19%), Новосибирской (-21%), Тюменской (-12%) и Свердловской (-2%) областях. Замедлился спад в данной сфере в Краснодарском крае (-4%), а в Ростовской области и в Республике Дагестан он прекратился.
Помимо северной столицы и ее пригородов ввод жилья увеличился в Московской области (+7%), на которую приходится почти 12% всего вводимого в стране жилья, а также в Самарской области (+11%); слабый рост показателя отмечался в Республике Татарстан и в Нижегородской области. Жилищное строительство быстрее восстанавливается на юге и в городах-миллионниках Поволжья. Но самые высокие темпы роста наблюдались в Республике Крым (в 2,6 раза), и не только из-за эффекта низкой базы -доля Крыма вместе с Севастополем превысила 1% ввода жилья в стране. Спрос населения на недвижимость в Кры-
Таблица 1
Динамика и доля инвестиций по федеральным округам и регионам-лидерам в январе-сентябре 2017 г., в %
Федеральный округ/регион Прирост к соответствующему периоду предыдущего года Доля в инвестициях в РФ
РФ 4 100,0
Центральный ФО 22 24,5
г. Москва 20 11,5
Московская обл. -3 3,7
Уральский ФО 3 20,3
Ямало-Ненецкий АО -5 7,8
Ханты-Мансийский АО 17 6,9
Приволжский ФО -6 14,5
Республика Татарстан -1 3,8
Северо-Западный ФО 4 11,1
г. Санкт-Петербург -4 4,0
Сибирский ФО -3 9,4
Красноярский край -13 2,6
Южный ФО 21 8,4
Краснодарский край 5 3,0
Ростовская обл. 21 1,9
Республика Крым 320 1,3
Дальневосточный ФО 10 7,5
Республика Якутия 35 2,6
Сахалинская обл. -23 1,5
Северо-Кавказский ФО 5 2,5
Республика Дагестан 5 1,1
Источник: рассчитано автором поданным Росстата.
му, с большой вероятностью, будет расти -многим россиянам нравится жить у южного моря в комфортном климате. В 2018 г. жилищное строительство начнет выходить из кризиса и в других регионах благодаря значительному росту ипотечного кредитования в 2017 г.
Оборот розничной торговли медленно расширялся начиная со второго квартала 2017 г. (за январь-ноябрь - на 1% к аналогичному периоду 2016 г.) - также благодаря увеличению потребительского кредитования (реальные доходы населения продолжали сокращаться). По данным Росстата, спад розничной торговли сохранялся только в Уральском федеральном округе (-1,5%), а рост был более заметным на Северном Кавказе (+2,7%) и в Центре (+2,2%). Достоверность данных по Северному Кавказу относительна, так как в этих республиках много открытых рынков с плохо учитываемым оборотом торговли, поэтому применяются статистические дооценки. Измерения розничной торговли по отдельным регионам еще менее точны, но тенденция улучшения видна - доля субъектов РФ с положительной динамикой увеличилась до 70%.
Ситуация на региональных рынках труда тоже немного улучшилась: доля занятых неполное рабочее время сократилась в третьем квартале 2017 г. до 2,6% по сравнению с 3,1% в конце 2016 г. Количество регионов с повышенной неполной занятостью уменьшилось; данная проблема длительное время сохраняется в Республике Крым (6,2%), г. Севастополе (4,8%), Ульяновской области (5%), Пермском крае, Кировской, Нижегородской и Томской областях, С.-Петербурге (более 4%).
Объем просроченной задолженности по заработной плате в 2017 г. в целом по стране был относительно невелик и почти не менялся в течение года.Более значительная просроченная задолженность по заработной плате на одного среднесписочного занятого наблюдалась в регионах Дальнего Востока: Приморском крае, а с осени - и в Хабаровском крае, ухудшилась ситуация в данном отношении в Амурской области.
Уровень безработицы по методологии МОТ в сентябре-ноябре 2017 г. оставался низким (5,0%) и даже сократился по сравнению с тем же периодом предыдущего года (5,3%). Небольшое снижение уровня безработицы за год произошло в части регионов Центра, где он и так невелик, а также в некоторых регионах с повышенным уровнем безработицы (в республиках Марий Эл, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Курганской области, Алтайском крае).
Негативная тенденция - продолжение спада реальных денежных доходов населения (-0,8% за январь-октябрь 2017 г. к аналогичному периоду предыдущего года). Краткий период небольшого роста доходов в августе и сентябре сменился их падением в октябре и ноябре. Более устойчивый рост возможен здесь в начале 2018 г. в связи с объявленной властями индексацией заработной платы бюджетников и пенсий, но он вряд ли будет существенным - индексация составляет только 4%.
Хотя региональные данные не всегда объяснимы, тем не менее очевидно, что падение реальных доходов перестало быть всеобщим: в январе-октябре 2017 г. они выросли в годовом выражении в 16 регионах, сильнее всего-в Республике Крым (+14%), медленнее - в республиках Кабардино-Балкария, Ингушетия, Дагестан, Алтай и в Амурской области (+3-5%). Среди субъектов РФ с растущими денежными доходами населения преобладают высокодотационные и слаборазвитые. Объяснить это можно тремя причинами: повышенной долей занятых в бюджетном секторе (зарплаты в социальных отраслях росли быстрее из-за необходимости выполнения указов Президента), медленной оптимизацией расходов бюджетов на социальную защиту и выплату пособий (что поддержало доходы населения) и повышенной долей занятых в неформальном секторе экономики (заработки в нем рассчитываются методом статистических дооценок и могут завышаться).
В целом социально-экономическое положение регионов в 2017 г. немного улучшилось по сравнению с 2016 г.; однако кризис не за-
кончился - доходы населения сокращались в большинстве регионов, как и жилищное строительство, поляризация их развития усилилась.
Доходы и расходы бюджетов
Доходы консолидированных бюджетов регионов за январь-октябрь 2017 г. выросли по сравнению с тем же периодом 2016 г. существенно - на 8,8%. Позитивную динамику обеспечили выросшие на 11-14% поступления налогов на прибыль и на имущество, стабильный рост НДФЛ и увеличение трансфертов. Несмотря на экономическую стагнацию, почти на 15% увеличились поступления налога на совокупный доход, который платит малый бизнес. Существенно сократились только поступления акцизов из-за изменения пропорций их распреде-
ления в пользу федерального бюджета. (См. табл. 2.)
Значительнее всего выросли доходы бюджета Ненецкого автономного округа (+60%) из-за эффекта низкой базы, связанного с обвалом в 2016 г., и Республики Крым (+52%) благодаря росту трансфертов в 1,5 раза по сравнению с предшествующим годом и появлению крупных налогоплательщиков, что увеличило поступления налога на прибыль в бюджет региона в 3,5 раза. Рост доходов Калининградской области на 42% обусловлен увеличением объема трансфертов на 81%, которые выделяются для компенсации потерь компаний-резидентов особой экономической зоны из-за пересмотра льгот после вступления России в ВТО. В числе лидеров по росту данного показателя -также Ямало-Ненецкий автономный
Таблица 2
Динамика доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов и количество регионов со снижением доходов/ра сходов консолидированного бюджета в январе-октябре 2017 г.
Прирост к соответствующему периоду предыдущего года, в % Количество регионов, сокративших доходы/расходы
Доходы - всего 8,8 13
в том числе:
НДФЛ 8,0 5
Налог на прибыль 11,4 19
Акцизы -8,0 71
Налог на имущество 14,5 9
Налог на совокупный доход 14,7 3
Трансферты 7,6 27
Расходы - всего 6,6 16
в том числе:
Национальная экономика 12,4 31
ЖКХ 12,4 27
Образование 4,9 8
Здравоохранение* 6,2 31
Культура 13,2 9
Социальная политика** -0,1 35
Физкультура и спорт 23,5 19
* - С добавлением страховых взносов на ОМС неработающего населения для сопоставимости расчетов. ** - Без учета страховых взносов на ОМС неработающего населения для сопоставимости расчетов. Источник: рассчитано автором по данным Федерального казначейства.
округ, Астраханская и Кемеровская (+24%), Белгородская (+19%) и Калужская (+17%) области. Но самую большую прибавку получила Москва - рост доходов на 15% добавил столичному бюджету 240 млрд. руб.; по итогам года доходы бюджета города превысят 2 трлн. руб. - это каждый пятый рубль доходов бюджетов всех регионов.
Только в 13 регионах доходы бюджета сократились, сильнее всего - в Сахалинской области (-24%) из-за резкого уменьшения поступлений налога на прибыль (-44%), а также в Республике Ингушетия (-18%) вследствие снижения объема трансфертов на 22%. В 2017 г. пострадали бюджеты еще двух нефтедобывающих регионов - Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа (-7-8%) из-за сокращения поступлений налога на прибыль в каждом из них на 40%. В последнем регионе ситуация просто загадочная: поступления налога на прибыль от консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) упали в шесть раз (с 26,8 до 4,6 млрд. руб.), тогда как в Москве поступления от КГН также загадочно выросли в 2,3 раза (с 39 до 90 млрд. руб.). Доходы бюджета Кабардино-Балкарии снизились на 9% вследствие сокращения акцизов и трансфертов; уменьшение доходов в Чукотском автономном округе на 7% было обусловлено почти двукратным падением налога на прибыль. У каждого «проблемного» региона - свои печали...
Расходы консолидированных бюджетов регионов в январе-октябре 2017 г. выросли относительно аналогичного периода 2016 г. на 6,6%, что также лучше динамики за предыдущий год. Сократились расходы только у 16 субъектов РФ. Вдвое более высокими темпами по сравнению с динамикой всех расходов бюджетов росло финансирование национальной экономики и ЖКХ. В расходах на национальную экономику заметна поляризация -каждый пятый регион их значительно увеличил, а треть регионов сократила из-за бюджетных проблем. Быстрее всего росли расходы на экономику в Республике Крым (+89%), Кали-
нинградской области (+75%), в республиках Чувашия (+57%) и Ингушетия (+44%).
Динамика расходов на ЖКХ также разнородна, но крайне нестабильна - год от года лидеры и аутсайдеры здесь меняются. Наиболее устойчив только столичный приоритет расходов на благоустройство: в январе-октябре 2017 г. в бюджете Москвы эти расходы увеличились на 30% (на долю столицы приходится 61% всех расходов бюджетов регионов на эти цели) -другим регионам современная городская среда просто не по карману. Только г. Севастополь стремится быть похожим на Москву: расходы его бюджета на благоустройство выросли в 3,8 раза.
Приоритеты в социальных расходах в 2017 г. изменились. Быстрее всего росли расходы на физкультуру и спорт (+23%) - чемпионат мира по футболу не за горами. Однако среди лидеров роста оказались не только регионы, в которых он будет проходить, но также и г. Севастополь, республики Крым, Карачаево-Черкесия и Тыва (рост в 2,2-2,4 раза). Значительное увеличение расходов на культуру в большинстве субъектов РФ может быть связано с повышением заработной платы бюджетников в этой сфере, а также с предстоящими выборами. Рост расходов на образование ненамного превысил темпы инфляции, но по сравнению с предыдущими годами это уже неплохо. К тому же количество регионов, снизивших расходы на образование, сократилось до минимума (республики Кабардино-Балкария, Тыва, Удмуртия, Коми, Якутия, Карелия и Сахалинская область)- их власти снижали инвестиции в человеческий капитал из-за бюджетных проблем.
Динамика расходов бюджетов регионов на здравоохранение и социальную политику несопоставима с предыдущими годами, так как в 2017 г. произошли изменения в бюджетном классификаторе. Почти во всех субъектах РФ страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) неработающего населения были перенесены из статьи «Здравоохранение» в статью «Социальная политика».
Чтобы корректно измерить динамику расходов по этим двум статьям, страховые взносы на ОМС неработающего населения были исключены при расчетах из статьи «Социальная политика» и добавлены в статью «Здравоохранение». Пересчет показывает, что расходы бюджетов регионов на здравоохранение в январе-октябре 2017 г. выросли в годовом выражении на 6%, однако изменения в бюджетной отчетности вынуждают оценивать данную динамику с осторожностью.
Пересчет также показывает, что расходы на социальную политику (социальную защиту населения) в январе-октябре 2017 г. остались на уровне 2016 г., а в 35 регионах они сократились. В предыдущие годы соцзащита, в которой более 70% расходов приходится на пособия населению, не подвергалась оптимизации, а в 2017 г. регионы оптимизировали социальные выплаты населению, ужесточали правила для получателей пособий с целью ограничения к ним доступа и не проводили индексацию многих пособий. Минфин России требует сбалансировать расходы и доходы бюджетов, возможностей у регионов в этом отношении не так много, и оптимизация расходов на соцзащиту -одна из них. Минтруд России разработал методику выплат пособий населению с учетом нуждаемости, в связи с чем регионы должны пересматривать и ужесточать свои критерии. В результате фискальные приоритеты одержали победу над электоральными.
Превышение роста доходов субъектов РФ над расходами позволило снизить дефицит региональных бюджетов. По данным за январь-октябрь 2017 г., он был зафиксирован только в 22 регионах (за тот же период 2016 г. - в 33). Лидируют по масштабам дефицита Республика Мордовия (24%), г. Севастополь (17%), а также Кабардино-Балкария и Еврейская автономная область (13%). В Республике Хакасия дефицит уменьшился до 9%, поскольку ей выделили дополнительную помощь из федерального бюджета. В 2017 г. дефицит бюджета стал проблемой в Томской области (8%) из-за резкого сокращения поступлений нало-
га на прибыль. Стабильно дефицитны бюджеты Республики Калмыкия, Костромской и Псковской областей (5-8%) - в этих регионах слабая бюджетная политика дополняется слабым ростом доходов. К концу 2017 г. количество регионов с дефицитом бюджета должно вырасти, поскольку на декабрь приходятся основные расходы по оплате госконтрактов. Однако проблемных регионов будет меньше, чем в 2016 г., - они постепенно учатся сводить концы с концами.
Проблема долга регионов и муниципалитетов также немного смягчилась - его объем с января до начала ноября 2017 г. снизился на 8%. Однако динамика долга поляризуется: регионы с меньшей долговой нагрузкой его сокращают, а с максимальной - наращивают. На начало ноября 2017 г. самыми проблемными регионами в данном отношении оставались все те же: республики Мордовия, Хакасия, Карелия, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Костромская и Смоленская области. (См. рис. 2.) В Республике Мордовия огромный долг дополняется максимальным дефицитом бюджета и проблема возврата долга усугубляется.
В структуре долга 43% составляют сверхдешевые бюджетные кредиты, доля дорогих кредитов банков сократилась до 32%. Однако в Костромской, Орловской, Астраханской, Псковской, Ивановской, Ульяновской областях, Республике Кабардино-Балкария основная часть долга - кредиты банков. На ее обслуживание расходуется значительная доля бюджета: в Республике Хакасия - 9%, в других регионах с высокой долговой нагрузкой -от 4 до 6%; это серьезная ноша.
Минфин России планирует резко сократить объем бюджетных кредитов в 2018 г. и свести их к минимуму в 2019-2020 гг. Чтобы получить пролонгацию возврата ранее полученных кредитов на пять-семь лет, регионы должны сводить бюджет без дефицита, наращивать доходы темпами выше уровня инфляции и сокращать неэффективные расходы. Как показывает динамика доходов и расходов бюджетов в 2017 г., сильно закредитованные ре-
ч
О)
О) А
0
1
о
п
А
о
о п п
о
в
Рис. 2. Структура долга регионов и муниципалитетов на 01.11.2017 г., в консолидированного бюджета региона за 2017 г.
к собственным (налоговым и неналоговым) доходам
о
©О ЗО о-Яоюаоишзюдотаошаош -Ц-о оооооооооооооооо5Я ----------------^оО
ииииииииииии^ииии/ з х т т т т ¥ с[х х си л ала а.1-ошоогао5,огак аГаЗ с с; >о 5 о ООгЩчаИтг 5
£ 20™ ° 5.
од: о;о:^ о^ско: в;
тататата._:гатата2гаш тага та
иииуиииНиш и и .та * и
._: ш цдШ с[ц[х си- ---
5с 3=:°- гаЗга £га
хч>2йй[
гага с
еег&Е
Кредиты банков ■ Бюджетные кредиты
Ценные бумаги и гарантии
Источник, рассчитано автором поданным Минфина России.
гионы вряд ли смогут это сделать, и тогда федеральные власти окажутся перед выбором -помогать в критической ситуации или наказывать. С большой вероятностью задача поддержания политической стабильности останется главным приоритетом: долги простят, трансфертов добавят -в России пока еще не уволили ни одного губернатора за неадекватную бюджетную политику и плохие экономические показатели.
Окончательные бюджетные итоги 2017 г. пока не подведены, но основные тренды видны: доходы растут быстрее расходов; регионы
улучшают сбалансированность бюджетов; приоритет расходов на экономику дополнился расходами на спорт и ЖКХ; расходы на человеческий капитал растут медленнее, сопоставимо с темпами инфляции, а расходы на социальную защиту населения оптимизируются более жестко, несмотря на предвыборный период. Регионы поляризуются, а отрыв Москвы от остальных субъектов РФ по доходам бюджета нарастает. Для федеральных властей главным геополитическим приоритетом в 2017 г. стал Крым -трансферты и бюджетные инвестиции туда росли быстро. ■