Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ В 2017 г.'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ В 2017 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регионы РФ / социально-экономическое положение регионов / бюджеты регионов / Russian regions / socio-economic situation of regions / regional budgets

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Зубаревич

Социально-экономическое положение регионов в 2017 г. несколько улучшилось по сравнению с 2016 г. В большинстве из них продолжался рост промышленности, в половине регионов выросли инвестиции. Сохраняется низкий уровень безработицы. Однако доходы населения, как и жилищное строительство, сокращались в большинстве субъектов РФ. Концентрация инвестиций в столице и в ведущих нефтегазодобывающих регионах, а также геополитический приоритет бюджетного инвестирования в Крым усиливают поляризацию в положении территорий. Отрыв Москвы по доходам бюджета от остальных регионов нарастает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socioeconomic Development and Budget Status of Russian Regions in 2017

In 2017, Russia’s regions saw their socioeconomic status improve marginally over 2016. Industrial sectors continued to increase in most of the regions, as investment rose in half of the regions. The unemployIn 2017, Russia’s regions saw their socioeconomic status improve marginally over 2016. Industrial sectors continued to increase in most of the regions, as investment rose in half of the regions. The unemployment rate continued to be low. However, personal incomes and residential construction contracted in most of the regions. Concentration of investment in Moscow and in leading oil and gas producing regions, as well as the geopolitical priority of government investing in Crimea, contributed to further regional polarization. Regions’ budget revenues continued to trail further behind Moscow.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ В 2017 г.»

Регионы

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ В 2017 г.*

Наталья ЗУБАРЕВИЧ

Главный научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р геогр. наук, профессор. E-mail: [email protected]

Социально-экономическое положение регионов в 2017 г. несколько улучшилось по сравнению с 2016 г. В большинстве из них продолжался рост промышленности, в половине регионов выросли инвестиции. Сохраняется низкий уровень безработицы. Однако доходы населения, как и жилищное строительство, сокращались в большинстве субъектов РФ. Концентрация инвестиций в столице и в ведущих нефтегазодобывающих регионах, а также геополитический приоритет бюджетного инвестирования в Крым усиливают поляризацию в положении территорий. Отрыв Москвы по доходам бюджета от остальных регионов нарастает.

Ключевые слова: регионы РФ, социально-экономическое положение регионов, бюджеты регионов.

Социально-экономическое развитие

Осеннее замедление и без того слабого экономического роста, зафиксированного в целом по РФ, проявилось и в регионах.

Рост промышленности в январе-ноябре 2017 г. замедлился до 1,2% по отношению к тому же периоду 2016 г., а в обрабатывающих отраслях он почти остановился (+0,4%). Количество регионов со спадом промышленного производства сократилось до 15; наиболее проблемными остаются Республика Бурятия (-14%) и Чукотский автономный округ (-7%). Среди регионов с развитой промышленностью небольшой спад сохранялся в Ханты-Мансийском автономном округе (-1%), Республике Коми (-2%), Ивановской области (-3%). Самые же высокие темпы роста показали Архангельская (+18%), Ярославская, Калужская, Московская области (+13-15%), т.е. территории с развитой обрабатывающей промышленностью, со значительной долей ВПК или с восстанавливающимся автопромом. Значительный рост производства отмечался в главном регионе добычи газа - Ямало-Ненец-

ком автономном округе (+10%), а также в газодобывающей Астраханской области (+32%). В Дальневосточном федеральном округе быстро росла промышленность в Приморском (+19%) и Хабаровском (+12%) краях, однако два наиболее развитых промышленных региона - Сахалинская область и Якутия - были близки к стагнации (+1-2%). В целом доля Дальнего Востока в промышленном производстве России остается небольшой - около 4%. (См. рис. 1.)

В обрабатывающей промышленности спад в исследуемый период наблюдался в 14 регионах; хуже всего динамика была в Бурятии (-18%). Это нетипично для России - обычно география спада в обрабатывающих отраслях шире, чем в целом по промышленности. Основная причина - осеннее сокращение производства в добывающих отраслях, прежде всего в нефтяной, при более стабильной ситуации в обрабатывающих.

По данным за первые три квартала 2017 г., инвестиции относительно соответствующего периода предыдущего года выросли на 4,2%.

* - Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 1 (62) (январь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

ч О

О) а

0

1

о

Рис. 1. Динамика промышленного производства в январе-ноябре 2017 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года

о

70

60

Промышленность ■ В том числе обрабатывающая

п а О

о п п

о

50

40

30

20

10

-10

¡1:

_

в

-20

Источник: Росстат.

Максимальными темпами роста по-прежнему выделялись здесь геополитически приоритетные субъекты РФ - Республика Крым (рост в 4,2 раза) и г. Севастополь (в 2,4 раза). Доля бюджетных инвестиций в Крым в общем их объеме превысила 80%, поскольку бизнес сюда не идет.

Общий рост инвестиций был обеспечен в основном за счет столицы и ведущих нефтегазодобывающих регионов. В условиях экономической стагнации и высокой неопределенности бизнес инвестирует преимущественно в регионы с явными конкурентными преимуществами -агломерационными и сырьевыми. Москва сконцентрировала 11,5% всех инвестиций в РФ, а два важнейших нефтегазодобывающих автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий) - почти 15%; быстро росли инвестиции и в новом нефтегазодобывающем регионе - Якутии. (См. табл. 1.)

Территориальная структура инвестиций усиливает сырьевой характер российской экономики и преимущественное положение столицы, чьи инвестиции из сверхбогатого бюджета в основном направляются на развитие транспортной инфраструктуры и благоустройство городской среды.

В жилищном строительстве в январе-ноябре 2017 г. сохранялась отрицательная динамика (-4%). Наиболее сильный спад произошел в Северо-Кавказском (-24%), Сибирском (-13%) и Дальневосточном (-8%) федеральных округах. Ввод жилья немного вырос только в Южном и Северо-Западном федеральном округах, в последнем - за счет Ленинградской области (+24%) и С.-Петербурга (+3%). Спад сохранялся в 46 регионах, т.е. более чем в половине из них. Среди субъектов РФ с большими объемами ввода жилья отрицательная динамика сохранялась в Москве (-18%), Воронежской (-19%), Новосибирской (-21%), Тюменской (-12%) и Свердловской (-2%) областях. Замедлился спад в данной сфере в Краснодарском крае (-4%), а в Ростовской области и в Республике Дагестан он прекратился.

Помимо северной столицы и ее пригородов ввод жилья увеличился в Московской области (+7%), на которую приходится почти 12% всего вводимого в стране жилья, а также в Самарской области (+11%); слабый рост показателя отмечался в Республике Татарстан и в Нижегородской области. Жилищное строительство быстрее восстанавливается на юге и в городах-миллионниках Поволжья. Но самые высокие темпы роста наблюдались в Республике Крым (в 2,6 раза), и не только из-за эффекта низкой базы -доля Крыма вместе с Севастополем превысила 1% ввода жилья в стране. Спрос населения на недвижимость в Кры-

Таблица 1

Динамика и доля инвестиций по федеральным округам и регионам-лидерам в январе-сентябре 2017 г., в %

Федеральный округ/регион Прирост к соответствующему периоду предыдущего года Доля в инвестициях в РФ

РФ 4 100,0

Центральный ФО 22 24,5

г. Москва 20 11,5

Московская обл. -3 3,7

Уральский ФО 3 20,3

Ямало-Ненецкий АО -5 7,8

Ханты-Мансийский АО 17 6,9

Приволжский ФО -6 14,5

Республика Татарстан -1 3,8

Северо-Западный ФО 4 11,1

г. Санкт-Петербург -4 4,0

Сибирский ФО -3 9,4

Красноярский край -13 2,6

Южный ФО 21 8,4

Краснодарский край 5 3,0

Ростовская обл. 21 1,9

Республика Крым 320 1,3

Дальневосточный ФО 10 7,5

Республика Якутия 35 2,6

Сахалинская обл. -23 1,5

Северо-Кавказский ФО 5 2,5

Республика Дагестан 5 1,1

Источник: рассчитано автором поданным Росстата.

му, с большой вероятностью, будет расти -многим россиянам нравится жить у южного моря в комфортном климате. В 2018 г. жилищное строительство начнет выходить из кризиса и в других регионах благодаря значительному росту ипотечного кредитования в 2017 г.

Оборот розничной торговли медленно расширялся начиная со второго квартала 2017 г. (за январь-ноябрь - на 1% к аналогичному периоду 2016 г.) - также благодаря увеличению потребительского кредитования (реальные доходы населения продолжали сокращаться). По данным Росстата, спад розничной торговли сохранялся только в Уральском федеральном округе (-1,5%), а рост был более заметным на Северном Кавказе (+2,7%) и в Центре (+2,2%). Достоверность данных по Северному Кавказу относительна, так как в этих республиках много открытых рынков с плохо учитываемым оборотом торговли, поэтому применяются статистические дооценки. Измерения розничной торговли по отдельным регионам еще менее точны, но тенденция улучшения видна - доля субъектов РФ с положительной динамикой увеличилась до 70%.

Ситуация на региональных рынках труда тоже немного улучшилась: доля занятых неполное рабочее время сократилась в третьем квартале 2017 г. до 2,6% по сравнению с 3,1% в конце 2016 г. Количество регионов с повышенной неполной занятостью уменьшилось; данная проблема длительное время сохраняется в Республике Крым (6,2%), г. Севастополе (4,8%), Ульяновской области (5%), Пермском крае, Кировской, Нижегородской и Томской областях, С.-Петербурге (более 4%).

Объем просроченной задолженности по заработной плате в 2017 г. в целом по стране был относительно невелик и почти не менялся в течение года.Более значительная просроченная задолженность по заработной плате на одного среднесписочного занятого наблюдалась в регионах Дальнего Востока: Приморском крае, а с осени - и в Хабаровском крае, ухудшилась ситуация в данном отношении в Амурской области.

Уровень безработицы по методологии МОТ в сентябре-ноябре 2017 г. оставался низким (5,0%) и даже сократился по сравнению с тем же периодом предыдущего года (5,3%). Небольшое снижение уровня безработицы за год произошло в части регионов Центра, где он и так невелик, а также в некоторых регионах с повышенным уровнем безработицы (в республиках Марий Эл, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Курганской области, Алтайском крае).

Негативная тенденция - продолжение спада реальных денежных доходов населения (-0,8% за январь-октябрь 2017 г. к аналогичному периоду предыдущего года). Краткий период небольшого роста доходов в августе и сентябре сменился их падением в октябре и ноябре. Более устойчивый рост возможен здесь в начале 2018 г. в связи с объявленной властями индексацией заработной платы бюджетников и пенсий, но он вряд ли будет существенным - индексация составляет только 4%.

Хотя региональные данные не всегда объяснимы, тем не менее очевидно, что падение реальных доходов перестало быть всеобщим: в январе-октябре 2017 г. они выросли в годовом выражении в 16 регионах, сильнее всего-в Республике Крым (+14%), медленнее - в республиках Кабардино-Балкария, Ингушетия, Дагестан, Алтай и в Амурской области (+3-5%). Среди субъектов РФ с растущими денежными доходами населения преобладают высокодотационные и слаборазвитые. Объяснить это можно тремя причинами: повышенной долей занятых в бюджетном секторе (зарплаты в социальных отраслях росли быстрее из-за необходимости выполнения указов Президента), медленной оптимизацией расходов бюджетов на социальную защиту и выплату пособий (что поддержало доходы населения) и повышенной долей занятых в неформальном секторе экономики (заработки в нем рассчитываются методом статистических дооценок и могут завышаться).

В целом социально-экономическое положение регионов в 2017 г. немного улучшилось по сравнению с 2016 г.; однако кризис не за-

кончился - доходы населения сокращались в большинстве регионов, как и жилищное строительство, поляризация их развития усилилась.

Доходы и расходы бюджетов

Доходы консолидированных бюджетов регионов за январь-октябрь 2017 г. выросли по сравнению с тем же периодом 2016 г. существенно - на 8,8%. Позитивную динамику обеспечили выросшие на 11-14% поступления налогов на прибыль и на имущество, стабильный рост НДФЛ и увеличение трансфертов. Несмотря на экономическую стагнацию, почти на 15% увеличились поступления налога на совокупный доход, который платит малый бизнес. Существенно сократились только поступления акцизов из-за изменения пропорций их распреде-

ления в пользу федерального бюджета. (См. табл. 2.)

Значительнее всего выросли доходы бюджета Ненецкого автономного округа (+60%) из-за эффекта низкой базы, связанного с обвалом в 2016 г., и Республики Крым (+52%) благодаря росту трансфертов в 1,5 раза по сравнению с предшествующим годом и появлению крупных налогоплательщиков, что увеличило поступления налога на прибыль в бюджет региона в 3,5 раза. Рост доходов Калининградской области на 42% обусловлен увеличением объема трансфертов на 81%, которые выделяются для компенсации потерь компаний-резидентов особой экономической зоны из-за пересмотра льгот после вступления России в ВТО. В числе лидеров по росту данного показателя -также Ямало-Ненецкий автономный

Таблица 2

Динамика доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов и количество регионов со снижением доходов/ра сходов консолидированного бюджета в январе-октябре 2017 г.

Прирост к соответствующему периоду предыдущего года, в % Количество регионов, сокративших доходы/расходы

Доходы - всего 8,8 13

в том числе:

НДФЛ 8,0 5

Налог на прибыль 11,4 19

Акцизы -8,0 71

Налог на имущество 14,5 9

Налог на совокупный доход 14,7 3

Трансферты 7,6 27

Расходы - всего 6,6 16

в том числе:

Национальная экономика 12,4 31

ЖКХ 12,4 27

Образование 4,9 8

Здравоохранение* 6,2 31

Культура 13,2 9

Социальная политика** -0,1 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физкультура и спорт 23,5 19

* - С добавлением страховых взносов на ОМС неработающего населения для сопоставимости расчетов. ** - Без учета страховых взносов на ОМС неработающего населения для сопоставимости расчетов. Источник: рассчитано автором по данным Федерального казначейства.

округ, Астраханская и Кемеровская (+24%), Белгородская (+19%) и Калужская (+17%) области. Но самую большую прибавку получила Москва - рост доходов на 15% добавил столичному бюджету 240 млрд. руб.; по итогам года доходы бюджета города превысят 2 трлн. руб. - это каждый пятый рубль доходов бюджетов всех регионов.

Только в 13 регионах доходы бюджета сократились, сильнее всего - в Сахалинской области (-24%) из-за резкого уменьшения поступлений налога на прибыль (-44%), а также в Республике Ингушетия (-18%) вследствие снижения объема трансфертов на 22%. В 2017 г. пострадали бюджеты еще двух нефтедобывающих регионов - Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа (-7-8%) из-за сокращения поступлений налога на прибыль в каждом из них на 40%. В последнем регионе ситуация просто загадочная: поступления налога на прибыль от консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) упали в шесть раз (с 26,8 до 4,6 млрд. руб.), тогда как в Москве поступления от КГН также загадочно выросли в 2,3 раза (с 39 до 90 млрд. руб.). Доходы бюджета Кабардино-Балкарии снизились на 9% вследствие сокращения акцизов и трансфертов; уменьшение доходов в Чукотском автономном округе на 7% было обусловлено почти двукратным падением налога на прибыль. У каждого «проблемного» региона - свои печали...

Расходы консолидированных бюджетов регионов в январе-октябре 2017 г. выросли относительно аналогичного периода 2016 г. на 6,6%, что также лучше динамики за предыдущий год. Сократились расходы только у 16 субъектов РФ. Вдвое более высокими темпами по сравнению с динамикой всех расходов бюджетов росло финансирование национальной экономики и ЖКХ. В расходах на национальную экономику заметна поляризация -каждый пятый регион их значительно увеличил, а треть регионов сократила из-за бюджетных проблем. Быстрее всего росли расходы на экономику в Республике Крым (+89%), Кали-

нинградской области (+75%), в республиках Чувашия (+57%) и Ингушетия (+44%).

Динамика расходов на ЖКХ также разнородна, но крайне нестабильна - год от года лидеры и аутсайдеры здесь меняются. Наиболее устойчив только столичный приоритет расходов на благоустройство: в январе-октябре 2017 г. в бюджете Москвы эти расходы увеличились на 30% (на долю столицы приходится 61% всех расходов бюджетов регионов на эти цели) -другим регионам современная городская среда просто не по карману. Только г. Севастополь стремится быть похожим на Москву: расходы его бюджета на благоустройство выросли в 3,8 раза.

Приоритеты в социальных расходах в 2017 г. изменились. Быстрее всего росли расходы на физкультуру и спорт (+23%) - чемпионат мира по футболу не за горами. Однако среди лидеров роста оказались не только регионы, в которых он будет проходить, но также и г. Севастополь, республики Крым, Карачаево-Черкесия и Тыва (рост в 2,2-2,4 раза). Значительное увеличение расходов на культуру в большинстве субъектов РФ может быть связано с повышением заработной платы бюджетников в этой сфере, а также с предстоящими выборами. Рост расходов на образование ненамного превысил темпы инфляции, но по сравнению с предыдущими годами это уже неплохо. К тому же количество регионов, снизивших расходы на образование, сократилось до минимума (республики Кабардино-Балкария, Тыва, Удмуртия, Коми, Якутия, Карелия и Сахалинская область)- их власти снижали инвестиции в человеческий капитал из-за бюджетных проблем.

Динамика расходов бюджетов регионов на здравоохранение и социальную политику несопоставима с предыдущими годами, так как в 2017 г. произошли изменения в бюджетном классификаторе. Почти во всех субъектах РФ страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) неработающего населения были перенесены из статьи «Здравоохранение» в статью «Социальная политика».

Чтобы корректно измерить динамику расходов по этим двум статьям, страховые взносы на ОМС неработающего населения были исключены при расчетах из статьи «Социальная политика» и добавлены в статью «Здравоохранение». Пересчет показывает, что расходы бюджетов регионов на здравоохранение в январе-октябре 2017 г. выросли в годовом выражении на 6%, однако изменения в бюджетной отчетности вынуждают оценивать данную динамику с осторожностью.

Пересчет также показывает, что расходы на социальную политику (социальную защиту населения) в январе-октябре 2017 г. остались на уровне 2016 г., а в 35 регионах они сократились. В предыдущие годы соцзащита, в которой более 70% расходов приходится на пособия населению, не подвергалась оптимизации, а в 2017 г. регионы оптимизировали социальные выплаты населению, ужесточали правила для получателей пособий с целью ограничения к ним доступа и не проводили индексацию многих пособий. Минфин России требует сбалансировать расходы и доходы бюджетов, возможностей у регионов в этом отношении не так много, и оптимизация расходов на соцзащиту -одна из них. Минтруд России разработал методику выплат пособий населению с учетом нуждаемости, в связи с чем регионы должны пересматривать и ужесточать свои критерии. В результате фискальные приоритеты одержали победу над электоральными.

Превышение роста доходов субъектов РФ над расходами позволило снизить дефицит региональных бюджетов. По данным за январь-октябрь 2017 г., он был зафиксирован только в 22 регионах (за тот же период 2016 г. - в 33). Лидируют по масштабам дефицита Республика Мордовия (24%), г. Севастополь (17%), а также Кабардино-Балкария и Еврейская автономная область (13%). В Республике Хакасия дефицит уменьшился до 9%, поскольку ей выделили дополнительную помощь из федерального бюджета. В 2017 г. дефицит бюджета стал проблемой в Томской области (8%) из-за резкого сокращения поступлений нало-

га на прибыль. Стабильно дефицитны бюджеты Республики Калмыкия, Костромской и Псковской областей (5-8%) - в этих регионах слабая бюджетная политика дополняется слабым ростом доходов. К концу 2017 г. количество регионов с дефицитом бюджета должно вырасти, поскольку на декабрь приходятся основные расходы по оплате госконтрактов. Однако проблемных регионов будет меньше, чем в 2016 г., - они постепенно учатся сводить концы с концами.

Проблема долга регионов и муниципалитетов также немного смягчилась - его объем с января до начала ноября 2017 г. снизился на 8%. Однако динамика долга поляризуется: регионы с меньшей долговой нагрузкой его сокращают, а с максимальной - наращивают. На начало ноября 2017 г. самыми проблемными регионами в данном отношении оставались все те же: республики Мордовия, Хакасия, Карелия, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Костромская и Смоленская области. (См. рис. 2.) В Республике Мордовия огромный долг дополняется максимальным дефицитом бюджета и проблема возврата долга усугубляется.

В структуре долга 43% составляют сверхдешевые бюджетные кредиты, доля дорогих кредитов банков сократилась до 32%. Однако в Костромской, Орловской, Астраханской, Псковской, Ивановской, Ульяновской областях, Республике Кабардино-Балкария основная часть долга - кредиты банков. На ее обслуживание расходуется значительная доля бюджета: в Республике Хакасия - 9%, в других регионах с высокой долговой нагрузкой -от 4 до 6%; это серьезная ноша.

Минфин России планирует резко сократить объем бюджетных кредитов в 2018 г. и свести их к минимуму в 2019-2020 гг. Чтобы получить пролонгацию возврата ранее полученных кредитов на пять-семь лет, регионы должны сводить бюджет без дефицита, наращивать доходы темпами выше уровня инфляции и сокращать неэффективные расходы. Как показывает динамика доходов и расходов бюджетов в 2017 г., сильно закредитованные ре-

ч

О)

О) А

0

1

о

п

А

о

о п п

о

в

Рис. 2. Структура долга регионов и муниципалитетов на 01.11.2017 г., в консолидированного бюджета региона за 2017 г.

к собственным (налоговым и неналоговым) доходам

о

©О ЗО о-Яоюаоишзюдотаошаош -Ц-о оооооооооооооооо5Я ----------------^оО

ииииииииииии^ииии/ з х т т т т ¥ с[х х си л ала а.1-ошоогао5,огак аГаЗ с с; >о 5 о ООгЩчаИтг 5

£ 20™ ° 5.

од: о;о:^ о^ско: в;

тататата._:гатата2гаш тага та

иииуиииНиш и и .та * и

._: ш цдШ с[ц[х си- ---

5с 3=:°- гаЗга £га

хч>2йй[

гага с

еег&Е

Кредиты банков ■ Бюджетные кредиты

Ценные бумаги и гарантии

Источник, рассчитано автором поданным Минфина России.

гионы вряд ли смогут это сделать, и тогда федеральные власти окажутся перед выбором -помогать в критической ситуации или наказывать. С большой вероятностью задача поддержания политической стабильности останется главным приоритетом: долги простят, трансфертов добавят -в России пока еще не уволили ни одного губернатора за неадекватную бюджетную политику и плохие экономические показатели.

Окончательные бюджетные итоги 2017 г. пока не подведены, но основные тренды видны: доходы растут быстрее расходов; регионы

улучшают сбалансированность бюджетов; приоритет расходов на экономику дополнился расходами на спорт и ЖКХ; расходы на человеческий капитал растут медленнее, сопоставимо с темпами инфляции, а расходы на социальную защиту населения оптимизируются более жестко, несмотря на предвыборный период. Регионы поляризуются, а отрыв Москвы от остальных субъектов РФ по доходам бюджета нарастает. Для федеральных властей главным геополитическим приоритетом в 2017 г. стал Крым -трансферты и бюджетные инвестиции туда росли быстро. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.