Научная статья на тему 'РЕГИОНЫ РОССИИ В 2017 г. И В НАЧАЛЕ 2018 г.'

РЕГИОНЫ РОССИИ В 2017 г. И В НАЧАЛЕ 2018 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регионы РФ / социально-экономическое положение регионов / бюджеты регионов / RF regions / socio-economic situation of regions / regional budgets

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Зубаревич

В начале 2018 г. социально-экономическое положение российских регионов стало менее проблемным, но устойчивого роста в большинстве из них не наблюдается. Состояние бюджетов немного улучшилось. Динамика доходов и расходов без учета вклада Москвы – весьма скромная. Федеральная поддержка концентрируется в геополитически приоритетных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Regions in 2017 and Early 2018

In early 2018, Russian regions saw their socioeconomic status less problematic. However, none of them has reported sustainable development. Budgets have improved somewhat. Dynamics of income and expenditure less Moscow was rather moderate. Federal assistance is channeled to regions of geopolitical priority.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНЫ РОССИИ В 2017 г. И В НАЧАЛЕ 2018 г.»

Социальная сфера

РЕГИОНЫ РОССИИ В 2017 г. И В НАЧАЛЕ 2018 г.*

Наталья ЗУБАРЕВИЧ

Главный научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р геогр. наук, профессор. E-mail: [email protected]

В начале 2018 г. социально-экономическое положение российских регионов стало менее проблемным, но устойчивого роста в большинстве из них не наблюдается. Состояние бюджетов немного улучшилось. Динамика доходов и расходов без учета вклада Москвы — весьма скромная. Федеральная поддержка концентрируется в геополитически приоритетных регионах.

Ключевые слова: регионы РФ, социально-экономическое положение регионов, бюджеты регионов.

Социально-экономическое развитие

Кризисный спад. в российских регионах завершился в 2017 г по большинству индикаторов.

Промышленное производство выросло в 74 субъектах РФ. Среди территорий с более развитой индустрией быстрее росли Астраханская и Архангельская области (31-37%), Хабаровский и Приморский края (17-20%), Ярославская, Калужская, Московская области (1214%), при том что в большинстве из них в предыдущие два года отмечалась неблагоприятная динамика промпроизводства. Промышленное производство сократилось в нефтедобывающих Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, республиках Коми и Удмуртия, Томской области. В обрабатывающей промышленности, которая практически не росла (0,2% в 2017 г. в целом по РФ), спад наблюдался в 15 регионах.

В январе-феврале 2018 г. при общероссийском росте на 2% промышленное производство снизилось в 18 регионах, сильнее всего -в Тульской область (-20%) из-за сокращения гособоронзаказа. Продолжался спад в ряде нефтедобывающих регионов - Ненецком АО (-10%), Республике Коми (-3%), Ханты-Мансийском АО (-1%).

В 2017 г. начался рост инвестиций и в целом по России (4,4%), и почти в 2/3 территорий. Лидеры по этому показателю - Республика Крым (в 2,3 раза) и г. Севастополь (на 65%), некоторые нефтегазодобывающие регионы (Ненецкий АО - 65%, Республика Саха (Якутия) - 35%). Однако динамика инвестиций нарастающим итогом с 2013 г. показывает, что кризисный спад здесь пока не преодолен: в 2017 г. объем инвестиций в реальном выражении был на 8% ниже, чем в 2013 г., и он не вернулся на докризисный уровень в 58 субъектах РФ. За четыре года более значительно выросли инвестиции в регионах новой добычи нефти и газа (Ненецком и Ямало-Ненецком АО, Якутии) и реализации крупных проектов (Амурской области). (См. рис. 1.)

Инвестиции концентрируются в ведущих нефтегазодобывающих регионах и в крупнейших агломерациях: в 2017 г. два автономных округа Тюменской области получили 12,7% всех инвестиций в России, Москва - 12,4%, Московская область - 4,2%, С.-Петербург -4,1%. Таким образом, на пять ведущих субъектов РФ приходится треть всех инвестиций в стране. Дальний Восток получил только 7,6% инвестиций, его доля незначительно выросла

* - Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 8 (69) (апрель 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

£9 310г ЭМПГ-ЛУ1Л1 • 5 5Г\| • 53 Э1Л1П10Л • 1ЫЭ1Л1сЮ1ЭЛЭС1 ЭИЛЮЫОЭЭ [\IVISSnid

Ненецкий АО Респ. Саха (Якутия) Амурская обл. Мурманская обл. Каб.-Балкарская Респ. Чеченская Респ. Архангельская обл.

Вологодская обл. Забайкальский край Ямало-Ненецкий АО Волгоградская обл.

г. Москва > Тюменская обл.

Липецкая обл.

Респ. Алтай Тульская обл. Ленинградская обл. Владимирская обл. Калининградская обл. Воронежская обл. Курская обл. Ханты-Мансийск. АО Респ. Карелия Сахалинская обл. Тюменская обл. без АО Иркутская обл. Тверская обл. Респ.Татарстан Ростовская обл. Саратовская обл. Московская обл. Ульяновская обл. Архангельская обл. без АО Оренбургская обл.

г. С.-Петербург Астраханская оол.

РФ

Тамбовская обл. Орловская обл. Новгородская обл. Красноярский край Смоленская обл. Респ. Мордовия Респ. Дагестан Белгородская обл.

Пермский край Магаданская обл. Удмуртская Респ. Приморский край Свердловская обл. Ставропольский край Псковская обл. Респ. Сев.Осетия Самарская обл. Респ. Башкортостан Костромская обл. Пензенская обл. Камчатский край Респ. Адыгея Челябинская обл. Кар.-Черкесская Респ. Алтайский край Брянская обл. Респ. Бурятия Омская обл. Кировская обл. Чувашская Респ. Кемеровская обл. Рязанская обл. Томская обл. Респ. Калмыкия Ярославская обл. Новосибирская обл. Нижегородская обл. Калужская обл. Чукотский АО Еврейская авт.обл. Хабаровский край Ивановская обл. Курганская обл. Респ. Хакасия Респ. Коми Респ. Тыва Краснодарский 1фай Респ. Марии Эл Респ. Ингушетия

£ □

ф X

о

•С X

Т.

о и

■-1 8юг экл/ьун а и '-I ¿юз а июэси ннонш

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

по сравнению с 2014 г. (6,0%), а доля Сибирского федерального округа - сократилась с 10,9% в 2014 г. до 9,5% в 2017 г. Очевидно, что территориальная структура инвестиций не способствует «повороту» российской экономики «на восток».

На бюджетные инвестиции приходится только 16% всего их объема, и они делятся примерно пополам между федеральным бюджетом и консолидированным региональным и местными бюджетами. Федеральный бюджет в 2017 г. инвестировал в геополитические приоритеты: Крым с Севастополем получили почти 13% бюджетных инвестиций; резко выросла доля инвестиций в Краснодарский край и Ростовскую область (по 7%) для финансирования инфраструктуры Крыма, а в Ростовской области - еще и в объекты чемпионата мира по футболу. Четверть инвестиций из федерального бюджета тем или иным образом связана с Крымом.

Инвестиции из бюджетов регионов еще более территориально дифференцированы -на Москву приходится 35%, на Санкт-Петербург - менее 9%. Огромные инвестиционные возможности бюджета столицы усиливают ее отрыв от всей страны в развитии инфраструктуры и модернизации городской среды.

Ввод жилья по всей стране сократился в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом на 2,1%. Отрицательная динамика этого показателя в 2017 г. наблюдалась в 42 регионах (в 2016 г. - в 48), хуже всего она была в Сибирском (-16%) и Дальневосточном (-10%) федеральных округах; рост отмечался только в Южном ФО (на 6%) благодаря трехкратному увеличению ввода жилья в Крыму.

В январе-феврале 2018 г. ввод жилья вырос на 25% к тому же периоду 2017 г. Из территорий с большим объемом жилищного строительства лучшая динамика отмечалась в Московской области (в 2,9 раза), Новосибирской, Тюменской, Нижегородской областях (в 1,9-2 раза), Республике Татарстан (на 47%). Рынок жилья восстанавливается за счет быстрого роста ипотечного кредитования.

В 2017 г. завершился спад в розничной торговле. Положительная динамика фиксировалась здесь во всех федеральных округах, кроме Уральского - из-за сохранявшегося спада в Свердловской и Челябинской областях (на 1,5-3%). Количество субъектов РФ с отрицательной динамикой розничной торговли сократилось до 16. В январе-феврале 2018 г. слабый рост розничной торговли продолжился (на 2% к аналогичному периоду 2017 г.), а количество регионов с отрицательной динамикой снизилось до 6.

Состояние региональных рынков труда стабильно. Уровень безработицы минимален -5,1% (декабрь 2017 г. - февраль 2018 г.); изменений в регионах за год здесь почти не произошло. Неполная занятость сократилась с 3,1% от списочной численности работников в четвертом квартале 2016 г. до 2,7% в четвертом квартале 2017 г. Территорий с повышенной неполной занятостью немного: Республика Крым (7,5% от списочной численности работников), г. Севастополь (4,9%), Пермский край, Республика Алтай, Томская, Самарская, Новгородская области (4,0-4,6%). Просроченная задолженность по заработной плате минимальна; в начале 2018 г. повышенные значения этого показателя фиксировались в Приморском крае, Ненецком АО, республиках Карелия и Северная Осетия.

Главная проблема 2017 г. - продолжение тенденции снижения реальных доходов населения в целом по стране (-1,1%) и в 65 субъектах РФ. Региональная статистика не слишком достоверна, поэтому объяснять динамику этого показателя сложно. Спад сильнее в дальневосточных и сибирских регионах, быстрее всего росли доходы населения Крыма (13%). За период с 2014 по 2017 гг. реальные доходы населения снизились на 11%. Наибольшее снижение произошло в Уральском (-17%), Поволжском (-14%) и Сибирском (12%) федеральных округах, меньше - в Южном и Северо-Кавказском (-7-8%), т.е. в регионах с более аграрной структурой экономики.

Бюджеты регионов

В 2017 г. доходы консолидированных бюджетов регионов росли быстрее, чем в 2016 г. (на 8,4%). Основной вклад в такую динамику внес бюджет Москвы, на который приходится почти 20% доходов бюджетов регионов России. (См. таблицу.)

Лидерами роста доходов бюджета в 2017 г. были Крым и г. Севастополь (37 и 42% соответственно ) благодаря резко выросшим трансфертам (на 32 и 62%). В Крыму также в три раза увеличились поступления налога на прибыль - в основном за счет платежей крупных строительных компаний. Доходы бюджета Ненецкого АО повысились на 37% благодаря росту цен на нефть, в Калининградской области -на 30% из-за двукратного роста трансфертов, направляемых на поддержку компаний, работающих в особой экономической зоне. Рост доходов в Белгородской, Кемеровской областях и в Ямало-Ненецком АО на 1823% был связан с увеличением поступлений налога на прибыль. Сокращение доходов бюджета в 2017 г. произошло только в 9 регионах.

Трансферты регионам в 2017 г. увеличились на 8%. Максимальную долю трансфертов в доходах бюджета имели республики Ингушетия и Чечня (80-81%), Тыва (74%), Дагестан и Алтай (69-70%), Карачаево-Черкесия (65%), Крым (63%), а также Калининградская область, Камчатский край и г. Севастополь (60%). По объему трансфертов лидируют Крым и Севастополь (суммарно - 119 млрд. руб., рост в 2017 г. почти на 32 млрд. руб.), Дагестан (75 млрд. руб., рост на 10 млрд. руб.), Якутия (66 млрд. руб.) и Чечня (62 млрд. руб., рост на 6 млрд. руб.). Поддержка регионов, являющихся приоритетными для федеральных властей, усилилась.

Расходы консолидированных бюджетов регионов в 2017 г. росли быстрее, чем в 2016 г. (на 8,8%), - в основном за счет бюджета Москвы. (См. таблицу.) В столице быстрее всего повышались расходы на ЖКХ за счет расходов на благоустройство, доля которых в 2017 г достигла почти 12% всех расходов московского бюджета и сопоставима с расходами столицы на образование (246 и 277 млрд. руб. соответственно).

Динамика доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов в 2017 г., в % к 2016 г.

Все регионы Без Москвы Москва

Доходы 8,4 7,3 13,2

Налог на прибыль 10,9 8,8 17,1

НДФЛ 7,7 7 10,1

Акцизы -7,6 -7,5 -8,6

Налог на имущество 11,9 9,4 28,8

Налог на совокупный доход 15 13,1 23,5

Трансферты 8,4 10,8 -40

Расходы 8,8 6,3 20,6

Общегосударственные вопросы 5,2 3,8 17,1

Национальная экономика 14,3 10,4 26,5

ЖКХ 20,5 6,2 52,5

Образование 5,6 5,6 5,5

Социальная политика* 2,7 0,1 4,0

Здравоохранение* 8,1 4,9 10,5

* - Расчеты автора с корректировкой на изменения структуры расходов. Источник: данные Федерального казначейства.

в) Рис. 2. Суммарный долг регионов и муниципалитетов на 1 января 2018 г., в

О доходам консолидированного бюджета региона за 2017 г.

к налоговым и неналоговым (без трансфертов)

О) а

0

1

о

п

А

о

о п п

о

> I

5

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20

п О

п в

РО с: ¿с сг 1= се ЕГ сс с! с; ее с: с! ¿50 Е ¿с с сг^ с: пОк ¿О ¿с?3 нЦ-о оо о о оо о оо о о оо о о оит ш оо о оо о оо

ксксскккксксккккккско: О-ск ск ее о^- ск ^ о; о;,^

гагопзгогпгогогапзгогпгпгогогапзл ^ ъг^ ^ ^ ^ъг ^ ^^ ^ ^ ъгъг ^ ъс.— ииииииииииии ^ги иии, I ф-О О.Ш а.1-

0 оси О га О^о гаш ш СС с£¿>»9 5

иии уии и ^и Ьоео та0- о го ЗГг та

3 со ^ о^" ^ 5 ЙО! 00^ I

< с СЦ

ааг! 1

ии ^ то

гага 5- -хаДц пз 1— "=Ги

оо О О) 5

<0 пз

со о-

гиига Йш Н со си со г= <и

п и из

Ш ГО юсГООГО ш

Кредиты банков ■ Бюджетные кредиты

Источник: расчеты поданным Минфина России.

Ценные бумаги, гарантии, иные доходы

Социальные расходы бюджетов регионов росли медленнее; финансирование образования сократилось только в 6 субъектах РФ. Расходы на социальную политику (социальную защиту населения) без учета Москвы почти не повышались, как и пособия населению в сфере социальной защиты. Перед федеральными выборами расходы на социальную защиту обычно увеличиваются - на этот раз приоритетами для властей стали повышение зарплат бюджетников и индексация пенсий в начале 2018 г.

Дефицит бюджета в 2017 г. был зафиксирован в 43 регионах (в 2016 г. - в 56). Он был максимален в Республике Мордовия (расходы на 25% превышали доходы), значителен в Костромской, Орловской, Томской областях, Республике Кабардино-Балкария, С.-Петербурге, Севастополе и Ханты-Мансийском АО (8-9%).

Суммарный долг регионов и муниципалитетов в 2017 г. почти не сократился. На начало 2018 г. самый большой долг, соотнесенный с налоговыми и неналоговыми доходами консолидированного бюджета региона, сохра-

нялся в Республике Мордовия (190%), Костромской области (117%), республиках Хакасия (110%) и Карелия (104%). В зоне риска находились еще 17 регионов - их долг на 01.01.2018 г. составлял от 70 до 90% собственных доходов. В 35 субъектах РФ долг за 2017 г. вырос. (См. рис. 2.) Доля расходов на обслуживание долга в Республике Хакасия превысила 8% всех расходов ее бюджета, в Костромской области она достигла 6%, а в республиках Удмуртия, Мордовия и в Астраханской области - почти 5%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2017 г. и в начале 2018 г. социально-экономическая динамика в регионах была менее проблемной, чем двумя годами ранее, но устойчивого роста в подавляющем большинстве регионов нет. Состояние бюджетов субъектов РФ немного улучшилось, но динамика их доходов и расходов, без учета вклада Москвы, весьма скромная. Проблемы дефицита бюджета смягчились несущественно, долг не сократился. По большинству показателей Москва все больше отрывается от других субъектов РФ, а федеральная поддержка концентрируется в геополитически приоритетных регионах. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.