Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В 6 КЛАССЕ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В 6 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / 6 КЛАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунов Михаил Юрьевич

В данной статье рассматривается проблема регионального учебника как необходимого условия реализации системно-деятельностного подхода при изучении географического краеведения в 6 классе на примере Нижегородской области. Проведён опрос учителей географии о необходимости создания регионального географо-краеведческого учебного пособия для реализации системно-деятельностного подхода при изучении географического краеведения в 6 классе. Проанализированы текстовые и внетекстовые компоненты авторских региональных учебников по географическому краеведению по проблеме исследования. Обобщён опыт изучения географического краеведения в 6 классе с целью реализации системно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TEXTBOOK AS A NECESSARY CONDITION FOR THE IMPLEMENTATION OF A SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IN THE STUDY OF GEOGRAPHICAL LOCAL HISTORY IN THE 6TH GRADE

This article discusses the problem of a regional textbook as a necessary condition for the implementation of a system-activity approach in the study of geographical local history in the 6th grade on the example of the Nizhny Novgorod region. A survey of geography teachers was conducted on the need to create a regional geographical and local history textbook for the implementation of a system-activity approach in the study of geographical local history in the 6th grade. The textual and non-textual components of the author's regional textbooks on geographical local lore on the research problem are analyzed. The experience of studying geographical local lore in the 6th grade is summarized in order to implement a system-activity approach.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В 6 КЛАССЕ»

определёнными сильными и слабыми сторонами. При этом методы не будут применяться отдельно друг от друга, лучшим решением будет являться разумное сочетание и комбинирование наблюдения, анкетирования и интервью, что позволит достоинствам одного метода компенсировать недостатки другого и наоборот. Гибкость и простота применения этих методов позволят получить достаточный объём информации, в том числе и в количественном измерении. А последующая обработка полученной информации позволит провести детальный анализ языковой личности учителя и подтвердить гипотезу о её изменении под влиянием цифровых технологий. Литература:

1. Аллахвердов, В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания / В.М. Аллахвердов. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 364 с.

2. Бузинова, Л.М. Влияние дистанционных образовательных программ на языковую личность преподавателя / Л.М. Бузинова, Л.Л. Зеленская // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2018. - № 4(32). -С. 164-170

3. Каташинских, В.С. Методы сбора социальной информации: учеб. пособие / В.С. Каташинских; [науч. ред. Ю.Р. Вишневский]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 124 с.

4. Матюшкина, М.Д. Методы педагогического исследования: учеб. пособие / М.Д. Матюшкина. - Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012. - 143 с.

5. Нестерова, О.А. К инструментализации исследования языковой личности: методика психолингвистического анализа / О.А. Нестерова // Вопросы психолингвистики. - 2015. - № 26. - С. 122-135

6. Новиков, А.М. Методология: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - Москва: ЛИБРОКОМ, 2013. - 208 с.

7. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [В.А. Сластенин и др.]; под ред. В.А. Сластенина.

- Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.

8. Рахманова, Ю.В. Методы социологического исследования: учебное пособие. - Санкт-Петербург.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. - 124 с.

9. Сафонова, Н.В. Принцип простоты в естественно-научном и гуманитарном знании / Н.В. Сафонова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - 2016.

- Т. 2 (68). - № 3. - С. 149-158

10. Социологический энциклопедический словарь: На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор - академик РАН Г.В. Осипов. - Москва: ИНФРА М - НОРМА, 1998. - 488 с.

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук Коршунов Михаил Юрьевич

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО

КРАЕВЕДЕНИЯ В 6 КЛАССЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема регионального учебника как необходимого условия реализации системно-деятельностного подхода при изучении географического краеведения в 6 классе на примере Нижегородской области. Проведён опрос учителей географии о необходимости создания регионального географо-краеведческого учебного пособия для реализации системно-деятельностного подхода при изучении географического краеведения в 6 классе. Проанализированы текстовые и внетекстовые компоненты авторских региональных учебников по географическому краеведению по проблеме исследования. Обобщён опыт изучения географического краеведения в 6 классе с целью реализации системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: региональный учебник, географическое краеведение, системно-деятельностный подход, 6 класс.

Annotation. This article discusses the problem of a regional textbook as a necessary condition for the implementation of a system-activity approach in the study of geographical local history in the 6th grade on the example of the Nizhny Novgorod region. A survey of geography teachers was conducted on the need to create a regional geographical and local history textbook for the implementation of a system-activity approach in the study of geographical local history in the 6th grade. The textual and non-textual components of the author's regional textbooks on geographical local lore on the research problem are analyzed. The experience of studying geographical local lore in the 6th grade is summarized in order to implement a system-activity approach.

Key words: regional textbook, geographical local history, system-activity approach, 6th grade.

Введение. Современный этап развития системы образования характеризуется постоянным реформированием. Реформы затронули, в первую очередь, Федеральный государственный образовательный стандарт. Центральное место в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) отводится системно-деятельностному подходу. Реализация системно-деятельностного подхода предполагает организацию учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы научить школьников использовать, полученные знания на практике. Традиционное образование, делающее упор на формирование определённой суммы знаний, уступает место современному, которое акцентирует внимание на учебной самостоятельной деятельности учащихся. Применение системно-деятельностного подхода расширяет образовательные возможности учителя географии, который может воздействовать на когнитивную, аффективную и волевую сферы сознания личности школьника. Особое место при реализации системно-деятельностного подхода занимает школьный учебник как важнейшее средство построения процесса обучения [2]. Региональный учебник по географическому краеведению в 6 классе обладает уникальными возможностями по формированию всех компонентов содержания географического образования. Таким образом, разработка региональных учебников по географическому краеведению, построенных на основе системно-деятельностного подхода, является актуальной методической проблемой.

Изложение основного материала статьи. В новом ФГОС ООО центральное место занимает системно-деятельностный подход. Поэтому, чтобы организовать учебную деятельность учащихся, необходим соответствующий учебник. Поэтому актуальным направлением современного образования является вопрос, касающийся разработки учебников и учебных

пособий. Данной проблемой в настоящее время занимаются Е.В. Геддис [2], И.М. Осмоловская, А.И. Попова [9], П.Н. Трущелёв [10] и другие. Учебник географии и региональный учебник является объектом исследования Г.К. Акавовой, А.И. Магомедовой [1], Т.В. Ершовой, Е.Ю. Петровой [4] и других. Изучение географического краеведения в 6 классе, направленного на реализацию системно-деятельностного подхода будет эффективным при условии, если учебный процесс обеспечен региональным учебным пособием. Это положение подтверждают результаты опроса учителей географии. В опросе принимало участие 177 респондентов разного возраста и опыта педагогической деятельности, работающих в школах Нижегородской области. Из них 91% ответило, что региональный учебник является необходимым условием реализации системно-деятельностного подхода при изучении географического краеведения в 6 классе. На вопрос об основной функции регионального учебника 65% учителей ответило, что он должен быть моделью процесса обучения. Соответственно, 35% учителей предпочли в качестве основной функции учебника - трансляцию знаний. Основные требования, предъявляемые к региональному учебнику по географическому краеведению для 6 класса, по мнению учителей, были следующие: небольшой объём учебной информации, обязательной для усвоения (91%), простота, логичность и последовательность текста (83%), дополнительный текст, направленный на развитие познавательного интереса учащихся (89%), тематические географо-краеведческие карты (100%), иллюстративный материал, дополняющий основной текст (77%), разноуровневые вопросы и задания, обеспечивающие организацию самостоятельной деятельности шестиклассников (73%), цветная печать (100%). Из-за отсутствия учебного пособия по географическому краеведению своего административного района некоторые учителя географии в то время отмечали, что «им легче изучать Африку, чем географию своего района».

В 2006 году была разработана программа «Географическое краеведение. Нижегородская область» для учащихся 6 класса (авторы Кнутова Н.В., Кривдина И.Ю., Кряжев А.Б., Беляева Т.К.). Но учителя на тот период не были обеспечены учебными пособиями по географическому краеведению. Это обстоятельство потребовало активизации учёных-географов, аспирантов, методистов и учителей географии по созданию краеведческих учебных пособий, как по Нижегородской области в целом, так и по административным районам в частности. Автор статьи в то время учился в аспирантуре Нижегородского государственного педагогического университета на кафедре физической географии по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (география) под руководством доктора педагогических наук, профессора Натальи Фёдоровны Винокуровой. Тема диссертационного исследования была: «Методика развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса при изучении географического краеведения». В рамках выполнения научного исследования автором статьи было написано и издано в 2008 году учебное пособие по своему родному Бутурлинскому району [7]. После успешной защиты диссертации в 2009 году автор продолжил заниматься вопросами, касающимися изучением географического краеведения в 6 классе. Положительные результаты, полученные при изучении шестиклассниками географического краеведения Бутурлинского района, способствовали дальнейшему исследованию других районов Нижегородской области. В процессе этой деятельности были подготовлены и опубликованы учебные пособия по Ардатовскому [6] и Перевозскому районам Нижегородской области (рис. 1).

АЛ.ЗО. Коршунов

У~еограсрическое

краеведение

М.ЭО. Коршунов

Теограсрическое

краеведение

М-ЗО. Коршунов

7 еограсрическое

краеведение

Рисунок 1. Авторские учебные пособия по географическому краеведению Бутурлинского, Ардатовского и

Перевозского районов Нижегородской области

Структура учебных пособий была одинакова и соответствовала программе по географическому краеведению Нижегородской области. Каждое учебное пособие включало 11 тем, такие как географическое положение и административно-территориальное деление, рельеф, климат, внутренние воды, растительный покров, почвенный покров, животный мир, охраняемые природные территории, население, хозяйство, историко-культурное наследие. В приложениях размещён справочный материал (например, сведения о Бутурлинском и прилегающих районах, календарь сезонных явлений в природе и хозяйстве, мощность снежного покрова, реки, древесные породы, памятники археологии, памятники церковной архитектуры, перечень географических объектов, топонимический словарь).

Структура и оформление параграфов в авторских учебных пособиях по Бутурлинскому, Ардатовскому и Перевозскому районам также была унифицирована. В соответствии со структурной схемой общей модели учебника, разработанной Д.Д. Зуевым [5], авторские учебные пособия включали тексты и внетекстовые компоненты (рис. 2).

Рисунок 2. Сочетание текстов (прямой шрифт) и внетекстовых компонентов (курсив) в авторском учебном пособии по географическому краеведению Бутурлинского района для учащихся 6 класса

Научно-методическая концепция авторских региональных учебных пособий по географическому краеведению административных районов Нижегородской области предполагала реализацию системно-деятельностного подхода через организацию самостоятельной познавательной деятельности шестиклассников по получению и применению знаний и умений при работе с учебником.

Текст в региональных учебных пособиях занимает около 2/3 от всего объёма. В свою очередь, большая его часть приходится на основной текст, который размещён в параграфах и обязателен для изучения и освоения школьниками. Основной текст создаёт научную картину мира ближайшего социоприродного окружения, формирует представление о единичных географических понятиях. Кроме основного текста учебные пособия содержат и дополнительный, представленный после каждого параграфа в рубрике «В копилку краеведа». Тематика данной рубрики комплиментарна основному тексту параграфа. Основная идея введения этой рубрики заключается в том, чтобы расширить кругозор, сформировать познавательный интерес шестиклассников и не является обязательной для запоминания.

Помимо текстового компонента авторские краеведческие пособия содержат и внетекстовые компоненты. Аппарат организации усвоения включает вопросы и задания для самоконтроля и географо-краеведческий практикум. После каждого параграфа размещены разноуровневые вопросы и задания, а также географо-краеведческий практикум. Вопросы и задания в конце параграфа дифференцированы по степени сложности. Задания географо-краеведческого практикума ориентированы на работу в камеральных условиях (задания с контурными картами) и на местности (наблюдения, сбор коллекций, опрос).

В соответствии с взглядами Т.П. Герасимовой иллюстративный материал географо-краеведческого учебного пособия по признаку связей с текстом условно можно разделить на три основные группы: а) рисунок просто иллюстрирует то или иное содержание; б) рисунок - неотъемлемая часть текста, который не может быть понят без обращения к иллюстрации; в) рисунок, главная функция которого - служить самостоятельным источником знаний [3].

Иллюстративный материал предназначен, прежде всего, чтобы служить одним из источников знаний и умений, а также усиливать эмоциональное, чувственно-наглядное восприятие учебного материала. Иллюстративный материал

регионального учебного пособия, в основном, представлен фотографиями. Кроме них много разнообразных графических иллюстраций, представленных в виде гипсографического профиля, графиков и диаграмм, общее количество которых составляет 34. Иллюстрации регионального учебного пособия отражают географическую действительность в обобщённом виде. При методически правильно организованной работе с ними должно обеспечиваться усвоение наиболее как общих теоретических знаний, так и единичных географических понятий [8].

Иллюстративный материал представлен цветными текстовыми тематическими картами (9 карт) и иллюстрациями (фотографии, гипсографический профиль, диаграммы и графики). Аппарат ориентировки состоит из следующих структурных элементов: предисловие, содержание, рубрикация, шрифтовые и цветовые выделения, рекомендуемая литература.

Содержание регионального учебного пособия, его методический аппарат и иллюстративный материал способствуют пониманию основного текста, а также его первоначальное закрепление и усвоение знаний. Учебное пособие по географическому краеведению создаёт предпосылки и для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся 6 класса. До сих пор перед глазами стоит картина, когда школьники впервые увидели учебное пособие автора на первом уроке по географическому краеведению и с каким интересом они рассматривали географические карты, фотографии и узнавали географические объекты из своего ближайшего окружения. Следовательно, данный авторский региональный учебник создаёт предпосылки для включения школьников в самостоятельную деятельность, обеспечивая реализацию системно-деятельностного подхода и значительно повышает познавательный интерес к изучению своей местности и к географии как к учебному предмету.

Подготовка регионального географо-краеведческого учебного пособия является достаточно сложным и ответственным делом. В первую очередь, нужно исходить из того, что любое учебное пособие должно обеспечивать обучающую функцию и вовлекало учащихся в учебную деятельность. А для того, чтобы учебник способствовал реализации системно-деятельностного подхода необходимо методически, дидактически и географически грамотно генерализировать учебный материал, подобрать иллюстрации, отрисовать тематические краеведческие карты, которые, как правило, отсутствуют, сделать фотографии географических объектов и явлений в ясную или малооблачную погоду без ветра и осадков.

Необходимым условием, предъявляемым к учебным пособиям, является то, чтобы они способствовали обучению учащихся работе с текстом, создавали возможность сочетания самостоятельной работы с основным текстом и тематическими краеведческими картами, а также многочисленным и разнообразным иллюстративным материалом. Следовательно, региональные учебные краеведческие пособия должны обеспечивать воспроизведение основного содержания, последовательное его изложение и применение, полученных знаний на практике. Для выполнения этой задачи после каждого параграфа помещены разноуровневые вопросы и задания для самоконтроля, относящиеся к аппарату организации усвоения. К вопросам и заданиям относятся, например, такие, которые предполагают воспроизведение знаний в готовом виде. В качестве примера приведём следующий вопрос - какими полезными ископаемыми богат Бутурлинский район? После них следуют вопросы и задания, которые направлены на самостоятельное применение основных знаний и приёмов учебной работы в заданиях, сходных по условиям с обучающими и требующих самостоятельной деятельности учащихся на частично-поисковом уровне. Примером такого задания может служить следующее - по гипсографическому профилю местности сравните характер поверхности склонов крупных форм рельефа на территории Бутурлинского района. После вопросов и заданий для самоконтроля следует географо-краеведческий практикум, который подразумевает вовлечение шестиклассников в самостоятельную деятельность на частично-поисковом и исследовательском уровнях. Например, опишите рельеф вашей администрации по следующему плану: в пределах какой основной формы рельефа находится; самая высокая и низкая, преобладающие отметки высот; наклон поверхности [4]. Следовательно, аппарат организации усвоения построен таким образом, чтобы сложность вопросов и заданий постепенно повышалась.

Выводы. Таким образом, разработка региональных учебников по географическому краеведению, построенных на основе системно-деятельностного подхода, является актуальной методической проблемой. Многолетний опыт автора показывает, что появление подобных учебных пособий приветствуется педагогической общественностью и способствует повышению познавательного интереса у школьников. Поэтому на современном этапе развития системы образования необходимо уделить пристальное внимание подготовке и изданию региональных географо-краеведческих учебных пособий, которые способствуют формированию компонентов содержания географического образования (знаний, умений, опыта эмоционально-ценностного отношения и опыта творческой деятельности), а в конечном итоге любви к своей малой Родине. Следовательно, создание региональных географо-краеведческих учебных пособий на уровне административного района является одним из перспективных направлений работы географов, учёных-методистов, аспирантов, а также учителей географии.

Литература:

1. Акавова, Г.К. Региональный учебник географии - важная составляющая учебного комплекса учителя и ученика / Г.К. Акавова, А.И. Магомедова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 2015. - № 1. - С. 26-30

2. Геддис, Е.В. Современный школьный учебник как средство построения процесса обучения / Е.В. Геддис // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2019. - № 193. - С. 84-91

3. Герасимова, Т.П. Методическое пособие по физической географии: 6 кл. / Т.П. Герасимова, О.В. Крылова. -Москва: Просвещение, 1991. - 176 с.

4. Ершова, Т.В. Современные школьные учебники географии: плюсы, минусы и пути модернизации / Т.В. Ершова, Е.Ю. Петрова // Научно-педагогическое обозрение, 2020. - № 5 (33). - С. 30-38

5. Зуев, Д.Д. Школьный учебник / Д.Д. Зуев. - Москва: Просвещение, 2015. - 317 с.

6. Коршунов, М.Ю. Географическое краеведение. Ардатовский район: Учебное пособие для учащихся 6 класса / М.Ю. Коршунов. - Нижний Новгород: Типография «Поволжье», 2009. - 80 с.

7. Коршунов, М.Ю. Географическое краеведение. Бутурлинский район: Учебное пособие для учащихся 6 класса / М.Ю. Коршунов. - Нижний Новгород: Типография «Поволжье», 2008. - 80 с.

8. Коршунов, М.Ю. Направленность УМК школьного курса «Географическое краеведение» на развитие самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса / М.Ю. Коршунов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. - № 82-2. - С. 72-75

9. Осмоловская, И.М. Представления учителей, обучающихся и их родителей о хорошем учебнике / И.М. Осмоловская, А.И. Попова // Проблемы современного образования, 2022. - № 5. - С. 105-115

10. Трущелёв, П.Н. Функции вопросов в учебном тексте (на материале школьных учебников) / П.Н. Трущелёв // Вестник Череповецкого государственного университета, 2022. - № 4 (109). - С. 114-130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.