Научная статья на тему 'Региональный учебник географии - важная составляющая учебного комплекса учителя и ученика'

Региональный учебник географии - важная составляющая учебного комплекса учителя и ученика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК / ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК / ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ТЕКСТОВЫЙ КОМПОНЕНТ / ВНЕТЕКСТОВЫЙ КОМПОНЕНТ / ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ / ЧАСТОТНОСТЬ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ / КОЭФФИЦИЕНТ ПРОБЛЕМНОСТИ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акавова Гозель Калсыновна

В Федеральном государственном образовательном стандарте особое место и значение придается региональному компоненту, который можно реализовать посредством создания учебника географии своего региона. В данной статье дается анализ региональным учебникам географии разного поколения и их значимости в учебном процессе и в формировании патриотизма, географической культуры и географического мышления на примере изучения географии Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акавова Гозель Калсыновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный учебник географии - важная составляющая учебного комплекса учителя и ученика»

26

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 91

РЕГИОНАЛЬНЫЙ учебник ГЕОГРАФИИ - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА

УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

THE REGIONAL GEOGRAPHY TEXTBOOK, AN IMPORTANT COMPONENT OF THE EDUCATIONAL COMPLEX

OF A TEACHER AND A STUDENT

© 2015 Акавова Г. К., Магомедова А. И.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Akavova G. K., Magomedova A. I.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В Федеральном государственном образовательном стандарте особое место и значение придается региональному компоненту, который можно реализовать посредством создания учебника географии своего региона. В данной статье дается анализ региональным учебникам географии разного поколения и их значимости в учебном процессе и в формировании патриотизма, географической культуры и географического мышления на примере изучения географии Дагестана.

Abstract. In Federal State Educational Standard the special place and importance is given to the regional component, which can be realized through the establishment of the geography textbook in their region. The author of the article analyzes the regional geography textbooks of different generations and their importance in the educational process and in the development of patriotism, geographical culture and geographical thinking on the example of studying the geography of Dagestan.

Rezjume. V Federal’nom gosudarstvennom orazovatel’nom standarte osoboe mesto i znachenie pridaetsja regional'nomu komponentu, kotoryj mozhno realizovat' posredstvom sozdanija uchebnika geografii svoego regiona. V dannoj stat'e daetsja analiz regional'nym uchebnikam geografii raznogo pokolenija i ih znachimosti v uchebnom processe i v formirovanii patriotizma, geograficheskoj kul'tury i geograficheskogo myshlenija na primere izuchenija geografii Dagestana.

Ключевые слова: региональный учебник, школьный учебник, источник знаний, средства обучения, текстовый компонент, внетекстовый компонент, иллюстративная насыщенность, частотность актуализации знаний, коэффициент проблемности заданий.

Keywords: regional textbook, schoolbook, source of knowledge, learning tools, textual component, extra-textual component, exemplary saturation, frequency of updating the knowledge, coefficient of problematic tasks.

Kljuchevye slova: regional'nyj uchebnik, shkol'nyj uchebnik, istochnik znanij, sredstva obuchenija, tekstovyj komponent, vnetekstovyj komponent, illjustrativnaja nasyshhennost', chastotnost' aktualizacii znanij, kojefficientproblemnosti zadanij.

Учебно-методические комплексы учителя и ученика, объединенные изучением школь-

ного курса региональной географии в своем перечне имеют непременно учебник как

Психолого-педагогические науки •••

важнейшее средство обучения и не менее важный источник знаний. Являясь источником знаний и средством обучения, учебник сконцентрировал в себе одновременно важнейшую дидактическую функцию методического руководства к обучающей деятельности в условиях классной и домашней работы.

В конце 20 - начале 21 вв. в методике обучения географии сложилась устойчивая педагогическая тенденция: создание учебников, способствующих самоорганизации обучения, несущих миссию руководства самостоятельной деятельностью обучающегося. Этот аспект роли учебника приобретает в организации обучения все возрастающее значение.

В дагестанской школе учебники географии Дагестана с середины 20 в. до начала 21 в. создавались плеядой ученых-геогра-фов, являющихся членами педагогического коллектива географического факультета Дагестанского государственного педагогического университета (института).

Авторы и авторские коллективы, естественно, создавали свои пособия - учебники в различные не только годы, но и исторические эпохи развития народного образования России и Дагестана. В начале 60-х годов на изучение родного края рекомендовалось отвести ограниченное количество уроков - от 6 до 8 уроков, в конце 80-х годов Министерство просвещения России рекомендовало изучать географию Дагестана по двум вариантам - 34 и 17 часов в 9 классе.

В 1963 году был выпущен учебник географии Дагестана и назывался «География Дагестанской АССР» (автор

В. А. Гиммельрейх, 1 Изд. : Махачкала,

1963 г., 2 изд. : Махачкала, 1967 г.). И в 1996 году вышел учебник «География Дагестанской АССР» под редакцией М. М. Эльдарова. Оба учебника ориентированы на изучение физической и экономической географии.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) вариативность курса географии, да и ряда других дисциплин, в соответствии с указанным законом, ощутимо возросла. Потребность в стабильном учебнике стала требованием времени. В этих условиях Министерство образования Дагестана, в лице министра Б. С. Гаджиева поручило создание нового учебного пособия доцентам кафедры экономической и социальной географии ДГПИ Сергеевой К. П. и Сурмачевскому В. И. Од-

27

новременно ими же были созданы «Программно-тематическое планирование по географии Дагестана для средней школы» (Махачкала, Учпедгиз, 1993 г.) и «Методические рекомендации к изучению географии республики Дагестан» (Махачкала, Учпедгиз, 1993 г.) с использованием разработанных Сурмачевским В. И. и Пашаевым К. И. «Временного государственного образовательного стандарта по географии Дагестана» (Махачкала, Учпедгиз, 1993 г.). К разработке учебного пособия была привлечена группа преподавателей географического факультета ДГПИ. Региональный учебник «География Дагестана» под авторством Н. А. Абасова, Б. А. Акаева, Г. К. Ака-вовой, Ш. М. Алиева, З. В. Атаева, З. Х. Гаджиевой, К. Р. Зодорова, А. А. Магомедова, Ш. Х. Омарова, К. И. Пашаева, К. П. Сергеевой, В. И. Сурмачевского, Э. М. Эльдарова вышел в 2002 году. Это уже был третий региональный учебник географии Дагестана.

Нестабильность социально-политической и экономической ситуации в стране (экономический спад, финансовый дефолт и др.) привели к тому, что учебное пособие было издано и направлено в школы республики лишь в 2002 году. Однако, коллектив авторов нового учебного пособия принял участие в конкурсе «Региональный учебник», проводимом редакцией журнала «География в школе» в 2004 г. на лучшее учебное пособие по региональной географии среди 89 административных образований России. В 2006 г. по результатам конкурса учебник «География Дагестана» под авторством К. П. Сергеевой, В. И. Сурмачевского, Ш. М. Алиева, З. В. Атаева, Б. А. Акаева, Г. К. Акавовой и др. был отмечен дипломом 3 степени. Остается сожалеть, что успех авторского коллектива преподавателей ДГПУ и редакция учебника остались незамеченными Министерством образования и науки Дагестана.

Развитие демократических начал в системе народного образования гарантирует свободу выбора от учебных программ, учебных планов до статуса учебного заведения, и в этих условиях учебник «География Дагестана» 2002 года имеет ряд важных преимуществ:

- объем учебного материала, вошедшего в содержание учебника, позволяет вести учебный процесс в различных диапазонах учебных планов и типов учебных заведений Дагестана;

28

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

- дополнительные материалы позволяют осуществлять углубленное изучение географии нашей республики;

- учитель в состоянии творчески использовать методический аппарат для индивидуально-групповой работы в классе и дома;

- аппарат организации усвоения знаний ориентирован на самостоятельную, поисковую работу ученика, как в классе так и дома;

- включение проблемных заданий может послужить стимулирующим образом для проведения нестандартных, инновационных уроков, а также использоваться для внеклассной работы по предмету.

В 2009 году в свет вышел новый четвертый школьный учебник «География Дагестана» под редакцией К. И. Пашаева и И. Г. Далгатова выпущенный в Москве издательским домом «Дрофа». Появление нового учебного пособия по курсу географии Дагестана - 2009 года позволило нам провести системное изучение дидактико-

редакционных достоинств и недостатков в сравнительном плане всех учебников и учебных пособий по географии Дагестана.

В круг рассматриваемых направлений анализа были включены основные параметры издания типовых учебников средней школы (листаж, текст, внетекстовые компоненты, сопровождающий материал). Для сопоставления были введены количественно озвученные понятия:

- «иллюстративная насыщенность»;

- «частотность актуализации знаний»;

- «коэффициент проблемности заданий».

1. Иллюстративная насыщенность (ИН)

позволяет определить состояние привлечения иллюстративного материала к конкретному объему текста и выражается в процентах. Оптимальное насыщение для учебного пособия лежит в пределах 75-80 % или 7,5-8 иллюстраций на 10 страниц текста. Помимо ИН, следует рассматривать вопрос о равномерности и целесообразности размещения иллюстраций. Считаем этот вопрос глубоко частным и лежащим в поле компетенции каждого автора. В целом, выделенные нами виды иллюстраций это - фотографии, графика (статистическая), карты, рисунки, схемы, портреты. Общий обзор позволяет сделать первое «открытие» - нет в учебниках географии Дагестана почти в течение столетия ни одного портрета ученого-географа, исследователя нашего региона, великих подвижников науки - авторы учебников не сочли возможным, к сожалению, сделать

жест в область общечеловеческой культуры и науки.

Использование схемы в учебнике является свидетельством умения автора обобщать учебный материал, одновременно подчеркивать широту и глубину знаний освещаемой проблемы, наконец, подчеркивает владение приемами генерализации, логического обобщения вместе с владением приемами графической интерпретации учебного материала [1. С. 48].

Важным моментом является включение в учебник очень значимого и для географии весьма нужного вида графики - картосхем. Схема, построенная на картографической основе, делает построение более адресным, мы говорим географичным, поскольку зрительный образ явления привязывается к определенной территории на лике планеты. Такое комплексное восприятие создает в сознании ученика более емкую, с территориальной привязкой картину явления, процесса. Аналогично оцениваются нами картограммы и картодиаграммы, особенно они приемлемы при организации обучения курсу части экономической и социальной географии.

2. Частотность актуализации знаний -это критерий аппарата управления усвоения знаний, характеризующий насколько активно привлекаются к выполнению заданий, упражнений и ответов на вопросы, включенные в текст и вне текста и требующих мобилизации знаний, умений, связанных с изучением предмета. Они варьируют от элементарного репродуктивного воспроизведения знаний до решения проблемных заданий изучаемой темы курса.

Иначе говоря, насколько активно аппарат усвоения знаний учебника целенаправленно призывает к воспроизведению уже имеющихся знаний и умений, насколько опорные знания и умения воспроизводятся для участия в процессе усвоения новых знаний и умений. Речь идет о том, как реализуется функция руководства учением учащихся, насколько осуществляется функция управления деятельностью обучаемых при работе с тем или иным параграфом или статьей учебника - источника знаний. Поскольку конструктивно вопросы, задания и упражнения, выполняя функции аппарата руководства усвоением знаний, служат руководством к познавательной деятельности учащихся; частотность рассматривается как отношение числа вопросов, заданий и упражнений к числу рабочих параграфов учебника

Психолого-педагогические науки •••

и представляет коэффициент единиц вопросов, заданий к усредненному параграфу (Ч = ВЗ/Пар.) [2. С. 76].

В учебнике географии № 3 показатель частотности примерно двукратно превышает аналогичный показатель перечисленных выше трех учебников (география 1-2-4) и достигает цифры 12,3. Это свидетельствует о том, что при работе над учебником перед авторами была поставлена конкретная задача, требующая ориентации ученика на выполнение самостоятельной работы с учетом ее направленности и возрастных особенностей обучающихся. Это может осуществляться в форме классной или домашней работы, требующей репродуктивной или творческой, поисковой, но в любом случае самостоятельной работы.

Важным критерием в оценке обучающих возможностей учебника является создание обстановки учебного поиска в ходе учебного процесса. В этой ситуации мотив удовлетворения внутренней потребности в знании является главным стимулом поисковой деятельности личности. Отсюда следует, что актуализация этого мотива учебной деятельности становится важным гарантом положительного итога обучения. Это обязывает создателя учебного пособия учитывать уровень сложности поисковых заданий, их места и ценности в конкретной ситуации, поскольку поисковая перегрузка обучаемого может вызвать реакцию отторжения, неприятия поискового задания (запредельное торможение).

3. Коэффициент поисковых заданий определяется в объеме самостоятельной работы как отношение числа поисковых заданий к суммарному показателю всей учебной работы (творческая работа + репродуктивная работа памяти) в данной конкретной обстановке. Значение коэффициента варьирует от единицы до бесконечности и выражается следующей формой записи: К = З + Пб/В3, где К - коэффициент поисковых заданий; З - поисковые задания; Пб - отдельные проблемные задания в тексте; В - вопросы текста (чаще всего репродуктивного характера). Задания носят обязательную поисковую ориентацию и связаны с выполнением специальных действий в рамках учебного предмета [2. С. 94].

Сравнение коэффициента поисковых заданий в учебниках географии Дагестана свидетельствует о его снижении во времени. Так, в учебнике география № 1 данный коэффициент составляет 0,43 %, а в учебнике

29

географии № 4 всего 0,21 % этот факт следует учесть при осуществлении последующих изданий учебника.

В заключении следует отметить, что данный анализ осуществляем с целью улучшения состояния организации процесса обучения путем повышения качества составляющих учебно-методического комплекса по курсу «География Дагестана». Региональные курсы учебных дисциплин средней школы, в том числе и региональная география, как правило, создаются в каждом регионе авторами, являющимися прежде всего краеведами - это ученые или учителя, имеющие достаточный опыт работы в школе или вузе конкретного региона России. Наличие двух учебников по курсу «География Дагестана», ориентированных на 34 учебных часа (Учебники географии - № 3-4) позволяет учителю делать выбор при комплектовании учебно-мето-дического комплекса учителя и ученика.

Так как экономическая география в отличие от физической географии - наука динамичная, поэтому со временем данные по экономическим и статистическим показателям будут нуждаться в обновлении, в обновлении будут нуждаться и требования, предъявляемые к обучению региональной географии. Предполагая дальнейшую работу по усовершенствованию регионального учебника географии, авторам следует обратить особое внимание на следующее:

- усилить доказательность содержания учебного пособия путем акцентации объяснения причинно-следственных связей, не уповая на авторитарность преподавания курса;

- добиваться максимального единения школьной географии путем общей генерализации всех школьных курсов географии 6-11 классов;

- в региональных курсах географии уделять внимание историко-географи-ческим вопросам изучения родного края, добиваться единения родиноведения и патриотизма -как основы формирования гражданственности школьника;

- использовать курс географии Дагестана для пропаганды краеведения, научных знаний о Родине и ученых-краеведах Дагестана;

- повысить методическую вооруженность учебных пособий о Дагестане: контролировать состояние иллюстративной насыщенности, схематизации информационного материала, частотность приемов актуализации знаний, повысить коэффициент включения

30

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

проблемности заданий с целью усиления самостоятельной деятельности учащихся;

- систематически использовать региональную статистическую графику как средство активизации процесса обучения географии в школе;

- повысить значение словарной работы с географической терминологией, топонимической номенклатурой в многоязычной республике с целью повышения общей грамотности молодежи;

- шире использовать современные методы, приемы и технологии, связанные с осуществлением педагогических новаций и современных ТСО.

Учебники географии Дагестана помогают учителю организовать разнообразную познавательную и краеведческую деятельность учащихся, ориентируют учащихся на самостоятельное добывание знаний, развитие творчества и приобретения навыков самостоятельного учебного труда, сочетая при этом общеучебные умения с географическими, нацеливают учащихся на практическое применение полученных краеведческих географических знаний и умений в повседневной жизни.

Хочется отметить большой вклад в создание регионального учебника и учебнометодических пособий по экономической географии Дагестана для средних школ -кандидата педагогических наук, почетного профессора кафедры экономической и соци-

альной географии географического факультета Дагестанского государственного педагогического университета, участника ВОВ Валентина Ивановича Сурмачевского, который уделял большое внимание делу становления и развития региональной экономической географии и методике ее преподавания. Много различных научных статей, методических пособий было им разработано в помощь учителям географии дагестанских средних школ. Мы приводим их ниже в помощь учителям географии.

1. «География Дагестана». Учебное пособие для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы / под ред. К. П. Сергеевой, В. И. Сурмачевского, Ш. М. Алиева. Махачкала: НИИ педагогики, 2002.

2. Сурмачевский В. И., Лабазанова С. К. Методические рекомендации к проблемным заданиям по курсу «География Дагестана». Махачкала: НИИ педагогики МО РД, 2005.

3. Сергеева К. П., Сурмачевский В. И. «Программно-тематическое планирование по географии Дагестана для средней школы», Махачкала: Учпедгиз, 1993.

4. Сурмачевский В. И. «Методические рекомендации к изучению географии республики Дагестан», Махачкала, Учпедгиз, 1993.

5. Сурмачевский В. И., Пашаев К. И. «Временный государственный образовательный стандарт по географии Дагестана», Махачкала: Учпедгиз, 1993.

Литература

1. Использование средств обучения в преподавании географии / под ред. Ю. Г. Барышевой. М. : Просвещение, 1989. 2. Голов В. П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М. : Просвещение, 1987.

References

1. Using the training aids in teaching the Geography / ed. by Yu. G. Barysheva. M. : Prosveshchenie, 1989.

2. Golov V. P. Aids of teaching the Geography and conditions of their effective use. M. : Prosveshchenie, 1987.

Literatura

1. Ispol'zovanie sredstv obuchenija v prepodavanii geografii / pod red. Ju. G. Baryshevoj. M. : Prosveshhe-nie, 1989. 2. Golov V. P. Sredstva obuchenija geografii i uslovija ih jeffektivnogo ispol'zovanija. M. : Pros-veshhenie, 1987.

Статья поступила в редакцию 20.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.