Научная статья на тему 'Научные знания - основа развития мировоззрения учащихся в процессе обучения физической географии'

Научные знания - основа развития мировоззрения учащихся в процессе обучения физической географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ / ВЗГЛЯДЫ / ИДЕАЛЫ / УБЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Аида Ибрагимовна

Цель. Рассмотреть методы формирования научных знаний по физической географии у учащихся во время уроков географии, а также во внеклассной работе. Методы. Наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. В результате проведения системы уроков-практикумов, внедрения инновационных технологий, методов и технических приемов происходит формирование научных знаний и их дальнейшая трансформация в научное мировоззрение. Вывод. Новизна содержания учебного материала, обновление знаний, усвоенных ранее, их практическая значимость являются эффективными стимулами развития интереса к мировоззренческим знаниям и познавательной активности школьников в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Аида Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные знания - основа развития мировоззрения учащихся в процессе обучения физической географии»

References

1. Mallaev D. M. Psikhologiya i pedagogika igry slepogo i slabovidyashchego rebenka [Psychology and pedagogy of a game of the blind and visually impaired child]. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 328 p. (In Russian)

2. Mallaev D. M. Game theory in modern psychological and pedagogical science from the position of activity approach. Sovremennye problemy pedagogiki, psikhologii, ekologii. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii [Modern problems of pedagogy, psychology, ecology. Proceedings of International scientific-research conference]. Khasavyurt, DSPU, 2010. 140 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Магомедов Гусейн Исаевич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных игр, факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 09.11.2016 г.

3. Mallaev D. M., Gasanova D. I. Teoriya i praktika psikhotekhnicheskikh igr [Theory and practice of psychotechnical games]. Moscow, Vlados Publ., 2013. 149 p. (In Russian)

4. Ushinsky K. D. Pedagogika. Izbrannye raboty [Pedagogy. Selected works]. Moscow, Yur-ait Publ., 2016. 284 p. (In Russian)

5. Filin V. P. Sovremennaya sistema spor-tivnoy podgotovki [Modern system of sports training]. Moscow, Pedagogika Publ., 1995. 284 p. (In Russian)

6. Elkonin D. B. Psikhologiya igry [Psychology of a game]. Moscow, Vlados Publ., 1999. 360 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Gusein I. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), professor, the head of the chair of Sport Games, the faculty of Physical Training and Safety, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: physculture@ dgpu.net

Received 09.11.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.016:91

Научные знания - основа развития мировоззрения учащихся в процессе обучения физической географии

© 2017 Магомедова А. И.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть методы формирования научных знаний по физической географии у учащихся во время уроков географии, а также во внеклассной работе. Методы. Наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. В результате проведения системы уроков-практикумов, внедрения инновационных технологий, методов и технических приемов происходит формирование научных знаний и их дальнейшая трансформация в научное мировоззрение. Вывод. Новизна содержания учебного материала, обновление знаний, усвоенных ранее, их практическая значимость являются эффективными стимулами развития интереса к мировоззренческим знаниям и познавательной активности школьников в целом.

Ключевые слова: научные знания, мировоззрение, урок физической географии, внеклассная работа по географии, взгляды, идеалы, убеждения.

Формат цитирования: Магомедова А. И. Научные знания - основа развития мировоззрения учащихся в процессе обучения физической географии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2017. Т. 11. № 1. С. 61-66.

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 1. 2017

Scientific Knowledge as a Basis of the Students'

Worldview Development in the Process of Physical Geography Learning

© 2017 Aida I. Magomedova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. The aim of the article is to examine the methods of scientific knowledge of physical geography formation during physical geography lessons and out-of-school activities. Methods. Observation, questionnaire survey, pedagogical experiment. Result. As a result of carrying the lessons-practicum system, implementation of innovative technologies, methods and techniques the scientific knowledge formation and its further transformation into the scientific worldview takes place. Conclusion. The novelty of the training material content, updating of learned knowledge, its practical significance are the effective incentives for the development of interest in worldview knowledge and cognitive activity of the pupils as a whole.

Key words: scientific knowledge, worldview, physical geography lesson, out-of-school activities, in geography, attitudes, ideals, beliefs.

For citation: Magomedova A. I. Scientific Knowledge as a Basis of the Students' Worldview Development in the Process of Physical Geography Learning. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 61-66. (In Russian)

Введение

Во всех исследованиях ученые доказывают необходимость и важность вооружения школьников общими научными знаниями по географии. Так, П. Т. Герасимова, М. К. Ковалевская, Л. М. Панчешникова [1. С. 6] отмечают, что усвоенные научные знания еще не означают, что у учащихся сформировалось научное мировоззрение. Очень важно, чтобы познание закономерности трансформировалось в их сознание, в способ объяснения особенностей географических процессов и явлений.

Т. К. Ахаян [1. С 12] отмечает, что наиболее восприимчивым в формировании убеждений является старший подростковый возраст. Однако, мировоззренческие убеждения в старших классах невозможно сформировать, если нет фундамента, заложенного в более младшем возрасте. Поэтому очень важно развивать у учащихся в процессе обучения физической географии мировоззренческие представления и взгляды на начальном этапе обучения.

Необходимо также отметить, что знания и убеждения, являясь элементами мировоззрения, различаются по способу образования и функционирования в структуре мировоззренческой деятельности. Знания выступают средством распознания, выделения объектов и оперирования ими в умственном плане, выполняют познаватель-

ную функцию. Убеждения выполняют другую роль в структуре «мировоззренческой» деятельности.

Как отмечает Г. Е. Залесский «образование убеждений связано с формированием у учащихся оценочного отношения к усвоенным знаниям (понятиям, оценкам, нормам), способным порождать намерение (цель), использовать их в качестве регуляторов своего сознания и поведения» [3. С. 14].

Поскольку, формирование новых понятий или углубление уже имеющихся, должно быть познавательной целью каждой темы и каждого урока, мы выделили круг понятий, способствующих развитию элементов мировоззрения и формируемых при этом умений, с помощью которых у учащихся складываются знания о связи природы с хозяйственной деятельностью людей, о географической оболочке и ее частях, о природно-территориальном комплексе и т. д.

В поисках учебного материала, способного охарактеризовать географию и ее специфические географические законы, мы обратились к научно-методической литературе, учебникам, учитывающим интеллектуальный уровень школьников.

Целью данной статьи является изучение способов формирования научных знаний по физической географии у учащихся во время уроков географии, а также во внеклассной работе.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Обсуждение и результаты Рассмотрим исследуемую проблему на примере раздела курса 6 класса «Начальный курс физической географии» - Географическая оболочка и ее части.

Для этого мы воспользовались учебником 6 класса «Начальный курс физической географии» автор Герасимова Т. П., Не-клюкова П. М. [1. С. 176].

Также дополнительно была использована научно-методическая литература следующих авторов: Ковалевской М. К., Пан-чешниковой Л. М., Крыловой О. В., Залес-ского Г. Е., Юренкова Г. И., Максимова В. И., Коринской В. Д., Прозорова Л. Д., Щенева В. А. и др. [1. С. 176].

Нами были выделены мировоззренческие понятия и интеллектуально-логические умения, которые должны быть сформированы в процессе изучения физической географии (табл.)

Таблица

Формируемые мировоззренческие понятия и интеллектуально-логические умения

Основные мировоззренческие понятия и их составные части Практические занятия

1. Географическая оболочка и ее части: а) качественные особенности ГО и связи внутри нее; б) неоднородность ее структуры; в) особенности ее положения в пространстве и закономерности размещения ее частей; г) закономерности изменения и развития ГО во времени и объективные принципы этих изменений. Умение анализировать, синтезировать, обобщать; умение видеть явления во взаимосвязи составляющих его частей.

2. Природно-территориальные комплексы как самостоятельные целостные образования: а) природно-территориальный комплекс как часть географической оболочки; б) общие географические закономерности, проявляющиеся в ПТК; в) однородность происхождения и территориальная общность ПТК. Умение воспроизводить усвоенные знания; умение подтверждать общие положения фактами, примерами.

3. Характер взаимодействия природы и человека: а) человек - как часть природы (расовый вопрос); б) человек - исследователь мира; в) человек - фактор воздействия на природу. Умение анализировать, синтезировать, обобщать; умение диалектически мыслить; умение видеть явления во взаимосвязи составляющих его частей.

В основном, научные знания по физической географии учащиеся получают во время уроков географии, а также во внеклассной работе (экскурсии, КВНы, олимпиады, географические кружки, классные часы и др).

Уроки по географии проводятся в строгой последовательности, где последующие знания опираются на предыдущие, полученные ранее. Вариативность в проведении уроков достигается разнообразием методов и форм обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного обучения, наглядный, практический и др.; уроки формирования умений и навыков, интегрированные уроки, уроки с использованием инновационных технологий и т. д. Общим для всех уроков, является то, что учащиеся получают возможность решать посильные задачи, выполнять различные упражнения, проводить систематические наблюдения над географическими явлениями.

Занятия в классе не заканчиваются традиционным заданием на дом. Помимо этого перед учащимися ставятся проблемные вопросы под заголовком: «Задумайся...», «Как это было...», «Почему...» соответственно изучаемой теме. Подготовка к ответу на вопросы требует определенного времени, поэтому содержание их раскрывается преимущественно во время тематических классных часов или в виде домашнего реферата или эссе, подготовленного к следующему уроку.

Планируя работу по той или иной теме, учитель должен определить количество занятий по ней, установить их последовательность. При подготовке к уроку учитель намечает, какое участие в нем примут дети, что должен рассказать сам учитель, какое наглядное пособие к занятию нужно подготовить.

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017

••• DSPU JOURNAL Уо!. 11. N0. 1. 2017

Однако, сам факт выделения формируемых понятий, а также определение формы занятий сами по себе не развивают мировоззрения, а лишь создают предпосылку для организации работы в этом направлении. Эффективность же развития элементов мировоззрения напрямую зависит от методики работы учителя.

Организуя изучение наиболее общих сведений о географической оболочке, учитель разрабатывает задания разного характера, с точки зрения их влияния на формирование мировоззрения учащихся в процессе изучения физической географии. Например:

а) задания, направленные на осознание географических понятий; формирование оценочного отношения и умения оперировать, применять усвоенные знания на практике;

б) задания, включающие в себя опору на личный опыт и ранее сложившиеся знания школьников при изучении природоведения;

в) задания, выявляющие избирательное отношение учащихся при оценке и анализе реальной значимости усвоенных знаний.

Такой подход к построению учебной деятельности обеспечивает развитие мировоззрения учащихся, проявляющееся в научных знаниях, положительном отношении к ним и высоком уровне познавательной активности при их усвоении.

Остановимся на содержании и методах работы, направленных на осмысление учащимися географических понятий и связи «природа-человек».

Осмысление учащимися географии как науки, преобразующей жизнь людей

1. Географическая оболочка и ее части.

При планировании занятий по данному разделу, мы выделили ее основные идеи:

а) качественные особенности ГО и связи внутри нее;

б) неоднородность ее структуры;

в) особенности ее положения в пространстве и закономерности размещения ее частей;

г) закономерности изменения и развития ГО во времени и объективные причины этих изменений.

Процесс начинается с актуализации знаний, усвоенных ранее из природоведения, а также житейских представлений и наблюдений, а заканчивается пониманием роли географических знаний в преобразовании природы, в решении задач рационального использования, охраны и восполнения ее богатств.

Однако, усвоение научных знаний еще не означает, что у учащихся сформировалось научное мировоззрение. Познания закономерности должны трансформироваться в их сознание в способ объяснения особенностей географических объектов и явлений. Покажем это на примере.

- Как вы понимаете смысл понятия «географическая оболочка»?

- Географическая оболочка - целостная система взаимопроникающих и взаимодействующих сфер Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы; взаимодействие компонентов географической оболочки проявляется в обмене вещества и энергии. Географическая оболочка неоднородна в своей структуре.

- Что такое литосфера?

- Литосфера - это твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и самой верхней части мантии.

В дальнейшем в течении изучения всего начального курса физической географии учащиеся будут оперировать понятиями «земная кора», которая является компонентом географической оболочки.

Опираясь на знание курса природоведения, дети приводят примеры горных пород, из которых слагается земная кора.

- Земная кора состоит из песчаников, сланцев известняка, песка, туфа.

- Какие горные породы характерны для Дагестана?

- Для Дагестана характерны такие горные породы, как красноватый известняк, ракушечник, глинистые сланцы, кварцевый песчаник, кварцит.

- Почему горные породы залегают столь разнообразно?

- Земная кора находится в непрерывном движении, которое по-разному проявляется в разных ее частях. Движения земной коры - это природные явления, происходящие в твердой оболочке Земли.

- Приведите примеры движения земной коры.

- Происхождение озера Байкал является примером движения земной коры. Десятки миллионов лет назад земную кору в этом месте разбили глубокие трещины, которые медленно расширялись, образовывая провалы. Самый большой из них заполнился водой и стал озером.

Выводы

Таким образом, главными мировоззренческими выводами, сделанными учащимися под руководством учителя по теме могут быть следующие:

1. Земная кора состоит из твердых горных пород, разнообразных по своим свойствам.

2. Литосфера находится в постоянном движении и изменении.

3. Рельеф поверхности Земли разнообразен и является результатом постоянного взаимодействия внешних и внутренних процессов.

4. Будучи составной частью земной коры, рельеф окружающей местности обладает общими с ней чертами и своими характерными особенностями.

В ознакомлении учащихся со связями между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на примере конкретных территорий, в

1. Ахаян Т. К. К вопросу о концепции формирования коммунистических убеждений. Проблемы единства обучения и воспитания // XXXI Герцен. Чтение / Сборник научных трудов. Л. : ЛГПИ им. А. А. Герцена, 1982. 80 с.

2. Герасимова Т. П., Ковалевская М. К., Панчешникова Л. М. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии. М. : Педагогика. 96 с.

3. Герасимова Т. П., Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс. М. : Просвещение, 1991. 176 с.

4. Залесский Г. Н. Психологические вопросы формирования убеждений. М. : Московский университет, 1982. С. 37-120.

1. Akhayan T. K. To the question of the formation of Communist convictions concept. The problems of training and education unity. XXXI Gertsen. Chtenie. Sbornik nauchnykh trudov [XXXI Herzen. Reading. Collection of scientific works]. Leningrad, A. A. Herzen LSPI Publ., 1982. 80 p. (In Russian)

2. Gerasimova T. P., Kovalevskaya M. K., Pancheshnikova L. M. Formirovanie mirovozzreni-ya uchashchikhsya sredney shkoly v protsesse obucheniya geografii [High school students' ideology formation in the process of geography learning]. Moscow, Pedagogy Publ. 96 p. (In Russian)

3. Gerasimova T. P., Krylova O. V. Metodicheskoe posobie po fizicheskoy geografii. [Resource book of physical geography: 6 grade]. Moscow, Prosvesh-chenie Publ., 1991. 176 p. (In Russian)

4. Zalessky G. N. Psikhologicheskie voprosy formirovaniya ubezhdeniy [Psychological questions of convictions formation]. Moscow, Moscow University Publ., 1982. Pp. 37-120. (In Russian)

5. Obshchie geograficheskie zakonomernosti Zemli [General geographic common facts of the

частности, Дагестана, как показал опыт, наиболее эффективными явились: рассказы-беседы «Водопады Дагестана»; оформление стенда «Бархан Сарыкум»; сообщение учащихся об исторических достопримечательностях Дагестана, таких, как Эоловый город в Хивском районе, о реликтовой березе Радде на Гунибском плато и др. В ходе подобной работы учителем решаются не только образовательные задачи, но и воспитательные. Ведь узнавая закономерности географической оболочки и при-родно-территориального комплекса, учащиеся одновременно узнают о взаимодействии и причинно-следственных связях природных явлений.

5. Калесник С. В. Общие географические закономерности Земли. М., 1970, 71 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Методика обучения географии в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по географической специальности / Под ред. Панчешниковой Л. М.). М. : Просвещение, 1983. 320 с.

7. Проверка знаний и умений учащихся по географии. Пособие для учителей / Под ред. Панчешниковой Л. М. М. : Просвещение, 1978. 143 с.

8. Юренков Г. И. Основные проблемы физической географии и ландшафтоведения. Учебное пособие для педагогических институтов по географическим специальностям. М. : Высшая школа, 1982. 216 с.

Earth]. Moscow, 1970. 71 p. (In Russian)

6. Metodika obucheniya geografii v sredney shkole. Uchebnoe posobie dlya studentov pedagog-icheskikh institutov po geograficheskoy spetsi-al'nosti [Training methods of geography at secondary school. Training manual for the geographic specialty students of pedagogical institutes]. Ed. by Pancheshnikova L. M. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1983. 320 p. (In Russian)

7. Proverka znaniy i umeniy uchashchikhsya po geografii. Posobie dlya uchiteley [Test of knowledge and skills of the students in geography. Handbook for teachers]. Ed. by Pancheshnikova L. M. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1978. 143 p. (In Russian)

8. Yurenkov G. I. Osnovnye problemy fizicheskoy geografii i landshaftovedeniya. Uchebnoe posobie dlya pedagogicheskikh institutov po geo-graficheskim spetsial'nostyam [The basic problems of physical geography and landscape study. Training manual for the pedagogical institutes of geographic specialties]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1982. 216 p. (In Russian)

Литература

References

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 1. 2017

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Магомедова Аида Ибрагимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, email: [email protected]

Принята в печать 09.01.2017г.

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Aida I. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Economic and Social Geography, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 09.01.2017.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

Социально-гуманистические истоки дагестанской нравственной категории - «уважение»

© 2017 Мирзоев Ш. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Раскрытие проблем межличностных отношений, базирующихся на нравственной категории «уважение», выявление исторически апробированных форм и методов выражения уважения к родителям, родным и близким, соседям и коллегам, труду и труженикам, социально приемлемым установкам жизнедеятельности человека в обществе. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, выявление, систематизация, обобщение народного опыта. Результат. Определены социально апробированные установки восприятия, осмысления и применения в межличностных отношениях форм и методов уважения. Вывод. Обращение к прогрессивным народным формам и методам уважения оптимизирует позитивные межличностные и межнациональные отношения.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, социум, духовные ценности, народная педагогика, прогрессивные традиции, нормы, правила, межличностные отношения, воспитание, нравственность, гуманизм, уважение, почитание.

Формат цитирования: Мирзоев Ш. А. Социально-гуманистические установки дагестанской нравственной категории «уважение» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1 . С. 66-73.

Socio-Humanistic Origins of Dagestan Moral Category - "Respect"

© 2017 Shaidabeg A. Mirzoev

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. The disclosure of the interpersonal relations problems, based on moral category of "respect", revealing of historically proven forms and methods of expression of respect for parents, relatives and friends, neighbors and colleagues, work and workers, socially acceptable settings of human life in society. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, identification, classification, summarizing of national experience. Result. The author of the article defines the social proven arrangement of per-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.