Научная статья на тему 'Региональный рынок металлоотходов'

Региональный рынок металлоотходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутеева О.В.

Представленные в статье материалы раскрывают основные черты российского рынка черных металлов. Они могут заинтересовать снаб-женческо-сбытовые и заготовительные организации, а также маркетологов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный рынок металлоотходов»

Представленные в статье материалы раскрывают основные черты российского рынка черных металлов. Они могут заинтересовать снаб-женческо-сбытовые и заготовительные организации, а также мар-

кетологов.

Региональный рынок металлоотходов

О. В. КРУТЕЕВА,

Сибирская государственная геодезическая академия, Новосибирск

Заготовка лома в СССР

Система по сбору, заготовке и переработке лома в советский период контролировалась государством. В 1940 г. металлолом был признан стратегическим ресурсом, вопросами его образования и заготовки занималась целая подотрасль -«Вторчермет», возглавляемый замминистра черной металлургии и объединяющий государственные технически оснащенные для переработки лома предприятия, осуществлявшие весь комплекс работ на территории страны.

Действовала отлаженная система сбора статистических данных для расчета обязательных к сдаче объемов металлолома различными хозяйствующими субъектами, которые самостоятельно доставляли лом на «Вторчерметы». Весь металлолом, кроме оборотного, поступал на «Вторчерметы», где проходила его переработка и подготовка к отправке на металлургические комбинаты уже в виде товарного сырья, квалифицированного по группам и видам в соответствии с требованиями государственных стандартов. Самозаготовка «Вторчерметами» была редкостью и в основном ограничивалась металлоломом, собранным школьниками. Прямые поставки от ломообразующих субъектов на металлургические предприятия исключались.

Существовала четкая градация металлолома: как отхода до его специализированной переработки на «Вторчермете», и как

© ЭКО 2008 г.

сырья, товарного продукта - после переработки. Надежная система контроля «Вторчерметов» за качеством лома и профессионализм работников сводили к минимуму поставки сырья, не соответствующего требованиям стандартов.

С возникновением рыночных отношений и распадом СССР хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образовывался металлолом, прекратили плановые поставки лома на «Вторчерметы». Последние, соответственно, освободились от регламентации объемов и сроков поставок на металлургические комбинаты. В результате произошло падение объемов заготовки лома, образовался дефицит данного вида сырья. Сказалось также отсутствие законодательной регламентации деятельности с металлоломом.

Рынок вторичных металлов

Главными особенностями рынка вторичных металлов являются:

• однородность продукции, вследствие чего невозможна дифференциация предприятий-переработчиков по сегментам рынка;

• высокий уровень ценового давления со стороны потребителей, что приводит к недополучению прибыли переработчиками;

• замедленный рост спроса на вторичные металлы;

• зависимость рынка от объема и структуры вновь образуемых металлоотходов.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что ценовое давление со стороны потребителей и жесткая конкуренция, заставляющие перерабатывающие предприятия заниматься определением наиболее выгодных цен как для реализации готовой товарной продукции, так и для закупки металлолома, накладывают существенные ограничения на объем его переработки и эффективность подотрасли с экологической точки зрения. Как следствие, в управлении процессами природопользования существенную роль должны играть федеральные и региональные органы власти, что объясняется неэффективностью саморегуляции эколого-экономических систем за счет стихийных рыночных механизмов и спецификой самого рынка металлоотходов.

Ключевым инструментом регулирования стратегии предприятия в краткосрочной перспективе является стандартизация сырья и товарной продукции, оказывающая существенное влияние на производственный процесс и структуру затрат. Под краткосрочным периодом здесь подразумевается промежуток времени, недостаточный для того, чтобы предприятие могло существенным образом изменить величину и структуру производственных мощностей.

При анализе формирования спроса на металлоотходы важно учитывать, что разные виды вторичных металлов имеют неодинаковую ценность для потребителей, требуют различных материальных и временных затрат для своего производства. Очевидно, что переработчик при оптимизации затрат будет стремиться закупать сорта металлоотходов, требующие минимальной переработки. Таким образом, задача определения структуры и объема спроса на металлоотходы относится к классу общих линейных распределительных задач и может быть решена одним из методов линейного программирования.

Рынок Новосибирской области

На рынке переработки вторичных черных металлов Новосибирской области в настоящее время работает 25 предприятий. Наибольшая доля рынка принадлежит компаниям ЗАО «Объединение "Вторчермет"» (35%), ООО «Новосибирский металлургический завод имени Кузьмина» (9%) и ООО «Но-восибвтормет» (8%).

Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров данной группы, объем и структуру продаж, а также запасов продукции на предприятии. Наибольший интерес вызывают показатели рыночной концентрации и динамики рынка. Основным показателем, характеризующим конкурентную ситуацию, был выбран индекс Линда (табл. 1).

Полученные результаты свидетельствуют о рынке вторичных черных металлов как о явно выраженной олигополии с замедленным ростом; основной чертой конкурентной борьбы является борьба за долю рынка. Данная ситуация обусловлена, главным образом, высокими затратами на основные фон-

ОТРАСЛЬ 3 ЭКО №2, 2008

Коэффициенты рыночной концентрации в Новосибирской области, 2003—2004 гг.

Индекс Линда 2003 г. 2004 г.

L1 2,51 1,93

L2 0,69 0,56

ды, необходимые предприятию-переработчику, и несовершенством правовой базы, регулирующей данный вид деятельности. К сожалению, ввиду отсутствия достоверных данных, провести подобные расчеты для 2005-2006 гг. не представляется возможным, однако есть основания полагать, что ситуация не претерпела коренных изменений.

Сдатчики лома

На рисунке представлены условные категории сдатчиков лома: юридическое лицо, предприниматель, ломосборщик-пред-приниматель, ломосборщик. В Новосибирской области основными поставщиками лома черных металлов являются: ФГУП НАПО им. Чкалова, ОАО «Новосибирский инструментальный завод», ФГУП ПО «Новосибирский приборостроительный завод». На их долю приходится до 70% утилизируемого лома. Основными потребителями переработанного лома являются металлургические комбинаты (МК) внутреннего рынка: ОАО «Кузнецкий МК», ОАО «Магнитогорский МК», ОАО «Западно-Сибирский МК», потребляющие около 72% вторичных металлов и, с учетом относительного избытка вторичных металлов и плохо развитых каналов экспорта, практически диктующие цены предприятиям-переработчикам.

Факторы, влияющие на себестоимость

На себестоимость вторичных металлов непосредственно влияют: железнодорожный тариф, уровень инфляции, стоимость электроэнергии, горюче-смазочных материалов и некоторые другие факторы. Динамика цен на них показана в табл. 2.

В конце 2000 г. на рынке топлива отмечалось превышение предложения над спросом с незначительным ростом цен в результате соглашения по сокращению экспорта нефти. Но

05

Схема движения лома черных металлов

Динамика инфляции и индексов цен по ключевым показателям отрасли в 2001-2008 гг., %

Фактор 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007* 2008*

Инфляция 118,6 115,1 112 111,7 110,9 107,5 106,5 104,5

Железнодорожный тариф 134,4 119,5 126,5 112,6 116,6 112,8 110,4 108,8

Электроэнергия 128,5 126,4 117,1 110,7 109,5 107,5 107 106

Горюче-смазочные материалы 91,4 120,4 116,8 131,3 115,8 111 110 109

Цена за лом ЗА 107,7 112 139,6 133,4 105,5 110 110 110

* Прогноз Минэкономразвития РФ.

с 2002 г. повышение цен на лом черных металлов шло более значительными темпами. Это было вызвано, прежде всего, ростом основных затрат, влияющих на установление уровня цен для заготовки лома черных металлов. На протяжении нескольких лет индексы тарифов на электроэнергию, железнодорожный тариф, ГСМ превышали уровень инфляции.

Лом на металлургические предприятия поставляется двумя основными видами транспорта: железнодорожным (80-85%) и автомобильным. При этом с 2000 г. цены на железнодорожные перевозки выросли более чем в 2 раза*, что заставляет сборщиков лома продавать металлолом ближе, а металлургов - закупать по мере возможности сырье в небольшом радиусе. В 2003-2007 гг. практически все предприятия значительно уменьшили радиусы закупок (в среднем -на 7%). Средний радиус на текущий момент составляет порядка 700 км. По прогнозам, данная тенденция сохранится на ближайшие несколько лет. Лидерами в уменьшении радиуса закупок стали ОАО «НЛМК» - 30%, «ОЭМК» - 15% и ОАО «Северсталь» - 8%. В табл. 3 представлены индексы цен на грузовые перевозки железнодорожным транспортом.

Следует подчеркнуть, что главным фактором ценообразования на рынке лома черных металлов в Новосибирской области в настоящее время является жесткая конкуренция среди новосибирских и иногородних фирм. Это естественный про-

* Аналитические материалы www.scrapmarket.ru

Зависимость радиуса закупки вторичных металлов от железнодорожных тарифов, 2000—2008 гг.

Год Индекс цен, % Средневзвешенный ж/д тариф, руб./т Средневзвешенное расстояние закупок лома, км

2000 100 179 745

2001 134,4 241 734

2002 119,5 288 723

2003 126,5 364 710

2004 112,6 410 698

2005 116,6 478 677

2006 112,8 539 653

2007* 110,4 595 645

2008* 108,8 647 633

* Прогноз Минэкономразвития РФ.

цесс, заставляющий перерабатывающие предприятия искать наиболее выгодные цены как для реализации готовой товарной продукции, так и для закупки металлического лома, что накладывает существенные ограничения на объем его переработки. Несовершенство законодательства, неразвитая инфраструктура, изношенность фондов перерабатывающих предприятий, общая экономическая ситуация в стране и прочие факторы в конечном итоге также влияют на уровень рыночных цен.

Таким образом, радикальным методом борьбы с негативным влиянием металлических отходов на экологию города и области является минимизация затрат, связанных с их утилизацией, и, как следствие, повышение их привлекательности как товара для предприятий-переработчиков. Четкая законодательная регламентация и рациональное использование рыночных механизмов в управлении подотраслью сделает данный рынок, объем которого в масштабах страны оценивается примерно в 1,5 млрд дол., более привлекательным для инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.