Научная статья на тему 'Налоговое регулирование металлургического рынка'

Налоговое регулирование металлургического рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО РЫНКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое регулирование металлургического рынка»

12.7. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО РЫНКА

Зайцева Е. С., к.э.н., доцент

Невинномысский Государственный гуманитарный технический институт, г. Невинномысск

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В настоящее время взимание НДС в сфере заготовки лома черных металлов регламентируется федеральным законом № 119-ФЗ от 22 июля 2005 года, который вступил в силу с 1 января 2006 года. Его целью были наведение порядка в области заготовки и первичной переработки лома черных и цветных металлов, исключение мошеннических схем и декриминализация этого сегмента рынка металлов. В частности, этот закон дает возможность выбрать, как вести операции с ломом черных и цветных металлов - по традиционной схеме или без уплаты НДС.

Вариативность позволяла налогоплательщикам добровольно отказываться от освобождения, и в 2006 году большинство фирм-ломозаготовителей так и сделали. В 2007 году начался массовый переход на систему без НДС. Около 80% ломовиков начали работать по этой схеме, в том числе крупные потребители металлолома -Новолипецкий и Оскольский металлургические комбинаты. Остальные металлурги, не принимавшие лом без НДС в первой половине текущего года, запланировали это во втором полугодии.

Однако летом был принят федеральный закон №85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации«. Согласно его положениям, с 1 января 2008 года обязательным станет взимание НДС при операциях с ломом черных металлов, в то время как операции с ломом цветных металлов от НДС освобождаются.

По данным ассоциации «Вторичные ресурсы», российский рынок ломозаготовки оценивается в $7,5 млрд. В 2005 году от физических лиц принималось только 10% лома, тогда как в 2007-м эта цифра выросла до 80%. При возврате обязательного НДС эта пропорция может вернуться к прежней, когда до 70% всех поставок будет переводиться на юридические лица. Таким образом, доля рынка лома, за операции на котором НДС не уплачивается в бюджет, искусственно увеличится до $5,25 млрд, а сумма, возмещаемая государством за эти операции, составит $945 млн в год.

Против принятого законопроекта выступила ассоциация «Вторичные ресурсы». Заручившись поддержкой ведущих металлургов страны («Мечел», НЛМК, «Металлоинвест»), ассоциация направила ряд писем в Госдуму, Совет федерации, правительство, администрацию президента. По словам исполнительного директора «Вторичных ресурсов» Филиппа Моносова, на сегодняшний день все решения замкнулись на начальнике экспертного управления президента РФ Аркадии Дворковиче. Он вел переговоры с представителями отрасли, после чего предложил перенести начало действия закона натри года. Однако реальных действий по пересмотру законопроекта за этим предложением не последовало.

В настоящий момент есть необходимость продления действия льготы на уплату НДС при продаже лома чер-

ных металлов до 1 января 2011 года, поскольку считаем, что данный период - три года - позволит доказать необходимость изменения Налогового кодекса и введения единого порядка, отменяющего НДС на лом черных металлов. Данная мера способствует в целом декриминализации ломозаготовительной отрасли, росту

Льгота по НДС для лома является чужеродным звеном в производственной цепочке. Подобная льгота имеет ряд негативных последствий. В частности, она означает перекладывание налогового бремени ломозаготовителей на плечи металлургов. В условиях усиливающейся конкуренции со стороны Китая, Украины, Индии это ведет к снижению конкурентоспособности отечественной металлургии. Закон был принят из-за стремления привести ломозаготовительную деятельность в России к сложившимся формам налогового регулирования.

На Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК) и в «Северстали» не скрывали приверженности принятому закону, но аргументировать свою позицию не стали.

В отличие от металлургов инвестиционные аналитики единодушны в том, что возврат к работе с НДС в ломозаготовительной отрасли негативно скажется на всей производственной цепочке. Данный закон довольно абсурдный. Не совсем понятно, почему ломозаготовители цветных и черных металлов должны работать по разным схемам. Складывается впечатление, что в последнее время ФНС занимается изысканием способов по увеличению налоговой нагрузки на предприятия черной металлургии.

Есть пример с доначислением НДПи российским ГОКам: ФНС предложила уплатить налог не с руды, а с готового продукта - концентрата. По мнению экспертов, именно увеличение налоговой нагрузки на российские ГОКи стало одной из причин роста цен на железорудный концентрат. Так ФНС невольно способствует росту инфляции в стране.

Нынешнюю ситуацию спровоцировали перекосы в российском налоговом законодательстве. В частности, возникала путаница из-за того, что по закону от работы без НДС можно было отказаться, предварительно подав заявление в ФНС. Без его подачи, даже если продавец выделял НДС в счете-фактуре, возврата для покупателя не было. Этой ситуацией и начали активно пользоваться недобросовестные производители. Введение НДС грозит тем, что приемщики будут либо повышать отпускные цены на продукцию для металлургов, либо будут понижать тарифы, принимая лом. В первом случае будет обеспечен скачок цен на металлопрокат в целом, а во втором понизится собираемость лома, что приведет к его дефициту и снова к росту цен на металлопродукцию.

Для рынка будет полезнее, если возврата к схеме работы с НДС не будет. Но он подчеркивает, что недопустима и нынешняя ситуация, когда выбор схемы работы -с НДС или без него - является добровольным. Эффективность отмены НДС доказана на украинском опыте. Так, после отмены НДС стоимость металлолома для металлургов там снизилась на $30 за тонну, что привело к уменьшению экспорта. Как следствие, исчез дефицит сырья, а рынок вторичного сырья стал более рентабельным. Другой важный аспект - льготное налогообложение для реализации цветных металлов. В результате вступления в силу принятого закона может сложиться непонятная ситуация в отрасли на всей цепочке производственного процесса. Большая доля сдаваемого в лом оборудования содержит в себе и черные, и цветные металлы, отделить их друг от друга затруднительно, поэтому

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

2’ 2008

многие металлоперерабатывающие предприятия работают и с теми и с другими. В условиях такой путаницы недобросовестные компании получат возможность использовать новые мошеннические схемы. Госпожа Антонова делает вывод, что большинство участников рынка вторичного сырья вполне резонно выступают за то, чтобы все подобные операции были освобождены от НДС. Несмотря на все доводы против, закон будет принят, и в ближайшие два-три года ломозаготовительная отрасль снова вернется к «серым» схемам.

Схема работы с НДС действует следующим образом. Предприятие-ломозаготовитель, например, продает сырье (разделенный и обработанный лом) за 100 рублей. При этом оно само закупило первичный лом с учетом НДС за 59 рублей. Если операция облагается НДС, то на свой товар ломозаготовитель устанавливает цену с учетом НДС (18%): 100 + 18 = 118 рублей. 18 рублей НДС, полученные от покупателя (металлургического комбината), ломозаготовитель декларирует к уплате в бюджет и при этом имеет право уменьшить эту сумму на НДС, уплаченный за лом, в сумме 9 рублей. Итого ломозаготовитель уплатит в бюджет 18 - 9 = 9 рублей. Металлургический комбинат, купивший лом, перерабатывает его и выпускает металлическое изделие в продажу уже, скажем, за 200 рублей. Покупатель (например, оптовик) приобретает этот товар тоже с НДС (18%): 200 + 36 = 236 рублей. Теперь НДС в бюджет должен уплатить уже металлургический комбинат, как продавец. В декларации он ставит к уплате сумму 36 рублей, но поскольку 18 рублей уже были уплачены им в составе цены ломозаготовителю, то их он вправе поставить к вычету. Итак, комбинат должен будет заплатить в бюджет 36 - 18 = 18 рублей. В результате всех операций комбинат заплатил 118 рублей про-давцу-ломозаготовителю, получил 236 рублей от покупа-теля-оптовика и заплатил в бюджет 18 рублей. Для уплаты налога на прибыль металлургический комбинат поставит в доходы 200 рублей, в расходы -100 рублей. Чистая прибыль, облагаемая налогом, составит 100 рублей, налог на прибыль -24 рубля, совокупная налоговая нагрузка -24+18=42 рубля, а чистая прибыль -76 рублей.

Другая схема, при которой реализация лома черных металлов освобождена от обложения НДС, работает так. Ломозаготовитель продает сырье металлургическому комбинату за 118 рублей, ранее закупив лом за 59 рублей (без НДС). С данной операции НДС он не платит. Металлургический комбинат покупает лом, перерабатывает его и продает металлическое изделие оптовику за 200 рублей. И эта операция уже облагается НДС (18%). Следовательно, к цене товара комбинат добавляет 36 рублей и, получив их от покупателя-оптовика, уплачивает в бюджет. Таким образом, меткомбинат заплатал про-давцу-ломозаготовителю 118 рублей, получил от покупа-теля-оптовика 236 рублей и заплатил в бюджет 36 рублей. Для уплаты налога на прибыль металлургический комбинат поставит в доходы 200 рублей, а в расходы -118 рублей. Чистая прибыль, облагаемая налогом, составит 82 рубля, налог на прибыль -20 рублей, совокупная налоговая нагрузка -36+20=56 рублей, чистая прибыль -62 рубля.

И, наконец, третья схема: реализация лома черных металлов освобождена от обложения НДС, а цены понижены внутри всей цепочки. Предприятие-ломозаготовитель продает сырье металлургическому комбинату за 100 рублей, закупив лом за 50 рублей (без НДС). НДС ломозаготовитель не уплачивает. Металлургический комбинат

продает уже переработанное металлическое изделие за 200 рублей оптовику. И эта операция уже облагается НДС (18%). К цене товара он добавляет 36 рублей и, получив их от покупателя, уплачивает в бюджет. В итоге металлургический комбинат заплатил продавцу-ломо-заготовителю 100 рублей, получил от покупателя-оптовика 236 рублей, заплатил в бюджет 36 рублей. Для уплаты налога на прибыль металлургический комбинат поставит в доходы 200 рублей, в расходы - 100 рублей. Чистая прибыль, облагаемая налогом, составляет 100 рублей, налог на прибыль - 24 рубля, совокупная налоговая нагрузка - 36 + 24 = 60 рублей, чистая прибыль после налогообложения - 76 рублей. Смоделированные примеры демонстрируют плюсы и минусы различных вариантов налогообложения на рынке лома и его последующей переработки. Наибольшую прибыль для металлургов дает механизм работы с обязательной уплатой НДС. Аналогичную прибыль они могли бы получить и при третьей схеме (работа без НДС, но при пониженных ценах). Но в этом случае меткомбинаты попадают в зависимость от договоренностей с ломосборщиками и ломо-заготовителями, либо им приходится взвинчивать собственные отпускные цены, что может привести к снижению спроса на их продукцию. А вот бюджет выигрывает при любых вариантах работы без НДС, получая максимальные отчисления от всех звеньев ломоперерабатывающей цепочки. Ломозаготовителям выгоднее работать без НДС по той же причине: они получают ту же прибыль, не взвинчивая цены и не опасаясь оказаться замешанными в каких-либо махинациях. Тем не менее законодательная власть приняла поправку к закону без учета интересов бюджета и ломозаготовителей. Выгода для меткомбинатов при этом сомнительна, а интерес для «серых» ло-мосборщиков высокий.

Проблема работы с НДС является ключевой для российского рынка металлолома. Последние пару лет, когда отрасль имела возможность выбирать, работать с НДС или без, в России резко сократилось число недобросовестных фирм, покупавших металлолом за черный нал через фирмы-однодневки. А сейчас нас снова возвращают к ситуации, при которой полукриминальные фирмочки получают существенное преимущество по сравнению с добросовестными компаниями.

Сначала это приведет к еще большей криминализации рынка черного металлолома. Затем налоговые претензии к ломовщикам вынудят уйти с рынка очень многих вторчерметов. Претензии к металлургам подвигнут их к необходимости работать только с «чистыми» вторчерме-тами, встречные проверки с которыми не приводят к доначислению налогов. А это, в свою очередь, обострит борьбу между металлургами, не обладающими столь большими административными ресурсами, чтобы не бояться налоговых проверок, и металлургами, считающими, что у них все схвачено. Конечно, эта борьба рано или поздно все равно приведет к тому, что все будут работать в равных условиях. Все или договорятся, или будут вынуждены платить налоги, отказавшись от сотрудничества с вторчерметами, пользующимися услугами фирм-однодневок.

На практике ломозаготавливающие предприятия, принадлежащие ныне металлургам, значительно менее эффективны, чем независимые вторчерметы. Это совершенно другой бизнес. Управлять десятками и сотнями площадок, разбросанных на сотни и тысячи километров, сов сем не то, что управлять шахтой, рудником или даже

огромным металлургическим комбинатом, которые ты видишь из окна своего кабинета.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.