Научная статья на тему 'Организационно-экономические проблемы утилизации автомобилей'

Организационно-экономические проблемы утилизации автомобилей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева З. Е., Бабичев Л. Н., Метелкина А. С.

Огромный вред окружающей среде наносят брошенные автомобили, подлежащие утилизации. Заготовкой, переработкой и реализацией автомобильного лома могут заниматься только предприятия, имеющие специальное оборудование. Рынок переработки отходов металлолома по Новосибирской области представлен рядом предприятий. Определены ломоперерабатывающие предприятия и динамика цен на металлолом по основным конкурентам в течение года. Представлены основные проблемы утилизации автомобилей и определены направления их решений на различных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические проблемы утилизации автомобилей»

УДК 669 .054.85

З.Е. Алексеева, Л.Н. Бабичев, А.С. Метелкина СГГ А, Новосибирск

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ

Огромный вред окружающей среде наносят брошенные автомобили, подлежащие утилизации. Заготовкой, переработкой и реализацией автомобильного лома могут заниматься только предприятия, имеющие специальное оборудование. Рынок переработки отходов металлолома по Новосибирской области представлен рядом предприятий. Определены ломоперерабатывающие предприятия и динамика цен на металлолом по основным конкурентам в течение года. Представлены основные проблемы утилизации автомобилей и определены направления их решений на различных уровнях.

Автомобильный лом наносит огромный вред окружающей среде. Численность автомобилей, подлежащих утилизации постоянно растет. Заготовкой, переработкой и реализацией металлического лома занимаются более 50 предприятий по городу и области, но только крупные предприятия имеют специальное оборудование для переработки автомобильного лома. Эффективность работы предприятий во многом зависит от условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке, т.е. его конъюнктуры. Для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом необходимо постоянное изучение рынка.

В качестве объекта изучения рассмотрен рынок переработки вторичных черных металлов. При изучении конъюнктуры рынка переработки металлолома следует исходить из того, что отрасль является следующим звеном между утилизацией и производством изделий из металлолома. Таким образом, необходимо сопоставлять закупочные цены предприятий -переработчиков и металлургических комбинатов; поступаемые объемы металлоотходов для переработки и отправляемые для производства.

Ломоперерабатывающие предприятия Новосибирской области основную часть своей продукции реализуют предприятиям внутреннего рынка, т.к. не имеют выгодного географического положения. При этом они теряют часть прибыли в связи с тем, что металлургические комбинаты внутри России, пользуясь убытком лома и отходов металлов, устанавливают цены в 2,5 раза ниже цены, предлагаемой зарубежными заводами. На сегодняшний момент ломоперерабатывающие предприятия пытаются работать на экспорт посредством контейнерных поставок, но пока спрос небольшой. Поэтому устанавливаемые цены на закупаемый металлолом предприятиями-переработчиками напрямую зависят от закупочных цен комбинатов, это видно и при сопоставлении графиков 1 и 2.

Основными ломоперерабатывающими предприятиями на сегодняшний день являются ЗАО «Объединение «Вторчермет», ООО «Втормет Сибири»,

ООО «Новосибвтормет», ООО «Сибирская сырьевая компания», ООО «Новосибметалл», ООО «Сибметресурс», ООО «Сибресурс - Н». На рис. 3 представлены доли рынка, занимаемые крупными компаниями.

Рис. 1. Динамика закупочных цен на металлоотходы на комбинатах

Рис. 2. Изменение цен, предлагаемых поставщикам ломоперерабатывающими

предприятиями

Олигополия носит «четкий» характер, так как ситуацию на рынке определяют три основных конкурента: ЗАО «Объединение «Вторчермет», ООО «Втормет Сибири», ООО «Новосибвтормет».

Предприятия, несколько лет работающие на рынке, благодаря большей занимаемой доле могут предложить высокие цены, даже при спаде цен на

комбинатах, проследить это можно на рис. 2. В мае снижение цены не так значительно, отличие от колебания на комбинатах, т. к. в этот период начинает увеличиваться поступление металлолома от поставщиков и фирмы увеличивают свою прибыль за счёт увеличения объёмов.

Заготовка металлоотходов зависит от природных условий (рис. 4).

1 2 3 4 5 6 7

2007 год

□ 1. ЗАО "Объединение Вторчермет" П2. ООО "Новосибвтормет"

□ 3. ООО "Сибметресурс" П4. Прочие

□ 5. ООО 'Втормет Сибири" Ш6.ООО "Сибирская сырьевая компания"

□ 7. ЗАО "Сибэлком-Металл"

Рис. 3. Доли рынка предприятий - переработчиков

%

12 10 8 6 4 2 0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 месяцы

Рис. 4. Поступление лома предприятиям - заготовителям

Основным периодом пополнения ресурсов сырья для предприятий является промежуток времени с апреля по октябрь. В эти месяцы возможен демонтаж на открытых территориях, сбор металлолома при разгрузке шлаковых отвалов и свалок и т. д. В настоящее время большая часть металлолома поступает от предприятий (около 65%). Некоторые из них поставляют отходы черных металлов периодически в одинаковых количествах, это связано с их производственным циклом. Как правило, такой лом образуется в процессе металлообработки и производства продукции из чёрных металлов.

Однако, в последнее время, в связи с переходом к рыночным отношениям удельный вес этих источников металлолома сокращается, а увеличивается количество амортизационного лома. Кроме того значительная часть металлосырья поступает от частных лиц (35%), занимающиеся сбором бесхозного и бытового лома.

Ломоперерабатывающие предприятия стремящиеся различными способами привлечь поставщиков, для этого открывают новые приёмные пункты, увеличивают производственные мощности, обеспечивают доставку металлоотходов своим автотранспортными средствами, регулируют график работы, вводят методы поощрения и так далее, но главными критериями остаются высокая цена и своевременность оплаты. Эти условия фирмы обеспечивают различными способами, основная часть фирм предпочитает быстрее реализовать готовую продукцию (увеличить скорость оборота денежных средств). Крупные же конкуренты способны накапливать металлосырьё и реализовать его по максимальным ценам, таким образом, увеличивая прибыль. Реализация металлосырья зависит главным образом от предлагаемых комбинатами цен - это для основных конкурентов; а для новых фирм и фирм со слабой конкурентной позицией отгрузка связана напрямую с заготовкой. Это прослеживается при сопоставлении цен

комбинатов, представленных на рис. 2 и объемов сдаваемого лома с объемами сдаваемого лома, представленного на рис. 5. Чтобы увеличить свою прибыль мелкие фирмы ищут новые рынки сбыта, так в последнее время развивается система контейнерных поставок. Если спрос на внешних рынках на контейнерные поставки возрастет, и цена значительно превысит цену, по которой принимают комбинаты России, то ситуация на рынке может измениться коренным образом. Предприятия смогут предложить более высокую цену поставщикам, тем самым увеличив свою долю на рынке. Крупным организациям - переработчикам следует иметь это в виду и также осваивать новые рынки сбыта.

Фирмам с незначительной долей рынка необходимо в настоящий момент увеличивать свои производственные мощности. Многие из них отказываются от переработки легковесного автомобильного лома, в связи с большими затратами на прессовочное оборудование. Кроме того, необходимо организовывать выездные бригады для проведения демонтажа, а также транспортный парк, так как в последнее время увеличивается число поставщиков пользующиеся услугой самовывоза.

14

12

10

*2

4

2

0

Л

* N

$ а * § $ § §

V * 5? Л § §

а

$ 2

'/

2 3

4

5

6 7 8

месяцы

□ Фирмы-новички, либо слабые конкуренты

□ Основные конкуренты

9 10 11 12

1

Рис. 5. Относительная отгрузка за месяц

При утилизации автомобилей одной из неразрешенных проблем являются автопокрышки, переработка которых возможна только на импортном оборудовании. Его стоимость превышает в несколько раз цену основных фондов некоторых ломоперабатывающих предприятий. Инновационные разработки отечественных ученых в этом направлении достаточно интересны, но требуют больших инвестиций, что также непосильно даже для нескольких предприятий. Для решения этих проблем необходимо привлечение государственных инвестиций и законодательных решений.

© З.Е. Алексеева, Л.Н. Бабичев, А.С. Метелкина, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.