Salkazanova Madina Elbrusovna REGIONAL EXPERIENCE ...
pedagogical sciences
УДК 37.078
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ)
© 2018
Салказанова МадинаЭльбрусовна, аспирант кафедры педагогики и психологии
Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, дом 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современных реалиях введение института общественного контроля в сфере образования играет важную роль в связи с проводимыми реформами в этой области, борьбой с коррупцией. Неотъемлемо важной частью работы организаций в сфере образования стало повышение информационной открытости органов управления образовательных учреждений, что, в свою очередь, рождает необходимость введения механизмов государственно-общественного сотрудничества в вопросах управления сферой образования. Настоящая статья посвящена рассмотрению специфики института общественного контроля в сфере образования. Автором проведен анализ нормативного закрепления участия общественных объединений в управлении системой образования, осуществления общественного контроля в сфере образования, а также института независимой оценки качества образования. На основе Положения «Об общественном совете при Министерстве образования и науки РСО-А» от 3.04.2015г. №341, автор освещает процесс проведения независимой оценки качества образования на региональном уровне.
Ключевые слова: образование, образовательные услуги, общественный совет, общественные обсуждения, наука, образовательная организация, качество образования, независимая оценка качества образования, анкетирование, Болонский процесс, сравнительный анализ, реестр качества образовательных учреждений.
REGIONAL EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF PUBLIC CONTROL IN THE SPHERE OF EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA - ALANIA)
© 2018
Salkazanova Madina Elbrusovna, graduate student of the chair of pedagogy and psychology North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin street, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. Today the introduction of the institution of public control in the field of education plays an important role in connection with the ongoing reforms in this field, the fight against corruption, the increase in information openness of the management bodies of educational institutions, which gives rise to the need to introduce mechanisms for public. This article is devoted to the examination of the specifics of the institution of public control in the field of education. The author analyzes the legislative consolidation of the participation of public associations in the management of the education system, the implementation of public control in the field of education, as well as the institution of an independent evaluation of the quality of education. On the basis of the Regulations « On the public council under the Ministry of Education and Science of the Republic of North Ossetia Alania», the agency highlights the process of conducting an independent assessment of the quality of education at the regional level.
Keywords: Education, educational services, public council, public discussions, the science, educational organization, the quality of education, independent assessment of the quality of education, questioning, the Bologna Process, comparative analysis, register of quality of educational institutions.
Совершенствование системы образования в концепции развития Российской Федерации до 2020 года определяется одной из основных целей, необходимым условием экономического и социального благополучия , а контроль за процессом не менее важен.
Принимая во внимание тот факт, что сфера образования в наибольшей степени подвергнута реформированию, изучение вопросов реализации совместных контрольных полномочий государства и общества в исследуемой сфере является одним из наиболее актуальных направлений.
Несмотря на то, что понятие «общественный контроль в сфере образования» появилось сравнительно недавно, этим вопросом заинтересовался ряд ученых таких, как Л.Р. Ягудина, которая в своей работе провела анализ опыта зарубежных стран в определении качества высшего образования на примере Италии.
Италия представляет наибольший интерес, поскольку является одной из стран -иницииаторов Болонского процесса [6] М.В. Шестакова посвятила свое научное исследование проведению сравнительного анализа способов оценки качества высшего образования на примере нескольких государств [7] В.В. Насонкин, Е.Н. Рябова, Т.В. Черкасова и посвятили этой теме свои научные труды. В своей монографии они делают акцент на недостаточной проработанности нормативной базы в этом вопросе [8].
Обращаясь к нормам закона ФЗ №212 , можно прийти к выводу, что на пути его реализации действительно остается достаточное количество препятствий и трудностей.
Так, ст. 24 ФЗ №212 посвящена форме общественного контроля «общественное обсуждение», однако закон не определяет возможных инициаторов общественных
обсуждений.
Во всяком случае, ни один из субъектов общественного контроля не вправе, исходя из закона, проводить общественные обсуждения по своей инициативе.
Аналогичные права и возможности осуществления процедур общественного контроля закон предоставил муниципальным общественным советам. Если про местные общественные палаты можно составить представление по аналогии с федеральной и региональными общественными палатами, то понятие «муниципальный общественный совет» никак Законом однозначно не определено [9].
Неопределенность понятия можно рассматривать двояко: или понятие «муниципальный общественный совет» обозначает наименование другой организационной формы местного общественного совета, или же муниципальные советы- это советы, в том числе по оценке качества работы муниципальных организаций, которые оказывают услуги в области социального обслуживания - культура, здравоохранение, образование.
Любопытен также тот факт, что закон не устанавливает обязательность создания региональной общественной палаты.
Данный вопрос решается по усмотрению органов местного самоуправления. Однако, возможности реализации законодательных предписаний ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» №212-ФЗ от 21.07.2014г. могут быть осуществлены в целях расширения возможностей независимой общественной оценки качества образования и качества управления образованием на региональном и муниципальном уровнях.
Это становится возможным путем разработки региональной нормативно-правовой базы.
педагогические науки
Салказанова МадинаЭльбрусовна РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ...
Одним из регионов, нормативно закрепивших осуществление процедуры независимого общественного контроля в сфере образования, стала республика Северная Осетия-Алания.
Северная Осетия на региональном уровне согласовала порядок осуществления функций общественного контроля. Осуществляет его Общественный Совет при министерстве науки и образования РСО-А.
Цель создания этого органа - обеспечение взаимодействия Министерства образования и науки с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, а также повышение гласности и прозрачности деятельности Минобрнауки.
Деятельность Общественного совета регулируется Положением «Об общественном совете при Министерстве образования и науки РСО-А» от 3.04.2015г. №341. В ст. 2 действующей редакции Положения прописано : « Общественный совет создается с целью обеспечения взаимодействия Министерства с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями , повышения гласности и прозрачности деятельности Министерства».
К задачам Общественного совета Положение относит такие, как: оптимизация взаимодействия Министерства и гражданского общества, содействие министерству в рассмотрении ключевых социально значимых вопросов, выдвижение и обсуждение общественных инициатив, информирование граждан о деятельности Министерства.
С целью наиболее полного осуществления контроля качества предоставляемых учреждениями образовательных услуг, а также во исполнение Указа Президента РФ от 7.05. 2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», ФЗ РФ от 29.12.12г. №273 -ФЗ «Об образовании в РФ», приказа Минобрнауки РФ от 5.12.2014г. №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, Минобрнауки РСО-Алания составило Порядок расчета показателей независимой оценки качества образования (НОКО) организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Независимая оценка качества образования проводится в тех образовательных учреждениях, которые внесены в перечень образовательных организаций, подлежащих в запланированный календарный год соответствующей проверке. Суть НОКО заключается в проведении анкетирования в обследуемом образовательном учреждении.
В анкетировании принимают участие как субъекты получения образовательных услуг, так и сами сотрудники , осуществляющие НОКО. Анкетирование проходит анонимно и может осуществляться как очно, так и заочно- с размещением в открытом доступе в сети интернет.
Респондентам предлагается выразить свое мнение о качестве образовательной деятельности исследуемой образовательной организации.
Первая анкета предназначена для заполнения сотрудниками организации-оператора по каждой образовательной организации на основании анализа официального сайта обследуемой образовательной организации и других официальных источников информации. В ней содержится два блока вопросов.
Первый блок вопросов посвящен показателям, характеризующим общий критерий оценки качества образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Второй блок касается показателей, характеризующих общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, касающийся комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Вторая анкета заполняется обучающимися, либо родителями обучающихся и позволяет оценить качество образовательных услуг, предоставляемых учреждением,
компетентности работников, общее удовлетворение качеством образовательной деятельности организации.
Расчет показателей производится по данным двух видов анкет, в каждой из которых содержится ряд вопросов, которые оцениваются баллами.
В последующем заполненные анкеты обрабатывает специальный уполномоченный на то орган (Оператор), баллы, набранные за все вопросы суммируются и выводится цифра - средний балл, позволяющий сделать вывод о качестве предоставляемых образовательных услуг в учебном заведении.
Проведенное подобным образом исследование позволяет оценить деятельность образовательного учреждения, опираясь на анализ независимых специалистов, а также непосредственно самих субъектов получения образовательных услуг.
Прозрачность проведенных исследований гарантирована анонимностью опроса, что играет немаловажную роль в полученных результатах , как наиболее достоверных с психологической точки зрения.
Подобные мероприятия следует проводить во всех субъектах Российской Федерации и разработать единый стандарт осуществления независимой оценки качества образования. Результаты НОКО вносить в единый реестр качества образовательных учреждений, который будет находиться в открытом доступе.
По мнению автора подобный опыт необходим, чтобы обратить внимание руководства на выявленные недостатки образовательных учреждений, что в последующем будет стимулировать образовательные учреждения улучшать свои показатели.
Обучающиеся и их родители смогут на основании результатов НОКО определиться с выбором школы или ВУЗа
Государственно-общественное управление в современном образовании должно осуществляться во взаимодействии государства и общества для решения различных вопросов образования , связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятия управленческих решений , участия в выполнении ресурсообеспечивающих функций ,создания здоровой социальной среды для учащихся.
Создание независимой и всесторонней системы оценки качества работы образовательных организаций различного уровня - одно из приоритетных направлений государственной политики в образовательной сфере, позволяющей существенно расширить возможности общественного участия как в управлении образованием, так и оценке его качества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ФЗ РФ от 29.12.12г. №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» №212-ФЗ от 21.07.2014г.
3. Указ Президента РФ от 7.05. 2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
4. Приказ Минобрнауки РФ от 5.12.2014г. №1547 «Об утверждении показателей , характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
5. Положение «Об общественном совете при Министерстве образования и науки РСО-А» от 3.04.2015г. №341
6. Ягудина Л.Р. Оценка качества высшего образования в Италии// Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. №9 (137). С. 93-99
7. Шестакова М.В. Зарубежные модели оценки качества образования//Экология человека.2008.№11. С. 23-28.
8. В.В. Насонкин, Е.Н. Рябова , Т.В. Черкасова Общественный контроль в сфере высшего образования/ монография М.: Галлея Принт , ФЦОЗ, 2016г. 462с.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)
203
Salkazanova Madina Elbrusovna REGIONAL EXPERIENCE ...
pedagogical sciences
9. Седельников А.А. Общественный контроль в образовании: законодательное обеспечение и перспективы практики. Электронный ресурс. https://ioctmr. edu.yar.ru/materiali_dlya_stranits_sayta/innovatsionniy_ proekt_obshchestvennay_67/materiali/1_sedelnikov_ obshchestvenniy_kontrol_v_obrazovanii.pdf
Статья поступила в редакцию 26.12.2017 Статья принята к публикации 28.03.2018