УДК 371
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ НЕЗАВИСИМОГО ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАНИИ
© 2016
Епхиева Марина Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Педагогика и психология»
Салказанова Мадина Эльбрусовна, аспирант кафедры «Педагогика и психология», Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова (362003, Россия, Владикавказ, проспект К.Хетагурова, 154, e-mail: [email protected])
Аннотация. Модель традиционного управления, где противопоставлены государство и общество как управленец и управляемый давно перестала оправдывать себя. В связи с этим возникла необходимость перемен в сфере государственного управления. Важно заложить в сферу управления контролирующие функции со стороны общественности, как это на протяжении долгого времени делается во всем мире. Россия - страна молодой демократии уже делает первые шаги к осуществлению данной цели, путем разработки нормативно-правовой базы, создания различных проектов. Одновременно с этим увеличивается активность общественных инициатив. Общественные организации участвуют политической и правовой сфере, формируя единую функциональную структуру. Общественный контроль коснулся и такой важной сферы, как образование. В Российской Федерации в процессе реформирования образования был принят ряд программ и проектов, реализация которых требует новых подходов как в деятельности самих образовательных учреждений, так и системы управления в целом. Поэтому очевидно, что в современных условиях образование находится в центре первоочередных государственных интересов. Если еще 10 лет назад целесообразность создания общественного контроля была поставлена под сомнение, то сегодня ученые и практики придерживаются единого мнения: общественный контроль как в образовании, так и в других сферах - это необходимый элемент государственно-общественного развития.
Ключевые слова: образование, наука, общественный контроль, государственное управление, общественная палата, общественный совет, управление образованием, образовательное учреждение, качество образования, образовательная программа, независимая экспертиза, законодательная база, волонтерское движение, международный опыт.
SOME FEATURES OF INDEPENDENT PUBLIC CONTROL IN EDUCATION
© 2016
Ephieva Marina Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
"Pedagogics and psychology" Salkazanova Madina Elbrusovna, the graduate student of Pedagogics and Psychology department, North Ossetian state university named after Kosta Levanovicha Khetagurova (362003, Russia, Vladikavkaz, K. Khetagurov Avenue, 154, e-mail: [email protected])
Abstract. The traditional management model, which is opposed to the state and society as a manager and a managed long ceased to be justified. In this regard there was a need for change in public administration. It is important to lay under the management control of the public function, as it has long done all over the world. Russia is a country of young democracy already taking its first steps towards implementing this goal through the development of the regulatory framework, the creation of various projects. At the same time increases the activity of public initiatives. Community organizations involved political and legal sphere, forming a single functional structure. Public control touched on such important areas as education. In Russian Federation the process of education reform was adopted a number of programs and projects which require new approaches in the activities of educational institutions themselves, and the whole management system. Therefore, it is obvious that in modern conditions and education is at the center of the priority state interests. If 10 years ago the feasibility of establishing social control has been questioned, but now scientists and experts are unanimous: social control in education and in other areas - a necessary element of public-social development.
Keywords: education, science, social control, public administration, the Public Chamber, a public council, education management, educational institution, the quality of education, educational program, an independent expert, the legal framework, the volunteer movement, international experience.
В Российской Федерации такое понятие, как общественный контроль появилось относительно недавно, с момента принятия федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Данный закон был принят Государственной думой 4 июля 2014 года. Согласно этому закону были созданы общественные органы, в компетенцию которых входит осуществление контроля за деятельностью органов государственной власти с целью выявления и своевременного пресечения нарушений в какой либо деятельности. Подобный опыт для нашей страны первый, поэтому требует тщательной проработки и поддержки со стороны государства. В первую очередь право на осуществление такого контроля получат общественные палаты и общественные советы, за ними последуют общественные организации. Поддержу и положительные заключения Правительства РФ и Общественной палаты РФ закон получил еще на этапе обсуждения [1]. Общественный контроль коснулся и такой важной сферы, как образование.
Вопросы взаимодействия института образования с другими социальными институтами и сферами общественной жизни изучаются социологией образования. Такие знаменитые ученые, как Э.Дюркгейм, М.Вебер, внесли огромный вклад в изучение и взаимодействие со-
циологии образования с различного рода экономическими и политическими процессами.
В России эмпирическим исследованиям в области социологии образования посвящены многочисленные труды ученых.
Общетеоретические вопросы развития современного российского образования, его роли в современном обществе, теории управления образованием присутствуют в работах В.П. Беспалько[2], А.Б. Вифлеемск ого[3] А.С. Запесоцкого [4]; структурно-содержательные проблемы построения различных образовательных уровней в условиях этнорегиональной образовательной системы содержатся в работах В.И. З.К.Каргиевой[5], И.А.Малашихиной[6], З.Б.Цаллаговой[7] и др.; этнокультурные аспекты воспитания подрастающего поколения посвящены труды А.В.Беляева[8], Г.Н.Волкова[9], А.В. Райцева[10], Б.А.Тахохова[11], Е.Е.Хатаева[12], С.Б.Узденовой[13], М.К.Епхиевой[14,], [16], М.М. Мамиевой[15] ,Д.Ф. Ильясова [17], Л.С. Онокой [18], Г.Н.Серикова [19], А.Н. Тихонова [20] и др.; по вопросам оптимизации и оценки системы управления образованием рассматриваются в работах М.Л. Аграновича [21], М.М. Поташника[22] и др.
Система образования претерпевает большие измене-
ния за последние годы. Методом проб и ошибок внедряются нововведения, о социальной пользе которых нельзя говорить однозначно.
В Российской Федерации в процессе реформирования образования был принят ряд программ и проектов, реализация которых требует новых подходов как в деятельности самих образовательных учреждений, так и системы управления в целом. Поэтому очевидно, что в современных условиях образование находится в центре первоочередных государственных интересов.
Если еще 10 лет назад целесообразность создания общественного контроля была поставлена под сомнение, то сегодня ученые и практики придерживаются единого мнения: общественный контроль как в образовании, так и в других сферах - это необходимый элемент государственно-общественного развития.
В отличие от Российской Федерации в ряде западноевропейских стран общественный контроль - уже прочно закрепившееся явление, основанное на принципе прозрачности государственной власти и участия общества в ее работе. Одним из факторов, способствующих эффективному функционированию общественных организаций, является тщательно проработанная и детально регламентирующая все их права и обязанности законодательная база.
Существенную роль субъектов контроля играют волонтерские движения, общественные инициативы, голосования, обсуждения, петиции, экспертизы, журналистские расследования. Иногда к инструментам общественного контроля в качестве его своеобразного итога относят выборы и референдумы. Отметим, что словосочетание «общественный контроль» на Западе практически не употребляется [23].
Ситуация, которая сегодня сложилась в Российской Федерации, сложности во внешней политике, ведут к модернизации всей государственной системы. Продовольственные ограничения, наложенные западными странами, необходимо восполнять отечественными продуктами и разработками. Для этого необходимы специалисты с хорошей базой знаний, которые закладываются в процессе обучения. Задача образования - предоставлять таких специалистов. Поэтому образование -сфера, которой сейчас уделяется повышенное внимание государственных органов и общественных организаций.
Качество образования необходимо обеспечивать постоянным действенным контролем, сочетающем в себе государственный и общественно - контрольные механизмы.
Однако, к сожалению, качество предоставляемых образовательных услуг в нашей стране оставляет желать лучшего. Диплом высшего образования не гарантирует получение в процессе обучения необходимой базы знаний, которыми должен обладать студент после окончания вуза.
Это связано с возникновением огромного количества высших учебных заведений сомнительного происхождения, которые каждый год штампуют тысячи дипломов-корочек такого же сомнительного качества. Отсутствие необходимого контроля - одна из первопричин снижения качества отечественного образования. Вовлечение общественных организаций в вопросы контроля образования в должном объеме сможет решить ряд актуальных проблем. С помощью выявления нарушений можно пресечь злоупотребления и сквозной контроль законности деятельности учебных заведений. Обеспечить право субъектов рынка образовательных услуг на предоставление качественного образования. А в ходе проведения независимого общественного контроля в образовательной сфере составить рейтинг качества образовательных услуг среди учебных заведений. Путем предоставления достаточной степени полномочий общественным организациям можно будет также создать реестр качества дипломов и аттестатов, образовательных программ учебных заведений, рейтинг преподавателей и т.д._
Как отмечают в своей работе Г.А. Федотова, Н.М. Громова и Б.А. Якубов Б.А., именно общественная составляющая управления позволяет обеспечить независимость и открытость в организации образовательного процесса[24].
Усилению общественной контрольной составляющей в сфере образования способствовало принятие федерального закона от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании),[25] который создал правовую основу для внедрения общественных институтов внешней оценки качества образования в первую очередь посредством закрепления общественной и общественно-профессиональной аккредитации, а также нормативно обязал привлекать в процессе государственной аккредитации независимые экспертные организации и работодателей, которые фактически уже принимали участие в оценке качества образования (например, посредством членства в комиссиях по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников вузов).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что качество предоставляемых образовательных услуг напрямую зависит от нормативно-правовой базы, регулирующей образовательные правоотношения, а также от того, насколько полно закон воплощается в жизнь. Именно поэтому очень важно всесторонне анализировать и прорабатывать нормы будущих правовых актов, регулирующих образовательные отношения, привлекая независимых экспертов, включая представителей профессионального сообщества, которые являются носителями объективной и достоверной информации о проблемах и потребностях своей профессиональной отрасли. Хотелось бы отметить, что в Российской Федерации также получила широкое распространение практика создания общественных советов по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций при органах государственной власти и органах местного самоуправления, осуществляющих управление системой образования. В соответствии с ч. 2 ст. 95.2 Закона об образовании данные органы создаются в целях создания условий для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций.
Так, в соответствии с Положением об Общественном совете при Министерстве образованияи науки Российской Федерации, целью создания общественного совета является обеспечения взаимодействия Минобрнауки России с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, повышения гласности и прозрачности деятельности Минобрнауки России [26].
Персональный состав Общественного совета формируется из числа работников сферы образования, науки и молодежной политики, органов государственной власти, членов общественных объединений, в том числе с использованием процедур голосования в средствах массовой информации и информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». В число основных задач данного органа входит обеспечение участия граждан, общественных объединений и иных организаций в обсуждении и выработке решений по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности Минобрнауки России; содействие Минобрнауки России в рассмотрении ключевых социально значимых вопросов в установленной сфере деятельности и выработке решений по ним, в том числе при определении приоритетов развития в области образования, науки и молодежной политики; выдвижение и обсуждение общественных инициатив, связанных с деятельностью Министерства; участие в информировании граждан о деятельности Минобрнауки России, в том числе через средства массовой информации, и в организации публичного обсуждения вопросов, касающихся деятельности Минобрнауки России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant. ru/70700452/#ixzz3Qqt3bFCH
2. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика/ Электронный ресурс: www.klex.ru
3.Вифлеемский А.Б. Стандарт дошкольного образования. Новый взгляд на дошкольную организацию с юридической и экономической точек зрения. Москва. 2016.
4. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. Москва, 2002.
5.Каргиева З.К., Калухов В.А., Мкртычева Н.М. Формирование мировоззрения студентов в учебно-воспитательном процессе вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов, 2012. №3. С.29-41.
6. Малашихина И.А . Эм, Е.А. Логопедия: сборник программ / И.А. Малашихина, О.П. Демиденко, Н.В. Черепкова, Е.А. Эм. Ставрополь: СГУ, 2012. 53 с.
7. Цаллагова З.Б. Афористические жанры осетинского фольклора. Владикавказ: Ир, 1993.
8. Беляев А.В. Беляев А.В. Подготовка педагогических кадров для кадетских корпусов // Педагогика. 2009. №8. С.58 - 65.
9. Волков Г.Н. Этнопедагогика : Учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. зав.. М.: Academia, 2000. 168 с.
10. Райцев А.В. Епхиева М.К. Актуальные проблемы духовно - нравственного воспитания молодежи на гуманистических идеях осетинской народной педагогики // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2015. № 7-1 . С. 20-24.
11. Райцев А.В., Тахохов Б.А. О профессиональной компетентности выпускника вуза // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 4. С. 268-273.
12. Хатаев Е.Е., Таболова Э.С. О проблеме этнического воспитания детей и подростков // Образование и наука. 2006. №6. С. 109-112.
13. Узденова Б.С. К некоторым проблемам подготовки бакалавров для развития регионального туризма // Современные фундаментальные и прикладные исследования 2015. №4 (19) С. 18-22.
14. Епхиева М.К. Гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.2015 №1 (31). С. 240-243.
15. Епхиева М.К., Мамиева М.М. Язык как явление культуры, его место в формировании гуманистического типа личности // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 3-2 (71). С. 147-151.
16. Епхиева М.К. Формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в образовательном пространстве вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.2013 №4 (26). С. 228-231.
17. Ильясов Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике. Монография // Д.Ф.Ильясов, Г.Н.Сериков. Москва, 2003.
18. Онокой Л.С., Титов В.М. Компьютерные технологии в науке и образовании. Москва, 2014.
19. Сериков Г.Н. Социально значимая образованность как перспективная цель образования человека// Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2015. №1. С. 47-56.
20. Тихонов А.Н. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. Москва. 1998 .
21. Агранович М.Л. Цена результата: норматив и качество образования// Народное образование. 2002.№10 С.29-31. 22 Поташник М.М. ЕГЭ против ФГОС: как быть учителю? // Журнал руководителя управлением образованием. 2015. №5._
23.Филимонов А. Общественный контроль: перспективы законодательного закрепления [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://www. garant.rU/article/544004/#ixzz3DdytCOBb (26.05.2014).
24.Федотова Г.А., Громова Н.М., Якубов Б.А. Общественно-государственное управление как фактор инновационного развития образовательного учреждения // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6.
25. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1).Ст. 7598; 2015. № 1.
26.Приказ Минобрнауки России от 13.11.2012 N 913 (ред.от 09.02.2015) Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве образования и науки Российской Федерации: // Вестник образования. 2012. № 23