Суева Юлия Витальевна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», научный сотрудник, [email protected]
КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ*
Аннотация
В статье представлены результаты анализа качества критериев независимой оценки образовательной деятельности организации в 83 субъектах РФ и 300 муниципальных образованиях. Материалы статьи продолжают и дополняют выводы и результаты сравнительного исследования организационного потенциала региональных систем независимой оценки качества образования. Ключевые слова:
качество образования; независимая оценка качества образования; критерии; регион; муниципальные органы управления образованием; общественный совет.
Среди разнообразия форм общественного контроля сферы образования особое место отведено независимой оценке качества, которая осуществляется в соответствии с нормами статьи 95 «Независимая оценка качества образования» Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Основной целью данной формы контроля является предоставление потребителям информации о качестве организации работы по реализации образовательных программ. Инструментом, позволяющим измерить качество образовательной деятельности, выступает система критериев и показателей независимой оценки качества образования (НОКО). Проведение независимой оценки качества образовательной деятельности организаций осуществляется по общим и дополнительным критериям. Общие критерии установлены статьей 95 Федерального закона «Об образовании в РФ» и являются обязательными при проведении НОКО. В качестве основных (общих) критериев выступают:
• открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
• комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
• удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций [1].
*Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Теоретико-методологические основы профессионального развития руководителей системы образования»
Дополнительно к общим критериям Общественными советами могут быть установлены иные критерии, отражающие характеристики образовательных организаций и программ, важные для соответствующей системы образования. Разработанные критерии должны быть закреплены в протоколе заседания Общественного совета и утверждены приказом органа исполнительной власти.
Чтобы оценить, насколько полно используются общие критерии НОКО и какова распространенность практики разработки и использования дополнительных критериев оценки образовательной деятельности организаций, научным коллективом федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» было проведено исследование качества критериев независимой оценки образовательной деятельности организаций субъектов РФ. Был выбран формат сплошного обследования субъектов РФ, однако фактически выборка составила 83 субъекта, за исключением Республики Ингушетия и Кировской области, где на момент сбора информации официальные сайты органов управления образованием находились в неактивном состоянии. Информационной базой исследования послужили открытые данные о НОКО, размещенные на официальных сайтах органов управления образованием субъектов РФ, центров мониторинга (оценки) качества образования, организации-оператора НОКО [2-3].
Анализ показал относительно благополучную ситуацию в отношении критериальной базы НОКО, используемой в настоящее время субъектами РФ. Распределение регионов по значению индекса качества критериев независимой оценки образовательной деятельности организаций показывает (рисунок 1), что 53 региона (или 64% всей совокупности) имеют значение индекса свыше 0,6.
Рис. 1.
При этом 3 субъекта РФ: Ленинградская область, Оренбургская область, Республика Адыгея - показали максимальное значение, равное 1. В этих субъектах отмечено использование критериальной базы оценки деятельности образовательных организаций, включающую не только нормативно установленные критерии, но и дополнительные региональные критерии.
В то же время в группу аутсайдеров попали 23 субъекта, показав значение индекса качества критериев независимой оценки образовательной деятельности организаций, равное 0.
Исследование показало, что 44 региона используют критериальную базу оценки деятельности образовательных организаций, включающую только нормативно установленные критерии, что позволяет говорить об определенной формальности в подходе к проведению независимой оценки качества образования. Однако 16 регионов все же воспользовались предоставленной Законом возможностью и ввели дополнительные региональные критерии к общим критериям оценки образовательной деятельности организаций. Содержательная характеристика дополнительных региональных критериев показывает, что в настоящее время разработаны и установлены критерии только для четырех уровней образования. К ним относятся:
1. Дополнительные критерии, используемые при проведении независимой оценки качества дошкольного образования:
• информационная прозрачность муниципальной системы дошкольного образования;
• комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;
• результативность деятельности учреждения;
• материально-техническое обеспечение образовательной организации;
• качество предоставляемых образовательных услуг;
• удобство пользованием сайтом образовательной организации.
2. Дополнительные критерии, используемые при проведении независимой оценки качества общего и коррекционного образования:
• соответствие деятельности государственной общеобразовательной школы требованиям законодательства в сфере образования;
• функционирование системы государственного общественного управления;
• состояние нормативно-правовой документации по охране труда и безопасности общеобразовательной школы-интерната;
• организация работы с административным составом и педагогическими кадрами;
• критерий, характеризующий качество результатов деятельности;
• критерий, характеризующий создание условий для развития способностей детей;
• критерий, характеризующий создание условий для укрепления здоровья детей;
• использование индивидуальных достижений учащихся;
• содержание и организация образовательной деятельности;
• кадровый потенциал;
• результаты образовательной деятельности;
• комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;
• результативность образовательной деятельности организации;
• качество знаний;
• особенности организации образовательного процесса в образовательной организации;
• достижения образовательной организации и педагогических работников;
• воспитательная работа образовательной организации;
• безопасность образовательной организации;
• информационная прозрачность муниципальной системы общего образования;
• обеспечение качества образовательного процесса;
• организация воспитательной и внеурочной деятельности;
• возможности индивидуализации содержания образовательной программы с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся;
• качество результатов освоения основных и дополнительных образовательных программ.
3. Дополнительные критерии, используемые при проведении независимой оценки качества профессионального образования:
• время ожидания предоставления образовательной услуги;
• наличие в организации собственной (внутренней) системы контроля за качеством образования;
• содержание и организация образовательной деятельности;
• кадровый потенциал;
• результаты образовательной деятельности;
• комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;
• результативность образовательной деятельности организации;
• результаты освоения профессиональных программ;
• уровень востребованности выпускников профессиональных образовательных организаций компаниями-работодателями (сведения о выпускниках).
4. Дополнительные критерии, используемые при проведении независимой оценки качества дополнительного образования:
• качество образовательного процесса;
• качество воспитательного процесса;
• обеспечение безопасности обучающихся;
• здоровьесбережение обучающихся;
• гарантии доступности и качества образования;
• общественно-государственное управление;
• качество результата (обеспечение прав потребителей);
• время ожидания предоставления образовательной услуги;
• наличие в организации собственной (внутренней) системы контроля за качеством образования;
• комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;
• результативность деятельности учреждения.
Исследование показало, что совпадений среди дополнительных критериев, введенных регионами, практически нет. Это говорит о том, что каждый субъект РФ разрабатывал дополнительные критерии в соответствии со своей образовательной системой, уделяя особое внимание специфике, содержанию и организации образовательной деятельности. Лишь три критерия характеризуют общую заинтересованность регионов к отдельным показателям деятельности образовательных организаций. К ним относятся комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья, кадровый потенциал и результаты образовательной деятельности организаций.
Если обратиться к муниципальному уровню управления, то там ситуация оказалась более негативной, судя по данным выборочного обследования 10 субъектов РФ из группы регионов, которые ввели дополнительные региональные критерии к общим критериям оценки образовательной деятельности организаций. В этих субъектах (Ленинградская область, Оренбургская область, Республика Адыгея, Ростовская область, Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Владимирская область, Рязанская область, Томская область) было проведено сплошное обследование муниципальных образований (всего 300 муниципалитетов) на той же методологической, методической и информационной основе, что и сравнительный анализ в субъектах РФ.
Анализ показал, что распространенность практики разработки и использования дополнительных муниципальных критериев оценки образовательной деятельности организаций в муниципалитетах обследованных регионов очень мала.
Так, из 300 муниципальных образований только 20 (6,7%) воспользовались предоставленным правом и утвердили дополнительные к основным критерии оценки, отражающие их представления о качественной образовательной деятельности организаций.
Лидерами среди обследованных регионов оказались Владимирская область и Республика Адыгея (рис. 2). В этих регионах треть муниципальных образований (33,3%) приняли решение о введении дополнительных муниципальных критериев оценки образовательной деятельности организаций. В Красноярском крае и Ростовской области дополнительные муниципальные критерии используются в единичных случаях. Остальные 6 субъектов РФ показали нулевое значение индекса качества критериальной базы оценки муниципального уровня [4].
Содержательная характеристика дополнительных муниципальных критериев отлична от региональных, что позволяет говорить о введении муниципалитетами критериев с учетом своих муниципальных приоритетов и требований к образовательной организации. Основное внимание уделено оценке качества организации питания, организации досуговой деятельности, общественной и социально значимой активности образовательной организации.
Распределение значений индекса качества критериев независимой оценки образовательной деятельности организаций муниципального уровня субъектов РФ
Субъекты РФ
0,5
Владимирская область
Республика Адыгея 0,5
Ростовская область 0,25
Красноярский край
0,25
Томская область 0
Рязанская область 0
Республика Саха (Якутия) 0
Магаданская область 0
Оренбургская область 0
Ленинградская область 0
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6
Значение индекса
Рис. 2.
Заключение и выводы. Проведенное исследование независимой оценки качества образования показало, что органы управления образованием, особенно муниципального уровня, еще не готовы воспользоваться представленной Законом возможностью ввести дополнительные к общим критерии оценки образовательной деятельности организаций. В подавляющем большинстве субъектов и муниципалитетов содержательная сторона оценки осталась за границами внимания органов управления.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165899/ (дата обращения: 15.05.2017).
2. Пуденко Т.И., Суева Ю.В. Независимая оценка качества образования через призму региональных управленческих стратегий // Человек и образование. 2016. №3(48). С. 25-30.
3. Пуденко Т.И., Суева Ю.В. Сравнительный анализ организации независимой оценки качества образования в субъектах РФ [Электронный ресурс] // КУРСОБР: [сайт]. URL: http://www.kursobr.ru/anaHtika/242-novyj-material.html (дата обращения: 20.05.2017).
4. Суева Ю. В. Сравнительный анализ организации независимой оценки качества образования в муниципальных образованиях [Электронный ресурс] // КУРСОБР: [сайт]. URL: http://www.kursobr.ru/analitika.html (дата обращения: 02.06.2017).
Sueva Yuliya VitaVevna,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»,
the Scientific researcher,
CRITERIA BASE OF INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION
Annotation
The article presents the results of the analysis of the quality criteria of the independent evaluation of the educational activities of the organization in the 83 subjects of the Russian Federation and 300 municipalities. The article continue and Supplement the findings and the results of a comparative study of the organizational capacity of the regional system of independent evaluation of education quality. Keywords:
quality of education; independent evaluation of the quality of education; criteria; region; municipal authorities; public muncH