Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСК / ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копалкина Е.Г., Бондарева Е.В.

Анализируется место, роль и основные направления деятельности службы занятости как важнейшего субъекта профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашей стране. Авторами были определены характерные черты службы занятости по сравнению с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, такие как ранний превентивный характер ее деятельности, предполагающий активную позицию несовершеннолетних, продуктивную форму их досуга, законный самостоятельный способ получения финансовых средств, а также возможность исправления без изоляции от общества. В работе используются статистические данные МВД России за 2021-2022 гг., а также министерства труда и занятости Иркутской области, раскрывающие тенденции современного состояния и структуры преступности в городе Иркутске за 2017-2021 гг. Описаны реализуемые ведомственные целевые программы Иркутской области, региональное законодательство, а также представлены результаты деятельности Центра занятости города Иркутска по содействию в трудоустройстве несовершеннолетних и их профессиональной ориентации за 2017-2021 гг. Выделены основные проблемы при содействии трудовой занятости несовершеннолетних, приводящие зачастую к ненадлежащему выполнению службы занятости своих обязанностей. В результате анализа международных и отечественных научных источников были сформулированы основные пути развития и совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реализуемой службой занятости, связанные с закреплением ее полномочий в важнейших нормативно-правовых актах, разработкой и реализацией единой комплексной программы, носящий четкий межведомственный характер, созданием отдельного подразделения в структуре службы занятости, применяющего во взаимодействии с работодателями поддерживающий и консультативный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Копалкина Е.Г., Бондарева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL EXPERIENCE OF THE EMPLOYMENT SERVICE IN THE PREVENTION OF NEGLECT AND DELINQUENCY AMONG MINORS

The paper analyzes the place, role and main directions of the activity of the employment service as the most important subject of the prevention of neglect and juvenile delinquency in our country. The authors identified the characteristic features of the employment service in comparison with other subjects of prevention of neglect and juvenile delinquency, such as the early preventive nature of its activities, which presupposes an active position of minors, a productive form of their leisure, a legitimate independent way of obtaining financial resources, as well as the possibility of correction without isolation from society. The work uses statistical data of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2021-2022, as well as the Ministry of Labor and Employment of the Irkutsk region, revealing trends in the current state and structure of crime in the city of Irkutsk for 2017-2021. The implemented departmental target programs of the Irkutsk region, regional legislation are described, and the results of the activity of the Irkutsk Employment Center to assist in the employment of minors and their professional orientation for 2017-2021 are presented. The main problems with the assistance of the employment of minors are highlighted, which often lead to the improper fulfillment of the duties of the employment service. Following the analysis of international and domestic research literature, the authors formulate the main ways of developing and improving the prevention of neglect and juvenile delinquency, implemented by the employment service, related to a. the consolidation of its powers in the most important regulatory legal acts, b. the development and implementation of a single complex program, which has a clear interdepartmental character, c. the creation of a separate unit in the structure of the employment service, which adheres to a supportive and consultative approach in cooperation with employers.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Научная статья

Б01: 10.15593/2224-9354/2023.1.7 УДК 331.5.024.5:364.635-053.6

Е.Г. Копалкина, Е.В. Бондарева

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Анализируется место, роль и основные направления деятельности службы занятости как важнейшего субъекта профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашей стране. Авторами были определены характерные черты службы занятости по сравнению с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, такие как ранний превентивный характер ее деятельности, предполагающий активную позицию несовершеннолетних, продуктивную форму их досуга, законный самостоятельный способ получения финансовых средств, а также возможность исправления без изоляции от общества. В работе используются статистические данные МВД России за 2021-2022 гг., а также министерства труда и занятости Иркутской области, раскрывающие тенденции современного состояния и структуры преступности в городе Иркутске за 2017-2021 гг. Описаны реализуемые ведомственные целевые программы Иркутской области, региональное законодательство, а также представлены результаты деятельности Центра занятости города Иркутска по содействию в трудоустройстве несовершеннолетних и их профессиональной ориентации за 2017-2021 гг. Выделены основные проблемы при содействии трудовой занятости несовершеннолетних, приводящие зачастую к ненадлежащему выполнению службы занятости своих обязанностей. В результате анализа международных и отечественных научных источников были сформулированы основные пути развития и совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реализуемой службой занятости, связанные с закреплением ее полномочий в важнейших нормативно-правовых актах, разработкой и реализацией единой комплексной программы, носящий четкий межведомственный характер, созданием отдельного подразделения в структуре службы занятости, применяющего во взаимодействии с работодателями поддерживающий и консультативный подход.

Ключевые слова: Иркутск, центр занятости, несовершеннолетние, безнадзорность, трудная жизненная ситуация, профессиональная ориентация, преступность, служба занятости.

Введение. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из важных направлений деятельности службы занятости населения, наряду с другими субъектами социальной профилактики в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный закон является основным, поскольку определяет учреждения и органы, основные направления их деятельности, а также устанавливает их ответствен-

© Копалкина Е.Г., Бондарева Е.В., 2023 Копалкина Евгения Геннадьевна - канд. филос. наук, доцент кафедры социологии и психологии ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», е-таУ; kopalkina2017@list.ru.

Бондарева Елена Владимировна - старший преподаватель кафедры юриспруденции ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», е-таУ; е1епаЬопСагеуа^11аг@таУ.

ность при реализации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современной России [1, 2]. Решение изучаемой проблемы носит сложный и комплексный межведомственный характер, где большое внимание необходимо уделять, по словам исследователя Е.С. Шаховой, именно профилактическим мероприятиям, особенно в сфере отдыха, оздоровления и трудовой занятости несовершеннолетних [3, с. 28].

Проблема раннего предупреждения преступности среди несовершеннолетних как в целом, так и через содействие их трудовой занятости, поднимается исследователями и в мировом сообществе. В своей работе исследователь Begzod Umirzakov раскрыл особенности преступности несовершеннолетних в США, Франции, Германии,Японии, провел анализ законодательства развитых зарубежных стран, направленного на предупреждение преступности среди несовершеннолетних, на предоставление гарантий прав несовершеннолетних [4]. Guzalkhon Akhmedova, описывающая в своей работе принципы и методы предупреждения преступности в зарубежных странах, пишет о том, что некоторые их модели снижения преступности необходимо внедрять в национальное законодательство [5]. В работе, посвященной изучению факторов риска преступности среди несовершеннолетних, американцы S. Jacobsen и A. Zaatut изучали различные типы семьи, детско-родительские отношения, различные категории правонарушений, и сделали вывод о том, что не «количество родителей в семье, а качество отношений между родителями и детьми снижает вовлеченность детей в правонарушения, поскольку те, у кого более прочные отношения со своими родителями, подвергаются меньшему риску правонарушительного поведения» [6]. Исследователи C. Mellber, R. Minas, T. Korpi, L. Andersson из Швеции подчеркивают, что пребывание молодых людей вне рынка труда и образования будет иметь негативные, как краткосрочные, так и долгосрочные последствия [7]. Исследователь Yuting Bu, анализирующий проблему стигматизации бывших преступников в Китае при приеме на работу, отмечает, что большинство бывших осужденных имели низкую академическую квалификацию, до совершения преступления у менее 20 % из них была степень бакалавра, и все они не имели стабильной работы [8]. Американские исследователи J. Awsumb, M. Schutz, E. Carter сформулировали и опубликовали рекомендации по привлечению молодежи с тяжелыми формами инвалидности к раннему опыту работы, который может изменить их траектории трудоустройства после окончания школы [9].

Состояние преступности несовершеннолетних, как справедливо отмечают исследователи Е.В. Рогова и М.К. Гайдай, представляет собой своеобразный индикатор, характеризующий состояние развития общества, где преступность несовершеннолетних составляет резерв для преступности взрослых [10, с. 80]. Согласно статистическим данным МВД России, численность несовершеннолетних, совершивших преступления за январь-июнь 2022 г., составила 12 859 чел.

(3,0 % от общего числа выявленных лиц), в составе группы - 5868 чел., в состоянии алкогольного и наркотического опьянения - 1455 чел. и 46 чел. соответственно1, что по сравнению с 2021 г. меньше на 5,7 % (в состоянии алкогольного и наркотического опьянения на 12,1 и 18,5 % соответственно). В Иркутске за 2021 г. несовершеннолетними было совершено 249 преступлений, в 2020 г. - 291 преступление, в 2019 г. - 306, в 2018 г. - 299, в 2017 г. - 359. Основными видами преступлений, совершаемыми несовершеннолетними г. Иркутска, являются кражи и грабежи (рис. 1). Несмотря на определенное снижение количества уголовно наказуемых деяний, совершаемых несовершеннолетними, как результат во многом той профилактической работы, которая проводится участковыми уполномоченными полиции и инспекторами по делам несовершеннолетних, показатели их преступности остаются стабильными, не представляющими кардинального перелома в их динамике [11].

и> 72,8

Кратки Грабежи Незаконный оборот Мошенничество

наркотических Ееществ

■ 2017 I 2013 «2019 и202Й «2021

Рис. 1. Структура преступности несовершеннолетних в городе Иркутске, 2017-2021 гг. (%)

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводимая службой занятости, имеет свои характерные черты:

• Больше относится к ранней профилактике, поскольку реализуется в отношении несовершеннолетних, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности, создавая благоприятные условия для формирования трудового сознания и развития трудовых и предпринимательских навыков с целью нравственного их перевоспитания и недопущения в дальнейшем совершения ими правонарушений. При этом решение проблемы профилактики осложняется тем, что сегодня новое поколение несовершеннолетних, входящих в трудоспособный возраст - поколение Ъ (согласно теории поколений Н. Хоува, У. Штрауса), которое изначально отличается жизненными установками, дело-

1 Статистика и аналитика // Официальный сайт МВД России. URL: https://xn--b1aew.xn--plai/dejatelnost/statistics (дата обращения: 26.07.2022).

вой мотивацией, трудовыми ценностями, профессиональными ориентирами, от других поколений молодежи [12, с. 169].

• Применяется только в отношении самого несовершеннолетнего, в отличие от других форм и методов, которые направлены и на него самого, и на родителей (законных представителей). Такую же непосредственную профилактическую работу реализуют и районные суды, где, как показывает исследование Е.Г. Копалкиной, И.А. Бадрызловой и Н.В. Илтаковой, в рамках школьных экскурсий учащихся знакомят с реальными уголовными делами сверстников, выбравших путь отбывания наказания в пенитенциарных учреждениях, тем самым влияя на сформированность и четкость их представления и понимания последствий нарушений уголовного законодательства [13].

• Предполагает активную позицию несовершеннолетнего, когда он становится субъектом трудовой деятельности, а не только объектом воспитательных бесед и нравоучений, которые применяются образовательными организациями, комиссиями по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами и др. На примере патрульно-постовой службы полиции, непосредственно в задачи которой входит предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в общественных местах, исследователи А.А. Сошин и Е.М. Якимова подробно раскрывают использование методов убеждения, разъяснения, мер правового просвещения в ранней профилактике их правонарушений [14].

• Предлагает продуктивную форму досуга, когда утверждается трудовой образ жизни, происходит соответствующая смена ценностных ориентиров, жизненных интересов и социального окружения, формируется мотивация к самореализации [15, с. 166]. Как верно подмечается исследователями О.Г. Седых и К.Д. Дугановой, безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних зачастую возникают вследствие плохой организации досуговой сферы, заброшенности их родителями и попадания в неблагонадежные компании [16].

• Предполагает законный самостоятельный способ получения финансовых средств, в противовес иждивенческому и криминальному способам повышающий уровень их самооценки и определяющий будущую образовательную траекторию и профессиональную карьеру.

Более того, органы службы занятости предоставляют возможность исправления без изоляции от общества. Например, с 2018 г. на территории Иркутской области действует ведомственная программа «Содействие в трудоустройстве лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лиц, осужденных условно, в том числе несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в Иркутской области», в рамках которой работодателям предоставляют субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат на оплату труда несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, осужденных условно, и на выплаты работникам за наставничество над несовершеннолетними гражданами. В 2021 г. Центром занятости на-

селения г. Иркутска трудоустроен 1 несовершеннолетний, осужденный условно (в 2020 г. - 2 чел., в 2019 г. - 2 чел., 2018 - 2 чел.) с обеспечением наставничества на рабочих местах.

Таким образом, деятельность службы занятости является одной из ключевой в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но исследований, посвященных ее анализу, крайне мало.

Методы. В исследовании были использованы такие методы, как метод обобщения, метод сравнительного анализа, метод анализа статистической информации. Материалами исследования послужили актуальные статистические данные МВД России, министерства труда и занятости Иркутской области, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города Иркутска за 2017-2021 гг.

Результаты. Центр занятости населения города Иркутска как субъект профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних реализует деятельность в области:

• содействия трудоустройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

• их профессиональной ориентации, включающей в себя профессиональную информацию, профконсультацию, профотбор, профессиональный подбор и профессиональную адаптацию, решая одновременно проблему стереотипного представления о профессиях у несовершеннолетних, отсутствия у них знаний как о собственных трудовых возможностях, так и адекватного понимания тенденций современного рынка труда [17, с. 82].

Содействие трудоустройству несовершеннолетних реализуется в рамках мероприятия «Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время» ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Иркутской области». В 2021 г. в Центр занятости города Иркутска с целью поиска подходящей работы обратилось 2178 несовершеннолетних, из них трудоустроено 2030 чел. (93 % от обратившихся), в 2020 г. - 2391 несовершеннолетних, из них трудоустроено 2200 чел. (92,01 % от обратившихся), в 2019 г. - 3180 несовершеннолетних, из них трудоустроено 2435 чел. (76,57 % от обратившихся), в 2018 г. - 3090 несовершеннолетних, из них трудоустроено 2387 чел. (77,24 % от обратившихся), в 2017 г. - 3074 несовершеннолетних, из них трудоустроено 2388 чел. (77,68 % от обратившихся).

Из общего количества трудоустроенных подростков (рис. 2):

• состоящих на различных видах профилактического учета трудоустроено в 2021 г. - 39 чел. (67,24 %), в 2020 г. - 74 чел. (73,26 %), в 2019 г. - 84 чел. (70,58 %), в 2018 г. - 58 чел. (44,61 %), в 2017 г. - 103 чел. (79,84 %);

• детей, находящихся в сложной жизненной ситуации (из неполных, малообеспеченных, многодетных семей, семей безработных) в 2021 г. - 1008 чел., в 2020 г. - 912 чел., в 2019 г. - 1277 чел., в 2018 г. - 994 чел., в 2017 г. - 2227 чел.

3217

■ 2017 -2013 ■ 2019 2020 -2021

1277 »4 9,2 КИЮ 1 1

В» 119 101 я 103 81 74 39

В том числе состоят и* на Трулоустрпена т числа Трулоустроено я» числа профилактически! [Игшщн! на наюлпщнхся б ТСЖ

учетах профнлактн ческш

уч«а*

Рис. 2. Динамика изменения численности несовершеннолетних из числа состоящих на профилактических учетах и трудоустроенных Центром занятости города Иркутска, 2017-2021 гг. (чел.)

В 2021 г. государственную услугу по профессиональной ориентации получили 82 подростка, состоящих на профилактических учетах, в 2020 г. -94 подростка, в 2019 г. - 36 подростков, в 2018 г. - 27 подростков, в 2017 г. -18 подростков (рис. 3).

■ 2017 ■ 2016 12019 ■ 2020 Я2021

2500 3331

Получили услугу Состоящие на

пр о ф пл акт вческях учета*

Рис. 3. Динамика изменения численности несовершеннолетних, получивших государственную услугу по профессиональной ориентации, из числа состоящих на профилактических учетах, 2017-2021 гг. (чел.)

В целях дополнительных гарантий трудовой занятости несовершеннолетних граждан, согласно закону Иркутской области от 6 марта 2014 г. № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних», организации с численностью более 100 человек обязаны квотировать рабочие места для несовершеннолетних граждан в размере 1 % от среднесписочной численности работников. В течение 2021 г. было трудоустроено на квотируемые рабочие мес-

та 219 несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2020 г. - 121 чел., 2019 г. - 260 чел., 2018 г. - 314 чел.

Трудовое наставничество является эффективной воспитательной формой профилактики трудновоспитуемости и социальной дезадаптации несовершеннолетних из неблагополучных семей. При этом при содействии трудовой занятости несовершеннолетних, в том числе тех, кто состоит на профилактических учетах, возникают следующие проблемы [18, с. 179]:

1) ограниченное количество видов работ, которые несовершеннолетние могли бы продуктивно выполнять;

2) зачастую проявление неисполнительного отношения несовершеннолетних к выполняемой работе в силу возраста и несформированности ценностных ориентаций;

3) отказ организаций брать на работу несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, из-за необходимости особого контроля за ними;

4) предпочтение трудоустройства несовершеннолетних с 16 лет из-за меньших хлопот, связанных с их родителями или законными представителями, и более высокой нормой рабочего времени;

5) серьезная проблема в виде административной и уголовной ответственности работодателей за неисполнение каких-либо условий трудового договора с несовершеннолетними.

Указанные проблемы ведут к нарушению сотрудничества между центрами занятости и работодателями, что в дальнейшем приводит, как отмечается в статье помощника прокурора Т.С. Сенчевой, к ненадлежащему выполнению центрами занятости своих обязанностей, которые выявляются в рамках прокурорского надзора:

• самоустранение центров занятости от трудоустройства несовершеннолетних;

• неисполнение положений индивидуальной комплексной программы реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении;

• предоставление ложных сведений о трудоустройстве несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении [19, с. 50].

Заключение. Анализируя вышесказанное, можно сделать выводы о том, что основными путями развития и совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реализуемой службой занятости, являются:

• закрепление полномочий службы занятости как важнейшего субъекта профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в других нормативно-правовых актах, прежде всего в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», государственной программе Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступно-

сти» [20, с. 98], что привело бы к единообразному пониманию и толкованию ее полномочий;

• разработка и реализация единой комплексной программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поскольку успешное решение проблемы требует совместных усилий правоохранительных органов, образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, работодателей, службы занятости, учреждений социальной защиты и др. [21, с. 114];

• внесение дополнительных правовых норм в существующее законодательство, касающихся основных механизмов, форм, методов реализации полномочий службы занятости в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, например, дополнить Трудовой кодекс РФ и Закон РФ «О занятости населения в РФ» нормой, предусматривающей квотирование мест для трудоустройства несовершеннолетних как категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите [22];

• создание подразделения в структуре службы занятости, реализующего отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, например, консультационные услуги для работодателей, связанные с тонкостями правовых документов, регулирующих трудоустройство несовершеннолетних, содействие в заключении договоров и контрактов между ними и организациями в государственном, коммерческом и некоммерческом секторах [23];

• при организации профессиональной ориентации несовершеннолетних стремление к их профессиональному самоопределению, влияющего на направленность личности в целом, а не только содействие выбору профессии, затрагивающего лишь ближайшие их жизненные перспективы [24, с. 36].

Таким образом, возможность трудовой реализации и профориентацион-ная деятельность службы занятости являются важнейшими направлениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в практике ювенальной юстиции. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реализуемая службой занятости, имеет свои особенности, правильная организация и многоступенчатость ее содержания зависит и от возраста и личности несовершеннолетнего, и причин его противоправного поведения, и решения проблем, препятствующих закреплению службы занятости в федеральном законодательстве в качестве ключевого субъекта в единой системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Список литературы

1. Левашова О.В., Горичева В.Л., Толочко А.В. Нормативно-правовая база социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 1 (114). - С. 215-218.

2. Васильева В.Н., Камилова Т.Н. Проблема безнадзорности и беспризорности в российском обществе / МГТУ. - Мурманск, 2014. - 175 с.

3. Шахова Е.С. Механизм борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних: историко-правовой анализ советского опыта и современной России // Академический юридический журнал. - 2013. - № 4 (54). - С. 23-29.

4. Umirzakov B. Analysis of legislation on the prevention of juvenile delinquency in developed foreign countries //The American Journal of Political Science Law and Criminology. - 2022. - Vol. 4, № 01. - P. 66-72.

5. Akhmedova G. On principles of delinquency prevention // The American Journal of Political Science Law and Criminology. - 2022. - Vol. 4, № 01. - P. 57-65.

6. Jacobsen S. K., Zaatut A. Quantity or Quality: Assessing the Role of Household Structure and Parent-Child Relationship in Juvenile Delinquency // Deviant Behavior. - 2022. - Vol. 43, № 1. - P. 30-43.

7. Effective local governance assisting vulnerable groups: The case of youth not in employment, education or training (NEETs) in Sweden / C. Mellberg [et al.] // International Journal of Social Welfare. - 2022. - № 32 (4). - URL: https://www.researchgate.net/publication/359060777_Effective_local_governance_ assisting_vulnerable_groups_The_case_of_youth_not_in_employment_education_ or_training_NEETs_in_Sweden D0I:10.1111/ijsw.12527 (accessed 26 July 2022).

8. Bu Y. Re-employment of Ex-offenders in China: Research on Employment Discrimination and the System of Elimination of Criminal Record // 2021 International Conference on Social Development and Media Communication (SDMC 2021). - Atlantis Press, 2022. - P. 128-132.

9. Pursuing Paid Employment for Youth with Severe Disabilities: Multiple Perspectives on Pressing Challenges / J. Awsumb [et al.] // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. - 2022. - Vol. 47, № 1. - P. 22-39.

10. Рогова Е.В., Гайдай М.К. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних: сущность, меры и субъекты // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2019. - № 4 (91). - С. 78-87.

11. Корнакова С.В., Корягина С.А. Современные тенденции насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними // Всероссийский криминологический журнал. - 2016. - Т. 10, № 1. - С. 148-155.

12. Копалкина Е.Г. Проблемы содействия трудоустройству и адаптации молодежи к рынку труда (на примере г. Иркутска) // Социальная компетентность. - 2019. - Т. 4, № 2 (12). - С. 168-174.

13. Копалкина Е.Г., Бадрызлова И.А., Илтакова Н.В. Опыт деятельности районного суда по социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних // Russian Economic Bulletin. - 2022. - Т. 5, № 2 (12). - С. 63-68.

14. Сошин А.А., Якимова Е.М. Особенности предупреждения и пресечения патрульно-постовой службы полиции противоправных деяний, совершаемых несовершеннолетними // Baikal Research Journal. - 2020. - Т. 11, № 2. - С. 22.

15. Зарубина Е.А., Корякина Т.Г. Профориентация подростков, находящихся в следственном изоляторе как эффективный способ предотвращения повторных правонарушений // Вестник современных исследований. - 2018. -№ 12.8 (27). - С. 165-167.

16. Седых О.Г., Дуганова К.Д. Взаимосвязь феномена «безнадзорности» с досуговой сферой несовершеннолетнего: эмпирическое исследование проблемы // Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9, № 4. - С. 2.

17. Кремень С.А., Кремень Ф.М. Профконсультационная помощь молодежи на базе служб занятости населения // Учитель и время. - 2020. - № 15. -С. 77-84.

18. Развитие практики трудового наставничества при организации временного трудоустройства несовершеннолетних как актуальное направление научно-педагогических исследований / Г.С. Корытова, Л.Г. Смышляева, О.И. Кравченко, Д.Б. Насонов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - № 12 (189). - С. 177-183.

19. Сенчева Т.С. Прокурорский надзор за исполнением законов о профилактике правонарушений несовершеннолетними центрами занятости населения // Защити меня. - 2019. - № 2. - С. 49-51.

20. Каширина О.Н. Органы службы занятости населения - субъекты ранней профилактики правонарушений? // Инновационная экономика и право. -2018. - № 2-3 (11-12). - С. 96-99.

21. Романова Л.Л., Вечканова О.Ф. Социальная профилактика как технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями // Вестник Амурского государственного университета. - 2014. - № 64. - С. 111-114.

22. Хисматулина Л. Ф. Проблемы законодательного регулирования трудоустройства несовершеннолетних в РФ // Правопорядок: история, теория, практика. - 2017. - № 4 (15). - С. 131-141.

23. Степаненко Н.А. Деятельность центров занятости по трудоустройству молодежи: оценка эффективности // Социальная политика и социология. -2010. - № 8 (62). - С. 86-95.

24. Бусарова О.Р. Профориентационная работа с подростками и юношами с девиантным поведением: опыт подготовки специалистов // Психология и право. - 2019. - Т. 9, № 3. - С. 35-44.

References

1. Levashova O.V., Goricheva V.L., Tolochko A.V. Normativno-pravovaia baza sotsial'noi raboty s nesovershennoletnimi pravonarushiteliami [Normative-legal base of social work with juvenile offenders]. Evraziiskii iuridicheskii zhurnal, 2017, no. 1 (114), pp. 215-218.

2. Vasil'eva V.N., Kamilova T.N. Problema beznadzornosti i besprizornosti v rossiiskom obshchestve [The problem of neglect and homelessness in Russian society]. Murmansk, Murmansk State Technical University, 2014, 175 p.

3. Shakhova E.S. Mekhanizm bor'by s besprizornost'iu i beznadzornost'iu nesovershennoletnikh: istoriko-pravovoi analiz sovetskogo opyta i sovremennoi Rossii [Mechanism for combating homelessness and child neglect: The historical and legal analysis of the soviet experience and modern Russia]. Akademicheskii iuridicheskii zhurnal, 2013, no. 4 (54), pp. 23-29.

4. Umirzakov B. Analysis of legislation on the prevention of juvenile delinquency in developed foreign countries. The American Journal of Political Science Law and Criminology, 2022, vol. 4, no. 01, pp. 66-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Akhmedova G. On principles of delinquency prevention. The American Journal of Political Science Law and Criminology, 2022, vol. 4, no. 01, pp. 57-65.

6. Jacobsen S.K., Zaatut A. Quantity or quality: Assessing the role of household structure and parent-child relationship in juvenile delinquency. Deviant Behavior, 2022, vol. 43, no. 1, pp. 30-43.

7. Mellberg C. et al. Effective local governance assisting vulnerable groups: The case of youth not in employment, education or training (NEETs) in Sweden. International Journal of Social Welfare, 2022, no. 32 (4), available at: https://www.researchgate.net/publication/359060777_Effective_local_governance_ assisting_vulnerable_groups_The_case_of_youth_not_in_employment_education_ or_training_NEETs_in_Sweden D0I:10.1111/ijsw.12527 (accessed 26.07.2022).

8. Bu Y. Re-employment of ex-offenders in China: Research on employment discrimination and the system of elimination of criminal record. 2021 Int. Conf. on Social Development and Media Communication (SDMC 2021). Atlantis Press, 2022, pp.128-132.

9. Awsumb J. et al. Pursuing paid employment for youth with severe disabilities: Multiple perspectives on pressing challenges. Research and Practice for Persons with Severe Disabilities, 2022, no. 1, pp. 22-39. D0I:10.1177/15407969221075629.

10. Rogova E.V., Gaidai M.K. Ranniaia profilaktika prestupnosti nesovershennoletnikh: sushchnost', mery i sub"ekty [Early prevention of juvenile delinquency: Essence, measures and subjects]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Minis-terstva vnutrennikh del Rossii, 2019, no. 4 (91), pp. 78-87.

11. Kornakova S.V., Koriagina S.A. Sovremennye tendentsii nasil'stvennykh prestuplenii, sovershaemykh nesovershennoletnimi [Modern trends of violent crimes committed by minors]. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal, 2016, vol. 10, no. 1, pp.148-155.

12. Kopalkina E.G. Problemy sodeistviia trudoustroistvu i adaptatsii molodezhi k rynku truda (na primere g. Irkutska) [Problems of promoting employment and adaptation of young people to the labor market (the case of Irkutsk city)]. Sotsial'naia kompetentnost', 2019, vol. 4, no. 2 (12), pp. 168-174.

13. Kopalkina E.G., Badryzlova I.A., Iltakova N.V. Opyt deiatel'nosti raionnogo suda po sotsial'noi profilaktike pravonarushenii nesovershennoletnikh [The experience of the district court in the social prevention of juvenile delinquency]. Russian Economic Bulletin, 2022, vol. 5, no. 2 (12), pp. 63-68.

14. Soshin A.A., Iakimova E.M. Osobennosti preduprezhdeniia i presecheniia patrul'no-postovoi sluzhby politsii protivopravnykh deianii, sovershaemykh nesovershennoletnimi [Features of prevention and suppression by police patrol service of unlawful acts committed by minors]. Baikal Research Journal, 2020, vol. 11, no. 2, pp. 22.

15. Zarubina E.A., Koriakina T.G. Proforientatsiia podrostkov, nakhodia-shchikhsia v sledstvennom izoliatore kak effektivnyi sposob predotvrashcheniia povtornykh pravonarushenii [Career guidance for adolescents in pre-trial detention as an effective way to prevent re-offending]. Vestnik sovremennykh issledovanii, 2018, no. 12.8 (27), pp. 165-167.

16. Sedykh O.G., Duganova K.D. Vzaimosviaz' fenomena "beznadzornosti" s dosugovoi sferoi nesovershennoletnego: empiricheskoe issledovanie problemy [The interrelation of the "neglect" phenomenon and the leisure sphere of a minor: An empirical study of the problem]. Baikal Research Journal, 2018, vol. 9, no. 4, pp. 2.

17. Kremen' S.A., Kremen' F.M. Profkonsul'tatsionnaia pomoshch' molodezhi na baze sluzhb zaniatosti naseleniia [Professional consulting assistance to youth based on employment services]. Uchitel'i vremia, 2020, no. 15, pp. 77-84.

18. Korytova G.S., Smyshliaeva L.G., Kravchenko O.I., Nasonov D.B. Razvitie praktiki trudovogo nastavnichestva pri organizatsii vremennogo trudo-ustroistva nesovershennoletnikh kak aktual'noe napravlenie nauchno-pedago-gicheskikh issledovanii [Development of the labour supervision practice during temporary employment of underage children as a current direction of scientific and pedagogical research]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, no. 12 (189), pp. 177-183.

19. Sencheva T.S. Prokurorskii nadzor za ispolneniem zakonov o profilaktike pravonarushenii nesovershennoletnimi tsentrami zaniatosti naseleniia [Prosecutorial supervision of the implementation of laws on the prevention of offenses by juvenile employment centers]. Zashchiti menia, 2019, no. 2, pp. 49-51.

20. Kashirina O.N. Organy sluzhby zaniatosti naseleniia - sub"ekty rannei profilaktiki pravonarushenii? [Are the bodies of the employment service the subjects of early prevention of offenses?]. Innovatsionnaia ekonomika ipravo, 2018, no. 2-3 (11-12), pp. 96-99.

21. Romanova L.L., Vechkanova O.F. Sotsial'naia profilaktika kak techno-logiia sotsial'noi raboty s nesovershennoletnimi pravonarushiteliami [Social prevention as technology of social work with minor offenders]. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 64, pp. 111-114.

22. Khismatulina L.F. Problemy zakonodatel'nogo regulirovaniia trudoust-roistva nesovershennoletnikh v RF [Problems of legislative regulation of employment of minors in the Russian Federation]. Pravoporiadok: istoriia, teoriia, praktika, 2017, no. 4 (15), pp. 131-141.

23. Stepanenko N.A. Deiatel'nost' tsentrov zaniatosti po trudoustroistvu molodezhi: otsenka effektivnosti [Employment centers for youth: Performance evaluation]. Sotsial'naiapolitika i sotsiologiia, 2010, no. 8 (62), pp. 86-95.

24. Busarova O.R. Proforientatsionnaia rabota s podrostkami i iunoshami s deviantnym povedeniem: opyt podgotovki spetsialistov [Career guidance with adolescents and youths with deviant behavior: Professional training experience]. Psikhologiia ipravo, 2019, vol. 9, no. 3, pp. 35-44.

Оригинальность 81 %

Поступила 17.08.2022 Одобрена 05.09.2022 Принята к публикации 15.03.2023

E.G. Kopalkina, E.V. Bondareva

REGIONAL EXPERIENCE OF THE EMPLOYMENT SERVICE IN THE PREVENTION OF NEGLECT AND DELINQUENCY AMONG MINORS

The paper analyzes the place, role and main directions of the activity of the employment service as the most important subject of the prevention of neglect and juvenile delinquency in our country. The authors identified the characteristic features of the employment service in comparison with other subjects of prevention of neglect and juvenile delinquency, such as the early preventive nature of its activities, which presupposes an active position of minors, a productive form of their leisure, a legitimate independent way of obtaining financial resources, as well as the possibility of correction without isolation from society. The work uses statistical data of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2021-2022, as well as the Ministry of Labor and Employment of the Irkutsk region, revealing trends in the current state and structure of crime in the city of Irkutsk for 2017-2021. The implemented departmental target programs of the Irkutsk region, regional legislation are described, and the results of the activity of the Irkutsk Employment Center to assist in the employment of minors and their professional orientation for 2017-2021 are presented. The main problems with the assistance of the employment of minors are highlighted, which often lead to the improper fulfillment of the duties of the employment service. Following the analysis of international and domestic research literature, the authors formulate the main ways of developing and improving the prevention of neglect and juvenile delinquency, implemented by the employment service, related to a. the consolidation of its powers in the most important regulatory legal acts, b. the development and implementation of a single complex program, which has a clear interdepartmental character, c. the creation of a separate unit in the structure of the employment service, which adheres to a supportive and consultative approach in cooperation with employers.

Keywords: Irkutsk, employment center, minors, neglect, difficult life situation, professional orientation, crime, employment service.

Evgenia G. Kopalkina - Cand. Sc. (Philosophy), Associate Professor, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, e-mail: kopalkina2017@list.ru.

Elena V. Bondareva - Senior Lecturer, Department of Jurisprudence, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, e-mail: elenabondareva.shar@mail.ru.

Received 17.08.2022 Approved 05.09.2022 Accepted for publication 15.03.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Копалкина, Е.Г. Региональный опыт деятельности службы занятости по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних / Е.Г. Копалкина, Е.В. Бондарева // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 1. -С. 93-106.

Please cite this article in English as:

Kopalkina E.G., Bondareva E.V. Regional experience of the employment service in the prevention of neglect and delinquency among minors. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 1, pp. 93-106 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.