Научная статья на тему 'Эффективность деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в аспекте новейших тенденций защиты прав детей'

Эффективность деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в аспекте новейших тенденций защиты прав детей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав / новейшие тенденции защиты прав детей / несовершеннолетние / профилактика правонарушений несовершеннолетних / эффективность деятельности системы профилактики / commission on juvenile affairs and the protection of their rights / the latest trends in the protection of children’s rights / minors / prevention of juvenile delinquency / the effectiveness of the prevention system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Ирина Олеговна, Борисова Виктория Федоровна, Спесивов Никита Владимирович

Введение: современные вызовы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, диктуют направления совершенствования государственной политики, а также предопределяют разработку и внедрение новых эффективных форм работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленных на защиту и охрану прав детей, их ресоциализацию. Цель: анализ полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в свете новейших тенденций защиты прав детей, а также выработка критериев эффективности их деятельности в вопросах межведомственного взаимодействия с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методологическая основа: общенаучные (анализ, синтез, системно-структурный) и частнонаучные (логико-юридический, сравнительно-правовой) методы познания, позволяющие раскрыть некоторые тенденции совершенствования деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Результаты: расширение круга антиобщественных и деструктивных действий несовершеннолетних повлекло создание новых форм работы не только комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, но и всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Достаточность, соответствие современной реальности принимаемых профилактических и правозащитных мер возможно определить путем создания единой системы показателей критериев оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также всех субъектов системы межведомственной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Выводы: сформулирован конкретный перечень современных вызовов и новейших тенденций в защите прав несовершеннолетних, а также предложены универсальные критерии эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в целях получения комплексного представления о результатах функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также о процессе управления ею, как итогу координирующей деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецова Ирина Олеговна, Борисова Виктория Федоровна, Спесивов Никита Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Efficiency of Commissions for Juvenile Affairs and Protection of Minors’ Rights in the Context of the Latest Trends in the Protection of Children’s Rights

Background: modern challenges in the field of prevention of child neglect and juvenile delinquency and protection of their rights dictate directions for improving state policy, as well as predetermine the development and implementation of new effective forms of work of bodies and institutions of the system of prevention of child neglect and juvenile delinquency, aimed at the protection and protection of children’s rights, their resocialization. Objective: analysis of the powers of commissions for cases of minors and protection of their rights in the light of the latest trends in the protection of children’s rights, as well as the development of criteria for the effectiveness of their activities in matters of interagency cooperation with the subjects of the system of prevention of child neglect and juvenile delinquency. Methodology: general scientific (analysis, synthesis, system-structural) and particular scientific (logical-legal, comparative-legal) methods of cognition, which make it possible to reveal some trends in improving the activities of the commission on juvenile affairs and protecting their rights. Results: the expansion of the range of antisocial and destructive actions of minors entailed the creation of new forms of work not only of commissions for minors’ affairs and protection of their rights, but also of all bodies of the system of prevention of child neglect and juvenile delinquency. Sufficiency and correspondence of the current reality of preventive and protective measures can be determined by creating a unified system of criteria for evaluating the effectiveness of the commissions for minors’ affairs and protection of their rights, as well as all the subjects of the system of interagency prevention of child neglect and juvenile delinquency. Conclusions: a specific list of modern challenges and the latest trends in the protection of juvenile rights has been formulated, and universal criteria for the effectiveness of the activities of commissions on juvenile affairs and the protection of their rights have been proposed in order to obtain a comprehensive understanding of the results of the functioning of the system for preventing neglect and juvenile delinquency, and also about the process of managing it as a result of the coordinating activities of the commissions on juvenile affairs and the protection of their rights.

Текст научной работы на тему «Эффективность деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в аспекте новейших тенденций защиты прав детей»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-6-68-74 УДК 342

И.О. Кузнецова, В.Ф. Борисова, Н.В. Спесивов

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В АСПЕКТЕ НОВЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ*

Введение: современные вызовы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, диктуют направления совершенствования государственной политики, а также предопределяют разработку и внедрение новых эффективных форм работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленных на защиту и охрану прав детей, их ресоциализацию. Цель: анализ полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в свете новейших тенденций защиты прав детей, а также выработка критериев эффективности их деятельности в вопросах межведомственного взаимодействия с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методологическая основа: общенаучные (анализ, синтез, системно-структурный) и частнонаучные (логико-юридический, сравнительно-правовой) методы познания, позволяющие раскрыть некоторые тенденции совершенствования деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Результаты: расширение круга антиобщественных и деструктивных действий несовершеннолетних повлекло создание новых форм работы не только комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, но и всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Достаточность, соответствие современной реальности принимаемых профилактических и правозащитных мер возможно определить путем создания единой системы показателей критериев оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также всех субъектов системы межведомственной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Выводы: сформулирован конкретный перечень современных вызовов и новейших тенденций в защите прав

© Кузнецова Ирина Олеговна, 202

Кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра социально-политических исследований (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kuznetsova5555@yandex.ru

© Борисова Виктория Федоровна, 2022

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: vft2709@yandex.ru

© Спесивов Никита Владимирович, 2022

Кандидат юридических наук, доцент, директор Института прокуратуры (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: nikita_spesivov@bk.ru

© Kuznetsova Irina Olegovna, 2022

Candidate of Sociological Sciences, Leading Research Fellow, Center for Socio-Political Research (Saratov State Law Academy)

© Borisova Viktoria Fedorovna, 2022

Candidate of Law, Associate professor of the Department of Civil Procedure (Saratov State Law Academy)

© Spesivov Nikita Vladimirovich, 2022

Candidate of Law, Associate Professor, Director of the Institute of Prosecution (Saratov State Law Academy)

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01168 00686.

несовершеннолетних, а также предложены универсальные критерии эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в целях получения комплексного представления о результатах функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также о процессе управления ею, как итогу координирующей деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Ключевые слова: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, новейшие тенденции защиты прав детей, несовершеннолетние, профилактика правонарушений несовершеннолетних, эффективность деятельности системы профилактики.

I.O. Kuznetsova, V.F. Borisova, N.V. Spesivov

THE EFFICIENCY OF COMMISSIONS FOR JUVENILE AFFAIRS AND PROTECTION OF MINORS' RIGHTS IN THE CONTEXT OF THE LATEST TRENDS IN THE PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS

Background: modern challenges in the field of prevention of child neglect and juvenile delinquency and protection of their rights dictate directions for improving state policy, as well as predetermine the development and implementation of new effective forms of work of bodies and institutions of the system of prevention of child neglect and juvenile delinquency, aimed at the protection and protection of children's rights, their resocialization. Objective: analysis of the powers of commissions for cases of minors and protection of their rights in the light of the latest trends in the protection of children's rights, as well as the development of criteria for the effectiveness of their activities in matters of interagency cooperation with the subjects of the system of prevention of child neglect and juvenile delinquency. Methodology: general scientific (analysis, synthesis, system-structural) and particular scientific (logical-legal, comparative-legal) methods of cognition, which make it possible to reveal some trends in improving the activities of the commission on juvenile affairs and protecting their rights. Results: the expansion of the range of antisocial and destructive actions of minors entailed the creation of new forms of work not only of commissions for minors' affairs and protection of their rights, but also of all bodies of the system of prevention of child neglect and juvenile delinquency. Sufficiency and correspondence of the current reality of preventive and protective measures can be determined by creating a unified system of criteria for evaluating the effectiveness of the commissions for minors' affairs and protection of their rights, as well as all the subjects of the system of interagency prevention of child neglect and juvenile delinquency. Conclusions: a specific list of modern challenges and the latest trends in the protection of juvenile rights has been formulated, and universal criteria for the effectiveness of the activities of commissions on juvenile affairs and the protection of their rights have been proposed in order to obtain a comprehensive understanding of the results of the functioning of the system for preventing neglect and juvenile delinquency, and also about the process of managing it as a result of the coordinating activities of the commissions on juvenile affairs and the protection of their rights.

Key-words: commission on juvenile affairs and the protection of their rights, the latest trends in the protection of children's rights, minors, prevention of juvenile delinquency, the effectiveness of the prevention system.

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав регулируется Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1, а также Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»2. Правовые основы деятельности Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав закреплены в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».3

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами, в компетенцию которых входит широкий круг вопросов, касающихся профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществления мер по защите прав детей, ресоциализации правонарушителей, достигших и не достигших возраста уголовной ответственности, применения мер воздействия в отношении детей и их законных представителей. Вопросы, входящие в компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних, в зависимости от ее уровня, очерчены в ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также в региональных нормативно-правовых актах.

Современные вызовы в сфере защиты прав несовершеннолетних, профилактике безнадзорности и совершаемых ими и в отношении них правонарушений обусловили принятие ряда программных документов, содержащих направления совершенствования государственной политики в этой сфере.

Однако программные документы содержат совокупность мероприятий и направлений деятельности органов, вовлеченных защиту и охрану прав детей, а также профилактику правонарушений несовершеннолетних, их ресоциализа-цию, предопределяющих разработку и внедрение новых эффективных форм работы.

Снижение роли института семьи в обществе, девальвация социальных ценностей, алкоголизация и наркотизация общества, распространение маргинального образа жизни и общий рост преступности негативно влияют на процесс воспитания молодого поколения. Под влиянием названных и ряда других факторов (таких как ослабление социального контроля, неэффективная индивидуально-профилактическая работа, слабые механизмы профилактики безнадзорности, наркомании, жесткого обращения с детьми, отсутствие системы работы с детьми в каникулярное время, неблагоприятное социальное воздействие) видоизменяются правонарушения, совершаемые несовершеннолетними и в отношении них, а также появляются новые виды таких правонарушений. Отмечается увеличение количества групповых правонарушений (в составе несовершеннолетних, либо взрослых с привлечением несовершеннолетних), правонарушений, совершаемых несовершеннолетними лицами женского пола [1, с. 242]. Ряд правонарушений, в совершение которых вовлекаются несовершеннолетние, носят «завуалиро-

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 45, ст. 5829.

3 См.: Постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» (вместе с «Положением о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав») // Собр. законодательства

70 Рос. Федерации. 2006. № 19, ст. 2093.

ванный» характер — привлечение внимания молодежи предложениями заработать, внешней безобидностью и безопасностью совершаемых противоправных действий, и др.

С.В. Кудрявцев и А.В. Дмитриев к наиболее распространенным среди несовершеннолетних правонарушениям относят: мелкое хищение, мелкое хулиганство, распитие алкогольных напитков, употребление наркотических, психотропных веществ в общественных местах и в транспорте, появление в состоянии опьянения в общественных местах; вандализм (порча имущества, повреждение подвижного состава транспорта, нанесение на стены рисунков, надписей) [1, с. 242].

К новым видам антиобщественных и деструктивных действий несовершеннолетних следует отнести: буллинг, кибербуллинг, «игру в закладки», скулшу-тинг, «детский рэкет». Некоторые из перечисленных действий не закреплены в законодательстве в качестве составов административных или уголовных правонарушений, что осложняет работу с детьми в рамках межведомственного взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с другими компетентными органами.

Помимо собственно правонарушений, у подростков повысилась склонность к девиантному, деструктивному и психически нестабильному поведению — суицидальные наклонности, игромания, аутоагрессия, активное использование электронных систем курения, сниффинг, зацепинг, руфинг.

Дерзкий современный вызов обществу — это вовлечение несовершеннолетних в неформальные экстремистские объединения, пропагандирующие расизм, фашизм, терроризм; движения, направленные на криминализацию молодежи (АУЕ, ОФФ, секты и др.). Решением Верховного суда Российской Федерации от 17 августа 2020 г. общественное движение «Арестантское уголовное единство» признано экстремистским и его деятельность на территории России запрещена, в связи с чем за распространение информации об этом движении без указания на то, что его деятельность запрещена, виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности. Организация деятельности указанного криминального объединения, склонение, вербовка, иное вовлечение лица в его деятельность, участие в нем, предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, предназначенных для обеспечения деятельности движения, образуют признаки составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ1.

Таким образом, количество правонарушений не просто увеличивается, они качественно изменяются, имеют более глубокие психологические причины и требуют применения соответствующих мер профилактики. Такая потребность обусловливает изменение подхода к формам работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, моделям организации деятельности комиссий, формам межведомственного взаимодействия.

Профилактические мероприятия должны базироваться на общих началах, закрепленных в Концепции развития системы профилактики безнадзорности и

1 См.: Международное общественное движение «АУЕ» признано экстремистским и его деятельность на территории Российской Федерации запрещена // Прокурор разъясняет. Прокуратура Приморского края. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_25/activity/legal-education/ explain (дата обращения: 19.09.2022). 71

правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года1 с особенностями, обусловленными видом антиобщественного поведения, на которое они направлены, и категорией лиц, в отношении которых ведется профилактическая работа.

Наряду с классическими формами работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, такими как: воспитательные беседы; рейды; заседания комиссий; консультирование; организация и ведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, — возникают новые формы работы, отвечающие требованиям времени. Среди них следующие: вебинары; выступления в СМИ; мероприятия в рамках восстановительных технологий; ведение регионального банка данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания»; размещение видеоматериалов на сайтах; наставничество; проектная деятельность; мониторинг социальных сетей; разработка межведомственных программ профилактики правонарушений, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, вернувшихся из СУВУЗТ, из мест лишения свободы и др. Выбор конкретной формы работы должен быть обусловлен ее эффективностью применительно к определенным условиям.

Очевидно, что расширение круга антиобщественных и деструктивных действий несовершеннолетних повлекло создание новых форм работы не только комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, но и всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Помимо них расширяется сеть служб, осуществляющих инновационные формы деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних. «К таким службам относятся отделения социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, кабинеты социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, службы „кейс-менеджмент" для несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния; кризисные отделения для оказания экстренной психологической и социальной помощи; социальные гостиные, и др.» [2, с. 2].

Активное внедрение инноваций в разных регионах привело, с одной стороны, к распространению позитивного опыта применения новых форм работы, с другой стороны, к хаотичному, нерегулярному проведению мероприятий, препятствующему анализу их эффективности и эффективности деятельности органа (органов), их осуществляющих. В связи с этим актуализируется необходимость структурирования инновационных технологий, используемых наряду с традиционными мерами профилактики.

Достаточность и соответствие современной реальности принимаемых профилактических и правозащитных мер, возможно определить путем создания единой системы показателей критериев оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также всех субъектов системы межведомственной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года») (в ред. от 18 марта 2021 г.). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214734/c39306692cdff8b26eb2bddc8f43cec6be1c87f7/ 72 (дата обращения: 17.09.2022).

Как верно отмечают ученые Е.В. Ильгова и В.Ф. Борисова: «На настоящий момент законодатель не закрепляет каких-либо ориентиров, позволяющих оценить качество работы комиссий по делам несовершеннолетних. Предпринимаемые в различных регионах попытки самостоятельно разработать такие критерии приводят к разрозненности, отсутствию единой методологической базы, применению различных показателей для оценки эффективности, использованию различных индикаторов и единиц измерения показателей» [3, с. 30].

В числе универсальных критериев эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав возможно предложить следующие. Так, первый из критериев, определяющий эффективность организации профилактической работы с отдельными категориями несовершеннолетних и семей, должен объединить в себе три показателя:

доля несовершеннолетних, в отношении которых продлена индивидуальная профилактическая работа, в общей численности несовершеннолетних, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводилась индивидуальная профилактическая работа;

доля несовершеннолетних, совершивших в течение отчетного периода преступления в период проведения с ними различными органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы, от общей численности несовершеннолетних, в отношении которых в течение отчетного периода органами и учреждениями системы профилактики проводилась индивидуальная профилактическая работа;

доля семей, имевших статус признанных находящимися в социально опасном положении, снятых с учета в течение отчетного периода, но затем вновь ш поставленных на учет, от общей численности семей, имевших статус признан- и ных находящимися в социально опасном положении, снятых с учета в течение а отчетного периода. о

Второй критерий направлен на определение эффективности реализованных | мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних и может быть о

с

рассчитан, исходя из следующих количественных показателей: а

Доля исковых заявлений по ограничению либо лишению родительских прав, в направленных в интересах несовершеннолетних в суд по постановлениям комис- о сий по делам несовершеннолетних и защите их прав, удовлетворенных судом в ю

Т5

полном объеме, в общем числе исковых заявлений по ограничению либо лише- |

нию родительских прав, рассмотренных в интересах несовершеннолетних судом к

по постановлениям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; а

Доля несовершеннолетних, в отношении которых органами и учреждениями |

системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ии

проводилась индивидуальная профилактическая работа, охваченных организо- Щ

ванными формами оздоровления и занятости в летний период, от общей числен- 1

ности несовершеннолетних, в отношении которых органами и учреждениями )

системы профилактики в течение летнего периода проводилась индивидуальная 2 профилактическая работа.

В условиях изменяющейся современной реальности актуальность приобретает критерий эффективности, определяющий качество кадрового обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, где показательным является количество специалистов, обеспечивающих деятельность

комиссии, прошедших в течение отчетного периода повышение квалификации 73

или профессиональную переподготовку по программам, касающимся основ, состояния, деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В целях осуществления конструктивного взаимодействия по профилактике антиобщественного и деструктивного поведения, правонарушений несовершеннолетних в перечень критериев оценки эффективности деятельности субъектов межведомственного взаимодействия предлагается включение оценочных показателей, единых для всех участников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

доля исполненных в полном объеме поручений (рекомендаций), зафиксированных в постановлениях территориальных (муниципальных) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, срок исполнения которых наступил в отчетный период;

участие в межведомственных мероприятиях, проводимых органами или учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, не считая заседаний комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (например, совместные рейды, выезд на место правонарушения, обучающий семинар, беседы и т.д.).

Таким образом, оценка эффективности позволит получить комплексное представление о результатах функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также о процессе управления ею, как итогу координирующей деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Библиографический список

1. Кудрявцев С.В., Дмитриев А.В. Правонарушения несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества // Вестник экономической безопасности. 2017. № 4. С. 241-245.

2. Болелова А.Г. Современные методы и технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних. Электронный справочник специалиста системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Профилактика зависимостей. 2016. № 1 (5). С. 1-37.

3. Илъгова Е.В., Борисова В.Ф. Проблемы правового регулирования деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Право. Законодательство. Личность. 2015. № 1(20). С. 26-33.

References

1. Kudryavtsev S.V., Dmitriev A.V. Juvenile Delinquency at the Present Stage of Development of Russian Society // Bulletin of economic security. 2017. No. 4. P. 241-245.

2. Bolelova A.G. Modern Methods and Technologies for the Prevention of Juvenile Delinquency. Electronic Reference Book of a Specialist in the System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency // Prevention of addictions. 2016. No. 1(5). P. 1-37.

3. Ilgova E.V., Borisova V.F. Problems of Legal Regulation of the Activities of Bodies and Institutions of the System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency // Law. Legislation. Personality. 2015. No. 1(20). P. 26-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.