Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание образования / региональный музыкальный фольклор / вокально-хоровые дисциплины / региональные учебно-методические и нотные издания фольклористов / развитие творческих и профессионально значимых качеств обучающихся / the content of education / regional musical folklore / vocal and choral disciplines / regional educational and methodical and musical publications of folklorists / the development of creative and professionally significant qualities of students

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ирина Николаевна Соловьева

В статье рассмотрены ключевые аспекты творческой деятельности обучающихся по направлению подготовки «Искусство народного пения» при практическом освоении музыкального фольклора Алтайского края в рамках вокально-хоровых дисциплин. На взгляд автора, значимым условием эффективного образования обучающихся бакалавриата и формирования профессиональных исполнительских качеств будущего специалиста в области народно-певческой культуры является использование учебно-методических и нотных изданий фольклористами регионального музыкального фольклора. Изложен авторский взгляд на специфику вокально-хоровых дисциплин, раскрываемую в форме практических занятий, отмечено значение использования музыкального фольклора Алтайского края в контексте формирования и развития профессиональных качеств будущих специалистов в области народно-певческого исполнительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ирина Николаевна Соловьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FOLKLORE AS THE BASIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL QUALITIES OF STUDENTS IN CLASSES OF VOCAL AND CHORAL DISCIPLINES

The article discusses the key aspects of the creative activity of students in the direction of training "The Art of Folk Singing" in the practical development of musical folklore of the Altai Krai within the vocal and choral disciplines. In the author's opinion, an important condition for the effective education of undergraduate students and the formation of professional performing qualities of a future specialist in the field of folk singing culture is the use of educational-methodical and musical publications by folklorists of regional musical folklore. The author's view on the specifics of vocal and choral disciplines, revealed in the form of practical exercises, is stated, the importance of using musical folklore of the Altai Krai in the context of the formation and development of professional qualities of future specialists in the field of folk singing performance is noted.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ»

Научная статья

УДК [378.147:398.8](571.150)

DOI: 10.32340/2414-9101-2022-4-62-69

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Ирина Николаевна Соловьева

Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Россия irina.solo.solo@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7111-8100

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые аспекты творческой деятельности обучающихся по направлению подготовки «Искусство народного пения» при практическом освоении музыкального фольклора Алтайского края в рамках вокально-хоровых дисциплин. На взгляд автора, значимым условием эффективного образования обучающихся бакалавриата и формирования профессиональных исполнительских качеств будущего специалиста в области народно-певческой культуры является использование учебно-методических и нотных изданий фольклористами регионального музыкального фольклора. Изложен авторский взгляд на специфику вокально-хоровых дисциплин, раскрываемую в форме практических занятий, отмечено значение использования музыкального фольклора Алтайского края в контексте формирования и развития профессиональных качеств будущих специалистов в области народно-певческого исполнительства.

Ключевые слова: содержание образования, региональный музыкальный фольклор, вокально-хоровые дисциплины, региональные учебно-методические и нотные издания фольклористов, развитие творческих и профессионально значимых качеств обучающихся

Для цитирования: Соловьева И. Н. Региональный фольклор как основа формирования и развития профессиональных качеств обучающихся на занятиях по вокально-хоровым дисциплинам // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 4. С. 62-69. DOI: 10.32340/2414-9101-2022-4-62-69.

Original article

REGIONAL FOLKLORE AS THE BASIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL QUALITIES OF STUDENTS IN CLASSES OF VOCAL AND CHORAL DISCIPLINES

Irina N. Solovyova

Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia irina.solo.solo@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7111-8100

Abstract. The article discusses the key aspects of the creative activity of students in the direction of training "The Art of Folk Singing" in the practical development of musical folklore of the Altai Krai within the vocal and choral disciplines. In the author's opinion, an important condition for the effective education of undergraduate students and the formation of professional performing qualities of a future specialist in the field of folk singing culture is the use of educational-methodical and musical publications by folklorists of regional musical folklore. The author's view on the specifics of vocal and choral disciplines, revealed in the form of practical exercises, is stated, the importance of using musical folklore of the Altai Krai in the context of the for-

mation and development of professional qualities of future specialists in the field of folk singing Performance is noted.

Key words: the content of education, regional musical folklore, vocal and choral disciplines, regional educational and methodical and musical publications of folklorists, the development of creative and professionally significant qualities of students

For citation: Solovyova I. N. Regional Folklore as the Basis of Formation and Development of Professional Qualities of Students in Classes of Vocal and Choral Disciplines. Proceedings of Altai State Academy of Culture and Arts. 2022;(4):62-69. (In Russ.). DOI: 10.32340/2414-9101-2022-4-62-69.

Требования к профессиональным качествам современного специалиста в области народно-певческого образования с каждым годом все более возрастают. Это отражается на уровне подготовки выпускников направления подготовки «Искусство народного пения», направленности «Хоровое народное пение», реализуемого в Алтайском государственном институте культуры. При этом мы основываемся на современном понимании образования и образованности. В отечественной науке образование трактуется как историко-культурный феномен, своеобразная предметная ценностная система знаний, ориентированная на формирование личности. В данном контексте образованность человека представляет собой определенный синтез индивидуальности и универсальности, которое возможно лишь при деятельностном участии личности обучающегося. При этом достигается возможность сохранения собственной индивидуальности, природы, национально-культурной идентичности и, вместе с тем, открытость всему информационному полю, развивающему личность.

Одним из основных средств подготовки специалиста в вузе культуры, развития творческой личности обучающегося, формирования ее базовой и профессиональной культуры выступает содержание образования. Основу здесь составляет репертуар, который по мере освоения адаптирует в педагогическом процессе специальную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к музыкальному материалу. В конечном итоге, усвоение репертуара обеспечивает подготовку выпускника к дальнейшей работе с музыкальным материалом, к воспроизведению, сохранению и развитию основных элементов культуры общества.

По утверждению Ю. А. Конаржевского: «опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности -в форме умений принимать решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально ценностных отношений - в форме личностных ориентацию» [1, с. 15]. Все вышеизложенные характеристики данной системы сохраняются на уровне каждой, отдельно взятой учебной вокально-хоровой дисциплины направления подготовки «Искусство народного пения». В их структуре образуются те участки профессионального опыта, которыми должен овладеть будущий специалист в области народно-певческого исполнительства.

Формирование и развитие профессиональных качеств обучающихся основано на теоретическом изучении и практическом освоении песенного фольклора сибирского региона и Алтайского края, входящего в содержание ряда профилирующих учебных дисциплин обучающихся бакалавриата по направлению подготовки «Искусство народного пения», таких, как «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Хоровая аранжировка». Но особое место в данном контексте отводится учебным дисциплинам: «Хоровой класс», «Вокальная подготовка» и «Ансамблевое пение», основным содержанием которых является практическое освоение региональных песенных образцов, умение адаптировать произведения для сольного исполнения, недублированного, малого исполнительского состава,

творчески подходить к режиссуре народных песен, находить оригинальные решения для их сценического воплощения, что подчеркивает актуальность данной темы.

Более глубокому, разностороннему постижению регионального музыкального фольклора способствует практическое освоение произведений из опубликованных нотных изданий отечественных собирателей-фольклористов, учебно-методических пособий и репертуарных сборников преподавателей кафедры народного хорового пения АГИК.

Изучением и публикацией музыкального фольклора сибирского региона, начиная с начала 70-х годов XX века, занимались ведущие советские фольклористы Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников, А. М. Мехнецов, В. М. Щуров. Активную деятельность в деле собирания и изучения традиционного музыкального фольклора Алтайского края в 80-х годах вели преподаватели Барнаульского музыкального училища им. 40-летия Октября В. Е. Дятлов, О. А. Абрамова, ежегодно выезжая со студентами в фольклорные экспедиции по краю. Выпускницы училища Н. И. Бондарева, Л. В. Белькова и О. С. Щербакова со студентами кафедры народного хорового пения АГИК продолжили дело своих учителей, осуществляя фольклорные экспедиции в районы Алтайского края. Результатом полевых исследований стали многочисленные публикации песенного наследия певческих групп.

В настоящее время основу репертуара вокально-хоровых дисциплин составляют традиционные образцы из сборников Н. И. Бондаревой «Русские народные песни Алтайского края» [2], «Песня в наследство» [3], «Песни земли Колыванской [4], «Проснулась да станица» [5]. Материалы фольклорных экспедиций О. А. Абрамовой «Русская традиционная культура Алейского района Алтайского края» [6], «Русская традиционная народная культура села Воробьево Шипуновского района Алтайского края» [7], «Русская традиционная народная культура Усть-Коксинского района Республики Алтай» [8], «Традиционная народная культура «поляков» и «каменщиков» Рудного Алтая» [9],

Активно в учебно-творческой работе используются нотные издания профессора кафедры народного хорового пения О. С. Щербаковой. К ним относятся: хрестоматия «Фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Алтая» [10], сборник «Поёт и играет «Медуница» [11], «Традиционные песни села Сибирячиха Солонешенского района Алтайского края» [12], «Песни южнорусских переселенцев села Комариха Шипунов-ского района Алтайского края» [13], «Песенный фольклор украинских переселенцев Алтая» [14], «Русские народные песни Сибири» [15], «Песни украинских переселенцев Алтая для различных составов вокальных ансамблей» [16]. Популярностью у преподавателей и студентов пользуются издания отечественного этномузыколога В. М. Щурова «Русские песни Алтайского Беловодья» [17], «Песни алтайских казаков» [18].

Необходимо отметить, что вокально-хоровые дисциплины связаны не только с изучением и освоением песен, но и, что особенно важно - с исполнением регионального песенного фольклора в различных формах и на различных уровнях.

Традиционные песенные образцы Алтайского края и Сибири могут исполняться обучающимися в подлинном виде, в редакции, аранжировке, оригинальной обработке. В рамках учебной аудитории - в качестве учебного репертуара; на сценических площадках города Барнаула и за его пределами - в качестве концертных номеров; при участии обучающихся в профессиональных конкурсах исполнителей народных песен всероссийского и международного уровней - в качестве конкурсных программ. Так, в творческом процессе преподаватель может, с одной стороны, проследить уровень сформированности профессиональных качеств будущего выпускника, и, с другой - позволит выстроить траекторию дальнейшего развития обучающегося.

Подробнее раскроем специфику некоторых дисциплин. Формирование и развитие профессиональных качеств обучающихся в процессе освоения учебной дисциплины «Вокальная подготовка» начинается с первого курса обучения. Они знакомятся с жанровым составом музыкального фольклора Алтайского края и Сибири. Цель освоения учебной

дисциплины - научить обучающегося профессиональному владению своим голосом, дать знания основных закономерностей голосообразования и методики постановки народного голоса. В ходе освоения дисциплины решаются следующие задачи:

- изучение специфики исполнения фольклорных образцов с учетом региональной музыкальной стилистики;

- овладение приемами правильного певческого звукообразования, плавным голосоведением, различной динамикой, филировкой звука, всеми видами атаки звука;

- развитие вокального слуха;

- умение определять качество певческого звука, распознавать и устранять различные дефекты в звучании голоса;

- развитие навыков вокального исполнительства, вокально-сценической культуры, приемов художественного воплощения вокального произведения и создания сценического образа;

- овладение особенностями диалектного и наддиалектного пения.

Основная форма работы по вокальной подготовке - индивидуальные занятия, на которых обучающиеся последовательно овладевают методикой владения голосом, методическими приемами работы над вокальным произведением, приобретают навыки раскрытия художественного образа, знакомятся с вокально-педагогической литературой, учатся анализировать, составлять и систематизировать репертуар, определять степень трудности исполняемых произведений.

Основываясь на общих закономерностях, характерных в подборе репертуара для народного певца, имеется ряд специфических особенностей, связанных с его использованием в учебном классе и исполнением в концертной программе: художественным воплощением, стилистикой, приемами сценической обработки. Выработке этих знаний должно быть уделено особое внимание, чтобы приобрести необходимый опыт в работе над репертуаром.

Формирование и развитие профессионализма студентов на занятиях вокальной подготовкой и подготовленности их к решению задач в профессиональной деятельности необходимо рассматривать с позиции системно-целостного подхода, в контексте которого данный факт характеризуется как важное профессиональное качество и как психическое состояние личности исполнителя, позволяющее ему успешно решать разнообразные профессиональные исполнительские задачи. Освоение местного репертуара дает толчок для профессионального развития, на основе которого обучающийся более глубоко постигает интонационные, жанровые и стилевые особенности музыкального фольклора Алтайского края, обогащает собственный художественный и общекультурный опыт. В профессиональном становлении будущего специалиста данный факт призван способствовать развитию интонационного слуха, осознанию специфики, роли народной вокально-хоровой музыки, овладению соответствующими способами художественно-исполнительского интонирования. В связи с этим в структуру занятий дисциплины «Вокальная подготовка» должны входить следующие компоненты:

- мотивационный, характеризующий профессионально-ценностные установки и потребности специалиста в области вокально-певческого искусства, его интерес к освоению репертуара;

- содержательный, заключающий в себе совокупность знаний и представлений студента об особенностях народной и профессиональной вокальной музыки, о соответствующих этим областям типах художественно-исполнительского интонирования;

- художественно-технический, включающий в себя специальные художественно-исполнительские умения, навыки и способности, способствующие адекватному по стилю и смыслу исполнению произведений, входящих в репертуар [19, с. 23].

По мнению Э. Б. Абдуллина, «педагогическими условиями формирования и развития профессионализма студентов и их способности к освоению репертуара в условиях вузовского обучения являются:

- выявление художественного и воспитательного потенциала вокальных произведений;

- формирование заинтересованного, личностно-ценностного отношения обучающихся к различным по жанровой и стилевой направленности вокальным произведениям, к процессу их освоения в рамках дисциплины;

- внедрение специальных педагогических принципов интонационно-слуховой активности;

- личностно-творческой направленности;

- единства художественного и технического и методов моделирования художественно-исполнительских действий, интонационно-слухового анализа, творческой интерпретации» [20, с. 184-187].

Еще одна дисциплина, направленная на формирование и развитие профессиональных качеств обучающихся - «Ансамблевое пение». Основная цель - формирование культуры ансамблевого пения, развитие художественного вкуса, осмысление содержания, стиля и формы исполняемых произведений, умения соотносить свой голос с голосами других певцов и добиваться высокого уровня в создании художественного образа с его многообразием интонационно-тембровых красок. В круг задач учебной дисциплины входят:

- углубление интереса к народно-певческому искусству, расширение представления о нем и его возможностях;

- развитие народной певческой манеры, навыков соединения регистров, расширение певческого диапазона;

- овладение особыми вокально-техническими приемами народно-певческого исполнительства (в том числе Алтайского края);

- знание средств музыкально-художественной выразительности и умение применять их в исполнительской практике;

- постижение искусства внутри коллективного общения, коммуникативных свойств песенного фольклора;

- развитие навыков распева народных песен на голоса, импровизационного многоголосия;

- расширение репертуарного багажа и музыкального языка певцов благодаря овладению современными обработками и авторскими сочинениями для народных голосов;

- сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений, «обыгрывание» музыкального материала (сценическое движение, хореография, реквизит, костюмы).

Учебно-творческая деятельность обучающихся по ансамблевому пению под руководством преподавателя - единый художественно-педагогический процесс по развитию профессиональных качеств, когда плодотворная и целенаправленная учебная деятельность возможна только при методически верно выстроенной организации учебно-воспитательного процесса. С первого курса, так же, как и по вокальной подготовке, обучающиеся приобретают практические навыки исполнения традиционного музыкального фольклора Алтайского края и Сибирского региона.

В практической деятельности у певцов формируются навыки ансамблевого пения в специфических условиях совместного вокального музицирования небольшим составом исполнителей, овладевают особыми вокально-техническими приемами народно-певческого исполнительства, характерного для сибирского региона в целом, и Алтайского

края, в частности. Обучающиеся приобретают умения и навыки по практическому использованию региональных средств музыкально-художественной выразительности, чистого интонирования в традиционных и специальных ладах в условиях грудного, и смешанного резонирования. Усвоение особенностей поэтапной работы по приобретению вышеуказанных навыков, способность творчески использовать знания в практике станут крепким фундаментом для планомерной и продуктивной работы на занятиях ансамблевого пения.

Важным аспектом идейной и воспитательной работы преподавателя в учебном творческом коллективе является то, что в структуру занятий дисциплины «Ансамблевое пение» входит концертно-творческая деятельность. Концертные выступления на сценических площадках воспитывают у обучающихся ответственность, дисциплинированность с одной стороны, и, с другой - свободу и эмоциональность в раскрытии художественного содержания исполняемых ими произведений. Необходимо отметить, что у обучающихся по заочной форме количество часов, отведенных в учебном плане для данной дисциплины весьма незначительно. Преподаватель может дать студентам лишь направление, то есть основные принципы, на которые следует опираться в межсессионный период при подготовке к практической работе ансамбля. В противном случае занятия становятся бессмысленными, так, как преподавателю каждый раз заново приходиться обучать основным певческим навыкам, а не осуществлять работу по их совершенствованию, и овладению новыми.

На протяжении всего курса обучения целесообразно соблюдать важнейшие принципы певческого воспитания:

- единства художественного и технического воспитания;

- постепенности и последовательности в овладении мастерством ансамблевого пения;

- индивидуального подхода к составам курсов;

- постоянного профессионального совершенствования.

В настоящее время учебный народно-певческий коллектив небольшого количественного состава - широко распространенная форма музицирования, в которой музыкально-художественная образность, сложившаяся благодаря таланту певцов-импровизаторов, их виртуозности владения техникой, определенным самобытным местным стилем регионально-исполнительских традиций. Лучшие фольклорные образцы, записанные от народных бытовых ансамблей, оказывают непосредственное влияние на формирование художественного вкуса, идейных и творческих взглядов обучающихся - будущих специалистов.

Пение в ансамбле имеет свои особенности, вытекающие из природы этого вида музицирования - наличия двух исполнительских начал (индивидуального и коллективного), без взаимодействия которых пение в ансамбле может не состояться. Поэтому одной из составляющих вокальной работы в ансамбле является нивелирование и сохранение индивидуального тембрового своеобразия голоса каждого певца, его артистизм.

В работе ансамбля необходимо добиваться специфической манеры пения: чувства равновесия, интонационной устойчивости, осмысленности в подаче слова, яркой тембровой выразительности. Органическая взаимосвязь танцевальной лексики с содержанием метроритмической структурой исполняемых произведений должна стать неотъемлемой составной частью учебно-творческой работы. Их соотношение и количество определяются руководителем, исходя из реальных творческих возможностей исполнителей, степени сложности музыкального материала и конкретных задач, стоящих перед дисциплиной на различных этапах учебного процесса.

Таким образом, формирование и развитие профессиональных качеств обучающихся в вузе культуры представляет собой сложный, многоступенчатый процесс, где большую роль играет содержательная часть дисциплин - учебно-методические пособия и нотные издания регионального музыкального фольклора Алтайского края и сибирского региона, которые направлены на обеспечение образовательного процесса направления подготовки

«Искусство народного пения». Осваивая региональный музыкальный фольклор - его культурно-бытовые и исполнительские особенности бытования, обучающиеся создают для себя своеобразную платформу, связывающую учебно-творческую деятельность с будущей -профессиональной. Эта связь создает условия и возможность реализации индивидуальности каждого обучающегося, его самообразования, совершенствования, профессионализма.

Уровень сформированности качеств определяет степень осуществления деятельности в процессе решения профессиональных задач и обеспечивает успешный переход из системы вузовской подготовки в сферу профессиональной творческой деятельности в качестве компетентного специалиста. Профессионала, подготовленного к воспроизведению основных элементов музыкальной традиционной культуры - регионального музыкального фольклора в исполнительском и педагогическом аспектах.

Список литературы

1. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. Москва : Педагогический поиск, 2000. 336 с.

2. Бондарева Н. И. Русские народные песни Алтайского края. Вып. 1. Москва, 1995. 42 с.

3. Бондарева Н. И. Песня в наследство. Барнаул : Диалог-Сибирь, 1998. 244 с.

4. Бондарева Н. И. Песни земли Колыванской. Барнаул : Изд-во АГИИК, 1999. 148 с.

5. Бондарева Н. И., Мамеева А. В. Проснулась да станица: культурно-бытовые традиции чарышского казачества. Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2006. 164 с.

6. Абрамова О. А. Русская традиционная культура Алейского района Алтайского края : материалы фольклорных экспедиций. Вып. 8. Барнаул : Песнохорки, 2002. 188 с.

7. Абрамова О. А. Русская традиционная народная культура села Воробьево Шипуновского района Алтайского края : материалы фольклорных экспедиций. Вып. 3. Барнаул : Песнохорки, 1999. 81 с.

8. Абрамова О. А.Русская традиционная народная культура Усть-Коксинского района Республики Алтай : материалы фольклорных экспедиций. Вып. 4. Барнаул : Песнохорки, 1999. 35 с.

9. Абрамова О. А. Традиционная народная культура «поляков» и «каменщиков» Рудного Алтая. Барнаул : Песнохорки, 1999. 237 с.

10. Щербакова О. С. Фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Алтая : в 2 ч. Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2005. Ч. 2 : Хрестоматия. 287 с.

11. Щербакова О. С., Голомидова О. В. Поёт и играет «Медуница»: учебно-творческий репертуар детского фольклорного объединения «Медуница» МОУ «Лицей № 121» Барнаула. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2008. 100 с.

12. Щербакова О. С., Шадрина Ю. В. Традиционные песни села Сибирячиха Солонешенско-го района Алтайского края. Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2011. 121 с.

13. Щербакова О. С., Белькова Л. В. Песни южнорусских переселенцев села Комариха Шипуновского района Алтайского края. Барнаул, 2013. 60 с.

14. Щербакова О. С. Песенный фольклор украинских переселенцев Алтая. Барнаул : ОАО ИПП «Алтай», 2013. 128 с.

15. Щербакова О. С. Русские народные песни Сибири. Барнаул: Изд-во АГИК, 2016. 71 с.

16. Щербакова О. С. Песни украинских переселенцев Алтая для различных составов вокальных ансамблей Барнаул, 2016. 73 с.

17. Щуров В. М. Русские песни Алтайского Беловодья. Москва : Луч, 2009. 233 с.

18. Щуров В. М. Песни алтайских казаков. Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2010. 100 с.

19. Сидорова М. Б. Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2005. 23 с.

20. Абдуллин Э. Б., Целковников Б. М. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Вып. 1. Ч. 2. Москва, 1991. 194 с.

References

1. Konarzhevsky, Yu.A. Lesson Analysis. Moscow: Pedagogicheskij poisk, 2000. 336. (In Rus.)

2. Bondareva, N.I. Russian folk songs of the Altai Krai. Issue 1. Moscow, 1995. 42. (In Rus.)

3. Bondareva, N.I. Song as a legacy. Barnaul: Dialog-Sibir', 1998. 244. (In Rus.)

4. Bondareva, N.I. Songs of the Kolyvan land. Barnaul: AGIIK, 1999. 148. (In Rus.)

5. Bondareva N.I. Mameev A.V. The village has woken up: cultural and everyday traditions of the Charysh Cossacks. Barnaul: AltGAKI, 2006. 164. (In Rus.)

6. Abramova, O.A. Russian traditional culture of the Aleisky district of the Altai Krai. Materials of folklore expeditions. Issue 8. Barnaul: Pesnohorki, 2002. 188. (In Rus.)

7. Abramova, O.A. Russian traditional folk culture of the village Vorobyevo, Shipunovsky district, Altai Krai. Materials of folklore expeditions. Issue. 3. Barnaul: "Pesnohorki", 1999. 81р. (In Rus.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. O.A. Abramovа. Russian traditional folk culture of the Ust-Koksinsky district of the Altai Republic: materials of folklore expeditions. Issue 4. Barnaul: "Pesnohorki". 1999. 35. (In Rus.)

9. Abramova O.A Traditional folk culture of the "Poles" and "stonemasons" of Rudny Altai. Barnaul: "Pesnohorki", 1999. 237. (In Rus.)

10. Shcherbakova, O.S. Folklore-ethnographic and song traditions of the Russians of Altai (in 2 parts). Barnaul, AltGAKI, 2005. 287. (In Rus.)

11. Shcherbakova, O.S., Golomidova O.V. "Medunitsa" sings and plays: educational and creative repertoire of the children's folklore association "Medunitsa" of the Lyceum 121 of Barnaul: Publishing house of ASU. 2008. 100. (In Rus.)

12. Shcherbakova O. S., Shadrina Yu. V. Traditional songs of the village Sibiryachikha of the Soloneshensky district of the Altai Krai. Barnaul: AltGAKI Publishing house, 2011. 121. (In Rus.)

13. Shcherbakova O.S., Belkova L.V. Songs of South Russian settlers from the village Komarikha, Shipunovsky district, Altai Krai. Barnaul, 2013. 60. (In Rus.)

14. Shcherbakova, O.S. Song folklore of Ukrainian settlers of Alta. Barnaul: OAO IPP «Altaj», 2013. 128. (In Rus.)

15. Shcherbakova O. S. Russian folk songs of Siberia. Barnaul: AGIK Publishing House, 2016. 71. (In Rus.)

16. Shcherbakova O. S. Songs of Ukrainian settlers of Altai for various compositions of vocal ensembles of Barnaul, 2016. 73. (In Rus.)

17. Shchurov V. M. Russian songs of the Altai Belovodye. Moscow: Luch, 2009. 233. (In Rus.)

18. Shchurov V. M. Songs of the Altai Cossacks. Barnaul: AltGAKI Publishing House, 2010. 100. (In Rus.)

19. Sidorova M. B. Formation of professional culture of vocalists in the process of training at the higher educational institution of culture and arts: abstract of dissertation. Moscow, 2005. 23. (In Rus.)

20. Abdullin E. B., Tselkovnikov B. M. Art, musicology, music psychology and music pedagogy. Issue 1. Part 2. Moscow, 1991. 194. (In Rus.)

Статья поступила в редакцию 03.06.2022; одобрена после рецензирования 29.07.2022; принята к публикации 30.09.2022.

The article was submitted 03.06.2022; approved after reviewing 29.07.2022; accepted for publication 30.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.