Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШОРТОСТАН'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШОРТОСТАН»

Таким образом, экономическая характеристика ООО Агрофирма «Декар-Корсаково» Орловской области Корсаковского района показала, что целью деятельности предприятия является производство продукции растениеводства и животноводства и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке. Производственным направлением предприятия является реализация зерна -пшеницы.

Использованные источники:

1. Яковлева Н.А., Гаджимагомедова Р.З. Анализ финансовой устойчивости предприятия. Сборник статей Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики и права» (10-12 июня 2014г.) ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г.Разумовского» и Технологический университет Таджикистана г.Душанбе.-2014г.

2. Яковлева Н.А., Жилякова Д.А. Факторный анализ изменения выручки за счет изменения среднегодовой стоимости оборотных производственных фондов. Сборник статей Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики и права» (10-12 июня 2014г.) ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г.Разумовского» и Технологический университет Таджикистана г.Душанбе.-2014г.

3. Яковлева Н.А., Исаев Л.А.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. [Текст]: Экономика и социум: сб.статей - Орел 2014г. 5с.

Якупова Л.Ш. студент 5 курса Валиева А.Р., к.п.н.

доцент

ФГБОУ ВПО «Башкирский ГАУ» Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШОРТОСТАН

В Республике Башкортостан, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, бюджет планируется на 3 года. Переход к такому среднесрочному бюджетному планированию пока не дал должного эффекта.

В данной статье анализ регионального бюджета на примере Республики Башкортостан проведен за три года: 2010-2012 гг.

Изучив и проанализировав данные Министерства финансов Республики Башкортостан о бюджете за последние три года, можно сделать некоторые выводы.

Реальное исполнение регионального бюджета, начиная с 2010 г. оказалось далеким от сценарных условий. Причинами такого негативного

явления можно назвать падение собственных доходов, увеличение расходной части бюджета и общая макроэкономическая неопределенность. Также, существенную роль сыграло игнорирование основополагающих принципов формирования бюджетов, которые закреплены, а Бюджетном кодексе Российской Федерации. Так, например, принцип единства бюджетной системы предполагает единый порядок расчета прогнозных показателей по всей Российской Федерации, обеспечивающий их реалистичность [1]. В действительности такой согласованности нет, поэтому региональные бюджеты формируются на основе сложившейся методологии вне целостной связи с федеральным бюджетом. Это вынуждает региональные бюджеты постоянно корректировать утверждённые бюджетные параметры.

Так, например, в течение 2011 года Государственным Собранием -Курултаем Республики Башкортостан было внесено 4 поправки в закон о бюджете, увеличивших его доходную часть [3].

Конечно же, эти поправки не могли не повлиять на 2012 год, поскольку часть расходных обязательства, принятых дополнительно в 2011 году перешла в расходы бюджетного цикла. Поэтому основные параметры прогноза на 2012 г., прописанные в законе о бюджете на 2012-2014 гг., заметно отличаются от параметров прогноза на 2011-2013 гг. [2].

Рассмотрим изменение структуры доходов бюджета Республики Башкортостан за 2010-2012 гг. на примере табл. 1

Таблица 1 Структура доходов бюджета Республики Башкортостан за

2010-2012 гг.

Исполнено

Показатели за 2010 г. за 2011 г. за 2012 г.

ДОХОДЫ

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 107 198 272 119 029 751

Налоги на прибыль 54 189 746,9 63 981 661 70 086 937

Налоги на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ 11 119 755,0 13 059 069 14 864 393

Налоги на совокупный доход 3 644 184,9 4 239 350 5 228 040

Налоги на имущество 10 196 963,0 10 032 971 11 317 571

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 226 821,1 334 172 374 335

Государственная пошлина 1 113 217,1 1 149 484 477 381

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам, и иным обязательным платежам 163 148,3 59 262 8 861

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 11 149 332,1 10 368 662 11 500 770

Платежи при пользовании природными ресурсами 442 598,4 490 435 655 751

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 177 462,7 160 647 488 762

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 2 010 928,2 2 433 583 2 350 241

Административные платежи и сборы 5 078,8 4 327 9 100

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 507 024,9 523 092 789 677

Прочие неналоговые доходы 312 863,8 361 558 877 932

Безвозмездные поступления 24 748 833,6 28 158 208 26 125 710

Всего доходов 119 726 267,1 135 357 683 145 155 461

Консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2010 год исполнен по доходам 119 726 267,1 тыс. рублей (103,9 %).

К основными источникам доходов можно отнести: налоги на прибыль-54 189 746,9 тыс. рублей (104, 6 %), налоги на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ-11 119 755,0 тыс. рублей (105.9 %),налоги на совокупный доход-3 644 184,9 тыс. рублей (103,3 %), налоги на имущество-10 196 963,0 тыс. рублей (101,2 5 %), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности- 11 149 332,1 тыс. рублей ( 107,8 %) и иные безвозмездные поступления-24 748 833,6 тыс. рублей.

Бюджет Республики Башкортостан за 2011 год исполнен по доходам в сумме 135 357 683 тыс. рублей (102,8 %) увеличившись, по сравнению с 2010 годом на 15 631 415,9 тыс. рублей [2].

В 2012 г.в бюджет Республики Башкортостан поступило 145 155 461 тыс. рублей при плане 141 299 335 тыс. рублей.

Рассмотрим структуру расходов Республики Башкортостан на примере табл. 2.

Таблица 2 Структура расходов Республики Башкортостан за 2010-2012 гг.

РАСХОДЫ 2010 2011 2012

Общегосударственные вопросы 7 131 125,9 9 563 578 10 710 037

Национальная оборона 66 094,6 68 575 69 006

Национальная безопасность и 4 820 612,2 5 650 444 1 466 537

правоохранительная деятельность

Национальная экономика 21 390 317,2 20 265 298 23 575 779

Сфера ЖКХ 9 592 334,2 13 662 665 12 768 759

Охрана окружающей среды 252 892,9 315 512 445 554

Образование 33 689 065,9 38 548 988 47 526 952

Культура, кинематография, СМИ 4 505 543,6 5 180 370 5 866 717

Здравоохранение, физическая культура и спорт 15 474,573 28 176 686 31 341 122

Социальная политика 18 429 787,7 18 870 229 20 913 876

Обслуживание государственного и муниципального долга 6 901 093,0 351 358 453 153

Всего расходов 122 253 440, 2 140 653 703 155 137 489

Практически по всем статьям расходов, связанных с социально-экономическим развитием региона отмечается рост. Некоторое сокращение расходов произошло на развитие национальной безопасности и правоохранительной деятельности управления в 2012 г. по сравнению с 2010 г. и 2011 г., в котором они значительно выросли.

Изменение параметров доходной части регионального бюджета повлекло и соответствующие изменения расходной части в сторону увеличения на, что, в свою очередь, обусловило дефицит бюджета.

Таблица 3 Дефицит/Профицит бюджета Республики Башкортостан (тыс.

руб)

2010 2011 2012

Доходы 119 726 267,1 135 357 683 145 155 461

Расходы 122 253 440,2 140 653 703 155 137 489

-2 527 173,1 -5 296 020 -9 982 028

Из таблицы 3 видно, что бюджет Республики Башкортостан за последние три года испытывал дефицит средств. В 2010 году дефицит бюджета составил 2 527 173,1 тыс. рублей, в 2011 году- 5 296 020 тыс. руб., а в 2012 году дефицит бюджета составлял 9 982 028 тыс. рублей [2].

Таким образом, бюджет Республики Башкортостан, являясь финансовым планом региона, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Показывая размеры необходимым руководству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет конкретные направления расходования средств, соотношение расходов по отраслями территориям.

Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства и именно через бюджет осуществляется социальная политики.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]: принят ГД ФС РФ 17.07.1998 (ред. от 04.10.2014) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2. Министерство финансов Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://minfin.openrepublic.ru/

3.Государственное Собрание-Курултай Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gsrb.ru/ru/

Якушев И.И. студент 4 курс Алтайский Государственный Университет

Россия, г. Барнаул

СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ РОССИИ

Аннотация: Эта статья рассматривает актуальные проблемы развития государства на современном этапе.

Ключевые слова: государство, приоритеты, суверенитет, ценности, инфляция, ВВП.

В условиях инфляции, волатильности на валютном рынке, спада промышленного производства, прогнозируемого нулевого роста ВВП, введенных ограничительных мерах Европейского союза, проблема дальнейшего развития России набирает свою актуальность. С одной стороны макроэкономические проблемы существенно влияют на отношение граждан к власти и проводимой ею политике, однако на другой чаше весов находятся не менее важные составляющие гармоничного развития современного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.