Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / SOCIAL POLICY / SOCIAL INSURANCE PREMIUMS / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FUNDING / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / GOVERNMENT GUARANTEES / БЮДЖЕТ / BUDGET / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / REVENUES AND EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарахина И. В., Осипова А. Е.

В статье рассмотрена финансовая деятельность по обеспечению социального страхования в регионе. Определены задачи и принципы исполнения доходной и расходной частей бюджета регионального фонда, проанализированы проекты бюджета фонда и сметы расходов на содержание отделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гарахина И. В., Осипова А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF THE MUNICIPAL SOCIAL SERVICES SYSTEM

The article discusses the financial activities to ensure social security in the region. Defined objectives and principles of execution of the revenue and expenditure sides of the budget of the regional fund, analyzed projects fund budget and cost estimates for the maintenance department.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ»

[6] Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.Н. Крейнина. - М.: Дело и сервис, 2010.

[7] Негашев. - М.: ИНФРА-М, 2010.

[8] Экономический анализ: учебник для вузов / под ред. Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

[9] Кирисюк Г.М. Оценка банком кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. - 2009. -№ 4.

[10] Ли О.В. Об оценке кредитоспособности заемщика (российский и зарубежный опыт) // Деньги и кредит. - 2009.

[11] Официальный сайт ЦБ РФ http://www.cbr.ru/

[12] Сайт клуба банковских аналитиков http://www.bankir.ru/

[13] http://www.bankdelo.ru/ - журнал «Банковское дело»

[14] http://www.economic-crisis.ru/novosti-crizisa/bankovskij-krizis-v-vrossii.html -

[15] http://www.cbr.ru/ - официальный сайт ЦБ РФ

[16] http://www.garant.ru - информационно-правовой портал «Гарант»

[17] http://www.banki.ru/

[18] http://www.sviaz-bank.ru/

ORGANIZATION OF FINANCIAL CONTROL CREDITWORTHINESS OF INDIVIDUALS IN THE CONTROL SYSTEM OF THE CREDIT INSTITUTION

I.V. Garakhina, D.B. Kuleshov

Key wards: financial control, solvency, bank credit, interest rate, loan term, mortgage .

The article draws attention to the main problems of financial control creditworthiness of individuals in the Russian Federation are considered systemically factors of banking supervision. The author highlights the complex problems in the banking risk management in lending to individuals.

УДК 336.2

И.В. Гарахина, к.э.н., доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» А.Е. Осипова, магистрант ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Ключевые слова: социальная политика, социальное страхование страховые взносы, финансирование, государственные гарантии, бюджет, доходы, расходы.

В статье рассмотрена финансовая деятельность по обеспечению социального страхования в регионе. Определены задачи и принципы исполнения доходной и расходной частей бюджета регионального фонда, проанализированы проекты бюджета фонда и сметы расходов на содержание отделения.

Оптимальное функционирование системы социального страхования прямо зависит от формы организации и использования финансовых ресурсов, упорядоченности финансовых потоков, то есть от отлаженной работы всех элементов финансового механизма. Внутри общегосударственного финансового механизма как неотъемлемая

часть существует механизм финансирования социального страхования. Данный механизм представляет собой достаточно сложную структуру, использующуюся для управления финансовыми ресурсами. Федеральный закон от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в главе IV косвенно определяет следующие элементы финансовой системы социального страхования:

а) бюджетный процесс в системе обязательного социального страхования;

б) источники поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

в) установление тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование;

г) расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчеты об их исполнении;

д) условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов;

е) государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования.

Принципиальное отличие обязательного социального страхования от иных форм социальной защиты населения состоит в том, что государство, за исключением специально оговоренных законом случаев, не участвует в его финансировании. Фонды обязательного социального страхования осуществляют страховую деятельность за счет собственных средств. Все эти фонды имеют единую экономическую природу консолидируемых в них финансовых ресурсов, они являются частью зарезервированной зарплаты работников.

Бюджет любого фонда обязательного социального страхования представляет собой свод доходов и расходов на определенный финансовый год. Все бюджеты этих фондов входят в бюджетную систему Российской Федерации, что закреплено Бюджетным кодексом РФ. Кодекс, устанавливая правовое положение внебюджетного фонда, определяет его как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Бюджет составляется на каждый календарный год. Особое место при этом уделяется обеспечению сбалансированности доходов и расходов бюджета.

Формирование бюджетов всегда осуществляется в соответствии с законодательно установленными источниками доходов для каждого вида обязательного социального страхования и основными направлениями расходования средств, источниками покрытия дефицита. По сути, бюджет является ничем иным, как финансовым планом, который в законодательной форме устанавливает доходы и разрешает расходы фондов. Постатейное распределение доходов в бюджете каждого государственного внебюджетного фонда имеет свои особенности. Так, в бюджете Фонда социального страхования РФ отдельно учитываются:

- доходные источники по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- доходные источники по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расходование внебюджетными фондами средств также не может быть произвольным. Законом о бюджете четко устанавливаются как статьи расходов, так и их объем. Процесс использования бюджетных средств фондами строится на строго определенных принципах, к которым относятся принцип соответствия расходных сумм плану и действующему законодательству, а также принцип контролируемости бюджета.

Рассмотрим исполнение бюджета фонда за 2012 год.

Бюджетом регионального отделения на 2012 год предусмотрено поступление доходов в общей сумме 8 113,2 млн. рублей. Расходы регионального отделения утверждены в сумме 12 888,6 млн. рублей, в том числе - расходы средств федераль-

ного бюджета и ФФОМС 1 751,1 млн. рублей, расходы средств обязательного социального страхования 11 137,5 млн. рублей. Плановый дефицит бюджета составлял:

- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 3 013,3 млн. рублей

- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 10,9 млн. рублей.

Исполнение бюджета по доходам в целом составило 9 350,7 млн. рублей (115,3% от годового плана). Исполнение расходной части бюджета, без учета расходов за счет средств федерального бюджета, составило 10 025,9 млн. рублей.

Налоговая база для начисления страховых взносов за 2012 год составила 282 854,8 млн. рублей, что на 29 381,0 млн. рублей (на 11,6%) больше аналогичного показателя прошлого года. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за отчетный период составили 7 820,7 млн. рублей или 117,6% от утвержденных ассигнований. Сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по сравнению с показателем за 2011 год увеличилась на 990,8 млн. рублей или на 14,5%. Темп роста поступлений страховых взносов опережает темп роста налоговой базы на 2,9 пункта.

Размер страхового тарифа по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2012 год составил 2,78%, за 2011 год страховой тариф по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составлял 2,87%.

Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2012 год составили 1 664,6 млн. рублей или 114,3% от утвержденных на 2012 год ассигнований. Сумма поступлений страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличилась на 256,9 млн. рублей или на 18,2%.

Средний размер страхового тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составил в 2012 году 0,52%, в 2011 году составлял 0,51%.

По отдельным статьям расходы бюджета Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ за 2012 год исполнены в следующих объемах:

- ЦСР 505 05 03 «Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» - 3 066,8 млн. рублей.

- ЦСР 505 05 04 «Пособия при рождении ребенка гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» - 399,0 млн. рублей.

- ЦСР 505 05 05 «Единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, подлежащим

обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» - 10,6 млн. рублей.

- ЦСР 505 22 04 «Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение за счет средств Фонда социального страхования РФ» - 12,6 млн. рублей.

- ЦСР 505 32 01 - «Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» - 3 507,9 млн. рублей.

- ЦСР 505 32 02 - «Пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» - 1 993,08 млн. рублей.

- ЦСР 505 39 01 - Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» - 44,4 млн. рублей.

- ЦСР 505 39 04/2 - «Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний» - 157,6 млн. рублей.

- ЦСР 505 50 00 - «Оплата четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами» - 31,3 млн. рублей.

Проанализируем исполнение бюджета фонда за первое полугодие 2013 года.

На учете в филиалах регионального отделения по состоянию на 01.07.2013 года состояло 111 874 страхователя, за отчетный период этот показатель увеличился на 1 492 страхователей или на 1,4%. Изменение связано с постановкой на учет новых страхователей, снятием с учета или передачей страхователей по актам приема-передачи из других регионов. Среднесписочная численность работающих граждан по сравнению с показателем за аналогичный период 2012 года увеличилась на 1,4 % или на 20,7 тыс. человек.

Среднемесячная заработная плата по региону за 1 полугодие 2013 года составила 20 383,3 руб., что на 2 461,9 руб. или на 13,7 % выше среднемесячной заработной платы за аналогичный период 2012 года.

Исполнение доходной части бюджета.

В целом план по доходам исполнен региональным отделением на 54,5%. По сравнению с аналогичным показателем за 2012 год общая сумма доходов увеличилась на 746,9 млн. руб. или на 16,7 %.

1. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 1 полугодие 2013 года составили 870,9 млн. руб. или 52,9 % от утвержденных на 2013 год ассигнований. Сумма поступлений страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличилась на 79,4 млн. руб. или 10,0 %.

Средний размер страхового тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 1 полугодие 2013 года составил 0,51 %, снижение страхового тарифа по сравнению с показателем 2012 года(0,52%) на 0,01%.

В связи с ростом заработной платы и численности застрахованных сумма выплат в пользу работников в отчетном периоде увеличилась на 2 4570,0 млн. руб. или на 15,3 % по сравнению с аналогичным показателем за 1 полугодие 2012 года, и составила 185 187,0 млн. рублей.

2. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за отчетный период поступили в сумме 4 360,2 млн. руб. (55,0 % от утвержденных ассигнований). Сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по сравнению с показателем за 1 полугодие 2012 года увеличилась на 200,7 млн. руб. или на 11,3%.

Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, за отчетный период увеличилась на 24 560,6 млн. руб. или на 15,3 % по сравнению с аналогичным показателем за 1 полугодие 2012 года и составила 185 208,3 млн. рублей.

Налоговая база для начисления страховых взносов, за 1 полугодие 2013 года составила 167 680,8 млн. руб., что на 22 748,8 млн. руб., или на 15,7 % больше аналогичного показателя 1 полугодия прошлого года в связи с ростом средней заработной платы.

Размер страхового тарифа по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 1 полугодие 2013 года составил 2,8% (за 1 полугодие 2012 года страховой тариф по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составлял 2,78%).

Исполнение расходной части бюджета. За 1 полугодие 2013 года сумма расходов составила 5 946,3 млн. рублей. По сравнению с показателями за 1 полугодие 2012 года расходы увеличились на 630,5 млн. руб. или на 11,9 %. В структуре расходов наибольший удельный вес занимают следующие виды выплат:

- ЦСР 505 05 01 «Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» - фактические расходы составили 319,3 млн. руб. или 49,5 % от утвержденного плана.

- ЦСР 505 05 03 «Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» - фактические расходы за отчетный период составили 1 157,0 млн. руб. или 40,4 % от планового показателя. По сравнению с аналогичным периодом 1 полугодия 2012 года количество пособий увеличилось на 18,1 тыс. штук или на 10,4 %. Средний размер одного пособия составил 6 009,24 рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года средний размер пособия увеличился на 441,1 рублей или на 7,9 %.

- ЦСР 505 05 04 «Пособия при рождении ребенка гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» - фактические расходы составили 197,0 млн. рублей, утвержденный план исполнен на 47,3 %. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года фактические расходы увеличились на 13,5 млн. рублей или на 7,4 %. Количество оплаченных пособий составило 15 180 шт. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года количество выплаченных пособий увеличилось на 205 шт. или на 1,4 %. Средний размер пособия составил 12 975,17 рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года средний размер пособия увеличился на 5,9 %.

- ЦСР 505 32 01 «Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» - фактические расходы составили 2 143,8 млн. руб. или 52,5 % от утвержденного плана. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года сумма расходов увеличилась на 179,9 млн. руб. или на 10,2 %.

Количество случаев временной нетрудоспособности составило 433,1 тыс., что на 4,3% выше показателя за первое полугодие прошлого года. Средняя продолжительность одного случая временной нетрудоспособности составила 10,7 дня, что на 1,9% выше данного показателя за 1 полугодие 2012 года.

Средний размер дневного пособия составил 464,04 руб., по сравнению с показателем за 1 полугодие 2012 года увеличился на 15,1 %.

- ЦСР 505 32 02 «Пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» - фактические расходы составили 965,1 млн. руб. или 50,0 % от утвержденного плана. По сравнению с аналогичным показателем за 1 полугодие 2012 года сумма расходов увеличилась на 13,7 млн. руб. или на 1,4 %. Средний размер дневного пособия составил 460,06 руб., что на 3,7 % больше среднего размера дневного пособия за 1 полугодие 2012 года.

Финансирование аппарата Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ осуществляется по нормативно-сметному принципу.

Составление сметы - это часть составления проекта бюджета. Лишь после утверждения бюджета, из которого будут финансироваться расходы по смете, смета приобретает юридическую силу. Проект сметы составляется во время разработки проекта бюджета. При определении расходов по смете учреждение руководствуется

законами, постановлениями правительства, решениями местных органов, вышестоящей организации, нормами расходов, нормативами, тарифами на электроэнергию, коммунальные услуги и т.д. К смете прилагается пояснительная записка, в которой содержатся подробные обоснования и расчеты по каждому виду расходов и их объему в целом. Утвержденная смета расходов является финансовым планом учреждения.

Составление сметы государственного учреждения позволяет решать следующие задачи:

- обеспечение учреждения государственным финансированием,

- анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств,

- контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

Исполнение сметы на содержание аппарата государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ за первое полугодие 2013 года в целом составило 265 233,9 тыс. рублей. План выполнен на 93,2%, в том числе:

- ЦСР 0015500/1 ВР 141 «Фонд оплаты труда и страховые взносы» - на 99,6%,

- ЦСР 0015500/1 ВР 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» - на 80,3%,

- ЦСР 0015500/1 ВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» - на 69,1%,

- ЦСР 0015500/1 ВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества» - на 34,3%,

- ЦСР 0015500/1 ВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд»,

- ЦСР 0015500/1 ВР 850 «Уплата налогов, сборов и иных платежей» - на 90,8%,

- ЦСР 0015500/1 ВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» - на 94,9%,

- ЦСР 0015500/1 ВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей» - на 69,7%.

Общая сумма экономии ассигнований на содержание аппарата отделения составляет 19 304,4 тыс. рублей. Недоиспользованные средства будут направлены на финансирование сметы во втором полугодии текущего года.

С целью организации финансирования филиалов отделения в городе и в области региональное отделение фонда (в лице планово-экономической службы) составляет сводную внутриведомственную бюджетную роспись по филиалам по бюджетным ассигнованиям (лимитам бюджетных обязательств) и передает ее в филиалы регионального отделения в течение трех рабочих дней со дня утверждения руководителем регионального отделения и одновременно передает в службу финансов, бухгалтерского учета и отчетности, осуществляющую полномочия по ведению бюджетного учета. Региональное отделение фонда отражает в бюджетном учете передачу и изменения филиалам бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) следующими бухгалтерскими записями:

- суммы лимитов бюджетных обязательств, переданных распорядителем бюджетных средств получателю бюджетных средств, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение со знаком «плюс», уменьшение со знаком «минус»);

- на суммы бюджетных ассигнований, переданных распорядителем бюджетных средств получателю бюджетных средств.

Основные направления и ключевые события реализуются в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года № 2553-р.

Таблица 1

Основные направления Государственной программы «Социальная поддержка граждан»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели достижения цели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Удельный вес граждан, получающих социальную поддержку с учетом нуждаемости, в общей численности граждан, получающих социальную поддержку, (%) 20 35 45 55 75 90

Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности, (%) 1,8 2,6 4,4 6,7 8,8 10,0

Доля инвалидов обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем, (%) 94,6 95,0 96,0 98,0 98,0 98,0

Работа по достижению цели проводится по четырем направлениям:

1. «Социальные услуги доступны для всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании»:

- Ключевым событием данного направления является модернизация системы социального обслуживания населения на основе принципов и механизмов, предусмотренных проектом федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

- Социальные услуги будут предоставляться с индивидуальной нуждаемостью гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Граждане смогут самостоятельно выбирать поставщика социальных услуг.

- Предусматривается существенно (в 6 раз) сократить период ожидания получения социальной услуги, ликвидировать к 2018 году очередь на получение места в стационарное учреждение социального обслуживания.

Таблица 2

Ключевые события направления

Ключевое событие 2013 г. 2014г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Граждане получают социальные услуги с учетом индивидуальной нуждаемости декабрь 1Укв. далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно

Информация об организациях, предоставляющих социальные услуги, доступна для граждан из реестров, сформированных в электронной форме в субъектах Российской Федерации III кв. далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно

Граждане могут самостоятельно выбирать организацию для получения социальных услуг IV кв. далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно

Негосударственные органи- далее далее далее

Ключевое событие 2013 г. 2014г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

зации социального обслуживания получают льготы и преференции IV кв. норма действует постоянно норма действует постоянно норма действует постоянно

Максимальный период ожидания получения социальных услуг сокращен до 1 месяца, (месяцы) 6 5,5 4,0 2,0 1,0 1,0

Ликвидирована очередь на получение места в стационарное учреждение социального обслуживания (очередь, тыс. человек) 18,0 15,3 12,2 7,4 3,2 0,0

Граждане получают социальные услуги с учетом индивидуальной нуждаемости декабрь IV кв. далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно

2. «Нуждающиеся граждане получают адресную социальную поддержку» Меры социальной поддержки будут ориентированы на адресность в оказании социальной помощи отдельным категориям граждан. Субъекты Российской Федерации будут вправе самостоятельно определять категории граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки с учетом нуждаемости. Это создаст необходимые условия для развития современных инновационных подходов в оказании государственной помощи с учетом реальной нуждаемости граждан, при сохранении базовых принципов и норм, закрепленных действующим законодательством.

Таблица 3

Ключевые события направления

Ключевое событие 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Малоимущие граждане, получают государственную социальную помощь на основе социального контракта, предусматривающего исполнение индивидуальной программы социальной адаптации (доля граждан, получающих социальную помощь на основе социального контракта, %) 1-2 2-3 3-4 4-5 5-6 6-7

Ветераны Великой Отечественной войны получат дополнительные меры социальной поддержки в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов II кв.

Граждане получают социальную поддержку в субъектах Российской Федерации с учетом нуждаемости декабрь далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно

1. «Интеграция инвалидов в общество станет реальностью».

Подписание в 2008 году и ратификация в 2012 году Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года свидетельствует о готовности российской Федерации к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и др.прав инвалидов. Планом действий Минтруда России предусмотрено принять надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

С 2011 года реализуется Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, которая предусматривает комплекс мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к наиболее востребованным инвалидами объектам и услугам. Новая редакция Государственной программы Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2181-р.

Предлагается оказывать финансовую поддержку субъектам РФ при проведении мероприятия по обеспечению доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к наиболее востребованным объектам и услуга, поддержать программы общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов.

Таблица 4

Ключевые события направления

Ключевое событие 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Инвалиды получили действенные механизмы реализации и защиты своих прав в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов II кв. далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно

В стране стало больше граждан, дружественно настроенных по отношению к инвалидам (доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, %) 36,6 40,8 45,2 49,6 49,6 49,6

Приоритетные объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры стали более доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения, (% от общего количества объектов инфраструктуры) 16,8 16,8 30,9 45,0 45,0 45,0

2. «Объективное установление инвалидности и эффективная реабилитация инвалидов».

Результатом мероприятий по повышению качества работы учреждений медико-социальной экспертизы станут объективные экспертные решения по установлению инвалидности и назначению реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации, а также формирование понятного и прозрачного для граждан механиз-

ма принятия таких решений. Реализация основных направления реабилитации инвалидов тесно связана с использованием ими технических средств реабилитации.

Поэтому главный акцент делается на повышении качества технических средств реабилитации, предоставляемых за счет средств федерального бюджета; своевременном и бесперебойном финансировании, обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации в полном объеме с учетом их индивидуальных потребностей, сокращении административных барьеров и упрощении процедур обеспечения техническими средствами реабилитации.

Таблица 5

Ключевые события направления

Ключевое событие 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Процедура установления инвалидности стала понятной и прозрачной для граждан, повышено качество работы учреждений медико-социальной экспертизы:

- решения в бюро МСЭ принимаются на основе объективных (измеряемых) и фиксируемых параметров, максимально исключающих усмотрение экспертов IV кв. далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно

- исключена необходимость повторного личного обращения инвалидов в различные инстанции при обеспечении техническими средствами реабилитации и получении реабилитационных услуг IV кв. далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно

- назначение технических средств реабилитации осуществляется с учетом индивидуальных потребностей инвалидов (на основании медицинских показаний и с учетом противопоказаний) февраль далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно далее норма действует постоянно

В результате осуществления Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», основной целью социальной политики округа становится развитие его человеческого потенциала. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни населения округа и качества социальной среды, с другой -повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. В результате проведения государственных мероприятий должны быть достигнуты следующие результаты:

- преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста;

- формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда;

- создание эффективной адресной системы поддержки социально незащищенных групп граждан, а также лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума и предоставления им социальных услуг, создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями путем обеспечения их доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения;

- создание условий для укрепления общероссийской гражданской идентичности, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, развития межкультурного и межрелигиозного диалога;

- повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения;

- формирование современной социальной среды для пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями, развитие института семьи, обеспечение условий для комфортной жизни в семье, оказание всесторонней помощи членам семьи, занятым уходом за престарелыми людьми и инвалидами;

- оказание услуг по социальной реабилитации и коррекции семей, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью уменьшения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, снижения уровня подростковых правонарушений в среднесрочной перспективе не менее чем на 15%, сокращения социального сиротства не менее чем на 30%;

- принятие превентивных мер по профилактике социального неблагополучия среди различных групп населения.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

[2] Государственной программой Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года № 2553-р.

[3] Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006

[4] Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, которая предусматривает комплекс мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к наиболее востребованным инвалидами объектам и услугам. Новая редакция Государственной программы Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2181-р.

[5] Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

[6] Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ - rosmintrud.ru

[7] Официальный сайт «Федеральной службы государственной статистики» -gks.ru

EFFICIENCY OF THE MUNICIPAL SOCIAL SERVICES SYSTEM

I. V. Garakhina, A.E. Osipova

Key wards: social policy, social insurance premiums, funding, government guarantees, budget, revenues and expenses.

The article discusses the financial activities to ensure social security in the region. Defined objectives and principles of execution of the revenue and expenditure sides of the budget of the regional fund, analyzed projects fund budget and cost estimates for the maintenance department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.