НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1 2 © Батюкина О.А. , Зарипова И.Р.
Институт экономики и сервиса Уфимского государственного нефтяного технического университета, г. Уфа
В данной статье рассматриваются особенности формирования доходов республиканского бюджета на современном этапе, а так же проблема эффективного управления доходами бюджета Республики Башкортостан и нахождение путей их повышения. В работе анализируются статистические данные структуры доходов бюджета Республики Башкортостан, в различные периоды времени, начиная с 2011 года. В результате анализа данных показателей можно сделать вывод о том что, значения показателей характеризующих структуру доходов бюджета за последние годы достигнуты в полном объеме и улучшены.
Ключевые слова: бюджет, доходы, расходы, формирование, налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления.
В современных условиях кризиса формирование доходной части бюджета Республики Башкортостан стоит очень остро. Бюджет является как инструментом планирования финансовой деятельности государства в целом, так и его отдельных публично-правовых образований. Так же осуществляет функции контроля, определяя предельные объемы и направления расходования бюджетных средств. На республиканский бюджет, согласно законодательству, возложена существенная доля государственных расходов, поэтому, важнейшим инструментом управления социально-экономического развития республики является эффективная бюджетная политика. В данной работе анализируются доходы полученные бюджетом Республики Башкортостан с 2011 года по 2015 год и плановые показатели, разработанные Министерством Финансов РБ на 2016-2018 годы. Проведенный анализ открывает, ключевую проблему наполняемости бюджета республики, особенно в части его налоговых и неналоговых поступлений. Таким образом, данное исследование, включающее анализ структурных особенностей республиканского бюджета, выявление резервов для повышения наполняемости бюджета Республики Башкортостан, представляется особенно актуальным.
Республика Башкортостан входит в число лидеров по управлению государственными и муниципальными финансами среди регионов России. Так,
1 Магистр. Научный руководитель: Зарипова И.Р., профессор, доктор экономических наук.
2 Профессор кафедры «Финансы и кредит», доктор экономических наук.
по объему валового регионального продукта в течение последнего десятилетия Башкортостан вошел в первую десятку регионов Российской Федерации, по собственным доходам консолидированных бюджетов на душу населения по регионам ПФО РБ занимает 8-е место. Более трети налоговых поступлений обеспечено предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере добычи полезных ископаемых: 23,1 % - обрабатывающих производств, 7,6 % - транспорта и связи. По объему сельскохозяйственной продукции - 2-е место среди субъектов России. Государственный долг Республики Башкортостан в настоящее время находится на безопасном уровне. Республика стабильно относится к субъектам с низкой долговой нагрузкой, занимая по уровню госдолга 13 место среди субъектов России [7].
Выстроенная в Башкортостане система управления государственными и муниципальными бюджетами обладает отличительной устойчивостью и характеризуется осмотрительным использованием бюджетных средств. Главной целью бюджетной политики Республики Башкортостан является обеспечение сбалансированности бюджета и абсолютного исполнения принятых бюджетных обязательств. Реализация последовательной и комплексной программы мер по стабилизации и развитию бюджетного процесса в республике позволяет сохранить бюджету Башкортостана лидирующие позиции в Российской Федерации. Рассмотрим собственные доходы республиканского бюджета Башкортостана. Структура бюджета Республики Башкортостан представлена на рисунке 1.
Бюджет
Расходы
Рис. 1. Структура бюджета Республики Башкортостан
В современных условиях развитие механизмов формирования доходов бюджетов Российской Федерации сводится к совершенствованию регулирующей составляющей: закреплению нормативов отчислений от федеральных, региональных налогов и совершенствованию методик предоставления финансовой помощи. Тем не менее, представляется, что при всей важности межбюджетных отношений эти меры не могут привести к увеличению бюджетной самостоятельности территорий. В связи с этим необходимо большее
Доходы
Источники финансирования дефицита бюджета
внимание уделять развитию собственной доходной базы формирования бюджетов.
Структура доходов бюджета Башкортостана сохранила значительную диспропорцию, что выражается в абсолютном преобладании налоговых доходов в бюджете, налоги являются основным средством мобилизации финансовых средств. В структуре доходов бюджета Республики в 2015 году на налоговые доходы приходится из общей суммы доходов - 71,1 %, на неналоговые доходы - 4,5 %, на безвозмездные перечислений - 23,0 %. Динамика доходной части бюджета Республики Башкортостан представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура доходов бюджета Республики Башкортостан, млрд. руб.
Доходы 2011 2012 2013 2014 2015
уд. вес % уд. вес % уд. вес % уд. вес % уд. вес %
Всего доходов 108390,3 100,0 116846,5 100,0 121696,2 100,0 132580,7 100,0 144490,1 100
Налоговые доходы 73677,1 68,0 82302,2 70,4 87727,8 72,1 92588,0 69,9 102852,7 71,1
Неналоговые доходы 6115,0 5,6 7619,9 6,5 5749,7 4,7 6711,0 5,1 6577,7 4,5
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 27342,7 25,2 25467,4 21,8 26565,2 21,9 32049,7 24,2 33277,3 23,0
Прочее 1255,5 1,2 1457,0 1,2 1653,5 1,4 1232,0 0,9 1782,4 1,2
Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан по итогам 2015 года составил 97 562,9 млрд. руб. По объему поступлений указанных доходов республика среди субъектов России находится на 10 месте, по темпу роста - на 27-ом месте.
В текущем году складывается положительная динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан, в основном за счет роста налога на прибыль организаций, имущественных налогов, государственной пошлины, а также неналоговых доходов. При этом сохраняются риски не достижения плановых назначений по налогу на доходы физических лиц и по акцизам на пиво и алкоголь, а также по налогу на прибыль организаций при осуществлении возвратов из бюджета крупных сумм переплат. Рост налоговых и неналоговых доходов бюджета республики Башкортостан в основном обеспечен за счет перевыполнения плана по налогу на прибыль организаций на 0,7 млрд. рублей, налогам на имущество на 0,6 млрд. рублей, неналоговым доходам на 0,8 млрд. рублей.
В целом, доходная часть бюджета республики за 5 лет постоянно увеличивались и согласно прогнозным данным закона РБ «О бюджете Республики Башкортостан на 2015 год и на плановый 2016 и 2017 годов» продолжит свой рост в прогнозном периоде, что иллюстрирует рисунок 2.
140 000,00120 000,00 100 000,00 80 000,00 60 000,00 40 000,00 20 000,00 0,00 ГЙ
I □ Всего налогов □ Налоговые доходы □ Неналоговые доходы □ Безвозмездные поступления
1 I а 1= - I }п
!,ии ^---1-1-1-1-1-
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рис. 2. Динамика поступлений доходов бюджета РБ в 2010-2017 годах, в млрд. руб.
Общий объем налоговых и неналоговых доходов проекта бюджета Республики Башкортостан планируется в 2016 году в сумме 104,2 млрд. рублей, с ростом на 4,3 % к оценке 2015 года, в 2017 году - 109,0 млрд. рублей, с ростом на 4,6 %, к прогнозируемому уровню 2016 года, в 2018 году - 116,0 млрд. рублей, с ростом на 6,4 % к прогнозируемому уровню 2017 года.
По сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличились поступления: налога на прибыль организаций - на 5 400 млн. рублей, или на 1,1 %, налогов на имущество - на 410,6 млн. рублей, или на 1 %, налогов на совокупный доход - на 253,1 млн. рублей, или на 1,1 %; снизились поступления акцизов - на 1 196,5 млн. рублей, или на 1 %.
В структуре доходов бюджета Республики Башкортостан доля налоговых доходов в 2015 году составила 71,1 % (в 2014 году - 69,9 %), неналоговых доходов - 4,5 % (в 2014 году - 5,1 %), безвозмездных поступлений - 23 % (в 2014 году - 24,2 %). Более подробно рассмотреть структуру налоговых доходов бюджета Республики Башкортостан можно в таблице 2.
Таблица 2
Структура налоговых доходов бюджета Республики Башкортостан,
млрд. руб.
Налоговые доходы 2011 2012 2013 2014 2015
Всего в доходах бюджета 73 677,1 82 302,2 87 727,8 92 588,0 92 277,2
в том числе - - - - -
Налог на прибыль 49 284,7 54 726,0 56 283,7 61 683,7 60 149,9
Акцизы 13 059,1 14 864,4 17 106,2 15 909,7 16 285,7
Налог на совокупный доход 2 113,2 2 434,1 2 129,8 2 382,9 2 457,0
Налог на имущество 8 786,4 9 821,6 11 746,8 12 157,4 12 765,8
НДПИ 275,3 298,7 299,0 296,5 285,4
Государственные пошлины 103,1 154,0 147,7 153,1 332,1
Прочее 55,3 3,4 14,6 4,7 1,3
Основной объем налоговых поступлений в 2015 году пришелся на следующие виды налогов:
- налог на добычу полезных ископаемых - 285 млн. рублей (0,3 % общих поступлений администрируемых налоговыми органами доходов;
- акцизы - 16 млрд. 285 млн. рублей (17,6 %). В общей сумме акцизов 74,3 % составляют акцизы на нефтепродукты, 15,6 % - акцизы на алкогольную продукцию, 9,9 % - акцизы на пиво;
- налог на доходы физических лиц - 2 млрд. 457 млн. рублей (2,6 %);
- налог на прибыль организаций - 60 млрд. 149 млн. рублей (65,2 %);
- имущественные налоги - 12 млрд. 765 млн. рублей (13,8 %). В общей сумме имущественных налогов 41,1 % составляет земельный налог, 30,4 % - транспортный, 27,1 % - налог на имущество организаций, 1,3 % - налог на имущество физических лиц;
Наиболее значительная доля поступлений по специальным режимам налогообложения приходится на единый налог на вмененный доход - 56,5 %; а также на налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 40,8 %; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения - 2 % и на единый сельхозналог - 0,7 %.
В территориальный бюджет поступило 15 млрд. 416 млн. рублей (55,9 %), со снижением на 1 млрд. 328 млн. рублей или на 7,9 % (в основном - под влиянием уменьшения поступлений акцизов).
Важную роль, в структуре доходов бюджета занимает такая статью как безвозмездные поступления. К ним относятся дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, выделяемые из других бюджетов бюджетной системы РФ, а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. Структура безвозмездных поступлений в бюджет Республики Башкортостан из федерального бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов за 2013-2017 гг., представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Безвозмездные поступления в бюджет Республики Башкортостан из федерального бюджета Российской Федерации
Безвозмездные поступления в бюджет Республики Башкортостан в 2015 году составили 33 719,1 млн. рублей, что ниже уровня 2014 года на
67,9 млн. рублей или на 0,2 %. Сальдо возвратов межбюджетных трансфертов прошлых лет составило 183,3 млн. рублей (на 1 января 2015 года -1 069,5 млн. рублей).
По рейтингу Республики Башкортостан среди субъектов Российской Федерации по качеству управления региональными финансами республика сохраняет лидирующие позиции три года подряд, сохраняя I степень качества управления региональными финансами.
Одной из важнейших задач государства является выравнивание финансовых возможностей субъектов России для обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации равных прав на получение социальной и медицинской помощи, образования и иных услуг всеми гражданами России независимо от их места жительства. Более подробно показатели объемов безвозмездных поступлений в региональный бюджет можно в таблице 3.
Таблица 3
Объемы безвозмездный поступлений в бюджет Республики Башкортостан, млн. руб.
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. (план) 2017 г. (план)
Всего безвозмездных поступлений 27 845,9 32 928,5 23 260,8 16 046,0 16 300,1
Дотации 5 216,00 12 186,20 11 208,60 6 290,00 5 280,80
Субсидии 10 277,00 8 510,40 997,70 915,10 1 318,30
Субвенции 7 771,60 8 639,60 8 158,30 6 862,30 7 011,00
Иные межбюджетные трансферты 1 119,60 2 713,40 1 552,50 813,30 2 320,60
Прочие безвозмездные поступления 3 461,70 878,90 1 343,70 1 165,30 369,40
Объем дотаций на выравнивание в 2015 году утвержден с ростом к 2014 году на 159,8 млн. рублей или на 9,2 %, в связи с заменой большего объема дотаций в 2014 году дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц для бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в реализации данных целей осуществляется путем предоставления регионам межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Система предоставления межбюджетных трансфертов призвана обеспечить оптимальное соотношение общегосударственных интересов с приоритетами отдельных регионов, способствовать рациональному распределению экономических ресурсов.
За январь-февраль 2016 года на территории Республики Башкортостан в бюджеты всех уровней мобилизовано 27 млрд. 598 млн. рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами. По сравнению с январем-февралем 2015 года поступления снизились на 7 млрд. 588 млн. рублей или на 21,6 %.
Основные направления налоговой политики Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов разработаны в соответствии с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, программой повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами на период до 2018 года и государственной программой «Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан».
В соответствии с проектом бюджета Республики Башкортостан на 20162018 годы и прогнозом социально-экономического развития Башкортостана, на 2016 год объем доходов бюджета республики (с учетом безвозмездных поступлений) определен на уровне 120,3 млрд. рублей, более подробно данные показатели рассмотрим в таблице 4.
Таблица 4
Прогноз бюджета Республики Башкортостан, млрд. руб.
Показатель 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
Доходы 131,9 114,4 117,3 120,8
Расходы 143,4 123,9 126,3 129,3
Дефицит бюджета 115,1 9,5 9 8,5
Поступления налога на прибыль организаций на 2016 год определены в сумме 29,5 млрд. рублей, с ростом к оценке 2015 года на 2,1 %. При прогнозировании учтена ожидаемая оценка поступлений налога в 2015 году от крупнейших налогоплательщиков, а также организаций, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков. Прогнозируемый объем поступления на 2017 год определен в сумме 31,8 млрд. рублей, с ростом к уровню 2016 года на 7,8 %, на 2018 год - 34,5 млрд. рублей, с ростом к уровню 2017 года на 8,5 %.
Имущественные налоги прогнозируются на 2016 год в сумме 13,3 млрд. рублей, с ростом к оценке 2015 года на 4,4 %, на 2017 год - 13,7 млрд. рублей, на 2018 год - 14,1 млрд. рублей. Основную долю имущественных налогов (82 %) формирует налог на имущество организаций.
Неналоговые поступления (2016 год - 10,0 млрд. рублей, 2017 год -10,3 млрд. рублей, 2018 год - 10,7 млрд. рублей) спрогнозированы с учетом динамики поступлений, а также изменений федерального законодательства. Основную долю неналоговых доходов составят доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, поступления штрафов, санкций, возмещения ущерба.
В консолидированный бюджет Республики Башкортостан (без учета сумм акцизов, направляемых для перераспределения между субъектами Российской Федерации) поступило 10 млрд. 360 млн. рублей, с ростом на 365 млн. рублей или на 3,7 %; в том числе в бюджет республики - 7 млрд.
239 млн. рублей (69,9 %), с ростом на 382 млн. рублей или на 5,6 %; в местные бюджеты - 3 млрд. 121 млн. рублей (30,1 %), со снижением на 17 млн. рублей или на 0,5 %.
Приоритетными направлениями развития налоговой политики Республики Башкортостан на период до 2030 года, Министерством Финансов РБ определены следующие направления. Сохранение преемственности в достижении поставленных ранее целей и задач, предусматривающих повышение эффективности налоговой системы для обеспечения заданных темпов экономического роста, выполнение социальных гарантий, стимулирования инвестиционной и инновационной активности в условиях складывающейся экономической ситуации.
В соответствии с налоговой политикой республики сформирована основная цель государственной программы - организовать работу по повышению качества администрирования бюджета и совершенствованию налогового законодательства Республики Башкортостан.
Для достижения поставленной цели реализации подпрограммы предусматривается решение следующих приоритетных задач:
- выявление резервов увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан;
- проведение оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок установленных законодательством Республики Башкортостан.
Работа по увеличению доходной базы консолидированного бюджета Республики Башкортостан систематизирована в Комплексном плане мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан бюджетов муниципальных образований 2017 года.
Основные мероприятия плана:
- проведение мониторинга поступлений в бюджет;
- осуществление мероприятий по взаимодействию с крупнейшими налогоплательщиками;
- совершенствование законодательства по увеличению поступлений имущественных налогов;
- мониторинг дебиторской задолженности в бюджет Республики Башкортостан;
- оценка показателей эффективности деятельности органов исполнительной повышению доходного потенциала;
- анализ выполнения главными администраторами бюджета планов мобилизации налогов, иных платежей и кассового плана;
- уточнение невыясненных поступлений;
- аналитическая работа, связанная с изучением региональной практики формирования развития доходного потенциала;
- рассмотрение вопросов практики администрирования специальных налоговых режимов с целью совершенствования регионального законодательства;
- автоматизация прогнозирования и планирования доходов консолидированного бюджета республики.
Таким образом, на основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что финансовое состояние Республики Башкортостан имеет стабильную тенденцию роста и позволяет определить ряд ключевых условий совершенствования управления бюджетным процессом региона, с обеспечением его устойчивости и эффективности.
Бюджет Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов сформулирован на основе бюджетных правил, направленных на снижение зависимости исполнения бюджета от изменения мировых цен на энергоресурсы. А увеличение доходов республиканского бюджета возможно за счет удорожания налогов с населения и юридических лиц, или же уменьшения государственных расходов. Сегодня делается акцент на удорожании налога на поставку, продажу и производство алкогольной продукции, акцизы на табачную деятельность, которая расчет на 20 процентов в год, а к 2016 году будет увеличена на 28 процентов, таможенные сборы. Являясь одним из инструментов достижения целей социально-экономической политики Республики Башкортостан на современном этапе, Бюджетный прогноз нацелен на обеспечение макроэкономической стабильности, низкой долговой и налоговой нагрузки, долгосрочной стабильности и устойчивости бюджетной системы, возможность достижения установленных целей и решения приоритетных задач государственной политики при их гарантированном обеспечении финансовыми ресурсами, прозрачном и конкурентном распределении имеющихся средств.
Следует определить дополнительные объемы поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за счет снижения задолженности и привлечения в бюджет неналоговых доходов, для этого министерству экономического развития республики поручено проработать вопрос совершенствования действующего республиканского законодательства по стимулированию инвестиционной деятельности.
В долгосрочной перспективе министерством финансов планируется дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования. Будут реализованы меры, направленные на дальнейшее увеличение доходов бюджетов, повышение собираемости налогов, совершенствование порядка урегулирования задолженности по налогам и сборам, сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов, формирование максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков, развитие человеческого капитала, поддержку предпринимательской и инвестиционной активности и в целом на поддержание бюджетной сбалансированности.
Важнейшими задачами станут создание налоговых стимулов для экономического роста и повышение справедливости налоговой системы.
В целях обеспечения стабильных финансовых основ развития общества и экономики Республики Башкортостан будет продолжена работа по повышению роли имущественных налогов, по совершенствованию специальных налоговых режимов, по совершенствованию и повышению качества налогового контроля.
Для этого в государственной программе предусмотрено осуществление мероприятий, направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Главной целью бюджетной политики в долгосрочном периоде будет обеспечение сбалансированности и безусловного исполнения принятых обязательств.
В складывающихся условиях в целях обеспечения сбалансированности бюджета крайне важно всем заинтересованным органам власти проводить совместную работу по изысканию дополнительных доходных источников и привлечению в бюджет всех имеющихся резервов. Требуют совершенствования механизмы стимулирования инвестиционной деятельности с учетом фактической эффективности инвестиционных проектов.
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2015).
2. Закон РБ «Об исполнении бюджета РБ на 2011 год» от 4 июля 2012 года N 554-з.
3. Закон РБ «Об исполнении бюджета РБ на 2012 год» от 1 июля 2013 года N 703-з.
4. Закон РБ «Об исполнении бюджета РБ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 года» от 30 ноября 2012 года N 603-з.
5. Закон РБ «Об исполнении бюджета РБ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 года» от 29 ноября 2013 года N 12-з.
6. Закон РБ «О бюджете РБ на 2015 год и на плановый 2016 и 2017 годов» от 28 ноября 2014 года N 152-з.
7. «Бюджет для граждан» к проекту бюджета РБ «О бюджете РБ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».
8. Прогноз СЭР РБ на 2016 год и на период до 2018 года, утвержденный распоряжением Правительства РБ от 24 ноября 2015 года № 1284-р.
9. Индутенко А.Н., Пьяных Т.А. Особенности формирования и пути увеличения доходов Федерального бюджета Российской Федерации / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. - 2015.
10. Официальный сайт Министерства финансов Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.bashkortostan.ru/.
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.