УДК 332.14
Михайлова Ксения Юрьевна
студентка 5 курса специальности «Финансы и кредит» филиала АНО ВПО «МГЭИ» в г. Новороссийске E-mail: varava_310392@mail.ru Научный руководитель: Туркина Ольга Валентиновна, к.э.н., доцент кафедры экономики, анализа и управления филиала АНО ВПО «МГЭИ» в г. Новороссийске E-mail: oval132010@yandex.ru
«СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СТАТЕЙ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»
Аннотация
В данной статье автором проведен анализ динамики доходов и расходов бюджета Хабаровского края, исполнение бюджета, налоговых и неналоговых доходов за период 2011-2014 гг. Рассмотрены основные направления бюджетной политики Хабаровского края.
Ключевые слова бюджет, дефицит, профицит, доходы бюджета, бюджетная политика.
Abstract: In this article, the author, an analysis of the costs and revenues of the Khabarovsk region and execution of the budget, tax and non-tax revenues for the period 2011-2014 the main directions of the budget policy of the Khabarovsk region.
Key words: budget, deficit, proficit, budget income, administrating of budget.
Хабаровский край является одним из крупнейших по размерам субъектов Российской Федерации. Площадь его территории составляет 787,6 тыс. кв. км, или 4,6% территории России[1].
Приоритетными направлениями развития по видам экономической деятельности субъекта Российский Федерации являются добыча полезных ископаемых, развитие обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, оптовой и розничной торговли.
Снижение статей расходов и увеличение статей доходов бюджета Хабаровского края - это важнейшие задачи реализации бюджетной политики региона.
Правительством Хабаровского края ставится задача по формированию базы посткризисного экономического роста и обеспечению реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, целью которой выступает формирование территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения на основе эффективной и конкурентной экономики [1].
В современных условиях рыночного хозяйствования, и на первое место среди определяющих факторов регионального развития выходит производственная деятельность предприятий, увеличение инновационной активности предприятий региона, которые вызывают интерес для исследования в качестве источников дохода бюджета [3, с.75].
В Бюджетном кодексе Российской федерации, в ч.1 ст. 6 приведены следующие понятия (см. Таблица 1).
Таблица 1
Понятия, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации
№ п/п Наименование понятия Определение понятия
1 Бюджет форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
2 Бюджетная политика совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
3 Доходы бюджета поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета
4 Расходы бюджета выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
5 Дефицит бюджета превышение расходов бюджета над его доходами;
6 Профицит бюджета превышение доходов бюджета над его расходами;
. Приоритетными задачами бюджетной политики, определяющими, стратегию развития страны являются:
1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития, внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;
2) начиная с 2015 года, создание ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития;
4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований[1].
По данным государственной статистики за период 2007-2014 года наблюдается нестабильная динамика роста доходов и расходов бюджета Хабаровского края (Таблица 2).
Таблица 2
Динамика доходов и расходов бюджета Хабаровского края за период 2007-2014 гг.
Год Доходы млн.руб Расходы млн.руб Состояние бюджета (дефицит/профицит) гр.2-гр.3 Тр. доходов % Тр. расходов % Тпр. доходов Тпр. расходов
1 2 3 4 5 6 7 8
2007 38941 37639 1302/профицит - - - -
2008 53845 49503 4342/профицит 138,2 131,5 38,2 31,5
2009 62970 64432 -1462/дефицит 116,9 130,1 16,9 30,1
2010 62795 65600 -2805/дефицит 99,7 101,8 -0,27 1,81
2011 74919 71373 3546/профицит 119,3 108,8 19,3 8,8
2012 81523 80113 1410/профицит 108,8 112,2 8,8 12,2
2013 91249 97099 -5850/дефицит 111,9 121,2 11,9 21,2
2014 106710 110357 -3647/дефицит 116,9 113,6 16,9 13,6
На протяжении анализируемого периода прослеживается положительная динамика в отношении доходов в 2014г. по сравнению с 2007г. на 67769 млн.руб. или на 274%. В свою очередь расходы в 2014г по сравнению с 2007 увеличились на 72718 млн. руб. или 293%. Соотношение темпов роста доходов и расходов можно проиллюстрировать на рисунке 2.
1<0
Рисунок 1. Соотношение темпов роста расходов и доходов бюджета Хабаровского края
за период 2007-2014 гг.
Как видно из рисунка 1, темп роста доходов и темп роста расходов неравномерны: в период 2008-2010 гг. расходы превышают доходы на 13,2%, в период 2010-2012гг. доходы превышают расходы на 10,5%, и, в период 2012-2014 гг. расходы превышают доходы, но уже на 9,3%.
Чтобы лучше понять причины неравномерного изменения потоков доходов необходимо проанализировать структуру поступлений доходов бюджета Хабаровского края (Таблица 2)
Таблица 3
Налоговые и неналоговые доходы бюджета Хабаровского края за период 2011-2014 гг., тыс. руб.
Наименование показателя 2011 2012 2013 2014
Налоговые доходы 29 720 960 33 646 714 34 569 868 39 137 750
Налог на прибыль организаций 9 922 563 10 580 873 7 827 433 7 874 944
Налог на доходы физических лиц 9 979 461 11 167 297 12 714 517 16 081 258
Акцизы по подакцизным товарам 3 663 742 4 274 490 4 722 440 4 529 776
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 923 405 1 397 455 1 519 001 1 890 288
Единый сельскохозяйственный налог 13 645 9 397 1 156 1 042
Налог на имущество организаций 3 873 722 4 728 758 6 275 583 7 066 136
Транспортный налог 387 643 294 611 315 878 555 279
Налог на игорный бизнес -1 592 708 1 315 1 675
Налог на добычу полезных ископаемых 839 010 1 064 250 1 045 483 973 195
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 33 536 71 964 89 343 103 915
Государственная пошлина 80 081 55 628 57 830 60 207
Задолженность, перерасчеты по отмененным налогам 5 746 1 284 -110 35
Неналоговые доходы 1 006 678 1 404 514 928 678 769 558
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности 271 427 301 931 305 554 57 872
Платежи при пользовании природными ресурсами 179 325 199 793 182 213 215 490
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 333 559 99 318 67 597 71 377
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 95 726 614 283 176 797 25 823
Административные платежи и сборы 29 817 624 2 877 4 869
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 26 303 156 216 184 513 389 465
Прочие неналоговые доходы 70 521 32 348 9 127 4 662
Как видно из таблицы 3, динамика налоговых поступлений за период 2011-2014 годы положительная, темп роста в сравнении с 2011 годом составил 131,6 %, несмотря на непостоянную величину поступлений отдельных видов налогов. Значительный удельный вес занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в 2011 - 33,5%, в 2012 - 33,1 %, в 2013 - 36,7%, в 2014 - 41%. Средняя величина удельного веса НДФЛ, за период 2011-2014 гг. составляет - 36%. Наименьший удельный вес налоговых поступлений занимает налог на игорный бизнес в 2014 году - 0,004%. К наиболее значимым для бюджета Хабаровского края налоговым поступлениям, кроме НДФЛ, относятся такие налоги, как налог на прибыль организаций за исследуемый период- 79,3%, акцизы - 123,6%.
Неналоговые поступления в бюджет Хабаровского края за период 2011-2014 гг. показывают отрицательную динамику. Проведем анализ данных статей и факторов, оказавших влияние на снижение доходов. В первую очередь необходимо проанализировать удельный вес статей неналоговых доходов.
Таблица 4
Удельный вес статей неналоговых доходов Хабаровского края за период 2011-2014 гг., %
Год 2011 2012 2013 2014
Неналоговые доходы 1 006 678 1 404 514 928 678 769 558
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности 26,9 21 21,76 4,12
Платежи при пользовании природными ресурсами 17,81 14 12,97 15,34
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 33,1 7 4,81 5,08
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 9,5 44 12,59 1,84
Административные платежи и сборы 2,9 0,04 0,20 0,35
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 2,61 11 13,14 27,73
Прочие неналоговые доходы 7 2 0,65 0,33
В пояснительной записке Министерства финансов Хабаровского края безусловным приоритетом бюджетной политики в 2011 году являлось исполнение социальных обязательств перед жителями края, поэтому статья «Доходы от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства» имеет наибольший удельный вес в анализируемом году (33,1%).
Неналоговые доходы в 2012 году увеличились к уровню 2011 года на 10,3% или на 397 836 тыс. рублей. Увеличение поступления доходов произошло за счет продажи материальных и нематериальных активов с 9,5 % до 44%. В 2013 г. Неналоговые доходы снижаются к оценке 2012 г. на 33,8 % или 475 836 тыс. рублей. Это обусловлено сокращением доли доходов от оказания платных услуг, компенсаций затрат государства с 44% до 12,59 % и уменьшения доли доходов, носящих компенсационный характер, а также средств от использования краевого и муниципального имущества с 7% до 4,81%, и прочие неналоговые доходы с 2% до 0,65%.
По состоянию на ноябрь 2014 г. неналоговые доходы снижаются к оценке 2013 г. на 17,1 % или 159 120 тыс. рублей. Причины снижения обусловлены сокращением доли доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности с 21,76 % до 4,12 %, также снизились доходы от продажи материальных и нематериальных активов с 12,59 % до 1,84%.
Таким образом, при анализе поступлений неналоговых доходов на 2015-2017 гг., наблюдается их снижение примерно до 570000 тыс. руб. (рисунок 2).
Неналоговые доходы
> Неналоговые доходы -Линейная (Неналоговые доходы)
Рисунок 2. Прогноз неналоговых поступлений в бюджет Хабаровского края
Это говорит о том, что бюджет края становится более зависимым от федерального бюджета в отношении неналоговых поступлений.
В настоящее время и в перспективе акцент направлен на усиление контроля и санкций в сфере налогов и налогообложения. Усиление государственной роли в хозяйственной жизни, например, в машиностроительном комплексе, позволяет не только произвести необходимое техническое перевооружение, но и со временем получать дополнительные поступления в бюджет. Роль доходов от имущества и предпринимательской деятельности остается на низком уровне и составляет 4,12% в 2014 году.
В целом бюджет Хабаровского края имеет как сильные, так и слабые стороны. К слабым сторонам следует отнести ужесточение бюджетной политики при сохраняющейся тенденции роста доли социальных расходов, что является несколько противоречивым шагом. Также опасения вызывает хронический бюджетный дефицит, которого не должно быть в таком богатом природными ресурсами крае. В то же время большая работа, проделанная Правительством по решению социальных вопросов и поддержке бизнеса, приносит свои плоды. Остается надеяться, что в будущем регион будет динамично развиваться - раскроется его природно-ресурсный и промышленный потенциал, произойдет его интеграция в российское (прежде всего) и международное экономическое пространство. А уже результатом этого станет повышение уровня жизни населения.
Список использованных источников:
1. «Министерство финансов «Хабаровского края» / [электронный ресурс]/www.minfin.khabkrai.ru
2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах
3. Павликова О.В. Построение рейтинга устойчивости развития регионов ЦФО по инновационному фактору. Сборник статей Международной научно-практической конференции: «Роль науки в развитии общества» НАУЧНЫЙ ЦЕНТР "АЭТЕРНА". - 2014 - С. 75-78.
4. «Консультант плюс» / [электронный ресурс] / www.Consultant.ru
© К.Ю. Михайлова, Туркина О. В. 2015
УДК 332.2.021.012.32
Нестеренко Лариса Николаевна
канд. экон. наук, доцент БГАУ, г. Брянск, РФ, E-mail: nester.43@mail.ru Ульянова Наталья Дмитриевна канд. экон. наук, доцент БГАУ, г. Брянск, РФ, E-mail: ulyanova@bgsha.com Кубышкина Александра Васильевна канд. экон. наук, доцент БГАУ, г. Брянск, РФ, E-mail: kacha1974@inbox.ru
МНОГОУКЛАДНОСТЬ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы современного состояния аграрного сектора экономики в разрезе различных категорий хозяйств. Оценена их роль, выявлены проблемы и тенденции их развития на примере Брянской области.
Ключевые слова
Многоукладность. Аграрный сектор. Сдерживающие факторы. Инвестирование. Господдержка.
В процессе реформирования советской системы хозяйствования в аграрном секторе экономики сложилось, по меньшей мере, три уклада. Во-первых, это крупные и средние сельскохозяйственные предприятия, являющиеся наследниками колхозов и совхозов, во-вторых, это крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), а в-третьих, это личные подсобные хозяйства.
Представленная классификация хотя и общепризнана, но достаточно условна. На практике четкие границы между ними провести достаточно сложно, поэтому укладов можно было бы выделить и больше. С помощью статистики крайне сложно разграничить все многообразие форм хозяйствования. Например, среди личных подсобных хозяйств можно выделить такие, которые обеспечивают только простое воспроизводство, ведут натуральное хозяйство, а также крупные высокотоварные, приближающиеся по размерам производства к крестьянским (фермерским) хозяйствам. В свою очередь, среди крестьянских (фермерских) хозяйств можно выделить достаточно крупные, использующие наемный труд с площадью землепользования более 1000 га, а также сравнительно небольшие по площади (5-10 га) семейные хозяйства.
Что касается сельскохозяйственных предприятий, то и среди них есть как мелкие, так и очень крупные организации, осуществляющие не только производство сельскохозяйственной продукции, но и ее переработку.
Как показывают исследования, за последние два десятилетия произошли существенные изменения структуры сельскохозяйственного производства по категориям хозяйств, сформировалась многоукладность (табл.1).