Научная статья на тему '«Статистический анализ, как инструмент выявления проблемных статей консолидированного бюджета Хабаровского края»'

«Статистический анализ, как инструмент выявления проблемных статей консолидированного бюджета Хабаровского края» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1011
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Статистический анализ, как инструмент выявления проблемных статей консолидированного бюджета Хабаровского края»»

УДК 332.14

Михайлова Ксения Юрьевна

студентка 5 курса специальности «Финансы и кредит» филиала АНО ВПО «МГЭИ» в г. Новороссийске E-mail: varava_310392@mail.ru Научный руководитель: Туркина Ольга Валентиновна, к.э.н., доцент кафедры экономики, анализа и управления филиала АНО ВПО «МГЭИ» в г. Новороссийске E-mail: oval132010@yandex.ru

«СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СТАТЕЙ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»

Аннотация

В данной статье автором проведен анализ динамики доходов и расходов бюджета Хабаровского края, исполнение бюджета, налоговых и неналоговых доходов за период 2011-2014 гг. Рассмотрены основные направления бюджетной политики Хабаровского края.

Ключевые слова бюджет, дефицит, профицит, доходы бюджета, бюджетная политика.

Abstract: In this article, the author, an analysis of the costs and revenues of the Khabarovsk region and execution of the budget, tax and non-tax revenues for the period 2011-2014 the main directions of the budget policy of the Khabarovsk region.

Key words: budget, deficit, proficit, budget income, administrating of budget.

Хабаровский край является одним из крупнейших по размерам субъектов Российской Федерации. Площадь его территории составляет 787,6 тыс. кв. км, или 4,6% территории России[1].

Приоритетными направлениями развития по видам экономической деятельности субъекта Российский Федерации являются добыча полезных ископаемых, развитие обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, оптовой и розничной торговли.

Снижение статей расходов и увеличение статей доходов бюджета Хабаровского края - это важнейшие задачи реализации бюджетной политики региона.

Правительством Хабаровского края ставится задача по формированию базы посткризисного экономического роста и обеспечению реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, целью которой выступает формирование территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения на основе эффективной и конкурентной экономики [1].

В современных условиях рыночного хозяйствования, и на первое место среди определяющих факторов регионального развития выходит производственная деятельность предприятий, увеличение инновационной активности предприятий региона, которые вызывают интерес для исследования в качестве источников дохода бюджета [3, с.75].

В Бюджетном кодексе Российской федерации, в ч.1 ст. 6 приведены следующие понятия (см. Таблица 1).

Таблица 1

Понятия, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации

№ п/п Наименование понятия Определение понятия

1 Бюджет форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

2 Бюджетная политика совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

3 Доходы бюджета поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета

4 Расходы бюджета выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

5 Дефицит бюджета превышение расходов бюджета над его доходами;

6 Профицит бюджета превышение доходов бюджета над его расходами;

. Приоритетными задачами бюджетной политики, определяющими, стратегию развития страны являются:

1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития, внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2) начиная с 2015 года, создание ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития;

4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований[1].

По данным государственной статистики за период 2007-2014 года наблюдается нестабильная динамика роста доходов и расходов бюджета Хабаровского края (Таблица 2).

Таблица 2

Динамика доходов и расходов бюджета Хабаровского края за период 2007-2014 гг.

Год Доходы млн.руб Расходы млн.руб Состояние бюджета (дефицит/профицит) гр.2-гр.3 Тр. доходов % Тр. расходов % Тпр. доходов Тпр. расходов

1 2 3 4 5 6 7 8

2007 38941 37639 1302/профицит - - - -

2008 53845 49503 4342/профицит 138,2 131,5 38,2 31,5

2009 62970 64432 -1462/дефицит 116,9 130,1 16,9 30,1

2010 62795 65600 -2805/дефицит 99,7 101,8 -0,27 1,81

2011 74919 71373 3546/профицит 119,3 108,8 19,3 8,8

2012 81523 80113 1410/профицит 108,8 112,2 8,8 12,2

2013 91249 97099 -5850/дефицит 111,9 121,2 11,9 21,2

2014 106710 110357 -3647/дефицит 116,9 113,6 16,9 13,6

На протяжении анализируемого периода прослеживается положительная динамика в отношении доходов в 2014г. по сравнению с 2007г. на 67769 млн.руб. или на 274%. В свою очередь расходы в 2014г по сравнению с 2007 увеличились на 72718 млн. руб. или 293%. Соотношение темпов роста доходов и расходов можно проиллюстрировать на рисунке 2.

1<0

Рисунок 1. Соотношение темпов роста расходов и доходов бюджета Хабаровского края

за период 2007-2014 гг.

Как видно из рисунка 1, темп роста доходов и темп роста расходов неравномерны: в период 2008-2010 гг. расходы превышают доходы на 13,2%, в период 2010-2012гг. доходы превышают расходы на 10,5%, и, в период 2012-2014 гг. расходы превышают доходы, но уже на 9,3%.

Чтобы лучше понять причины неравномерного изменения потоков доходов необходимо проанализировать структуру поступлений доходов бюджета Хабаровского края (Таблица 2)

Таблица 3

Налоговые и неналоговые доходы бюджета Хабаровского края за период 2011-2014 гг., тыс. руб.

Наименование показателя 2011 2012 2013 2014

Налоговые доходы 29 720 960 33 646 714 34 569 868 39 137 750

Налог на прибыль организаций 9 922 563 10 580 873 7 827 433 7 874 944

Налог на доходы физических лиц 9 979 461 11 167 297 12 714 517 16 081 258

Акцизы по подакцизным товарам 3 663 742 4 274 490 4 722 440 4 529 776

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 923 405 1 397 455 1 519 001 1 890 288

Единый сельскохозяйственный налог 13 645 9 397 1 156 1 042

Налог на имущество организаций 3 873 722 4 728 758 6 275 583 7 066 136

Транспортный налог 387 643 294 611 315 878 555 279

Налог на игорный бизнес -1 592 708 1 315 1 675

Налог на добычу полезных ископаемых 839 010 1 064 250 1 045 483 973 195

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 33 536 71 964 89 343 103 915

Государственная пошлина 80 081 55 628 57 830 60 207

Задолженность, перерасчеты по отмененным налогам 5 746 1 284 -110 35

Неналоговые доходы 1 006 678 1 404 514 928 678 769 558

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности 271 427 301 931 305 554 57 872

Платежи при пользовании природными ресурсами 179 325 199 793 182 213 215 490

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 333 559 99 318 67 597 71 377

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 95 726 614 283 176 797 25 823

Административные платежи и сборы 29 817 624 2 877 4 869

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 26 303 156 216 184 513 389 465

Прочие неналоговые доходы 70 521 32 348 9 127 4 662

Как видно из таблицы 3, динамика налоговых поступлений за период 2011-2014 годы положительная, темп роста в сравнении с 2011 годом составил 131,6 %, несмотря на непостоянную величину поступлений отдельных видов налогов. Значительный удельный вес занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в 2011 - 33,5%, в 2012 - 33,1 %, в 2013 - 36,7%, в 2014 - 41%. Средняя величина удельного веса НДФЛ, за период 2011-2014 гг. составляет - 36%. Наименьший удельный вес налоговых поступлений занимает налог на игорный бизнес в 2014 году - 0,004%. К наиболее значимым для бюджета Хабаровского края налоговым поступлениям, кроме НДФЛ, относятся такие налоги, как налог на прибыль организаций за исследуемый период- 79,3%, акцизы - 123,6%.

Неналоговые поступления в бюджет Хабаровского края за период 2011-2014 гг. показывают отрицательную динамику. Проведем анализ данных статей и факторов, оказавших влияние на снижение доходов. В первую очередь необходимо проанализировать удельный вес статей неналоговых доходов.

Таблица 4

Удельный вес статей неналоговых доходов Хабаровского края за период 2011-2014 гг., %

Год 2011 2012 2013 2014

Неналоговые доходы 1 006 678 1 404 514 928 678 769 558

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности 26,9 21 21,76 4,12

Платежи при пользовании природными ресурсами 17,81 14 12,97 15,34

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 33,1 7 4,81 5,08

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 9,5 44 12,59 1,84

Административные платежи и сборы 2,9 0,04 0,20 0,35

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 2,61 11 13,14 27,73

Прочие неналоговые доходы 7 2 0,65 0,33

В пояснительной записке Министерства финансов Хабаровского края безусловным приоритетом бюджетной политики в 2011 году являлось исполнение социальных обязательств перед жителями края, поэтому статья «Доходы от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства» имеет наибольший удельный вес в анализируемом году (33,1%).

Неналоговые доходы в 2012 году увеличились к уровню 2011 года на 10,3% или на 397 836 тыс. рублей. Увеличение поступления доходов произошло за счет продажи материальных и нематериальных активов с 9,5 % до 44%. В 2013 г. Неналоговые доходы снижаются к оценке 2012 г. на 33,8 % или 475 836 тыс. рублей. Это обусловлено сокращением доли доходов от оказания платных услуг, компенсаций затрат государства с 44% до 12,59 % и уменьшения доли доходов, носящих компенсационный характер, а также средств от использования краевого и муниципального имущества с 7% до 4,81%, и прочие неналоговые доходы с 2% до 0,65%.

По состоянию на ноябрь 2014 г. неналоговые доходы снижаются к оценке 2013 г. на 17,1 % или 159 120 тыс. рублей. Причины снижения обусловлены сокращением доли доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности с 21,76 % до 4,12 %, также снизились доходы от продажи материальных и нематериальных активов с 12,59 % до 1,84%.

Таким образом, при анализе поступлений неналоговых доходов на 2015-2017 гг., наблюдается их снижение примерно до 570000 тыс. руб. (рисунок 2).

Неналоговые доходы

> Неналоговые доходы -Линейная (Неналоговые доходы)

Рисунок 2. Прогноз неналоговых поступлений в бюджет Хабаровского края

Это говорит о том, что бюджет края становится более зависимым от федерального бюджета в отношении неналоговых поступлений.

В настоящее время и в перспективе акцент направлен на усиление контроля и санкций в сфере налогов и налогообложения. Усиление государственной роли в хозяйственной жизни, например, в машиностроительном комплексе, позволяет не только произвести необходимое техническое перевооружение, но и со временем получать дополнительные поступления в бюджет. Роль доходов от имущества и предпринимательской деятельности остается на низком уровне и составляет 4,12% в 2014 году.

В целом бюджет Хабаровского края имеет как сильные, так и слабые стороны. К слабым сторонам следует отнести ужесточение бюджетной политики при сохраняющейся тенденции роста доли социальных расходов, что является несколько противоречивым шагом. Также опасения вызывает хронический бюджетный дефицит, которого не должно быть в таком богатом природными ресурсами крае. В то же время большая работа, проделанная Правительством по решению социальных вопросов и поддержке бизнеса, приносит свои плоды. Остается надеяться, что в будущем регион будет динамично развиваться - раскроется его природно-ресурсный и промышленный потенциал, произойдет его интеграция в российское (прежде всего) и международное экономическое пространство. А уже результатом этого станет повышение уровня жизни населения.

Список использованных источников:

1. «Министерство финансов «Хабаровского края» / [электронный ресурс]/www.minfin.khabkrai.ru

2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах

3. Павликова О.В. Построение рейтинга устойчивости развития регионов ЦФО по инновационному фактору. Сборник статей Международной научно-практической конференции: «Роль науки в развитии общества» НАУЧНЫЙ ЦЕНТР "АЭТЕРНА". - 2014 - С. 75-78.

4. «Консультант плюс» / [электронный ресурс] / www.Consultant.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© К.Ю. Михайлова, Туркина О. В. 2015

УДК 332.2.021.012.32

Нестеренко Лариса Николаевна

канд. экон. наук, доцент БГАУ, г. Брянск, РФ, E-mail: nester.43@mail.ru Ульянова Наталья Дмитриевна канд. экон. наук, доцент БГАУ, г. Брянск, РФ, E-mail: ulyanova@bgsha.com Кубышкина Александра Васильевна канд. экон. наук, доцент БГАУ, г. Брянск, РФ, E-mail: kacha1974@inbox.ru

МНОГОУКЛАДНОСТЬ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы современного состояния аграрного сектора экономики в разрезе различных категорий хозяйств. Оценена их роль, выявлены проблемы и тенденции их развития на примере Брянской области.

Ключевые слова

Многоукладность. Аграрный сектор. Сдерживающие факторы. Инвестирование. Господдержка.

В процессе реформирования советской системы хозяйствования в аграрном секторе экономики сложилось, по меньшей мере, три уклада. Во-первых, это крупные и средние сельскохозяйственные предприятия, являющиеся наследниками колхозов и совхозов, во-вторых, это крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), а в-третьих, это личные подсобные хозяйства.

Представленная классификация хотя и общепризнана, но достаточно условна. На практике четкие границы между ними провести достаточно сложно, поэтому укладов можно было бы выделить и больше. С помощью статистики крайне сложно разграничить все многообразие форм хозяйствования. Например, среди личных подсобных хозяйств можно выделить такие, которые обеспечивают только простое воспроизводство, ведут натуральное хозяйство, а также крупные высокотоварные, приближающиеся по размерам производства к крестьянским (фермерским) хозяйствам. В свою очередь, среди крестьянских (фермерских) хозяйств можно выделить достаточно крупные, использующие наемный труд с площадью землепользования более 1000 га, а также сравнительно небольшие по площади (5-10 га) семейные хозяйства.

Что касается сельскохозяйственных предприятий, то и среди них есть как мелкие, так и очень крупные организации, осуществляющие не только производство сельскохозяйственной продукции, но и ее переработку.

Как показывают исследования, за последние два десятилетия произошли существенные изменения структуры сельскохозяйственного производства по категориям хозяйств, сформировалась многоукладность (табл.1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.