Научная статья на тему 'Тенденции развития региона: анализ бюджета Владивостокского городского округа'

Тенденции развития региона: анализ бюджета Владивостокского городского округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ДЕФИЦИТ / ПРОФИЦИТ / MUNICIPAL FORMATION / BUDGET / BUDGET PROCESS / BUDGET REVENUES / BUDGET EXPENDITURES / DEFICIT / SURPLUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Наталья Владимировна

В данной статье ведется анализ структуры и динамики доходов и расходов бюджета городского округа за период 2014-2016 г. В целях проведения анализа исполнения бюджета в статье применен метод вертикального и горизонтального анализа. Во время проведения анализа установлено, что происходило с доходами Владивостокского городского округа (ВГО) в течение трех лет и какие именно виды доходов в большей мере были ориентированы на пополнение доходной базы. Кроме этого, установлено, на какие направления расходования бюджета распределялись большие объемы денежных средств. В результате сопоставления доходов и расходов бюджета выявлены результаты исполнения бюджета Владивостокского городского округа за трехлетний период. Также установлены наиболее специфические черты, присущие бюджету данного округа, связанные с наиболее доходными источниками пополнения доходов бюджета и теми статьями расходов бюджета, на которые в большей мере ориентировано распределение средств. Для пополнения доходной базы предлагается обеспечить наибольшую собираемость налогов во Владивостокском городском округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of the region: analysis budget of the Vladivostok district

This article is an analysis of the structure and dynamics of revenues and expenditures of the budget of city district for the period 2014-2016 year. In order to analyze the execution of the budget in the article uses the method of vertical and horizontal analysis. During the analysis it was found, as the circumstances with the proceeds of the Vladivostok city district for three years and what types of incomes to a greater extent focused on the replenishment of the revenue base. Besides it is established, what areas of spending of budget allocated large amounts of funds. The comparison of revenues and expenditures budget revealed the results of execution of the budget of the Vladivostok city district for a period of three years. Also have most of the specific features inherent in the budget of the district related to the most profitable sources of replenishment of the budget revenues and the expenditure budget that is more focused allocation of funds. To replenish the revenue base are encouraged to provide the highest level of tax collection in the Vladivostok city district.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития региона: анализ бюджета Владивостокского городского округа»

Первая научная публикация

УДК 336 DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-1/195-207

Н.В. Алексеева

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Тенденции развития региона: анализ бюджета Владивостокского городского округа

В данной статье ведется анализ структуры и динамики доходов и расходов бюджета городского округа за период 2014-2016 г. В целях проведения анализа исполнения бюджета в статье применен метод вертикального и горизонтального анализа. Во время проведения анализа установлено, что происходило с доходами Владивостокского городского округа (ВГО) в течение трех лет и какие именно виды доходов в большей мере были ориентированы на пополнение доходной базы. Кроме этого, установлено, на какие направления расходования бюджета распределялись большие объемы денежных средств. В результате сопоставления доходов и расходов бюджета выявлены результаты исполнения бюджета Владивостокского городского округа за трехлетний период. Также установлены наиболее специфические черты, присущие бюджету данного округа, связанные с наиболее доходными источниками пополнения доходов бюджета и теми статьями расходов бюджета, на которые в большей мере ориентировано распределение средств. Для пополнения доходной базы предлагается обеспечить наибольшую собираемость налогов во Владивостокском городском округе.

Ключевые слова и словосочетания: муниципальное образование, бюджет, бюджетный процесс, доходы бюджета, расходы бюджета, дефицит, профицит.

N.V. Alekseeva

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok, Russia

Trends of the region: analysis budget of the Vladivostok district

This article is an analysis of the structure and dynamics of revenues and expenditures of the budget of city district for the period 2014-2016 year. In order to analyze the execution of the budget in the article uses the method of vertical and horizontal analysis. During the analysis it was found, as the circumstances with the proceeds of the Vladivostok city district for three years and what types of incomes to a greater extent focused on the replenishment of the revenue base. Besides it is established, what areas of spending of budget allocated large amounts of funds. The comparison of revenues and expenditures budget revealed the results of execution of the budget of the Vladivostok city district for a period of three years. Also have most of the specific features inherent in the budget of the district related to the most profitable sources of replenishment of the budget revenues and the expenditure budget that is more focused allocation of funds. To replenish the revenue base are encouraged to provide the highest level of tax collection in the Vladivostok city district. Keywords: municipal formation, budget, budget process, budget revenues, budget expenditures, deficit, surplus.

Введение

Бюджет - экономическая основа городского округа, форма образования и расходования денежных средств, которые предназначаются для обеспечения

Наталья Владимировна Алексеева—магистрант кафедры экономики; 690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41; e-mail: nata_alekseeva94@mail.ru.

Natalia Vladimirovna Alekseeva - graduate student of Chair of economics.

функций и задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны располагать достаточными средствами для исполнения своих полномочий. Правильное планирование доходов и эффективное расходование средств способствует успешному развитию муниципального образования [15, 19].

Методология

Эффективное использование бюджетных средств Владивостокского городского округа требует анализа структуры и динамики доходов и расходов. А стабильность экономического развития муниципального образования зависит от эффективности обеспечения его финансовыми ресурсами [20].

Бюджет Владивостокского городского округа входит в состав бюджетов федеральных округов Российской Федерации и имеет свою долю в общем объеме. На сам Приморский край по объемам налоговых и неналоговых доходов в 2014 году пришлось 0,98% доходов, а во включенный в него Владивостокский городской округ - 0,44%. В следующем году доля края возросла до 1,65%, а самого Владивостока до 0,5%. 2016 год по объемам полученных доходов являлся самым прибыльным для Владивостокского городского округа, на его долю пришлось уже 0,51%. Таким образом, в структуре доходов бюджетов федеральных округов доля доходов ВГО возрастала, что говорит о положительной тенденции [5].

основная часть

Формирование доходной базы бюджета Владивостокского городского округа на 2014-2016 гг. осуществлялось в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и основными направлениями бюджетной и налоговой политики городского округа за этот же период.

Доли налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений Владивостокского городского округа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Анализ исполнения бюджета Владивостокского городского округа по доходам за 2014-2016 гг.

Показатели 2014 2015 2016 2014, % 2015, % 2016, %

1. Налоговые доходы: 5 209 645 530,92 5 874 711 563,67 6 545 759 814,69 49,59 49,30 53,18

Налоги на прибыль 2 985 492 828,64 3 543 519 131,61 3 827 031 772,42 28,42 29,74 31,09

Налоги на товары, реализуемые на территории РФ 25 599 531,26 28 350 937,06 46 299 062,59 0,24 0,24 0,38

Налоги на совокупный доход 802 797 599,99 829 305 815,31 960 910 191,31 7,64 6,96 7,81

Налоги на имущество 1 272 738 571,17 1 338 651 948,89 1 595 935 280,59 12,11 11,23 12,97

Го сударственная пошлина 123 056 073,33 134 914 740,02 115 581 374,51 1,17 1,13 0,94

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам -39 073,47 -31 009,22 2 133,27 - - -

Окончание табл. 1

Показатели 2014 2015 2016 2014, % 2015, % 2016, %

2. Неналоговые доходы: 2 162 429 364,49 2 501 388 794,28 2 349 753 880,55 20,58 20,99 19,09

Доходы от использования имущества, находящегося в го сударственной и муниципальной собственности 1 138 663 312,39 1 269 519 267,45 1 242 493 122,54 10,84 10,65 10,10

Платежи при пользовании природными ресурсами 51 709 095,44 53 666 171,21 48 406 016,43 0,49 0,45 0,39

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 153 040 345,40 221 258 281,55 114 196 793,82 1,46 1,86 0,93

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 590 284 112,72 707 725 560,56 594 259 275,03 5,62 5,94 4,83

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 188 500 693,67 212 006 957,78 234 582 645,38 1,79 1,78 1,91

Прочие неналоговые доходы 40 231 804,87 37 212 555,73 115 816 027,35 0,38 0,31 0,94

3. Безвозмездные поступления: 3 133 795 309,08 3 540 316 523,26 3 412 282 780,65 29,83 29,71 27,72

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы 3 154 200 073,76 3 574 191 873,02 3 431 271 876,65 30,02 29,99 27,88

Прочие безвозмездные поступления 386 893,11 395 562,11 5 593 256,66 - - 0,05

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы 689 647,17 689 647,17 434 839,00 0,02 0,01 -

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов -21 481 304,96 -34 960 559,04 -25 017 191,66 -0,20 -0,29 -0,20

Итого доходы бюджета 10 505 870 197204,49 11 916 416 881,21 12 307 796 475,89 100 100 100

Примечание: сост. по: [10-12].

В 2014 году общий удельный вес неналоговых доходов составлял 49,5%. Этот показатель выше, чем удельный вес неналоговых доходов. 28,4% доходов бюджета приходится на налоги на прибыль, которые имеют первостепенное значение для роста всех налоговых доходов, 12,1% вносят в общую базу налоги на имущество. Менее всего из налоговых доходов вносят государственная пошлина и налоги на товары, реализуемые на территории РФ. Налоговые поступления играют важную роль в формировании бюджета [7]. Среди неналоговых доходов больший объем средств вносят доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на которые приходятся 10,8% [1]. В бюджет Владивостока 5,6% приносят доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Среди безвозмездных поступлений в бюджет в большем объеме начисляются доходы, поступающие в виде 30% безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ.

Видно, что в 2014 году в бюджете Владивостокского городского округа основополагающими видами доходов являлись налоговые доходы и безвозмездные поступления, которые составили 29,8% от общего объема доходов [3]. Основополагающими доходами во Владивостоке являются налоги на прибыль, безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ. Также большой вес имеют налоги на имущество и доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

В 2015 году те же самые безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и налоги на прибыль, также как налоги на имущество и доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составили основу бюджета Владивостокского городского округа.

Таким образом, по-прежнему налоговые поступления играли главную роль в пополнении бюджета города. Среди налоговых доходов налоги на прибыль увеличились в своем удельном весе на 1,3%. Все остальные налоговые доходы сократили свой удельный вес. Второй самый прибыльный налоговый доход, налог на имущество, потерпел снижение на 0,9%. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации снизились в своем удельном весе на 0,1%.

В 2016 году ситуация кардинально не изменилась. Однако теперь более половины объема средств стали занимать неналоговые доходы. Их доля составила 53,1%. Удельный вес неналоговых доходов снизился до 19% по сравнению с двумя прошлогодними периодами. Безвозмездные поступления тоже понизились в процентном соотношении на 2%, данное снижение самое большое за два года. Среди налоговых доходов налоги на прибыль в 2016 году имели наивысший показатель - 31%. Что касается безвозмездных поступлений, то они продолжили снижаться вслед за снижением безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ, которые снизились за три года до 27,8%. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов набрали самый высокий удельный вес в 2015 году.

В результате анализа очевидно, что большая доля налоговых доходов пришлась на 2016 год, неналоговых доходов на 2015 год, а безвозмездных поступлений на 2014 год.

На рисунке 1 представлена динамика исполнения бюджета Владивостокского городского округа по доходам.

Рис. 1. Динамика исполнения бюджета города Владивостока по доходам

за 2014-2016 гг. [10]

В 2015 году налоговые доходы, полученные в бюджет, превысили показатель предыдущего года на 12,7%, т.е. 665 млн рублей [14]. Это произошло вследствие увеличения всех показателей налоговых доходов за исключением задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. Налоги на прибыль, увеличившись в размере 558 млн рублей (18,6%), имели самый большой прирост. Налоги на имущество увеличились на 65,9 млн рублей, а налоги на совокупный доход возросли на 26,5 млн, на 9% увеличена государственная пошлина, а вот меньше всего возросли налоги на товары, реализуемые на территории РФ всего 2,7 млн рублей.

Рост неналоговых доходов в этом периоде составил 15,6%. Этому послужило получение доходов в размере, превышающем размеры предыдущего периода всех доходов, кроме прочих неналоговых доходов. Наибольший рост полученных средств наблюдался у доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 130,8 млн рублей. На 117,4 млн рублей возросли доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Наибольший рост в процентном соотношении пришелся на доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства и составил 44,5%. Прочие неналоговые доходы, наоборот, получили сумму, сниженную на 7,5%.

Безвозмездные поступления принесли доходы, которые также превзошли показатель 2014 года. По объему средств возрастания безвозмездные поступления оказались на втором месте после налоговых доходов. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ на 419,9 млн рублей превысили доходы предыдущего периода [8]. Также увеличились доходы от прочих безвозмездных поступлений.

В 2016 году ситуация изменилась для неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы снова принесли средства в объеме, который превысил показатель 2015 года. На этот раз разница составила 671 млн рублей. По-прежнему налоги на прибыль имели самое высокое абсолютное отклонение из всех налоговых доходов, однако данное увеличение оказалось ниже прошлогоднего показателя на 10,6%. Налоги на имущество в этот период принесли доход, увеличенный на 257,2 млн, что значительно выше, чем в 2015 году. Налоги на товары, реализуемые на территории РФ, увеличились на 63,3%, тогда как в прошлый раз на 10,7%. Доход от государственной пошлины, наоборот, оказался ниже на 14,4%.

Неналоговые доходы принесли в 2016 году средства, которые оказались ниже, чем в предыдущем периоде, на 151,6 млн рублей и выше, чем в 2014 году. Размер снижения составил 6,1%. Этому послужило снижение показателей неналоговых доходов за исключением прочих и штрафов [16]. Наибольшее снижение у доходов от продажи материальных и нематериальных активов составило 113,4 млн рублей, а также у доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 48,4%. Доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, снизился в этом году на 2,2% и потерял 27 млн рублей.

Безвозмездные поступления принесли доход, который ниже на 128 млн дохода прошлого периода. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ снизились на 142,9 млн, но по-прежнему остались наиболее доходным поступлением. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ сократились на 37%. Прочие безвозмездные поступления выросли на 1314%. Это рекордное процентное увеличение за весь период среди всех доходов бюджета Владивостокского городского округа.

12500,00 12000,00 11500,00 11000,00 10500,00 10000,00 9500,00

2014 год 2015 год 2016 год

Рис. 2. Сведения о доходах бюджета за 2014-2016 гг., в млн руб. [12]

На рисунке 2 просматривается явная тенденция к увеличению ключевого показателя. С каждым годом набирало вес количество средств, поступающих в бюджет в виде доходов. Это говорит о положительной тенденции роста доходов бюджета Владивостокского городского округа.

Таким образом, в 2016 году налоговые доходы имели большее увеличение объема дохода благодаря росту налога на прибыль, на имущество, налога на совокупный доход и налоги на товары, реализуемые на территории РФ. Налоговые доходы, наоборот, имели большее увеличение в 2015 году благодаря неналоговым доходам. Безвозмездные поступления также имели наибольшее увеличение в 2015 году.

Муниципальные расходы представляют собой денежные средства, которые направляются на решение вопросов местного значения, связанные с удовлетворением потребностей граждан. Вследствие ограничения бюджетных средств необходимо эффективно и оптимально распределять собранные доходы [6].

Для оценки структуры бюджетных расходов проведен расчет распределения долей расходов в табл. 2. Целесообразно рассмотреть структуру расходов по различным направлениям [18].

Таблица 2

Анализ исполнения бюджета Владивостокского городского округа

по расходам за 2014-2016 гг.

Показатели 2014 2015 2016 2014, % 2015, % 2016, %

Общегосударственные вопросы 1 547 753 491,92 1 836 193 861,27 1 876 581 618,52 14,64 14,57 15,30

Национальная безопасность и правоохрани- 105319205,6 121 411 064,68 117 425 232,52 1,00 0,96 0,96

тельная деятельность

Национальная экономика 1 725 016 724,29 1 983 307 430,03 2 013 811 637,97 16,31 15,74 16,42

Жилищно-коммунальное 1 366 694 004,98 1 711 899 287,90 1 413 367 282,27 12,92 13,59 11,52

хозяйство

Охрана окружающей среды 4 588 770,32 10 235 948,20 13 548 947,19 0,04 0,08 0,11

Здравоохранение - - 13 756 981,00 - - 0,11

Образование 4 960 202 059,32 5 862 418 752,00 5 680 592 798,16 46,91 46,53 46,31

Культура, кинематография 141 081 046,40 190 705 812,45 184 503 561,40 1,33 1,51 1,50

Социальная политика 142 843 513,70 189 520 166,49 258 518 760,90 1,35 1,50 2,11

Физическая культура и спорт 164 765 697,36 192 197 547,89 172 956 472,23 1,56 1,53 1,41

Обслуживание государственного и муниципального долга 416 212 767,01 500 820 089,14 520 860 238,97 3,94 3,98 4,25

Итого расходов 10 574 477 280,90 12 598 709 960,05 12 265 923 531,13 100 100 100

Примечание: сост. по: [10-12].

В 2014 году большая доля средств расходовалась на сферу образования. Она достигла половины без 3,1% всех израсходованных средств бюджета. Также Владивостокский бюджет направлен на развитие национальной экономики, затраты на которое составили 16,3%. Общегосударственные вопросы затребовали 14,6% расходов, на сферу жилищно-коммунального хозяйства 12,9%, а на обслуживание государственного и муниципального долга были израсходованы 3,9% средств.

В 2015 году, как и в прошлом периоде, большую долю расходов составило образование. Однако его удельный вес сократился до 46,5%. Расходы на националь-

ную экономику тоже сократились, но на 0,6%. Снизился удельный вес общегосударственных вопросов в размере 0,1%. Общегосударственные расходы составили 14,5%, что также ниже предыдущего показателя. Расходование средств на сферу жилищно-коммунального хозяйства, наоборот, в этом году увеличило свой удельный вес до 13,5%. Возросло обслуживание государственного и муниципального долга, культуры и кинематографии, да и социальной политики.

в 2016 году ситуация практически не изменилась. Структура расходов по-прежнему выглядела так, что явно преобладало финансирование образования [9]. Однако в течение всего периода происходило снижение удельного веса и составило 46,3%, по сравнению с 2014 годом на 0,6%, а с 2015 годом на 0,2%. Расходы на национальную экономику составили 16,4%, что выше, чем за предыдущие два периода. Повысились и превзошли показатели прошедших двух лет расходы на решение общегосударственных вопросов. Жилищно-коммунальное хозяйство, на которое пришелся показатель ниже, чем за прошедшее время, снизился на 2% по сравнению с 2015 годом, когда показатель был наибольшим, это снижение самое высокое по всем статьям расходов. в этом периоде добавились расходы на сферу здравоохранения. Они достигли 0,1%, что соответствует удельному весу охраны окружающей среды, показатель которого является самым низким, по сравнению с другими направлениями. Обслуживание государственного долга возросло до показателя, превышающего показатели 2014 и 2015 годов.

Таким образом, в период 2014-2016 гг. значительная доля в бюджетных расходах приходится на сферу образования. Они составляют большую часть средств и достигают почти половины расходных средств. Также расходы бюджета в основном направлены на национальную экономику, общегосударственные вопросы и жилищно-коммунальное хозяйство. Это говорит о том, что расходы бюджета имеют социально-экономическую направленность, что положительно сказывается на развитии социальной инфраструктуры общества [17, 4].

Анализ динамики исполнения бюджета по расходам представлен на рис. 3.

ЙИЩОО

мщоо

<НЩ00 ЗЮ ода ЛЮЦОГС 1ИЩ00

п Яш

0,<Я

(Хщетасудррстшныс во[Г|Юсы ¡ЙшмцжьЕтагуввалыгае Оослуливаюк государств си на г о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ХйнПстпо ДйТГй

■ 2014КЩ 2015 ГФД И2016ГОД

Рис. 3. Динамика исполнения бюджета по расходам за 2014-2016 гг., в млн руб. [12]

В 2015 году рост расходов бюджета Владивостокского городского округа составил 2,02 млрд рублей, т.е. 19,1%. Наибольший рост пришелся на сферу образования. Расходы на них были увеличены в объеме 902,2 млн рублей, который составил

18,1%. В этом году на 345,2 млн возросли расходы на сферу жилищно-коммунального хозяйства. Расходы на общегосударственные вопросы увеличились на 18,6%, а расходы на национальную экономику - в размере 14,9%.

В 2016 году ситуация с объемом расходования средств была изменена. Расходы бюджета снизились по сравнению с прошлогодним периодом на 332,7 млн рублей. Произошло снижение самого расходного направления, сферы образования, на 181,8 млн, т.е. 3,1%. На большую сумму средств снизились расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, тогда как в прошлый раз они имели второе по объему средств увеличение. Это снижение на 17,5% самое высокое.

Тем не менее, произошло и увеличение объемов расходов в этот период. Социальная политика имела наибольший рост расходов. Причем в предыдущем периоде рост был ниже, а в 2016 году составил 68,9 млн рублей. Возросли общегосударственные вопросы, но только на 2,2%, а национальная экономика на 1,5%. В этом году были добавлены расходы на сферу здравоохранения [2].

13000.100

12500,00

12ОО0Д0

пьоодо

13 000.00 10 ЫЮрО

юоооро

9 500,00

2314 год 2011год 2036год

Рис. 4. Сведения о расходах бюджета за 2014-2016 гг., в млн руб. [12]

Из рисунка 4 видно, что расходы бюджета города Владивостока в 2015 году возросли по сравнению с предыдущим годом, однако в следующем году данная тенденция изменилась и расходы были сокращены.

Таким образом, наибольший рост расходов бюджета города Владивостока произошел в 2015 году, когда большое увеличение произошло по направлению образования, далее по направлению жилищно-коммунального хозяйства, общегосударственных вопросов и национальной экономики. В 2016 году произошло снижение расходов в основном по направлению образования и жилищно-коммунального хозяйства. 100,00

0,00

-100,00 ; -200,00 -300,00 -400,00 -500,00 -600,00 -700,00 -800,00

2016 год

Рис. 5. Сведения о дефиците и профиците бюджета 2014-2016 гг., в млн руб. [12]

В течение двух лет во Владивостокском городском округе наблюдался дефицит бюджета. В 2015 году он оказался выше отметки предыдущего года и достигал высокой цифры. В 2016 году Владивостокский городской округ достиг профицита бюджета. В связи с тем, что во Владивостоке доходы увеличиваются и превышают снижающиеся расходы, этот город с высокими возможностями для привлечения инвестиций, так как его потенциал демонстрирует положительную динамику (рис. 5).

В результате анализа бюджета Владивостокского городского округа была выявлена тенденция изменения бюджетных показателей за период 2014-2016 гг.

Доходная база округа пополнялась в большей степени за счет налоговых, а также безвозмездных поступлений. Главными налогами, приносящими доход, являются налог на прибыль, налог на имущество, а также доходными считаются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ.

Главные направления расходов бюджета Владивостокского городского округа - образование, национальная экономика, общегосударственные вопросы и жилищно-коммунальное хозяйство.

Выводы

В результате исполнения бюджета Владивостокскому городскому округу удалось вырваться из дефицита бюджета вследствие превышения доходов бюджета, увеличившихся в объеме над расходами, которые, наоборот, были снижены. Данная ситуация сложилась в 2016 году. В этом году не только удалось избавиться от дефицита, но и достигнуть профицита бюджета. Все это свидетельствует об эффективности бюджетной политики округа.

Несмотря на то, что Владивостокский городской округ не входит в число центральных городов России, однако он обладает мощной и развитой экономикой, а также огромным экономическим потенциалом. Владивосток - это город, полный безграничных возможностей для развития, а это можно и нужно использовать.

На сегодняшний день Владивосток становится новым центром современной экономики Азиатско-Тихоокеанского региона. В дальнейшем будет реализован ряд крупных проектов, в результате которых увеличится потенциал для развития Владивостокского городского округа.

В результате анализа бюджета Владивостокского городского округа была выявлена тенденция изменения бюджетных показателей за период на 2014-2016 гг.

Доходная база округа пополнялась в большей степени за счет налоговых поступлений, а также безвозмездных поступлений. Главными налогами, приносящими доход, являлись налог на прибыль, налог на имущество, а также доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ.

1. Антонова Н.Л. Оптимизация увеличения доходов и сокращения расходов местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа - югры на примере г. Сургута // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 47. С. 28-32.

2. Астахова Е.В., Ван Ч.Ж. Современные направления торгово-экономических отношений России и Китая // Фундаментальные исследования. 2017. № 1. С. 64-69.

3. Багинова В.М., Голова А.С. Доходы местных бюджетов на примере городского округа «город Улан-Удэ» // Актуальные проблемы современной экономики: сб. науч. тр. Сер.: Экономические науки, 2016. С. 15-19.

4. Белоножко М.Л., Скифская А.Л. Государственные и муниципальные финансы. СПб.: Интермедия, 2014. 208 с.

5. Бюджеты субъектов РФ // Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: http://info.minfin.ru/subj_analitics.php

6. Воробьева Л.Т. Проблемы планирования доходов и расходов местных бюджетов // Финансы и кредит. 2010. № 32 (416). С. 65-73.

7. Ворожбит О.Ю., Литвин А.А. Введение налога на недвижимое имущество физических лиц во Владивостокском городском округе // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-4. С. 813-817.

8. Ворожбит О.Ю., Щеголев А.В. Анализ структуры и динамики расходов Владивостокского городского округа // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 42. С. 149-153.

9. Евдокимова Ю.В. Анализ основных направлений и параметров бюджетной политики РФ на 2014-2016 гг. // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Экономика. 2013. № 3 (24). С. 83-90.

10. Исполнение бюджета Владивостока на 2014 год // Администрация города Владивостока [Электронный ресурс]. URL: http://vlc.ru/budget/for_citizens/citizen-budget/otchet-ob-ispolnenii-byudzheta-za-2014 -god/

11. Исполнение бюджета Владивостока на 2015 год // Администрация города Владивостока [Электронный ресурс]. URL: http://vlc.ru/budget/for_citizens/citizen-budget/ otchet-za-2015-god/

12. Исполнение бюджета Владивостока на 2016 год // Администрация города Владивостока [Электронный ресурс]. URL: http://vlc.ru/budget/for_citizens/citizen-budget/

13. Исполнение бюджета города Москвы // Администрация города Москвы [Электронный ресурс]. URL: http://budget.mos.ru/

14. Кольцова Т.А., Соколовская Г.Р. О налоговых доходах местных бюджетов // Агропро-довольственная политика России. 2014. № 6 (30). С. 42- 44.

15. Лагунова Т.П. О доходах местных бюджетов // Вестник ГТУ им. М.Т. Калашникова. 2014. № 3 (63). С. 75-77.

16. Найденова Т.А. Неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований как фактор повышения устойчивости местных бюджетов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 10-1. С. 206 -211.

17. Рогова Т.А., Уткина А.В. Особенности формирования доходов и финансирования расходов бюджета Вязниковского муниципального района Владимирской области // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Сер.: Экономические науки. 2016. № 2 (8). С. 6-10.

18. Сумская Т.В. Оценка основных направлений бюджетной политики в городе Новосибирске // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2015. Т. 3, № 2. С. 19-25.

19. Федорова А.Ю. Бюджет муниципального района: направления оптимизации доходов и расходов // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 4 (38). С. 124-130.

20. Харисова Е.В. Роль местных налогов в местных бюджетах. На примере крупнейших городских округов Нижневартовска и Сургута // Энергия науки: сб. VI Междунар. науч.-практ. интернет-конференции студентов и аспирантов, 2016. С. 361-364.

Транслитерация

1. Antonova N.L. Optimizatsiya uvelicheniya dokhodov i sokrashcheniya raskhodov mestnykh byudzhetov Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga - yugry na primere g. Surguta, Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera, 2015, No 47, pp. 28-32.

2. Astakhova E.V., Van Ch.Zh. Sovremennye napravleniya torgovo-ekonomicheskikh otnoshenii Rossii i Kitaya, Fundamental'nye issledovaniya, 2017, No 1, pp. 64-69.

3. Baginova V.M., Golova A.S. Dokhody mestnykh byudzhetov na primere gorodskogo okruga «gorod Ulan-Ude», Aktual'nyeproblemy sovremennoi ekonomiki: sb. nauch. tr. Ser.: Ekonomicheskie nauki, 2016, pp. 15-19.

4. Belonozhko M.L., Skifskaya A.L. Gosudarstvennye i munitsipal'nye finansy. SPb.: Intermediya, 2014, 208 p.

5. Byudzhety sub'ektov RF // Ministerstvo finansov RF. URL: http://info.minfin.ru/subj_analitics.php

6. Vorob'eva L.T. Problemy planirovaniya dokhodov i raskhodov mestnykh byudzhetov, Finansy i kredit, 2010, No 32 (416), pp. 65-73.

7. Vorozhbit O.Yu., Litvin A.A., Vvedenie naloga na nedvizhimoe imushchestvo fizicheskikh lits vo Vladivostokskom gorodskom okruge, Fundamental 'nye issledovaniya, 2014, No 9-4, pp. 813-817.

8. Vorozhbit O.Yu., Shchegolev A.V. Analiz struktury i dinamiki raskhodov Vladivostokskogo gorodskogo okruga, Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk, 2015, No 42, pp. 149-153.

9. Evdokimova Yu.V. Analiz osnovnykh napravlenii i parametrov byudzhetnoi politiki RF na 2014-2016 gg., Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. Ekonomika, 2013, No 3 (24), pp. 83-90.

10. Ispolnenie byudzheta Vladivostoka na 2014 god // Administratsiya goroda Vladivostoka. URL: http://vlc.ru/budget/for_citizens/citizen-budget/otchet-ob-ispolnenii-byudzheta-za-2014-god/

11. Ispolnenie byudzheta Vladivostoka na 2015 god // Administratsiya goroda Vladivostoka. URL: http://vlc.ru/budget/for_citizens/citizen-budget/otchet-za-2015-god/

12. Ispolnenie byudzheta Vladivostoka na 2016 god // Administratsiya goroda Vladivostoka. URL: http://vlc.ru/budget/for_citizens/citizen-budget/

13. Ispolnenie byudzheta goroda Moskvy // Administratsiya goroda Moskvy. URL: http:// budget.mos.ru/

14. Kol'tsova T.A., Sokolovskaya G.R. O nalogovykh dokhodakh mestnykh byudzhetov,

Agroprodovol 'stvennayapolitika Rossii, 2014, No 6 (30), pp. 42- 44.

15. Lagunova T.P. O dokhodakh mestnykh byudzhetov, Vestnik GTU im. M.T. Kalashnikova, 2014, No 3 (63), pp. 75-77.

16. Naidenova T.A. Nenalogovye dokhody byudzhetov munitsipal'nykh obrazovanii kak faktor povysheniya ustoichivosti mestnykh byudzhetov, Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2016, No 10-1, pp. 206 -211.

17. Rogova T.A., Utkina A.V. Osobennosti formirovaniya dokhodov i finansirovaniya raskhodov byudzheta Vyaznikovskogo munitsipal'nogo raiona Vladimirskoi oblasti, Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Stoletovykh. Ser. Ekonomicheskie nauki, 2016, No 2 (8), pp. 6-10.

18. Sumskaya T.V. Otsenka osnovnykh napravlenii byudzhetnoi politiki v gorode Novosibirske,

Interekspo Geo-Sibir', 2015, vol. 3, No 2, pp. 19-25.

19. Fedorova A.Yu. Byudzhet munitsipal'nogo raiona: napravleniya optimizatsii dokhodov i raskhodov, Sotsial'no-ekonomicheskieyavleniya i protsessy, 2012, No 4 (38), pp. 124-130.

20. Kharisova E.V. Rol' mestnykh nalogov v mestnykh byudzhetakh. Na primere krupneishikh gorodskikh okrugov Nizhnevartovska i Surguta, Energiya nauki: sb. VI Mezhdunar. nauch.-prakt. internet-konferentsii studentov i aspirantov, 2016, pp. 361-364.

© H.B. Алексеева, 2018

Для цитирования: Алексеева Н.А. Тенденции развития региона: анализ бюджета Владивостокского городского округа // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 1. С. 195-207. For citation: Alekseeva N.A. Trends of the region: analysis budget of the Vladivostok district, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2018, Vol. 10, No 1, pp. 195-207.

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-1/195-207 Дата поступления: 12.01.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.