Л.О. Бутакова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ: ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Современное языкознание все больше ориентируется на человека, его сознание, единицы сознания, процессы порождения и восприятия речи. При этом ряд категорий приобрел межпарадигмальный статус. Именно таким статусом обладает категория сознания. Ее функциональные возможности (для лингвиста - языкового сознания) велики и позволяют решать разнообразные задачи, приближаться к «человеку в языке» и «языку в человек».
Категория языкового сознания популярна в трудах психологов, лингвистов, психолингвистов, при этом трактовки ее не совпадают [1-6].
Разграничение ЯЗЫКА1 и ЯЗЫКА2, на их основе - феноменов и конструктов любого уровня дает возможность выделять различные типы «языковых сознаний», воссоздавать их структуру по правилам лингвистического моделирования. В этой парадигме находится понятие регионального языкового сознания. В духе когнитивно-психолингвистического подхода была разработана методология его описания и показаны способы реконструкции отдельных фрагментов. Анализ содержания языкового сознания целенаправленно был ограничен параметрами «территория» (Омск и Омская область), «возраст» (от 10-12 до 25 лет), «социальная принадлежность» (учащиеся школ, средних специальных и высших учебных заведений) [7-17].
Категория языкового сознания понималась в рамках указанного проекта как некое моделирующее устройство, с помощью которого можно реконструировать знания, мнения, впечатления говорящих об определенных фрагментах действительности, сформированные в виде когнитивных структур, а также описывать семантику слов как достояние индивида.
Региональное языковое сознание интерпретировалось как система образов сознания жителей определенного региона, «формируемых и овнешняемых при помощи языковых средств - слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей», реконструированных в результате разнонаправленных психолингвистических и лингвистических мероприятий. Эти мероприятия в границах одного региона проводились поэтапно с использованием оригинального стимульного списка.
Цель описываемого проекта - реконструкция функциональных фрагментов языкового сознания носителей регионально ограниченной разновидности языка. Языковое сознание жителей одного региона как описательная модель языка (термин А.А. Залевской) реконструировалось на основе выявления доступной для наблюдения лингвиста части сознания горожан школьного и студенческого возраста с помощью применения психолингвистических категорий, психолингвистических, социолингвистических, лингвистических методик экспериментального исследования и, на завершающих этапах, - методов лингвистического моделирования.
Категория языкового сознания была выбрана в силу удобства для лингвистического моделирования знаний, мнений, представлений носителей языка, их перцептивного, когнитивного, аффективного опыта, телесных впечатлений с помощью применения последовательности психолингвистических процедур - ассоциативного (свободного и / или направленного прямого) и двух типов семантического (дефиниционного и рецептивного) экспериментов. Диагностика языковой (когнитивной) способности и речевой компетенции оказалась возможной при продуцировании речевых произведений (текстов), в основе которых находились смысловые доминанты, сориентированные на состав стимульного списка, разработанного для всех этапов экспериментов.
Принципиальным для нас являлось акцентирование неразрывности взаимосвязи механизмов мышления, речевой деятельности, перцепции, обусловливающих и развертыва-
ние языковой способности, и уровень речевой компетенции, и структуру языкового сознания индивида. Соответственно языковая способность и речевая компетенция носителей языка одного региона, выявленные в статике и динамике, описанные с помощью разных экспериментальных процедур «по горизонтали» (уровень описания всех реакций анкет и текстов одной группы реципиентов) и «по вертикали» (уровень описания массива анкет реципиентов), являют собой компоненты регионального языкового сознания.
Анализ языковой способности и речевой компетенции жителей г. Омска проходил по нескольким направлениям. Так, диагностика процессов семантизации показала ряд тенденций: 1. Описание значения слов как достояния индивида выявило зависимость объема, сложности структурной организации семантического поля от возраста, социального и речевого опыта носителя языка. 2. Ядро семантического поля этически и эмоционально значимых лексем образуется сходным образом у индивидов 10-12 лет и 19-22 лет. 3. Возрастное развитие значения слов состоит в изменении рангов когнитивных категорий, составляющих ядро семантического поля, расширении объема и изменении качества конкретизаторов, изменении образов сознания в них, отражающих личный опыт носителей языка, и дефиниционных стратегий. 4. Состав и структура семантических полей указывают на следующее: А. Чем абстрактнее семантика слова, тем больше социального опыта и рефлексии требуется индивиду для образования обширной, сложно оформленной области значения; Б. Чем социально значимее явление обозначенное словом, тем больше компонент рефлексии мира и себя представленный в составе семантического поля у носителей языка взрослого возраста; тем меньше объем поля, размытее его состав, незначительнее рефлексийный слой.
Психолингвистическое описание языковой способности и речевой компетентности учащихся 10-11-х классов школ г. Омска в процессе развертывания содержания текста (взгляд «по горизонтали») было основано на следующем предположении. Тексты, актуализирующие концептосистемы на основе заданного субъективного смысла, должны проявить работу языковой способности как совокупности операционально-действенных когнитивных стратегий, осуществляющих вербализацию знаний и мнений, как универсального механизма вербализации ментального содержания, способного к развитию по законам функциональных систем. Были проанализированы сочинения, написанные на «нравственные» темы: «Только ум и добродетель возвышают отдельных людей над остальными». Согласны ли Вы с французской писательницей Жорж Санд? 2) «Неуважение к предкам - есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин). 3) «Исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света» (Цицерон).
Анализ текстов сочинений на первую тему выявил следующую картину. 1. Пишущие чаще всего воспроизводили понятийные, эмотивные и оценочные компоненты исходных концептов, не воспроизводя предметное содержание. Была представлена совокупность компонентов разных концептов, которые относятся к заданным когнитивным областям лишь косвенно. 2. Пытаясь усилить достоверность выражаемого мнения, пишущие широко использовали стратегию прецедентности, выраженную в привлечении прецедентных имен, высказываний, текстов. Особенно широко в качестве текстового, концептуального и смыслового источника использовалась Библия. 3. Рефлексийный компонент языкового сознания проявился в слабой степени. 4. Коммуникативные свойства текстов состоят, с одной стороны, в повышенной эмоциональности там, где этого не требуется, недостаточной логической организации там, где это необходимо, и излишним демагогическим пафосом там, где отсутствуют конкретные знания. 5. Ситуация «искусственной актуализации», создаваемая «неестественной» речевой деятельностью, затрудняет выведение на поверхность образов сознания пишущих либо выводит те из них, которые в смысловом отношении не отличаются глубоким объемом. 6. Сочинения отличаются слабой вариативностью вербальных компонентов когнитивных структур, репрезентирующих исходные концепты и тех, с которыми пишущие их связывают. При этом тексты достаточно многословны, высказывания объемны, разнообразны в синтаксическом отношении. 7. Сочине-
ния отличаются большим количеством пунктуационных, лексических, грамматических, логических и коммуникативных ошибок. При развитых механизмах синтаксирования, большом объеме вербального лексикона ментальный лексикон беден, когнитивные области не содержат большого числа компонентов. 8. Участки концептосистемы авторов, связанные с умом и добродетелью, отличаются следующим составом: компонент знаний образован когнитивными структурами, отражающими коллективные стереотипы (религиозные, общекультурные, исторические, бытовые), которые используются в неразвернутом виде, интерпретируются без глубокой интериоризации. Эмоции выражены слабо, что указывает либо на слабую заинтересованность пишущих в том, о чем говорится, либо на незначительность этого компонента актуализируемых концептов. Ассоциативные и экспрессивные составляющие обширны. Их вербализация осуществляется "размытым" способом, когда нет явного акцента на доминантном смысле, что затрудняет восприятие текста.
Анализ текстов сочинений на вторую тему («Неуважение к предкам - есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин) обнаружил сходство и отличие с текстами сочинений на первую тему. 1. Из набора актуализированных личностных смыслов школьники чаще всего репрезентировали понятийные и реже - оценочные компоненты исходных концептов, не воспроизводя предметное содержание. Как и в предыдущем сочинении, представлена совокупность компонентов разных концептов, которые относятся к заданным когнитивным областям лишь косвенно. В отличие от сочинений «о добродетели», область притягиваемых концептов менее объемна. Сочинения на тему «уважения предков» поверхностны и неглубоки по своему содержанию и по рассуждениям, которые велись в различных направлениях, но не охватывали всех заданных смыслов, акцентированных в формулировке темы. 2. Стратегия прецедентности также была активно применена. Выражалась она в привлечении прецедентных имен, высказываний, текстов и пр. 3. Ре-флексийный компонент языкового сознания практически не проявился. Вероятно, это свидетельствует о слабой значимости данной когнитивной сферы для пишущих. 4. Коммуникативная организация заключительных частей текстов сочинений оформлена в РЖ совета, совета-призыва, «политических дебатов». Появление последнего РЖ обусловлено социальной направленностью темы. 5. В сочинениях также было отмечено большое количество пунктуационных, лексических, грамматических, логических и коммуникативных ошибок. При развитых механизмах синтаксирования, среднем объеме вербального лексикона ментальный лексикон беден, когнитивные области содержат еще меньшее, чем при актуализации смысловых областей концептов «ум» и «добродетель», число компонентов. 6. Сочинения дают возможность воссоздать лишь незначительные фрагменты ценностно ориентированного участка смысловой системы авторов - учащихся 10-11 классов школ г. Омска. Преобладающим является понятийный компонент, выраженный достаточно вариативно - в форме вопросно-ответных, парцеллированных, восклицательных конструкций. Развертывание доминантного смысла текстов сочинений выразилось в оценочной актуализации темпоральных концептов «старое время» / «новое время». 7. Средства экспрессии для пишущих не были формами репрезентации эмотивного сектора концептов, а реализо-вывали риторические и суггестивные стратегии авторов. 8. Эмоции выражены слабо, что указывает на слабую заинтересованность пишущих в том, о чем говорится. Как и в случае с сочинениями о «добродетели», повышенная эмоциональность проявилась там, где этого не требуется, недостаточность смысловых областей компенсировалась излишней экспрессией и призывами чтить память предков.
Анализ текстов сочинений на третью тему («Исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света» (Цицерон) показал следующее. 1. Смысловая доминанта, заданная темой сочинения, обусловила развертывание эмотивных и оценочных компонентов ряда фрагментов (когнитивных пространств) концепта. Повышенная экспрессивность проявилась в текстах, в которых смысловое поле дружбы было представлено только когнитивным фрагментом дружеские отношения. В его структурировании
существенную роль играли ассоциативные, образные, экспрессивные компоненты, обозначенные соответствующими языковыми знаками.
2. Оценочная составляющая концепта равно представлена контрастными смыслами негативного / позитивного характера. Причем позитивная оценочная часть реализована при репрезентации компонента настоящий друг, подруга, а негативная - компонентом лжедрузья, часто обе когнитивные структуры разворачиваются одновременно, указывая на амбивалентность данной смысловой области в языковом сознании.
3. В структуре данного концептуального фрагмента присутствует насыщенный эмо-тивный компонент, репрезентированный повышенно эмоциональными средствами текстов. В этой части своих сочинений авторы в большей степени привлекали примеры из собственной жизни и высказывали личное мнение.
4. Понятийный компонент данного концепта в сознании пишущих актуализирует смыслы чувство, качество (основная масса авторов именно так квалифицировала дружбу). Лишь несколько человек писали, что это отношения между людьми. Между тем, по данным проведенного нами семантического эксперимента, в ядре данного семантического поля центральное положение занимают области доверия, отношений, общения, поддержки привязанности. Области чувства, любви были менее интенсивно представлены в ответах реципиентов.
5. Общее смысловое развертывание текстов проходило в трех направлениях: нравственно-поучительное, эпохально-историческое, жизненно-бытовое. Как правило, авторы совмещали разные смысловые стратегии. Любой вариант смыслового развития текстов осуществлялся с помощью стратегий интерпретирования содержания доминантных концептов с использованием операции категоризации. В одних случаях осуществлялась оценочно-понятийная интерпретация концепта путем отнесения его к общим категориям -существования, источника духовного богатства, ценности, отношений, качества, чувства и т.п.
6. Для всех типов актуализации смыслов привлекался прецедентный материал как средство доказательства правильности рассуждений и выводов авторов текста. Прецедентный набор, использованный в текстах о дружбе, - обширен по объему, разнороден по составу, превышает аналогичные наборы, зафиксированные в текстах сочинений на другие темы. В речевых произведениях школьников прецедентные высказывания, тексты, имена, личности - знаки, репрезентирующие стереотипные когнитивные структуры: Друг познается в беде; Старый друг лучше новых двух; Собака - друг человека и пр. Обнаружена зависимость количества и качества прецедентных знаков от типа смыслового развития текста. Не случайно паремии преобладали в текстах, реализующих нравственно-поучительную смысловую стратегию.
7. В речевых произведениях о дружбе представлены когнитивные пространства, содержащие образы сознания, образованные на основе всех компонентов концепта, но объем и глубина их развертывания в индивидуальных сознаниях различны. Обширны фрагменты, связанные с понятийным компонентом когнитивного пространства друг. Здесь видны следы глубокой аналитической работы сознания: приводятся критерии оценки того, может ли определенный человек быть другом, каким он должен стать, чтобы быть им: Она в любую минуту, отложив все дела, придет на помощь, даст ценный и разумный совет; Друг должен делать для тебя все возможное, а если надо, то и отдать жизнь за тебя. Такие высказывания отличаются модальностью долженствования, обнаруживая жесткость, категоричность требований не к себе, а к идеальному другу. Критерии оценки друга включали когнитивные структуры «безоговорочная помощь», «опора, поддержка», «общность интересов, чувств».
8. Сложные области смыслового пересечения обнаружились при репрезентации концептуальных полей дружба - любовь. Здесь так же, как и в предыдущем фрагменте, достаточно сильно выражен компонент рефлексии, в том числе, метаязыковой.
9. Данный концепт объемно сформирован в сознании старшеклассников (что подтверждается ассоциативными и семантическими экспериментами). В нем значительны эмотивные, оценочные, понятийные составляющие. Феномен затрагивает жизнь каждого человека. Именно это обусловило больший объем сочинений (по сравнению с сочинениями на две другие темы) и большую смысловую и структурную сложность текстов.
Психолингвистическое воссоздание ценностных концептов как части языкового сознания младших школьников включало исследование 30 стимулов, сориентированных на ценностную составляющую ЯС: жизнь, сильный, труд, душа, свободный, долг, щедрый, любить, мудрый, Родина, закон, честь, красота, запрет, герой, семья, верить, мама, обманывать, отец, команда, дом, преступление, умный, друг, деньги, старость, мужественный, совесть, счастье. В результате АЭ были получены АП и на их основе построены модели концептов, выявлены типы компонентов концептов, произведен их анализ: в АП ДОМ. Наиболее частотной реакцией является реакция семья (20%), все последующие реакции имеют высокую дробность - родина (5%), жильё, квартира, крепость (4%), здание, большой, коттедж (3%) и т.д. Высокий показатель единичных ответов (31%), а также отказов (15%). В ответах всех категорий информантов-школьников преобладает реакция семья, отражающая ценностные ориентиры детей в этом возрасте. Большую долю составляют реакции-симиляры (А.А. Залевская) - лексемы, близкие по семантике в языковом сознании испытуемых, причем как общелитературные, так и разговорно-просторечные: жильё, квартира, крепость, здание, коттедж, хаус, house, хата, жилище.
Морфологическая принадлежность слова-стимула предопределила атрибутивные реакции: большой, надёжный, деревянный, крепкий, домашний. Стремление развернуть семантическое толкование отражено в реакциях крепость моя, место для житья, где живет человек, крыша над головой.
Значительное место занимают реакции предметного (кот, очаг, хранитель), оценочного (тюрьма, тепло, покой, здоровье), локативного (земля, жизнь, жить) типа.
В ядре концепта ДОМ ведущую позицию занимает реакция семья. Ближнюю периферию образуют реакции, маркирующие разные значения стимула: родина, жильё, квартира, крепость. Дальняя периферия включает реакции, реализующие только одно значение - «строение»: здание, большой, коттедж, строитель и т.д.
Периферийные и единичные реакции составляют высокий процент ответов. Их описание имеет большое значение, так как они служат источником дальнейшего развития ядра концепта.
В соответствии с типологией ассоциаций, включающей синтагматические, парадигматические, родо-видовые, реакции, имеющие фонетическое сходство со стимулом, клишированные, личные [18. С. 131], периферия концепта ДОМ распределяется так:
• парадигматические реакции , родина, хаус, house, хата, гнездо, жилище, тюрьма, школа;
- грамматический класс таких реакций совпадает с грамматическим классом слова-стимула. Такие реакции, по В.П. Белянину, подчиняются принципу «минимального контраста», т.е. они, минимально отличаясь от слова-стимула, способны актуализировать его семантический состав. Подобные реакции являются признаками-показателями, входящими в состав стимула.
• синтагматические реакции: надёжный, деревянный, крепкий, домашний, родной; - грамматический класс реакций отличен от грамматического класса стимула.
• родо-видовые: очаг, кирпичи, подвал;
• клишированные: крыша над головой, крепость моя;
• личные: кот, житьё, Рублёвка, строители, где живёт человек, место для житья;
АЭ помог выделить в слове-стимуле психологический компонент, который не всегда отражён в лексическом значении слова. Так, в концепте ДОМ в ходе АЭ обнаружи-
лись компоненты родина, тюрьма, школа и др., не отраженные в структуре словарного значения слова.
Рецептивный эксперимент выявил восприятие концепта ДОМ испытуемыми в эмо-тивно-чувственном аспекте как хороший (68%), светлый (62%), сильный (48%), что приближено к индексу +3. Параметры плохой, слабый, тёмный не были привлечены реципиентами, что может свидетельствовать о высоком ранге концепта в языковом сознании школьников 10-12 лет.
Результаты АЭ и РЭ непротиворечивы, при этом АЭ выявил центральное ассоциативное значение концепта ДОМ - семья, а РЭ охарактеризовал периферийные данные -парадигматические реакции на стимул. Реакции хаус, house, гнездо, жилище могут быть интерпретированы в рецептивном ключе как хороший, сильный, светлый. Эти качественные характеристики дополняют данные ассоциативного эксперимента: надёжный, деревянный, крепкий, домашний, родной. В целом концепт ДОМ для школьников 10-12 лет содержит положительный оценочный сектор с прочными ассоциативными связями.
Модель концепта ДОМ имеет следующий вид: Представление - 34%, Понятие -25%, Ассоциация - 23%, Эмоция+оценка - 10%, Предметное содержание - 8%. Секторы представления, понятия и ассоциаций незначительно отличаются друг от друга по объему.
Ядро концепта СЕМЬЯ образует реакция любовь (13%). Ближнюю периферию образуют реакции дети (9%), люди (6%). Единичные реакции занимают 38%. Отказы - 14%.
Ассоциаты на стимул СЕМЬЯ образуют следующие группы:
• «чувства»: любовь, дружба, любовь друг к другу, вера, уважение, доверие.
• «состав семьи»: дети; родители; мама, папа; я+мама+папа; брат; сестра; прадедушка; мама, папа, брат; дочь, сын, мама, папа; мама, папа и братья; сестра, мама, папа; мама, папа, я бабушка; мама, папа; предки.
• «оценочная характеристика»: ячейка общества, большая, крепкая, дружная, семейный, счастливый, вместе, труд.
• «абстрактные»: будущее, свет, человечность, общество.
• «локативно-оценочные»: крепость, малая родина, уют в доме, дом, жизнь.
При анализе ассоциаций не выявлены реакции с отрицательной оценочной составляющей при акцентировании смыслов состава семьи, что свидетельствует о максимальной приближенности концепта к личностному восприятию испытуемых.
По данным рецептивного эксперимента, концепт СЕМЬЯ оценивается испытуемыми по наиболее интенсивным признакам как хороший (69%), светлый (68%), сильный (54%). Шкала с отрицательными значениями индексов не была отмечена реципиентами. Сопоставив данные САЭ и РЭ, получаем в целом положительно воспринимаемый концепт, базирующийся на индивидуально-ценностных принципах.
В структуре этого концепта значителен компонент Представление - 60%. Его объем значительно превышает объемы других секторов. Эмоциональное отношение к семье в процессе концептуализации проявлено гораздо слабее, чем это было в предыдущем случае (Эмоция+оценка - 24%). Предметные и Понятийные компоненты представлены в незначительной степени.
На стимул РОДИНА наиболее частотной является реакция Россия (16%). Реакция жизнь (второй ранг в ядре) составила 8% ответов. Немногим меньше показатель реакций дом (7%), моя (6%), отчизна (5%). Каждая из последующих реакций занимает долю менее 5%: страна (4%), любовь (3%), Москва, война, земля, Омск, деревня (2%). Единичные ответы составили 23% от общего числа реакций. Отказы - 18%. В ядерную часть концепта РОДИНА входит реакция Россия (16%), что довольно предсказуемо. Ближняя и дальняя периферия содержат реакции-симиляры: отчизна, страна, земля. Имеются реакции, выражающие противопоставление город - деревня: город, деревня, Омск, Москва. Интересен тот факт, что реакции земля и деревня давали как деревенские, так и городские школьники, а реакции - названия городов Омск, Москва, - только жители города.
В ближнюю периферию входят реакции жизнь, дом, моя, выражающие субъективное представление испытуемых о данном слове-стимуле. В структуре концепта присутствуют компоненты любовь и война. Рецептивные характеристики концепта РОДИНА: значения параметров хороший (76%), светлый (77%), сильный (75%) наиболее приближены к индексу +3. С индексом +2 соотносятся показатели хороший (17%), сильный (15%), светлый (13%). Это наиболее активные показатели качественных и количественных характеристик концепта РОДИНА. НА этом основании можно говорить о высоком ранге данного концепта в языковом сознании испытуемых. При сопоставлении данных САЭ и РЭ видно, что РЭ дополнительно характеризует ядерную часть концепта. Так, Родина - Россия в языковом сознании испытуемых оценивается как хорошая, сильная, светлая, причём показатели эти примерно равны (76%:77%:75%). Отрицательные значения шкал РЭ испытуемыми не были отмечены.
Состав концепта СТАРОСТЬ таков: ядерная часть включает в себя реакции не радость и дед (12%). Ближняя периферия образуется реакциями смерть (8%), моло-дость(7%). Дальнюю периферию составляют реакции пожилой и мудрость (4%). Единичные ответы составляют 35% от общего процента реакций, отказы - 18%. На периферии можно выделить несколько тематических групп:
• «внешнее»: морщины, седые волосы, палочка, без зубов, уход, пенсия.
• «внутреннее»: смерть, пожилой, мудрость, большая жизнь, плохо, умереть, сон, жалко, бедность, не очень, возраст, грусть, больно, жизнь, ум, доброта.
• «возраст»: молодость, пожилой, человек, старик, старый, бабушка, юность, молодой, дедушка.
В АП преобладают реакции-симиляры: дед, смерть, пожилой, мудрость, морщины, беспомощный, старик, старый, бабушка, седые волосы, много лет, умереть, бедность, возраст, грусть, пожилые, дедушка, ум. Немало и реакций-оппозитов: молодость, новый, юность, молодой.
Показатели рецептивного эксперимента распределились по шкалам следующим образом:
параметр плохой с индексом - 3 (29%); параметр слабый с индексом - 3 (26%);
параметр светлый с индексом +3 (31%).
Это свидетельствует о том, что СТАРОСТЬ воспринимается испытуемыми в целом как нечто плохое и слабое, однако светлое. Наиболее стереотипизированными рецептивными реакциями на стимул старость являются реакции плохой — слабый — светлый с показателями - 3, - 3, +3.
В этом эксперименте оказались заполнены все показатели шкал - как положительные, так и отрицательные. Реакции распределены практически равномерно между положительными и отрицательными индексами, что свидетельствует о семантической насыщенности концепта.
Результаты эксперимента показывают количественную близость крайних, разнополюсных реакций: хороший — плохой +3 (25%) / - 3(29%); сильный — слабый +3 (23%) / -3(26%); только в параметре светлый — тёмный наиболее ярко выражена оценка +3 (31%), тогда как - 3 (14%) - т.о. реакции испытуемых распределились практически равномерно от (+) к ( -). По наиболее ярким показателям индексов рецептивная составляющая концепта СТАРОСТЬ складывается из параметров плохой, слабый и светлый.
Наложение данных САЭ и РЭ позволяет делать выводы о том, что большинством испытуемых концепт СТАРОСТЬ воспринимается как отрицательное, негативное явление, однако наличие реакций молодость, мудрость, большая жизнь, ум, доброта и др. свидетельствует об амбивалентности оценочного компонента концепта. Рецептивные данные подтверждают эту тенденцию: зафиксировано отношение реципиентов-младших школьников к старости как к чему-то плохому, слабому, но светлому.
Концепт СТАРОСТЬ имеет следующую структуру: Эмоция+оценка - 33%, Ассоциации - 13%, Понятие - 10% и Предметное содержание - 3%.
Ядро концепта ДОЛГ образует реакция деньги (29%), что свидетельствует о перемещении ядерных признаков концепта (в РАСе такая реакция имеет только третий ранг в ядре АП). Единичные ответы - 34%. Отказы составляют 18%. в семантический состав концепта входят реакции, которые можно распределить по нескольким тематическим группам:
«деньги»: деньги, заплатить, расплата, зарплата, отдавать;
«обязательство»: выполнить, обязанность, обязан, должен, сделать, приказ, выполнение, армия, мужчина;
«школа»: учиться, класс, школа, делать уроки.
«кому (чему) - либо/перед кем (чем) - либо»: Отечеству, перед Родиной, перед мамой.
Результаты РЭ свидетельствуют о восприятии испытуемыми стимула в параметрах плохой (37%), слабый (26%), тёмный (28%) при крайнем индексе отрицательной шкалы (-3). Реакции распределились по пространству всех параметров по шкалам от (+) к (-). Плотное распределение реакций по всей сетке эксперимента свидетельствует о несформи-рованном отношении к концепту в ЯС испытуемых.
Элементы концепта ДОЛГ распределились следующим образом. Представление -36%, Предметное содержание - 26%, Эмоция+оценка - 19%, Ассоциация - 14%, Понятие - 5%.
Психолингвистическое описание вербальной репрезентации системы жизненных ценностей в языковом сознании жителей Омска 18-22 лет показало следующее [см. подробно 19. С. 176-190]. Ценностное именование СЕМЬЯ по частоте занимает в ответах респондентов-студентов лидирующую позицию. Оно ассоциируется у участников свободного ассоциативного эксперимента прежде всего с её членами, что подтверждается реакциями: дети, мать, мама, муж, жена, родители. Многие из информантов дали реакции, связанные с атмосферой в семье, акцентировав чувства и эмоции: любовь (9), тепло (4), радость (2), любимая (1), счастье (1). Другие реакции свидетельствуют о качестве семейных отношений: единство, единое целое (2), сплочение (2), верность (2), дружная (2), взаимопонимание (1) стабильность (1), гармония (1), и объектах, символизирующих их: тыл (1), опора (1), стена (1), крепость (1), круг (1), связи (1), узы (2). Многие респонденты ассоциируют семью с определённым местом: дом (22) и тем, что с ним связано: уют (2), очаг (1). Вызывают интерес некоторые единичные ассоциации, например, - необходимо
(1) (восстанавливается внутренняя предикативная связь: семья - это необходимо), сок (2) (реакция выводит на поверхность стереотипное ассоциирование, основанное на воспроизведении прецедентного рекламного текста - сок «Моя семья»), SIMS (1) (выявляет направление ассоциирования стимула с компьютерной игрой, суть которой - оформление интерьера дома, в котором живёт семья). Примечательно, что слово-реакцию дети дали 16 юношей и 3 девушки. Респонденты привели данную реакцию как обобщённое понятии без конкретизации. Отсутствие таких реакций, как сын, сынуля, сыночек, дочь, доченька и подобных, свидетельствует, что понятие не интериоризировано респондентами: дети не осознаются ими как их собственные, что объясняется возрастом участников эксперимента.
Второй по частоте и значимости ценностью, названной респондентами, стала ЛЮБОВЬ [описание концептуальной области данного стимула, полученного в массиве экспериментов см. 20. С. 11-29]. В ядре АП лидирует реакция сердце, страсть (17); доверие, чувство (15); дружба (14). Значителен сектор чувства и эмоции, сопровождающих любовь, их внешних проявлений: счастье (33); нежность (10), вера, верность (3), ревность
(2), ласка (2), ненависть (2), страх (1), зло (1), страсть (1), слезы (1), бред (1), сумасшествие (1), приятное (1). У многих любовь ассоциируются с ее объектом: девушка (11), моя девушка, парень (1), вторая половина (1), мама (1), муж, мой муж, мужчина (1). Результатом любви является дети (6), семья (2), брак (1), Любовь как видовое понятие представлено словами-реакциями: чувства/чувство (12), секс (9), отношения (4), гармония (1),
чувства, взаимные чувства двух людей (1), чувства друг к другу; чувство, возникающее к другому полу; чувство, которое испытывают люди друг к другу (1).
При описании ценностно значимого стимула ДЕНЬГИ было получено АП, в котором численно преобладают секторы способы и различные источники получения денег (ср. выше с АП ДОЛГ, полученным по результатам АЭ с реципиентами-младшими школьниками). Таким образом, деньги воспринимаются участниками эксперимента как следствие определённых действий, деятельности, качеств и т.д.: работа (10), бизнес (2), стипендия
(2), ум (1), карьера (1), труд (1), заработок, зарплата, хорошая зарплата (3). Деньги у респондентов ассоциированы с их количеством - как правило, большим: богатство (6), много, очень много (4), достаток (3); капитал (2), прибыль (1), роскошь (1), бешеные (1), реже небольшим: мало, причем очень (1), не хватает (1), не помешают (1), отсутствуют (1). Состояние при их наличии: счастье (3), свобода (4), обеспеченность (2), беззаботность (1), спокойствие (1), кайф (1). Результат обладания ими: власть (7), слава (1), возможности
(3), пища, еда (3), квартира (1), отдых (1), блага (1), проблема (1), удовольствия (2), покупка (2), магазины (2), товар (1). Сами же деньги осознаются респондентами как средство достижения, средство к существованию, средство для жизни (4). Деньги как родовое понятие представлены номинациями видов денежных знаков, которые отражают отношение к этой ценности: монеты (2), бумага (3), бумажные (1), металл (1), а также денежные единицы: доллар(ы) (4), зелень (1).
Эти тенденции неслучайны. АП, построенное по результатам АЭ с реципиентами-школьниками, показывает наличие сходных оценочных и предметных стратегий ассоциирования уже в подростковом возрасте. При этом у детей в ядре самой частотной оказываются реакции, связанные с большим количеством денег: богатство (48); много, счастье, (24); бумажки (21); кошелёк, (15); банк, магазины (12); машина, работа, слава (9); бизнес, бумага, возможности, евро, жизнь, монеты, покупка, одежда, сладости, шопинг (6). При этом реакции, связанные со смысловой сферой работы, имеют более низкие ранги, а сектор оценки отличается амбивалентностью: зло (15), ура! (12) отлично, прекрасно, светло, хорошо (6); несчастье, грех (6), свобода выбора, бесполезная, но нужная вещь, преступление, ужас (1).
В АП ценностно ориентированного стимула РАБОТА первое место по частоте занимает ассоциат, представляющий собой симиляр по отношению к слову-стимулу - труд (24). В экспериментальном материале встречаются и другие слова-реакции, близкие по смыслу слову-стимулу: дело (3), деятельность (1), занятие (1). Выполнение работы, по данным испытуемых, должно сопровождаться такими требованиями и качествами, как ответственность (1), добросовестное несение службы (1), нужно выполнять добросовестно (1), честность (1). Одновременно с осознанием работы как ценности, она ассоциируется с такими смыслами, как усталость (5), трудности, трудность, трудная (3), рутина (1), пахать (1), силы (1), пот (1), несвобода (1), долг (1), неохота (1), ушат (1). Обнаруживаются и ряд оппозитивных ассоциаций: хорошая (2), призвание (2), удовольствие (1), любимая (1), нравится (1), приятная обязанность (1), интерес (1), гордость (1). Для многих участников эксперимента работа - это ее «финансовый результат»: деньги (17), заработок (1), зарплата (3), доход (1), обеспечение (1). Для нескольких респондентов работа связана с профессиональным ростом: карьера (6), звание (2), цель (1). Неотъемлемой частью работы испытуемые считают временное ограничение: занятость (3), на долгое время (1), время
(1), вставать в шесть утра (1), вечер (1), от заката до рассвета (1). Некоторые респонденты давали реакции, являющиеся ситуативными оппозициями по отношению к работе: дом
(2), семья (2). В других реакциях отражены также место работы и род деятельности: театр (1), университет (1), каморка (1), музыка (1), милиция (1), юрист (1).
Несмотря на то, что работа и карьера оказываются содержательно близкими понятиями, ассоциативный ореол соответствующих стимульных слов не одинаков. В АП слов-стимулов РАБОТА и КАРЬЕРА первые две позиции резко отличаются от последующих по критерию частоты [19. С 180-181]. И.Г. Бескоровайная связывает такую особенность с
высокой степенью стереотипизации сознания. В ядре поля преобладает реакция работа (26) как необходимое условие карьеры. Есть ассоциации, связывающие карьеру со способом её реализации, достижения, - это образование (2), учеба (2), профессия (2), профессионализм (1), служба (1), интеллект (1).
Большинство реакций респондентов объединено смыслом «стремления вверх, вперед»: рост (11), лестница (3), продвижение (2), стремление (2), развитие (1), достичь всех высот (1), направленность (1), достижение (1), цель (2), будущее (2), дальнейшая жизнь (1), гонки (1), бег (1).
И.Г. Бескоровайная отмечает: «У многих карьера ассоциируется с зафиксированным достигнутым результатом: деньги (20), успех (10), власть (3), высокая должность (3), слава (2), престижно (2), звание (1), полковник (1), уважение (1), уверенность (1), престиж, положение (1), зарплата (1), обеспеченность (1). Единичные и немногочисленные реакции акцентируют внимание на месте реализации карьеры: место работы (1), фирма (1); содержат связи со смыслом жизни: жизнь (2), смысл жизни (1), мечта (1), хочу (1), нужная вещь (1); оценивают карьеру как нечто трудоёмкое и неприятное: трудности (1), труд (1), грязь (1), крах (1)» [19. С. 181].
Подведем итоги.
• Параллельное воссоздание разных структур языкового сознания, описание семантики слов как достояния индивида, моделирование механизмов функционирования языковой способности и уровня речевой компетенции с помощью экспериментальных методик с участием территориально ограниченного состава реципиентов дает объемную картину взаимосвязанных образов сознания жителей определенного региона.
• Ассоциативный, семантический и рецептивный эксперименты с одним и тем же стимульным списком и составом реципиентов позволяют осуществить «вход» в структуры языкового сознания с разных сторон, не только верифицируя результаты, полученные на предыдущем этапе, но и достраивая образы сознания до «трехмерной конструкции» (ассоциативное значение, семантическая структура, эмотив-но-чувственное значение).
• Категория языкового сознания, применяемая как моделирующее устройство, может быть развернута в сторону описания специфики смыслообразования носителей русского языка, живущих в одном регионе, и в таком случае приобретает статус регионального языкового сознания.
• Диагностика языковой (когнитивной) способности как совокупности операционально-действенных когнитивных стратегий, осуществляющих вербализацию знаний и мнений, возможна с помощью ассоциативного эксперимента через выявление устойчивых связей стимула и реакции, а также через развертывание механизма предицирования в ходе семантического дефиниционного эксперимента. Диагностика языковой способности и речевой компетентности доступна при продуцировании речевых произведений (текстов), в основе которых находились смысловые доминанты, сориентированные на состав стимульного списка, разработанного для всех этапов экспериментов. Во всех случаях мы имеем дело с разными проявлениями универсального механизма вербализации ментального содержания, способного к развитию по законам функциональных систем.
• Разные условия речевой деятельности определяют разные типы мотивации говорящих, приводят к разным способам «овнешнения» образов сознания.
• При разнонаправленном экспериментальном исследовании обнаруживается сходство и различие частей одних и тех же когнитивных структур, функционирующих в «речи для себя» (все типы ассоциативного и семантического экспериментов) и в «речи для других» (написание сочинения на заданную тему).
• Составы семантических полей и ассоциативных полей имеют сходный вид, отличаясь разными рангами компонентов ядра, объемом периферии.
• Уровень стереотипизации языкового сознания проявился в составе (количественном и качественном) ядерных секторов АП, совпадении семантических категорий СП, сходным набором стратегий смыслового, концептуального, семантического развертывания текстов сочинений вне зависимости от тем. В последнем случае это проявилось в развитии речевых произведений в трех направлениях: нравственно-поучительное, эпохально-историческое, жизненно-бытовое. При этом любой вариант смыслового развития текстов происходил с помощью стратегий интерпретирования содержания доминантных концептов с использованием операции категоризации.
• Прецедентные когнитивные структуры обнаружились во всех типах речевой деятельности. Их немного в АП, несколько больше в СП и много в текстах сочинений. В последних прецедентный материал привлекался как средство доказательства правильности рассуждений и выводов авторов текста. Прецедентные наборы отличаются определенной универсальностью. С помощью прецедентных единиц чаще всего репрезентируются стереотипные когнитивные структуры, изначально оцениваемые пишущими как истинные. Выявлена зависимость количества и качества прецедентых знаков от типа смыслового развития текста: чем «нравственнее» тема сочинения, тем отчетливее выражена нравственно-поучительная смысловая стратегия пишущих, тем больше в текстах прецедентных единиц, особенно паремий.
• Участие в экспериментах разновозрастных групп реципиентов позволяет увидеть универсальные и возрастные тенденции формирования концептосистем, устойчивость отдельных когнитивных областей, динамику развития отдельных концептов, прогнозировать направление изменения состава. Исследование ассоциативных полей концептов и их структуры с помощью АЭ и РЭ экспериментально подтвердило гипотезу о возрастной специфике формирования ядерных фрагментов ЯС. В период младшего школьного возраста происходит формирование состава этических концептов. С помощью ассоциативного эксперимента подтвердилось предположение о том, что образы сознания школьника не могут характеризоваться выраженной целостностью, структурностью, константностью.
• Объемность ряда концептов в сознании молодых жителей г. Омска (напимер, любовь, дружба, Родина, семья, деньги) проявляется в значительности состава АП, сложности отношений внутри СП, наличии в АП и СП значительных по объему эмотивных, оценочных, понятийных составляющих. Важность, значимость феномена, отраженного в виде образов сознания, проявилась в величине рефлексийного сектора полей, большом объем сочинений, смысловой и структурной сложности текстов.
Литература
1. Пищальникова В.А. Общее языкознание: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. - 240 с.
2. Залевская А.А. Слово. Текст. Избранные труды. - М.: Гнозис, 2005. - 542с.
3. Залевская А.А. Языковое сознание и описательная модель языка // Методология современной лингвистики. - М.: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003б. - С. 35-49.
4. Залевская А.А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. - 2003а. - № 1. - С.30-34.
5. Бутакова Л.О. Языковое пространство сибирского города как основа для экспериментального моделирования языкового сознания носителя: к постановке проблемы * При поддержке гранта РГНФ 09-04-00185а // Русистика: прошлое и настоящее национального языка. Сб. ст., посвященный 70-летию проф. Б.И Осипова / под ред. М.А. Харламовой. - Омск: Изд-во Омского госун-та, 2009. - С. 234-244.
6. Бутакова Л.О. Лингвистическое бытие языкового сознания: между Сциллой и Харибдой // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. - М.: ИЯ РАН, МГЛУ, 2006а. - Вып. 11. - С. 57-65.
7. Бутакова Л.О. Методология изучения динамики языкового сознания жителей города * При поддержке гранта РГНФ 09-04-00185а // Изменяющийся славянский мир: новое в лингвистике: сборник статей; отв. ред. М.В. Пименова. Севастополь: Рибэст, 2009. - Серия «Славянский мир». Вып. 2. С.219-226.
8. Бутакова Л.О. Отделим ли «конструкт» от «феномена» или сколько может быть языковых сознаний? // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006б. - Вып.10. - С. 18-31.
9. Бутакова Л.О. Языковое сознание как описательная модель языка жителей города* При поддержке гранта РГНФ 09-04-00185а // Горизонты психолингвистики. Материалы Международной научно-практической конф., посвященной 80-летию проф. А.А. Залевской (Тверь, 23-24 октября 2009г.). Отв. ред. Е.М. Масленникова. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - С. 54-60.
10. Гуц Е.Н. Динамика ассоциативных полей слов, входящих в ядро языкового сознания подростка // Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 15-17 июня 2009 г. / Ред. коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв. редактор), О.В. Балясникова, Е.С. Ощепкова, Н.В.Уфимцева. - М.: Изд-во «Эйдос», 2009.- С.205 - 206.
11. Гуц Е.Н. Значение как достояние индивида: региональное исследование * При поддержке гранта РГНФ 09-04-00185а // Славянские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Т.П. Ро-гожниковой. Омск: «Вариант-Омск», 2009. - Вып. XIII. Языки и культуры. - С.233-241.
12. Коротун О.В. Концептуализация представлений о внешности человека в русской языковой картине мира * При поддержке гранта РГНФ 09-04-00185а // Настоящи изследвания - 2009: материали за V международна научна практична конференция. Т. 9. Филологични науки. София. «Бял град-БГ» ООД, 2009. - С. 28-33.
13. Коротун О.В. Стереотипное представление о русских в языковом сознании жителей г. Омска* При поддержке гранта РГНФ 09-04-00185а // Вестник Омского университета. - 2009. №3 (53). - С. 188-192.
14. Коротун О.В. Этнические стереотипы в языковом сознании современного городского жителя (сопоставительный аспект) * При поддержке гранта РГНФ 09-04-00185а // Новое в славянской филологии: сб. статей; отв. Ред М.В. Пименова. Серия «славянский мир». Вып. 4. Севастополь: Рибэст, 2009. - С. 235-247.
15. Орлова Н.В. Художественный текст в восприятии и представлении школьников // Славянские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием * При поддержке гранта РГНФ 09-04-00185а / Под ред. Т.П. Рогожниковой. - Омск: «Вариант-Омск». Вып. XIII. Языки и культуры. 2009. - С. 255-262.
16. Орлова Н.В. Особенности художественной коммуникации в условиях школьного урока * При поддержке гранта РГНФ 09-04-00185а // IV Международные Бо-дуэновские чтения (Казань, 25-28 сентября 2009 г.). Труды и материалы. - Казань, 2009. Т. 2. - С. 211-213.
17. Орлова Н.В. Речевое произведение школьника в контексте русской культуры * При поддержке гранта РГНФ 09-04-00185а // Вестник Омского университета. - 2009.
- № 3. - С. 152-156.
18. Белянин В.П. Психолингвистика. - М.: Флинта, 2003. - 232 с.
19. Бескоровайная И.Г. Вербальная репрезентация системы жизненных ценностей: экспериментальный подход // Филологический ежегодник / Под ред. Л.О.Бутаковой.
- Омск: Омск. гос. ун-т, 2009-2010. Вып. 9. - 180 с.
20. Бутакова Л.О. Психолингвистические модели, сориентированные на реконструкцию фрагментов сознания (на примере моделей концептуального пространства любовных отношений) * Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 09-04-00185а // Ме-
тодология современного языкознания: Сб. статей / отв. Ред Сонин А.Г., Баранов А.С. - М.: АСОУ. - 2010 - 260 с.
Е.В. Вилисова
ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ ЮРИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СВОБОДНОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
Языковое сознание в отечественной психолингвистике трактуется Е.Ф. Тарасовым как «совокупность перцептивных и концептуальных знаний личности об объекте реального мира, опосредованный языком образ мира той или иной культуры. Функционирование языкового сознания связано с механизмами порождения, понимания речи и хранения языка в сознании, то есть психическими механизмами, обеспечивающими процесс речевой деятельности человека» [1].
А. Вежбицкая указывает, что языковое сознание обладает разными уровнями, оно содержит факты, лежащие на поверхности, и факты, скрытые глубоко [2. С. 244]. В выборе языковых средств и в процессах понимания текста участвуют бессознательные механизмы и осознанные действия. Как правило, этот выбор индивидуален и ситуативно обусловлен.
Общеизвестно, что языковое сознание личности испытывает определённое влияние со стороны профессиональной сферы.
Цель нашего исследования - выявить особенности влияния профессиональной культуры на языковое сознание юристов. Предметом исследования выступила специфика образов языкового сознания представителей юридической профессиональной культуры.
Для достижения поставленной цели мы предприняли исследование данных свободного ассоциативного эксперимента (далее - АЭ). Изучив специализированные тексты, мы составили анкету, включающую 97 многозначных слов, которые у представителей разных специальностей могут иметь разное значение. Эксперимент проходил в 2 этапа. По результатам пилотажного эксперимента анкета была сокращена и переработана. В эксперименте приняли участие студенты, обучающиеся на 3-5 курсах Южно-Уральского государственного университета, а также юристы-специалисты, работающие по специальности более 10 лет.
Языковое сознание юриста формируется под воздействием специализированной сферы - юриспруденции. Центральным компонентом сознания представителей данной профессиональной группы должно быть правовое сознание, которое тесно переплетено с нравственной, политической, религиозной формами общественного сознания. Одним из уровней правосознания является профессиональное правосознание, которое «складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности». С.С. Алексеев говорит о том, что «субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения» [3. С. 279].
В правосознании отражается общественная жизнь. В качестве специфических способов отражения В.В. Кожевников называет правовые категории и понятия: права и обязанности, закон и законность, суд и правосудие и т.д. [4. С. 15].
Рассмотрим особенности восприятия юристами таких понятий как «закон» и «права». Частотные реакции на стимул «закон»: федеральный, конституционный, нормативный, уголовный кодекс, кодекс, право, истина, порядок, соблюдать, суд, правило, акт, сила.
В юриспруденции понятие «закон» относится к сфере, которая моделирует и регулирует модель должного поведения. Согласно энциклопедии юриста, конституционный закон является совокупностью нормативных актов, которые образуют конституцию госу-