Научная статья на тему 'Проект "региональное языковое сознание: возрастной аспект"'

Проект "региональное языковое сознание: возрастной аспект" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
247
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАЧЕНИЕ / MEANING / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / ЗНАЧЕНИЕ КАК ДОСТОЯНИЕ ИНДИВИДА / VALUE AS AN INDIVIDUAL'S INHERITANCE / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / EXPERIMENTAL METHODS / ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ / LANGUAGE ABILITY / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SPEECH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бутакова Лариса Олеговна, Гуц Елена Николаевна, Орлова Наталья Васильевна

В статье рассматривается исследование языкового сознания, языковой способности и речевой компетенции жителей невзрослого возраста отдельного региона, а также характер дискурсивного пространства как формирующей среды указанных феноменов в психолингвистических работах омских лингвистов. Показаны направления исследований, сформулирована основная концепция актуального проекта решение междисциплинарной (онто-, психо-, социолингвистической, дискурсоориентированной) проблемы влияния коммуникативной среды на языковую личность в возрасте от 5 до 14 лет. В исследовании акцентируется региональный аспект: дискурсивный материал относится к одному региону (Омская область), участники коммуникаций дифференцируются по социолингвистическому признаку «место проживания» (областной центр / сельские районы области). Особенность концепции данного проекта состоит в том, что психолингвистика выступает как ведущий метод анализа и описания значения дискурсоориентированных слов, включая т.н. актуальную лексику, с одной стороны, как экспериментальная составляющая мониторинга ценностей (коммуникативных, социальных, моральных, материальных), транслируемых и прививаемых доступной детям информационной средой: в ходе опросов и анкетирования социо-психолингвистического характера, а также психолингвистических экспериментов, направленных на реконструкцию языкового сознания, с другой; как метод, дающий дополнительные и верификационные результаты для когнитивно-дискурсивных и дискурсивных методик, с третьей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бутакова Лариса Олеговна, Гуц Елена Николаевна, Орлова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Project "Regional Language Consciousness: The Age Aspect"

Studies of language consciousness, language ability and speech competence of residents of one region of non-adult age, the nature of the discursive space as a formative environment of these phenomena in the psycholinguistic works of Omsk linguists are considered. The research directions are shown, the main concept of the current project is formulated the solution of the interdisciplinary (onto-, psycho-, sociolinguistic, discourse-oriented) problem of the influence of the communicative environment on the linguistic personality at the age of 5 to 14 years. The regional aspect is emphasized in the study: the discursive material refers to one region (Omsk region), the participants in communications differentiate according to the sociolinguistic trait «place of residence» (oblast center / rural areas of the region). Psycholinguistics acts as the leading method for analyzing and describing the meaning of discourse-oriented words, including the so-called actual vocabulary, on the one hand. In addition, it manifests itself as an experimental component of the monitoring of values (communicative, social, moral, material) that are broadcast and instilled into the information environment accessible to children (in interviews and questionnaires of a socio-psycholinguistic nature, as well as psycholinguistic experiments aimed at reconstructing linguistic consciousness). Finally, as a method that gives additional and verification results for cognitive-discursive and discursive techniques, with the third. This is the conceptual feature of the project. The age range of the participants of the discursive space under study is limited to the period of 5-14 years corresponding to the beginning of the «two thousand-year» period (along with childhood, the adolescent age falls into the attention zone, and data on older age groups (15-16 years).

Текст научной работы на тему «Проект "региональное языковое сознание: возрастной аспект"»

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В РЕГИОНАХ РОССИИ

УДК 81'33 DOI: 10.30982/2077-5911-2-146-167

ПРОЕКТ

«РЕГИОНАЛЬНОЕ ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ: ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ»1

Бутакова Лариса Олеговна

доктор филологических наук, профессор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

[email protected]

Гуц Елена Николаевна

доктор филологических наук, профессор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

egoots@yandex. т

Орлова Наталья Васильевна

доктор филологических наук, профессор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского,

[email protected]

В статье рассматривается исследование языкового сознания, языковой способности и речевой компетенции жителей невзрослого возраста отдельного региона, а также характер дискурсивного пространства как формирующей среды указанных феноменов в психолингвистических работах омских лингвистов. Показаны направления исследований, сформулирована основная концепция актуального проекта -решение междисциплинарной (онто-, психо-, социолингвистической, дискурсоори-ентированной) проблемы влияния коммуникативной среды на языковую личность в возрасте от 5 до 14 лет. В исследовании акцентируется региональный аспект: дискурсивный материал относится к одному региону (Омская область), участники коммуникаций дифференцируются по социолингвистическому признаку «место проживания» (областной центр / сельские районы области).

Особенность концепции данного проекта состоит в том, что психолингвистика выступает как ведущий метод анализа и описания значения дискурсоориентиро-ванных слов, включая т.н. актуальную лексику, с одной стороны, как экспериментальная составляющая мониторинга ценностей (коммуникативных, социальных, моральных, материальных), транслируемых и прививаемых доступной детям информационной средой: в ходе опросов и анкетирования социо-психолингвистиче-ского характера, а также психолингвистических экспериментов, направленных на реконструкцию языкового сознания, с другой; как метод, дающий дополнительные и верификационные результаты для когнитивно-дискурсивных и дискурсивных методик, с третьей.

1 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №№ 15-04-00325 «Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ институциональных и персональных коммуникаций с участием ребенка».

Возрастной диапазон участников исследуемого дискурсивного пространства ограничен периодом 5-14 лет, соответствующим в своей верхней границе началу «эпохи двухтысячных» (наряду с детством, в зону внимания попадает подростковый возраст, а для выявления динамики языкового сознания привлекаются данные по более старшим возрастным группам (15-16 лет)).

Ключевые слова: значение, языковое сознание, значение как достояние индивида, экспериментальные методы, языковая способность, речевая компетенция

Данный проект объединяет теоретические и экспериментальные исследования языкового сознания подростков, детей разного школьного возраста, направлен на установление уровня развития языковой способности и речевой компетенции как достояния невзрослых носителей языка с помощью сопоставления ассоциативных, семантических, рецептивных, цветовых данных, а также текстов сочинений и эссе на свободные и заданные темы в режиме однократной, повторяющейся и лонгитюд-ной фиксации.

В проекте осуществляется совершенствование методик психолингвистических экспериментов (применение к одной аудитории и одному стимульному материалу разных типов ассоциативных и семантических методик) с целью получения сопоставимых баз данных и сведений о способах актуализации определенных участков ассоциативно-вербальной сети (АВС) с помощью создания разных режимов речевой деятельности; применение разных способов анализа ассоциативных и семантических полей (построение моделей концепта, семантического гештальта, когнитивной структуры ассоциативного поля, модели психологического значения как структуры семантического поля; моделирование эмотивно-чувственного и цветового значения слова).

Начальным этапом проекта явилось исследование психолингвистических проблем структурирования языкового сознания подростка [Гуц 2005а, 2005б]. В работе не только применены базовые психолингвистические категории «языковое сознание», «ядро языкового сознания», интерпретированные в аспекте моделирования феноменов по известным методикам построения структуры ядра языкового сознания, но и доказано наличие в структуре ядра языкового сознания (ЯС) подростка образов сознания, связанных с некодифицированными лексическими элементами [Гуц 2005а: 59-120]. Работа имеет принципиальное значение по ряду причин: установлен уровень валидности, репрезентативности выборки информантов, создана алгоритмизированная схема анализа, показан путь создания нескольких моделей на одном и том же ассоциативном материале с использованием многоступенчатого применения одного вида эксперимента (ядро языкового сознания конструировалось на базе результатов трех этапов свободного ассоциативного эксперимента (САЭ), пилотажного и контрольного экспериментов; фрагменты АВС языковой личности подростка, связанные с некодифицированной лексикой, моделировались на этом же материале в виде системы пересекающихся реакций, для ядра языкового сознания подростка построен семантический гештальт; в качестве инструмента анализа семантики использовано понятие «психологическое значение» в духе понимания его А.Н. Леонтьевым - как образующей сознания, «моменте сознания» [Леонтьев А.Н. 2005: 100]). Важно то, что данное понятие применено как динамическая категория в

рамках интегративного подхода к исследованию языка как психического феномена [Гуц 20056: 25].

Вышеперечисленное многообразие процедур при наличии единого подхода дало возможность представить пути создания психолингвистических моделей, направленных на выявление разных компонентов языкового сознания, характера и величины связей единиц АВС, способов верификации и классифицирования экспериментальной базы, возможностей программной обработки результатов и т.п. Было показано, что психолингвистическое описание языкового сознания можно представить в виде многомерного конструкта, состоящего из объемных и плоскостных моделей разного уровня [Гуц 2005б: 25-26].

Практическим дополнением к работе стал «Ассоциативный словарь подростка» [Гуц 2004], включающий ассоциативные поля традиционного типа (от стимула к реакции, от наиболее частотных реакций к единичным).

Всё это, как и категории психологического значения, языкового сознания, было использовано в дальнейших исследованиях. В полной мере выработанные Е.Н. Гуц методики проведения ассоциативного эксперимента (АЭ) и обработки его результатов были применены в ходе выполнения гранта «Языковое сознание жителя сибирского города в онтогенезе (от 7 до 25 лет) (Проект РГНФ № 09-04-00185а 2009-2010 г.г.), который ознаменовал собой второй этап проекта.

Авторский коллектив в составе: Л.О. Бутакова (руководитель), Н.В. Орлова, Е.Н. Гуц, О.В. Коротун решал проблему описания динамических процессов в структуре языкового сознания жителей одного города, используя в качестве базовой психолингвистическую категорию «языковое сознание», содержание которой в традициях московской школы предстает как система «образов сознания, формируемых и овнешняемых при помощи языковых средств - слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей» [Тарасов 2000: 26]. Категория интерпретировалась в виде своеобразного моделирующего устройства, с помощью которого можно реконструировать знания, мнения, впечатления говорящих об определенных фрагментах действительности, сформированные в виде когнитивных структур, а также описывать семантику слов как достояния индивида [Бутакова 2010: 10].

На данном этапе для описания языкового сознания, реконструированного по результатам регионально ограниченного эксперимента, было введено понятие «региональное языковое сознание» - система образов сознания жителей определенного региона, «формируемых и овнешняемых при помощи языковых средств - слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей», реконструированных в результате разнонаправленных психолингвистических и лингвистических мероприятий [там же].

Содержание языкового сознания молодых жителей г. Омска диагностировалось с позиции теории речевой деятельности с помощью серии психолингвистических экспериментов (ассоциативных, семантических (дефиниционных), семантических (рецептивных) с одним и тем же стимульным списком) и когнитивно-дискурсивного анализа текстов сочинений на темы, актуализирующие те же составляющие сознания, что и слова, входящие в стимульные списки экспериментов. Были поставлены задачи исследовать динамику этической, эстетической, эмотивно-оценочной

составляющих языкового сознания жителей города Омска с акцентированием возрастной, тендерной, социальной дифференциации информантов.

В результате были получены выводы, касающиеся языкового сознания, языковой способности и речевой компетенции невзрослых жителей г. Омска и Омской области.

Установлена зависимость объема, сложности структурной организации семантического поля от возраста, социального и речевого опыта носителя языка.

Как и в диссертации Е.Н. Гуц, был применен принцип «горизонтального» и «вертикального» анализа полученного материала. С его помощью «по вертикали» оценивалось состояние языковой способности на основе сопоставления интеллектуального и речевого уровня развития и получен вывод о связи интеллектуального и коммуникативного развития. Наблюдения за одними и теми же учащимися 6-8 классов выявили следующую закономерность: если интеллектуальный показатель соответствует норме или превышает ее, то и речевой показатель высокий. Ряд учащихся в шестом классе показывал невысокие результаты как интеллектуального, так и речевого развития, зато к восьмому классу их речевое и интеллектуальное развитие достигло нормы либо превысило ее. Другие школьники отличаются неизменностью речевого показателя и снижением интеллектуального (по результатам эксперимента). Аналогичная ситуация проявилась в ходе анализа письменных работ. У учащихся с развитым интеллектом, хорошо сформированной языковой способностью, превышающей по некоторым параметрам возрастную норму, отмечается разветвленная концептуальная система, в которой присутствуют ценностные и оценочные компоненты ряда концептов, объемные ментальный и языковой лексиконы. Средняя длина текста для шестого класса составляет 45 предложений, длина предложения - 9,2 слов; средняя длина текста для восьмого класса составила 16 предложений, средняя длина предложения - 12,4 слова. Был замечен рост интеллектуального и речевого развития некоторых школьников, что соответствует представлениям о структурах языка как результате отражения основных отношений объективной действительности и способов общения, носителями которых для ребенка являются взрослые.

Третьим этапом проекта явилось разноаспектное описание устной и письменной речи школьников 1-х - 11-х классов (Н.В. Орлова) и исследование ценностных концептов студентов (Л.О. Бутакова, Е.Н. Гуц).

Исследование подтвердило квалификацию речи учащихся младшего и среднего школьного возраста как позднего этапа онтогенеза, на котором продолжают действовать «правила детской грамматики». Записи бесед, устные и письменные ответы на вопросы, сочинения разного объема и разных жанров рассматривались как гуманитарный учебный дискурс, в котором анализировались стратегии речевого поведения, манера письма, метатекстовая деятельность, концепты и ценности школьника конца первого десятилетия XX века. Сопоставление полученных данных с аналогичным материалом рубежа веков (1998-2003) позволило обозначить следующую динамику языкового сознания школьника.

Младший школьный возраст - более полутора тысяч единиц анализа: записанные на диктофон устные ответы на вопросы: Хороший человек - какой?, Плохой человек - какой?, Что вас огорчает?, Чему вы радуетесь?; За что тебя хвалит мама?

За что тебя хвалит папа?; письменные ответы на вопросы: Чему учит твоя сказка? Какие в ней мудрые мысли, мораль? (после сочинения детьми сказок); За что тебя хвалит мама? За что тебя хвалит папа? Родители ответили на вопросы: За что Вы хвалите своего ребенка? Ругаете ли Вы своего ребенка? Если да, то за что; письменные задания: «Напиши прилагательные, которые называют хорошие качества человека / плохие (отрицательные) качества человека»; «Если бы у тебя была волшебная палочка... Загадай и напиши три желания»; «Закончи предложения "Больше всего на свете я радуюсь, когда."; "Больше всего на свете я огорчаюсь, когда."»; мини-сочинения: «Бабочка и одуванчик», «Снежинка и подснежник», «Как я путешествовал этим летом», «Цветущий луг», «Что случилось бы, если бы дети стали взрослыми, а взрослые детьми?», «Школа моей мечты», «Письмо Маленькому принцу»; «Я глазами одноклассников».

Средний и старший школьный возраст - около 1200 единиц анализа: сочинения «Что такое честь?» / «Как я понимаю честь?»; «Око за око, зуб за зуб? (Как я понимаю справедливость)»; «Никому на свете не завидуй»; «О ком говорят "Ни стыда ни совести"?»; «Что значит жить по-человечески?»; «Зачем мы учим русский язык?»; сочинения ЕГЭ по русскому языку, написанные по фрагменту романа А.И. Куприна «Юнкера»; 2) письменные ответы на вопросы учителя по стихотворениям «Мужество» А. Ахматовой; «Соловьи» А. Фатьянова; вопросы шестиклассников лицея по произведению А.С. Пушкина «Дубровский». Формулировки задания: «Что вас удивило в этом тексте? О чем вы хотите спросить одноклассников? На какие вопросы вы не смогли сами себе ответить?»; Сочинения на тему «Дубровский - положительный или отрицательный герой?», которые завершали изучение произведения Пушкина [Орлова 2010]. К массиву собранных письменных и устных текстов был применен когнитивно-дискурсивный анализ.

Исследование ассоциативных полей концептов и их структуры с помощью АЭ и РЭ экспериментально подтвердило гипотезу о возрастной специфике формирования ядерных фрагментов ЯС, включая оформление этических концептов в младший школьный период развития ребёнка, доказало необходимость разных экспериментов. Построение психолингвистической модели концептов выпукло представило их содержание. Массив полученных ассоциатов, состав АП проявил отсутствие выраженной целостности, структурности, константности образов сознания школьника.

В процессе исследования этических, ценностных, эстетических концептуальных фрагментов в языковом сознании студентов г. Омска был произведена экспериментальная реконструкции концептов любовь, сердце, верность, страсть, ревность, секс, соблазн, счастье и кайф, установлено их пересечение с помощью смысловых полей, связанных со сферой любовных отношений, имеющих схожие черты в разных гендерных группах. При этом большая телесность фиксируется в группе студентов-мужчин.

Зафиксированы следующие особенности: смысловое содержание указанных концептов традиционно в картине мира русского человека пересечено со сферой любовных отношений; лексемы, репрезентирующие концепты, активно вступают друг с другом в отношения стимул-реакция; все концепты объединены смысловым полем «чувства, эмоции» (большинство стимулов подводится под родо-видовые отношения посредством этих лексем); все концепты включают смысл «отноше-

ния между людьми»; в составе ассоциативных полей всех концептов присутствует смысловое поле «объект и субъект любовных отношений»; все концепты включают смысловое поле «ощущения, испытываемые в любовных отношениях»; в структуре концептов есть смысловое поле «обстановка и атрибутика эмоциональной ситуации»; в большинстве концептов присутствует смысловая группа «части тела»; в ассоциативных полях данных концептов присутствуют реакции-символы (символическое определение стимула), ряд из которых является общим для нескольких концептов; в пределах ассоциативных полей данных концептов фиксируется совмещение смыслового поля духовных отношений с семантикой телесности; в структурах ассоциативных полей концептов есть множественные атрибутивные реакции развертывания, представляющие объемно сформированный эмоционально-оценочный компонент; в структуре данных концептов обнаруживается неактуальность предметного действия (в силу высокой степени абстрактности).

Эти выводы были подтверждены экспериментальным исследованием вербальных репрезентаций системы жизненных ценностей в языковом сознании студентов и школьников. Была обнаружена тесная связь концептов семья, любовь, дружба, деньги, работа, карьера с различными аспектами человеческой деятельности: мотивами, потребностями и др., хотя сама эта связь информантами не осознавалась. Семья константно обладает ценностью для школьников и студентов именно в области человеческого наполнения (дом, дети), любовь прочно связана с дружбой у всех возрастных категорий респондентов, но статус в ядре концептуального пространства разный: у студентов вперед выдвигается телесная оценка стимула; дружба ценна также человеческими отношениями (высок ранг реакций, обозначающих субъектов отношений); значительно возросла ценность стимула деньги (это видно по результатам всех проведенных экспериментах): рост позитивной оценки, тенденции «предметизации» денег были зафиксированы в разных возрастных и ген-дерных группах реципиентов.

Первые три этапа проекта завершились подготовкой ряда словарей (см. ниже список основных публикаций проекта). Словарь Е.Н. Гуц обобщил длительные наблюдения автора (скрытое и включенное наблюдение, ассоциативный эксперимент, письменные работы школьников, анкетирование за 25 лет) за жаргонно-просторечной лексикой информантов определенного возраста. Словарь относится к словарям тезаурусного типа. Словарные статьи включали только некодифицированную лексику, распределенную по семантическим полям на основе частотности семантических множителей (структура словаря и принципы отбора материалы подробно описаны в Предисловии [Гуц 2010: 3-11]). Поскольку семантика человека оказалась доминирующей в массиве ответов информантов, то вокруг лексики группы «Человек» выстроен весь словарь. Пример словарной статьи:

1.1.1 Семантическое поле «Женский»

1. Ребенок женского пола ДЕВОЧКА

Брызгалка, зажигалка, коза, козочка козюлька, малая, малявка, папетка, пипетка, пацанка, соска, стремачка, сявка, шмакодявка, шпока, шавка, кнючиха

«я ключи этой шпонке из седьмой квартиры оставил»

2. Лицо, противоположное по полу мужчине; лицо женского пола, достигшее физической зрелости, но не состоявшее в браке_

ЖЕНЩИНА, ДЕВУШКА

Бикса, брошка, клюшка, кляча, кобыла, кобылка, кожа, короста, коза, кошелка, метелка, морковка, мочалка, овца, соска, тачила, телка фикса, чика, чикса, чувиха_

«В загоне такие биксы навороченные»

Словарь О.В. Коротун основан на экспериментальных данных, собранных с 2001-2009 гг. Он содержит два раздела: национальности; профессии. В каждом разделе реакции распределены дифференцированно: реакции всех информантов, реакции информантов без высшего / с высшим образованием, реакции информантов женщин / мужчин. В первом разделе 19 АП (стимульный список слов-этнонимов составлен на основе опроса информантов - учащихся старших классов школ и студентов вузов г. Омска. Второй раздел включает 20 АП, полученных на стимулы

- наименования профессий [Коротун 2010: 3-5]. Словарь дает возможности дальнейшего психолингвистического анализа ассоциативного поля по социальному и гендерному направлениям.

«Материалы к ассоциативно семантическому словарю жителей города Омска» Л.О. Бутаковой представляют результаты экспериментов, проведенных с одними и теми же реципиентами и единым стимульным списком. Такой тип словаря «решает задачи психолингвистического моделирования в нескольких плоскостях, отражая картину языкового сознания в "трехмерном пространстве"» [Бутакова 2012: 5]. Словарная статья содержит ассоциативные, семантические поля, эмотивно-чув-ственное значение каждого слова-стимула школьников и студентов. Ассоциативная и семантическая информация о слове-стимуле получена в разнонаправленных экспериментах - свободном ассоциативном, двух семантических - на толкование значения и перцептивного на определение эмоционально-чувственного компонента семантики. АП сконструировано традиционным образом. Из развернутых предикаций, явившихся результатом дефиниционного семантического эксперимента (ответы давались по схеме «Х - это.»), были сформированы семантические поля. Указанный словарь относится к комплексным психолингвистическим словарям. Принципиальным является отсутствие лингвистических обобщений в семантическом поле каждого стимула: семантические множители и конкретизаторы даны «в оригинал» - так, как сформулировали предикацию информанты.

Первым в словарной статье дано ассоциативное поле (АП) стимула - от стимула к реакции с фиксацией сначала ядра (наиболее частотных реакций), потом

- периферии АП (малочастотных и единичных). Этот же принцип лежит в основе идентификации и толкования значения слов. Основными единицами семантической модели стали «семантические множители»: «полнозначные слова, использованные в правой части толкового словаря», в нашем случае - в толкованиях (дефинициях), полученных от испытуемых в семантическом эксперименте. Кроме этого, в словарной статье содержатся конкретизаторы - слова, словосочетания, отдельные сег-

менты высказываний и целые высказывания. Индексы шкалирования, полученные по методике семантического дифференциала, даются в виде таблицы в конце словарной статьи последними. Они показывают эмотивно-чувственное значение слов-стимулов с нагрузкой по четырем факторам» [там же: 6-7].

Стимульный список - сорок общелитературных слов (имена существительные и прилагательные), маркирующие базовые этические, эстетические, ценностные концепты: дом, жизнь, красота, любовь, деньги, воля, надежда, прощение, грех, ложь, слава, страсть, разочарование, сострадание, вина, щедрость, верность и т.п. Кроме этого, в списке были 10 слов, использованных в ассоциативных экспериментах Е.Н. Гуц в 1980-2000 г.г. и входящих в ядро языкового сознания подростка, - кайф, лох, плохо, зло, друг, секс и т.п.

Пример словарной статьи:

АСОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ ШКОЛЬНИКОВ

ВЕРНОСТЬ - дружба (78); собака (69); любовь (33); преданность (27); доверие (22); хорошо (18); привязанность (17); друг (15); вера (14); верить; надёжность (12); верность (9); правда (6); дружба до гроба (4); друга (3); в жизнь; деньги (2); баня; баскетболу; брак и дружба; верить и надеяться; верить хомута; добродушная; искренность; кач; квадрат; клятва; к человеку; мама; муж, и жена, и друг; не доверие; отлично; парень; перед другом; пёсик; подруге; положение; помощь; поцелуй; предание; предательство; прикольно; противоположность; собака такая!!!!!; собачка; судьба; счастье; у близких; храбрость; честность; я не знаю; 100% раб; 100% хорошо (1)

АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ СТУДЕНТОВ

ВЕРНОСТЬ - доверие (84); любовь (78); преданность (54); собака (18); друг (16); честность (15); брак; семья (13); надёжность; ответственность (10); вера; правда; уверенность (8); однолюб; хранить (7); верная; партнёр; чистота (6); верить; всё жизнь; в любви (4); быть верным; вместе и навсегда; доброта (3); друзей; друзья (2); без предательства; белый голубь; Божья Матерь; боль; до гроба; духовная и физическая; есть; жена; жёлтый цвет; измена; искренность; клёво; кольцо; лебеди; лебедь; лебединая; любимый человек; любить; муж; навсегда; надежда; надо доверять друг другу; настоящая; не изменять; не обманывать; не предать; откровенность; открытость; отлично; парень; парню; пёс; покой; праведность; привязанность; проверка; радость; редкость; самоверие; светлое; связь, основанная на взаимном доверии; секс; слову; собаки; Соня; супруг; трепет; тупость; уважение; хранить; целомудренность; ценность; цепь; чего порой не хватает; чувства; это любовь; это хорошо (1)

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ШКОЛЬНИКОВ

Преданность (108)

человеку (12); в любви (7); чему-либо, кому-либо (5); одному любимому (2); кому-то от чистого сердца (1)

Измена (35)

отсутствие измен (19); нет измен (11); без измен (6)

Честность (30)

к людям (9)

Доверие (26)

к человеку (21) Не предавать (24) кого-либо (11); человека (7) Качество (19)

хорошее (16); любимое в моей собаке (1); отражающее привязанность людей к кому-либо, чему-либо (1); характеризующее степень уверенности в человеке (1); Любовь (16) одному (7); то же, что (2) Не изменять (15) своему парню (2) Чувство (14)

преданности другому человеку (6); одно из лучших чувств в человеке (5); приверженности чему-либо (3) Быть всегда рядом (13)

не врать чувствами, полностью делиться своими мыслями (1); с каким-то человеком (1)

Когда (9)

человек верен одному человеку и больше никому (5); любишь одного, верна только ему (3); 2 через 2 (1) К человеку (7) близкому тебе (2)

Приверженность (6) человеку (4) идее, себе (1) Желание (2)

быть с ней другим человеком (1); прийти на помощь в любую минуту (1)

Антипредательство; быть честной с человеком, которого любишь, важна; во всём верить ему; маме, папе!; веришь кому-то; верность; второе определение любви; говорить правду; должна быть между людьми; к любимому; какому-то человеку; мне нравиться это слово; начало предательства; не обманывать; неизменение взглядов; нет верности в нашей стране; ну верить; оставаться верной одному человеку; отстаивание одной и той же позиции в изменяющихся условиях; понятие несуществующее; постоянство; привязанность; свадьба; следование высшим идеалам; способность подчинить свою волю другому; «служение»; устойчивость воли; хорошие отношения (1)

Отказ (98)

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СТУДЕНТОВ Доверие (96)

в любви (7)

Преданность (79)

человека (11) к человеку (5)

одному человеку (4); до самого конца (1); другому (1) Когда (53)

верен (42) одному человеку (24); своему слову (13)

не можешь (7) совершить подлость (6); не можешь переступить барьер (1) один человек не изменит, не предаст другого (2); нет желания изменить, предать (1); что-то одно важнее, чем всё остальное (1) Чувство (46)

преданности (21) кому-либо (11); к чему-нибудь одному (5); кому-либо осознанное (1)

к человеку (17), когда любишь человека. полностью отдаёшься ему, верен (1); привязанности (1) привязанности к человеку, стране и др. (1); испытываемое к своим родным и близким, и никак иначе (1) Любовь (24) к кому-либо (11) Уважение (19) к близкому человеку (2)

Качество (17)

не отступает от своих обещаний (1); отличительное, увы, не всех людей (1); при котором человек предан другому человеку (1); того, кто ценит других (1)

Способность (14)

сохранять чувства к одному человеку (7); оставаться с избранным человеком до конца (4); следовать убеждениям, не поддаваться влияниям (3) Быть (13)

преданным чему-либо (7); честным (6)

Понимание (11)

ответственности (10) за силы человека отвержение силы человека (1) Не предательство (9) Состояние (6)

когда не хочется врать человеку, совершать поступки, которые ему не понравятся (1); что ничего плохого по отношению между людьми (1)

Неизмена (5) Подразумевает заботу (4) Умение (2)

воздерживаться от соблазна (1); понимать (1)

Довериться; друг; душевное родство; жадность собственника: многое бы мы охотно бросили, если б не боязнь, что кто-нибудь другой это поднимет; желание быть преданным одному человеку; за что себя не жалко; искренность людей; надёжность; не встречал таких людей; недопустимость для себя изменить чему-либо, кому-либо; неизменность в своих решениях; неизменчивость; непозволение думать о чём-то, ком-то другом; осознание того, что ты будешь рядом с человеком, которому ты верен, что бы ни произошло; ответственность; (в человеческих отношениях) отказ от разнообразных связей для придания большей ценности главной связи; очень ответственное дело, которое не тяготит; ощущение своей принадлежности к человеку; правда; правдивость к человеку; преданное отношение; сила человека; соблюдение установленных правил между людьми; стойкость в своих убеждениях; стремление быть рядом; так называемые рамки для человека, которые возникают

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

между людьми; уверенность в людях; хорошо; хранить верность кому-либо; часть дружбы; честное исполнение своих действий; честность (1)

Отказ (24)

ЭМОТИВНО-ЧУВСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Студенты Индекс Ж Индекс М Школьники Индекс

Весёлый / грустный 1,083 1,25 Весёлый / грустный 1,230

Хороший / плохой 2,642 2,3333 Хороший / плохой 2,66667

Полный / пустой 1,928 2 Полный / пустой 2

Светлый / темный 2,166667 2 Светлый / темный 2,23076

Состав словарных статей оказался удобен для дальнейших сопоставительных описаний как в направлении сравнения с ранними и поздними региональными результатами (с базой «Ассоциативного словаря подростка», например), так и с ассоциативными базами других регионов (в частности, с «Ассоциативным словарем школьников г. Саратова) [Бутакова 2015: 201-211].

Основные результаты первых трех этапов проекта

Введено понятие «региональное языковое сознание» - система образов сознания жителей определенного региона, формируемых и овнешняемых при помощи языковых средств - слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей, реконструированных в результате разнонаправленных психолингвистических и лингвистических мероприятий.

Разработан метод комплексного описания, включающий лингвистические (текстовые, речевые, дискурсивные) и психолингвистические методики исследования дискурсивного пространства г. Омска и Омской области в аспектах институциональных и персональных коммуникаций с участием детей и направленных на них.

Доказано наличие в структуре ядра ЯС подростка образов сознания, связанных с некодифицированными лексическими элементами.

Установлен уровень валидности, репрезентативности выборки информантов: 500 анкет на каждый стимул, соотношение всех типов информантов по возрасту, месту учебы (школы, колледжи, учебные заведения инновационного типа, вузы и факультеты технического, гуманитарного, естественного профиля в пропорции 4:1:1).

Показано, что психолингвистическое описание языкового сознания можно представить в виде многомерного конструкта, состоящего из объемных и плоскостных моделей разного уровня.

Установлена зависимость объема, сложности структурной организации семантического поля от возраста, социального и речевого опыта носителя языка. Оказалось, что ядра семантического поля этически и эмоционально значимых лексем образуются сходным образом у индивидов 10-12 лет и 19-22 лет.

Возрастное развитие значения слов состоит в изменении рангов когнитивных категорий, составляющих ядро семантического поля, расширении объема и изменении качества конкретизаторов, изменении образов сознания в них, отражающих личный опыт носителей языка, и дефиниционных стратегий. Состав и структуры полученных семантических полей выявили следующие тенденции: чем абстрак-

тнее семантика слова, тем больше социального опыта и рефлексии требуется индивиду для образования обширной, сложно оформленной области значения; чем социально значимее явление обозначено словом, тем больше компонент рефлексии над миром и над собой представлен в составе его семантического поля у носителей языка взрослого возраста, тем меньше объем поля, размытее его состав, незначительнее рефлексийный слой у невзрослых информантов.

Оценка представленности в ЯС моральных ценностей показала стабильность состава ценностных концептов за 10 лет. Для младших школьников «Быть хорошим» - значит быть прежде всего «душевным, добрым и веселым». В этом перечне актуальных ценностей наблюдаются константы русской ментальности. Выявлена устойчивость стереотипа следующего содержания: хороший человек уступает место старушке, переводит ее через дорогу, несет ее тяжелые сумки. Плохой, соответственно, ведет себя противоположным образом. Этот образ не уходит из группового сознания младшего школьника на всех зафиксированных срезах (1998-2001, 2003, 2005, 2007, 2008, 2010 гг.). Подтверждается сделанное ранее наблюдение об образе пути как символе выбора, в том числе нравственного выбора. Для школьников среднего и старшего возраста и студентов «хорошо» - когда всё нормально, отлично, круто, благополучно, в семье гладко.

Динамика ценностей отмечается в изменившейся значимости семьи и дружбы: ценность семьи растет, значимость дружбы, напротив, несколько снижается. Из высказываний о семье «уходят» упоминания о бабушках и дедушках, зато появляется компьютер. Как «импортируемая» ценность отмечается концептуализация в речи детей смысла «успешный человек». Ценностью, прививаемой в семье, является успешное завершение труда (а не процесс), что не согласуется с положением о том, что для русских старание важнее, чем результат.

Исследование ассоциативных полей концептов и их структуры с помощью АЭ и РЭ экспериментально подтвердило гипотезу о возрастной специфике формирования ядерных фрагментов ЯС, доказало необходимость разных экспериментов, подтвердило вывод о формировании этических концептов в младший школьный период развития ребенка.

В письменной речи (сочинениях) проявилась тенденция актуализировать понятийные, эмотивные и оценочные компоненты концептов, заданных в высказывании-формулировке темы, на фоне совокупности компонентов разных концептов, которые относятся к доминантным смысловым областям лишь косвенно. Средства вербализации (лексические и синтаксические) слабо вариативны. С целью повысить убедительность позиций пишущие широко использовали стратегию преце-дентности, выраженную через привлечение прецедентных имен, высказываний, текстов и пр. Рефлексийный компонент языкового сознания в письменной речи проявился незначительно, имеет опору в жизненном опыте членом семьи, соседей, друзей [Бутакова 2010: 100-133].

Результаты, полученные на первых трех этапах проекта, позволили выстроить направление следующего (продолжающегося в настоящее время), четвертого этапа исследования, посвященного комплексному анализу институциональных и персональных коммуникаций с участием ребенка на основе реконструкции дискурсивного пространства региона».

Данный этап направлен также на решение междисциплинарной проблемы влияния коммуникативной среды на языковую личность в возрасте от 5 до 14 лет. Исследование регионально ориентировано: экспериментальный и дискурсивный материал относится к одному региону (Омская область), участники коммуникаций дифференцируются по социолингвистическому признаку «место проживания» (областной центр / сельские районы области). Психолингвистические методы применяются в указанном проекте комплексно, как и ранее. Они соотнесены с коммуникативным и когнитивно-дискурсивным подходами к описанию устной и письменной речи детей, детских журналов, книг, учебников для младшей школы.

Ассоциативный эксперимент осуществлен в двух видах - свободный АЭ и по методу достраивания высказываний; семантический эксперимент представлен семантическим дифференциалом, он был применен для исследования восприятия популярных мультсериалов в детской и студенческой аудитории; восприятия произведений, изучаемых по программе литературы в среде детей разных школьных возрастов; восприятия школьных программ и учебников в профессионально ориентированной среде учителей школ, восприятия рекламных поликодовых текстов детского питания и товаров для детей в среде взрослых. Кроме того, тексты сочинений школьников средних классов анализировались с учетом принципов коммуникативной, когнитивной, структурной организации, предложенных психологом Н.И. Жинкиным [1998: 188-192] и дополненных нами [Бутакова 2016: 101-111].

Дети включаются в дискурсивное пространство региона как потенциальные (моделируемые взрослыми) и реальные участники коммуникаций.

Мониторинг ценностей (коммуникативных, социальных, моральных, материальных), транслируемых и прививаемых доступной детям информационной средой, осуществляется в проекте в ходе бесед, опросов и анкет социолингвистического характера, а также психолингвистических экспериментов, направленных на реконструкцию языкового сознания, характера перцепции рекламных и иных текстов.

Основные вопросы, решаемые авторским коллективом проекта (Л.О. Бутако-вой - руководитель, Е.Н. Гуц, Н.В. Орлова и др. - исполнители):

- Какие ценности транслируются и воспринимаются в контакте с дискурсивной средой места проживания (город - районы сельской местности)?

- Каково смысловое пространство наиболее популярной в детской и подростковой среде теле- и кинопродукции, книг, журналов, сайтов?

- Какие основания дифференцируют типы языковых личностей в детском и подростковом возрасте?

- Какие семантические изменения произошли в смысловых полях ценностно и коммуникативно ориентированной лексики?

- Каково состояние языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка 5-7, 7-12, 13-14, 15-16 лет? Какие типичные речевые и коммуникативные нарушения фиксируются в письменных текстах и устных высказываниях учащихся школ и гимназий? Являются ли они следствием влияния особенностей новой информационной среды?

По результатам двух лет работы над проектом могут быть сделаны следующие выводы.

В области анализа языковой способности, речевой деятельности школьников разного возраста установлены формальное соответствие объема текстов сочинений возрастной норме развития языковой способности при невысокой либо формальной вариативности лексических, грамматических средств на уровне высказывания и текста; актуализация стереотипных когнитивных, коммуникативных, семантических стратегий под влиянием опыта создания типового письменного текста в формате ЕГЭ; ограниченность состава концептов и их компонентов, выраженных с помощью устойчивых, незначительно варьирующихся вербальных наборов; наличие рекламных речевых стратегий; эгоцентрическая направленность письменной речи; объемность и взаимная направленность фрагментов языкового сознания «техника», «информация», «семья», «друзья»; «компьютер», «ВКонтакте», «разговор», «друзья». Продуктивной для установления динамики и качества изменений в структуре АП оказалась методика построения когнитивной структуры поля, предложенная Н.И. Кургановой [2012].

Проведены также экспериментальный анализ восприятия школьниками произведений русской литературы (установлено, что оптимально для исследования последовательное применение методов собственно семантического дифференциала и постэкспериментального анкетирования); анкетирование верифицировало результаты эксперимента (84% учащихся старших классов признали актуальными анализируемые произведения, 5,7% респондентов сочли их неактуальными, 8,6% респондентов оставило вопрос без ответа); анализ восприятия дискурсивного пространства полимодальных анимационных текстов популярных мультипликационных фильмов (установлено, что полимодальный формат передачи информации привычен для реципиентов всех возрастов; школьники и студенты реагировали на полимодальные тексты как на единые системы с заданным распределением смыслового вклада: репрезентантами доминантных смыслов и эмоций выступали определенные компоненты «формы» и «содержания»); анализ дискурсивного пространства сайтов развлекательных организаций, устраивающих детский отдых и досуг (выявлено, что общие ценности, прививаемые детям разных возрастов сценариями праздников, на сегодняшний день не претерпели значительных изменений, но значительные содержательные трансформации произошли в сценариях Дня рождения; прототекстовые основы сценариев переместились от русских народных сказок в область поздней детской литературной и видео-классики, активным является влияние современных реалий (мобильные телефоны, НЛО, инопланетяне); появляются новые жанры праздника - квесты «Космическое приключение», «Дом с привидениями»; инокуль-турные праздники День Святого Валентина и Хэллоуин стали частью русского до-сугового дискурсивного пространства, круг традиционных героев расширен за счет новых персонажей (фея Винкс, Гарри Поттер, «Смешарики», «Фиксики»).

Моделирование общения ребенка в рамках обиходно-разговорного персонального дискурса доказало возможность применения к разговорному дискурсу с участием ребенка методик, объединяющих цели и задачи конверсационного анализа с исследовательскими процедурами, нацеленными на выявление личностно значимых смыслов и ценностей представителей детской субкультуры. Первый подход сориентирован на исследование структурных особенностей дискурса, второй - на его семантику.

Перспективы проекта связаны с обобщением полученных результатов и реконструкцией социально-коммуникативных характеристик пожилого человека, репрезентируемых в коммуникациях и языковом сознании русскоговорящих.

Наиболее значимые публикации в рамках проекта

Монографии

Бутакова Л.О. Значение как достояние индивида (экспериментальное исследование) // Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты. Ч. 4. Коллективная монография / Отв. ред Н.Д. Голев. Кемерово: КемГУ, 2013. С. 12-36.

Бутакова Л.О. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: Региональное экспериментальное исследование. Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, Вариант-Омск, 2010. 160 с.

Гуц Е.Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. Омск: ОмГУ, Вариант-Омск, 2005. 260 с.

Орлова Н.В. Речь школьника на уроках словесности: онтолингвистический и дискурсивный подходы. Омск: Вариант-Омск, 2010. 97 с.

Орлова Н.В. Метаязыковое сознание выпускника школы (по данным сочинений ЕГЭ) // Обыденное метаязыковое сознание. Часть II. Коллективная монография / Отв. ред. Н.Д. Голев. Кемерово: КемГУ, 2009. 457 с.

Бутакова Л.О. Материалы к ассоциативно-семантическому словарю жителей города Омска. Омск: ОмГУ, Вариант-Омск, 2012. 128 с

Гуц Е.Н. Ассоциативный словарь подростка. Омск: ОмГУ, Вариант-Сибирь, 2004. 156 с.

Гуц Е.Н. Идеографический словарь жаргонно-просторечной лексики: 19852010. Омск: ОмГУ, Вариант-Омск, 2010. 64 с.

Коротун О.В. Ассоциативный словарь внешнего человека. Омск: ОмГУ, Вариант-Омск, 2010. 376 с.

Кузина О.А. Русско-англо-немецкий ассоциативный словарь туризма. Engels-dorfer Verlag, 2008. 196 с.

Бутакова Л.О. Языковая способность и речевая компетенция школьников: анализ сформированности когнитивных механизмов // Вестник ВолГУ Серия 2. Языкознание. ВолГУ, Волгоград, 2016, № 4 (15), с. 40-52. Режим доступа: https://volsu. ru/struct/generalservices/publish/vestniki/.

Бутакова Л.О. Языковое пространство сибирского города как основа для экспериментального моделирования языкового сознания носителя: к постановке проблемы // Русистика: прошлое и настоящее национального языка. Сб. ст., посвященный 70-летию проф. Б.И Осипова / под ред. М.А. Харламовой. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. С. 234-244.

Бутакова Л.О. Дискурсивное пространство текстов, регламентирующих обучение литературе в школе (на материале рецепции учебных программ) // Вестник ВолГУ Серия 2. Языкознание. Волгоград, 2016, № 1 (30). 53-63. Режим доступа: jvolsu.com.

Словари

Статьи

Бутакова Л.О. Значение слова как достояние индивида (на примере этически значимых лексем правда / ложь) // Вестник Кемеровского госуниверситета. 2012. №4 (52) Т. 1. С. 198-205.

Бутакова Л.О. Коммуникативная специфика рекламного дискурса компании как проявление регулятивной природы коммуникации (на примере компании «Columbia» в России) // Филология и человек: научный журнал. Вып. № 2. Барнаул, 2010. С. 35-46.

Бутакова Л.О. Методология изучения динамики языкового сознания жителей города // Изменяющийся славянский мир: новое в лингвистике: сборник статей; отв. ред. М.В. Пименова. Севастополь: Рибэст, 2009. 654 с. (Серия «Славянский мир». Вып. 2). С. 219-226.

Бутакова Л.О. Образ автора - стиль - субъект - говорящий vs сознание - авторское сознание - смысл как категории художественного сознания // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты: Материалы Международной школы-семинара (VI Березинские чтения). Вып. 16. М.: ИНИОН РАН, АСОУ, 2010. С. 24-38.

Бутакова Л.О. Семантическое пространство мультимодального текста как эмотивно-ценностный феномен (на материале восприятия русских и американских мультфильмов) // Филология и человек, АлтГУ, Барнаул, 2016, № 2, с. 21-31.

Бутакова Л.О. Ценностные составляющие сознания как регулятор восприятия текста (на материале рецепции мультипликационных фильмов) // Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам. Материалы 18 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «Теория речевой деятельности: практика и эксперимент». 24-26 мая 2016, Канцлер, Москва, 2016, Ч. 1, с. 128-130.

Бутакова Л.О. Этнический компонент регионального языкового сознания: лингвистические модели // Концептуальные исследования в современной лингвистике. - Вып. 12. - Санкт-Петербург, Горловка, 2010. - С. 18-27. - на рус. яз.

Бутакова Л.О. Этнос, сознание, язык, культура: лингвистическое моделирование с региональным уклоном // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты: Материалы Международной школы-семинара (VI Березинские чтения). - Вып. 17. - М.: ИНИОН РАН, АСОУ, 2010. - С. 8-33.

Бутакова Л.О. Язык и речь города в современной лингвистической парадигме // Речевая коммуникация в современной России: материалы 1 Международной научной конференции (Омск, 27-29 апреля 2009) / Под ред. О.С. Иссерс, Н.А. Кузьминой. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. 440 с. С. 53-61.

Бутакова Л.О. Языковая способность, речевая компетенция в формате не-/ естественной письменной речи (на материале сочинений школьников) // Вестник КемГУ № 3 (2016). С. 101-110.

Бутакова Л.О. Языковая способность, речевая компетенция в формате не/естественной письменной речи (на материале сочинений школьников) // Вестник Кемеровского государственного университета, Кемеровский гос. ун-т, Кемерово, 2016, № 3, с. 101-110. Режим доступа: http://vestnik.kemsu.ru/jour.

Бутакова Л.О. Языковое сознание жителей города: возможности психолингвистического описания // Вопросы психолингвистики, 2009. № 10. С. 100-109.

Бутакова Л.О. Языковое сознание как описательная модель языка жителей города // Горизонты психолингвистики. Материалы Международной научно-практической конф., посвященной 80-летию проф. А.А. Залевской (Тверь, 23-24 октября 2009г.). Отв. ред. Е.М. Масленникова. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. 324 с. С. 54-60.

Бутакова Л.О., Гуц Е.Н. Возрастные особенности ассоциативной семантики // Значение как феномен актуального языкового сознания носителей языка. Тезисы второй Всероссийской научной конференции, Истоки, Воронеж, 2016, с. 17-19.

Бутакова Л.О. Когнитивная природа восприятия полимодального текста и его психолингвистическое моделирование (на материале рецепции русских и американских мультсериалов) // Вопросы когнитивной лингвистики, ИЯ РАН, Тамбовский госун-т им. Г.Р. Державина, Тамбов, 2016, № 4, с. 21-32. Режим доступа: http:// vcl.ralk.info/.

Бутакова Л.О., Козловская Е.А. Воздействующий потенциал и особенности восприятия рекламы детских товаров как части дискурсивного пространства для детей и взрослых // Наука о человеке. № 1(27) 31 марта 2017. С. 71-81. Режим доступа: http://joumal.omga.su/files/nauka_o_cheloveke_27.pdf.

Гуц Е.Н. Языковое сознание: экспериментальная парадигма (трендовое исследование) // Вестник Новосибирского государственного университета, Т 12. Выпуск 2. Серия: История, филология. Новосибирск, 2013. С.32-37.

Гуц Е.Н. Восприятие художественного текста учащимися средней школы: психолингвистический подход // Вестник ВолГУ, Волгоград, 2017, №2 (16), с. 93-98. Режим доступа: http://l.jvolsu.com/index.php/ru/archive-ru/435-science-joumal-of-volsu-linguistics-2017-vol-16-no-2.

Гуц Е.Н. Диалектное слово в языковом сознании городского подростка: опыт трендового исследования // IV Международные Бодуэновские чтения (Казань, 2528 сентября 2009 г.). Труды и материалы. Т. 2.

Гуц Е.Н. Динамика ассоциативных полей слов, входящих в ядро языкового сознания подростка // Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 15-17 июня 2009 г. / Ред. коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв. редактор), О.В. Балясникова, Е.С. Ощепкова, Н.В. Уфимцева. М.: Эйдос, 2009.

Гуц Е.Н. К проблеме лексикографической обработки результатов семантического эксперимента // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты: Материалы Международной школы-семинара (VI Березин-ские чтения). Вып. 16. М.: ИНИОН РАН, АСОУ, 2010. С. 49-54.

Гуц Е.Н. Комплексный ассоциативно-идеографический словарь некодифи-цированной лексики: проблемы и перспективы // Вестник Омского университета, 2010. №1. С. 104-108.

Гуц Е.Н., Леонтьева О.А. Восприятие школьниками текстов популярных песен // Теория и практика языковой коммуникации // Материалы IX Международной научно-методической конференции / Под ред. Т.М. Рогожниковой. Уфа: РИК УГА-ТАУ 2017. С . 63 - 69.

Гуц Е.Н. Предисловие к «Идеографическому словарю некодифицированной лексики (1985-1995 гг.) // Русистика: прошлое и настоящее национального языка.

С.205-206.

Сб. ст., посвященный 70-летию проф. Б.И Осипова / под ред. М.А. Харламовой. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. 280 с. С.244-252.

Гуц Е.Н., Бутакова Л.О. Ассоциативно-семантический словарь как основа для моделирования ценностных фрагментов языкового сознания носителей языка // Вопросы психолингвистики. № (2) 18, М., ИЯ РАН, 2013. С. 158-174.

Гуц Е.Н., Швайцер П.В. Использование метода семантического дифференциала в изучении восприятия художественного текста респондентами-школьниками. Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам. Материалы XVIII Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации, Канцлер, Москва, 2016, Ч. 1, 236-237.

Орлова Н.В. Художественный текст в восприятии и представлении школьников // Славянские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Т.П. Рогожниковой. Омск: «Вариант-Омск». Вып. XIII. Языки и культуры. С. 255-262.

Орлова Н.В. Дети о компьютерных коммуникациях: дискурс-анализ сочинений // Наука о человеке, Омская гуманитарная академия, Омск, 2016, №1, С. 53-59. Режим доступа: http://journal.omga.su/.

Орлова Н.В. Особенности художественной коммуникации в условиях школьного урока // IV Международные Бодуэновские чтения (Казань, 25-28 сентября 2009 г.). Труды и материалы. Т. 2. С. 211-213.

Орлова Н.В. Письменная речь младших школьников в свете правил детской грамматики // Русская грамматика 4.0. Сборник тезисов Международного научного симпозиума (Москва, 13-15 апреля 2016 г.), Москва: ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина», Москва, 2016, 474-477.

Орлова Н.В. Речевое произведение школьника в контексте русской культуры // Вестник Омского университета. 2009. № 3. С. 152-156.

Орлова Н.В., Богомолова О.Е. Что смешного? сопоставительный взгляд на юмористические интенции учебника и ученика // Вестник Кемеровского государственного университета, Кемеровского госун-та, Кемерово, 2016, № 3 (67), с. 63-69. Режим доступа: http://vestnik.kemsu.ru/jour.

Диссертации, защищенные в рамках проекта

Алфёрова Ю.И. Профессионально маркированные компоненты языкового сознания, репрезентированные единицами родного и изучаемого языков: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2005.

Борейко Т.С. Ситуация тактильного восприятия: специфика представления в системе русского языка и в языковом сознании индивида: дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2006.

Винникова Т.А. Моделирование механизмов понимания кинотекста: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2010.

Гуц Е.Н. Репрезентация образов сознания подростка некодифицированными языковыми знаками: психолингвистический аспект: дис. ... д-ра филол. наук. Омск,

Кузина О.А. Семантические и ассоциативные поля туризма как отражение фрагментов языкового сознания и картин мира русских, немцев и американцев: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2006.

2005.

Леонтьева О.А. Ортологический аспект языковой личности старшеклассника (на материале сочинений в формате ЕГЭ): дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2010.

Лещинская О.Г. Представление модальностей сенсорного восприятия в языке города Омска: дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2007.

Попова О.В. Восприятие научно-учебного текста в аспекте проблем адаптации научного текста к учебной коммуникации: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2012.

Шадрина А.А. Структура значения слова в учебном триязычии: психолингвистическое исследование: дис. ... канд. филол. наук. Екатерибург, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Бутакова Л.О. Ассоциативное портретирование ценностных составляющих языкового сознания школьников (на материале слов друг, дружба) // Язык в пространстве речевых культур. К 80-летию В.Е. Гольдина. Отв. ред. О.В. Крючкова, Л.П. Крысин. М.: Саратов: Амирит, 2015. С. 201-211.

Бутакова Л.О. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: Региональное экспериментальное исследование. Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, Вариант-Омск, 2010. 160 с.

Бутакова Л.О. Материалы к ассоциативно-семантическому словарю жителей города Омска. Омск: ОмГУ, Вариант-Омск, 2012. 128 с.

Бутакова Л.О. Языковая способность, речевая компетенция в формате не/естественной письменной речи (на материале сочинений школьников) // Вестник Кем-ГУ 2016. № 3. С. 101-110.

Гуц Е.Н. Репрезентация образов сознания подростка некодифицированными языковыми знаками (психолингвистический аспект): дисс. ... д-ра филол. наук. Омск, 2005а, 554 с.

Гуц Е.Н. Идеографический словарь жаргонно-просторечной лексики: 19852010. Омск: ОмГУ, Вариант-Омск, 2010. 64 с.

Гуц Е.Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. Омск: ОмГУ, Вариант-Омск, 2005б. 260 с.

Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся Ш-УШ классов // Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. С. 183-319.

Коротун О.В. Ассоциативный словарь внешнего человека. Омск: ОмГУ, Вариант-Омск, 2010. 376 с.

Курганова Н.И. Роль и место смыслового поля при моделировании структурных и операциональных параметров значения слова: дисс. ... д-ра филол. наук. Тверь, 2012. 401 с.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2005. 509 с.

Орлова Н.В. Речь школьника на уроках словесности: онтолингвистический и дискурсивный подходы. Омск: ОмГУ, Вариант-Омск, 2010. 97 с.

Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. М.: Флинта, 2006. 239 с.

Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. С. 24-32.

THE PROJECT

«REGIONAL LANGUAGE CONSCIOUSNESS: THE AGE ASPECT»

Larisa O. Butakova

Doctor of Philology, Professor Omsk Dostoevsky State University Pr. Mira 55a, 644077 Omsk, Russia

[email protected]

Elena N. Guts

Doctor of Philology, Professor Omsk Dostoevsky State University Pr. Mira 55a, 644077 Omsk, Russia

egoots@yandex. ru

Natalia V. Orlova

Doctor of Philology, Professor Omsk Dostoevsky State University, Pr. Mira 55a, 644077 Omsk, Russia

nvorl@rambler. ru),

Studies of language consciousness, language ability and speech competence of residents of one region of non-adult age, the nature of the discursive space as a formative environment of these phenomena in the psycholinguistic works of Omsk linguists are considered. The research directions are shown, the main concept of the current project is formulated - the solution of the interdisciplinary (onto-, psycho-, sociolinguistic, discourse-oriented) problem of the influence of the communicative environment on the linguistic personality at the age of 5 to 14 years. The regional aspect is emphasized in the study: the discursive material refers to one region (Omsk region), the participants in communications differentiate according to the sociolinguistic trait «place of residence» (oblast center / rural areas of the region).

Psycholinguistics acts as the leading method for analyzing and describing the meaning of discourse-oriented words, including the so-called actual vocabulary, on the one hand. In addition, it manifests itself as an experimental component of the monitoring of values (communicative, social, moral, material) that are broadcast and instilled into the information environment accessible to children (in interviews and questionnaires of a socio-psycholinguistic nature, as well as psycholinguistic experiments aimed at reconstructing linguistic consciousness). Finally, as a method that gives additional and verification results for cognitive-discursive and discursive techniques, with the third. This is the conceptual feature of the project.

The age range of the participants of the discursive space under study is limited to the period of 5-14 years corresponding to the beginning of the «two thousand-year» period (along with childhood, the adolescent age falls into the attention zone, and data on older age groups (15-16 years).

Keywords: meaning, language consciousness, value as an individual's inheritance, experimental methods, language ability, speech competence

References

ButakovaL.O. (2015) Assotsiativnoye portretirovaniye tsennostnykh sostavlyayush-chikh yazykovogo soznaniya shkol'nikov (na materiale slov drug, druzhba) [Associative Portraying of the Value Components of the Language Consciousness of Schoolchildren (based on the words friend, friendship)] // Yazyk v prostranstve rechevykh kul'tur. K 80-letiyu VYe. Gol'dina. Otv. Red. O.V Kryuchkova, L.P. Krysin. [Language in the Space of Speech Cultures. Ed. by O.V. Kryuchkova, L.P. Krysin]: 201-211. Moscow: Saratov: Amirit. Print. (In Russian).

Butakova L.O. (2010) Dinamika razvitiya yazykovoy sposobnosti i rechevoy kompe-tentsii nositeley russkogo yazyka: Regional'noye eksperimental'noye issledovaniye [Dynamics of Development of Language Ability and Speech Competence of Native Speakers: Regional Experimental Research]. Omsk: Omsk. gos. un-t im. F.M. Dostoyevskogo: «Variant-Omsk». 160 P. Print. (In Russian).

Butakova L.O. (2012) Materialy k assotsiativno-semanticheskomu slovaryu zhiteley goroda Omska. Omsk [Materials to the Associative-Semantic Dictionary of the Omsk' Inhabitants]. OmGU: «Variant-Omsk». 128 P. Print. (In Russian).

Butakova L.O. (2016) Yazykovaya sposobnost', rechevaya kompetentsiya v formate ne-/yestestvennoy pis'mennoy rechi (na materiale sochineniy shkol'nikov) [Language Ability, Speech Competence in the Format of Non- / Natural Written Speech (based on the materials of schoolchildren's writings)] // Vestnik KemGU [KemGU Bulletin] 3: 101110. Print. (In Russian).

Guts Ye.N. (2005a) Reprezentatsiya obrazov soznaniya podrostka nekodifitsirovan-nymi yazykovymi znakami: psikholingvisticheskiy aspect [Representation of Images of the Adolescent's Consciousness with Uncodified Language Signs: the psycholinguistic aspect]. Diss. ... dokt. filol. n., Omsk. 554 P. Print. (In Russian).

Guts Ye.N. (2010) Ideograficheskiy slovar' zhargonno-prostorechnoy leksiki: 1985 - 2010 [The Ideographic Dictionary of Slang and Colloquialisms: 1985 - 2010]. Omsk: OmGU: «Variant-Omsk». 64 P. Print. (In Russian).

Guts Ye.N. (2005b) Psikholingvisticheskoye issledovaniye yazykovogo soznaniya podrostka [ A Psycholinguistic Study of the Language Consciousness of a Teenager]. Omsk, OmGU: «Variant - Omsk». 260 P. Print. (In Russian).

Zhinkin N.I. (1998) Razvitiye pis'mennoy rechi uchashchikhsya III - VIII klassov [The Development of Written Speech of Pupils of III - VIII Classes] // Yazyk. Rech'. Tvorchestvo. [Language. Speech. Creativity]: 183-319. Moscow: Labirint. Print. (In Russian).

Korotun O.V. (2010) Assotsiativnyy slovar' vneshnego cheloveka [The Associative Dictionary of the External Person]. Omsk: OmGU: «Variant-Omsk». 376 P. Print. (In Russian).

Kurganova N.I. (2012) Rol' i mesto smyslovogo polya pri modelirovanii struk-tur-nykh i operatsional'nykh parametrov znacheniya slova [The Role and Place of the Semantic Field in the Modeling of Structural and Operational Parameters of the Word Meaning]: diss. dok. fil. n. Tver'. 401 P.Print. (In Russian).

Leont'yev A.N. (2005) Lektsii po obshchey psikhologii [Lectures on General Psychology.]. Moscow: Smysl. 509 P. Print. (In Russian).

Orlova N.V. (2010) Rech' shkol'nika na urokakh slovesnosti: ontolingvisticheskiy i diskursivnyy podkhody [Speech of a Schoolboy in the Lessons of Literature: Ontho-linguistic and Discursive Approaches]. Omsk, OmGU: «Variant-Omsk». 97 P. Print. (In Russian).

Prokhorov YU. Ye., Sternin I.A. (2006) Russkiye: kommunikativnoye povedeniye [Russians: Communicative Behavior]. Moscow, «Flinta». 239 P. Print. (In Russian).

Tarasov E.F. (2000) Aktual'nyye problemy analiza yazykovogo soznaniya [Actual Problems of Language Consciousness Analysis]. Yazykovoye soznaniye i obraz mira [Language Consciousness and Picture of the World]: 24-32. Moscow. Print. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.