Научная статья на тему '2019. 01. 004. Бутакова Л. О. , Гуц Е. Н. , Козловская Е. А. Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ ценностных фрагментов языкового сознания и институциональных коммуникаций. - Омск: Издательский дом "Наука", 2018. - 446 с'

2019. 01. 004. Бутакова Л. О. , Гуц Е. Н. , Козловская Е. А. Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ ценностных фрагментов языкового сознания и институциональных коммуникаций. - Омск: Издательский дом "Наука", 2018. - 446 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ДИСКУРС / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / АССОЦИАТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 004. Бутакова Л. О. , Гуц Е. Н. , Козловская Е. А. Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ ценностных фрагментов языкового сознания и институциональных коммуникаций. - Омск: Издательский дом "Наука", 2018. - 446 с»

С. О. Малевинский полагает, что «рассматривать эту картину нужно как семантическую часть не языка, а индивидуальной мемориальной лингвоструктуры человеческого индивида» (с. 184), т.е. структуры, включающей в себя осознаваемые и подсознательные компоненты. Говоря о вербальной картине мира не только как об индивидуально-психическом, но и как о социальном феномене, следует иметь в виду не столько концептуальное, сколько понятийное содержание дескрипционных слов, учитывая лексические значения компаративных и оценочных слов и значения грамматических форм и синтаксических структурных схем. Именно эти семантические феномены образуют смысловую основу, своего рода структурный костяк вербальной картины мира не только на уровне мемориальной лингвоструктуры отдельно взятого человеческого индивида, но и в лингвосознании и речевом менталитете целого народа.

В разделе «Заключение» подчеркивается, что трудно определить природу речевых и психических явлений, если «приписывать им существование и какое-то строго определенное место в виртуальной, никем и никогда не виданной и лишь гипотетически конструируемой системе языка» (с. 219).

Н.Н. Трошина

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

2019.01.004. БУТАКОВА Л.О., ГУЦ Е.Н., КОЗЛОВСКАЯ Е.А. ДЕТСТВО В ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА:

Комплексный анализ ценностных фрагментов языкового сознания и институциональных коммуникаций. - Омск: Издательский дом «Наука», 2018. - 446 с.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент; дискурс; языковое сознание; речевая компетенция; институциональный дискурс; ассоциативно-семантическое поле; метод семантического дифференциала.

Монография выполнена на кафедре русского языка, славянского и классического языкознания Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского по результатам исследования «Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный

анализ институциональных и персональных коммуникаций с участием ребенка»1.

Проблема влияния коммуникативной среды на языковую личность дошкольника, младшего и среднего школьника (от 5 до 14 лет) принадлежит к кругу проблем, для постановки и решения которых требуется комплексный подход (определение качества, характера, способов влияния дискурсивного пространства на сознание невзрослых носителей русского языка требует психолингвистических, социолингвистических, лингвистических методов и методик). Проведенное группой авторов исследование объединяет теоретические и экспериментальные способы изучения языкового сознания детей дошкольного и разного школьного возрастов, изучение уровней развития их языковой способности и речевой компетенции. Теоретическим основанием серии экспериментов послужил подход к языку как достоянию его носителей, выявляемому с помощью сопоставления ассоциативных, семантических, рецептивных данных, а также текстов сочинений и эссе на свободные и заданные темы. Исследование перечисленного материала осуществляется в режиме однократной, повторяющейся и трендовой фиксации с целью определения характера влияния коммуникативной среды на языковую личность детей от 5 до 14 лет.

Принципиальным для авторского коллектива было совершенствование методик психолингвистических экспериментов, поэтому к одной аудитории и одному стимульному материалу применялись разные типы ассоциативных и семантических методик. Это позволило экспериментально задать разные режимы речевой деятельности и получить сопоставимые базы данных, на основе которых моделировались способы актуализации определенных зон языкового сознания. Кроме того, материал позволил использовать разные способы анализа ассоциативных и семантических полей (построение моделей концепта, семантического гештальта, когнитивной структуры ассоциативного поля, модели психологического значения как структуры семантического поля; моделирование эмо-тивно-чувственного и цветового значения слова).

Авторский коллектив при смене режимов речевой деятельности исходил из следующих социальных тенденций.

1 Проект поддержан грантом РФФИ № 15-04-00325 а.

1. Современные школьники и старшие дошкольники живут и формируются в быстро меняющемся мире, насыщенном разнообразными мультимодальными сведениями. Объективным фактом стало значительное изменение характера информационной среды, в настоящее время поликодовой, способов и скорости трансляции сведений / информации, легкость ее получения и возможность выбора адресатом. Виртуальная информационная среда безусловно доминирует в сознании детей над традиционной «книжностью» и пр.

2. У детей раннего дошкольного возраста появилась возможность участвовать в коммуникативных событиях глобального масштаба посредством сети Интернет, и возраст «приобщения к Всемирной паутине» снижается дальше.

3. Коммуникативное пространство взрослых пронизано сосуществованием и даже «борьбой дискурсов», в которой немалая роль принадлежит рекламному, развлекательному и событийно-новостному типам. Они далеко не всегда ориентированы на базовые ценности русских, их модели речевого поведения и способы трансляции ценностей. Коммуникативное пространство, осваиваемое ребенком через Интернет, в этом случае не является исключением.

4. Изменение форм взрослого общения разных типов и взрослого досуга закономерно повлекли за собой изменение форм детского досуга, обусловили трансформации коммуникативной ситуации, ее составляющих, форматов и качества предоставления информации и др.

5. Изменились официальные представления о школьном и дошкольном образовании. Так, введена модель идеального ученика, соответствующая образовательным стандартам п-го поколения, формат ЕГЭ в начальной школе, произведена формальная возрастная градация произведений для детей и юношества. Это определило и иное содержание учебного дискурса, представленного обновленным составом художественных и нехудожественных текстов в учебных программах по гуманитарным предметам, книгами для дошкольников, разработанными с учетом ФГОС дошкольного образования и др.

Все перечисленное находит закономерное отражение в смысловом содержании текущих коммуникаций (институциональных и персональных), формирующих в значительной степени языковое

сознание детей. В связи с этим было важно определить роль конкретных институциональных и персональных дискурсов в формировании детской языковой личности, а для этого выявить приоритетные для нее дискурсы, установить их содержание, интенциональную структуру. Это, в свою очередь, потребовало анализа типичных коммуникативных реакций детей на актуальные для них компоненты дискурсивного пространства.

Дети включаются в дискурсивное пространство региона как потенциальные (моделируемые взрослыми) и реальные участники коммуникаций. К первым относятся целевые адресаты институциональных детских дискурсов: праздничного, учебно-развивающего, учебного, массмедийного. На них сориентированы вербальные составляющие сценариев праздников, «учебники» для малышей, вербализуемые прецедентные феномены на упаковках детских игр, на обложках альбомов, книжек-раскрасок, школьных дневников; вербальное содержание телепередач и печатных изданий для детей и т.д. Ко вторым относятся реальные участники институциональных и персональных дискурсов, создающие устные и письменные речевые произведения в рамках учебно-воспитательного, семейного, дружеского дискурсов.

Представленный в монографии исследовательский проект предполагал смысловое сопоставление дискурсов для детей (ребенок - «клиент») и дискурсов детей (ребенок - «агент») с целью выявления влияния первых на вторые. При этом акцентирована проблема реконструкции значимых фрагментов языкового сознания школьников на основе результатов психолингвистических экспериментов. Данные экспериментов стали основанием и для определения уровня языковой способности и речевой компетенции детей. Материалом на различных этапах исследования послужили: тексты сочинений на заданные темы; мультсериалы, рекламные ролики товаров и продуктов питания для детей, институциональный дискурс учебных программ и учебников в аспекте их восприятия; сайты театров города Омска и Омской области, имеющих детский сегмент репертуара; сайты организаций, предоставляющих услуги по проведению детских праздников (ивент-агентств), сайты спортивных школ и команд для детей.

В структурном и содержательном отношении монография делится на две большие части. В первой части формулируется и

решается проблема психолингвистического описания значения как достояния невзрослого носителя языка на основе проведенных экспериментов. Разделы этой части посвящены реконструкции смыслового состава лексем, отражающих ценностные фрагменты языкового сознания невзрослых носителей языка. Это позволяет установить типы семантических связей в ментальном лексиконе, выявить наличие / отсутствие влияния информационной среды на представителей поколения россиян, рожденных в «нулевые» годы ХХ1 в. Поскольку теоретическим основанием исследования является представление о семантике слова как достояния индивида, «живого знания», активного участника в создании «живого мультимодаль-ного гипертекста»1, термины «языковое сознание», «ментальный лексикон», «ассоциативно-вербальная сеть» используются как ин-тегративные понятия, способные обеспечить процессы моделирования содержания сознания.

По результатам проведенного комплексного исследования детство в дискурсивном пространстве региона имеет следующие характеристики.

По основанию «субъект речи» выделяется детский дискурс, маркированный по следующим признакам: социальный статус говорящего, его стратегии, интенции, ценности, тематический и жанровый репертуар, язык.

Детский дискурс функционирует в сфере персональных (семейных, дружеских) коммуникаций детей дошкольного и младшего школьного возраста. К его сущностным признакам отнесены а) неязыковые: игровые и познавательные стратегии, ценность игры, асимметричность общения со взрослыми («запрос на разрешение»), дискурсивные маркеры с функцией привлечения внимания и др.) и б) языковые: предпочтение прямых высказываний косвенным, эмоциональный язык, включающий окказиональные звукоподражательные слова. Эти выводы сделаны главным образом на материале записей устных разговоров с участием детей.

Авторы выделяют и ряд институциональных дискурсов, адресованных исключительно детям или включающих детскую аудиторию в число своих «клиентов» (учебно-педагогический, просве-

1 Цит. по: Zalevskaya F. Interfacial theory of word meaning: A psycholinguistic approach. - London: IASHE, 2014. - 180 p. - Прим. реф.

тительский, массмедийный, праздничный, рекламный и др.). Анализ этих дискурсов, проведенный на материале письменных, устных, аудиовизуальных текстов (учебников, видеороликов, мультфильмов, рекламных объявлений на сайтах и многих других), позволил сформулировать общее положение о конкуренции (оппозиционности) учебно-педагогического и массмедийного дискурсов при наличии некоторых их общих свойств.

В учебно-педагогическом дискурсе преобладает познавательная цель, в детский массмедийный дискурс проникает, занимая в нем прочные позиции, коммерческая (рекламная) стратегия. Посредством учебника школьнику транслируются ценностные категории, характерные для русской национальной ментальности и отвечающие возрастным особенностям ребенка: добро, дружба, смелость, любовь к природе, беспричинная радость, веселье, труд, порядок, хорошая речь, интеллект, ценность детства, юмор.

Развлекательная медиапродукция также транслирует значимые для детей ценностные ориентиры (игра, дружная семья). В противоречие с национальной картиной мира вступают индивидуалистские установки - быть лучшим, не похожим на других (уникальным), быть победителем.

Активное внедрение в детский развлекательный медиади-скурс консьюмеристского начала порождает новые медиажанры: рекламные видеоблоги для детей и летсплеи (жанр интернет-сериалов, в которых игроки выкладывают в Интернет видео того, как они играют, и комментируют свой игровой процесс). Вследствие большой популярности жанровые новообразования становятся действенным инструментом формирования у детей ценностей общества потребления.

В целом детское дискурсивное пространство имеет инвариантно-вариативное устройство. Варианты обусловлены объективными социальными характеристиками информантов, социокультурным статусом, мировоззренческо-воспитательными установками родителей (интеллектуальное развитие / обучение бытовым навыкам, принятие интеграционных культурных процессов / социализация в русле русскоязычной культурной традиции, принятие / непринятие гаджетов и др.).

У детей и подростков существуют субъективные представления о дискурсивном пространстве, в котором они находятся.

На основе эксперимента по методу дополнения языкового знака было построено смысловое поле 'говорить', выявлены обычные и / или предпочтительные для школьников типы собеседников, темы общения и другие характеристики коммуникации. Анализ структуры поля выявил, что позиция собеседника, наряду с местоимениями, занята обозначениями членов семьи; позицию темы разговора занимают лексемы ассоциативно-семантической группы 'школа'. В зоне ближней периферии в позиции собеседника находятся имена собственные, в качестве тем названы, в порядке убывания, выходной, еда, уборка, похвала, одобрение, признание в любви, животные, приказания, просьбы, компьютерные игры, информация, сообщение. Этот эксперимент, как и свободный ассоциативный эксперимент, показал значимость для детей семейного общения и персональных коммуникаций в целом; преобладание «рутинных» тем, связанных со школой и бытом; переживание собственного социального статуса; выражаемую потребность в одобрении, признании, любви; особенное отношение к животным. По данным экспериментов, в досуговом сегменте жизни ребенка преобладают компьютерные игры (ассоциативные поля «компьютер», «планшет» отражают значимые сегменты языкового сознания, связанные с игрой). Материал «одного речевого дня»1 разных информантов показал, как социальная среда репрезентирована в языке дискурсов.

В проведенном исследовании авторами применялась методика свободного ассоциативного эксперимента и метод определения понятий. Примененный в разной по возрасту аудитории, семантический метод дал возможность проследить, какие именно формы отражения скрываются за словом, и в какой системе психологических операций реализуется значение слова на каждом этапе развития языкового сознания. Кроме того, он показал, с какими единицами глубинного яруса лексикона связаны стимулы. Результаты

1 Методика «Один речевой день» разрабатывается в работах: Полевая лингвистическая практика / Асиновский А.С., Богданова Н.В., Бродт И.С., Королева И.В., Русакова М.В., Рыко А.И., Степанова С.Б., Филиппов Н.С., Шерстино-ва Т.Ю. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2010. - Ч. 2: Методические указания по обработке, многоуровневой разметке и лингвистическому анализу корпуса звучащих текстов на русском языке. - 141 с.; Ермолова О.Б. «Один речевой день говорящего» с точки зрения прагматики // Вестник Пермского ун-та. - 2014. - Вып. 3 (27). - С. 21-30 и др. - Прим. реф.

семантического эксперимента - толкования актуальных слов, данные респондентами, - выявили константные и переменные семантические зоны, отличающие семантический гештальт школьников от семантического гештальта студентов. Константами для обоих гештальтов семантического поля «любовь» являются чувство, боль, которые выявляются в наглядно-действенном толковании стимула, представленном в синтаксических конструкциях с союзными словами когда, что. Помимо общих семантических зон для школьников при определении стимула «любовь» важны семантические зоны «забота» и «субъекты любви» и наглядно-действенное толкование стимула. Для студентов характерны семантические зоны, состоящие из реакций, близких к словарной дефиниции, связанных с вербально-логическим толкованием стимула (мировоззрение, желание, процесс, понятие).

Константами для обоих гештальтов семантических полей «жизнь» является время и синтаксические конструкции с союзными словами когда, то, все (наглядно-действенное толкование стимула). И для студентов, и для школьников характерен тип определения значения через введение слова в систему вербально-логи-ческих отношений. Кроме того, школьники реагировали только на одно значение слова-стимула, которое им известно, понятно, актуально для них и легко поддается толкованию.

Анализ сочинений на заданные темы, написанных учащимися 5-7 классов, показал соответствие объема текстов возрастной норме развития языковой способности в нижних и средних ее пределах. Речевые произведения большого объема, сложной смысловой и формальной структуры редки (особенно это касается речи пятиклассников). Возрастное развитие языковой способности происходит за счет оформления аргументативных и рефлексивных стратегий мышления и речи, усложнения синтаксических конструкций. При этом у учащихся 5-7 классов отмечается средний уровень речевой компетенции.

Сопоставление речевых произведений на одну и ту же тему в разных классах выявило нарастание рефлексии пишущих от пятого класса к седьмому и динамику формирования в ментальном лексиконе учащихся риторического канона, соответствующего формату ЕГЭ. Отмечены ограниченный состав концептов и их компонентов, приближение в ряде случаев письменной речи к ее разговорной

форме, структурное упрощение, вариативность написания сетевых форм, увеличение эгоцентрической направленности коммуникации.

Сочинения на тему «Если бы не было компьютеров и планшетов ...», написанные школьниками третьих, пятых, шестых классов школ г. Омска, показали направления смыслового ассоциирования: информация, общение, развитие (ум), здоровье, прогулки и игры на свежем воздухе. С наличием либо отсутствием компьютеров и планшетов дети связывают полярные общие и частные оценки жизни, мира, человека; представляют себя жертвами новых технологий, которые не могут управлять происходящим в их жизни. В сочинения включены советы, предостережения, напутствия ровесникам, которые по содержанию пересекаются с рекомендациями на тему «дети и гаджеты» в научно-популярной литературе.

Еще один эффективный метод - метод семантического дифференциала, примененный авторами монографии на разных этапах исследования, - выявил эмоционально-оценочную составляющую восприятия школьниками разных текстов, что позволяет решать как собственно психолингвистические, так и прикладные дидактические и психологические задачи. Было выявлено, что учащиеся 5-6 классов эмоционально «захвачены» художественным произведением; учащиеся 10-11 классов оценивают произведение менее эмоционально. Спустя некоторое время после изучения художественного произведения показатели эмоциональной реакции становятся усредненными и даже приближающимися к нулю во всех возрастных группах, что соответствует известным закономерностям психологии процессов восприятия. При чтении прозаических произведений читатели-школьники обращают внимание на характеры героев, авторскую оценку произведения. Восприятие лирики сопровождается сопереживанием лирическому герою, испытуемые соотносят эмоции лирического героя со своими, обращаются к своему жизненному опыту и впечатлениям.

Метод семантического дифференциала для оценки восприятия русских и американских мультсериалов в разных возрастных группах выявил несовпадение позитивных и негативных областей восприятия мультсериалов у студентов и школьников, разницу проявленных эмоций. Сформированные в детстве стереотипы «своего» и «чужого» у студентов выступают в роли «стабилизаторов» процессов восприятия, определяют регулирование эмоционально-

оценочных интерпретаций в процессе рецепции. В языковом сознании школьников подобные стереотипы, вероятно, отсутствуют, поэтому граница «своего» и «чужого» неочевидна.

На всех этапах проведенного комплексного исследования детства в дискурсивном пространстве региона выявили преобладание нерегиональных черт коммуникативной среды. Это обнаруживается в превалировании рекламных стратегий в разных типах дискурса, адресованных в первую очередь взрослым, в отражении в разных видах текстов современных героев, становящихся прототипами досуговой коммуникации, в появлении ценностных концептов нового времени при сохранении традиционных оценочных и ценностных составляющих менталитета.

В.А. Пищальникова

СОЦИОЛИНГВИСТИКА

2019.01.005. Л.Р. КОМАЛОВА. СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ РЕАЛИЙ В КОНТЕКСТЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ. (Обзор)1.

Ключевые слова: миграция; социолингвистика; языковая ситуация; английский язык; испанский язык; каталонский язык; newspeakerism; newspeakerhood; Латинская Америка; Европа; Ирландия; Италия; Испания; США; обучение языку; языковая компетенция; билингвизм; мультилингвизм; миноритарный язык; язык большинства; польский язык; многонациональное общество; интеграция; социализация; языковая политика.

Специальный выпуск журнала «Cuadernos AISPI. Estudios de lenguas y literaturas hispánicas» (1) посвящен теме массовой миграции испаноязычного населения в Европу и США. Редакторы номера утверждают, что современный этап развития миграционных процессов характеризуется уменьшением числа мигрантов и стабилизацией (или возвратом) иммигрантов первой волны и их потомков. В номере представлены десять статей, которые объединяются в три тематических блока.

1 Обзор подготовлен в рамках государственного задания по теме «Языковая ситуация и языковая политика в современном мире: Концепции развития языков в условиях глобализации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.