Научная статья на тему 'Лингвистическая диагностика социальных процессов: психолингвистический аспект'

Лингвистическая диагностика социальных процессов: психолингвистический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
364
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКПЕРИМЕНТ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЗНАЧЕНИЕ КАК ДОСТОЯНИЕ ИНДИВИДА / ДИНАМИКА ЗНАЧЕНИЯ / LANGUAGE SIGN / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / COGNITIVE STRUCTURE / ASSOCIATIVE / SEMANTIC EXPERIMENT / THE VALUE OF A PROPERTY OF AN INDIVIDUAL / THE DYNAMICS OF THE VALUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бутакова Л. О.

Рассматриваются психолингвистические способы диагностики социальных процессов. Автор исходит из деятельного понимания языкового знака и его значения, полагая, что любые социальные процессы отражаются в языковом сознании индивида в виде специфических когнитивных структур, связанных с социально значимыми языковыми знаками. По результатам ассоциативных и семантических экспериментов реконструируется динамика значения слова право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic diagnosis of social processes: psycholinguistic aspect

In the article psycholinguistic ways of diagnostics of social processes are considered. The author starts with active understanding of a language sign and its value, believing that any social processes are reflected in language consciousness of the individual in the form of specific cognitive structures. By results of associative and semantic experiments dynamics of a word meaning the right is reconstructed.

Текст научной работы на тему «Лингвистическая диагностика социальных процессов: психолингвистический аспект»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 4. С. 209-214.

УДК 811.161.1'374.3 Л.О. Бутакова

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ*

Рассматриваются психолингвистические способы диагностики социальных процессов. Автор исходит из деятельного понимания языкового знака и его значения, полагая, что любые социальные процессы отражаются в языковом сознании индивида в виде специфических когнитивных структур, связанных с социально значимыми языковыми знаками. По результатам ассоциативных и семантических экспериментов реконструируется динамика значения слова право.

Ключевые слова: языковой знак, языковое сознание, когнитивная структура, ассоциативный экперимент, семантический эксперимент, значение как достояние индивида, динамика значения.

Проблема динамических процессов в структуре группового (социумно маркированного) сознания представлена в статье как проблема выявления динамики ассоциативного, семантического, эмотивного наполнения фрагментов сознания носителей русского языка, живущих в Омске и Омской области, связанных со сферой общественно-политических отношений. Решение этой проблемы составляет одно из направлений разработки лингвистической методологии диагностики и прогнозирования социальных процессов на примере конкретного региона. Составляющими такой методологии может стать исследование когнитивных и психолингвистических процессов формирования структур языкового сознания у представителей различных социокультурных и профессиональных групп.

Применение инструментария психолингвистики в сфере исследования социальных процессов становится одним из перспективных прикладных направлений современной науки о языке [1; 2]. Причины этого видятся в следующем. Во-первых, всё происходящее в социальной жизни отражается в индивидуальном сознании в виде определенных когнитивных образований. Во-вторых, если традиционные социологические методики изучения актуальных тенденций общественной жизни позволяют увидеть только то, что находится «на поверхности», то психолингвистический инструментарий дает возможность глубинного анализа когнитивных процессов. Психолингвистика ставит своей целью объяснить через описание процедур речевой деятельности причины выбора и/или создания определенной формы для определенного содержания.

Эффективным представляется использование для одного и того же стимульного набора методов ассоциативного эксперимента в свободной и направленной разновидностях, семантического (дефиниционного) эксперимента, семантического дифференциала для выявления стереотипов и установок массового сознания в сфере общественно-политических отношений. Стимульный список в таком случае должен включать слова, называющие ценностные, социумно значимые феномены - власть, ответственность, сила, общество, народ и т. п. По методологической базе и способам анализа экспериментального материала такое исследование органично связано с психолингвистическим изучением содержания общече-

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 12-14-55001 «Лингвистика на службе гражданского общества: инновационные подходы в лингвистических исследованиях социальных процессов в Омской области».

© Л. О. Бутакова, 2012

ловеческих ценностей, определенным Е.Ф. Тарасовым в качестве актуальной задачи современной психолингвистической науки: «анализ вербального овнешнения образов сознания, отображающих по-разному феномены культуры и социума, дает возможность усмотреть специфику использования языковых средств в культуре и социуме» [2, с. 11].

В рамках теории значения как достояния индивида семантика любого знака предстает в качестве когнитивного пространства (ассоциативного, семантического, эмотивного). Задавая в виде стимульного списка определенную социально значимую область, с помощью разнонаправленных экспериментальных процедур, применяемых в разные временные периоды, можно получить объемный семантический портрет обширного фрагмента языкового сознания, «написанный» в динамике. В лингвистических описаниях языковое сознание и любой его тип - модель, построенная по заданным параметрам [3; 4; 5, с. 234-244; 6, с. 54-60].

С психолингвистических позиций языковой знак - часть ментального лексикона индивида как динамической функциональной системы, связанной с продуцированием и пониманием речи, в которой обязательно взаимодействуют энциклопедические и иные знания [4, с. 56 и далее]. Смысловое пространство, стоящее за знаком, является результатом тесного взаимодействия всех типов знаний. «Сливающиеся в «средние итоги» впечатления от многократных соотнесений аналогичных, но не идентичных чувственных групп с одним и тем же словом формируют объективное ядро, или значение данного слова» [4, с. 48]. Ассоциативный и семантический эксперименты дают возможность увидеть «средние итоги» (значение) и индивидуальное переживание (смысл) термина носителем языка.

На первом этапе свободный ассоциативный эксперимент проводился в октябре-ноябре 2005 г. среди студентов 2-5 курсов разных факультетов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (АЭ-2005). Всего в опросе участвовало 280 реципиентов. Анкета включала 94 стимула из разных областей науки: экономические термины (бюджет, рынок, долг, потребитель, налог, зарплата, цена, бизнес, финансы, кредит, товар); юридические термины (закон, конституция, наказание, общество, право, ответственность, кодекс, преступление, суд) и т. п. Параметрами отбора стимулов были принадлежность к областям знаний, охватываемым специальностями, получаемыми на разных факультетах ОмГУ; наличие общеупотребительного значения либо терминологического значения из другой области знания; понятность семантики вне зависимости от специального образования; многозначность. На следующем этапе

ассоциативного эксперимента 2005 г. давалось четыре стимула - право, ответственность, сила, давление.

При анализе полученных реакций факультеты гуманитарной направленности были объединены в общую группу «гуманитарии» (Г), факультеты естественнонаучной ориентации - в группу «естественники» (Е). Результаты АЭ были обобщены в виде ассоциативных полей, которые сопоставлялись с информацией, представленной в Русском ассоциативном словаре (РАС)[7].

В 2012 г. ряд этих же стимулов, разрозненно, в другом стимульном списке, был предложен для ассоциативного и семантического экспериментов профессионалам: юристам, работающим в аппарате судов, и практикующим адвокатам (АЭ-2012 и СЭ-2012). С ними же был проведен рецептивный эксперимент (РЭ-2012). Эксперименты 2012 г. являлись пилотажным, так как в них участвовала небольшая группа юристов-профессионалов (84 человека) в возрасте от 27 до 54 лет, имеющих стаж работы по специальности от 5 до 27 лет.

Представим картину семантического развития социально значимого языкового знака и его профессиональной профилиза-ции в языковом сознании специалистов на примере лексемы право, входящей в активный лексикон любого члена социума и профессиональный лексикон юриста. Для демонстрации общих тенденций семантической динамики приведем описания ассоциативных и семантических полей, построенных на основе результатов экспериментов 2005 и 2012 гг. в сопоставлении с данными РАС.

Сравнение реакций на стимул право в Русском ассоциативном словаре с реакциями (Ы), полученными в ассоциативном эксперименте 2005 г. (на этот стимул было получено 133 Ы (Е) и 141 Ы (Г)), выявило особенности ассоциирования и, соответственно, структуры ассоциативных полей:

1. В ядре АП в РАС самой частотной была Ы на жизнь (29^-11), в АЭ-2005 ядерной является Ы закон (37) (такие ответы дали преимущественно студенты-историки и юристы). Ы закон в РАС занимает 4-е место (8).

2. Вторая по частотности Ы в РАС - на труд (13) - в эксперименте 2005 г. переместилась на периферию (1). Эта реакция выявила доминирующее положение «идеологического стереотипа» в сознании реципиентов РАС и потерю его актуальности в аудитории реципиентов другого поколения. На второе место в эксперименте 2005 г. выходит Ы лево (19), в РАС эта реакция по частотности занимает 3-е место (9). Устойчивость такого ассоциирования подтверждает прочную связь стимула-омонима право в сознании носителей русского языка с пространственным стимулом лево. Ядерное положение Ы лево при реагировании на сти-

мул право в анкетах студентов всех факультетов, кроме юридического, частично подтверждает выдвинутое в начале проведения эксперимента предположение о том, что студенты (формирующиеся специалисты) будут реагировать на стимул в соответствии с актуализацией смысловой области профессиональных знаний (среди реакций сту-дентов-юристов ни разу не встречается Ы лево).

3. На третье место по частотности выходит Ы обязанность (3—18), прочно связанная с прецедентным текстом «права и обязанности граждан», образующая социальный стереотип.

АЭ-2005 обнаружил тенденцию к исчезновению ряда частотных реакций, представленных в РАС. Процессы начала перестройки (время сбора реакций для РАС) актуализировали осознание неотъемлемых прав человека: быть (7—1), выбора (7—5), жить (3—*0), на жилье (1—0). Постперестро-ечный период ознаменовался заметным количественным ростом Ы, связанных с демократическими установками (свобода ^ 7).

В АП РАС велик сектор объектных реакций по отношению к стимулу (на жилье, на свободу выбора); на жизнь (29), на отдых (8), на смерть (3), на собственную жизнь, на риск, на мир, на обжалование, на адвоката, на все, на гнев, слова, на продажу, на дело, на мир, на шепот, на счастье (1). Некоторые из этих реакций повторилась в эксперименте 2005 г., в частности, право на жизнь (13), на отдых (2), на все. Появились новые Ы, связанные с особенностями современной жизни: право на компьютер (2), на ошибку (3), на лево (3), на безопасность, на собственность, на одиночество (ср. эмоционально-оценочные реакции в РАС: на мир, на смерть, на гнев, на шепот, на счастье).

Возросло число атрибутивных реакций, характеризующих право как область юридического знания. Тот факт, что в ментальном лексиконе молодежи дробно представлен фрагмент, отражающий знания правовых норм, можно считать следствием изменений общественного сознания:

• Г: право - государственное (2), уголовное (3), гражданское (2), земельное, римское, судебное, мое.

• Е: право - уголовное (6), мое (4), юридическое (3), конституционное, гражданское, римское, условное.

Атрибутивными Ы в РАС являются: уголовное (3), гражданское, юридическое, земельное, советское (2). Ы советское право в анкетах 2005 г. не была зафиксирована (2—0). К субъектным Ы относятся человек (7^8) юрист (4^10), ребенок, женщина, гражданин (1^1). В 2005 г. добавились Ы адвокат, личность, люди. К глагольным Ы в РАС относятся иметь (4), думать (2), жениться, защищать, выбирать, говорить,

рожать, любить, надо, работать, сказать. В 2005 г. количество Ы-глаголов сузилось до актуализирующих смысл обладания: имею (3), есть.

Негативное эмоциональное отношение к стимулу выражено в Ы: кошмар, нарушать, отсутствует, ограничение, отобрано,

ерунда, неправие (РАС), неправие (эксперимент 2005 г.).

Ряд Ы образует смысловую область места, где закреплено право:

• Г: право - конституция (4), УТП, закреплено в конституции, правоведение.

• Е: право - конституция (6), УК, книга, гражданский кодекс.

Среди Ы студентов-гуманитариев особое место занимает смысловая область «место распространения права»: юриспруденция (4), политика (4). У студентов естественнонаучных специальностей лишь дважды упоминается юриспруденция, зато в этой аудитории актуален смысл власти, свободы и права выбора: свобода, закон (5), (право) выбора

(3), власть.

Сопоставительный анализ АП в РАС и АП, сформированного на основе результатов эксперимента 2005 г., позволяет сделать следующие выводы:

1. Возросло количество специально ориентированных реакций, причем не только в речевой деятельности студентов-юристов. Реакции из специальной области вошли в ядро АП (закон), оттеснив обиходно-бытовую реакцию (на жизнь). Это можно расценивать как повышение уровня правовой культуры населения, в том числе молодежи.

2. Реакции юристов показывают отсутствие эмоционального отношения к смысловой области, обозначенной стимулом, что проявляет уровень специальной ориентированности данного фрагмента языкового сознания.

3. В анкетах юристов нет оценочных и эмоционально/модально окрашенных реакций. В анкетах студентов других факультетов таких реакций незначительно количество. Подобная картина наблюдается в РАС, где реакции ерунда, бис, браво, кошмар находятся на периферии АП. Однако РАС зафиксировал большее количество субъективных реакций (жениться, любить, быть самим собой, вне очереди). В эксперименте 2005 г. они практически отсутствуют, зато значительно увеличилась область, объединенная смыслом «правовая деятельность в юриспруденции». Эта область образована реакциями гражданский кодекс, УК, легитимность, гражданин, а также названиями видов отраслей права.

4. Профессиональная профилизация ассоциативных областей слабо выражена у реципиентов-юристов в РАС (см. быть, жить, на адвоката, отрасль), что можно объяснить малочисленностью участников экспериментов (всего 4) [7].

5. Тенденции возрастающей социализации и юридизации области знаний, связанной со стимулом право, заметны уже в период 1990-х гг. Достаточно обратиться к возрастной профилизации РАС, чтобы увидеть, что реципиенты 18-25 лет дали множество единичных или низкочастотных реакций, связанных с государством, социумом: на труд (8), закон (7), на свободу (3), суд (3), юрист (3), гражданское (2), уголовное

(2), государство, гражданин, земельное, конституция, кодекс, на адвоката, отрасль, правоохранительное, юридическое, юстиция; 133 + 72 + 53 +1 [7].

Ассоциативный эксперимент 2012 г. специфичен профессиональной принадлежностью его реципиентов (юристы-практики, имеющие более 5 лет стажа). Небольшой объем АП объясняется незначительным количеством участников. Между тем тенденции ассоциирования очевидны.

1. Подавляющее большинство реакций относится к смысловому сектору «совокупность норм», смысловой сектор «возможность каких-либо действий» представлен меньшим количеством реакций.

2. Преобладающей в ядре поля является, как и в АЭ-2005, реакция закон, что указывает на прочную связь стимула и реакции в языковом сознании профессионалов.

3. Реакция на стимул-омоним лево отсутствует.

4. Отсутствуют субъектные реакции, связанные с субъектом-человеком.

5. В реакциях юристов-практиков проявилось эмоциональное отношение к смысловой области, обозначенной стимулом на хорошую жизнь, сила.

6. Устойчивыми остались объектные реакции на жизнь, на свободу, которые занимают второе место в ядре АП, причем реакция на жизнь эмоционально-оценочно уточнилась за счет добавления предиката хорошую. Последнее является скорее следствием ценностных изменений в социуме, чем проявлением профессиональной ориентации пишущих.

7. Атрибутивные реакции находятся в ядре АП, характеризуют стимул только как область юридического знания, указывают на отрасли права (гражданское, уголовное, отрасль).

8. Важен смысловой сектор «место закрепления, осуществления права» (Конституция РФ, государство).

Экспериментальное моделирование семантики стимула в ходе семантического эксперимента 2005 г. дало 96 определений, распределенных по следующим семантическим полям:

1) общеупотребительное значение «возможность каких-либо действий» (Г - 32 %; Е - 75 %);

2) терминологическое значение «совокупность норм» (Г - 68 %; Е - 25 %).

Терминологическое интерпретирование стимула право производится реципиентами-студентами как общеобязательность для индивида, эмоциональное восприятие отсутствует.

«Право» - устанавливаемые и охраняемые государством нормы, а также наука; правовые возможности участников общественных отношений; нормы и правила, регулирующие отношения в обществе и т. д. На первое место выступает роль власти, высших государственных органов, роль субъекта уже не важна. Сам субъект воспринимается лишь как участник «общественных отношений». В подобных дефинициях обнаружились термины той же, что в стимуле, терминосистемы: нормы (один из главных параметров стимула в определении), правовые возможности, компонент регулирования отношений, общество, участники общественных отношений, субъект, санкции, деяния, лица и т. д. Наличие неопределенно-личных местоимений при определении стимула право как термина и общеупотребительного слова (возможность каких-либо действий, возможность использования чего-либо, преимущество в чем-либо; условие нахождения человека в какой-либо общности и т. д.) сближает оба значения - это общность природы явления, представленного стимулом. В дефинициях, данных гуманитариями (юристами), отсутствует любое указание на неопределенность, таким образом, термин формирующимися профессионалами осознается конкретно, точно. Определение, данное гуманитариями, емко, но не размыто (см. табл. 1).

Семантический эксперимент 2012 г. с участием юристов-практиков дал небольшое количество развернутых определений, выявил преобладание кратких дефиниций или однословных способов реагирования. Тенденции семантизации и способов ее представления следующие.

В языковом сознании специалистов сформированы обе семантические области -терминологическая и общеупотребительная.

Преобладающим является терминологическое значение. Его компоненты представлены в виде отдельных лексем или словосочетаний, репрезентирующих связи семантики права с законом, властью, государством, социальными нормами.

Общеупотребительная семантика стимула выражена с помощью развернутых высказываний, представляющих связи семантики права с выбором и возможностями человека.

В ответах специалистов отсутствуют эмоционально окрашенные реакции, что означает отсутствие эмоционального переживания в процессе ситуативного семантического реагирования.

Таблица 1

Семантические особенности лексемы право (по данным СЭ-2005)

П эаво (Г)

Общеупотребительное значение «возможность каких-либо действий» Ответов Терминологическое значение «совокупность норм» Ответов

возможность каких-либо действий 3 устанавливаемые и охраняемые государством нормы, а также наука 2

то, чем обладает человек 1

возможность использования чего-либо 3 закон 3

возможность совершать какие-либо действия, урегулированные нормами 1 правовые возможности участников общественных отношений 4

возможность выбора 3 формально приписанные дозволения человека 1

проявление инициативы 1 совокупность норм поведения граждан 8

диаметральная противоположность лево 1 гарантированная законом свобода деятельности 1

естественная и неотъемлемая часть свободы 1 нормы и правила, регулирующие отношения в обществе 9

официальное данное 1

навязанная государством господствующая воля 1

Всего 14 Всего 30

Право (Е)

отсутствие запрета 1 узаконенная возможность чем-либо заниматься 3

один из путей движения по жизни 1 компонент регулирования отношений 4

возможность влиять на окружающих 4 система норм, которую дает общество 2

возможность каких-либо действий 13 возможность одних категорий общества оказывать давление на другие 1

преимущество в чем-либо 2

возможность 5 необходимое условие нахождения человека в какой-либо общности 1

возможность выбора 1

возможность отстаивать свои интересы 1 разрешение делать что-либо 2

ориентир в пространстве, не лево 3

то, чем в России не воспользуешься 1

ограничение силы 2

свобода действий 2

то, что дано человеку 1

возможность чувствовать себя защищенным 1

неприобретенные способности 1

Всего 39 Всего 13

Таблица 2

Семантические особенности лексемы право (по данным СЭ-2012)

Право (юристы-практики)

Общеупотребительное значение «возможность каких-либо действий» Ответов Терминологическое значение «совокупность норм» Ответов

выбор 8 Конституция РФ 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свобода выбора 4 закон 4

возможность 4 государство 3

возможность чего-либо 4 кодекс 8

возможность человека получать блага 4 полномочия 3

естественная принадлежность человека от рождения 3 норма 5

элемент власти 3

набор правил поведения, принятых в обществе 4

отрасль 4

Всего 27 Всего 43

Отказов 14

Эмотивно-чувственное переживание

стимула было реконструировано в ходе рецептивного эксперимента с участием специалистов в 2012 г. Именно он показал степень переживания семантики стимула специалистами.

Семантика стимула переживается юри-стами-практиками по всем заданным шкалам положительно, достаточно интенсивно (на это указывают выбор направления шкал и индекса) (см. табл. 3). При этом равно интенсивно ощущается она по шкалам «веселый/грустный» и «хороший/плохой» (интен-

сивность средняя положительная - 1,95 из 3). Наиболее сильное проявление эмотивности зафиксировано по шкале «полный/пустой» («высоко полный» - 2,15 из 3). Чуть ниже интенсивность переживания отмечена по шкале «светлый/темный» («достаточно светлый» -2,05 из 3). Выбранные индексы по заданным шкалам указывают на наполненность эмо-тивно-чувственного сектора смыслового поля стимула право в языковом сознании юри-стов-практиков. В ассоциативной и семантической речевой деятельности преобладают стратегии реагирования, обусловленные про-

фессиональными стереотипами. Шкалирование выводит на поверхность сформированное эмотивно-чувственное значение.

Таблица 3 Эмотивно-чувственное значение слова право (по данным РЭ-2012)

Шкала Индекс

Весёлый / грустный 1,95

Хороший / плохой 1,95

Полный / пустой 2,15

Светлый / темный 2,05

Подведем итоги.

Связывание возможности диагностирования динамических процессов в структуре группового (социумно маркированного) сознания с процессами выявления динамики ассоциативного, семантического, эмотивного наполнения фрагментов сознания носителя русского языка, ограниченных сферами общественно-политических отношений, привело к использованию современной теории значения, психолингвистических методов его экспериментального описания. Последовательное применение свободного прямого ассоциативного, семантического (дефиници-онного) и рецептивного (семантического дифференциала) экспериментов для социально значимой группы стимулов, выбор аудитории разного возраста, конкретной социальной и профессиональной ориентации, использование лонгитюдного принципа получения материала, привлечение в качестве фона сведений «Русского ассоциативного словаря» позволили установить ряд тенденций формирования фрагментов языкового сознания жителей региона.

1. С конца 1990-х гг. к моменту проведения эксперимента в 2005 г. на стимул право возросло количество «правовых» же реакций, причем не только в речи студен-тов-юристов. В 2012 г. в речи специали-стов-практиков смысловая область, сформированная профессиональными знаниями, является преобладающей, четко очерченной, незначительно разветвленной.

2. Реакции из области профессиональных (правовых) знаний вошли в ядро ассоциативного поля (закон), оттеснив обиходно-бытовую реакцию (на жизнь) как в языковом сознании формирующихся специалистов, так и в языковом сознании юристов-практиков, проявив социально значимый стереотип (право ^ закон).

3. Преобладающей в речи специалистов и при сводном ассоциировании, и при де-финиционной семантизации является смысловая область «совокупность норм». Ее компоненты репрезентированы с помощью отдельных лексем или словосочетаний, актуализирующих связи семантики права с

законом, властью, государством, социальными нормами, Конституцией РФ.

4. Смысловая область «возможность каких-либо действий» представлена в меньшей степени, но отчетливо проявлена у формирующихся специалистов, юристов-практиков, реципиентов разного возраста и разной профессиональной направленности, что указывает на ее актуальность в языковом сознании носителей языка.

5. Отсутствие в ответах специалистов эмоционально окрашенных реакций означает отсутствие эмоционального переживания в процессе ситуативного семантического реагирования.

6. Процесс оценивания семантики сти-

мула методом семантического дифференциала выявляет эмотивно-чувственное значение стимула право, сформированное в языковом сознании юристов-практиков,

подтверждает психолингвистический тезис о наличии у любого слова языка эмоционально-чувственного содержания, обусловленного уровнями осознаваемости его компонентов индивидом, социальной и этнокультурной опосредованностью [8, с. 8]. Терминологическое слово и его положение в сознании спе-циалиста-практика - не исключение.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб. : Питер, 2005. 480 с.

[2] Тарасов Е. Ф. Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностей // Вопросы психолингвистики. М. : ИЯ РАН, 2012. № 1 (15). С. 8-17.

[3] Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира : сб. ст. / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. С. 24-33.

[4] Залевская А. А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека // Психолингвистические исследования. Слово. Текст : Избр. тр. М. : Гнозис, 2005. С. 31-86.

[5] Бутакова Л. О. Языковое сознание как описательная модель языка жителей города // Горизонты психолингвистики : матер. Междунар. на-уч.-практ. конф., посвященной 80-летию проф. А. А. Залевской (Тверь, 23-24 октября 2009 г.) / отв. ред. Е. М. Масленникова. Тверь : Твер. гос. ун-т, 2009. С. 54-60.

[6] Бутакова Л. О., Ковальчук Д. С. Специфика смысловых структур, связанных с терминологическим языковым знаком в сознании формирующихся профессионалов // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 15. Матер. V Междунар. Березинских чтений. М. : ИНИО РАН, МГЛУ, 2009. С. 41-62.

[7] Русский ассоциативный словарь. Ш1_: ИНр:// www.tesaurus.ru/dict/dict.php.

[8] Мягкова Е. В. Эмоционально-чувственный компонент значения слова. Курск : Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2000, 110 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.