УДК 37.028.573:377.182.16.
Е. И. Мычко, А. В. Сапунов
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рассматривается региональный аспект становления учебноисследовательской культуры, возможность ее формирования при соблюдении ряда педагогических условий. Формирование учебно-исследовательской культуры планируется с учетом специфики Калининградской области посредством внедрения исследовательских заданий и развития критического мышления учащихся. Для успешного использования регионального аспекта нами был использован ряд педагогических условий формирования учебно-исследовательской культуры.
This article considers the regional aspect of educational and research culture development and the possibility of its formation under certain pedagogical conditions. The development of educational and research culture is planned in view of certain features of the Kaliningrad region through introduction of research problems and development of students' critical thinking.
The authors used a number of pedagogical conditions for the development of educational and research culture for the successful application of the regional component.
Ключевые слова: учебно-исследовательская культура, региональный аспект, исследовательские задания, педагогические условия, критическое мышление, учащиеся, сельская школа.
Key words: educational and research culture, regional aspect, research tasks, pedagogical conditions, critical thinking, pupils, rural school.
Структурная перестройка экономики и политики Калининграда как субъекта Федерации проходит с учетом развития экономики и хозяйственной деятельности соседних европейских государств и требований существования в европейском экономическом пространстве. Региональный аспект Калининградского субъекта Федерации, учитывая его роль для всей России и Европейского сообщества, требует отражения в программах развития основных сфер его жизнедеятельности, одна из которых — образование [3, с. 86—87].
Учебно-исследовательскую культуру учащегося мы характеризуем как интегративное личностное явление, которое представлено совокупностью образовательных научно-мировоззренческих ценностей, формирующихся в процессе обучения и применяемых личностью для получения новых знаний в учебных целях; как проявление творчества в учебном исследовании; как специфический способ саморазвития ее сущностных сил, социализации и самоопределения.
При формировании регионального аспекта учебно-исследовательской культуры у учащихся сельской школы учителю необходимо соблюдение ряда педагогических условий, без выполнения которых организация процесса обучения может быть неэффективной.
© Мычко Е. И., Сапунов А. В., 2013
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 11. С. 46 — 52.
Нами выделены следующие педагогические условия:
1. Разработка индивидуального исследовательского маршрута для формирования учебно-исследовательской культуры у учащегося сельской школы.
2. Использование возможностей социальной среды сельской местности.
3. Формирование метапредметных компетенций через использование диалоговых форм.
4. Внедрение методического сопровождения по учебному предмету.
Вышеназванные условия являются сознательно сконструированными педагогическими обстоятельствами, которые существенно влияют на прохождение педагогического процесса (Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, С. Д. Поляков) [2]. Цель учебной деятельности, предоставляющая учащимся сельской школы шанс поднять свой уровень учебноисследовательской культуры, — это оказание помощи будущему социально успешному человеку, у которого имеется четкое представление о своих возможностях. Основной критерий формирования учебноисследовательской культуры — это субъектность учащегося сельской школы и его успешность при выборе своей отрасли в учебной деятельности.
Первым отмеченным нами условием является разработка индивидуального исследовательского маршрута для учащегося сельской школы Калининградской области, что позволит в дальнейшем сформировать у него учебно-исследовательскую культуру на уроках истории западной России.
Мы определяем индивидуальный исследовательский маршрут как вариативную структуру учебной деятельности учащегося, которая отражает его индивидуальность. Данная структура проектируема и контролируема в пределах одной конкретно взятой дисциплины вместе с учителем на базе психолого-педагогической диагностики.
Для формирования регионального аспекта нами был разработан ряд исследовательских заданий для каждого уровня учебно-исследовательской культуры учащихся сельской школы (табл. 1).
Так, нами были выделены исследовательские задания, при выполнении которых учащиеся сельской школы должны анализировать информацию, чтобы впоследствии выделить ее части, а также определить причинно-следственные связи. Некоторые упражнения включали сформулированные учащимися сельской школы характеристики, которые позволяли установить тонкости процессов, исторических фактов, классификаций, событий, явлений. Также мы определили задания, решения которых позволит учащимся сельской школы моделировать события, процессы, а также прогнозировать варианты развития этих событий и процессов.
Вторым педагогическим условием при формировании учебно-исследовательской культуры у учащихся сельской школы Калининградской области служит использование возможностей социальной среды сельской местности.
На наш взгляд, специфика сельской социальной среды обусловлена такими чертами, как открытость сельского социума (более низкая по сравнению с городской), социальная и политическая активность в силу частичной изолированности и территориальной удаленности села от города.
В рамках нашей работы осуществлялись разнообразные исследования. Мы исходили из их содержания и уровня сложности, инструментально-дидактических возможностей сельской школы. В условиях проводимого эксперимента задания могли выполняться как индивидуально, так и в малой группе.
Третье педагогическое условие заключается в формировании мета-предметных компетенций через использование диалоговых форм. В соответствии с этим метапредметные компетенции сельских школьников определены как система универсальных учебных действий, которые позволят решить регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи. В данном случае мы применили позицию Э. Ф. Зеера; согласно ей реализация компетенций может происходить в ходе исполнения различных видов деятельности.
Таблица 1
Содержание исследовательских заданий по уровням сформированности учебно-исследовательской культуры учащихся сельской школы при реализации регионального аспекта
Стадия Уровень
Высокий Средний Низкий
Первая Учащиеся могут провести анализ (как системный, так и структурно-функциональный); систематизировать; структурировать; классифицировать краеведческую информацию по предмету «История западной России». В качестве примера можно использовать анализ политики первых прусских королей. Необходимо структурировать их деятельность, определить более важные поступки по сравнению с второстепенными и т. д. Учащиеся могут разделить информацию по предмету «История западной России» в соответствии с оговоренными признаками; могут объединять заранее обозначенные информационные части; способны разделить факт, явление, событие и процесс для дальнейшего, более детального изучения; способны определить причину возникновения какого-либо процесса, явления, факта. Например, при изучении темы «Восточная Пруссия и Первая мировая война» необходимо выявить причины войны, разделить события относящися как к общему театру военных действий, так и к сражениям, происходящим на территории Восточной Пруссии Учащиеся в состоянии выделить главные информационные части; определить последовательность расположения имеющегося краеведческого материала; установить хронологию определенного процесса; сравнить и выделить сходство или различие фактов, явлений, процессов. Например, при изучении темы «Семилетняя война» можно провести бинарный урок, сравнивая изучение данного события в курсах истории России и истории западной России
Окончание табл. 1
Стадия Уровень
Высокий Средний Низкий
Вторая Могут выявить самые значимые тенденции в развитии процесса или явления; указать точки зрения к определению структуры, функции, процесса; выявить разнообразные подходы к понятию, сформулировать дефиницию изучаемого понятия. В качестве примера может служить тема «Курс на войну» предмета «История западной России». При ее изучении можно достаточно точно установить процессы формирования военно-стратегического мышления военного руководства Германии, выявить разнообразные подходы к понятию «военно-стратегическое мышление», определить, что мы изучаем не только процесс подготовки к войне, но и дальнейшее формирования прусского милитаризма Могут определить причинно-следственную связь между отдельными фрагментами информации; выявить фактор, который оказывает влияние на тот или иной процесс; характеризовать процесс, явление; установить их особенности. В качестве примера можно привести попытку определения взаимосвязи между милитаристской политикой первых королей и возникшей впоследствии Семилетней войной Способны определить цель, задачу, сущность процесса, явления; охарактеризовать их не только с точки зрения исторического процесса в целом, но и в контексте развития нашего региона
Третья Могут прогнозировать становление и деятельность процесса, явления, учитывая факторы, которые способны влиять на дальнейшее развитие; в состоянии определить перспективу развития какого-либо процесса, явления. Так, например, при изучении темы «Фашизм в Восточной Пруссии» предмета «История западной России» можно попытаться установить последствия этого явления для нашего региона. Учащиеся с помощью учителя могут попробовать структурировать возможность существования и развития фашизма и национализма в Калининградской области Могут смоделировать региональный процесс, явление, событие; определить возможность практического использования результата исследования. Данный вид работы использования, например, к теме «Альтернативы развития Калининградской области». Учащиеся могут предположить, какие изменения ждут Калининградскую область при реализации той или иной программы развития В состоянии выделить положительные или отрицательные влияния каких-либо условий на возможность возникновения или развития процесса и явления; способны определить варианты улучшения какого-либо регионального процесса, явления, а также последствия их влияний на дальнейшую судьбу сообщества, Калининградской области
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что метапредметные компетенции:
1) носят надпредметный характер;
2) могут обеспечить последовательность во всех ступенях образования;
3) лежат в основе организации любого вида деятельности учащихся;
4) способны обеспечить усвоение учебного материала.
Цель формирования метапредметных компетенций — овладение деятельностью. Следовательно, усвоение материала в случае его раскрытия путем преобразования в ситуации решения некоторой задачи. Для этого нами разрабатывались уроки с использованием технологии развития критического мышления (РКМ). Данную технологию можно охарактеризовать как «образовательную технологию, развивающую мыслительные навыки учащихся, которые необходимы не только в учебе, но и в обычной жизни» (табл. 2) [1, с. 7].
Таблица 2
Этапы урока в технологии развития критического мышления
Стадия Деятельность
Учитель Учащийся
Вызов (мотивация) Попытка вызова уже имеющихся знаний по предмету «История западной России», заинтересованности учеников, создание стимула и мотива к последующей деятельности. Для этого возможно провести ряд экскурсий, организовать посещение музеев и т. д. Учащийся пытается вспомнить, что ему известно по данному вопросу, делает попытку систематизировать материал до того, как начинает его изучать, задает вопросы. Например, учебник предмета «История западной России» содержит сведения, рассчитанные на два года (6 — 7, 8 — 9, 10 — 11-е классы), поэтому для того чтобы ученик мог вспомнить и структурировать материал, который изучался в прошлом году, можно разработать ряд облегченных заданий по темам прошлого года
Осмысление (само-стоятель-ная учебная деятельность) Сохранение интереса к проблеме во время работы с новым материалом. Учитель должен показать, что предмет «История западной России» является не только актуальным и необходимым, но и интересным в изучении Учащийся читает (или слушает) текст, используя предложенный преподавателем активный метод чтения, систематизации подбора материала; пытается преобразовать один вид текстовой информации в другой; составляет опорный конспект; проводит поиск ответа на поставленный в начале урока вопрос; сопоставляет оценки, мнения, пытается обосновать собственную позицию. В частности, можно попробовать соотнести события, которые изучались ранее по истории России и всеобщей истории, с теми событиями, которые в данный момент рассматриваются в региональном аспекте по истории западной России
Окончание табл. 2
Стадия Деятельность
Учитель Учащийся
Рефлексия (контроль и коррекция) Вернуть учащихся к их конспектам-предположениям, внести изменение, дополнение, представить задание на основе изученного материала Ученики пытаются соотнести новую информацию со старой, например, используют знания, которые были получены ими на стадии осмысления; установить причинно-следственные связи между блоками информации; получить ответы на вопросы; организовать дискуссию; написать творческую работу, например о Калининградской области
51
Четвертое педагогическое условие — это внедрение методического сопровождения по учебному предмету, в нашем случае по истории западной России, что позволит в лучшей степени сформировать учебноисследовательскую культуру учеников сельской школы Калининградской области.
Принципы ценностного наполнения образовательного процесса определяют основу педагогической модели как содержание авторской программы нравственного развития сельских школьников в процессе диалогового взаимодействия. Диалоговая направленность обусловлена проблемным характером предмета размышления.
Авторская программа, будучи созданной на базе признания диалогового взаимодействия как процесса, должна предполагать ясно выраженную продуманность отдельно взятого компонента. Кроме того, она направленна на реализацию цели нравственного развития как части учебно-исследовательской культуры учащихся.
Итак, в данной работе нами был рассмотрен процесс формирования учебно-исследовательской культуры у учащихся сельских школ в рамках регионального аспекта с использованием определенных педагогических условий на уроках истории западной России. Следует отметить, что тема не исчерпывается написанием этой статьи, в которой раскрыты лишь некоторые аспекты исследования.
Список литературы
1. Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб., 2001.
2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособ. : в 2 кн. М., 2002. Кн. 2 : Работа психолога со взрослыми.
3. Федоров Г. М., Волошенко К. Ю. Регион сотрудничества. Калининград, 2007. Вып. 1 : Анализ и прогнозирование рынка труда Калининградской области.
Об авторах
Елена Иосифовна Мычко — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: етусЬкоЪк@.ги
Андрей Вячеславович Сапунов — соиск., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: a.sapunov@live.ru
About the аиШоге
52
Prof. Elena Mychko, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: emychkobk@.ru
Andrei Sapunov, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: a. sapunov@live.ru