УДК 37.028.523:377.181.15.
Е. И. Мычко, А. В. Сапунов
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ РОССИИ
Рассматривается технология формирования учебно-исследовательской культуры во время обучения в сельской школе Калининградской области на уроках истории западной России. Показано, что процесс формирования учебно-исследовательской культуры может стать более результативным, если большее внимание будет уделено самостоятельной исследовательской деятельности школьников, под которой подразумевается выполнение заданий с помощью полученных исследовательских ЗУНов, а также подготовка как индивидуальных, так и групповых исследовательских проектов.
This article discusses the technology of formation of learning and research culture at schools of the Kaliningrad region in lessons on the history of western Russia. The process of learning and research culture formation will be
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 5. С. 10—15.
successful if more attention is paid to independent research of schoolchildren, namely, solving tasks with the help of acquired research knowledge and skills, as well as preparation of individual and group research projects.
Ключевые слова: учебно-исследовательская культура, технология, сельская школа, история Западной России, учащиеся, педагог, диалог, взаимодействие.
Key words: learning and research culture, technology, rural schools, history of Western Russia, students, teacher, dialogue, interaction.
Как следует из решения коллегии Министерства образования Российской Федерации от 10 января 1996 г. «О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования» [6, с. 1 — 7], в нашей стране существует серьезная необходимость в программно-методическом обеспечении учебно-исследовательской работы, а также в готовности педагогов работать в исследовательско-творческом режиме с учащимися, заинтересованности высших учебных заведений в работе как со студентами, так и со школьниками. Эти задачи могут быть решены сегодня только при создании максимально эффективных условий для формирования учебноисследовательской культуры учащегося в рамках культуротворческой школы.
Процесс формирования учебно-исследовательской культуры будет успешен только при реализации идеи подлинного общения между учеником и учителем, поскольку без подобного общения нет культуры. Так, В. С. Библер считает, что культура «есть форма одновременного бытия и общения людей различных прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопроникновения этих культур» [2, с. 289]. Культура как диалог, по Библеру, представляет собой «неразрывное сопряжение двух полюсов: полюса диалогичности человеческого сознания и полюса диалогичности мышления, логики» [2, с. 300].
Структурная перестройка экономики и политики Калининградской области как субъекта Российской Федерации проходит с учетом развития экономики, хозяйственной деятельности соседних европейских государств, а также требований существования в европейском экономическом пространстве. В процессе сотрудничества со странами Европейского союза знание истории края и сопредельных стран приобретает немалое значение.
При этом расширение международного сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической и особенно образовательной областях требуют от современного выпускника школы Калининградской области активного владения в том числе и историей края. Кроме того, мы полагаем, что на уроках истории западной России возможно формировать учебно-исследовательскую культуру учащегося, которая позволит будущему специалисту в дальнейшем реализовать такие аспекты своей профессиональной деятельности, как необходимое своевременное ознакомление с современными технологиями, открытиями и тенденциями в развитии науки и техники, а также устанавливать профессиональные контакты с зарубежными партнерами.
Целостная система как структурных, так и функциональных компонентов учебно-исследовательской культуры учащихся сельской школы
Калининградской области, а также ее критериев и показателей обеспечивает как структурное, так и содержательное единство сконструированной нами технологии, которое должно реализоваться посредством использования самых разнообразных форм и методов совместной работы учеников и их педагогов. Предполагаемым результатом применения рассматриваемой нами технологии должен стать постепенный рост показателей и критериев сформированности учебно-исследовательской культуры учащихся сельской школы Калининградской области с последующим увеличением числа учащихся как с репродуктивным, так и с креативным уровнями сформированности учебно-исследовательской культуры.
Процесс формирования учебно-исследовательской культуры мы понимаем как развитие и приобретение учащимися знаний и умений, личностных качеств и способностей, которые обеспечивают им возможность активной творческой самореализации в учебно-исследовательской, а также в проектной деятельности.
Разрабатывая технологию формирования учебно-исследовательской культуры учащихся сельской школы, мы должны были учитывать тот факт, что изменение уровня сформированности данной культуры может происходить по двум направлениям: либо стихийно, либо целенаправленно.
В первом случае учащиеся усваивают отдельные исследовательско-проектные знания, умения и навыки в процессе изучения истории западной России и отдельных школьных предметов. Такое же непрямое воздействие на формирование учебно-исследовательской культуры в какой-то степени может оказывать и личный жизненный опыт учащихся, приобретаемый ими в процессе решения самых разнообразных бытовых проблем и задач.
Вместе с тем возможен вариант целенаправленного внедрения в учебный процесс специальных методик обучения школьников, направленных на приобретение учащимися исследовательских знаний, умений и навыков. Нельзя отрицать того факта, что и в том, и в другом случае используются сходные приемы и методы формирования учебно-исследовательской культуры, именно поэтому нам важно увидеть различия между этими способами.
Здесь следует обратить внимание на то, что должно являться необходимой особенностью любой педагогической технологии, — ее про-цессуальность, т. е. возможность достижения итоговой цели при пошаговой реализации. Технология формирования учебно-исследовательской культуры учащихся сельской школы Калининградской области на уроках истории западной России обязана отвечать таким свойствам, как пошаговость, поэтапность и, конечно же, дискретность.
В связи с этим процесс формирования учебно-исследовательской культуры учащихся предусматривает последовательное развитие ее структурных и функциональных компонентов, а также положительную динамику уровней их сформированности и включает в себя следующие этапы:
• аналитико-проектирующий;
• реализующий;
• коррекционно-оценочный.
Одной из важных проблем, связанных с процессом формирования учебно-исследовательской культуры, является полное отсутствие в образовательном стандарте специальной учебной дисциплины, целенап-равлено ее формирующей, поэтому необходимо включать в состав школьных уроков некоторые элементы исследовательской деятельности. Наиболее подходящим для этих целей предметом нам представляется «История западной России», учитывая его новизну и специфику нашего региона. К сожалению, возможности для этого весьма ограничены временем учебных занятий. Поэтому мы сочли, что разрабатываемая нами методика должна опираться не только на учебные занятия по предмету «История западной России», но также и на внеурочную самостоятельную исследовательскую работу школьников.
Нами было уделено достаточно большое внимание самостоятельной исследовательской деятельности школьников. Она подразумевала под собой не только и не столько выполнение заданных на дом заданий с помощью полученных исследовательских ЗуНов, но также (и это более важно) подготовку индивидуальных и групповых учебно-исследовательских проектов.
Первый этап разработанной нами технологии отвечает за распределение учебной нагрузки, которая отводится на реализацию данной технологии, между разными видами учебно-исследовательской деятельности. Время, отводимое на реализацию технологии, не лимитирован, так как оно зависит от достаточно многих факторов, среди которых и первичный уровень учебно-исследовательской культуры школьников, и степень эффективности применения выбранных методов и форм для экспериментального класса, и наличие в школе грамотных специалистов, и материальная база конкретного учебного заведения, и т. д. Приблизительное распределение часов можно осуществить, опираясь на изложенные ниже положения:
• Часть урока, предназначенную для проектно-исследовательской работы, можно определить, если исходить из возможностей конкретного занятия. Естественно, при этом необходимо учитывать как специфику изучаемой темы, так и поставленные цель и задачи урока.
• Время, отводимое на изучение учебной дисциплины «История западной России», определяется согласно календарно-тематическому планированию и школьному компоненту, который специфичен в каждом отдельно взятом учебном заведении;
• На самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность учащегося отводится временной отрезок, равный совокупному времени всех уроков по истории западной России, на которых акцентировалось (или должно было акцентироваться) внимание на решении исследовательских и проектных задач.
• Доля внеурочных занятий должна составлять не менее 10 % самостоятельной работы. Начало этой деятельности для каждого отдельного ученика не фиксировано, а зависит от его вовлеченности в исследовательско-проектную деятельность, оно может изменяться в ту или иную сторону с увеличением или уменьшением заинтересованности старшеклассника исследовательской и проектной деятельностью, что определяется, в первую очередь, его мотивационной сферой.
13
14
Целью второго этапа технологии стало составление комплексного календарно-тематического планирования, которое органично включало бы в себя как внешкольные мероприятия, так и обязательные занятия в рамках учебного процесса. Кроме того, необходимо выделить главные и второстепенные вопросы для каждой рассматриваемой темы. Содержательное наполнение нашей технологии учитывает не только сущность, но и специфику учебно-исследовательской культуры, поскольку она предназначена для реализации именно в рамках сельской школы. Помимо этого, мы также учитываем структурные и функциональные компоненты формируемой характеристики.
Основная задача третьего этапа разработанной технологии — это поиск педагогических средств, методов и форм для наиболее эффективного, а главное, результативного взаимодействия между педагогом и учащимся (или группой учащихся). Данное сотрудничество должно быть направлено на повышение первичного уровня учебно-исследовательской культуры учащихся.
Кроме вышеперечисленных процедур, которые должны оказывать положительное влияние на эффективность процесса формирования учебно-исследовательской культуры учащихся сельской школы Калининградской области, нам пришлось учитывать специфику сельской школы нашего региона, а также его положительное и отрицательное влияние на контингент учащихся. Небольшое количество учащихся в классах сельской школы позволяет использовать нашу технологию более индивидуально, направить ее на отдельно взятого школьника. Близость учащихся к природе, со своей стороны, выступает сильным ограничителем в выборе исследовательских проектов и тем, однако учет практических знаний и навыков школьников позволил нам построить технологию формирования учебно-исследовательской культуры учащихся сельской школы более культурообразно.
Едва ли не самой главной особенностью исследовательской деятельности является ее продолжительность. Лишь малое число исследовательских задач можно решить быстро, в лучшем случае — в течение одного учебного занятия. Чаще всего урок или внеурочное занятие становится лишь вводной (или заключительной) частью, которая предваряет (или завершает) достаточно длительное исследование. Именно поэтому, рассматривая формы занятий, которые мы используем в технологии формирования учебно-исследовательской культуры, необходимо выделить в первую очередь теоретические занятия, а уже затем практические урочные и внеурочные занятия, на которых применяются различные формы обучения. Это могут быть и традиционные занятия по истории западной России, включающие элементы исследования, а также самостоятельная работа учащихся, направленная как на решение «однодневных», «одноразовых» исследовательских задач, так и на осуществление достаточно долгосрочных исследований и исследовательских проектов.
Каждой из вышеперечисленных форм присущ широкий набор методов, который варьируется в зависимости от профессионализма, квалификации, специализации и предпочтений учителя.
Список литературы
1. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.
2. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в 21 век. М., 1990.
3. Ильина М. В. Современная модель урока по историческому краеведению : учеб.-метод. пособие для учителей начальной и основной школы / под. ред. Т. А. Пироговой. Калининград, 2004.
4. Кузьмин Р. И. Формирование учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007.
5. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 10 янв. 1996 г. // Вестник образования. 2000. № 9. С. 69 — 70.
Об авторах
Елена Иосифовна Мычко — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: emychko@bk.ru
Андрей Вячеславович Сапунов — соиск., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: a.v_sapunov@mail.ru
About authors
Prof. Yelena Mychko, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: emychko@bk.ru
Andrei Sapunov, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: a.v_sapunov@mail.ru