172
УДК 37.018.523:377.131.15
А. В. Сапунов
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ РОССИИ
Рассматривается вопрос о теоретических проблемах учебно-исследовательской культуры, ее функциях и критериях, а также о возможностях ее формирования на уроках по истории Западной России у учащихся сельской школы благодаря специфике учебного заведения и новизне данной дисциплины.
This article deals with the theoretical problems of learning and research culture, its functions and criteria, as well as possibilities of its formation in students of rural schools in the History of Western Russia classes in view of the specific features of the educational institution and the novelty of the discipline.
Ключевые слова: культура, сельская школа, история Западной России, учащиеся.
Key words: culture, rural schools, History of Western Russia, students.
Культурологический подход в последние годы все чаще выступает как надежный теоретико-методологический ориентир, что позволяет использовать его в качестве обобщающей теории для построения концепции воспитательной системы школы.
В традиционном педагогическом сознании учебно-исследовательская культура учащихся рассматривается неоднозначно, обычно как нечто нормативное, заданное, как образец, на который нужно равняться при реализации познавательной деятельности, в том числе наиболее сложного ее вида — учебного исследования, с одной стороны, и как особые интеллектуальные свойства личности учащегося — с другой.
Учебно-исследовательскую культуру учащегося мы характеризуем как интегративное личностное образование, которое представлено совокупностью образовательных научно-мировоззренческих ценностей, накопляемых в процессе обучения и применяемых личностью для получения новых знаний в учебных целях; как способ ее учебной (исследовательской) деятельности; как проявление ею творчества в учебном исследовании; как специфический способ саморазвития ее сущностных сил, социализации и самоопределения.
Краеведение — важное средство формирования исторического мышления учащихся, неотъемлемой части учебно-исследовательской культуры. Классные и внеклассные занятия по краеведению тесно связаны с основными курсами истории России и всеобщей истории, опираются на них. Вместе с тем эти занятия содействуют углубленному
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 172 — 175.
изучению истории, расширению общеисторических знаний учащихся, лучшему пониманию ими диалектической связи местного, частного с общим, целым.
В процессе обучения в школе, приобретая знания по истории Западной России, учащиеся накапливают свой интеллектуальный потенциал, что служит базой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае — значительная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.
В то же время история Западной России — широкое поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьника, овладения им началами творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего.
О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям писали Я. А. Комен-ский, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие зарубежные педагоги и ученые. В России данной идеи касались В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Н. М. Карамзин, К. Д. Ушинский, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, В. О. Ключевский.
Важно также подчеркнуть, что среди черт современного российского общества — быстро нарастающее разнообразие экономического развития отдельных регионов и областей, яркое проявление их культурных, национальных и исторических особенностей. В этих условиях нужно, чтобы местное население, и главное новое, молодое поколение, хорошо знало свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, ресурсы, экологическую ситуацию, планы социальноэкономического и культурного возрождения и развития. Для Калининградской области, обладающей рядом специфических характеристик, имеющей особое геополитическое положение, все сказанное очень актуально.
Специфика сельской школы определяется не только совокупностью объективных факторов, которые предоставляют лишь потенциальные возможности улучшения учебно-воспитательной работы с сельскими школьниками и успешное осуществление которых во многом зависит от разумного применения их в конкретных условиях. Данная специфика обусловливается также и преимуществами реализации педагогической деятельности на селе, а именно:
1) более характерным, заметным проявлением лучших традиций народной педагогики, некогда стройной системы воспитания сельского жителя. В городах, особенно крупных, такие традиции практически не используются из-за смешения национальных особенностей жителей, отрыва от исторических корней;
2) достаточно четким представлением учителей о детях, условиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т. п.;
3) близостью к традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов, особенно тех, кто работает на селе многие годы и воспитал не одно поколение сельских жителей.
173
174
Обучение в сельских школах позволяет осуществлять индивидуальный подход к ученику. В то же время в малочисленном классе зачастую отмечается повышенное чувство тревожности, психологические, эмоциональные, а иногда и интеллектуальные перегрузки детей, что связано с постоянным контролем и оценкой знаний учащихся. К отрицательной специфике малочисленной сельской школы можно отнести также отсутствие особой эмоциональной психической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В таких школах зачастую ограничено деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически нет состязательности учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских, нравственных качеств личности школьников, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.
В качестве предмета эксперимента мы определили ключевые компетенции учащихся на уроках по истории Западной России. Поэтому контрольными (подвергнувшимися изменению) характеристиками выбранных групп школьников стали:
1) уровень усвоения учебного материала;
2) способы действий учащихся;
3) ценностно-смысловые установки.
Когда мы говорим о краеведении и школе, следует, конечно, различать «уровни» краеведческой познавательной работы учащихся. Условно можно выделить три таких уровня (в реальной школьной практике они тесно связаны друг с другом и составляют единое поле познавательной деятельности школьников). Это, во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Во-вторых, самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы детей (когда они в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть узнают факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть кроме учебных пособий научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной печати, материалы школьных и государственных музеев, Интернет и т.д. И, наконец, третий уровень — изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного представляющего научный интерес исследовательского поиска, когда дети выступают в роли исследователей. Обычно это члены исторических кружков и ученических научных обществ, участники археологических и этнографических экспедиций, актив школьного краеведческого музея и слушатели факультативов.
Первый из перечисленных уровней главный, а подчас и единственный в начальных классах. Для основной школы типичны первый и второй уровни. В старших классах девятилетней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня.
Педагогу необходимо четко различать и держать в поле зрения все указанные уровни, видеть их различия и связи, пути перехода от эле-
ментарных форм работ к более сложным. Это является важным условием эффективного использования знаний по истории Западной России в обучении и воспитании школьников.
Мы можем констатировать наличие у учащихся желания к познанию, творческому саморазвитию и совершенствованию, что создает благоприятную почву для нашего эксперимента. Дети считают, что предмет «История Западной России» имеет практическое значение и достаточно интересен при изучении. Значительная часть школьников, на наш взгляд, достаточно подготовлена для того, чтобы сформировать с помощью педагогов базовый уровень учебно-исследовательской культуры.
Список литературы
1. Кузьминых Я. С. О пользе туристическо-краеведческой работы // Красное знамя. 2008. № 92.
2. Макотрова Г. В. Учебно-исследовательская культура школьников // Педагогика. 2007. № 1. C. 47—52.
Об авторе
Андрей Вячеславович Сапунов — соиск., Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
E-mail: sapun@live.ru
About author
175
Andrey Sapunov, PhD student, I. Kant Baltic Federal University. E-mail: sapun@live.ru