Научная статья на тему 'Региональные вузы: проблемы развития в условиях модернизации высшего образования'

Региональные вузы: проблемы развития в условиях модернизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗОВ / REGIONAL UNIVERSITY / GLOBALIZATION PROCESSES / MODERNIZATION / QUALITY OF EDUCATION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / SCIENTIFIC POTENTIAL / COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Станислав Юрьевич

Обосновывается роль региональных вузов в социально-экономическом развитии регионов и доказывается их влияние на сохранение социокультурного и научного потенциала территорий. Предлагаемые автором статьи мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности регионального высшего образования, с одной стороны, будут способствовать практикоориентированной подготовке специалистов для экономики региона и, с другой стороны, позволят создать эффективные механизмы взаимодействия академической науки и реального сектора экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional universities: problems of development in modernization of higher education

The article explains the role of regional universities in socio-economic development of regions and proves their impact on the preservation of socio-cultural and scientific potential of territories. Offered by the author measures aimed at improving the competitiveness of regional higher education, on the one hand, and will facilitate the preparation of practical specialists for economics of the region, and, on the other hand, will create effective mechanisms of interaction between academic science and real sector of economics of the region.

Текст научной работы на тему «Региональные вузы: проблемы развития в условиях модернизации высшего образования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). Философия. Социология. Культурология. Вып. 36. С. 103-107.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.3 ББК 74.2

С. Ю. Фролов

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВУЗЫ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обосновывается роль региональных вузов в социально-экономическом развитии регионов и доказывается их влияние на сохранение социокультурного и научного потенциала территорий. Предлагаемые автором статьи мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности регионального высшего образования, с одной стороны, будут способствовать практикоориентированной подготовке специалистов для экономики региона и, с другой стороны, позволят создать эффективные механизмы взаимодействия академической науки и реального сектора экономики региона.

Ключевые слова: региональный вуз; глобализационные процессы; модернизация; качество образования; социально-экономическое развитие региона; научный потенциал; конкурентоспособность вузов.

Происходящие в стране социально-экономические и социально-политические изменения обусловили необходимость реформирования системы образования, направленного на обновление профессионального образования с учетом процесса вхождения России в мировое образовательное пространство. В условиях глобализации образование должно быть непрерывным, актуальным, «...новой формой накапливаемого человеком в течение жизни экономического ресурса», при этом роль вуза заключается в создании и приумножении человеческого капитала страны, повышающего ее конкурентоспособность в глобальном сообществе [4].

Безусловно, это касается и региональных вузов, которые в полной мере должны учитывать, в том числе, и особенности развития отдельных регионов. Нельзя не согласиться с мнением А. В. Белоцерковского, который подчеркивает, что региональные университеты в той же степени определяют конкурентоспособность региона на национальном уровне, в которой конкурентоспособность страны на между-

народном уровне определяют качественный и количественный уровень образования ее населения: «.стране, мощь которой определяется регионами, крайне необходимы и первоклассные региональные университеты» [5].

В условиях модернизации системы высшего образования региональным вузам, в отличие от крупных федеральных или научно-исследовательских университетов, а также от имеющихся общественное признание столичных вузов, получающих определенную государственную поддержку, гораздо сложнее соответствовать требованиям и критериям лучших мировых практик, ввиду меньшего количества материальных и человеческих ресурсов, отсутствия широкой известности, невысокого уровня ресурсной поддержки со стороны федеральной власти, преимущественной ориентацией на интересы региона. Поэтому, как правило, региональным вузам приходиться самостоятельно выживать, предпринимая определенные меры по повышению качества образования, развитию новых образовательных технологий, поддержке

своих научных школ и зачастую опережать в рейтингах столичные университеты.

В условиях же глобализации потребность в постоянном обновлении профессиональных знаний, востребованных современным рынком труда, востребованность непрерывного образования, а значит и соответствие качества предоставляемого образования, соответствующего мировым стандартам, являются определяющими для дальнейшего существования развития регионального вуза.

Анализ уровня изученности территориальных аспектов образования показывает, что в исследованиях, как правило, преобладает отраслевая ориентация, в которых территория рассматривается, главным образом, как среда, в которой функционирует система образования. Не сформировалось и целостного единого подхода к проблемам региональных вузов, а система образования, сложившаяся в регионах, не рассматривается в качестве одного из важнейших способов преодоления трудностей периода трансформации, стоящих перед обществом.

Однако, по мнению автора статьи, необходимо подчеркнуть важность функционирования региональных вузов, которая определяется, прежде всего, существованием различий интересов и потребностей граждан, условий и возможностей по их удовлетворению, в связи с этим каждый из российских регионов в силу социальных, экономических, географических причин должен представлять своим гражданам различные условия и возможности для развития и социализации. Так, Е. Шевелева отмечает, что региональная образовательная политика все больше начинает детерминироваться региональными проблемами занятости и трудоустройства населения, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса, т. е. регионализация становится «социальным заказом» общества [8].

Подчеркивая роль вузов в развитии региональной экономики, Е. Вашурина, Н. Дранту-сова, Я. Евдокимов и И. Майбуров считают, что «университет в регионе - это не только продукт академических достижений данного учреждения, но и в значительной степени -результат социально-экономического развития региональной среды, ее конкурентности, ее совокупного интеллектуального потенциала» [1. С. 133-134].

Такого же мнения придерживаются Т. Чу-рекова и Ю. Захаров, которые отмечают,

что региональный вуз - это «...стабилизация процесса воспроизводства кадрового потенциала; подготовка кадров высшей категории. Именно в региональном вузе происходит формирование и развитие научных школ, фундаментальных и прикладных исследований, в которых приоритет отводится проблемам региона, развитию его производительных сил, его демографии, изучению факторов сбережения здоровья, социальным проблемам молодежи и т. д.» [7].

Анализ различных позиций ученых относительно роли региональных вузов позволяет автору под региональным вузом понимать научно-образовательную систему, включающую в себя также центр развития культуры и являющегося, в конечном счете, ресурсом регионального развития, в котором аккумулируется интеллектуальный потенциал региона.

Для достижения конкурентоспособности региональных вузов, обеспечивающей повышение их роли в эффективном развитии регионального сообщества, необходимо обеспечение следующих мероприятий.

Во-первых, изменение организации образовательного процесса, вызванное тенденциями глобализации образования, реформированием системы образования, проявляющееся в том, что основным становится выбор, который осуществляет студент - это выбор не только образовательной программы, но и последовательности изучения дисциплин, курсов по выбору, преподавателей, формирование индивидуального учебного плана [3].

Во-вторых, создание эффективных механизмов взаимодействия академической науки и реального сектора экономики региона, что позволит обеспечить вузу привлечение дополнительных внебюджетных средств. Иными словами, вуз должен стать центром для коммуникации бизнеса, общества и государства по вопросам прогнозирования развития региона.

В-третьих, практикоориентированная направленность подготовки выпускников. Решение этой проблемы лежит в плоскости привлечения к образовательной деятельности предприятий реального сектора экономики при наличии механизмов частно-государственного партнерства, а также за счет внедрения сетевых форм реализации образовательных программ, что весьма реально в условиях конкретного региона [2].

В-четвертых, организация производственной практики путем стажировки студентов

на предприятии, что позволит определиться с требованиями работодателей, создаст возможность познакомиться с современным оборудованием, на котором предстоит работать выпускникам. На сегодняшний день нет выстроенного государственного механизма, обязывающего работодателей принимать студентов на практику, обеспечивать их рабочими местами, осуществлять наставничество.

В-пятых, устранение угроз нетрудоустройства выпускников либо трудоустройства не по специальности. Выпускники, как молодые специалисты, являются одной из слабозащи-щенных в социальном отношении категорией населения, а без соответствующей государственной поддержки и нормативно-правовых механизмов социальной поддержки молодого специалиста одному вузу данную проблему не решить. В связи с этим весьма важно научиться прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля, как в краткосрочном, так долгосрочном периоде, и регулировать его соответствующими изменениями в учебных планах, образовательных программах.

В-шестых, важной составляющей непрерывного образования, призванного эффективно реагировать на новые требования региональной экономики, является реализация вузами программ дополнительного образования и профессионального обучения. Массовая подготовка и переподготовка специалистов предприятий возможна через систему дополнительного образования, прежде всего через синергетическое партнерство с промышленными предприятиями региона.

В-седьмых, необходимость выстраивания системной целенаправленной работы с талантливой молодежью. Необходимо отметить неоднородный охват школьников дополнительными образовательными про-

граммами, зачастую в сельской местности наблюдается полное его отсутствие. В данной ситуации необходимо использовать преимущество регионального вуза в близости к абитуриенту, эффективные механизмы отбора качественных абитуриентов. Объединение университета, школ, учреждений профессионального образования позволит, с одной стороны, обеспечить открытость, доступность и вариативность образования в регионе, с другой, обеспечить преемственность школьного и вузовского образования.

В-восьмых, в соответствии с новыми экономическими отношениями, обеспечением гуманности и приданием гибкости системе образования, требуется вовлечь студентов, их родителей, работодателей в образовательный процесс как потребителей, клиентов. Студент из сырья превращается в заказчика, из объекта превращается в субъект образования, становится участником формирования учебного процесса.

Безусловно, обозначенные задачи требуют комплексного решения, которое видится в концептуально-программном развитии системы регионального образования, в разработке и реализации которой необходимо взаимодействие вуза, власти и регионального бизнеса.

В этой связи встает самый главный, на взгляд автора данной статьи, вопрос - вопрос сохранения интеллектуального потенциала региона - профессорско-преподавательского состава вузов, без которого невозможно решить ни одну из вышеперечисленных задач. Именно преподаватели в силу имеющихся у них функций широких трансляторов интеллектуального и социально-культурного капитала могут способствовать экономической, культурной и политической интеграции регионального сообщества [6].

Список литературы

1. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: аналитический обзор / Е. В. Вашурина, Н. В. Дрантусова, Я. Ш. Евдокимов, И. А. Майбуров. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.

2. Белоножко, М. Л. Качество подготовки выпускников университета для нефтегазового комплекса России / М. Л. Белоножко, О. М. Барбаков, С. Ю. Фролов // Соврем. проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/113-11186 (дата обращения: 18.12.2013).

3. Белоножко, М. Л. О результатах внедрения требований ФГОС в подготовку управленцев / М. Л. Белоножко, А. Н. Силин, Л. К. Габышева // Вестн. Удмурт. ун-та. - 2013. - № 15. - С. 159-162.

4. Бурдье, П. Начала / П. Бурдье; пер. с фр. Н. А. Шматко. - М., 1997.

5. Белоцерковский, А. В. Региональные университеты в системе образования России / А. В. Белоцерковский. - URL: http://www.akvobr/regionaline.

6. Влияние социальных коммуникаций на престиж регионального вуза / под ред. О. В. Ши-няевой. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 128 с.

7. Чурекова, Т. М. Качественное довузовское образование - условие доступности обучения в высшей школе / Т. М. Чурекова, Ю. А. Захаров // Университет. управление: практика и анализ. -2004. - № 2 (31). - С. 50-53.

8. Шевелева, Е. А. Проблемы развития высшего профессионального образования в малых и средних городах / Е. А. Шевелева // Регионология. - 2010. - № 4.

Сведения об авторе

Фролов Станислав Юрьевич - аспирант кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета.

[email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 9 (364). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 36. Pp. 103-107.

REGIONAL UNIVERSITIES: PROBLEMS OF DEVELOPMENT IN MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION

S. Yu. Frolov

Tyumen State Oil University, [email protected]

The article explains the role of regional universities in socio-economic development of regions and proves their impact on the preservation of socio-cultural and scientific potential of territories. Offered by the author measures aimed at improving the competitiveness of regional higher education, on the one hand, and will facilitate the preparation of practical specialists for economics of the region, and, on the other hand, will create effective mechanisms of interaction between academic science and real sector of economics of the region.

Keywords: regional university; globalization processes; modernization; quality of education; socio-economic development of the region; scientific potential; competitiveness of the university.

References

1. Vashurina Ye.V., Drantusova N.V., Yevdokimov Ya.Sh., Mayburov I.A. Analiz mirovykh tendentsiy razvitiya nauchno-obrazovatel'noy deyatel'nosti: analiticheskiy obzor [Analysis of global trends in the development of scientific and educational activities: an analytical overview]. Yekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta Publ., 2006. (In Russ.).

2. Belonozhko M.L., Barbakov O.M., Frolov S.Yu. Kachestvo podgotovki vypusknikov universiteta dlya neftegazovogo kompleksa Rossii [The quality of university graduates for oil and gas complex of Russia]. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2013, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/113-11186, accessed

18.12.2014. (In Russ.).

3. Belonozhko M.L., Silin A.N., Gabysheva L.K. O rezul'tatakh vnedreniya trebovaniy FGOS v podgotovku upravlentsev [About the results of the implementation of the requirements of the GEF in the preparation of managers]. Vestnik universiteta [Bulletin of University], 2013, no. 15, pp. 159— 162. (In Russ.).

4. Bourdieu P. Nachala [Beginnings], N.A. Shmatko (tr.). Moscow, 1997. (In Russ.).

5. Belotserkovskiy A.V. Regional'nyye universitety v sisteme obrazovaniya Rossii [Regional universities in the education system in Russia]. Available at: http://www.akvobr/regionaline, accessed

12.05.2015. (In Russ.).

6. Vliyaniye sotsial'nykh kommunikatsiy na prestizh regional'nogo vuza [The impact of social communications on the prestige of a regional university ], O.V. Shinyayeva (ed.). Ul'yanovsk, UlGTU Publ., 2009. 128 p. (In Russ.).

7. Churekova T.M., Zakharov A.Yu. Kachestvennoye dovuzovskoye obrazovaniye - usloviye dostupnosti obucheniya v vysshey shkole [The quality of pre-university education as a condition of access to learning in higher education]. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2004, no. 2 (31), pp. 50-53. (In Russ.).

8. Sheveleva Ye.A. Problemy razvitiya vysshego professional'nogo obrazovaniya v malykh i srednikhgorodakh [Problems of development of higher education in small and medium-sized towns]. Regionologiya, 2010, no. 4. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.