Научная статья на тему 'Территория и университет: стратегия управленческого взаимодействия'

Территория и университет: стратегия управленческого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ТЕРРИТОРИЯ / ОПОРНЫЙ ВУЗ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Галина Ивановна, Майер Владимир Викторович

В статье на примере деятельности Тюменского индустриального университета проанализировано управленческое взаимодействие высших учебных заведений с территориальными субъектами. Показано, что развитие современного университета невозможно без инновационной составляющей, предполагающей включение вуза в партнёрское взаимодействие с территорией и её руководством. Программы развития («дорожные карты»), совместно подготовленные вузом и региональными властями направлены на актуализацию интеграционных процессов, повышение эффективности управления территорией. Принципиально важным аспектом модернизационных стратегий, лежащих в основе комплексных приоритетных программ и проектов, является их информационно-коммуникативное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Галина Ивановна, Майер Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территория и университет: стратегия управленческого взаимодействия»

УДК 316.354:351/354

Герасимова Галина Ивановна

доктор социологических наук, доцент,

профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет gerasimova@tyuiu.ru Майер Владимир Викторович

доктор социологических наук,

профессор кафедры философии и социально-политических технологий,

Российский государственный университет нефти и газа

(национально-исследовательский университет) им. И. М. Губкина

mayer-v-v@yandex.ru

Galina I. Gerasimova

Doctor of Sociology Professor,

Department of Marketing and Municipal Management,

Industrial University of Tyumen,

gerasimova@tyuiu.ru

Vladimir V. Maier

Doctor of Sociology, Professor of the Department of Philosophy and Socio-Political Technologies,

Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University), mayer-v-v@yandex.ru

ТЕРРИТОРИЯ И УНИВЕРСИТЕТ: СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

THE TERRITORY AND THE UNIVERSITY: STRATEGIES FOR MANAGEMENT INTERACTION

Аннотация. В статье на примере деятельности Тюменского индустриального университета проанализировано управленческое взаимодействие высших учебных заведений с территориальными субъектами. Показано, что развитие современного университета невозможно без инновационной составляющей, предполагающей включение вуза в партнёрское взаимодействие с территорией и её руководством. Программы развития («дорожные карты»), совместно подготовленные вузом и региональными властями направлены на актуализацию интеграционных процессов, повышение эффективности управления территорией. Принципиально важным аспектом модернизационных стратегий, лежащих в основе комплексных приоритетных программ и проектов, является их информационно-коммуникативное обеспечение.

Ключевые слова: университет, территория, опорный вуз, управленческое взаимодействие, инновации, модернизация, социальное партнёрство, проектное управление, коммуникации.

Annotation. In the article, the example of the activity of the Tyumen Industrial University analyzed the management interaction of higher education institutions with regional management entities. It is shown that the development of a modern university is impossible without an innovative component that involves the inclusion of the university in partnership with the territory and its leadership. Development programs ("road maps"), jointly prepared by the university and regional authorities, are aimed at the actualization of integration processes, improving the management of the territory. A fundamentally important aspect of the modernization strategies underlying the complex priority programs and projects is their information and communication support.

Key words: university, territory, support university, management interaction, innovations, modernization, social partnership, project management, communications.

Во многих странах университеты являются движущей силой регионального развития. В производстве знаний и инноваций им отводится ключевая роль и с этой целью местными органами управления разрабатываются стратегические программы для реализации комплексных образовательных проектов. «Общественное и правительственное взаимодействие является жизненно важным компонентом демократического управления, результатом которого становятся осознанные управленческие решения» [6, с. 34].

Важность концептуального оформления взаимовыгодного сотрудничества определяется тем, что глобализация и растущая конкуренция обязывают территории решать ответственные задачи. Вместе с тем, достижение преобразований возможно при условии конструктивного сотрудничества региональных органов управления с основными хозяйствующими субъектами территории. По мнению Н. Костко и С. Киричука, в случае «целенаправленного формирования социального пространства системой управления развитием города используются конструктивистские методы социального проектирования, которые направлены на материально-вещественные объекты (ландшафт, архитектуру, пространственно-планировочную структуру, памятники, инфраструктуру) и нематериально-вещественные элементы (образ и имидж города, социальный, человеческий капитал, социальное качество, образ жизни, историко-культурное наследие, местные сообщества и т. д.)» [4, с. 9]. Во всех обозначенных элементах социального управления вузы способны выступать важными партнёрами. Для них такая кооперация открывает перспективы проведения новых качественных исследований, приобретения инновационных технологических знаний. Представители учебных заведений - это студенческая молодежь, т.е. социально активная и прогрессивная часть населения. Кро-

ме того, в вузах работают учёные, преподаватели, имеющие высокий уровень образования, являющиеся динамичной и заинтересованной в инновациях частью гражданского общества.

Ещё одно важное направление отмечают М. Белоножко, О. Барбаков и др.: «Университет является поставщиком наиболее ценного для общества товара - профессиональных специалистов. Поэтому особо важным можно считать определение основных направлений его взаимодействия с предприятиями...» [2]. Следовательно, вуз выступает полноправным участником многостороннего сотрудничества всех субъектов, заинтересованных в инновационном развитии территории.

Местной власти единое образовательное пространство и сформированные взаимовыгодные отношения помогают решать социально-экономические проблемы региона. Современный контур такого взаимодействия только формируется, и характеризуется отсутствием единой стратегии, неравновесностью и асимметричностью, «.избыточностью субъектности на одном полюсе диалоговых отношений и ее дефицитом на другом полюсе.» [3, с.15]. В то же время, управленческие структуры территории стремятся избегать администрирования, ведут поиск моделей инновационного развития и диалога с субъектами хозяйствования, в том числе с местными университетами. Их совместная деятельность направлена на разработку образовательных стратегических планов самого широкого направления, при формировании которых управленческие структуры выступают интеграционным началом, привлекая коммерческие и некоммерческие организации, бизнес-партнёров и инвесторов российского и международного уровня. Преимущества такой интеграция не только в продуктивном использовании ресурсов, но и укреплении конкурентных преимуществ региональных комплексов.

Среди существующих моделей взаимодействия вузов и территории приоритетной выступает социальное партнёрство, подразумевающее, что каждая участвующая сторона включается в принятие решений на паритетных началах, реализуя в процессе деятельности взаимовыгодные интересы. Важный результат такого сотрудничества - институциональный диалог. Е. Баразгова и К. Хитрин считают его «значимым ресурсом оптимизации функционирования образовательных организаций, повышения доверия потребителей к их деятельности, которая эффективно выполняет функцию динамической связи между рынком образовательных услуг и рынком труда» [1]. Таким образом, такая коммуникация взаимовыгодна, она способствует формированию лояльности к власти, с одной стороны; с другой -расширению процессов интерактивного и практико-ориентированного обучения, сотрудничества в сфере экспертизы, совместных социально-значимых проектов и инновационных программ.

Тюменский индустриальный университет (ТИУ) является крупнейшим вузом области, драйвером развития региона. Статус «опорный университет» ТИУ получил в 2015 году, что предопределило изменение его

стратегии функционирования. Была провозглашена основная цель на ближайшую перспективу - формирование качественно новой системы высшего профессионального образования. Её реализация направлена на создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности и формирование в субъектах РФ технологических и инновационных центров, способных стать инициаторами нового социально-экономического развития.

В университете осуществляется большой спектр основных и дополнительных образовательных программ, которые обеспечивают потребности экономики области в сфере металлургии, машиностроения, приборостроения и оптотехники на 100%; геологии, разведки и разработки полезных ископаемых - 98,1%; транспортных средств - 90,6%; строительства и архитектуры - 90%; автоматики и управления - 84,9%. Вуз выполняет функции отраслевого методолога в нефтегазовой промышленности, строительстве и архитектуре, позиционируя себя как центр решения отраслевых задач региона по развитию топливно-энергетического комплекса, решению проблем освоения арктической и субарктической зоны, развитию транспорта, энергетики и жилищно-коммунального комплекса, строительству жилья и т.д. [5, с.7].

Все изменения, заложенные в подготовленной совместно вузом и органами власти программы, направлены на формирование научно-исследовательских и инновационных ресурсов, опережающего развития кадрового, институционального и инфраструктурного потенциалов региона. В орбиту взаимодействия включены корпорации не только Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, но и Казахстана, Киргизии, Таджикистана, стран БРИКС. Перед руководством вуза и территории стоит задача трансформации ТИУ как вуза «обучающей модели» в модель «первого вуза корпораций нефтегазового и строительного профиля, воспроизводящего кадры для предприятий регионального сектора высокотехнологичных услуг и «умной экономики».

ТИУ для реализации целей становления опорного вуза сотрудничает с ведущими научными инновационными центрами в России и за рубежом. Так в 2017 году состоялась стратегическая сессия коллектива вуза и специалистов «Сколково» на тему: «Анализ ситуации и определения приоритетных направлений университета». В ходе работы был использован разнообразный исследовательский форсайт-инструментарий (экспертные оценки, мозговой штурм, метод дельфи). Участники сессии в составе 8 команд осуществляли прогноз развития различных спектров образовательной, исследовательской, предпринимательской, технологической, коммуникативной политики и систем управления. Был сделан вывод о нацеленности вузовской деятельности на процесс приоритетных инновационных изменений территории с учётом возможных альтернативных путей достижения конечных целей.

При подготовке к сессии были проведены социологические исследования среди основных целевых групп вуза. Анализ полученных данных

показал, что родители и абитуриенты обращают внимание на неполное соответствии стоимости обучения качеству предоставляемого образования. Тенденция на привлечения иностранных студентов сталкивается с проблемами адаптации в городе и с невысоким уровнем качества жизни в общежитиях. Респонденты не удовлетворены форматом традиционных массовых мероприятий приёмной кампании: дни открытых дверей, выступления в школах и др. Опрошенные студенты считают, что у них нет достаточных ресурсов для реализации собственных идей и замыслов. По результатам исследования можно сделать вывод о слабой сформированности лояльного отношения целевых групп к вузу, их недостаточной вовлеченности в его основную деятельность. Несовершенная корпоративная культура, при наличии структурных подразделений, не способствует сохранению целостности и единства ТИУ.

Представители внешних кругов отмечают нечёткость имиджа и мес-седжей, транслируемых обществу, что затрудняет позиционирование университета. В управлении вузом не сложилась система взаимодействия с представителями власти, не используются GR- технологии. Неразвитость отношений со СМИ приводит к тому, что журналисты не специализируются на проблемах вузовской науки и подготовки кадров высшей квалификации, предпочитая сенсационную и скандальную информацию.

В ходе сессии учитывался высокий уровень социально-экономической неопределённости, не позволяющий описывать конкретные сценарии, показатели и организационные структуры, но принимались в расчёт основные ключевые направления становление нового контура образовательного комплекса. В процессе прогнозирования были определены показатели результативности вуза, достижение которых запланировано на 2020 год. Среди них, рейтинговые значения нового уровня научно-образовательной деятельности, кадрового потенциала, финансовая стабильность и др. Отмечено, что важную роль в инновационном развитии вуза играет коммуникативная составляющая.

Изменение статуса Тюменского индустриального университета сопровождалось переформатированием знаков идентификации. Был разработан и внедрён новый логотип, а уникальность нового вуза, образованного путём слияния известных в городе университетов - нефтегазового и строительного - была отражена в слогане: «Первый вуз корпораций!».

В то же время, в процессе реорганизации ребрендинговые программы не получили самостоятельного статуса, не был осуществлён мониторинг и аудит текущего состояния фирменного стиля, не определены критерии эффективности нового логотипа как символической составляющей вуза. В настоящее время его использование осуществляется без учёта базовых константов учебного заведения: ценностей, сегментов целевой аудитории, образовательного кредо ТИУ. Документально не оформлены новые стандарты визуальной идентификации университета, такие как брендбук, гайдлайн и др. Следовательно, в процесс реорганизации управленческий

потенциал ребрендинга как комплекса мер, направленных на изменение идеологии, позиционирования, коммуникаций, с целью повышения конкурентоспособности университета, в полной мере не был использован.

Важной составляющей являются процедуры внедрения бренда в корпоративную культуру и программы комплексного имиджирования, рассчитанные не только на абитуриентов, но и на ключевых стейкхолдеров политической, экономической и культурной элиты региона, в которые необходимо включать персонал - основного проводника имиджевых и репутаци-онных характеристик учебного заведения. Миссия нового позиционирования должна отражать положения, направленные на содействие опережающему развитию области за счёт формирования региональной интеллектуальной элиты и инновационной научной среды, которая способствует созданию инфраструктурных проектов, модернизации образовательной деятельности университета в интересах реального производства. Желательно комплексную коммуникативную стратегию выстраивать на основе про-цессности, с учётом интересов внешних и внутренних приоритетных групп и концепции «опорного вуза» в расчёте на специфику взаимодействия с каждой из них. Реализация задач в сфере управления коммуникациями позволит закрепить в сознании общественности уникальные узнаваемые атрибуты ТИУ и сформировать потребительскую лояльность.

Таким образом, в сфере коммуникаций важно осуществлять индикативное проектное планирование, полностью учитывающие интересы региона и высшей школы, что позволит генерировать интеллектуальные ресурсы для инновационных кластеров, которые формируются совместно с руководящими органами. Ставку следует делать не только на профильные проекты и программы, но и на информационную прозрачность, коммуникативную гибкость, в целом транспарентное управление с применением разнообразного инструментария информационных поводов, креативных событий и интернет-технологий. С этой целью важно расширять спектр титульных вузовских мероприятий, осуществлять систематизацию повестки дня, медийного планирования, генерализации интернет-пространства университета.

Следствием реализации принятых программ должны стать качественные изменения в подготовке специалистов-профессионалов, осуществление совместно с региональными технологическими центрами наукоёмких инжиниринговых и нефтесервисных бизнес-проектов, призванных повысить качество жизни населения Тюменской области. Новое позиционирование региона, благодаря совместным действиям университета и участников территориального развития, будет строиться, исходя из концепции: Тюменская область - активный участник глобального рынка образования, устанавливающий взаимовыгодные связи с другими российскими территориями и зарубежными странами, носитель профессиональной мобильности и лидер нововведений.

Следовательно, перспективное развитие ТИУ связно с его ведущей ролью регионального трендсеттера, инициатора значимых проектов, генератора эксклюзивных информационных поводов. В этих условиях управленческие структуры региона становятся динамичным руководящим центром, демонстрирующим эффективность, прозрачность и готовность к диалогу. Университет, в свою очередь, является полноправным участником комплексного регионального развития территории, внося свой вклад в создание инвестиционного и образовательного потенциала Тюменской области.

Литература:

1. Баразгова Е.С., Хитрин К.Л. К вопросу о специфике реализации образовательных потребностей государственных и муниципальных служащих в организациях дополнительного профессионального образования: социологический анализ [электронный ресурс] // Муниципалитет: экономика и управление. 2015 - №4 (13). Режим доступа: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2015/04/11/ (дата обращения 26. 10. 2017).

2. Белоножко М.Л., Барбаков О.М., Фролов С.Ю. Качество подготовки выпускников университета для нефтегазового комплекса России / Современные проблемы науки и образования. 2013. - № 6 [Электронный журнал]. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11186 (дата обращения: 28.02.2018).

3. Гампарцумов А.С. Коммуникативные отношения власти и общества в современной России: диалоговые характеристики: Дис. канд. со-циол. наук: 22.00.04. - Ростов н/Д, 2015. - 137 с.

4. Костко Н.А., Киричук С.М. Социальное конструирование пространства через исследование территориальной идентичности горожан с помощью метода ментальных карт // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2017. - № 4 (55). - С. 7-12.

5. Программа развития опорного университета ФГБОУ ОУ «Тюменский индустриальный университет [электронный ресурс] Режим доступа: https://www. tyuiu.ru/wp-content/uploads/2016/06/Programma-razvitiya-opornogo-universiteta-FGBOU-VO-TIU-ot-29.04.2016g.pdf (дата обращения 06. 12. 2018).

6. Kathryn Kloby; Maria J D'Agostino. Citizen 2.0: public and governmental interaction through Web 2.0 technologies. Hershey, PA: Information Science Reference, 2012. - 355p.

References:

1. Barazgova E.S., Khitrin K.L. On the specificity of the implementation of educational needs of state and municipal servants in organizations of additional professional education: sociological analysis [electronic resource] // Municipality: Economics and Management. 2015 - No.4 (13). Access mode: http://municipal.uapa.ru/en/issue/2015/04/11/ (date of circulation is 26. 10. 2017).

2. Belonozhko M.L., Barbakov O.M., Frolov S.Yu. Quality of training graduates of the University for the oil and gas complex of Russia / Modern problems of science and education. 2013. - № 6 [Electronic Journal]. - Access mode: https://science-education.ru/en/article/view?id=11186 (reference date: 28.02.2018).

3. Gampartsumov A.S. Communicative relations of power and society in modern Russia: interactive characteristics: Dis. Cand. sociol. Sciences: 22.00.04. - Rostov n /D, 2015. -137p.

4. Kostko N.A., Kirichuk S.M. Social construction of space through the study of the territorial identity of citizens using the method of mental maps // Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii. Sociology. Economy. Policy. - 2017. -No. 4 (55). - P. 7-12.

5. Program for the development of the basic university FSBUU OU "Tyumen Industrial University [electronic resource] Access mode: https://www. tyuiu. ru/wp-content/uploads/2016/06/Programma-razvitiya-opornogo-universiteta-FGBOU-VO-TIU -ot-29.04.2016g.pdf (circulation date 06. 12. 2018).

6. Kathryn Kloby; Maria J D'Agostino. Citizen 2.0: public and governmental interaction through Web 2.0 technologies. Hershey, PA: Information Science Reference, 2012. - 355p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.