Научная статья на тему 'Состояние и перспективы региональных вузов в современной системе высшего образования'

Состояние и перспективы региональных вузов в современной системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / REGIONAL UNIVERSITY / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL DEVELOPMENT FACTORS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Раиса Ивановна, Бубякина Евгения Валентиновна, Парфенов Иван Яниславович

Масштабное внедрение различных систем рейтинга вузов в России показывает, что они преимущественно сосредоточены на вертикальной диверсификации вузов. Для многих региональных вузов эти системы рейтинга являются в основном стимулирующими факторами в целях более тщательного анализа своих сильных и слабых сторон и выработки качественно новой образовательной стратегии. Автор полагает, что региональные вузы имеют свою специфику: сохраняют интеллектуальный потенциал и этно культурные достижения народов территории, повышают социальную значимость высшего образования, обеспечивают качественное преподавание на основе освоения современных технологий, поддерживают социально экономическое развитие региональных территорий. Также региональные вузы поддерживают межрегиональное взаимодействие, обеспечивают горизонтальную диверсификацию образовательных услуг, учитывающую потребности и интересы населения, имеющиеся у него возможности и соответствие запросам различных социальных слоев региона. Все это делает актуальным анализ исследований российских ученых, посвященных вопросам раскрытия сущности и особенностей современного регионального вуза. Цель исследования теоретический анализ научной литературы для определения роли регионального вуза и основных факторов, влияющих на его развитие в современной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Раиса Ивановна, Бубякина Евгения Валентиновна, Парфенов Иван Яниславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND PROSPECTS OF REGIONAL UNIVERSITIES IN THE MODERN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Large-scale introduction of various universities ranking systems in Russia shows that they are mainly focused on vertical diversification of universities. For many regional universities, these rankings are basically stimulating factors for a more thorough analysis of their strengths and weaknesses and develop a qualitatively new educational strategy. The author believes that the regional universities have their specificity: preserve the intellectual potential and ethno cultural achievements of the peoples of the territory, increase the social importance of higher education, provide quality teaching, based on the development of modern technologies, support socio economic development of regional areas. Also regional universities support inter-regional cooperation, provide a horizontal diversification of educational services tailored to the needs and interests of the population, of its capacities and compliance demands of different social groups in the region. All this makes the actual analysis of Russian scientists research on issues of disclosure of the nature and characteristics of the modern regional high school. The purpose of research theoretical analysis of scientific literature to determine the role of the regional university and the major factors influencing its development in the present situation.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы региональных вузов в современной системе высшего образования»

УДК 378

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Платонова Раиса Ивановна, доктор педагогических наук, профессор Бубякина Евгения Валентиновна, старший преподаватель Парфенов Иван Яниславович, магистрант

Северо-Восточный федеральный университет, Якутск (Россия)

Аннотация. Масштабное внедрение различных систем рейтинга вузов в России показывает, что они преимущественно сосредоточены на вертикальной диверсификации вузов. Для многих региональных вузов эти системы рейтинга являются в основном стимулирующими факторами в целях более тщательного анализа своих сильных и слабых сторон и выработки качественно новой образовательной стратегии. Автор полагает, что региональные вузы имеют свою специфику: сохраняют интеллектуальный потенциал и этно - культурные достижения народов территории, повышают социальную значимость высшего образования, обеспечивают качественное преподавание на основе освоения современных технологий, поддерживают социально - экономическое развитие региональных территорий. Также региональные вузы поддерживают межрегиональное взаимодействие, обеспечивают горизонтальную диверсификацию образовательных услуг, учитывающую потребности и интересы населения, имеющиеся у него возможности и соответствие запросам различных социальных слоев региона. Все это делает актуальным анализ исследований российских ученых, посвященных вопросам раскрытия сущности и особенностей современного регионального вуза. Цель исследования - теоретический анализ научной литературы для определения роли регионального вуза и основных факторов, влияющих на его развитие в современной ситуации.

Ключевые слова: региональный вуз, модернизация системы высшего образования, высшее образование, региональные факторы развития образования.

STATE AND PROSPECTS OF REGIONAL UNIVERSITIES IN THE MODERN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

© 2016

Platonovа Raisa Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor Bubyakina Evgeniya Balentinovna.assistant professor Parfenov Ivan Yanislavovich, master

North-Eastern Federal University (NEFU), Yakutsk (Russia)

Abstract. Large-scale introduction of various universities ranking systems in Russia shows that they are mainly focused on vertical diversification of universities. For many regional universities, these rankings are basically stimulating factors for a more thorough analysis of their strengths and weaknesses and develop a qualitatively new educational strategy. The author believes that the regional universities have their specificity: preserve the intellectual potential and ethno - cultural achievements of the peoples of the territory, increase the social importance of higher education, provide quality teaching, based on the development of modern technologies, support socio - economic development of regional areas. Also regional universities support inter-regional cooperation, provide a horizontal diversification of educational services tailored to the needs and interests of the population, of its capacities and compliance demands of different social groups in the region. All this makes the actual analysis of Russian scientists research on issues of disclosure of the nature and characteristics of the modern regional high school. The purpose of research - theoretical analysis of scientific literature to determine the role of the regional university and the major factors influencing its development in the present situation.

Keywords: regional university, the modernization of higher education, higher education, education, regional development factors

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В постиндустриальном обществе, «когда преимущества стран в конкурентной борьбе определяются не богатством природных ресурсов или мощью финансового капитала, ... но уровнем образования и интеллектуальным потенциалом нации», высшее образование занимает исключительно важное положение [1].

Как известно, в России процессы в сфере высшего образования всегда протекают в определенном региональном контексте. Регионализация вузов, когда органы государственной власти и местного самоуправления напрямую связывают развитие конкретного региона с функционированием системы высшего образования, заняла прочное место в числе инновационных направлений модернизации (массовость, коммерциализация, глобализация, информатизация, мобильность, гибкость, индивидуализация, интернационализация, инновацион-ность). Данное обстоятельство предопределяет необходимость рассмотрения высшего образования как регионального явления.

С 2012 г. тенденция регионализации находит отражение в программных документах развития высшего образования в России. Так, в «Программе развития высшего образования в России до 2025 года» акцентируется роль региональных университетов как центров подготовки кадров высшей категории, способных обеспечить рост интеллектуального капитала и инвестиционной привлекательности территории с целью постепенного вырав-

нивания качества жизни [2].

Рассматривая университеты в качестве системообразующего фактора социально-экономического развития регионов, О. В. Долженко указывает, что «традиционная жизнь таких высших учебных заведений протекает гораздо в более сложных, по сравнению со столичными учебными заведениями, условиях. Вузы .... несут двойную, а то и тройную нагрузку не только готовят специалистов, но и играют важную роль интегральных центров культуры» [3]. Н.М. Рассадин характеризует вузы в регионах как базу социокультурного наследования в регионе, сохраняющую региональные социокультурные традиции, поддерживающую историческую общероссийскую, национальную и региональную память [4].

Региональная направленность вузовского образования позволяет каждой региональной системе высшего образования идти индивидуальным путем развития с учетом конкретной ситуации и специфики региона (сложившихся традиций, обычаев, своеобразия развития экономики, хозяйства, кадрового обеспечения).

«В условиях модернизации системы высшего образования региональным вузам, в отличие от крупных федеральных или научно - исследовательских университетов, а также от имеющихся общественное признание столичных вузов, получающих определенную государственную поддержку, гораздо сложнее соответствовать требованиям и критериям лучших мировых практик, ввиду меньшего количества материальных и человеческих ресурсов, отсутствия широкой известности, не-

высокого уровня ресурсной поддержки со стороны федеральной власти, преимущественной ориентацией на интересы региона. Поэтому, как правило, региональным вузам приходится самостоятельно выживать, предпринимая определенные меры по повышению качества образования, развитию новых образовательных технологий, поддержке» [5].

Таким образом, в работах российских ученых-исследователей мы видим спектр мнений о неоднозначном положении региональных вузов в сложившихся на сегодняшний день социально-экономических ситуациях: от престижных центров подготовки кадров высшей категории до образовательных структур, вынужденных «выживать» самостоятельно с минимальной государственной поддержкой.

Цель статьи состоит в теоретическом анализе научной литературы для определения роли, специфики регионального российского вуза и основных факторов, влияющих на его развитие в современной ситуации развития высшего образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. «Регионализация образования в России, появление региональных систем образования как новых субъектов в образовательном пространстве России» является императивом для развития высшей школы России [6]. Это связано с тем, что региональная система высшего профессионального образования как значимая подсистема российского ВО, выполняющая свою специфическую функцию, должна обрести способности для реализации высокого уровня самообеспечения научными и образовательными услугами, интеграции в мировое образовательное пространство с сохранением самобытности социокультурных составляющих регионального характера. Нельзя не согласиться с мнением о том, что региональные университеты в той же степени определяют конкурентоспособность региона на национальном уровне, в которой конкурентоспособность страны на международном уровне определяют качественный и количественный уровень образования ее населения: «... стране, мощь которой определяется регионами, крайне необходимы и первоклассные региональные университеты» [7].

Состоявшийся переход от централизованной системы университетского образования к формированию региональных и муниципальных подсистем, перераспределение ресурсов, результатов деятельности в пользу регионов потребовали от российских исследователей теоретико - методологического обоснования путей усиления региональной направленности профессиональной подготовки кадров на примере конкретных территорий.

Значительным событием для анализа проблем современной региональной образовательной политики стала первая на русском языке публикация доклада о российском культурно-образовательном пространстве экспертов Совета Европы, определившая «тройной перекос» развития отечественных вузов:

• предпочтение функции сохранения за счет творчества;

• предпочтение учреждений - инновационной деятельности;

• предпочтение крупным городам в ущерб провинции.

Эксперты подчеркнули недостаток прозрачности бюджета, ограниченность участия общественности в процессе принятия решений, сдержанный поиск новых источников для финансирования образования и культуры. Доклад предлагал рассматривать региональную культуру и - образование как ее существенный компонент - не как отрасль, а как возможность измерения процессов развития общества.

Для поддержания и сохранения развивающейся среды регионам необходимо сохранять такие жизненно важные сферы деятельности как образование, ме-154

дицина, энергетика, торговля и др. Подготовка кадров для этих областей профессиональной деятельности является одной из основных задач регионального вуза. «Высшее образование относится именно к таким вопросам. Недостаток в том или ином регионе астрофизиков или театральных режиссеров пережить без негативных последствий для региональной экономики можно. А вот дефицит инженеров, учителей и врачей способен подготовить почву для региональной гуманитарной катастрофы, обречь на экономическую деградацию и застой [8].

Мировая практика свидетельствует, что одним из эффективных условий выведения региона из ситуации экономической нестабильности и дискомфорта, придания ему развивающего импульса является организация высшего образования. Существование в регионе высшего учебного заведения оказывает огромное влияние на культурное, образовательное, экономическое развитие территории. Высококвалифицированные кадры в ведущих отраслях жизнедеятельности, создание среды современных технологий и инноваций, высокие показатели в социально - экономическом развитии, интенсивное освоение периферии и достижение устойчивого развития обеспечивается региональным вузом. Если рассматривать проблему образования в целом на макроуровне, то многие просчеты в современной системе реформирования не особенно заметны. А на микроуровне регион является информационной базой, отображающей все последствия происходящих процессов.

Население любого города, района, или области - это социокультурная общность, определенное сообщество, проживающее на конкретной территории и идентифицирующее себя с ценностями, традициями, стереотипами данного региона. Сегодня определенную трудность для исследователей представляет проблема региональной идентификации жителей.

Идентификация через локальность, - когда в качестве оснований принимаются ценности дома и «малой родины», - является важным этапом в процессе личностного самоопределения. Замечено, что именно идентификация социального и культурно-образовательного потенциала региона представляет собой существенный ресурс местного развития. Чем большее количество людей связывают свою судьбу, судьбы своих детей и свои жизненные установки с совместным проживанием на данной территории, тем большей степени они обладают пассионарно-стью и соответствующими ресурсами для составления и претворения в жизнь программ экономического и социокультурного развития региона.

У А.В. Корицкого регион определяется как «территория, отличающаяся общностью природно-климатических условий, укладом жизни и хозяйствования, восприятием окружающей действительности» [9].

С позиций социокультурного подхода, регион (субъект РФ) характеризуется как социокультурная общность, организованная в соответствии с конституционно-правовым статусом региона и предоставляющая его жителям условия для их деятельности в русле региональных и общероссийских социальных институтов. Сторонники системного подхода трактуют регион как особую социально-экономическую систему, значимым элементом которой является население, производящее и потребляющее материальные и нематериальные блага. Цель функционирования такой социально-экономической системы - удовлетворение потребностей населения (в т.ч. образовательных), создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

Регион представляет собой субъект культурной жизнедеятельности со своей инфраструктурой, характеризуемый исторически сложившимся общим укладом жизни, природой и социальной спецификой. В процессе жизнедеятельности, образования, культуры в регионе складывается своя региональная человеческая общность, имеющая:

• уникальные культуросообразные целевые ориенти-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)

ры, определяющие их исторические миссии и будущее;

• собственную систему ценностей, особый «мир» с присущим только ему менталитетом, мировоззрением и мироощущением [10];

• исторические традиции и достижения, которые позволяют непрерывно наращивать культурный потенциал общности.

Каждый регион России имеет свои, только ему присущие, природно- географические, политико-экономические, историко и социокультурные, этнические и экологические характеристики. Сущность различий проявляется в изменениях, вносимых в содержание вузовского регионального образования. Такая тенденция свидетельствует об усилении внимания к вопросам регионализации образования, позволяет определять оптимальное соотношение содержания федерального и вузовского компонентов в содержании образования.

На уровне образовательного пространства регионов реализуются две модели региональных образовательных рынков - монопольная (господство одного вуза) и оли-гополистическая (господствующее положение на рынке небольшого числа вузов, способных своими действиями оказывать влияние на рыночную ситуацию).

Национальное, региональное в формировании личности, гражданских качеств будущего бакалавра или магистра играет значимую роль. Родившись в соответствующей национально-региональной среде, человек бессознательно усваивает все то, что его окружает - обычаи, нравы, культуру, философию и др. В дальнейшем усвоенное с рождения в процессе расширения контактов обогащается за счет присвоения культуры, языка, традиций других народов. Выпускник регионального вуза не может оставаться в своей национально-региональной «скорлупе», так как интернационализация вузовского образования обеспечивает воспитание толерантного отношения к другим этносам, достижениям других национальных культур, в формировании ценностного отношения к интеграции хозяйственной и культурной жизни мирового сообщества.

С этнопедагогической позиции для региональных вузов особенно актуальна постановка правильного соотношения этнического и общенародного, национального и интернационального, регионального и федерального для решения как организационно-педагогических, так и содержательно-педагогических (дидактических, методических, воспитательных вопросов) развития образовательной системы в регионе как органической части федеральной системы образования [11].

Региональная направленность вузовского образования трактуется как «введение этнографического, историко-культурного, духовно-религиозного, социально-производственного опыта жителей конкретной территории в содержание и организацию образования, т.е. обогащение педагогического процесса данной спецификой, опираясь на народные традиции воспитания. Приоритетными направлениями регионального образования выступают следующие слагаемые:

• использование этнопедагогики, основу которой составляют родной язык и культура;

• погружение студентов во время прохождения производственных практик в традиционный этнокультурный социум;

• пробуждение национального самосознания, осознание необходимости сохранения традиционных ценностей коренных народов, проживающих в данной территории - их языка, обрядов, фольклора, истории, культуры и др.;

• формирование и закрепление этнического мировоззрения через социальные институты;

• включение в образовательную программу курсы регионального материала, характеризующие мироощущение, мировосприятие, традиционный образ жизни и деятельности коренных народов, для совершенствования происходящих социально - экономических процес-

сов.

Исследователи в сфере высшего образования указывают на особую роль вузов как гибкой комплексной образовательной региональной системы, содержащей все звенья подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов, включая магистратуру, аспирантуру, докторантуру, научные подразделения, а также необходимые для проведения грамотной образовательной политики информационные и маркетинговые службы. Отсюда актуальность концептуальных разработок региональных вузов, которые являются единственными или ведущими организациями высшего образования на своей территории.

В российских региональных вузах с 1994 года появились собственные региональные образовательные программы, ориентированные на нужды отдельно взятого региона. Создание региональных образовательных программ с вузовским компонентом позволяет корректировать учебные планы, внедрять новые предметы, вносить изменения в учебные программы с учетом социально - образовательного заказа региона и потребностей населения.

Учет и обобщение опыта, накопленного российской высшей школой за период реформ, включение ведущих специалистов региональных вузов в состав учебно - методических объединений по специальностям и направлениям высшего образования, продуманная региональная политика, тесное взаимодействие с муниципальными структурами, непрерывность профессионального образования - делают региональную систему более гибкой, устойчивой, мобильной, обеспечивая ускорение развития новых типов образовательных организаций и инновационных технологий. Диверсификация образовательных программ, гибкость образовательных структур демонстрируют значительные изменения, прежде всего, в содержании высшего регионального образования. Они связаны, с одной стороны, с возможностью определить содержание образования и строить процесс обучения с учетом своеобразия региона, с другой - с тем, что в современной социокультурной ситуации в регионах возникают специфические образовательные проблемы.

Таким образом, концепция региональных университетов как центров культуры становится постоянным постулатом отечественных экспертов при оценке «вектора» развития высшего образования в России в XXI веке. Местный региональный материал, введенный в содержание вузовского образования, не подменяя, а дополняя, уточняя федеральный компонент, делая его доступным обучающимся.

Развитие отечественных региональных вузов в XXI веке идет под влиянием федерального и регионального факторов. Федеральный фактор строится на возвращении государства в образование как гаранта качества образовательных программ и услуг, реализуемых российскими вузами по повышению профессионального уровня специалистов, соответствия их запросам работодателей, федерального и территориальных рынков труда.

Региональный фактор проявляется в оперативном реагировании вуза на запросы регионального сообщества, в раскрытии регионально-культурной миссии, социально - ориентированных направлений университетского образования, в системах ценностей университета, формирующих духовно - нравственное, эмоциональное притяжение выпускника вуза к своей «земле», культуре и истории края. На основе авторского подхода более подробное описание нами выделенных федеральных и региональных факторов представлено в таблице 1.

Система образования в регионе должна носить сбалансированный характер. Формирование сбалансированной системы образования должно стать первоочередной задачей руководства региона и региональной системы образования. Под сбалансированной системой образования подразумевается организация образования в регионе, которая способна адекватно удовлетво-

рять образовательные запросы и потребности региона. Иными словами сбалансированная система образования адекватна сложившемуся в регионе образовательному пространству

Таблица 1 - Факторы влияния на деятельность региональных вузов

Федеральные факторы Региональные факторы

1.Глобализация, сопровождающаяся жесткой проверкой на конкурентоспособность Социально-экономическая, финансовая, инфраструктурная и демографическая дифференциация региона

2.Болонский процесс как часть формирующейся «экономики знаний» Наполняемость сегментов региональных рынков труда и образовательных услуг

З.Коммерциализация высшего образования за счет сокращения бюджетных мест Вуз в регионе как хранитель и фасилитатор социокультурного потенциала региона

4.Активная информатизация, компьютеризация жизни общества Широкий спектр и доступность среднего профессионального образования для молодежи региона (на базе 9 и 11 классов)

5.Адаптация вузов к новым политическим, социально - экономическим вызовам страны Зависимость и адаптированность регионального вуза от социокультурной, экономико-хозяйственной, демографической реальности региона

6. Е-1еагш^ (профессионализация в течение трудовой деятельности, включая готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни) Наличие укоренившихся традиций в образовательной среде вуза

7. Появление альтернативных форм высшего образования Особенности трудового поведения и образа жизни в регионе, в том числе культурно - этнические предпочтения населения в сфере трудовой и образовательной деятельности

8. Интеграция образовательных систем регионов, создание единой концепции развития образования на национальном и региональном уровнях, взаимодействие образовательных систем регионов [12] Создание единого правового, организационного-управленческого базиса образования. Согласование федеральных и региональных образовательных интересов и приоритетов, развитие межрегиональных образовательных систем. Переход от унитарной образовательной системы к многоукладному комплексу образовательных систем регионов.

Сбалансированность системы образования достигается: во-первых, наличием в ней всех основных компонентов, ступеней образования (от дошкольного до высшего, основного и дополнительного); во-вторых, функционированием всех элементов профессионального образования, причем для направлений подготовки, пользующихся в регионе массовым спросом - массовым, для эксклюзивных направлений - эксклюзивным; в-третьих, система образования должна обладать гибкостью и резервом прочности, то есть адекватно реагировать на изменения в региональном образовательном пространстве

[13].

Инновационные преобразования в системе высшей школы, происходящие во всех регионах РФ, усиливают внимание к проблеме качественного образования и подготовки специалистов нового уровня, способных развивать себя как субъекта профессиональной деятельности. Актуальном представляется новое качество региональной вузовской сети профессионального образования как системы, обладающей возможностями воздействовать на накопление интеллектуального капитала региона, как фактора постепенного выравнивания в будущем экономического развития территории.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.. Для современной России высшее образование является одним из основополагающих факторов и ресурсов экономического и

социального развития, одним из важнейших условий повышения благосостояния общества, обеспечения конкурентоспособности и устойчивого развития национальной и региональной экономик.

Анализ работ отечественных ученых, специализирующихся в областях педагогики высшей школы, социологии и экономики образования продемонстрировал наличие достаточно широкого спектра мнений о состоянии региональных вузов и перспективах их развития: от «центров сохранения традиционной культуры» до «стартапов».

Региональные вузы, как часть подсистемы высшего образования региона, входящей в систему российского и - далее мирового высшего образования - помимо профессиональной подготовки востребованных, конкурентоспособных кадров, интеграции в мировое образовательное пространство, оказания научных и образовательных услуг, самообеспечение научными и педагогическими кадрами, сохранение самобытности территории, ее этнокультурных традиций - обретают новое качество - становятся своеобразными «полюсами роста», обладающими возможностями влиять на региональное развитие.

На основе анализа концепций развития ведущих региональных вузов РФ уточнены сущность и специфика регионального вуза, дифференцированы региональный и федеральный факторы, определяющие стратегию его развития. Авторы акцентируют внимание на таких характеристиках региональных вузов России как: объединение в едином образовательном пространстве региона целей государства, регионального сообщества и бизнес-структур, интересов работников вуза; введение в вертикаль управления вузом горизонтальных структур муниципального (регионального) и межмуниципального уровней; сбалансированность (способность адекватно удовлетворять образовательные запросы и потребности региона); целенаправленное и оперативное поступление всех видов ресурсов (информационных, научно-методических, нормативно-правовых, финансово-экономических, материально-технических и др.).

В процессе проведения исследования возник ряд перспективных проблем, исследование которых стоит продолжить. Так, необходимо исследование по мониторингу качества и эффективности деятельности региональных вузов, изучение их взаимодействия с образовательными, научными, бизнес-сообществами, соответствие ожиданиям и потребностям производства и населения регионов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. Санкт-Петербург: Наука, 1999. 312 с.

2. Белогуров А.Ю. Влияние процесса глобализации на формирование регионального образовательного пространства // Совет ректоров, 2007. № 3, С. 47 - 56.

3. Долженко О. Ориентация на региональные центры образования // Alma mater. Вестник высшей школы, 1998. № 3, С. 7 - 9.

4. Рассадин Н.М. Миссия университета в регионе // Вестник Костромского педагогического университета, 2002. № 3, С. 22 - 27.

5. Фролов С. Ю. Региональные вузы: проблемы развития в условиях модернизации высшего образования // Вестник Челябинского государственного университета, 2015. № 9 (364), С. 103 - 107.

6. Наумов С. В. Регионализация образования и стратегии управления его развитием // Интеграция образования, 2004. № 4 (37), С.11-18.

7. Белоцерковский А.В. Вузы как генераторы регионального развития // Высшее образование в России, (2015). № 1, С. 5-6.

8. Сергеева Л.А. Региональные вузы в системе модер-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)

низированной высшей школы // Совет ректоров, 2011. N° 1, С. 23 - 28.

9. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Новосибирск: СибУПК. 2000. 58 с.

10. Moner M. Region and State in Latin American Past // The Gohns Hopkins University Press. 1993. № 3 - 21 p.

11. Мусханова И.В. К проблеме билингвального обучения в условиях возрождения родного языка. Проблемы преподавания русского языка в условиях билингвизма: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет. 2016. С.117-121.

12. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. Москва: Наука, 2003. 258 с.

13. Сергеева Л.А. Региональные вузы в системе модернизированной высшей школы // Совет ректоров, 2011. № 1, С. 23 - 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.