РЕГИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
Овчаров А.О.
В статье рассмотрены региональные проблемы туризма в контексте влияния экономических рисков. На основе данных российской статистики проведена группировка регионов по уровню развития туризма. Предложена модель оценки региональных туристских рисков. Показаны перспективы регионального туризма с позиций функционирования особых туристско-рекреационных зон.
Особенностью современного российского туризма является неравномерное распределение объектов и экономических индикаторов туристской индустрии. Наиболее ярко региональные риски выглядят на фоне дезагрегирования туристской индустрии до уровня субъектов Федерации. В этом отношении территориально всю Россию по степени инфраструктурной вовлеченности можно разделить, на наш взгляд, на четыре группы регионов :
• регионы, абсолютно не приспособленные к туризму и не развивающиеся в этом направлении (12 субъектов РФ). К ним относятся, прежде всего, национальные автономные округа с низким уровнем жизни и высокой зависимостью от федерального центра и соседних экономически более развитых регионов, а также две республики Южного федерального округа (Ингушетия и Калмыкия). Вместе с тем эти регионы обладают самобытной культурой и ремеслами, которые могут быть объектами экскурсионного и познавательного туризма. В настоящее время их доля в российском туризме составляет 1 - 2 %;
• регионы с низкой плотностью туристских предприятий, неразвитой туристской инфраструктурой, отсутствием инвестиций (23 субъекта РФ). При этом отдельные субъекты имеют богатый природный и культурно-исторический потенциал, перспективный с туристской точки зрения, но не использующийся сегодня в полной мере. Доля этой группы в российском туризме составляет 10 - 15 %;
• регионы со средней плотностью туристских предприятий и достаточно развитой инфраструктурой, сформированной преимущественно в 60-70-е годы прошлого века (42 субъекта РФ). Они представлены главным образом в европейской части России и в крупных районах Урала и Сибири. Туризм в этих субъектах ориентирован на отдых местного населения или граждан соседних регионов. Туристские посещения иностранных граждан носят нерегулярный характер. Эти регионы охватывают порядка половины всего российского туризма;
• регионы-лидеры в сфере туризма (11 субъектов РФ). К ним относятся субъекты с самым высоким уровнем туристской активности как по внутреннему, так и по въездному туризму. Они имеют самую развитую транспортную и гостиничную инфраструктуру, высокий уровень инвестиционной привлекательности туристских объектов и рекреационных территорий. На их долю приходится 35 - 40 % российского туризма.
Обращает на себя внимание тот факт, что слабые в инфраструктурном плане регионы имеют потенциал туристских ресурсов, сопоставимый с регионами-лидерами (особенно в части природных памятников). Так, из 23 российских объектов Всемирного
Предложенная группировка была осуществлена по данным [4] без учета объединения субъектов РФ и без Чеченской Республики (рассматривалось 88 субъектов РФ).
культурного и природного наследия ЮНЕСКО на долю регионов первых двух групп приходится 8 объектов, таких как вулканы Камчатки, заповедник острова Врангеля, Убсунурская котловина и др. Это означает перспективность таких регионов с точки зрения развития туризма. Однако сегодня вовлечение их в туристский оборот ограничено недостаточной инвестиционной и инновационной активностью, низким уровнем жизни местного населения, отсутствием полноценной кадровой базы туризма.
Оценить степень диспропорциональности развития туристской индустрии по экономическим регионам можно с помощью различных показателей, в частности, коэффициентов дифференциации. Они характеризуют глубину неравномерности какого-либо социально-экономического явления и применительно к туристской индустрии могут быть представлены в виде следующей модели:
I = ^Кдиф1' Кдиф2 '■■■' Кдифп>
Л-тах
где / - индекс дифференциации регионального туризма (ИДРТ); Кдиф =-L ~~ ин~
' Л-тт
/
дивидуальный коэффициент дифференциации, X ■ и X - минимальное и мак-
1X1.1X1.1 ШАХ^'
симальное значения /-го показателя туризма для двух соответствующих субъектов РФ, / = 1, 2 ... п(п- число показателей). Данный индекс можно рассчитывать для федеральных округов или для отдельных туристских зон федерального значения, имеющих четкую привязку к административным границам субъектов РФ. В любом случае ИДРТ отражает степень различий в развитии туристской индустрии региона и в сравнении с аналогичным индексом других регионов характеризует общий уровень неравномерности. Чем выше данный коэффициент, тем сильнее поляризация регионального развития и тем выше уровень региональных рисков.
Результаты расчетов ИДРТ по совокупности из п = 32 показателя (численность и вместимость коллективных средств размещения (КСР), средние потребительские цены на услуги туризма, оборот общественного питания и т.д. [4]) по семи федеральным округам показаны на рисунке. Самая высокая степень дифференциации наблюдается у Южного округа. Это объясняется крайне резкими различиями в инфраструктурной составляющей туризма в Краснодарском крае и остальных субъектах. В Ингушетии, например, на конец 2005 г. не было ни одной зарегистрированной турфирмы, на ее территории функционировало только 5 КСР, из которых 3 - это гостиницы, а 2 - специализированные КСР.
Высокое значение ИДРТ для Центрального федерального округа связано с доминированием на рынке туристских услуг Москвы и Московской области как главных центров страны по приему и обслуживанию туристов, прибывающих в столичный регион с целью отдыха, оздоровления и развлечений. Самый заметный разрыв с другими субъектами округа наблюдается по финансовым показателям. В Москве сконцентрировано более 90 % всех финансовых ресурсов страны, определенная часть которых обслуживает и объекты туристического комплекса: турфирмы, гостиницы, предприятия общественного питания, транспорт. В 2006 г. оборот общественного питания в Москве составил 82,5 млрд. руб., что больше, чем, например, в Тульской области, в 90,7 раза [3]. Такой внушительный разрыв наблюдается на фоне развитых в туристском отноше-
нии областей центральной части России: все 18 субъектов Центрального округа относятся к 3-й и 4-й группе ранее предложенной классификации.
Дальневосточный 20,6
-
Сибирский 47,9
-
Уральский 22,2
-
Приволжский 22,1
-
Южный
-
Северо-Западный 16,6
-
Центральный 64,1
-1-1-1-1-1-
О 20 40 60 80 100 120
Значения ИДРТпо федеральным округам России
Приволжский, Уральский и Дальневосточный округа характеризуются разным абсолютным уровнем материально-технической базы туризма, но по степени дифференциации туристского развития имеют схожие параметры. Поэтому они имеют практически равные значения ИДРТ. Примерно одинаков и профиль их туристской деятельности: он ориентирован преимущественно на экскурсионно-событийный туризм и в меньшей степени на курортный отдых. Основными туристскими ресурсами этих регионов являются памятники природы и историко-культурные объекты экскурсионного показа, народные художественные промыслы, центры паломничества.
Промежуточное положение Сибирского округа между округами с высоким и низким уровнем индекса региональной дифференциации связано с тем, что, с одной стороны, этот округ имеет серьезные разрывы в инфраструктурной обеспеченности разных районов. На его территории находятся 16 субъектов РФ, из которых 4 автономных округа практически не вовлечены в туристскую отрасль. В Эвенкии, например, в 2005 г. функционировали только две гостиницы и не было ни одного специализированного КСР и ни одной турфирмы. В туристско-гостиничной инфраструктуре Сибирского округа доля автономных округов составляет 1,7 %, а удельный вес граждан, пользующихся туристскими услугами в этих округах, не превышает 1%. С другой стороны, субъекты-лидеры по экономическим показателям туризма имеют такие характеристики, которые в ряде случаев ниже показателей других регионов. В результате диспропорциональность частично сглаживается, что отражается на уровне ИДРТ.
Одним из инструментов сглаживания диспропорциональности регионального развития туризма является создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ). Рассредоточение их по разным регионам может рассматриваться как своеобразный метод снижения региональных туристских рисков. В этом отношении принятие в 2006 г. поправок в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», касающихся создания ОЭЗ ТРТ, стало су-
щественным шагом вперед в развитии туристического комплекса. Главной целью является формирование конкурентоспособной национальной туристской индустрии, стимулирующей увеличение внутренних и въездных туристских потоков за счет предложения высококачественного импортозамещающего туристского продукта. Образование особых туристских зон позволяет решать такие задачи, как привлечение инвестиций, обустройство туристской, транспортной, жилищно-коммунальной инфраструктуры, оживление экономически депрессивных регионов и снижение рисков регионального развития. Концентрация ресурсов в туристской сфере, в конечном счете, позволяет сохранить и эффективно использовать весь туристско-рекреационный потенциал России.
Важной целью создания туристско-рекреационных зон является снижение риска инвестиций в предполагаемые будущие рекреационные территории. Логика обновленного закона такова, что создается благоприятный инвестиционный климат для российских и иностранных инвесторов - резидентов ОЭЗ ТРТ. Государство берет на себя обязательства по созданию плана обустройства и оснащения рекреационной территории, а также финансированию транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры за счет средств федерального и региональных бюджетов. Другими словами, деятельность государства направлена на ограничение и снижение инфраструктурных рисков, связанных, прежде всего, с проблемами коммунального и транспортного хозяйства. Частный же бизнес аккумулирует свои усилия на создании, эксплуатации и реконструкции самих туристских объектов. Это выгодно обеим сторонам - государству, поскольку в результате создаются дополнительные стимулы не только к развитию туристического комплекса, но и к экономическому росту всего региона. Это выгодно и предпринимательству, поскольку оно не несет инфраструктурных издержек и минимизирует риски своих вложений, имея государственную гарантию безопасности деятельности. Резиденты ОЭЗ ТРТ и государственные органы управления заключают между собой соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, предусматривающее разработку бизнес-плана развития соответствующей территории.
ОЭЗ ТРТ характеризуются определенной спецификой, связанной с характером туристского производства и потребления [1]. Эта специфика определяет порядок создания и функционирования особой туристской зоны, отличный от традиционной схемы. Так, деятельность ОЭЗ ТРТ локализована на участках территории гораздо больших, чем территория промышленно-производственных, технико-внедренческих или портовых зон. Как правило, они объединяют несколько муниципальных образований. Например, туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае будет располагаться на территории четырех районов, а площадь ОЭЗ ТРТ «Байкал» в Бурятии будет составлять 701 км2. Такая пространственная рассредоточенность туристских зон объясняется тем, что рекреационная деятельность неоднородна по своему составу и определяется не «точечным» производством туристских услуг, а динамичным характером туристских процессов во времени и пространстве. Туризм не может быть ограничен рамками одной гостиницы или одного района. Потребление туристского продукта «перетекает» из одной территории в другую и в какой-то мере «размывает» границы рекреационной зоны. В силу разнообразия и географических масштабов распространения туристских ресурсов эти границы не могут быть определены так же, как для других типов зон.
Другим отличием является возможность разработки и добычи специальных полезных ископаемых (минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов) на территории ОЭЗ ТРТ, что не допускается в других особых зонах. Многие российские курорты в большей или меньшей степени эксплуатируют подобные место-
рождения и в силу высокого морального и физического износа инфраструктурных объектов добычи и потребления полезных ископаемых нуждаются в обновлении основных фондов. Определенную помощь в этом отношении может оказать преференциальный режим ОЭЗ. Более того, отдельные рекреационные зоны в качестве профилирующей деятельности рассматривают лечебно-оздоровительное направление, использующее полезные ископаемые как фактор производства. Так, цель проекта ОЭЗ ТРТ «Кавказские Минеральные Воды» - это создание современного высокотехнологичного бальнеологического курорта, предполагающее не только разработку оздоровительных программ, улучшение качества сервиса, строительство туристских объектов, но и финансирование разработки месторождений природных лечебных ресурсов, их добычи и переработки.
Режим свободной таможенной зоны, предполагающий отсутствие таможенных пошлин и НДС на ввозимые товары, распространяется только на резидентов особых промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых зон. Однако для резидентов ОЭЗ ТРТ налоговые преференции предусматривают в течение пятилетнего периода освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога, а также снятие 30 %-го ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды [2, с. 5]. На региональном уровне возможно применение пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъектов РФ, на территории которых находятся ОЭЗ ТРТ.
В 2006 г. было утверждено 7 проектов по созданию ОЭЗ ТРТ. На обустройство ОЭЗ ТРТ предполагается направить инвестиции из разных источников. К ресурсам государственного и местных бюджетов (64,8 млрд. руб.), которые будут потрачены на строительство инфраструктуры преимущественно внутри особых зон через ОАО «Особые экономические зоны» (дочерняя структура федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами - РосОЭЗ), добавится еще более 260 млрд. руб. частных инвестиций. Их планируется направить главным образом на обустройство территорий, прилегающих к зонам. Таким образом, внутренняя инфраструктура будет развиваться за счет средств, поступающих через РосОЭЗ, а внешняя (дороги, аэропорты и т.д.) - финансироваться через федеральную адресную инвестиционную программу, а также на средства естественных монополий.
Вполне вероятно, что расходы на строительство ОЭЗ в России будут расти. По оценкам экспертов, во время реализации проекта его стоимость по сравнению с про-ектно-сметной документацией может увеличиться на 20 - 50 % [5]. Не исключено, что дополнительные расходы будут приниматься поправками к трехлетнему бюджету.
Главный вывод из проделанного анализа заключается в том, что на региональном уровне влияние факторов экономического риска распространяется, главным образом, в виде неравномерности развития туризма по федеральным округам. Масштабы воздействия рисков зависят от уровня экономического развития регионального туризма и от государственной политики противодействия экономическим угрозам. Поэтому эффективная реализация проектов особых туристско-рекреационных зон будет способствовать снижению региональных рисков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амирханов М.М., Барзыкин Ю.А., Чуваткин П.П. Особые экономические зоны и развитие туризма. Сочи, 2006. 154 с.
2. Барзыкин Ю.А. Основные направления государственной политики развития туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2007. №3 (22). С. 2-7.
3. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. 685 с.
4. Туризм и туристские ресурсы в России. 2004: Стат. сб. / Росстат. М., 2004.
267 с.
5. Шаповалов А. Особые экономические зоны растут в цене // КоммерсантЪ. 2007. № 71 (3647) от 26.04.2007.