© Гаврилова, Л.В., 2020 УДК 78.079
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10012
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКЕ
Л.В. Гаврилова1
1 Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, Красноярск, 660049, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена выявлению региональных особенностей становления профессионального композиторского творчества и образования в Красноярске. Активизация в последние десятилетия исследовательского интереса к истории развития музыкальной культуры сибирских городов выдвигает региональный подход в качестве одного из ведущих принципов ее изучения. В статье выделяются как общие факторы, влияющие на формирование музыкальной жизни в отдаленных от центра территориях Сибири, так и специфические, определяющие региональные особенности ее функционирования на конкретном примере Красноярска. Внимание сосредоточено на композиторском творчестве и образовании, этапах их формирования. Автор выделил и сформулировал целый ряд условий, которые необходимы для развития композиторского творчества и появления профессионального образования в данной сфере. Особо подчеркивается, что формирование этих условий -процесс длительный и чтобы выделить его этапы, требуется хронологическое сопоставление периодов развития музыкальной культуры, музыкального образования и событий, связанных с развитием композиторского творчества и образования. Представленная в статье сравнительная таблица и ее анализ позволили сделать вывод, что весь комплекс условий для появления профессионального композиторского образования в Красноярске сложился только к 1996 г.: первоначально был открыт класс композиции, спустя три года появилась и кафедра теории музыки и композиции.
Ключевые слова: профессиональное композиторское творчество, образование, Красноярск, региональная культура.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гаврилова, Л.В. Региональные особенности становления профессионального композиторского творчества и образования в Красноярске. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 107-115. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10012.
REGIONAL FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPOSING CREATIVITY AND EDUCATION IN KRASNOYARSK
L.V. Gavrilova1
1 Dmitry Hvorostovsky Sibirian State Academy of Arts, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the revelation of regional features of the formation of professional composing creativity and education in Krasnoyarsk. In recent decades, the intensification of research interest in the history of the development of musical culture of Siberian cities puts forward a regional approach as one of the leading principles of its study. The article highlights both general factors, which influence the formation of musical life in remote areas of Siberia, and specific factors, which define regional features of its functioning
on the specific example of Krasnoyarsk. Attention is focused on the composing creativity and education, the stages of their formation. The author identified and formulated a list of conditions that are necessary for the development of composing creativity and the nascence of professional education in this field. It is emphasized that the formation of these conditions is a long process and to single out its stages, a chronological comparison of the periods of development of musical culture, musical education and events associated with the development of composing creativity and education is required. The comparative table presented in the article and its analysis made it possible to conclude that the whole complex of conditions, required for the nascence of professional composing education in Krasnoyarsk, was formed only by 1996: initially, the composition class was opened, three years later the department of music theory and composition appeared.
Keywords: professional composing creativity, education, Krasnoyarsk, regional culture. Conflict of interests. The author declares the absence of conflict of interest. For citation: Gavrilova, L.V. (2020), "Regional features of formation of professional composing creativity and education in Krasnoyarsk". Journal of Musical Science, vol. 8, no. 1, pp. 107— 115. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10012 (in Russ.)
Становление и развитие профессионального композиторского творчества и образования в контексте общей истории отечественной музыкальной культуры представляет собой сложное и многоликое явление. Будучи частью музыкального образования, развитие которого, в свою очередь, является непременным условием успешного функционирования всех сфер музыкальной жизни, профессиональное композиторское образование и его становление в каждом отдельном регионе нашей страны заметно отличается. В первую очередь это обусловлено неравномерностью процессов формирования концертно-филар-монической, исполнительской и музыкально-образовательной деятельности в различных регионах России. Достаточно длительный период времени очаги отечественной музыкальной культуры были сосредоточены в столицах - Петербурге и Москве. Во второй половине XIX столетия традиции академической музыкальной культуры европейского типа стали укореняться в других городах европейской части и в регионах, расположенных за Уралом и в Сибири. Социокультурная си-
туация в каждом из губернских центров зависела от конкретных историко-политических и территориально-географических условий.
Как справедливо отмечают культурологи, «формирование целостного представления о культуре Сибири с точки зрения ее региональной специфики - задача еще не решенная» (Ускова М., 2006, с. 6). Региональный подход только начинает утверждаться в качестве одного из ведущих принципов ее осмысления, что активизировало, в том числе и изучение процессов формирования музыкальной культуры в отдаленных от центра территориях Сибири в последние десятилетия1. Знакомство с исследованиями подобного рода позволяет сделать вывод о наличии как общих, так и специфических факторов, определяющих региональные особенности становления и функционирования форм академической музыкальной жизни и профессионального музыкального образования в XIX - начале XX в.
Среди общих можно назвать:
- влияние декабристов на развитие академических музыкальных традиций в сибирских городах;
- зарождение музыкального образования внутри общего - уроки пения и музыки в народных училищах, гимназиях и семинариях;
- появление музыкальных обществ, устанавливающих связи с РМО и организующих концерты;
- открытие театров со смешанными музыкально-драматическими труппами;
- строительство железной дороги - Транссибирской магистрали, обеспечившее расширение гастрольной деятельности;
- приезд музыкантов, имеющих профессиональное консерваторское образование, ведущих активную педагогическую и концертно-просве-тительскую работу.
Однако именно специфические факторы позволяют выявить региональные особенности становления и развития традиций профессиональной академической музыки, и, в частности, образования в Енисейской Сибири, конкретно в Красноярске.
Приведем два показательных высказывания.
«Наш Красноярск самый антимузыкальный город из тех, что я знаю. Есть батальонная музыка в здешнем гарнизоне, но она существует только для того, чтобы обратить в бегство врага, который попытался б захватить край: могу вас заверить, что самая храбрая армия дрогнула бы, услышав наши флейты, а кларнеты завершили бы разгром без сопротивления...» (Прыгун, 2007, с. 24). Это строки из письма декабриста Василия Львовича Давыдова, который находился с семьей на поселении в Красноярске с 1839 по 1855 гг. Они красноречиво свидетельствуют о состоянии музы-
кальной жизни в далеком от центра сибирском городе в первой половине XIX столетия.
Процитируем еще одно свидетельство, опубликованное в газете «Красноярский рабочий» от 1 января 1955 г., - новогоднее приветствие красноярцам композитора, профессора Московской консерватории Николая Павловича Иванова-Радкевича2: «Я помню родной Красноярск, как город развитой музыкальной культуры. Помню наше музыкальное училище, из стен которого вышло немало одаренных людей» (Гаврилова Л., Киреева А., 2019, с. 146).
Высказывание В. Давыдова и Н. Иванова-Радкевича разделяют около 80 лет, но как разительно они отличаются! Они позволяют нам сделать вывод о том значительном скачке, который произошел в музыкальном развитии региона с середины XIX в. до 20-х гг. XX столетия. Подробное описание происходящих изменений можно найти в 3-томной монографии «Музыкальная культура Красноярска». Но какое место в этих процессах занимает композиторское творчество, которое является неотъемлемой частью культурного наследия человечества? Соотносимы ли эти явления в хронологическом плане? В чем заключаются особенности формирования профессионального композиторского творчества и образования в конкретном регионе Енисейской Сибири и каковы его основные этапы? До сих пор данная проблематика не становилась предметом специального изучения. Попытка ответить на эти вопросы предпринята в данной статье.
В первую очередь отметим, что для развития композиторского твор-
чества и появления профессионального образования в данной сфере в конкретном регионе - Енисейской Сибири - необходим ряд факторов и условий:
1. Определенный музыкально-художественный уровень социокультурной среды.
2. Наличие развитой системы концертно-филармонической деятельности с соответствующей инфраструктурой.
3. Функционирование профессионального музыкально-образовательного учреждения, где осуществляется подготовка музыкантов в различных областях.
4. Деятельность ряда личностей, обладающих творческим потенциалом и композиторским образованием, благодаря чему формируется композиторская среда.
5. Потребность общества в создании музыкальных произведений -социальный заказ, что обеспечивает востребованность композиторского творчества региональных авторов.
Формирование этих условий -процесс длительный и хронологически не совпадающий, в первую оче-
редь, с аналогичными явлениями в центральной части России в силу региональной отдаленности, а во вторую, непосредственно с этапами развития музыкального образования, несмотря на то что профессиональное композиторское образование является его составной частью. Для выделения этапов его становления представляется целесообразным соотнести их с общей периодизацией музыкального образования и музыкальной культуры Красноярска. В приведенной ниже таблице воспользуемся периодизацией, обоснованной в 3-томной монографии «Музыкальная культура Красноярска» и в исследовании Е. Прыгун (2007).
Данная сравнительная таблица позволяет сделать главный вывод: весь комплекс условий для появления профессионального композиторского образования в Красноярске сложился только к 1996 г.!
Первый композитор П.И. Ива-нов-Радкевич жил в городе с 1897 г. и создавал свои произведения на протяжении 25 лет. К моменту его отъезда в Красноярске сформировался достаточный
Общая периодизация музыкальной культурыи музыкального образования в Красноярске
Музыкальная культура Музыкальное образование Профессиональное композиторское творчество и образование
1-й этап 1628-1820 2-й этап 1822-1920 Уроки пения и музыки в учебных заведениях города Появление профессиональных композиторов и зарождение профессионального композиторского творчества 1897 - приезд в Красноярск композитора П.И. Иванова-Радкевича 1914/15 - постановка одной из первых отечественных детских опер -«Царевна Земляничка» П.И. Ивано-ва-Радкевича
3-й этап 1920-1978 1920 - открытие первого профессионального музыкального учебного заведения в Енисейской губернии - Народной консерватории (позднее -музыкальный техникум, 1922, музыкальное училище,1936, училище искусств, 1961) Развитие сети ДМШ (12) 1936 - статья в газете «Красноярский комсомолец» о больших успехах талантливого слепого ученика музыкального техникума Батенькове, чьи пьесы отправлены в Москву 1940 - проведение первого конкурса молодых композиторов в музыкальном училище 1940-1942 - работа композитора А. Кенеля в Красноярске 1944-1949 - деятельность в Красноярске композитора С.Ф. Кайда-на-Дёшкина 1950 - приезд в Красноярск композитора Ф.П. Веселкова 1955, 1960 - участие композиторов А.А. Кенеля и Ф.П. Веселкова в Пленумах (II и IV) Сибирского отделения ССК в Новосибирске 1962 - создание секции самодеятельных композиторов при краевом Доме народного творчества под руководством Ф.П. Веселкова. В нее вошли Л.Н. Масленников, Н.А. Черемных, Н. Ковалев, Г. Малю-ков (г. Красноярск), М. Шрамко (Минусинск), Ковалев (Абакан)
4-й этап 1978 - по настоящее время 1978 - Открытие Красноярского государственного института искусств 1978 - фестиваль «Саянские огни» при участии Ленинградского отделения СК РФ 1979 - приезд в Красноярск выпускников ЛОЛГК композиторов О.Л. Проститова и В.А. Бешевли, музыковеда Л.В. Гавриловой 1980 - приезд в Красноярск композитора О.И. Меремкулова 1983 - создание Красноярской композиторской организации Появление профессионального композиторского образования: 1996 - создание в КГИИ класса композиции О.Л. Проститова 1999 - создание кафедры теории музыки и композиции
техникума, музыкального училища). Деятельность Филармонического общества (1928), затем КЭБа, преобразованного позднее в краевую филармонию (1953), которая под руководством
уровень социокультурной среды, что привело к появлению первого профессионального музыкально-образовательного учреждения - Народной консерватории (позднее - музыкального
А.Е. Шварцбурга значительно расширила сферу своей работы и достигла высокого уровня к середине 1970-х гг., открытие театра музыкальной комедии (1959), развитие сети ДМШ (в городе функционировало 12 школ в 1970-е гг.) - все эти факторы создали условия для мощного скачка в музыкально-художественной жизни Красноярска, который был осуществлен по инициативе Первого секретаря крайкома партии П.С. Федирко. В течение двух лет (1977-1978) были открыты театр оперы и балета, симфонический оркестр, институт искусств, хореографическое училище. Несколько позднее для филармонии был построен прекрасный концертный комплекс, включающий большой и малый залы, отреставрирован костел, в котором был установлен орган.
Таким образом, к 1978 г. три из обозначенных нами выше необходимых условий для формирования профессионального композиторского творчества и образования оказались реализованы. Но остаются еще два: композиторская среда и востребованность общества в композиторском творчестве региональных авторов.
На протяжении длительного времени музыканты, имеющие профессиональное композиторское образование, появлялись и жили в Красноярске, представляя композиторский цех в основном как единичное, исключительное явление: П.И. Иванов-Рад-кевич (1897-1922), А.А. Кенель (1940-1942), С. Ф. Кайдан-Дёжкин (1944-1949). И лишь Ф.П. Веселков, будучи уроженцем с. Шарыпово Красноярского края, пройдя фронтовыми дорогами и закончив Уральскую консерваторию по классу композиции, приехал в Красноярск в 1950 г. и всю свою последующую жизнь провел,
как он говорил, на родной земле. Он долгое время оставался единственным профессиональным композитором в городе, будучи прикрепленным к композиторской организации в Новосибирске.
О попытках внедрения композиторского образования говорят факты, содержащиеся в газетных публикациях. Прежде всего, привлекает внимание сообщение в газете «Красноярский комсомолец» от 8.05.1940 г. о конкурсе молодых композиторов, проведенном в музыкальном училище. Премии были присуждены Калмыкову, Л. Шабу-нину, Л. Семенчину и К. Кудрявцеву. Инициатором конкурса был Виктор Владимирович Жуков, который, к сожалению, погиб на фронте, и больше о подобных мероприятиях информации нет. Еще один важный факт: в апреле 1962 г. в Красноярске при краевом Доме народного творчества была создана секция самодеятельных композиторов края под руководством Ф.П. Веселкова. В нее вошли Л. Масленников, Н. Черем-ных, Г. Малюков (г. Красноярск), М. Шрамко (Минусинск), Ковалев (Абакан). Председателем избран Леонид Масленников. Позднее к ним присоединятся О. Зверьков, Н. Голосов, М. Бутаков, Я. Айзенберг и др. Их песни были хорошо известны и любимы красноярцами, записаны Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия». А в 1975 г. хор и симфонический оркестр Красноярского училища искусств исполнили кантату хорового дирижера и композитора Д. Можина «Рассвет над Караульной горой», посвященную 30-летию Победы над фашизмом.
Безусловно, самодеятельные композиторы внесли важную лепту
в формирование композиторской среды, но не могли обеспечить ее профессиональную составляющую. Изменили ситуацию преобразования, которые произошли в городе и крае благодаря П.С. Федирко.
8 июня 1978 г. был подписан договор о творческом содружестве Союза композиторов РСФСР и Красноярского симфонического оркестра: его руководителем в марте этого года был назначен Иван Всеволодович Шпиллер. Уже в ноябре над Красноярским краем прошумел фестиваль «Саянские огни», в рамках которого была проведена неделя музыки композиторов Ленинграда - с 21 по 28 ноября 1978 г. Тогда в беседе П.С. Федирко и А.П. Петрова, возглавлявшего Ленинградскую организацию, рождается идея создания Красноярской региональной организации СК РФ. Была достигнута договоренность о направлении в Красноярск выпускников Ленинградской консерватории, которые составят ядро будущей организации, и предоставлении им всех необходимых условий и льгот, как членам СК РФ. Обязательства выполнили обе стороны. В августе 1979 г. в Красноярск по распределению приехали композиторы О.Л. Проститов, В.А. Бе-шевли и музыковед Л.В. Гаврилова. В 1980 г. ряды профессиональных композиторов пополнил О.О. Ме-ремкулов, в 1983 - В.Н. Клепинин и В.Н. Сенегин3.
Необходимый кворум для открытия организации был выполнен. И 11 ноября 1983 г. в рамках фестиваля Советской музыки состоялось торжественное заседание, на котором было объявлено о создании композиторской организации в Красноярске. На нем присутствовали секретарь крайкома партии
Н.П. Силкова и заместитель председателя исполкома крайсовета В.Н. Семенов.
Таким образом, четвертое условие - создание композиторской среды - оказалось выполнено благодаря поддержке краевых властей и заинтересованности российского Союза композиторов. Это, в свою очередь, обеспечило и социальный заказ, и востребованность сочинений красноярских композиторов в 1980-х гг. Появляются оперетта «Такси на Таймыр» и оратория «Окно зеленое не гаснет» В. Бешевли, «Саянский триптих» для симфонического оркестра О. Проститова, симфония «По прочтении В. Астафьева» для русского народного оркестра О. Мерем-кулова - произведения, в которых сразу выявилось желание композиторов проникнуться духом истории и культурных традиций того региона, куда привела их судьба.
Тем не менее, для появления профессионального композиторского образования будет необходимо еще одно условие - личность, которая окажется притягательной для молодого поколения музыкантов, музыкант-педагог, осознающий потребность в передаче накопленного собственного творческого опыта и знаний талантливым ученикам. Таковым станет Олег Леонидович Проститов. К середине 1990-х гг. он утверждается как один из самых ярких и талантливых красноярских композиторов, будучи автором крупных произведений - симфоний, концертов, кантат, вокальных циклов и др., исполняемых не только в Красноярске, но также в России и за рубежом. И в 1996 г. в институте искусств будет открыт класс композиции, а в 1999 г. - кафедра теории музыки и композиции.
С этого времени собственно и начинается история профессионального композиторского образования в Красноярске. В ее фундамент заложены традиции петербургской школы, носителем которых является О.Л. Проститов4, а сегодня они обогащаются опытом новосибирской композиторской школы, которую представляет Владимир Валентинович Пономарев.
Несмотря на сравнительно небольшой срок - два десятилетия - уже можно говорить об определенных результатах, которые достигнуты в сфере профессионального композиторского образования. Среди выпускников класса композиции (15 человек, из которых 4 занимались факультативно) девять являются членами Союза композиторов РФ.
Благодарность. Статья подготовлена в рамках проекта «Композиторы Енисейской Сибири: история, культурное наследие и кадровый потенциал региона». Проект проведен при поддержке Красноярского краевого фонда науки.
Acknowledgement. The article was prepared as part of the project "Composers of Yenisei Siberia: history, cultural heritage and human perspectives of the region". This project was funded by Krasnoyarsk Regional Fund of Science.
ПРИМЕЧАНИЯ
Они работают в Красноярске, Кемерово, Братске, Кызыле и других городах. Студенты-композиторы обладают званиями лауреатов и дипломантов конкурсов различного уровня, входят в молодежную творческую организацию МОЛОТ (Молодежное отделение Союза композиторов России), их сочинения звучат на концертных площадках в различных городах России.
Вероятно, делать вывод о формировании самобытной красноярской композиторской школы вряд ли возможно - это предстоит сделать будущим поколениям. Но то, что в пространстве Енисейской Сибири созданы все условия для успешного развития композиторского творчества и профессионального композиторского образования - очевидно.
1 Вслед за 3-томной монографией «Музыкальная культура Сибири», изданной Новосибирской консерваторией в 1997 г., в XXI столетии выходят исследования о музыкальной культуре Новосибирска (Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005. 684 с.), Красноярска (Музыкальная культура Красноярска Т. 1: 1628-1920. Красноярск, 2009. 456 с. Т. 2: 1920-1978. Красноярск,
2011. 608 с.; Т. 3: 1978-2012. Красноярск,
2012. 430 с.), Иркутска (Литвин Е., 2002), Читы (Белоносова И., 2005), Томска (Ере-
менко Е., 2006) и других городов Сибири (Белоносова И., 2015).
2 Н.П. Иванов-Радкевич - сын Павла Иосифовича Иванова-Радкевича, композитора, пианиста, педагога, основателя Народной консерватории, чья деятельность с 1897 по 1922 г. была связана с Красноярском.
3 Позднее к ним присоединились И.В. Юдин, В.В. Пономарев, В.Я. Пороц-кий.
4 Ныне О.Л. Проститов живет и работает в Краснодаре.
ЛИТЕРАТУРА
Белоносова И. Музыкальная культура Читы: Дис. ... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2005. 286 с.
Белоносова И. Музыкальная культура российских городов Восточной Сибири. Красноярск: КГИИ, 2015. 380 с.
REFERENCES
Belonosova, I. (2005), Muzykal'naya kul'tura Chity [Musical culture of Chita], Cand. Sc. Thesis, Novosibirsk, 286 p. (in Russ.)
Belonosova, I. (2015), Muzykal'naya kul'tura rossiiskikh gorodov Vostochnoi Sibiri
Гаврилова Л., Киреева А. Константин Николаевич Сементовский: Первый летописец музыкальной жизни Красноярска. Красноярск, 2019. 265 с.
Еременко Е. Музыкальная культура Томска второй половины XIX века: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2006. 24 с.
Литвин М. Развитие профессиональной музыкальной культуры города Иркутска в 1946-1986 годы: Дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 2002. 228 с.
Прыгун Е. Из истории музыкальной культуры Красноярска: От «бесовских игр» скоморохов - к Народной консерватории (1628-1920). Красноярск, 2007. 237 с.
Ускова М. Регионализм как принцип интерпретации русской культуры Сибири второй половины XIX - начала XX в.: Авто-реф. дис. . канд. культурологии. Кемерово, 2006. 24 с.
[Musical culture of Russian cities of Eastern Siberial], KGII, Krasnoyarsk, 380 p. (in Russ.)
Eremenko, E. (2006), Muzykal'naya kul'tura Tomska vtoroi poloviny XIX veka [Musical culture of Tomsk of the second part of the 19 th centery. Extended abstract of candidate's thesis], Abstract of Cand. Sc. Thesis, Saint Petersburg, 24 p. (in Russ.)
Gavrilova, L., Kireeva, A. (2019), Konstantin Nikolaevich Sementovskii Pervyi letopisets muzykal'noi zhizni Krasnoyarska [Konstantin Nikolaevich Sementovsky: the first chronicler of the musical life of Krasnoyarsk], Krasnoyarsk, 265 p. (in Russ.)
Litvin, M. (2002), Razvitie professional'noi muzykal'noi kul'tury goroda Irkutska v 1946-1986 gody [Development of professional musical culture of the city of Irkutsk in 1946-1986], Cand. Sc. Thesis, Irkutsk, 228 p. (in Russ.)
Prygun, E. (2007), Iz istorii muzykal'noi kul'tury Krasnoyarska: Ot "besovskikh igr" skomorokhov - k Narodnoi konservatorii (16281920) [From the history of the musical culture of Krasnoyarsk: from the "demonic games" of buffoons to the People's Conservatory], Krasnoyarsk, 237 p. (in Russ.)
Uskova, M. (2006), Regionalizm kak printsip interpretatsii russkoi kul'tury Sibiri vtoroi poloviny XIX - nachala XX v. [Regionalism as a principle of interpretation of Russian culture of Siberia in the second half of the XIX - early XX centuries], Abstract of Cand. Sc. Thesis, Kemerovo, 24 p. (in Russ.)
Сведения об авторе
Гаврилова Людмила Владимировна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовско-го (Красноярск)
E-mail: mgavrilova55@gmail.com Author information
Liudmila V. Gavrilova, D. Sc. (Art Criticism), Full Professor, Head of the Department History of Music at the Dmitry Hvorostovsky Sibirian State Academy of Arts (Krasnoyarsk) E-mail: mgavrilova55@gmail.com
Поступила в редакцию 26.12.2019 После доработки 11.03.2020 Принята к публикации 13.03.2020
Received 26.12.2019 Revised 11.03.2020 Accepted for publication 13.03.2020