РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ФОРМ ЭФФЕКТИВНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
а. А. пАпшУоВ карачаево-Черкесская государственная технологическая академия
Земельная реформа в России привела к радикальным изменениям экономических отношений на селе, прежде всего в механизме отношений владения, пользования и распоряжения земельными участками. При этом главной целью считалось существенное повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства, используя мотив частнособственнического интереса. Однако организационно-экономический механизм подлинно рыночного типа все еще не сформировался.
Как известно, земля — один из важнейших факторов общественного производства и главное богатство не только страны, но и любого региона, независимо от социально-экономического положения, производительной специализации. По этому критерию Россия, пожалуй, самая богатая страна в мире, располагающая огромными земельными ресурсами, общая площадь которых составляет 1707,8 млн га, в том числе 209,2 млн га земель сельскохозяйственного назначения, 65 % из которых приходится на пашню.
В то же время имеются существенные различия между отдельными регионами страны по общей площади сельскохозяйственных угодий, их структуре, плодородию, местоположению. По этим критериям Карачаево-Черкесская Республи-
Сельскохозяйственные угодья КЧР занимают площадь 567,8 тыс. га, в том числе (рис. 2):
• пашня — 144,06 тыс. га;
• многолетние насаждения — 2,4 тыс. га;
• сенокосы — 123,4 тыс. га;
• пастбища — 293,7 тыс. га;
• залежи — 4,0 тыс. га.
Как видно, большую часть в структуре сельскохозяйственных угодий занимают пастбища и сенокосы — 74 %, на долю пашни приходится всего 25 %, что подтверждает тот факт, что в КЧР очень ограниченное количество пахотных земель, пригодных к возделыванию сельскохозяйственной продукции. Данное обстоятельство оказывает значительное влияние на состояние аграрного сектора экономики региона.
Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в КЧР составляют:
• для ведения садоводства — 500—1500 м2;
• огородничества — 500—5000 м2;
• животноводства — 0,3—1,0 га;
• крестьянского (фермерского) хозяйства — 0,5—1,0 га.
ка (КЧР) заметно отличается от других регионов, в частности от соседних Ставропольского и Краснодарского краев. Территория КЧР в административных границах составляет 1427,7 тыс. га.
Структура общего земельного фонда КЧР представлена на рис. 1. В земельном фонде республики на долю земель сельскохозяйственного назначения приходится всего лишь 27 % земель, зато высока доля земель в категории особо охраняемых территорий.
] 0,2% 1=15%
□ 19%
□ 27%
□ 2%
□ Земли сельскохозяйственного назначения
□ Земли населенных пунктов
□ Земли особо охраняемых территорий
□ Земли лесного фонда
] Земли водного фонда
□ Земли з
□ 47%
Рис. 1. Структура общего земельного фонда КЧР на 01.01.2006
□ 1%
Рис. 2. Структура сельскохозяйственных угодий КЧР
Такая своеобразная структура накладывает значительный отпечаток на характер земельных отношений и формы их реализации, как на региональном уровне, так и в административных районах. В частности, все пастбища в КЧР находятся в государственной собственности и сдаются землепользователям только в аренду, а это 52 % всех сельскохозяйственных угодий.
Приоритетными направлениями земельной политики КЧР являются:
• обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий;
• реализация прав жителей в области земельных отношений;
• сочетание интересов республики, муниципальных образований республики и иных участников земельных отношений при принятии решений по вопросам регулирования земельных отношений;
• сохранение земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в агропромышленном комплексе;
• использование земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем. Регулирование земельных отношений в
КЧР осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции и законов КЧР и Законом Карачаево-Черкесской Республики от 21.11.2003 № 61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике», доработанным и измененным 6 июля 2007 г., а также иными нормативными правовыми актами КЧР.
Анализ сложившихся земельных отношений показывает, что институциональные изменения в агропромышленном комплексе происходят в регионально стратифицированной среде, приобретая в этой связи свою ярко выраженную территориальную специфику. Наглядным подтверждением этого
являются выраженные региональные различия в диверсификации землепользования, о чем можно судить по такому важному индикатору институционально-трансформационных преобразований, как доля используемых земель крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, коллективными предприятиями разных организационно-правовых форм в общей структуре сельскохозяйственных угодий.
В Карачаево-Черкесской Республике преобладающими в сельскохозяйственном производстве стали субъекты малого бизнеса. Ведущее место как по качеству субъектов, так и в общем объеме производимой продукции стали занимать фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. При этом имеет место определенная недооценка крупных и средних предприятий, что не отражает современных тенденций. В то же время в регионах с развитым сельскохозяйственным производством (Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область) сохранились крупные коллективные сельскохозяйственные предприятия, занимающие лидирующие положение в объеме выпускаемой продукции. Многие из них входят в список 300 лучших, эффективных хозяйств страны.
Ситуация остается сложной, несмотря на то, что решены (или провозглашены) многие моменты принципиального характера:
• преодолена государственная монополия на землю, сформировались многообразные формы собственности и формы хозяйствования;
• осуществлен переход на социально ориентированное распределение земли путем установления норм бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий сельским жителям (земельные паи).
Однако многие важные аспекты для становления цивилизованного рынка земли и придания прозрачности земельным отношениям остаются нерешенными и стали препятствием для повышения экономической эффективности аграрного сектора (см. таблицу).
На наш взгляд, приоритетными направлениями совершенствования земельных отношений в республике могут быть следующие:
• создание прозрачного механизма использования земли на условиях платности, что связано с экономической реализацией функций земли как фактора производства;
□ Пашня
□ Многолетние насаждения
□ Сенокосы
□ Пастбища
□ Залежи
Динамика валового сбора сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий КЧР, т)
Сельскохозяйственная культура Год 2005 г. к 2004г., %
2001 2002 2003 2004 2005
Зерно (в массе после доработки) в том числе: 168 808 171 209 86 711 91 889 87 286 95,0
пшеница озимая 99 819 104 738 39 586 38 010 45 873 120,7
пшеница яровая 3 197 3 517 3 761 1 663 1 277 76,8
ячмень озимый 16 480 9 637 6 708 5 814 5 728 98,5
ячмень яровой 32 014 32 819 21 482 32 772 21 798 66,5
кукуруза на зерно 9 109 13 179 12 580 11 447 10 280 89,8
зернобобовые 1 212 1 746 370 560 614 109,6
Сахарная свекла 91 877 162 165 112 651 117 613 67 885 57,7
Подсолнечник 2 011 4 884 7 103 2 828 6 242 в 2,2 раза
Картофель 172 151 166819 163 076 161438 216 370 134,0
Овощи, всего 47 516 64 334 56 907 69 452 65 007 93,6
Кукуруза на силос, зеленый корм и сенаж 66 420 90 777 76 520 63 022 35 000 55,5
Плоды и ягоды 2 499 13 449 19 302 10 937 18 602 170,1
• становление реального и эффективного собственника земли;
• обоснование оптимальной концентрации сельскохозяйственных угодий для различных организационно-правовых форм хозяйствования;
• соблюдение установленных экологических требований, связанных с использованием земель и ее почвенного плодородия;
• внесение коренных изменений в земельном законодательстве с учетом современных реалий;
• создание механизма государственного контроля за использованием земель.
Таким образом, земельные отношения — как совокупность социально-экономических и юридических отношений по поводу владения, пользования, распоряжения и управления сельскохозяйственными угодьями, обеспечивающие высокую эффективность АПК, — до сих пор не сложились.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карачаево-Черкесская Республика, 2007 год // Статистический сборник Карачаево-Черкесской Республики — Черкесск: Центр информационно — статистических услуг Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по КЧР. 2008.
2. Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике // Закон Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 № 61-Р.
3. Сельское хозяйство КЧР 200 — 2007 гг. // Статистический сборник Карачаево-Черкесской Республики — Черкесск: Центр информационно — статистических услуг Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по КЧР. 2008.
4. Чешев А. С., Вальков В. Ф. Основы землепользования и землеустройства. — Ростов-на-Дону: МарТ. 2002.