Научная статья на тему 'Региональные Особенности становления форм эффективного землепользования'

Региональные Особенности становления форм эффективного землепользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Папшуов А.А.

Аграрные преобразования и земельная реформа, проводимая в России привела, к радикальным изменениям экономических отношений в сельскохозяйственном секторе, прежде всего в механизме отношений владения, пользования и распоряжения земельными участками. При этом главной целью считалось существенное повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства, используя мотив частнособственического интереса. Однако организационно-экономический механизм подлинно рыночного типа все еще не сформировался. Одной из причин тормозящих этот процесс являются существенные различия между отдельными регионами страны по общей площади сельскохозяйственных угодий, их структуре, плодородию, местоположению. По этим критериям Карачаево-Черкесская Республика заметно отличается от других регионов, в частности от соседних Ставропольского и Краснодарского краев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Папшуов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные Особенности становления форм эффективного землепользования»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ФОРМ ЭФФЕКТИВНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

а. А. пАпшУоВ карачаево-Черкесская государственная технологическая академия

Земельная реформа в России привела к радикальным изменениям экономических отношений на селе, прежде всего в механизме отношений владения, пользования и распоряжения земельными участками. При этом главной целью считалось существенное повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства, используя мотив частнособственнического интереса. Однако организационно-экономический механизм подлинно рыночного типа все еще не сформировался.

Как известно, земля — один из важнейших факторов общественного производства и главное богатство не только страны, но и любого региона, независимо от социально-экономического положения, производительной специализации. По этому критерию Россия, пожалуй, самая богатая страна в мире, располагающая огромными земельными ресурсами, общая площадь которых составляет 1707,8 млн га, в том числе 209,2 млн га земель сельскохозяйственного назначения, 65 % из которых приходится на пашню.

В то же время имеются существенные различия между отдельными регионами страны по общей площади сельскохозяйственных угодий, их структуре, плодородию, местоположению. По этим критериям Карачаево-Черкесская Республи-

Сельскохозяйственные угодья КЧР занимают площадь 567,8 тыс. га, в том числе (рис. 2):

• пашня — 144,06 тыс. га;

• многолетние насаждения — 2,4 тыс. га;

• сенокосы — 123,4 тыс. га;

• пастбища — 293,7 тыс. га;

• залежи — 4,0 тыс. га.

Как видно, большую часть в структуре сельскохозяйственных угодий занимают пастбища и сенокосы — 74 %, на долю пашни приходится всего 25 %, что подтверждает тот факт, что в КЧР очень ограниченное количество пахотных земель, пригодных к возделыванию сельскохозяйственной продукции. Данное обстоятельство оказывает значительное влияние на состояние аграрного сектора экономики региона.

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в КЧР составляют:

• для ведения садоводства — 500—1500 м2;

• огородничества — 500—5000 м2;

• животноводства — 0,3—1,0 га;

• крестьянского (фермерского) хозяйства — 0,5—1,0 га.

ка (КЧР) заметно отличается от других регионов, в частности от соседних Ставропольского и Краснодарского краев. Территория КЧР в административных границах составляет 1427,7 тыс. га.

Структура общего земельного фонда КЧР представлена на рис. 1. В земельном фонде республики на долю земель сельскохозяйственного назначения приходится всего лишь 27 % земель, зато высока доля земель в категории особо охраняемых территорий.

] 0,2% 1=15%

□ 19%

□ 27%

□ 2%

□ Земли сельскохозяйственного назначения

□ Земли населенных пунктов

□ Земли особо охраняемых территорий

□ Земли лесного фонда

] Земли водного фонда

□ Земли з

□ 47%

Рис. 1. Структура общего земельного фонда КЧР на 01.01.2006

□ 1%

Рис. 2. Структура сельскохозяйственных угодий КЧР

Такая своеобразная структура накладывает значительный отпечаток на характер земельных отношений и формы их реализации, как на региональном уровне, так и в административных районах. В частности, все пастбища в КЧР находятся в государственной собственности и сдаются землепользователям только в аренду, а это 52 % всех сельскохозяйственных угодий.

Приоритетными направлениями земельной политики КЧР являются:

• обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий;

• реализация прав жителей в области земельных отношений;

• сочетание интересов республики, муниципальных образований республики и иных участников земельных отношений при принятии решений по вопросам регулирования земельных отношений;

• сохранение земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в агропромышленном комплексе;

• использование земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем. Регулирование земельных отношений в

КЧР осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции и законов КЧР и Законом Карачаево-Черкесской Республики от 21.11.2003 № 61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике», доработанным и измененным 6 июля 2007 г., а также иными нормативными правовыми актами КЧР.

Анализ сложившихся земельных отношений показывает, что институциональные изменения в агропромышленном комплексе происходят в регионально стратифицированной среде, приобретая в этой связи свою ярко выраженную территориальную специфику. Наглядным подтверждением этого

являются выраженные региональные различия в диверсификации землепользования, о чем можно судить по такому важному индикатору институционально-трансформационных преобразований, как доля используемых земель крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, коллективными предприятиями разных организационно-правовых форм в общей структуре сельскохозяйственных угодий.

В Карачаево-Черкесской Республике преобладающими в сельскохозяйственном производстве стали субъекты малого бизнеса. Ведущее место как по качеству субъектов, так и в общем объеме производимой продукции стали занимать фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. При этом имеет место определенная недооценка крупных и средних предприятий, что не отражает современных тенденций. В то же время в регионах с развитым сельскохозяйственным производством (Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область) сохранились крупные коллективные сельскохозяйственные предприятия, занимающие лидирующие положение в объеме выпускаемой продукции. Многие из них входят в список 300 лучших, эффективных хозяйств страны.

Ситуация остается сложной, несмотря на то, что решены (или провозглашены) многие моменты принципиального характера:

• преодолена государственная монополия на землю, сформировались многообразные формы собственности и формы хозяйствования;

• осуществлен переход на социально ориентированное распределение земли путем установления норм бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий сельским жителям (земельные паи).

Однако многие важные аспекты для становления цивилизованного рынка земли и придания прозрачности земельным отношениям остаются нерешенными и стали препятствием для повышения экономической эффективности аграрного сектора (см. таблицу).

На наш взгляд, приоритетными направлениями совершенствования земельных отношений в республике могут быть следующие:

• создание прозрачного механизма использования земли на условиях платности, что связано с экономической реализацией функций земли как фактора производства;

□ Пашня

□ Многолетние насаждения

□ Сенокосы

□ Пастбища

□ Залежи

Динамика валового сбора сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий КЧР, т)

Сельскохозяйственная культура Год 2005 г. к 2004г., %

2001 2002 2003 2004 2005

Зерно (в массе после доработки) в том числе: 168 808 171 209 86 711 91 889 87 286 95,0

пшеница озимая 99 819 104 738 39 586 38 010 45 873 120,7

пшеница яровая 3 197 3 517 3 761 1 663 1 277 76,8

ячмень озимый 16 480 9 637 6 708 5 814 5 728 98,5

ячмень яровой 32 014 32 819 21 482 32 772 21 798 66,5

кукуруза на зерно 9 109 13 179 12 580 11 447 10 280 89,8

зернобобовые 1 212 1 746 370 560 614 109,6

Сахарная свекла 91 877 162 165 112 651 117 613 67 885 57,7

Подсолнечник 2 011 4 884 7 103 2 828 6 242 в 2,2 раза

Картофель 172 151 166819 163 076 161438 216 370 134,0

Овощи, всего 47 516 64 334 56 907 69 452 65 007 93,6

Кукуруза на силос, зеленый корм и сенаж 66 420 90 777 76 520 63 022 35 000 55,5

Плоды и ягоды 2 499 13 449 19 302 10 937 18 602 170,1

• становление реального и эффективного собственника земли;

• обоснование оптимальной концентрации сельскохозяйственных угодий для различных организационно-правовых форм хозяйствования;

• соблюдение установленных экологических требований, связанных с использованием земель и ее почвенного плодородия;

• внесение коренных изменений в земельном законодательстве с учетом современных реалий;

• создание механизма государственного контроля за использованием земель.

Таким образом, земельные отношения — как совокупность социально-экономических и юридических отношений по поводу владения, пользования, распоряжения и управления сельскохозяйственными угодьями, обеспечивающие высокую эффективность АПК, — до сих пор не сложились.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карачаево-Черкесская Республика, 2007 год // Статистический сборник Карачаево-Черкесской Республики — Черкесск: Центр информационно — статистических услуг Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по КЧР. 2008.

2. Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике // Закон Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 № 61-Р.

3. Сельское хозяйство КЧР 200 — 2007 гг. // Статистический сборник Карачаево-Черкесской Республики — Черкесск: Центр информационно — статистических услуг Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по КЧР. 2008.

4. Чешев А. С., Вальков В. Ф. Основы землепользования и землеустройства. — Ростов-на-Дону: МарТ. 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.