Научная статья на тему 'Региональные особенности образа жизни школьников Псковской области'

Региональные особенности образа жизни школьников Псковской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности образа жизни школьников Псковской области»

УДК 61

Артюнина Г.П., Лобанков В.М., Мурашов О.В., Игнатькова С.А., Иванова Н.В.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ3

ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Псков, galina.artiunina@mail .ru

В ряду национальных приоритетов России здоровье подрастающего поколения продолжает оставаться актуальным, поскольку его показатели свидетельствуют о сохраняющихся негативных тенденциях. Так, результаты Всероссийской диспансеризации 2002 года показали, что только 32,1% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,1% - хронические заболевания (III, IV и V группы здоровья)[1]. За последующее десятилетие наблюдается продолжающееся ухудшение как соматического, так и нервно-психического здоровья школьников. Так, по данным Российской академии медицинских наук заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, детей в возрасте 15-17 лет - на 65% (2).

Число сердечно-сосудистых заболеваний и нервно-психических расстройств за последние годы увеличилось в два раза, риск которых во многом связан co снижением двигательной активности, внедрением в жизнь детей компьютеров и других цифровых устройств (2). Компьютер, стремительно войдя в жизнь ребенка, стал существенным фактором риска для здоровья детей: уже 28,3% школьников подвержены компьютерной зависимости [1].

Наряду с этим среди детей и подростков регистрируется раннее формирование таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя, также сопряженных с риском для здоровья. В среднем распространенность курения среди подростков средних и крупных городов

3 Altunina, G.P., Lobankov V.M., Murashov O. V., Ignatkova S. A., Ivanova N.V. .Regional features the life sryle of pupils in pscov's region.

России составила 37% у мальчиков и 25,5% у девочек..

В России первый опыт приема алкоголя имеют 78-91 % школьников, средний возраст начала потребления алкогольных напитков составляет 12-13 лет, а каждый десятый ребенок, по крайней мере, один раз в неделю употребляет спиртное [2].

Целью настоящей работы явилось изучение региональных особенностей образа жизни школьников Псковской области на современном этапе.

С помощью специально разработанных анкет была изучена сформированность вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков) и мотиваций, приводящих к их появлению, а также влияния персонального компьютера (ПК) на здоровье учащихся старших классов в школах города Пскове и Псковской области. Определение степени никотиновой зависимости осуществлялось по анкете Фагерстрема. Всего анкетированы 500 учащихся одиннадцатых классов (215 юношей и 285 девушек) г. Пскова (14 школ) и Псковской области (6 школ). Из них 143 школьника Псковской области (70 юношей и 73 девушки) и 357 школьников г. Пскова (145 юношей и 212 девушек).

Среди псковских учащихся выявлен достаточно высокий уровень таких поведенческих факторов риска для их здоровья, как курение, потребление алкоголя, чрезмерная продолжительность работы за персональным компьютером, вытесняющая традиционные игры со сверстниками. Результаты оценки отношения псковских школьников к курению показали, что в среднем показатель распространенности курения составил 15,8%. Это практически в 2 раза ниже общероссийского уровня, но близко к данным средней распространенности курения (20,4) среди школьников 12-ого класса в США .

Алкогольные напитки за период обучения в школе пробовали 77,2% опрошенных юношей и 76,8% девушек. Средний возраст начала потребления алкогольных напитков для псковских школьников составляет 14,0 ±2,0 лет, при этом возраст начала приема алкоголя у мальчиков более ранний, чем у девочек (М - 13,6 лет, Д - 14,2 лет, р<0,05).

Вредные привычки у псковских школьников в значительной степени формируются под влиянием социальной среды. На это указывает высокая распространенность курения среди близких родственников и друзей курящих школьников, взаимообусловленность факторов риска здоровья (курения и

приема алкоголя), сформировавшийся к 11 классу стиль праздничного досуга у мальчиков.

Ежедневное использование компьютера в своей жизнедеятельности отметили 420 человек (84%), причем время пребывания за ПК у 42% школьников достигало более 3 часов, у 35% - от 1 до 3 часов и только 5,2% детей проводили за компьютером до 1 часа в день. Наличие компьютера практически у каждого школьника, ежедневное многочасовое бесконтрольное использование ПК, распространенность субъективных жалоб после длительного его использования дают основание предполагать в будущем широкое распространение интернет-зависимости у молодежи.

Сопоставляя результаты последнего мониторинга поведенческих рисков с предыдущими, выполненными за последние 10 лет, важно отметить стремительное увеличение пользователей ПК среди детей за последние годы (на современном этапе 96,4%, ранее только 79,8%, в том числе и ежедневно пользующихся (84% против 60,6%, соответственно). Вместе с тем, показатель распространенности курения среди школьников, наоборот, уменьшился вдвое, который прежде составлял 30,1%, сейчас - 15,8%. Что касается пристрастия к спиртному, то снижение распространенности первого опыта приема алкогольных напитков (90% в прежние годы, 77 % на современном этапе) и увеличение среднего возраста начала потребления алкогольных напитков (с 13,6 ± 2,2 до 14,0 ±2,0 лет, соответственно) не столь интенсивно.

Безусловно, наметившееся укрепление нового стиля поведения в отношении курения и алкоголя необходимо подкреплять другими составляющими здорового образа жизни (питание, двигательная активность), изучению которых предполагается посвятить дальнейшие исследования.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для укрепления здоровья школьников необходимо проведение целенаправленной работы по ориентации системы образования на сохранение и укрепление здоровья, установки на здоровый образ жизни, организации здоровьесберегающего образовательного пространства, целенаправленного гигиенического просвещения детей, родителей, повышение компетентности персонала в области культуры здоровья.

Литература

1. Минздрав: Всероссийская диспансеризация детей - 2002. URL:

http://www.fzr.ru/doc.php?ae=1213&ar=575 (Дата обращения: 20.12.2011). 2. URL: www.tassural .ru/sociology/voprosy_shkolnoy_meditsiny.html?sphra

se_id=4597... (Дата обращения: 20.06.2014).

УДК. 371.5

Артеменко Л.Б.

РОЛЬ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ4

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Приморского района Санкт-Петербурга, soc-docug@mail. ru

С каждым годом, как бы ни печально было это сознавать, утрачиваются истоки нашей народной культуры. И, если в детстве ребенка не приобщили к своим национальным корням, то подростковый пласт упущен и не поддается восстановлению. За последнее время произошло много изменений в обществе, и взрослое население многие изменения воспринимает непросто, а молодое поколение рядом, оно хочет самоутверждаться, проявлять свою индивидуальность. Воспитание личности подрастающего поколения в наши дни является одним из приоритетов государства. Мы понимаем и стараемся донести до ребят, посещающих как коллективы Дома детского творчества (ДДТ), так и мероприятия, проводимые в Доме, что именно воспитание на народных традициях и обычаях может выступить как регулятор поведения взрослых и детей в семье и обществе. Мы помогаем сформировать основы нравственных качеств, что способствует возрождению новых духовных ценностей и обогащению культурного уровня ребенка семьянина наследием русского народа.

Долгое время на базе социально-досугового отдела ДДТ Приморского района реализуется проект «Воспитание семьянина на народных традициях». В 2008 году проект удостоен звания лауреата. Целью проекта являются

4 Artyomenko L.B., The role of popular culture in parenting, State budget educational institution of additional education for children Children's Art House Primorsk district of St. Petersburg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.