Научная статья на тему 'Региональные особенности конкурентного позиционирования средств размещения в Крыму'

Региональные особенности конкурентного позиционирования средств размещения в Крыму Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВО РАЗМЕЩЕНИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ACCOMMODATION FACILITY / COMPETITION / COMPETITIVE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хатикова З.В., Рывкина О.Л.

На основе идентификации типов средств размещения в Крыму и г. Севастополь выполнено обоснование рекомендуемых к реализации ими типов конкурентных стратегий с учетом специфики их конкурентного регионального позиционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF THE COMPETITIVE POSITIONING OF ACCOMMODATION FACILITIES IN THE CRIMEA

The article deals with the types of competitive strategies, recommended to different types of accommodation facilities in the Crimea and Sevastopol, taking into account the specifics of their competitive regional positioning

Текст научной работы на тему «Региональные особенности конкурентного позиционирования средств размещения в Крыму»

УДК 338.486

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ В КРЫМУ

1 2 Хатикова З.В. , Рывкина О.Л.

Севастопольский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 299053, г. Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 29, е-таИ: 12ккаИкоуа@таИги, 2Ьо1Ьо1епко@уап<1ех.ги

Аннотация. На основе идентификации типов средств размещения в Крыму и г. Севастополь выполнено обоснование рекомендуемых к реализации ими типов конкурентных стратегий с учетом специфики их конкурентного регионального позиционирования.

Ключевые слова: средство размещения, конкуренция, конкурентная стратегия.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно официальным статистическим данным с 2016 г. в Республике Крым и городе Севастополь наблюдается активное развитие гостиничного бизнеса, обусловленное увеличением туристского потока преимущественно из России (табл. 1, табл. 2).

Таблица 1.

Основные показатели деятельности средств размещения в Республике Крым [1]

2015 2016 2017 Среднегодовой прирост

абс. %

Коллективные средства размещения

Число организаций, ед 359 1134 1257 449 187,1

Число номеров (комнат), ед 39686 69239 62383 11348,5 125,4

Жилая площадь номеров, м2 839612,9 1418794 1349178,4 254782,75 126,8

Число мест (коек), единиц 93506 162323 148295 27394,5 125,9

Численность размещенных лиц, чел. 911515 1700414 1591251 339868 132,1

Гостиницы и аналогичные средства размещения

Число организаций, ед 172 764 801 314,5 215,8

Число номеров (комнат), ед 14006 31418 23156 4575 128,6

Жилая площадь номеров, м 303694,2 679443 561375 128840,4 136,0

Число мест (коек), единиц 32944 71956 56138 11597 130,5

Численность размещенных лиц, чел. 457584 948686 888146 215281 139,3

Специализированные средства размещения

Число организаций, ед 187 370 456 134,5 156,2

Число номеров (комнат), ед 25680 37821 39227 6773,5 123,6

Жилая площадь номеров, м 535918,7 739351 787803 125942,15 121,2

Число мест (коек), единиц 60562 90367 92157 15797,5 123,4

Численность размещенных лиц, чел 453931 751728 703105 124587 124,5

Анализ динамики основных индикаторов, характеризующих типы средств размещения показал, что в Республике Крым наибольший положительный прирост имел место по гостиницам и аналогичным средствам размещения, а наименьший - по специализированным. В г. Севастополь - ситуация обратная: наибольшее увеличение выявлено по показателям, характеризующим специализированные средства размещения, а наименьшее - по гостиницам и их аналогам.

Следствием резкой позитивной динамики развития в гостиничной сфере стало усиление конкуренции на данном рынке. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость формирования и развития отличительных особенностей средств размещения, которые позволят им выделиться среди других отелей с аналогичным гостиничным продуктом и привлечь большее количество гостей. При этом речь идет не о ситуативном оперативном конкурентном управлении посредством

разовых мероприятий (скидок, акций и т.п.), а о стратегическом подходе к поиску, формированию и развитию конкурентных преимуществ крымских гостиничных предприятий.

Таблица 2

Основные показатели деятельности средств размещения в г. Севастополь [2]

2015 2016 2017 Среднегодовой прирост

абс. %

Коллективные средства размещения

Число организаций, ед 57 113 131 37 151,6

Число номеров (комнат), ед 2252 2219 3772 760 129,4

Жилая площадь номеров, м2 65355,6 112176,8 97508,5 16076,45 122,1

Число мест (коек), единиц 8798 6115 10960 1081 111,6

Численность размещенных лиц, чел. 98944 126682 179276 40166 134,6

Гостиницы и аналогичные средства размещения

Число организаций, ед 50 100 95 22,5 137,8

Число номеров (комнат), ед 1832 2023 1978 73 103,9

Жилая площадь номеров, м2 51351,7 104027,8 59675,6 4161,95 107,8

Число мест (коек), единиц 6306 4793 4579 -863,5 85,2

Численность размещенных лиц, чел. 89980 119734 144036 27028 126,5

Специализированные средства размещения

Число организаций, ед 7 13 36 14,5 226,8

Число номеров (комнат), ед 420 196 1794 687 206,7

Жилая площадь номеров, м2 14003,9 8149 37832,9 11914,5 164,4

Число мест (коек), единиц 2492 1322 6381 1944,5 160,0

Численность размещенных лиц, чел. 8964 6948 35240 13138 198,3

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

В современной теории стратегического конкурентного управления зарубежные (Ансофф И. [3], Боумен К. [4], Минцберг Г. [5], Стрикленд А., Томпсон А. [6] и другие) и отечественные (Азоев Г.Л., Челенков А.П. [7], Виханский О.С. [8] и другие) исследователи приводят типы конкурентных стратегий и лежащие в их основе конкурентные преимущества, опираясь на результаты фундаментального исследования по теории конкуренции Портера М. [9]. Автор выделил четыре типа конкурентных стратегий: лидерства в издержках и дифференциации - для массовых рынков; фокусирования на издержках и фокусирования на дифференциации - для локальных (сегментарных) рынков. В основе этих стратегий лежат, соответственно, ценовые (более низкие издержки) или качественные характеристики товара (услуги), реализуемые в указанных выше рыночных условиях. Азоев Г.Л. и Челенков А.П. предложили пятый тип конкурентной стратегии - стратегию внедрения новшеств, основанную на инновациях, реализуемых в условиях вновь создаваемых рынков. Следует отметить и подход Юданова А.Ю. [10], выделившего виолентную, патиентную, коммутантную и эксплерентную конкурентные стратегии, которые, по сути, не противоречат подходу Портера М.

Что касается специфики конкурентной среды рынка гостиничных услуг и конкурентных стратегий, реализуемых средствами размещения, то анализ специальной литературы в этой области - исследований Восколовича Н.А. [11], Шубаевой В.Г. и Сердобольской И.О. [12], Казакевич Т. А. [13], Коль О. Д [14], показал, что основное внимание авторы уделяют экономической и маркетинговой (рыночной) стратегиям с позиции процесса их разработки. А представленные выше конкурентные стратегии приводятся в их общей характеристике, без конкретизации их специфики для отдельного средства размещения.

Большая конкретика особенностей конкурентного поведения в теории представлена в отношении международного сетевого гостиничного бизнеса [15]. Однако в настоящее время в Крыму международные гостиничные сети не представлены. По разным причинам прекратили свою деятельность Radisson, Rixos, Best Western Hotels & Resorts, HELIOPARK Hotels & Resorts. Что касается национальных сетей, то одни, в частности, Premier hotels and resorts и Reikartz Hotel

Group, несмотря на очевидную общность с ними в названиях, визуальном отображении, корпоративных атрибутах некоторых отелей г. Ялты и г. Севастополя, такую принадлежность, согласно официальной информации с сайтов этих сетей, не подтверждают. То есть, судить о конкурентном поведении этих средств размещения в привязке к реализации стратегической корпоративной конкурентной стратегии сети не представляется возможным. Однако в то же время на полуострове активно функционируют несколько национальных гостиничных управляющих компаний: HAPPY SEASONS HOTELS GROUP, UPRO GROUP, «Отели Крыма», «Ателика». Официальные сайты этих компаний содержат описание каждого из объектов управления в Крыму в отдельности, что также не позволяет получить полноценное представление о специфике конкурентного позиционирования сети в целом.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таким образом, учитывая курортно-рекреационную и туристскую специализацию Крыма и выявленные современные тенденции усиления конкурентной борьбы на региональном рынке средств размещения - с одной стороны, а также недостаточность научной проработки аспектов конкурентного поведения в отельном бизнес - с другой, научный и практический интерес представляет исследование конкурентного позиционирования предприятий гостиничного бизнеса Крыма на основе их ценовой политики, дифференциации предлагаемых основных и дополнительных услуг, широты охвата целевой аудитории. В этой связи, целью статьи является идентификация существующих на рынке Крыма типов средств размещения и изучение особенностей их функционирования для соотнесения с разработанными в теории конкуренции типами конкурентных стратегий. Это позволит создать предпосылки для обоснованного выбора направления стратегического конкурентного развития региональных средств размещения на основе формирования определенных конкурентных преимуществ для повышения востребованность их услуг у целевой аудитории и, как следствие, увеличения загрузки в сезон и межсезонный период.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Анализ данных Министерства Курортов и туризма Республики Крым, Главного управления культуры г. Севастополя, Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю свидетельствуют о том, что в общем перечне санаторно-курортных и гостиничных предприятий по Республике Крым на 16.01.2019 г. находится 718 предприятий, в г. Севастополе - 337 [19].

Помимо классификации по категории «количество звезд», выделяют типы гостиниц по особенностям специализации. Из их большого разнообразия в Крыму представлены: апартотели, курортные отели, клубы с проживанием, парк-отели, бутик-отели, мотели.

Специализированные коллективные средства размещения — объекты туристской индустрии, которые предоставляют услуги размещения и дополнительные услуги в соответствии с назначением, специализацией, профилем работы и/или направлением деятельности, а именно туристские, оздоровительные, спортивные, физкультурно-оздоровительные, образовательные и другие [16]. К ним относятся: оздоровительные заведения (санатории, пансионаты, профилактории); дома отдыха, лагеря труда и отдыха, туристские, спортивные базы, базы отдыха; туристские приюты, стоянки и др.; конгресс-центры, общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты), наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега; кемпинги (площадки для кемпинга, автофургонов).

Иные средства размещения включают капсульные отели, апартаменты таймшера, хостелы; общежития, меблированные комнаты, виллы/особняки, коттеджи, дачные дома, гостевые дома, сельские гостевые дома, сельские хижины, шале, бунгало; доходные дома [16].

Рассмотрим особенности реализации типов конкурентных стратегий применительно к различным видам коллективных средств размещения, функционирующих в Крыму.

Первый тип конкурентной стратегии - стратегия лидерства в издержках, возможен к реализации, в первую очередь, пансионатами и санаторно-курортными предприятиями, которые были введены в эксплуатацию на полуострове во времена СССР. Государственный стандарт относит санатории и пансионаты к коллективным специализированным средствам размещения, трактуя их следующим образом [20]:

- санаторий - предприятие, расположенное обычно в курортной местности и предоставляющее комплекс санаторно-оздоровительных и рекреационных услуг с использованием преимущественно природных факторов (климат, минеральные воды, грязи) и физиотерапевтических средств, диеты и режима;

- пансионат - предприятие, расположенное обычно в курортной или сельской местности и предоставляющее комплекс услуг по организации отдыха: услуг размещения, питания, физкультурно-оздоровительных услуг и услуг по организации досуга.

Такие предприятия являются наиболее типичными средствами размещения для удовлетворения массового спроса. Инфраструктурная составляющая таких предприятий в Крыму достаточно представительна: парковая зона (3 га и более), несколько корпусов, в том числе не менее одного спального корпуса с номерным фондом от 50 номеров. В настоящее время в Крыму количество средств размещения, предоставляющих услуги лечения и оздоровления, составляет 361 объект. За время функционирования (30 лет и более) больше половины учреждений не осуществляли существенного инвестирования в модернизацию, получаемые денежные средства вкладывались только в поддержание существующих мощностей и посредственное функционирование в период курортного сезона. В номерном фонде многих санаторных предприятий и в настоящее время сохранились номера с частичными удобствами (в номере только умывальник, душ и туалет на этаже на блок номеров - 4-6 комнат). С одной стороны, указанные обстоятельства не позволяют реализовывать номера по высокой стоимости даже в период сезона, с другой - за счет низкой цены, предусматривающей только размещение (без лечебно-оздоровительных услуг, не смотря на то, что они относятся к специализированным средствам размещения) привлекать гостей со средним и ниже среднего достатком. В публикуемом тарифе (прайсе) таких предприятий можно увидеть тариф «с подселением», т.е. гость может приобрести не номер, а только койко-место. Более того, целевой аудиторией средств размещения, применяющих стратегию лидерства в издержках, являются участники массовых детских фестивалей, спортивных мероприятий и т.п. Востребованность предопределяется как небольшим бюджетом, так и возможностью средства размещения единовременно разместить значительное количество человек в номерах одной категории (стоимость, оснащение, услуги). Проведенный анализ показал, что среднегодовая загрузка не реконструированного номерного фонда в подобных средствах размещения полуострова составляет 20-30%.

Кроме предприятий со слабо развитой материальной базой, морально и физически устаревшим оснащением, на полуострове стратегии лидерства в издержках придерживаются гостиничные предприятия категорий «без звезд» и «1-3 звезды» в основном период несезона за счет предоставления:

- только основной услуги «размещения» без питания и других дополнительных услуг, которые обычно включены в стоимость (обычно на номера низких категорий);

- «раннего бронирования».

Следующим эффективным методом достижения конкурентного преимущества является использование стратегии дифференциации - второго типа конкурентных стратегий. Применительно к индустрии размещения можно выделить несколько видов предприятий, предлагающих уникальные, отличные от других услуги, ориентированные на массовый спрос. Первый вид - это санатории. Наряду с предприятиями, рассмотренными выше, в Крыму успешно функционируют санаторно-курортные учреждения, активно обновляющие и продвигающие свои лечебные услуги. Эксклюзивность их услуг обусловливается профилем лечения. Например, только в санаториях г. Саки лечебные корпусы с материально-технической базой, позволяющей лечить заболевания опорно-двигательного аппарата, только в санаториях Южного берега Крыма занимаются лечением верхних дыхательных путей как неспецифического, так и специфического характера, сочетая аппаратный и медикаментозный методы с климатотерапией и терренкуром. Более того, санатории Южного берега Крыма привлекают внимание туристов, увлекающихся историей и архитектурой, так как около 70% санаториев - это бывшие усадьбы и имения князей, резиденции дома Романовых и дворцы.

Второй вид коллективных средств размещения, реализующих стратегию дифференциации, -это курортные отели (разных категорий), предлагающие кроме привычных основных, дополнительных и сопутствующих услуг те, которые зачастую нехарактерны для такой сферы деятельности.

Курортный отель - расположен в местности, обладающей, в том числе, природными лечебными ресурсами (минеральные воды, грязи, климат и другие), оказывает на собственной базе в качестве дополнительных услуг, услуги оздоровительного характера с использованием указанных природных ресурсов и имеет возможности и соответствующее оборудование для организации занятий спортом и развлечений [21].

Например, гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» (г. Ялта) привлекает семейные пары с детьми собственным зоопарком; комплекс «Mriya Resort & SPA» (г. Ялта) - первым и самым большим в Крыму открытым ледовым катком, а также парком чудес и приключений; на территории резиденции «Крымский Бриз» находится маленькая, камерная, изящная часовня Сергия Радонежского.

Кроме того, здесь следует выделить и отели, отличающиеся особой атмосферой, стилистикой и неповторимым колоритом: этно-отель «Джеваль» (г. Евпатория) - архитектура, отделка (натуральные материалы), предметы интерьера (только ручная работа народных мастеров) позволяют окунуться в традиции крымско-татарского народа; отель «Европа» (пгт. Партенит) представляет собой огромный белоснежный корабль, пришвартованный к пристани; отель «Камелот» (пгт. Малореченское) стилизован под величественный средневековый замок.

Таким образом, реализация стратегии дифференциации средствами размещения Крыма проявляется как через основную услугу, так и через спектр дополнительных, наделяя основную услугу функциональными отличительными особенностями.

К третьему типу конкурентной стратегии относится стратегия фокусирования на издержках. Использование такой стратегии крымскими средствами размещения может быть рассмотрено в двух форматах. Первый реализуется средствами размещения с четко ограниченным кругом потребителей - это гости Крыма, пользующиеся услугами мотелей, кемпингов, фермерских гостевых домов, хостелов.

Мотель - гостиница с автостоянкой, предоставляющая услуги автомобилистам [21]. В Крыму в 2019 мотели функционируют в г. Евпатория, г. Севастополь, г. Бахчисарай, г. Ялта, г. Феодосия.

Кемпинг - ограниченная территория с санитарными объектами, на которой располагаются шале, бунгало, палатки, автофургоны, автоприцепы, передвижные автодома, а также оборудованные площадки для размещения палаток, автофургонов и пр. [21]. В кемпинге, в отличие от мотеля, имеются оборудованные площадки, на которых можно установить палатку, автофургон, автоприцеп, автодом туриста, приехавшего на собственном транспортном средстве и не желающего пользоваться услугами средства размещения. В 2019 г. в Крыму воспользоваться услугами кемпингов можно в с. Стерегущее (Раздольненский район), в. пгт. Коктебель, п. Малореченское (г. Алушта), п. Оленевка (Черноморский район), п. Песчаное (Бахчисарайский район).

Фермерский гостевой дом (ферм хауз) - проживание в средстве размещения, расположенном на территории крестьянского (фермерского) хозяйства [21]. В последнее время активное развитие зеленого и аграрного туризма повышает востребованность подобных средств размещения среди туристов, проявляющих интерес к жизни, быту и работе людей, проживающих в сельской местности, и желающих познать это на собственном опыте, а также туристов, желающих участвовать в процессе производства тех или иных натуральных продуктов, изготавливаемых в фермерском хозяйстве (сыр, вино и т.п.). Фермерские дома в основном расположены в сельскохозяйственной зоне Крым, в частности усадьба «Гартенталь» в с. Донское (Белогорский район) имеет ферму; центр реабилитации «Рой» в с. Перевальное (Симферопольский район) - пасеку; конный клуб «Cowboy» в п. Белая Скала (Белогорский район) и конно-спортивная база в с. Красная Слобода (Белогорский район) — конюшни.

Хостел - экономичное средство размещения, предназначенное для временного проживания, преимущественно для малобюджетного туризма, имеющее номера/комнаты различной вместимости и санузлы, как правило, за пределами номера/комнаты, а также помещения (зоны, места) для общения гостей [22].

В настоящее время официально в Крыму функционирует 11 хостелов, неофициально - 64, в г. Севастополе - 7 и 13 соответственно. В хостеле гость покупает место (койко-место) в комнатах от 2-х до 8-ми мест. Достоинство практически всех хостелов Крыма - они находятся или в центре

города, или на основных транспортных развязках, позволяющих быстро и удобно добраться до главных достопримечательностей.

Рассмотренные выше средства размещения за счет низкой себестоимости основной услуги и достаточно узкой целевой аудитории, чувствительной к цене, имеют возможность немедленно реагировать на спрос, предлагая своего рода специфические услуги, стоимость которых будет напрямую зависеть от востребованности.

Второй формат реализации стратегии фокусирования на издержках представлен во всех мини-отелях с номерным фондом от 5 до 15 номеров и гостевых домах. Имея небольшой номерной фонд и неразвитую инфраструктуру, такие средства размещения могут оперативно снижать цену, полностью подстраиваясь под запросы потребителей. Ограниченный масштаб деятельности в этом случае становится еще и конкурентными преимуществом, так как услугами таких отелей пользуются, зачастую, одни и те же потребители, становясь постоянными гостями, для которых важна уединенность и личный подход. Для многих мини средств размещения характерно и то, что потребители становятся не просто гостями, а даже друзьями хозяев, формируются теплые и доверительные отношения с персоналом.

Таким образом, выбор узкоспециализированными и небольшими средствами размещения стратегии фокусирования на издержках позволяет не только выбрать свою нишу, гибко реагировать на изменения рынка и спроса гостей, но и выделяться на фоне крупных игроков рынка, как за счет удовлетворения специфических потребностей, так и создания домашней атмосферы.

Наличие уникальных характеристик услуги, архитектуры, дизайна и оснащения номеров, а также концепции средства размещения предопределяет возможность выбора ими стратегии фокусирования на дифференциации - четвертого типа конкурентных стратегий. В мировой практике насчитывается не больше 30 совершенно необычных средств размещения, к которым относят не только аутентичные здания в той или иной местности, но и капсульные, ледяные и подводные отели, отели из песка, индивидуальные временные отели. В Крыму стратегии узкой целевой сегментной специализации придерживаются бутик-отели. В Федеральном законе или государственных стандартах не дается определения термина «бутик-отель», однако, в практике ведения гостиничного бизнеса к таким отелям относят средства размещения, которые характеризуются своей камерной атмосферой и своеобразным стилем, отличаются от более крупных сетевых отелей, предлагая индивидуальное обслуживание и стилизованные номера, созданные по определенным узконаправленным мотивам. Такие отели классифицируют по некоторым схожим чертам: размер (10 до 100 номеров), индивидуальность, дизайн, характер, культура, сервис [23].

В Крыму 11 средств размещения позиционируют себя бутик-отелями. Однако, принимая во внимание необходимость наличия высококлассности, элегантности и даже роскошности, в этой категории следует особо выделить «Бутик-отель Вилла София» (г. Ялта), «Бутик-Отель Зеленый театр» (г. Симферополь), бутик-отель «Грэй^» (г. Феодосия).

«Бутик-отель Вилла София» занимает лидирующие позиции в рейтингах «Бутик отели Ялты», как благодаря исключительному сервису и ресторану, так и созданному индивидуальному образу и атмосфере каждого помещения. Более того, один из номеров является личными апартаментами Софии Михайловны Ротару. «Бутик отель Зеленый театр» отличается современностью, неповторимым оригинальным стилем оформления номеров, сочетая оригинальные цветовые решения, функциональность и эргономичность. Оригинальный дизайнерский морской интерьер, реальные корабельные и лодочные аксессуары, раковины южных морей и океанов создают неповторимую атмосферу бутик-отеля «Грэй^». Таким образом, элегантная классика Виллы София, современный стиль с оригинальными элементами интерьера «Бутик-Отеля Зеленый театр», романтический морской стиль бутик-отеля «Грэй^» с экзотическими аксессуарами доказывают их принадлежности к «бутик-отелям» и свидетельствуют о применении стратегии фокусирования на дифференциации, придавая своей услуге не только функциональные, но и эмоциональные отличительные особенности.

ВЫВОДЫ

Обобщая, следует отметить, что крымский рынок средств размещения характеризуется как высокой конкурентной плотностью, так и большим разнообразием предоставляемых услуг. Это разнообразие представлено как ценовой, так и качественной вариацией, включая широкий

географический охват территории полуострова. Идентификация представленных в Крыму средств размещения по типам с учетом специфики предлагаемого пакета услуг позволила определить наиболее целесообразный для них вид реализуемой конкурентной стратегии

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Перспективой дальнейших исследований выступает изучение особенностей конкурентного позиционирования средств размещения с позиции туристской кластеризации Крыма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Статистический ежегодник. Республика Крым. 2017: Стат.сб. / [ред. И.О. Балдина, Н.Н. Григорь, А.А. Мысков]. - Симферополь : Крымстат, 2018. - 329 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Статистический ежегодник города Севастополя. 2017: Стат.сб. / [ред. Е.Н. Дацюк, Н.Т. Бездетная, И.Е. Акифьева]. - Севастополь: Крымстат, 2018. - 275 с.

3. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия [Текст] / И. Ансофф. — СПб: Питер Ком, 1999.— 416 с

4. Боумен, К. Стратегия на практике [Текст] / К. Боумен; Пер. с англ. С. Ивановой, и др.. - СПб.: Питер, 2003. - 250 с.

5. Минцберг, Г., Стратегический процесс [Текст] / Г. Минцберг, Дж. Куинн., С. Гошал. Пер с англ. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.

6. Стрикленд, А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Текст] / А.А.Томпсон, А.Дж. Стрикленд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 576 с.

7. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы [Текст] / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. -М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. - 256 с.

8. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст]: Учебник / О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 1999. - 296 с.

9. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст] / М. Портер; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 715 с.

10. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика [Текст]: Учебно-практическое пособие. / А.Ю. Юданов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ - ПРЕСС», 1998. - 384 с.

11. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.

12. Шубаева, В. Г. Маркетинг в туристской индустрии [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Шубаева, И. О. Сердобольская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 120 с.

13. Казакевич, Т. А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т. А. Казакевич. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с.

14. Коль, О. Д. Маркетинг в туристской индустрии [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. Д. Коль. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 355 с.

15. Чудновский, А.Д. Франчайзинг — эффективная форма управления в гостиничном и туристском бизнесе : монография / А. Д. Чудновский, М.А. Жукова. — М. : КНОРУС, 2016. — 210 с.

16. ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования (Дата введения 2016-01-01) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200114767.

17. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=301428&fld=134&dst=10000000 01,0&rnd=0.8472272878522757#019227478958240307.

18. Приказ Минкультуры России от 11.07.2014 N 1215 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства

размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 N 35473) [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=59948360408353290801854516&cacheid=AD 68F7A0715940F2B8B61239352FB148&mode=splus&base=LAW&n=122445&rnd=9BC97D723470371 84FF7F91192C6F8C7#218z30j 1ide.

19. Федеральный перечень туристских объектов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: (https://xn-7sba3acabbldhv3chawrl5bzn.xn--p1ai/).

20. ГОСТ Р 54599-2011 Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха (Дата введения 2012-07-01) [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200092283.

21. ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513:2003) Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения (Дата введения 2010-07-01) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200075998.

22. ГОСТ Р 56184-2014 Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам (дата введения 2015-01-01) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://docs. cntd.ru/document/1200113783.

23. Что такое бутик отель? // Турэксперт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tourexpert.club/chto-takoe-butik-otel-9-osnovnyh-harakteristik/

REGIONAL FEATURES OF THE COMPETITIVE POSITIONING OF ACCOMMODATION FACILITIES IN THE CRIMEA

Khatikova Z.V., Ryvkina O.L.

Sevastopol Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Sevastopol

Annotation.The article deals with the types of competitive strategies, recommended to different types of accommodation facilities in the Crimea and Sevastopol, taking into account the specifics of their competitive regional positioning Keywords: accommodation facility, competition, competitive strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.