РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
Е.Ф. СЫСОЕВА, кандидат экономических наук, доцент Воронежского государственного университета
Одной из насущных проблем развертывания инвестиционного процесса в России является обеспечение организаций долгосрочными источниками финансирования. Особенно острой эта проблема является для хозяйствующих субъектов, действующих в регионах, поскольку степень развития региональных финансовых рынков существенно ниже, чем в столичных центрах. В связи с этим в статье предпринята попытка проанализировать проблемы и оценить потребности обеспеченности финансовыми ресурсами организаций региона (на примере Воронежской области); исследовать возможности привлечения банковского кредита в качестве источника формирования их финансовых ресурсов и направления развития акционерной собственности; позиционировать долговые ценные бумаги в качестве инструментов долгового финансирования на уровне региона.
Проблемы и потребности обеспечения финансовыми ресурсами организаций региона
Общими проблемами развертывания инвестиционного процесса для многих регионов России, в том числе Воронежской обл., являются отсутствие доступных инвестиционных ресурсов, невысокая инвестиционная привлекательность значительного числа организаций, слабость региональной банковской сети, представленной прежде всего филиалами инорегиональных банков1. Всего по Воронежской обл. доля убыточных организаций (предприятий) составила на 01.02.2004 37,4 %, сократившись всего на 2,7 процентных пункта относительно аналогичной даты 2003 г. В структуре обязательств предприятий кредиторская задолженность составляла 69,1 %, остальная часть приходилась на кредиты банков и займы. Доля просроченной кредиторской задолженности
составила 33,5 % от общей суммы. При этом просроченную задолженность имели более половины предприятий. На просроченную часть дебиторской задолженности приходилось 29,5 % общей суммы дебиторской задолженности2.
Приведенные данные свидетельствуют об отсутствии источников финансирования долгосрочных вложений, направленных на совершенствование технической базы, что является насущной потребностью для снижения доли убыточных предприятий. Всего за 2003 г. на развитие экономики и социальной сферы Воронежской обл. было израсходовано 20,1 млрд руб. инвестиций (на 8 % больше, чем в 2002 г.). В целом по Российской Федерации прирост инвестиций был несколько выше, чем по Воронежской обл. — 12,5 %.
Существенную долю среди источников финансирования инвестиций предприятий Воронежской обл. в основной капитал в 2003 г. составляли собственные средства в виде прибыли и амортизации (свыше 40 % всех источников инвестиций). Довольно значительную часть в структуре источников денежных средств, привлекаемых предприятиями для финансирования инвестиционной деятельности со стороны, составляли средства государственного финансирования — 17,3 % (бюджетных и внебюджетных фондов). Участие банков в финансировании инвестиционной деятельности реального сектора возросло в 3,5 раза, приблизившись к 13 % общего объема инвестиций в основной капитал (за 9 месяцев 2002 г. - 5%)3.
' По состоянию на 01.03.2004 банковская сфера Воронежской обл. была представлена 31 кредитной организацией: 4 банка, зарегистрированных на территории Воронежской обл., 24 филиала инорегиональных банков, Центрально-Черноземный банк Сбербанка России с 11 отделениями, а также 3 представительства инорегиональных банков.
2 Данные предоставлены Главным управлением Банка России по Воронежской обл.
3 Там же.
Результаты мониторинга Банка России свидетельствовали, что, несмотря на рост инвестиционной активности реального сектора, по-прежнему остается высокой доля предприятий Воронежской области (25,5 %), которые не осуществляли каких-либо инвестиционных вложений.
По мнению автора, главный путь решения проблемы поиска источников финансирования заключается, прежде всего, в задействовании внебюджетных источников, мобилизуемых через финансовый рынок.
Социально-экономическое развитие страны в целом, и отдельных регионов в частности, наряду с исчерпанием экстенсивных факторов роста, создало необходимые предпосылки для более эффективного использования интенсивных факторов, т.е. усиления роли инвестиционного спроса как фактора социально-экономического развития.
С одной стороны, пятилетний экономический рост привел к существенному увеличению размеров финансовых ресурсов населения — основного частного инвестора в любой стране с развитым финансовым рынком. В 2003 г. наблюдались сходные тенденции изменения областных и общероссийских показателей реальных располагаемых доходов населения: их прирост составил соответственно 11,9 и 14,5 %, тогда как в 2002 г. - 8,6 и 9,9 %. Сохраняется позитивная тенденция увеличения организованных форм сбережений населения (средств во вкладах и ценных бумагах, вложений в недвижимость, изменение задолженности по кредитам, изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей), прирост которых за 2003 г. составил в Воронежской обл. 66 %. Доля организованных сбережений в структуре использования доходов населения возросла до 18 % (по итогам 2002 г. она составляла 13,7 %).
Вложения населения во вклады и ценные бумаги по состоянию на 01.03.2004 возросли на 46,6 %, поступления на счета физических лиц-предприни-мателей — на 35,2 %. Причем половину всех средств (50,6%), привлеченных от населения, составляли долгосрочные вклады (на срок свыше 1 года)4.
Таким образом, складывается ситуация, когда обьем сбережений достаточен для обеспечения инвестиций, необходимых для поддержания экономического роста. Проблема состоит в том, чтобы стимулировать направление этих сбережений на накопление и, соответственно, на инвестирование.
С другой стороны, предприятия объективно начинают во все большей степени испытывать недостаток средств для развития производства. Прежде
всего повышается заинтересованность в инвестировании в связи с ростом загрузки производственных мощностей и их старением. Кроме того, наблюдается исчерпание возможностей финансирования инвестиций предприятий за счет привычных источников — собственных средств, средств предприятий своей финансово-промышленной группы, отчасти — государственных ресурсов.
Поэтому объективно усиливается потребность в эффективном механизме превращения сбережений в инвестиции, функционирование которого может стать основой формирования новой модели экономического развития — инвестиционной модели. По поводу значимости подобного механизма образно высказался перуанский экономист Эрнан-до де Сото. Анализируя проблемы национального накопления капитала, он отметил необходимость фиксации экономических и социальных свойств активов в формальной системе собственности и возможность их предъявления рынку. Без системы, делающей возможным выявление экономического потенциала активов и преобразование его в форму, облегчающую контроль и движение, активы стран третьего мира и бывшего соцлагеря остаются чем-то вроде высокогорного озера в Андах — бесполезным запасом потенциальной энергии5.
Банковский кредит как источник
формирования финансовых ресурсов предприятий региона
На возможность привлечения заемных средств в виде банковских кредитов в качестве источника финансирования реального сектора экономики негативно влияет значительное число факторов. Они активно обсуждаются в научной литературе и банковском сообществе. Можно выделить главные из них: • низкая доля средне- и долгосрочных пассивов кредитных организаций. Справедливости ради необходимо отметить, что в последнее время наметилась положительная тенденция роста длительности сроков банковских обязательств. В частности, ресурсы банков, действующих на территории Воронежской обл., со сроком свыше одного года выросли с 30,4 %на01.01.2003 до 35,8 %на01.01.2004 в общей их сумме6;
4 Данные предоставлены Главным управлением Банка России по Воронежской обл.
5 Эриандоде Сото. Загадки капитала. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. — С. 55.
''Данные предоставлены Главным управлением Банка России по Воронежской области.
• проблемы с банковской ликвидностью, относительное ухудшение конечных финансовых результатов деятельности банков. Так, рентабельность активов банков, действующих на территории Воронежской обл., снизилась с 8,6 % в 2002 г. до 5,6 % в 2003 г.7;
• низкая капитализация банковского сектора;
• достаточно высокая стоимость банковских ресурсов и, как следствие, банковского кредита (средняя ставка размещения банковских ресурсов в Воронежской обл. составила на конец 2003 г. 16,8%);
• высокие кредитные риски;
• прямые и косвенные ограничения со стороны Банка России, отсутствие механизмов стимулирования кредитных инвестиций в экономику;
• отсутствие целостного и действенного механизма государственного кредитования и гарантирования кредитов, в том числе в рамках государственных региональных программ. Для восстановления роли кредита как стимулятора развития реального сектора экономики необходима общероссийская программа его возрождения, которая предполагает:
• формирование системы, при которой государство на базе структурной и промышленной политики определяет приоритеты инвестиционной активности. Элементом подобной системы может стать участие государства в реализации инвестиционных проектов совместно с коммерческими банками: гарантирование кредитов, ипотечных и инвестиционных облигаций банков, частичная компенсация заемщикам из бюджетов сумм выплачиваемых процентов;
• создание системы кредитования, адекватной переходной экономике, направленной на стимулирование производства, развитие инвестиций;
• совершенствование институциональной структуры кредитных отношений, обеспечивающей защиту прав и интересов первичных инвесторов, кредиторов и заемщиков, для чего необходимо широко использовать страхование банковских депозитов, залоговое право, налоговые льготы для инвестиционных банков, преодолеть информационную асимметрию финансового рынка;
• развитие новых форм кредитования: целевых кредитов, синдицированных и ипотечных (на основе обращения закладных) ссуд;
• определение максимальной величины кредитных рисков—доля кредитных вложений должна составлять не более 65-70 % активов банков;
• разработку Федерального закона «О кредитном деле»;
• разделение инвестиционной деятельности банка и краткосрочных кредитных вложений;
• создание комплексной методики оценки кредитного риска и управления им;
• развитие региональных банковских систем, ориентированных на потребности и особенности производственно-хозяйственных комплексов субъектов Федерации. В этом направлении важную роль призвано сыграть укрепление ресурсной базы региональных банков за счет льготного рефинансирования Банком России тех из них, которые ведут активную инвестиционную деятельность и долгосрочное кредитование реального сектора экономики. На взгляд автора, в последнее время наблюдаются две важные тенденции в формировании ресурсов банковской системы региона: активное привлечение средств населения и перераспределение ресурсов головных банков. По состоянию на 01.03.2004 доля вкладов физических лиц в общей сумме обязательств банков, действующих на территории Воронежской обл., составила 70,2 %. Довольно существенную роль в формировании ресурсов регионального банковского сектора играют средства, полученные инорегиональными филиалами от своих головных банков по межфилиальным расчетам. Величина указанных средств по состоянию на 01.03.2004 составила 7,7 млрд руб. (пассивное сальдо), что заметно больше объема средств на счетах юридических лиц (5,6 млрд руб.), и занимает второе место после средств на счетах населения — 27,5 % в общей сумме обязательств банков, действующих на территории Воронежской обл.8. Подобные данные свидетельствуют, на взгляд -автора, о постепенной переориентации денежных потоков из столичных центров в регионы.
Возможности и направления развития
акционерной собственности в регионе
Важнейшей проблемой развития финансового рынка в России является его отставание от динамики роста российской экономики, формирования внутреннихинвестиционныхресурсов и потребности их перераспределения на цели экономического роста. К сожалению, в России весь финансовый рынок и его органичная составная часть — рынок ценных бумаг — в настоящее время не выполняют
7 Данные предоставлены Главным управлением Банка России по Воронежской обл.
8 Там же.
своей основной функции по аккумуляции сбережений и превращению их в инвестиции. В то же время российский рынок ценных бумаг обладает огромным потенциалом развития, в том числе в части финансирования предприятий регионов.
Среди наиболее острых проблем региональных фондовых рынков необходимо отметить:
• низкий уровень капитализации компаний регионального значения;
• невысокий уровень активности на рынке корпоративных ценных бумаг, так как акции подавляющего числа местных эмитентов практически не обращаются на вторичном рынке;
• неликвидный характер большинства корпоративных ценных бумаг, что в значительной мере объясняется неудовлетворительным финансовым состоянием эмитентов;
• недоверие населения к ценным бумагам как к объекту инвестирования;
• низкий инвестиционный потенциал регионов;
• слабое развитие инфраструктуры региональных рынков, особенно технической и информационной ее составляющих;
• изолированность от других региональных рынков, отсутствие межрегиональных связей даже в пределах Центрально-Черноземного региона;
• небольшое число и недостаточная капитализация профессиональных участников рынка ценных бумаг. Все филиалы инорегиональных банков, действующие в Воронежской обл., имеют жесткие ограничения на операции с ценными бумагами;
• низкая активность местных инвесторов, неразвитость системы коллективного инвестирования;
• нехватка долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики;
• недостаточные маркетинговые исследования по проблемам регионального фондового рынка и, как следствие, несоизмеримость объема выпусков с возможностями инвесторов, затрат на обслуживание выпусков — с полученными средствами;
• слабость правовых оснований для бюджетных и имущественных гарантий. Социально-экономическую основу фондового
рынка составляет акционерный капитал. Степень развития акционерной собственности прямо и непосредственно влияет на возрастание роли фондового рынка в процессах финансирования и регулирования народного хозяйства, в том числе и на региональном уровне.
Одним из способов привлечения инвестиций в производство является дополнительный выпуск акций. Однако главное негативное последствие чековой приватизации состоит, по мнению автора, в том, что потенциальные инвесторы — физические лица надолго утратили доверие к акциям региональных предприятий. Единственная возможность для таких предприятий осуществить дополнительные выпуски акций и привлечь таким образом необходимые долгосрочные источники финансирования своей деятельности заключается втом, чтобы заинтересовать своих работников в их приобретении.
Не вызывает сомнения, что экономические и социальные потребности в долгосрочных вложениях существуют. Они необходимы и для оживления производства, и для улучшения положения населения. Другое дело, что текущая ситуация «выталкивает» финансовые институты в сферу краткосрочных вложений, а население — в сферу текущего потребления. И в том, и в другом случае стремление к долгосрочным инвестициям отсутствует. Дело заключается даже не в недостатке предложения или в узости и неустойчивости спроса (хотя это само по себе исключительно важно), но, прежде всего, в отсутствии должной мотивации у работников, населения в целом. Отсутствие мотивации, естественно, не способствует осознанию необходимости взять на себя функции обеспечения своих долгосрочных потребностей. Это необходимо учитывать как при оценке реальных возможностей населения, так и при формировании нового рыночного мотивационного механизма.
Стабилизация региональной экономики, ее последующее устойчивое развитие невозможны без качественных сдвигов в результативности трудовой деятельности коллективов предприятий, перестройки системы мотивации (стимулирования) трудовой активности, возможности осуществления необходимых преобразований в механизме мотивации персонала акционерных обществ.
В отличие от этапа становления акционерных обществ, когда мотивация работников увязывалась с возможностью получения дополнительного дохода в виде дивидендов, в настоящее время данный материальный стимул утратил свое значение. Этому способствовала дивидендная политика самих акционерных обществ, вернее, отсутствие таковой. Предприятия второго эшелона предпочитают не выпускать прибыли из общества.
Основные этапы реформирования мотивационного механизма автору представляются следующим обр-азом.
1. Анализ современного опыта стимулирования персонала в рыночной экономике.
2. Оценка конкретных условий функционирования российских предприятий и сценарных вариантов их изменения в видимой перспективе.
3. Выбор наиболее продуктивных инструментов мотивации с учетом их адаптации к специфике региональной экономики, в том числе ее социальному опыту и традициям.
В качестве формы стимулирования персонала акционерных обществ, действующих в регионах, следует особо выделить расширение их влияния на стратегические решения, принимаемые на уровне высшего руководства компаний.
Партисипативное управление, т.е. управление, основанное на соучастии в нем производственного коллектива предприятия, обладает значительным социально-экономическим потенциалом.
Представляет интерес изучение процессов становления собственности работников США. Согласно данным исследований Блази Дж.Р. и Круза Д.Л., масштабы собственности работников в США можно проиллюстрировать следующим образом: средний размер пакета акций, принадлежащих персоналу во всех компаниях и на всех фондовых рынках США, составляет приблизительно 5 % и имеет тенденцию к росту. Индивидуальное владение частной собственностью в США довольно значительно, поскольку:
• приобретение акций наемными работниками — нормальный способ финансирования акционерных обществ;
• владение акциями заменяет различные доплаты;
• дает возможность иметь долгосрочных инвесторов, сохранить у себя контрольный пакет акций;
• стимулирует лучшую работу и дает возможность участвовать в коллективном управлении корпорацией.
Рост собственности наемных работников имеет в США множество форм: покупка акций в долг под банковские кредиты или под выпуск высокодоходных облигаций, покупка акций по фирменным программам размещения акций среди персонала, предлагаемым со скидкой на часть откладываемой на эти цели заработной платы, путем фондовых опционов, предоставляемых служащим компании в порядке поощрения, и т.д.
В США собственность наемных работников носит реальный характер, прежде всего благодаря произошедшим с середины 1970-х гг. изменениям в системе оплаты труда. Именно с этого времени получил повсеместное распространение рост зара-
ботной платы и пенсий, независимо от результатов производственной деятельности. Реструктурирование заработной платы, пенсий и других пособий было проведено на основе передачи служащим и рабочим акций их компаний взамен увеличения заработной платы. Были реструктурированы пенсионные программы с фиксированными выплатами и программы участия в прибылях, программы медицинского страхования; введены программы ESOP, 401/К и др. Иначе говоря, передача сотрудникам компании акций вместо повышения заработной платы, участие их в собственности, участие в доходах компании привели к радикальным изменениям в системе оплаты труда и стимулировании роста его производительности.
В нашей экономической литературе чаще всего в качестве разрешения противоречия «зарплата-дивиденды» предлагается ESOP{« Программа создания акционерной собственности работников»), предусматривающая получение дохода одновременно от труда и капитала. Согласно этой программе капитал стечением времени превращается в главный источник дохода для работников, т. е.их доход возрастает преимущественно за счет получения дивидендов, а не зарплаты. Как правило, эта программа подается не только как технология финансирования выкупа частной и государственной собственности, но и как идея социальной справедливости отношений, базирующихся на частной собственности, как демократическая модель капитализма. Ее суть кратко можно выразить следующим образом: превращение работников в акционеров не на основе их собственных средств, а за счет будущих доходов акционерного общества. Иначе говоря, речь идет о зарабатывании акционерной собственности, капитализации зарабатываемых работниками средств. Собственность работников создает внутренних инвесторов, заинтересованных в повышении производительности труда. Соответственно, основным способом реструктурирования системы заработной платы и пенсий с использованием собственности наемных работников стало инвестирование средств, предназначенных на повышение заработной платы и отчислений в пенсионные фонды, в акции самой компании. При этом инвестирование сопровождалось пересмотром системы организации труда, различными мероприятиями, направленными на рост производительности труда. Как правило, такие предложения исходили от самих рабочих, поскольку они и инвесторы, и совладельцы, которые имеют возможность создать рабочую акционерную собственность (jESOP), получают места в Совете
директоров. В конечном счете наемные работники сами оплачивают участие в капитале корпорации за счет части своей заработной платы и реструктурирования пенсий и становятся при этом реальными собственниками, настоящими акционерами. Отметим также, что в настоящее время более 100 стран мира практикуют методы хозяйствования, сопрягаемые с превращением наемных работников в частных или неполных собственников средств производства, опираясь на опыт США.
Использование опыта ЕБОР на российских предприятиях представляется необходимым направлением развития механизма мотивации их персонала. Сферой апробации такой практики, по мнению автора, должны являтьсяне «голубые фишки», а акционерные общества, действующие на уровне регионов.
Дело втом, что одним из основных стимулов для работников таких предприятий является сохранение места работы, поскольку региональный рынок труда вследствие его ограниченности не дает возможности перехода на более высокооплачиваемую работу. Особенно это касается работников среднего (40-45 лет) и предпенсионного (50-55 лет) возраста. Население же Воронежской обл. характеризуется более высоким, чем в среднем по стране, удельным весом категорий старших возрастных групп. Приобретение акций рассматривается такими категориями как возможность укрепить свои позиции работников конкретного предприятия, приобрести социальный статус его собственников.
С точки зрения организации данных процессов представляется, что создание трастового фонда с передачей в его распоряжение прав владельцев акций — работников предприятия явилось бы продуктивным вариантом формирования единой (а не разрозненной, как получилось на практике) собственности трудового коллектива. Потребуется известная трансформация опыта ЕБОР. Во-первых, нецелесообразно создание такого фонда как юридического лица, т. к. в этом случае существенны потери, связанные с налогообложением полученных им доходов, направляемых на погашение кредита, взятого для выкупа акций. На взгляд автора, такой фонд может быть создан как независимая структура, полностью выведенная из подчинения администрации предприятия, но созданная в его рамках. Ее руководитель утверждается на собрании работников-акционеров и подотчетен им. Главные требования к нему — знание конкретного (или родственного) производства, профессиональные знания и навыки, непричастность кругу
аффилированных лиц администрации. Руководитель фонда заключает договор с администрацией, в котором оговариваются размеры кредита, сроки его погашения, принципы распределения выкупленных акций между работниками. В этот же фонд могут передаваться и акции, уже выкупленные членами трудового коллектива в процессе приватизации предприятия по одному из вариантов льгот. Главное, чтобы для этих акций был установлен минимальный срок (например, 5 лет), запрещающий их продавать. В случае передачи таких акций в фонд они автоматически попадают в число акций, закрепляемых на постоянной основе за коллективом. Иными словами, при уходе с предприятия они передаются другим членам коллектива.
Принятию решения о формировании собственности работников на частных предприятиях должно предшествовать, на взгляд автора, создание достаточно весомых экономических предпосылок со стороны государства. Таковыми могут стать: заимствованное из американской практики льготное налогообложение, оказание предприятиям бесплатной консультационной помощи в перестройке организационной структуры и механизма управления.
В России сложилась специфическая ситуация: наемные работники только кажутся собственниками, а реально они лишены прав владения и распоряжения объектами собственности. Наделе их собственностью управляют по доверенности. Собственность захвачена директорским корпусом, скуплена юридическими лицами. Тем важнее выработать новые подходы к ее использованию.
Представляется необходимым интегрировать собственность наемных работников и их пакеты акций в единую продуманную программу участия последних в собственности, дав при этом акционерным обществам возможность принимать программы с учетом конкретных обстоятельств.
Введение собственности наемных работников в широких масштабах и обеспечение надежной защиты их прав на эту собственность требуют фундаментальных изменений в процессе оплаты труда; создания нового для страны мотивационного механизма; ускоренного развития рынка ценных бумаг, подчиняющегося строгим правилам биржевой торговли, информационной открытости; развитие сети инвестиционных банков, заинтересованных в создании новых форм акционирования; предоставление налоговых льгот акционерным обществам, соблюдающим акционерные права своих наемных работников.
В настоящее время, когда предприятия, в том числе и региональные, не могут выплачивать высоких дивидендов (эта возможность находится за пределами их технических и производственных возможностей), колебания курсов акций являются отражением результатов не экономической деятельности, а борьбы за контроль за акционерным обществом. В таких условиях особенно актуально создание надлежащего мотивационного механизма, проведение вторичных эмиссий в интересах трудовых коллективов (продажа работникам новых выпусков акций).
Руководство региональных компаний не воспринимают имеющихся у них акционеров, среди которых немалую долю составляют работники этих же компаний как инвесторов. Безусловно, разумнее было бы рассматривать миноритарных акционеров как потенциальных покупателей новых выпусков акций или облигаций. Для того чтобы сформировать у них «вкус» к инвестициям в «родное» предприятие, по мнению автора, следует начать с размещения дополнительных акций путем распределения их среди своих акционеров за счет эмиссионного дохода, остатков фондов специального назначения и нераспределенной прибыли по итогам предыдущего года, средств от переоценки основных фондов. Хотя эта мера не изменяет позиции каждого акционера в структуре собственности, но позволит усилить их заинтересованность в приобретении акций последующих выпусков, которые дадут уже реальный приток инвестиций на долгосрочной основе. Кроме того, сами предприятия получат определенное преимущество, поскольку дополнительная эмиссия акций воспринимается кредиторами как позитивный сигнал.
Чтобы заработал новый мотивационный механизм, необходимо решить проблему защиты интересов инвесторов, чему, как нам представляется, будет способствовать Кодекс корпоративного поведения.
Внедрение на региональном уровне систем типа ЕБОР, на взгляд автора, необходимо рассматривать как первый этап (назовем его закрытым этапом) становления регионального рынка акций. По мере наращивания акционерного капитала за счет средств уже действующих акционеров, среди которых значительную долю составляютработники этих компаний, возможен переход ко второму этапу — открытому, т.е. к размещению акций среди потенциально неограниченного круга инвесторов.
На этом этапе основной задачей, как представляется, будет создание региональной инфраструктуры фондового рынка, включающей в себя регулятивную, информационную, техническую и функциональную составляющие.
Поскольку Воронежская обл., являющаяся крупнейшей в Центрально-Черноземном регионе, не имеет регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), то, по мнению автора, целесообразно рассмотреть вопрос о его учреждении. Информационная, техническая и функциональная составляющие могут быть объединены в рамках регионального фондового центра, включающего фондовый магазин, независимого регистратора и трансфер-агента, специализированное информационное агентство. Обшей целью их деятельности будет являться обеспечение быстрой перерегистрации прав собственности, своевременной оплаты и доставки ценных бумаг их владельцам, информированности потенциальных инвесторов о выпусках ценных бумаг региональными акционерными обществами. Для обеспечения прозрачности региональных эмитентов предлагается предусмотреть систему листинга на основе критериев, учитывающих специфику предприятий, действующих в Воронежской обл. и других областях Центрального Черноземья, а также их инвестиционный потенциал.
Долговые ценные бумаги как инструменты привлечения финансовых ресурсов предприятий региона
Кризисные явления, вызвавшие дискредитацию привычных инструментов инвестирования, заставили инвесторов обратить внимание на новые социально-экономические объекты инвестирования. Среди них в последнее время оказались предприятия городского и жилищно-коммунального хозяйства, представляющие собой л окал ьн ые естествен н ые монопол и и с устойч и-вым монопольным рынком услуг и потоками коммерческих платежей. Помимо этого многие предприятия городской инфраструктуры являются крупными работодателями в тех городах, где они расположены. Среди факторов, влияющих на принятие инвесторами решений о размещении производств в том или ином регионе, на первое место выходят факторы именно инфраструктурного характера.
Значительная часть социальной инфраструктуры не имеет опыта привлечения инвестиций и подготовки инвестиционных проектов, и в целом уровень управления социально-экономическими предприятиями невысок. Поэтому перспективным направлением представляется развитие системы проектного финансирования инфраструктурных объектов, позволяющей минимизировать инвестиционные риски и в результате обеспечить возможность привле-
чения заемных средств частных инвесторов. К числу таких перспективных направлений можно отнести рынок муниципальных облигаций, который позволит существенно расширить перечень надежных инструментов инвестирования для отечественных инвесторов, обеспечит возможность экономического роста и решения социальных проблем для регионов.
Одной из возможных моделей экономических отношений на фондовом рынке по привлечению круп ных инвестиционных ресурсов может стать и по-течное кредитование, тем более что в современной России начинается становление ипотечного рынка. В результате совершенствования инструментов и институтов привлечения частных финансовых ресурсов на вторичном рынке ипотечный рынок может стать самым крупным механизмом по перераспределению капитала в жилищный и строительный секторы, а также сопряженные с ним отрасли. Ипотечный рынок создает предпосылки для развития финансовых операций с физическими лицами. Путем повышения финансовой дисциплины населения, включающей добросовестное отношение к заемным средствам, срочное финансовое планирование средств семьи, субъекты Федерации и профессиональные участники рынка ценных бумаг могут получить доступ к доходам физических лиц как самому масштабному поставщику финансовых ресурсов.
Назначение модели ипотечного кредитования — обеспечение долгосрочными ресурсами кредиторов с целью увеличения объемов кредитования. Развитая ипотечная система представляет собой самодостаточный механизм, с одной стороны, доступный разным имущественным слоям населения, а с другой, прибыльный для всех взаимодействующих звеньев. Ключевую роль в этом процессе играет формирование и развитие рынка ипотечных облигаций. Стремление населения Воронежской обл. вкладывать свои сбережения в недвижимость подтверждается данными Главного управления Банка России по Воронежской обл. В феврале 2004 г. на приобретение недвижимости населением Воронежской обл. были направлены средства в объеме, превышающем в 2,1 раза объем средств аналогичного месяца 2003 г.
Масштабы вложений, их прирост, несомненно, были бы значительнее, если бы инвестировать в недвижимость могли более широкие слои населения. А это возможно только при условии функционирования регионального рынка ипотечных облигаций. Тем более что переход экономики из фазы кризиса в фазу подъема, как правило, начинается с активизации жилищного строительства. Жилищный
сектор требует долгосрочных инвестиций, а последние отражают уверенность населения и компаний в стабильном будущем. По мнению автора, жилищное строительство для субъектов Федерации может стать тем «локомотивом», который способен вытянуть всю экономику регионов.
В условиях низкой активности фондового рынка недвижимость остается самым привлекательным направлением инвестирования. Однако в отличие от вложений в иностранную валюту или в ценные бумаги, вложения в недвижимость не могут быть дробными в той степени, в которой они доступны большинству населения. Решить эту проблему может только рынок ипотечных облигаций.
С целью экономического стимулирования организаций к привлечению инвестиций с использованием инструментов финансового рынка, прежде всего рынка ценных бумаг, представляется возможным рекомендовать администрациям субъектов РФ и муниципальных образований, а также иным распорядителям бюджетных средств:
• разработать систему государственного стимулирования инвестиционного процесса, обеспечивающую постепенный переход от методов прямого бюджетного финансирования к поддержке механизмов привлечения инвестиций через инструменты рынка ценных бумаг;
• главным критерием при принятии решения о выделении бюджетных средств определить увеличение налоговых платежей организации в бюджеты всех уровней в результате привлечения инвестиций с рынка ценных бумаг;
• одной из возможных форм бюджетной поддержки организаций считать компенсацию части средств, выплачиваемых акционерным обществом по корпоративным облигациям;
• совместно с региональными отделениями ФСФР разработать примерный регламент прохождения и принятия документов при выделении бюджетного финансирования организациям, привлекающим инвестиции путем выпуска ценных бумаг;
• создать региональные серверы раскрытия информации для размещения сведений о результатах финансово-хозяйственной деятельности компаний региона, выпусках ценных бумаг, корпоративных событиях, инвестиционных проектах и бизнес-планах;
• способствовать развитию региональной инфраструктуры фондового рынка, ориентированной на операции индивидуальных инвесторов с ценными бумагами.
Выход на рынок корпоративных облигаций для региональной компании возможен при соблюдении ряда условий:
• «прозрачность» финансовой отчетности, характеризующейся удовлетворительной структурой баланса и средним по отрасли уровнем рентабельности;
• наличие конкретной инвестиционной программы (примером может служить размещение облигационного займа ОАО «Свободный сокол», г. Липецк объемом 300 млн руб.);
• аффилированность с определенным инвестиционным институтом;
• построение специального финансового продукта.
Хотелось бы обратить внимание на необходимость разработки конкретной инвестиционной программы, которая, на взгляд автора, должна координироваться с эмиссионной политикой предприятия. Под эмиссионной политикой понимается совокупность мероприятий и последовательность действий эмитента по выпуску и организации обращения собственных ценных бумаг. Основными целями эмиссионной политики являются мобилизация финансовых ресурсов на рынке ценных
бумаг, поддержание ликвидности собственных ценных бумаг, изменение структуры источников финансирования, получение эмиссионного дохода и др. В рамках эмиссионной политики осуществляется выбор вида эмитируемых ценных бумаг, способа, формы и времени размещения, методики определения цены размещения, определяется целесообразность конвертации одних ценных бумаг в другие. Формирование эмиссионной политики предполагает анализ фондового рынка в целом и места собственных ценных бумаг на этом рынке, в частности; тенденций изменения структуры капитала эмитента и их последствий; анализ возможных вариантов эмиссий ценных бумаг. При этом необходимо учитывать, что эмиссионная политика выступает составной частью финансовой политики эмитента и должна согласовываться, например, с дивидендной и инвестиционной политикой.
В заключение необходимо отметить, что перечисленные направления формирования и пополнения финансовых ресурсов предприятий конкретного региона необходимо, по мнению автора, консолидировать в рамках региональной программы, реализация которой должна способствовать активизации инвестиционного процесса.
Г НОВЫЙ ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ ^
Извещаем Вас, что согласно приказу Министерства образования и науки РФ (№ 308-в от 19 ноября 2004 г.) в Уральском государственном техническом университете - УПИ приступил к работе совет по защите докторских (и кандидатских) диссертаций Д 212.285.12 по специальностям: 08.00.12 - Бухгалтерский учет, статистика;
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами. Строительство).
Приглашаем Вас принять участие в его деятельности.
НАШИ РЕКВИЗИТЫ:
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 ГУК УГТУ-УПИ, каб. И-523 (кафедра бухгалтерского учета и аудита - диссертационный совет Д 212.285.12), докт. экон. наук, профессор Илышева Нина Николаевна.
Тел.: (343)358-11-20; 375-95-02; 375-95-49; Факс: (343)375-95-02.
e-mail: [email protected]
Председатель диссертационного совета Д 212.285.12 H.H. Илышева
Отредакции: вжурналахИздательскогодома«Финансы и Кредит»регулярнопубликуются многие члены нового Диссертационного совета и его научный «актив»: H.H. Илышева, A.M. Илышева, Л.С. Сосенко, С.И. Крылов, Л.А. Коновалов, С.М. Шанчуров, И.Н. Воропанова, Е.Ю. Кузнецова, В.Н. Лавров. От все души поздравляем дорогих коллег с новым профессиональным успехом.