УДК 336.76: 332.1 (470+571)
ВЕТРОВА В.В. Тенденции, закономерности и
проблемы развития рынка ценных бумаг в Орловской области
Статья посвящена анализу проблем и тенденций развития регионального фондового рынка в Орловской области. Выявляются закономерности в развитии основных сегментов, инструментов и механизмов регионального рынка ценных бумаг В статье проводится анализ деятельности фондов коллективного инвестирования в регионе: инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных банков, кредитных союзов. Отдельное место в статье уделяется инвестиционным возможностям населения области.
Ключевые слова: региональный рынок ценных бумаг, ценные бумаги, корпоративные и институциональные инвесторы, инструменты инвестирования.
Региональные фондовые рынки являются важнейшим механизмом перераспределения финансовых ресурсов и направления их в сферу необходимого приложения региональной экономики. Рынок ценных бумаг Орловской области, как и в большинстве регионов России, за исключением крупных финансовых и промышленных центров, находится пока на начальной стадии развития. Однако нельзя не отметить некоторые признаки постепенной активизации данного сегмента финансовой системы региона, а также предпринимаемые заинтересованными сторонами попытки проработать отдельные механизмы организации и управления фондовыми операциями. Основная задача, которую рынок ценных бумаг может выполнять в Орловской области, - это привлечение инвестиций, необходимых для обеспечения развития региональной экономики, то есть рынок ценных бумаг может выступить в качестве важнейшего механизма привлечения инвестиционных ресурсов.
Орловская область обладает рядом преимуществ, обеспечивающих ее привлекательность для потенциальных инвесторов. К таким преимуществам можно отнести: выгодное географическое положение (близость к промышленным центрам России, высокий потребительский потенциал); развитая транспортная инфраструктура; наличие правовой базы, поддерживающей инвестиционную деятельность (гарантии прав, льготный налоговый
режим для инвесторов); наличие квалифицированных трудовых ресурсов; наличие дешевых энергоносителей (электроэнергия); наличие сырьевых и природных ресурсов. По оценкам экспертов, наиболее привлекательными отраслями для инвесторов могли бы быть электроэнергетика, цветная металлургия, пищевая промышленность, сельское хозяйство.
Следует отметить, что в Орловской области множество давно работающих предприятий, чье финансовое положение устойчивое, чьи акции могут вызвать интерес у инвесторов. Это такие предприятия, как ОАО "Орелэнерго", ОАО "Ливгидромаш", ЗАО "Орелнефтепродукт". Например, акции ОАО "Орелэнерго" котируются на ЗАО ФБ "Московская межбанковская валютная биржа" (ММВБ). Предприятием выпущено 192 549 316 обыкновенных и 44 588 520 привилегированных акций номинальной стоимостью 3,5 рубля. Объем средств в форме прямых инвестиций в реальный сектор экономики в Орловской области начиная с 1999 года сопоставим с доходами консолидированного бюджета области, а с 2000 года превышает их на 10-15%. Бюджетное финансирование коммерческих инвестиционных проектов приоритетных отраслей экономики стало осуществляться косвенным образом - в виде предоставления налоговых льгот и гарантий. Увеличилась социальная направленность инвестиций, обеспеченная бюджетом. Приоритет-
ное развитие получили газификация области, строительство, образование и здравоохранение. Однако следует отметить, что доминирующей формой инвестиций являлись вложения в машины и оборудование. Инвестиционная база предприятий на конец 2008 г. на 94,7% сформирована из нефинансовых активов, остальная часть (5,3%) приходилась на долгосрочные финансовые активы1.
При этом к факторам, ограничивающим рост производства, 50,5% опрашиваемых предприятий отнесли недостаток денежных поступлений для финансирования текущей деятельности и 26,9% предприятий - недостаток денежных средств для финансирования инвестиционных проектов. Основным мотивом инвестиционной деятельности предприятий являлось поддержание мощностей. Максимальная доля предприятий, мотивация инвестиционной деятельности которых связана с поддержанием производственных мощностей, по виду деятельности - производство прочих неметаллических минеральных продуктов (строительных материалов) (50% предприятий). Наибольшая доля предприятий, назвавших мотивом инвестиционной активности расширение существующего производства, характерна для предприятий текстильного и швейного производства, связи (по 33,3% предприятий). Наиболее значительная доля предприятий, для которых побудительной причиной инвестиционной деятельности являлась интенсификация и модернизация производства, наблюдалась по предприятиям связи (66,7% предприятий). Максимальная доля предприятий, для которых мотивацией инвестиционной активности стал выпуск новой продукции, отмечалась в производстве машин и оборудования (36,4% предприятий). Наибольшая доля предприятий, мотивация инвестиционной деятельности которых связана с получением дохода от финансовых инвестиций, зафиксирована среди предприятий оптовой и розничной торговли (2,8% предприятий). Наибольший удельный вес предприятий, назвавших мотивом инвестиционной активности привлечение заемных средств, отмечался по виду деятельности, производство машин и оборудования (9,1% предприятий).
Следует отметить, что в качестве основного источника финансирования инвестиционных проектов выступали собственные сред-
ства предприятий - прибыль и амортизация. По сравнению с началом года доля предприятий, финансировавших инвестиционные проекты за счет прибыли, кредитов банков, средств от выпуска акций, иностранных кредитов и займов, прочих иностранных источников, возросла. Доля предприятий, использующих в качестве источника финансирования инвестиций амортизацию, прочие займы, полученные средства по лизингу и аренде, бюджетные средства, средства целевых государственных программ, снизилась (рисунок 1).
Ш1.1 30.5 33 1.1 г/г///////////. ,
л?.«,
ИСТ1 - Прибыль ИСТ2 - Амортизация ИСТ3 - Кредиты банков ИСТ4 - Прочие займы ИСТ5 - Лизинг и аренда ИСТ6 - Выпуск акций ИСТ7 - Бюджетное финансирование ИСТ8 - Целевые государственные программы ИСТ9 - Иностранные источники (включая иностранные кредиты и займы)
Рис. 1. Источники инвестиций (доля предприятий, отметивших данный источник, в общем числе предприятий, %)
Наиболее высокая доля предприятий, использовавших прибыль для финансирования инвестиций, наблюдалась среди предприятий текстильного и швейного производства, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (по 66,7% предприятий).
Все предприятия связи использовали амортизационные отчисления для финансирования инвестиций.
Наибольшая доля предприятий, использовавших в качестве источника финансирования кредиты банков, наблюдалась по предприятиям, осуществляющим производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (по 33,3% предприятий).
При этом использование (в качестве источника инвестирования) выпуска цен-
ных бумаг (акций) осуществили предприятия промышленного производства и оптовой и розничной торговли (1,1%)2.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная доля предприятий Орловской области не использует инструменты рынка ценных бумаг для финансирования инвестиционных проектов.
Следовательно, региональный рынок ценных бумаг как важнейший поставщик инвестиционных ресурсов свои функции пока не выполняет. Как и в большинстве регионов России, за исключением крупных финансовых и промышленных центров, фондовый рынок Орловской области находится пока в начальной стадии своего развития. Инфраструктура рынка ценных бумаг Орловской области слабо развита, отсутствует вторичный рынок ценных бумаг. В настоящее время мы можем говорить о развитии первичного рынка ценных бумаг.
Так, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Западном регионе (далее РО ФСФР России в ЮЗР), которое является основным органом исполнительной власти, регулирующим рынок ценных бумаг в Орловской области, с 1997 по 2008 г. было зарегистрировано 1659 выпусков ценных бумаг (при том, что количество эмитентов, подавших заявление на регистрацию выпусков ценных бумаг составило 1934).
Среди выпусков корпоративных ценных бумаг выпуск акций значительно преобладает над выпуском облигаций. В Орловской области за период с 1997 по 2008 год зарегистрировано 5 выпусков облигаций (3 предприятий города Орла и Орловской области: ЗАО ГЦ "Перспектива" (г Ливны), ОАО "Ре-Ком" (г. Орел), ПК "Орловский КХП" (г. Орел) на сумму 4,98 млн. руб.) и 1273 выпуска акций. В целом по количеству зарегистрированных выпусков облигаций Орловская область лидирует среди других областей Юго-Западного региона (5 выпусков на сумму 4,98 млн. руб.), что отражено на рисунке 23.
Органами государственной власти Орловской области в конце 90-х годов также были предприняты попытки использования такого инструмента фондового рынка, как облигационный займ.
Администрацией Орловской области были выпущены облигации жилищного займа. Данные облигации были выпущены на
Брянская обл.
(1%
Я Бы :\>к »- ; оБл □Црлникия 1>1 М *' >.." ибл. В Курская мил
■ Л|1КЦШ1 Обл. ООрЖ1»Ск41 0*5/1. ЗЭТ;1МИ1М1^КЛЛ
Рис. 2. Регистрация выпусков облигаций РО ФСФР России в ЮЗР в период с 1997 по 2008 г.
основании Положения администрации Орловской области № 297 от 27.07.95 г. "О порядке размещения, обращения и погашения облигаций жилищного займа администрации Орловской области". Данные ценные бумаги представляли собой бескупонные облигации на предъявителя, предоставляющие право владельцам на получение жилья.
Общий объем выпуска составлял 30 млрд. рублей, количество выпускаемых бумаг - 42 100 штук. Облигации выпускались тремя траншами. Первый выпуск облигаций в объеме 12,7 млрд. рублей и в количестве 18 300 штук, второй выпуск в объеме 9,3 млрд. рублей и в количестве 14 000 штук, третий выпуск в объеме 8,9 млрд. рублей и в количестве 9800 штук. Облигации жилищного займа имели пятилетний срок обращения. Начало распространения первого выпуска - 15 октября 1995 года. Данные облигации выпускались в наличной форме.
Официальным представителем эмитента по работе с займом являлся "Ока-банк" до тех пор, пока его лицензия не была отозвана (12 декабря 1998 года). На АО "Орловский областной центр рыночных отношений "Развитие" была возложена функция приобретения, строительства жилья, погашения облигаций путем предоставления жилья. Функцию депозитария выполнял банк "Российский кредит".
В качестве инвесторов выступали физические и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты - держатели облигаций жилищного займа администрации Орловской области. Все облигации займа размещались по цене, установленной котировальной комиссией. Инвестор имел право продать облигации на вторичном рынке по свободной цене. Никакие ограничения на потенциальных покупателей
облигаций на вторичном рынке не вводились. Погашение облигаций жилищного займа должно было производиться по истечении пяти лет с даты начала размещения облигаций данного выпуска. Существенным являлось то примечание, что по желанию инвестора погашение облигаций могло осуществляться денежными средствами или же путем обмена на равноценные бумаги последующих эмиссий. АО "Развитие" должно было опубликовывать в средствах массовой информации реестр жилищного фонда с указанием основных характеристик жилья и количества облигаций, необходимых для его приобретения, а эмитент обязан регулярно публиковать информацию о ходе проведения займа. На недостающую сумму облигаций (30%) инвестор имел право обратиться в АО "Ока-банк" за получением кредита.
Привлеченные в результате облигационного займа денежные средства должны были направляться на следующие цели: строительство жилья; покупка квартир на рынке жилья; резервный фонд - 10% от стоимости реализованных облигаций.
Известно, что на 1 января 1996 года путем продажи облигаций было привлечено средств на сумму 2297,29 млрд. рублей. Однако, несмотря на положительные результаты первичного размещения облигаций жилищного займа администрации Орловской области, дальнейшее их обращение не было столь успешным, и организаторы данного займа столкнулись с множеством проблем. Во-первых, цена займа была высока и, следовательно, неконкурентоспособна. Во-вторых, облигаций жилищного займа было размещено очень небольшое количество. В-третьих, был плохо проработан вопрос рекламы займа, и к тому же отсутствовала текущая информация о результатах проведения займа. В-четвертых, отсутствовал соответствующий рынок реализации облигаций займа и опыт в выпуске данной формы ценных бумаг администрацией Орловской области.
Для повышения эффективности проведения данного займа эмитент в лице администрации Орловской области должен был привлекать дополнительные финансовые ресурсы инвесторов из других регионов Российской Федерации. В частности, необходимо было привлекать к уча-
стию в жилищном займе население северных районов страны, желающих приобрести жилье в Орловской области.
Таким образом, облигационный жилищный заем администрации Орловской области не был успешно реализован.
В 1997-1998 годах планировалось выпустить на территории Орловской области еще несколько займов. АО "Электросвязь" совместно с администрацией Орловской области вела работу по созданию условий выпуска, размещения и погашения облигаций телефонного займа.
В 1997 году Орловская область получила разрешение Президента РФ на осуществление займа в иностранной валюте. Осенью 1997 года администрацией Орловской области при поддержке банка "Российский кредит" (в настоящее время банк "Российский кредит" не существует, большая часть его активов перешла "ИМПЭКС-БАНКУ", который, в свою очередь, объединился в одну группу с ЗАО "Райффайзен банк") было подписано соглашение с европейским банком "Креди агриколь индо-суэц". Результатом сотрудничества должен был стать выход Орловской области на европейский фондовый рынок. Однако главная задача выпуска еврооблигаций - привлечение в экономику Орловской области до 100 млн. долларов кредитных ресурсов - так и не была реализована.
Таким образом, в Орловской области пока нет опыта успешных выпусков облигационных займов региональными властями. Это связано с отмеченными ранее негативными тенденциями в развитии регионального фондового рынка.
Что касается эмиссии акций, то здесь можно проследить соотношение количества поданных заявок на регистрацию эмиссии акций и зарегистрированных выпусков. Большинство выпусков ценных бумаг составляют выпуски при учреждении акционерного общества, меньшая доля принадлежит дополнительным эмиссиям, связанным с увеличением уставного капитала, немногие открытые акционерные общества размещают выпуск по открытой подписке.
В настоящее время вторичный рынок в Орловской области практически отсутствует, отрабатываются лишь его отдельные механизмы. Так, в области действуют несколько представительств ведущих москов-
ских инвестиционных компаний, которые предоставляют услуги по осуществлению операций на фондовом рынке и осуществляют управление портфелями ценных бумаг юридических и физических лиц. Однако данные операции в основном преследуют спекулятивные цели, в то время как главная функция ценных бумаг как инвестиционного инструмента не выполняется.
За период с 1998 по 2006 год РО ФСФР России в ЮЗР было рассмотрено всего 1 заявление на получение лицензии на осуществление деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг и 1 заявление на продление лицензии на данный вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. По результатам рассмотрения заявлений была выдана одна лицензия на осуществление деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг
Депозитарий и организатор торговли на фондовом рынке Орловской области отсутствуют.
Немного иначе обстоят дела с наличием институциональных инвесторов (к которым относят инвестиционные, пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные банки, кредитные союзы) на территории Орловской области.
По данным Орловского областного комитета государственной статистики на конец 2008 года, на территории Орловской области зарегистрированы: одна самостоятельная региональная страховая компания - это ООО "Полис" (частная форма собственности), а также около 74 филиалов и представительств различных крупных страховых компаний (в настоящее время более 20 компаний не проводят операции на страховом рынке Орловской области).
Паевые инвестиционные фонды на территории Орловской области отсутствуют, тем не менее в начале 90-х гг. в Орловской области функционировало несколько чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), а население активно вкладывало свои ваучеры с целью получения прибыли в виде дивидендов. Однако ни один ЧИФ не выплатил дивиденды, а инвестиционные фонды тех лет представляли собой "финансовые пирамиды". Одним из популярных фондов коллективного инвестирования среди региональных вкладчиков был чековый инвестиционный фонд "Народная инициатива",
который в связи с изменением федерального законодательства в 1998 году был преобразован в ОАО "Народная инициатива". По информации ежеквартальных отчетов ОАО "Народная инициатива", сдаваемых в региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе, данное ОАО за последние годы не принимало решений о выплате дивидендов.
Следует отметить, что 1996 году был создан инструмент компенсации средств, вложенных в ЧИФы, - это Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. По состоянию на 31 марта 2006 года фонд выплатил компенсации более 1 млн. человек, пострадавших от деятельности 452 компаний. Общая сумма компенсационных выплат составила около 700 млн. рублей.
В настоящее время на территории Орловской области нет паевых инвестиционных фондов, однако паи ведущих паевых инвестиционных фондов России можно приобрести в Орловском филиале "КИТ Финанс инвестиционный банк (ОАО)".
На территории Орловской области действует один из видов институтов коллективного инвестирования - кредитно-потре-бительский кооператив "СОЦИНИЦИАТИ-ВА-КРЕДИТ". Участником данной структуры может стать любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, который, написав заявление о вступлении, оплатив вступительный взнос в размере 750 рублей и паевой взнос в размере 250 рублей, может стать членом данного кооператива.
Помимо самих членов кредитно-потре-бительского кооператива его деятельность регламентируется Законом Российской Федерации № 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" от 7 августа 2001 года, который разрешает размещать свободные средства только в государственные или муниципальные ценные бумаги либо на депозиты банков первой категории надежности. Участниками кооператива в Орловской области являются: 59% - работники предприятий различных форм собственности, 24% -частные предприниматели и руководители фирм, 16% - пенсионеры, 1%- студенты. С 2003 года число участников кооператива выросло с 18 человек (они были
учредителями кооператива) до полутора тысяч. Ежемесячный оборот денежных средств кооператива превышает сорок миллионов рублей. В настоящее время кооперативом "СОЦИНИЦИАТИВА КРЕДИТ" выдано 146 займов на общую сумму 129 миллионов рублей.
Также на территории Орловской области существуют некоторые филиалы и представительства негосударственных пенсионных фондов.
Деятельность кредитных организаций на финансовом рынке Орловской области характеризуется следующими данными: на начало 2008 года в Орловской области зарегистрировано около 27 финансово-кредитных организаций, 25 из которых являются филиалами и только 2 - самостоятельными банками (ОАО "Социальный банк" и ЗАО АИКБ "Зенит Бизнес Банк"). В целом, характеризуя деятельность кредитных организаций на региональном фондовом рынке, следует отметить, что механизм инвестирования в производственную сферу посредством фондовых операций банков на местном уровне отработан очень слабо.
При этом предприятия реального сектора экономики Орловской области привлекают необходимые финансовые ресурсов в виде банковских кредитов - 50,3% предприятий (из 139, участвовавших в опросе Банка России в 2007 г.). В структуре получения кредитов наиболее часто использовались кредитныелинии, наименее - вексельное(и с использованием других ценных бумаг) финансирование (соответственно 26,9% и 0,6% предприятий)4.
Население Орловской области, обладая значительными инвестиционными ресурсами, также может стать инвестором на фондовом рынке. В структуре доходов населения Орловской области доходы от собственности составили в 1991 году 2,5 процента от всех доходов, в середине 90-х эта категория достигала почти 4 процентов, а в 2006 году - 5 процентов; доходы от предпринимательской деятельности в 2006 году составляют порядка 13 процентов в общей структуре доходов.
Если рассмотреть такую социальную категорию, как расходы населения, то и
здесь следует отметить, что основным направлением расходования средств является покупка товаров и оплата услуг. Примечательно еще и то, что определенная часть денег остается на руках у населения. Следовательно, если принять во внимание, что средства населения также являются потенциально возможными инвестиционными ресурсами, так же как и средства, идущие на накопление сбережений, то около 20 процентов от всех доходов могли бы идти на инвестиционные цели, в том числе в виде вложений в ценные бумаги.
Проведенный анализ состояния рынка ценных бумаг в Орловской области свидетельствует о том, что операции с ценными бумагами в основном преследуют спекулятивные цели или удовлетворяют нужды текущего потребления, в то время как главная функция ценных бумаг как инвестиционного инструмента не выполняется. Что касается предприятий производственного сектора, то они практически не используют инструменты фондового рынка для финансирования своих проектов и программ, а инвестиционные институты и банковские структуры, несмотря на имеющиеся у них возможности, недостаточно активно работают в данном направлении (особенно в период кризиса, когда для многих предприятий кредитные ресурсы становятся недоступными). На региональном фондовом рынке практически не используется потенциал сбережений населения. В области только формируются отдельные элементы вторичного рынка на материальной основе первичного рынка ценных бумаг.
1 Финансовый обзор по Орловской области за I полугодие 2007 года. Центральный банк Российской Федерации (ГУ по Орловской области). 21 с.
2 Инвестиционный обзор по Орловской области за II квартал 2007 года. Центральный банк Российской Федерации (ГУ по Орловской области). 8 с.
3 Отчет об итогах деятельности РО ФСФР России в ЮЗР за 1997 - 2008 гг. Орел, 2008. 50 с.
4 Инвестиционный обзор по Орловской области за II квартал 2007 года. Центральный банк Российской Федерации (ГУ по Орловской области). 8 с.