Научная статья на тему 'Укрепление инвестиционного потенциала национальной банковской системы'

Укрепление инвестиционного потенциала национальной банковской системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Укрепление инвестиционного потенциала национальной банковской системы»

УКРЕПЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

А.Д ДУХАЕВ, кандидат экономических наук Российская экономическая академия им Г.В. Плеханова

В условиях проведения экономических реформ национальная банковская система должна быть способна стимулировать развитие ключевых секторов экономики страны. Эффективная банковская система снижает трансакционные издержки и улучшает распределение дефицитных ресурсов, что способствует росту производительности и делает экономическую систему менее уязвимой. Это осуществляется путем:

• развития современной платежной системы (снижение стоимости проведения сделок благодаря экономически эффективной системе осуществления платежей);

• мобилизации сбережений (предоставление населению и предприятиям финансово-стабильных и заслуживающих доверия сберегательных инструментов);

• распределения ресурсов (облегчение сбора информации о предприятиях и мобилизация капиталовложений в надежные и экономически эффективные инвестиционные проекты);

• трансформации рисков (преобразование рисков путем их агрегирования и обеспечения положения, при котором их принимают на себя стороны, наиболее способные их нести).

В этой связи одной из важнейших стратегических задач государственной политики в области развития отечественной банковской системы становится укрепление ее инвестиционного потенциала, который в настоящее время объективно ограничен и соответствует сравнительно небольшой экономике со скромным по масштабам страны бюджетом.

Для увеличения инвестиционного потенциала российской банковской системы важно существенно капитализировать банки за счет: расширения возможностей по рефинансированию коммерческих банков; развития финансовых рынков, в том числе региональных; разумной фискальной политики государства (включая освобождение хотя

бы на несколько лет от налогообложения части прибыли, которая направляется на увеличение капитала банка); привлечения инвестиций в банковскую систему, в том числе со стороны западных инвесторов; широкого вовлечения в инвестиционные процессы средств населения.

По мнению автора, банковская система России может и должна стать самой крупной в Центральной и Восточной Европе, что предопределено потенциалом российской экономики (учитывая, что инвестиционные потребности только электроэнергетики оцениваются в 5 млрд дол. в год; по 8 млрд дол. в год требуется для стабилизации и увеличения добычи нефти и развития газовой отрасли).

Наращивание капиталов банков в настоящее время идет за счет капитализации части прибыли, чему способствует снижение с 01.01.2002 налога на прибыль кредитных организаций с 43 до 24%. Банки имеют также возможность создавать различные резервы, переносить убытки на будущие периоды, принимать к вычету из прибыли необходимые основные затраты. В то же время качество уставного капитала банков остается низким, продолжается использование схем фиктивного («книжного») увеличения капитала, что противоречиттребованиям Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Для радикального изменения ситуации, связанной с капитализацией банков, необходимы, прежде всего, изменение в налогообложении: отмена самостоятельных налогов на ряд банковских операций (в частности, на покупку иностранных денежных знаков и операции с ценными бумагами); изменение правового режима Фонда обязательных резервов; временное освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на увеличение капитала, в том числе в резервный фонд банка и др.

Для увеличения инвестиционного потенциала банковской системы необходимо увеличение объемов и расширение инструментария рефинан-

сирования Банком России коммерческих банков, а также активизация операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами (не слишком эффективно в качестве инструментов денежно-кредитного регулирования использовать только операции на валютном рынке и привлечение депозитов коммерческих банков), предоставление кредитов Банком России по объявляемым ставкам на величину специально рассчитываемых лимитов, внедрение механизма валютных свопов и др.

На взгляд автора, необходимы стимулирующие меры по консолидации банковских ресурсов через слияния и поглощения банков. Консолидация ресурсов позволяет банкам пользоваться преимуществами укрупнения, сохраняя при этом активность, предприимчивость, ориентацию на потребности клиентов и глобальность мышления. Она также позволяет существенно снизить относительные накладные расходы на современные технологии и квалифицированный персонал и создавать значительные резервы капитала, которые необходимы для надежного управления рисками. Нужно заметить, что эффективность слияний и поглощения в настоящее время снижается в связи с недостоверностью или недостаточностью предоставляемой информации, а также недостаточной культурой корпоративного управления в банках.

Уровень корпоративной культуры также является одним из важнейших условий при принятии инвестиционных решений российскими и западными инвесторами. Привлечению средств инвесторов и консолидации ресурсов, очевидно, будет способствовать развитие корпоративного управления в банках, включающего: формирование эффективных процедур контроля рисков банковской деятельности; приведение масштабовдеятельности и структуры банка в соответствие с основными ресурсными, функциональными и региональными потребностями, а также потребностями акционеров и клиентов; оптимизацию издержек внутрибанковской деятельности; совершенствование функционально-стоимостного анализа прибыльности для оценки новых продуктов и услуг; переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Следует подчеркнуть, что важнейшим условием для укрепления инвестиционного потенциала российской экономики и банковской системы, в том числе существенного повышения капитализации банков, является развитие российского финансового рынка, включая региональные.

Необходимо обеспечить оптимальную структуру российского финансового рынка, включающую

сектора: валютный, денежный (вт.ч. межбанковский кредитный), госзаимствований (федеральных, субфедеральных и муниципальных), корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций), инструментов срочного рынка (деривативов), специализированных (например, ипотечных), атакже неэмиссионных ценных бумаг (складских свидетельств, коммерческих бумаг, векселей и т.п.). Это позволит банкам результативно управлять своей ликвидностью, а также оптимизировать прибыль по соотношению «доходность инструмента — риск на инструмент».

Методическая и регулятивная база финансового рынка должна позволять выполнять широкий спектр операций: помимо сравнительно простых торговых операций на условиях «поставка против платежа», выполнять более сложные — с отсутствием предварительного резервирования денежных средств и финансовых активов, отсрочки их поставки, заимствований в кредит и неполным покрытием (маржинальная торговля), с условием обратного выкупа и пр.

Это позволит запустить технологичный и массовый механизм рефинансирования, способствующий эффективному управлению активами банка (в частности, сглаживанию разрыва между длиной активов и пассивов) и мультипликации его прибыли, что обеспечит вовлечение ресурсов банковской системы в производство. При этом необходимо полнее использовать возможности фондового рынка, в том числе выхода банков на открытый рынок со своими акциями.

В настоящее время рынок акций банков в стране практически отсутствует. Сегодня среди 100 крупнейших российских банков доля открытых акционерных обществ составляет около 60%, однако на открытом рынке котируются в основном акции Сбербанка РФ. Основная причина — отсутствие достоверной информации и, как следствие, доверия потенциальных инвесторов. Объем выпуска банковских облигаций в России также составляет лишь около 4 млрд руб., что определяется, в частности, уровнем налогообложения эмиссий ценных бумаг.

Для того, чтобы использовать инвестиционный потенциал банков с наибольшей отдачей, нужна четкая промышленная и структурная политика, которая определила бы приоритетные отрасли экономики.

Рефинансирование кредитных организаций со стороны ЦБ РФ под низкие процентные ставки под поручительство и казначейские гарантии финансовых органов субъектов Федерации и муниципальных властей, осуществляющих программы поддержки малого предпринимательства, а также развитие фи-

нансового рынка позволит, в частности, создать кредитно-финансовый механизм развития таких приоритетных направлений, как малый и средний бизнес, строительство, сельское хозяйство.

В целях развития банковских услуг, предоставляемых субъектам малого бизнеса, необходимо сформировать механизмы предоставления государственных гарантий и субсидирования процентной ставки по банковским кредитам субъектам малого бизнеса с созданием на федеральном уровне системы предоставления государственных гарантий предприятиям малого бизнеса, в том числе на основе существующей инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства (Федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства).

Для повышения заинтересованности банков в кредитовании малого бизнеса, на взгляд автора, целесообразно:

• предусмотреть выделение в государственных программах поддержки малого предпринимательства средств на реализацию программ субсидирования льготных процентных ставок по банковским кредитам, предоставляемым субъектам малого предпринимательства;

• использовать возможность рефинансирования операций кредитования субъектов малого бизнеса со стороны Банка России под поручительство субъектов Федерации, осуществляющих программы поддержки малого предпринимательства;

• создать кредитные бюро, предусмотрев возможность свободного доступа к единой базе данных кредитным организациям и небанковским институтам, кредитующим субъекты малых предприятий;

• упростить систему бухгалтерского учета малых предприятий;

• стимулировать развитие операций страхования, лизинга и факторинга (освободить кредитные учреждения, выступающие в качестве финансовых агентов в факторинговых сделках, от уплаты налога на добавленную стоимость). Развитие строительной отрасли находится в

прямой зависимости от развития ипотечного кредитования и ипотеки. Поэтому для развития и совершенствования законодательной и нормативной базы, регулирующих деятельность участников рынка ипотечных кредитов, государственная политика должна:

• гарантировать права кредиторов на возврат кредитов, обеспеченных залогом жилья, при

одновременной защите прав граждан на жилье;

• разработать законы, обеспечивающие регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций и других финансовых институтов, предоставляющих и обслуживающих ипотечные кредиты;

• развивать льготные налогообложения субъектов ипотечного кредитования.

Для совершенствования финансовых механизмов ипотечного кредитования, по мнению автора, необходимо: создать Фонд ипотечного кредитования, выкупающий ипотечные кредиты у банков; выпустить ценные бумаги под долги, обеспеченные землей и недвижимостью (закладные), и организовать оборот данных бумаг на организованном рынке ценных бумаг с обеспечением их ликвидности; утвердить лимиты для внебюджетных фондов, страховых компаний на покупку ценных бумаг, обеспеченных ипотекой; установить льготный режим налогообложения доходов, полученных от операций с ипотечными ценными бумагами; установить свободный режим репатриации капитала, направляемого на покупку ипотечных ценных бумаг.

Перспективным направлением повышения роли банковского сектора в развитии экономики, очевидно, может стать создание специализированных банков, ориентированных на определенные продуктовые ниши — банки проектного финансирования, инвестиционные, ипотечные. Это позволит сконцентрировать необходимые технологии, ресурсы, банковские кадры на решении определенных задач, адекватно оценивать и компенсировать возникающие специфические риски.

Очень важно, что в целях обеспечения эффективности инвестиционных вложений банков государственная политика должна быть нацелена на принятие действенных мер, способствующих улучшению финансового положения предприятий. Во многих случаях оно остается крайне сложным: сокращается прибыль, растут неплатежи в реальном секторе экономики. Многие предприятия и организации убыточны. При такой ситуации даже те банки, которые укрепили свой инвестиционный потенциал, не рискуют кредитовать инвестиции проблемным заемщикам.

Не менее важно, чтобы Банк России оптимизировал систему экономических нормативов. Чрезмерно жесткий норматив риска на одного заемщика не позволяет даже крупнейшим банкам удовлетворять растущие потребности компаний в инвестиционных кредитах.

Необходимо надежно обеспечить защиту прав кредиторов реальными мерами Банка России и Правительства РФ по совершенствованию действующей нормативной базы; изменению Гражданского кодекса РФ в части, касающейся досрочного изъятия банковских вкладов; укреплению института залога как способа обеспечения обязательств.

Для развития инвестиционных процессов в стране необходимо создать систему регистрации обеспечения в форме движимого имущества, систему сбора и раскрытия информации о заемщиках, а также эффективные механизмы реструктуризации и ликвидации применительно к предприятиям, втом числе процедуры банкротства.

Для активизации инвестиционных процессов в стране необходимо также на государственном уровне разработать комплекс мер государственной поддержки и стимулирования, которые будут способствовать:

• участию банковской системы в привлечении финансовых ресурсов с российских и иностранных рынков (в том числе путем размещения на Западе долговых обязательств российских компаний, гарантированных крупными российскими банками);

• выведению на рынок ценных бумаг большего числа эмитентов и приобщению населения к инвестированию в отечественные акции и облигации;

• деятельности банков как институциональных инвесторов, специализирующихся на инвестициях различной длительности;

• созданию условий для притока финансовых ресурсов коммерческих банков на рынок корпоративных облигаций российских эмитентов. Их реализация позволит мобилизовать внутренние инвестиционные ресурсы (часть рублевых и валютных накоплений населения, значительные временно свободные денежные средства коммерческих банков и различных фондов), что, по экспертным оценкам, может обеспечить поступления в реальный сектор экономики через эмиссию акций и облигаций российских компаний в объеме до 5 млрд дол. в течение 2-3 лет.

Рассматривая банковскую систему как один из важных инструментов инвестиций, необходимо обеспечить правовые условия эффективного его применения для выполнения инвестиционной задачи, в том числе — через решение сложного вопроса о репатриации капиталов путем финансовой амнистии.

Говоря об инвестиционных возможностях банковской системы, важное значение для экономики России имеет развитие региональных экономик, в том числе за счет региональных финансовых рынков. Банковская система как инструмент региональной политики должна решать региональные задачи, а также играть консолидирующую роль в развитии субъектов Федерации.

Неравномерность в размещении и развитии эффективных объектов приложения капитала среди субъектов хозяйствования и в целом размещения производительных сил России вызывает диспропорции также в функционировании и распределении капитала. Распределение банковской сети по регионам остается крайне неравномерным - из 1 327 кредитных организаций 633 расположены в Москве. В более 10 субъектах Федерации функционируют 1-2 банка, а в 3 субъектах — ни одного. Такие же пропорции наблюдаются и в размещении активов кредитных организаций. В последние годы более 80% активов размещено в г. Москве и Московской обл.

Банковская система должна участвовать в экономическом и социальном развитии регионов через создание и поддержку региональных финансовых рынков, а также формирование государством программ банковского обслуживания в регионах, в том числе не обладающих достаточным финансовым потенциалом для обеспечения рентабельности операций частных банков.

Государство должно стимулировать региональные органы власти к реализации мер по обеспечению в регионах условий для цивилизованной конкуренции на рынке банковских услуг, исключающей преференции отдельным финансовым институтам.

Для развития региональных финансовых рынков необходимо создавать специальные региональные программы с учетом возможностей и особенностей региона, включающие участие банков в развитии региональных сегментов российского рынка ценных бумаг с использованием существующих региональных биржевых структур (для работы с юридическими лицами) и фондовых центров (для работы с населением).

Развитие региональных финансовых рынков и региональной банковской сети позволит руководству регионов адекватно формировать и обеспечивать выполнение бюджета, а предприятиям и финансовым организациям - привлекать необходимые ресурсы для финансирования текущей деятельности и выполнения долгосрочных инвестиционных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.