Научная статья на тему 'Инновации в кредитно-финансовой сфере России и ее регионов: проблемы и поиски решений'

Инновации в кредитно-финансовой сфере России и ее регионов: проблемы и поиски решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в кредитно-финансовой сфере России и ее регионов: проблемы и поиски решений»

инновации в кредитно-финансовой сфере россии и ее регионов: проблемы и поиски решений

а. с. Дегтярев, и. и кравченко

Ставропольский государственный университет

Достижение поставленных целей коммерческими банками невозможно без разработки востребованных, эффективных и доходных инноваций. Развитие экономики страны предъявляет новые требования к их созданию. Это обусловлено целым рядом объективных причин: снижение инфляции (за 22 дня 2007г. инфляция составила 1,5 %, что на 0,7 % ниже по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.) и ставки рефинансирования (с 29.01.2007 г. ЦБ РФ установил 10,5 %), изменение банковского законодательства экономической и политической ситуации в стране, недостаток доступных долгосрочных ресурсов, дисбаланс активов и пассивов по срокам погашения, низкий уровень капитализации.

Доминирующей причиной появления новых видов продуктов и услуг является конкуренция между банковскими, финансовыми институтами в условиях формирования эффективной и конкурентоспособной банковской системы. В ближайшей перспективе обострят ситуацию коммерческие банки с участием иностранного капитала. Уже сейчас в России зарегистрировано 137 кредитных организаций с участием иностранного капитала, причем 43 из них на 100 % принадлежат крупнейшим банкам. Доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале всех кредитных организаций РФ увеличилась до 11,5 % по сравнению с 6,19 % на 1 января 2005 г. [2]. В период с 2002 по 2006 гг. количество банков с участием нерезидентов в уставном капитале увеличилось незначительно, со 126 на 01.01.2002 г. до 148 на 01.10.2006 г. Об активизации деятельности банков-нерезидентов свидетельствуют следующие факты: Bank Austria Creditanstalt, входящий в итальянскую финансовую группу UniCredit, купил 19,8 % акций Международного московского банка (ММБ) за 395 млн долл. США, говорится в сообщении австрийского банка; Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о том, что Santander Consumer Finance, являющаяся «дочкой» испанской банков-

ской группы Santander, обратилась за разрешением о покупке 100 % акций российского Экстробанка; Городской ипотечный банк (ГИБ), специализирующийся на ипотечном кредитовании, может быть куплен итальянским банком Intesa. По информации агентства «Интерфакс», акционеры ГИБ уже договорились с итальянским банком Intesa и т. д. Коммерческие банки должны быть заинтересованы в модернизации методик создания, внедрения и поставок инноваций в целях доведения до соответствующего конкурентного уровня операционных расходов и цен на них. На текущем этапе развития банковского сектора Правительство РФ и ЦБ РФ ограничивают создание филиалов иностранных банков для поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций.

Согласно полученным оценкам Центра экономических исследований МФПА, Россия занимает одно из последних мест в мире по участию нерезидентов в банковском секторе. На основе этого, а также перспективной либерализации политики по отношению к иностранным банкам можно утверждать о широких возможностях увеличения их присутствия. При этом эффективным механизмом выхода на российский рынок являются слияния и поглощения.

В стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. основными задачами были заявлены: повышение конкурентоспособности российский кредитных организаций, развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций. Но более важной задачей является ориентация Правительства РФ и Банка России на эффективное позиционирование российского банковского сектора на международных финансовых рынках в 2009—2015 гг. Их решение возможно только при реализации инновационных проектов.

Как обобщающее понятие «банковская инновация» или «совокупность новых банковских

продуктов и услуг» — это результат деятельности банка, направленной на получение дополнительного дохода.

Инновации могут быть специализированными и комбинированными, инфотехнологическими и продуктовыми. К инфотехнологическим относятся инновации, созданные с использованием современных методов получения, обработки, хранения и передачи информации: безналичные переводы денежных средств, банковские пластиковые карты, весь спектр услуг с использованием сети Интернет и др. К продуктовым — новые банковские продукты, которые могут быть связаны как с новыми операциями, так и с традиционными в период их развития и трансформации.

Процесс распространения банковских инноваций находится под влиянием ряда факторов, где центральное место занимает государственное регулирование. Следствием особенностей регулировании банковской сферы РФ стали законодательные ограничения, запрет некоторых видов деятельности, изменение требований к достаточности капитала. Разработка новых банковских услуг и продуктов требует значительного изменения или корректировки стратегий многих российских коммерческих банков. Они должны быть строго целевыми, т. е. будет ли это обслуживание физических, юридических лиц, индивидуальное или корпоративное. В зависимости от этого создаются уникальные инновации, максимально отвечающие потребностям клиента и требованиям банка.

Инновационные процессы в кредитно-финансовой сфере России должны трансформировать как внутреннее содержание, так и внешнюю форму ее реализации.

Одним из ключевых индикаторов, характеризующих банковскую систему, является уровень ее капитализации. Подходы и методики расчета должны быть приведены в соответствие с мировыми стандартами.

Таким образом, если брать за основу фондовое толкование капитализации, то пока капитализация российской банковской системы — это капитализация Сберегательного банка России, акции которого котируются и обращаются на открытом рынке. Таким образом, об истинной рыночной капитализации российской банковской системы можно судить, лишь получив произведение курсов акций отечественных банков, имеющих свободное хождение на фондовом рынке, на количество акций [3].

Одним из наиболее эффективных инновационных инструментов увеличения капитализации

банковской системы РФ является вывод акций крупнейших банков на открытый фондовый рынок, проработав при этом механизмы участия в этом процессе нерезидентов. В результате возможно получение «бессрочных» инвестиций и увеличение стоимости брэнда за счет повышения узнаваемости и статуса. Данный процесс является одним из самых сложных на финансовом рынке, поэтому открытым остается вопрос о форме выхода на открытый рынок: принудительный или мотивационный (рыночный)? Первый является более простым в реализации и с гарантированным результатом при минимуме временных затрат. Второй же более долгий, не гарантированный, но дающей возможность выжить коммерческим банкам, которые не готовы как по объективным, так и по субъективным причинам к капитализации, поскольку существует возможность непринятия рынком их акций, снижения уровня контроля над организацией. При этом необходимо отметить то, что на развитых рынках основная доля средств при IPO приходится на пенсионные, страховые и паевые фонды ввиду наличия «длинных» пассивов. Эффективное проведение IPO позволит небольшим, развивающимся коммерческим банкам использовать финансовые возможности венчурного капитала с гарантированной возможностью «выхода». Данный инструмент должен быть использован не только столичными финансово-кредитными институтами, но и региональными.

Создание и развитие инновационной среды в регионах Российской Федерации — сложная задача, решить которую невозможно без согласованных эффективных действий со стороны органов власти, экономического и научного сообществ (рис. 1).

Проблема активизации инвестиционной деятельности на сегодня приобретает общегосударственное значение. Однако этому препятствуют ограниченные возможности внутренних накоплений, неспособность частных инвесторов полностью компенсировать нехватку капитальных вложений для преодоления экономического спада. Инфляция и налоговый пресс оставили предприятия регионов практически без источников финансирования своего развития.

Высокие банковские процентные ставки на средне- и долгосрочные кредиты сделали их неприемлемыми для предприятий. Привлекаемый же в реальный сектор банковский капитал идет сегодня в основном на краткосрочное пополнение оборотных средств и выплату заработной платы, не определяя позитивное инновационное развитие

1 600 000 1 400 0001 200 0001 000 000-

ю

& 800 000-х

^ 600 000400 000 200 000 0

Рис

т

т

т

т

I.....

2

Н I ■

янв. 06 фев. 06 мар. 06 апр. 06 май. 06 июн. 06 июл. 06 авг. 06 сен. 06 окт. 06

Дата

- до востребования (1)

- на срок до 30 дней (2)

. на срок от 31 до 90 дней (3) • на срок от 91 до 180 дней (4)

- на срок от 181 дня до 1 года (5) на срок от 1 года до 3 лет (6)

- на срок свыше 3 лет (7)

1. Данные об объемах привлеченных банковских вкладов (депозитов) физических лиц

6

5

7

даже отдельных направлений в реальном секторе экономики. Низкая рентабельность предприятий наряду с существующей степенью риска в сфере производства делают их малопривлекательными и для иностранных инвесторов.

При этом средства населения становятся важнейшим источником пассивов банковского сектора. Можно отметить ежегодный прирост сбережений населения, при этом лишь 1/3 из них поступает в банковскую систему (основная часть — более 50 % направляется на покупку наличной валюты).

Важнейшей задачей является трансформация этих накоплений через коммерческие банки в объект инвестиции в экономику Во всем мире вклады населения считаются одним из лучших банковских пассивов. В России этот источник фондирования пока наиболее чувствителен для банков. Когда население настроено оптимистично, данный сегмент растет быстро, однако под влиянием негативных ожиданий он может резко сократиться. Еще одной слабой стороной названного источника пассивов является его относительно высокая стоимость, что приводит к снижению маржи банков при инвестировании в реальный сектор, кредитные риски в котором остаются высокими.

Определяющую роль для масштабного притока в банки стабильных ресурсов населения сыграло внедрение системы страхования вкладов, которая призвана стать одним из главных факторов надежности банковского сектора. Поэтому при расширении спектра банковских продуктов востребованными могут стать безотзывные вклады сроком на 5 — 7 лет с более высокой доходностью, и сумма которых не должна будет превышать лимита страхования вкладов физических лиц [4].

Еще одним важнейшим источником формирования ресурсной базы банковского сектора станут

пенсионные накопления граждан. В будущем ежегодные отчисления на формирование накопительной части пенсии станут возрастать в связи с ростом доходов населения, снижением доли «теневых» схем оплаты труда, увеличением числа лиц, выплачивающих взносы на формирование накопительной части пенсии по максимальной ставке.

Главным фактором, делающим эти ресурсы столь привлекательными для экономики, является их долгосрочный характер. Так, выплаты пенсий трудящимся, формирующим основную часть накопительных пенсионных резервов, будут осуществляться только через 20 лет. Следовательно, аккумулированная сумма накопительной части трудовой пенсии может превысить 1 трлн руб. (более 70 млрд долл. США), что сопоставимо с объемом совокупных активов банковского сектора России.

Необходимо также отметить, что безынвестиционный или мало инвестиционный период для российской экономики закончился. Дальнейший ее рост требует ввода новых мощностей (замены основных производственных фондов, и прежде всего их активной части), что в свою очередь предполагает вложения значительных инвестиций. Рыночные механизмы сами по себе недостаточны для обеспечения необходимых темпов экономического роста. Государство должно усилить поддержку и регулирование экономики через реализацию активной политики, включая увеличение участия в инвестиционном процессе. Здесь имеются в виду не прямые бюджетные инвестиции в экономику, а такие методы регулирования инвестиционного процесса, как налоговая, тарифная политика, политика по поддержанию нормального инвестиционного климата и так далее, что в полной мере государство сегодня и не использует.

Таким образом, эффективная банковская система должна стать важнейшей опорой государства при осуществлении указанной политики. При этом отношения государства и банковской системы должны базироваться на принципе стратегического партнерства, т. е. на взаимной заинтересованности государства в эффективном бизнесе, обеспечивающем экономический рост, и бизнеса в эффективном государстве, создающем благоприятные условия для развития национальной экономики и бизнеса.

В настоящее время важнейшим направлением в осуществляемой правительством Ставропольского края инвестиционной политике и является создание взаимоприемлемых условий для сближения банковского капитала с предприятиями реального сектора экономики. Инвестиции в реальный сектор экономики — это финансовая поддержка предприятий малого бизнеса, агропромышленного комплекса, строительства, транспорта, связи. Для реализации этой задачи Государственной думой Ставропольского края был принят закон «О государственной поддержке организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков на территории Ставропольского края».

Организациям и индивидуальным предпринимателям, привлекающим кредиты банков для реализации инвестиционных проектов, оказывается государственная поддержка в форме субсидий, предоставляемых целевым назначением на оплату части процентов, предусмотренных условиями кредитного договора. Субсидии предоставляются в размере 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по кредитам, привлекаемым организациями на осуществление инвестиционных проектов.

Таким образом в сложившихся условиях (наличия ресурсной базы; наличие законодательной базы; потребность реального сектора экономики в перевооружении и модернизации основных средств; высокая конкуренция на рынке банковских услуг) возможно рождение инновационного механизма долгосрочного финансирования реального сектора экономики, сущность, которого заключается в следующем.

В цепи взаимодействующих между собой экономических субъектов «Государство — Заемщик (организация, предпринимательская структура) — Кредитор (Банк)» финансово — кредитные отношения выстраиваются по следующей схеме: государство в целях поддержки и регулирования развития организаций реального сектора экономи-

ки (например, предпринимательства) осуществляет частичное субсидирование из бюджета процентной ставки по банковским кредитам. Другими словами, государство осуществляет погашение части задолженности заемщика банку (покрывает часть средней расчетной процентной ставки за пользование кредитом (С )). Оставшуюся часть процентной ставки за кредит (Скр — Скрг) погашает непосредственно заемщик (организация).

Следовательно, изменение средней расчетной процентной ставки за пользование кредитом в сторону снижения, представляет собой прямую выгоду в пользу заемщика (рис. 2).

Таким образом, сутью инновационного механизма долгосрочного финансирования деятельности организаций и предпринимательства в виде субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам за счет средств государственного бюджета является организация встречного финансирования организаций хозяйственного комплекса, привлекающих заемные средства в целях осуществления инвестиционных проектов. При этом размеры государственного бюджетного субсидирования зависят от суммы процентов, которую организации и предпринимательские структуры должны уплатить за пользование банковским кредитом. В итоге заемщик получает дополнительные средства для компенсации затрат по выплате процентов за пользование заемными средствами. Такая финансовая помощь особенно важна в период освоения инвестиций и выхода на проектную мощность.

Проведем анализ экономического состояния предприятия «ХХХ» в случае функционирования инновационного механизма долгосрочного финансирования деятельности предприятия посредством субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам, направляемым на развитие и техническую модернизацию производства, для системы

Государственный бюджет (органы исполнительной государственной власти)

С

Кредитор (банк) кр Заемщик (организация, ПБОЮЛ)

С — С кр крг

Рис.2. Схема взаимодействия государства, заемщика и кредитора при реализации инновационного механизма долгосрочного финансирования реального сектора

налогообложения прибыли, при которой государством погашается, например, 10% и из 15 % расчетной ставки процентов за пользование кредитом (табл. 1).

В этом случае, предприятие «ХХХ» погашает уже не 15 % (150 тыс. руб.), а всего 5 % (50 тыс. руб.). Остальные 10 % (100 тыс. руб.) задолженности перед банком берет на себя государство.

Исходя из результатов расчетов видна прямая выгода предприятия «ХХХ»: рентабельность собственных средств при функционировании инновационного механизма государственной поддержки и регулирования финансово-кредитных отношений предпринимательской деятельности стала выше на 7,6 %, а сумма чистой прибыли приросла на 76,0 тыс. руб. или на 40,0 %.

При использовании механизма государственной поддержки организаций хозяйственного комплекса в виде субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам (расчетная ставка процентов за кредит Скр = 5 %), сумма финансовых издержек за пользование заемными средствами предприятия «ХХХ» в сравнении с суммой финансовых издержек при расчетной ставке Скр = 15 % оказывается меньше на 100,0 тыс. руб. (50,0 тыс. руб. — 150,0 тыс. руб.), что также является прямой выгодой.

Для организации «ХХХ» при снижении расчетной ставки процентов за кредит на 10 % выросла сумма налоговых платежей с прибыли на 24 тыс. руб. (84,0 тыс. — 60,0 тыс. руб.), что является выгодой государства, которую оно может направить на стимулирование коммерческих банков работающих по данному инновационному механизму в виде налоговых льгот.

Дополнительное стимулирование банковского сектора к работе по данному механизму необходимо в связи с тем, что банк должен брать на себя обязательства по оформлению необходимых документов для проведения государством субсидирования рассматриваемого проекта в целях ускорения и повышения эффективности работы данного продукта.

Нехватка доступных ресурсов, особенно на региональном уровне, требует нестандартных решений. Обеспечивать ипотечные кредиты за счет вкладов очень опасно из-за разрыва в сроках (срок ипотечного кредита — 10 — 20 лет, а вклада — не больше одного года).

Данному вопросу уделяет внимание РСПП и Минфин России, которые разработали законопроект, который разрешит государственной управляющей компании — Внешэкономбанку (ВЭБ) вкладывать пенсионные накопления населения в ипотечные и банковские облигации. Это заставит работать пенсионные деньги ВЭБа и оживит ипотечный рынок, но может создать ряд рисков для самого банка.

Для рефинансирования ипотечных кредитов необходим рынок ипотечных ценных бумаг, иначе ипотека не получит масштабного развития.

Новые высокие требования к уровню достаточности собственного капитала являются серьезным стимулом для развития в России секьюритизации, которая обеспечит списание активов с баланса и их одновременное превращение в высоколиквидные ценные бумаги. Закрытые ПИФы (недвижимости и ипотечные) уже работают как инструменты секъ-

Таблица 1

расчет рентабельности собственного капитала предприятия-заемщика в условиях функционирования

инновационного механизма субсидирования кредитов банков

тыс. руб.

Показатель Предприятие «ХХХ»

без государственной поддержки при государственной поддержки

1 2 3

1. Актив. 2 000 2 000

2. Пассив в том числе: 2.1 Собственный капитал (СК) 2.2 Заемный капитал (ЗК) 2 000 1 000 1 000 2 000 1 000 1 000

3. Результат эксплуатации средств (Пнр) 400 400

4. Сумма процентов к уплате (из расчета 15 % годовых) 150 50

5. Прибыль, подлежащая налогообложению 250 350

6. Налог на прибыль (Нп) (из расчета ставки налога на прибыль 24 %) 60 84

7. Чистая прибыль (Пч) 190 266

8. Рентабельность собственного капитала 19 26,6

юритизации банковских кредитов. Предоставленное им право финансировать подготовительный этап строительства — самое главное изменение в положении закрытых ПИФов на рынке недвижимости. Основная суть их деятельности — покупка закладных у банков по ипотечным кредитам. Сейчас закрытые ПИФы — единственный инструмент секьюритизации ипотеки.

В настоящее время одни банки относятся к ипотеке как к комиссионному бизнесу, т. е. выдают кредит и в максимально короткий срок продают другому институту. Деятельность других, которые рассматривают ипотеку со стратегической точки зрения, нацелена на выдачу кредитов, покупку портфелей и накопление на балансе. В перспективе по мере снижения ставок ценность такого портфеля будет расти, особенно с появлением возможностей для рефинансирования.

Возможным путем решения является инновационная для РФ схема рефинансирования: заемщик, оформивший ипотеку несколько лет назад, может получить новый ипотечный кредит под более низкие проценты в другом банке, погасить прежнюю задолженность и наложить обременение на квартиру в пользу нового кредитора.

Безусловным преимуществом будут обладать банки, которые смогут реализовать постоянный, непрерывный механизм создания инноваций, анализируя всю совокупность внутренних бизнес-процессов, а также изменяющиеся внешние факторы влияния.

Данные нововведения сопровождаются повышенным риском и требуют детальной проработки и поиска оптимального соотношения между доходностью и возможными потерями с учетом интересов всех участников данных отношений. При этом учитывая новизну, особое значение должно уделяться безопасности их использования. Исходя из этого усиливается важность развития рынка межбанковского кредитования и системы рефинансирования в целях обеспечения финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидации разрывов ликвидности. В настоящее время система рефинансирования становится более эффективной — расширяется ломбардный список, происходит снижения процентных ставок. Иначе ситуация складывается с рынком МБК, особенно на региональном уровне: в некоторых субъектах РФ существуют АКБ, никогда не использующие возможности МБК.

Исходя из этого, можно утверждать, что сложившаяся в банковской системе РФ ситуация

предоставляет широкие возможности для дальнейшего развития российской экономики, но лишь при условии решения вышеназванных проблем и внедрения соответствующих инноваций в кредитно-финансовой сфере.

Литература

1. Федеральный закон от 02.12.1995 № 395-1 «О Банках и банковской деятельности».

2. «Иностранные банки в России» / Банковское дело 2006. № 5. С. 68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Котляров М.А. «Новый подход ЦБ РФ к капитализации кредитных организаций России: риски и перспективы внедрения». — Банковское дело 6/2006. с 8 - 12.

4. «Интервью: Анатолий Аксаков: «2007 год — год ликвидации карманных банков» — Источник: РБК daily.

5. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы — Июнь 2004, Банк международных расчетов.

6. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации — www. cbr. ru.

7. Райзберг Б. А, Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. // Современный экономический словарь

— 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.

8. Современный финансово-кредитный словарь / Под. общ ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 526 с.

9. Смирнов П. С., Хребтов В. А //Россия на пути в ВТО. Рынок Финансовых услуг. — М.: изд-во АО «Консалтбанкир», 2000, 112 с.

10. Гвоздев Б. З. Факторинг. — М.: Ассоц. авт-ов и изд-ей «Тандем». Изд-во Экмос, 2000. — 160 с.

11. Голубович А Д. Траст. Доверительные услуги банков и финансовых компаний клиентам. — М.: АО «АРГО», 1944. — 88 с.

12. Ларионова И. В. Реорганизация коммерческих банков. М.: Финансы и статистика, 2000. — 368 с.

13. А. В. Тютюнник Реинжениринг в кредитных организациях. Управленческая аналитическая разработка. — М.: Изд. группа «БДЦ — пресс», 2001.— 312 с.

14. Крупнейшие банки и их владельцы. Путеводитель по российским банкам (серия бизнес-справочников «Проверено. Коммерсантъ»). М.:Коммерсантъ XXI, Альпина Паблишер, 2002.

— 426 с.

15. Смирнов А В. Управление ресурсами и финансово-аналитическая работа в коммерческом банке».

— М.: Изд. группа «БДЦ-пресс», 2002. — 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.