Научная статья на тему 'Банковская система России в условиях финансового кризиса'

Банковская система России в условиях финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банковская система России в условиях финансового кризиса»

Т. НИКУЛИНА, ЗАО Уральская Расчетная Палата (г. Москва), Заместитель Генерального директора

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

В настоящее время Россия переживает финансовый кризис, который в первую очередь отразился на российской банковской системе. Кризис начался с предварительной фазы, характеризовавшейся бумом в экономике, оптимистичными оценками рисков, ослаблением ограничений внешнего финансирования (за счет доступности кредитов), снижением резервов на покрытие долгов и повышением котировок ценных бумаг. В результате накопления дисбалансов в реальном и финансовом секторах и отсутствия в экономике буферных механизмов, противостоящих негативным тенденциям, разразился мировой финансовый кризис.

По мнению А.Н. Амосова: «Степень влияния экономических кризисов на банковскую систему зависит от многих факторов, однако главным из них является состояние самой банковской системы к началу экономического кризиса» Ч Мы попытались проанализировать основные показатели деятельности российских кредитных организаций в 2007 г.

Анализ результатов деятельности российской банковской системы за 2007 г. позволяет сделать следующие общие выводы о ее состоянии к началу 2008 г.

Сохранились относительно высокие темпы развития банковского сектора, включая темпы роста собственного капитала и активов банков, которые превысили темпы роста ВВП. По данным Банка России за 2007 г. активы банков увеличились на 44,1 % (в 2006 г. на 41,1 %, в 2005 г. на 36,6%), достигнув 20 125 млрд. руб., а отношение активов кредитных организаций к ВВП достигло 61,4%. В то же время нельзя не отметить, что темпы роста размера капитала недостаточны при сравнении их с темпами роста активов. Достаточность капитала неуклонно падает. За 2005-2007 гг. среднее отношение собственного капитала банков к активам, взвешенным с учетом риска, снизилось с 19,1% до 14,9%. Предельно допустимое Банком России значение составляет 10%.

Приходится признать, что устойчивость российской банковской системы в значительной мере зависит от деятельности очень небольшого количества системообразующих банков. Банки с государственным участием по-прежнему занимают лидирующие позиции в банковском секторе. К началу 2007 г. на госбанки в целом приходилось около 37,8% активов, а к концу 2007 г. их доля выросла до 45%.

Очевидно, сохранение существенных территориальных различий присутствия кредитных организаций по федеральным округам. На 1

1 Маслов О. Банковский кризис и «мировая финансовая архитектура». // Еженедельное независимое аналитическое обозрение. - 26.03.2008.

января 2008 г. в Москве и Московской области было сконцентрировано 50% общего количества действующих кредитных организаций

Сохранилась высокая зависимость банковского сектора от иностранных заимствований. Если в конце 2005 г. внешние заимствования составляли только 17% от пассивов российских банков, то к июню 2007 г. этот показатель достиг 42%2.

Отмечается рост присутствия нерезидентов на российском рынке банковских услуг. Банки, контролируемые иностранным капиталом, к концу 2006 г. формировали 12,1% активов сектора. В 2007 г. на банки, где нерезиденты контролируют более 50%, приходилось уже 17,2% активов.

Ведущее значение для банков имели как операции с корпоративным сектором экономики, так и кредитование физических лиц. Объем кредитов в рублях и иностранной валюте, предоставленных физическим лицам, на 1 января 2008 г. достиг 3,2 трлн. руб., увеличившись за 2007 г. на 57%. Одновременно высокими темпами росла просроченная задолженность по кредитам, выданным физическим лицам, которая за 2007 г. увеличилась в 1,9 раза и на 1 января 2008 г. составила 100,6 млрд. руб. или 3,1% от всего объема кредитов, выданных физическим лицам. Задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам на покупку жилья, за 2007 г. выросла в 2,2 раза и на 1 января 2008 г. составила 757,5 млрд. руб. (в т.ч. по ипотечным жилищным кредитам - 611,2 млрд. руб.)3.

Наблюдался рост объема вложений кредитных организаций в ценные бумаги. Вложения в долговые обязательства увеличились на 24, 8%, в акции - на 56,7%. Основной объем операций банков с ценными бумагами составили сделки репо (50% сделок с акциями на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ)) и маржинальные сделки купли-продажи акций, расчет по которым производится с использованием денежных средств или акций, предоставленных брокером в заем клиенту, (20% объема всех биржевых сделок).

Невзирая на рекордные показатели, можно сделать вывод, что банковская система по состоянию на начало 2008 г. была крайне слаба. И не только не могла претендовать на заметную роль на международных финансовых рынках, но и не обеспечивала текущий экономический рост. Кроме того, позитивные тенденции развития российского банковского сектора сопровождались двумя процессами: огосударствлением финансовой системы и проникновением иностранного капитала, что влечет за собой перемещение центров принятия решений за рубеж4.

Формированию устойчивой и конкурентоспособной банковской системы препятствовали институциональные и ресурсные ограничения: неэффективность антиинфляционной политики, низкий уровень

2 Волошина К.С. Российский рынок кредитования и кризис на мировых финансовых рынках. // Банковское кредитование. - 2008. - №1.

3 Зверев А.В. Российская банковская система: перспективы участия в построении инновационной экономики. // Управление в кредитной организации. - 2008. - № 4.

4 Самиев П., Валиева И., Волков С. России - мощную финансовую систему. // Банки и деловой мир. - 2008. - № 5.

частных сбережений, отсутствие правовых механизмов защиты финансовых рынков.

Возникновению финансового кризиса помимо внешних причин способствовало два основных страновых фактора.

Во-первых, политика монетарных властей, заключавшаяся в несколько избыточной стерилизации денежного предложения в инвестиционных фондах страны (стабилизационном, резервном и Фонде национального благосостояния) привела к отставанию динамики денежного предложения (денежной базы) от расширенного спроса на деньги со стороны экономики (денежной массы), что, в свою очередь, способствовало росту рисков потери ликвидности и сдерживанию развития экономики. Результатом борьбы с инфляцией в течение 2007 г. явилось резкое снижение ликвидности банковской системы. По состоянию на 1 сентября 2008 г. ликвидность была уже ниже, чем в 1998 г.5. Основным источником ликвидности российских банков к моменту начала кризиса являлись сделки репо. К сентябрю 2008 г. ежедневные объемы сделок репо составили порядка 3,9 трлн. руб. (73% от объема всех сделок на ММВБ). По состоянию на 19 сентября 2008 г. объем общей картотеки неисполненных сделок репо составил 20 млрд. руб.

Во-вторых, увеличение внешнего долга банков, вызванное дефицитом предложения крупных долгосрочных кредитов на внутреннем рынке, привело к одновременному росту валютного долга экономики перед банковской системой. В результате чего, с одной стороны, риск потерь перераспределяется с кредитных организаций на предприятия и население, а, с другой, увеличиваются кредитные риски банковской системы.

В результате вышеперечисленных факторов в момент начала кризиса под угрозой банкротства, в первую очередь, оказались системообразующие экономические субъекты — крупнейшие банки и компании. Это повлекло за собой такие проблемы в банковском секторе, как дефицит ликвидности и снижение лимитов межбанковского кредитования (кризис доверия на межбанковском рынке), отсутствие «длинных» межбанковских кредитов, повышение ставок по кредитам - до 18-20% годовых, снижение объемов кредитов, выдаваемых предприятиям, сокращение программ потребительского кредитования - ипотеки и автокредитов. Кроме этого, в результате понижения процентных ставок снизились и объемы привлечения депозитов.

Возникли проблемы и на российском фондовом рынке, спровоцированные уходом западных инвесторов. Отток капитала из России за третий квартал 2008 г. составил 16,7 млрд. долл., что соответствует примерно 19% ВВП. В кризисном третьем квартале 1998 г. чистый отток капитала составил 20% ВВП, то есть бремя утечки примерно сопоставимо6. В результате падение капитализации фондового рынка составило порядка 700 млрд. долл.

5 Спираль дефолтов. // Эксперт. - 2008. - № 38. С. 15.

6 Журавлев С. Белый медведь ушел. // Эксперт. - 2008. - №40. С. 65-69.

Очевидно, что в условиях кризиса реализовались все основные банковские риски. К основным причинам их реализации можно помимо кризиса отнести усиление конкуренции между банками, изменение структуры банковской системы в отдельных странах (слияние банков, объединение кредитных организаций со страховыми компаниями и др.), рост волатильности на финансовых рынках, возникновение новых рынков и видов бизнеса, повышение уровня зависимости между страновыми финансовыми рынками. Заметное влияние на положение с потерями от операций оказало активное внедрение в практику новых финансовых продуктов, особенно деривативов - фьючерсов, свопов, опционов, которые в большей мере связаны с риском, чем классические инструменты. Очевидно, что общепринятые правила надзора за банковской деятельностью оказались неадекватными существовавшей практике7. Переоценка рисков кредитными организациями стала причиной ужесточения условий заимствования для российских кредитных и нефинансовых организаций, а также ухудшения функционирования финансового и фондового рынков страны. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковского кредитования и существенное ухудшение ситуации на фондовом рынке нарушило стабильность функционирования рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стали формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России. В связи с возникшей кризисной ситуацией государством был реализован комплекс мер денежно-кредитной политики, направленный на минимизацию для российской банковской системы негативных последствий мирового финансового кризиса.

К основным антикризисным мерам по поддержанию банковской сферы можно отнести принятие федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ», в соответствии с которым Агентству по страхованию вкладов (АСВ) делегирована функция по предупреждению банкротства банков, являющихся значимыми для финансовой системы, и внесение изменений в действующее законодательство, дающих Банку России право предоставлять российским кредитным организациям кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев.

Кроме этого, государством было выделено 950 млрд. руб. субординированных кредитов российским компаниям на сроки от 5 до 11 лет для рефинансирования внешней задолженности и предоставлены бюджетные депозиты на общую сумму 1,1 трлн. руб. сроком на три месяца трем крупнейшим банкам - Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку.

С целью минимизации рисков снятия денежных средств населения с банковских счетов размер максимального страхового возмещения по банковским депозитам был увеличен до 700 тыс. руб.

7 Михайлова Н.А., Степашина М.О. Совершенствование международных принципов управления банковскими рисками. // Международные банковские операции. - 2008. - № 4.

В качестве дополнительных мер поддержания банковской ликвидности были снижены ставки отчисления в Фонд обязательного резервирования (ФОР), благодаря чему в финансовую систему вернулось около 300 млрд. руб.

Кроме вышеперечисленных, к существенным антикризисным мерам можно отнести как расширение круга кредитных организаций, допущенных к участию в аукционах репо, проводимых Банком России, так и меры по упрощению порядка взыскания обеспеченной залогом задолженности.

Важным шагом для поддержания рынка межбанковского кредитования стало заключение Банком России с крупнейшими банками соглашений о компенсации им части убытков по сделкам на рынке межбанковского кредитования.

Нельзя не отметить так же принятие мер, направленных на дестимулирование оттока капитала из России, состоящих в повышении процентных ставок по сделкам «валютный своп».

Помимо несомненной пользы для экономики в условиях кризиса ряд мер, принятых государством, представляется малоэффективными. Меры, предпринятые для нормализации ситуации в банковской сфере, направлены не на помощь всей банковской системе в условиях кризиса, а на ускорение отбора наиболее жизнеспособных финансовых структур, в результате чего количество регионов, в которых госбанки будут монополистами, резко возрастет.

Очевидно, что в среднесрочной перспективе внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предыдущими периодами. Снижение темпов роста производства товаров и услуг в мире, начавшееся в 2008 г., продолжится и далее. Остается высоким риск продолжения оттока капитала из России вследствие нестабильности на мировых финансовых рынках.

Но думать надо не о кризисе, а о том, как будет развиваться российская банковская система после него. Вот главный вопрос, который нужно сегодня обсуждать, сделав соответствующие выводы из тех недостатков функционирования российских кредитных организаций и Банка России, которые стали наиболее очевидными в результате финансового кризиса.

В среднесрочной перспективе необходимо предпринять ряд мер, способствующих повышению эффективности и устойчивости российской банковской системы, по следующим основным направлениям.

Во-первых, усовершенствовать схему рефинансирования банковской и финансовой систем.

Для этого представляется целесообразным кредитовать коммерческие банки, ограничивая использование предоставляемых денежных средств, главным образом, с целью рефинансирования предприятий реального сектора экономики с условием введения регулирования процентных ставок.

Необходимо расширить перечень бумаг ломбардного списка, принимаемых Банком России под обеспечение рефинансирования

коммерческих банков, включив в него векселя предприятий приоритетных секторов экономики.

Кроме этого, можно рефинансировать коммерческие банки под залог векселей платежеспособных предприятий реального сектора экономики, введя мониторинг их финансового состояния.

По нашему мнению конструктивной мерой может стать предоставление долгосрочного рефинансирования в виде субординированных депозитов по ставкам, близким к рыночным.

Требуется создать на межбанковском рынке «каскад уровней», благодаря которому избыточная ликвидность крупнейших банков будет переходить к менее крупным специализированным банкам.

Необходимо обеспечить доступ к денежным ресурсам малым и средним региональным банкам, используя, в частности, дополнительные схемы принудительного перераспределения ликвидности внутри банковского сектора, такие как: внедрение системы субординированных кредитов от крупнейших банков средним и малым; заключение долгосрочных соглашений о выкупе крупными банками части кредитных портфелей малых банков.

Во-вторых, усовершенствовать принципы регулирования и надзора в банковской сфере, для этого необходимо более широко использовать механизмы банковского надзора с целью стабилизации финансовой системы и эффективного противостояния кризисным тенденциям в финансовой сфере.

Представляется целесообразным снять с банков избыточное административное бремя, т.к. унифицированные процедуры надзора Банка России, ФСФР России, ФАС России, не зависящие от объема активов и разрешенных видов банковской деятельности, снижают конкурентоспособность банков.

Кроме того, необходимо создать систему дифференцированного регулирования, предполагающего, что интенсивность дистанционного надзора (включая объем и режим предоставления отчетности) должна зависеть от роли банка в обеспечении стабильности банковской системы. Более пристальное внимание должно уделяться надзору за банками, системообразующими и имеющими генеральные лицензии. Необходимость дифференцированного регулирования и надзора связана с усложнением видов и форм банковской деятельности: появлением ипотечных банков, инвестиционных банков, банков потребительского кредита и иной специализации. Система надзора должна учитывать и различия в уровне развития регионов.

Следует укрепить законодательные основы защиты интересов и прав кредиторов и вкладчиков.

В-третьих, привести в соответствие с международными механизмы риск-менеджмента, применяемые кредитными организациями, для этого требуется завершить реализацию подходов, предложенных документом Базельского комитета по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала: новые подходы. Уточненная версия» (Базель II) в части упрощенного

стандартизированного метода оценки достаточности собственных средств (капитала) банков; модификации методики определения

кредитного и операционного рисков, что будет способствовать адекватной капитализации банков и совершенствованию систем управления рисками, укрепляя таким образом стабильность финансовой системы в целом.

В кредитных организациях должно обеспечиваться эффективное функционирование систем банковского управления и внутреннего контроля и постоянный мониторинг рисков.

При оценке кредитного риска необходимо осуществлять распределение весовых коэффициентов риска не по видам активов, а по группам заемщиков с учетом большей детализации заемщиков по их видам (государство, центральный банк, коммерческие банки, индивидуальные заемщики и т.д.).

Требуется организовать в кредитных организациях упреждающее управление операционными рисками, используя мониторинг ключевых индикаторов риска.

В-четвертых, реализовать мероприятия по повышению уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала, а именно, осуществить меры по улучшению законодательных условий привлечения капитала в банковский сектор путем публичного размещения акций, в том числе в части отмены обязательной регистрации отчета об итогах выпуска акций, отмены ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом.

В-пятых, провести мероприятия, способствующие укреплению конкурентоспособности банковской системы.

Представляется целесообразным создать равные условия для ведения бизнеса всеми кредитными организациями вне зависимости от формы собственности, что подразумевает предъявление к ним единых нормативных требований.

Помимо этого, необходимо противодействовать попыткам установления территориальных ограничений на деятельность кредитных организаций.

В качестве конструктивной меры видится обеспечение широкого доступа банков к размещению государственных ресурсов в условиях максимальной прозрачности.

Требуется модернизировать законодательство в финансовой сфере с целью укрепления правовых механизмов конкуренции, упрощения системы налогообложения, что позволит более эффективно вовлекать финансовые активы в оборот и создавать на их основе финансовые инструменты, обладающие необходимой ликвидностью. Особое значение имеют нормативные акты, регулирующие залоговые отношения, секьюритизацию, деривативы, организационные и правовые основы платежной системы России.

Реализация вышеперечисленных предложений, на наш взгляд, способна повысить гибкость и выносливость российской банковской системы, обеспечить ее устойчивость в условиях внешних шоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.