Научная статья на тему 'Региональные особенности функционирования сферы бытового обслуживания'

Региональные особенности функционирования сферы бытового обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / CONSUMER SERVICES / УСЛУГА / SERVICES / ПРИБЫЛЬ / PROFIT / ПОКАЗАТЕЛЬ / INDICATOR / ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ / INTERDEPENDENCE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ / INTERACTION OF FACTORS / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ / INNOVATIVE METHODS OF DEVELOPMENT / ФАКТОРЫ РОСТА / GROWTH FACTORS / ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Анастасия Александровна

В условиях динамично меняющихся требований к процессам создания и использования материальных и нематериальных ресурсов особую актуальность обретает активизация конкурентной борьбы, как между субъектами мирового хозяйства, так и между экономикой регионов. В связи с этим обостряется конкуренция между городами, предприятиями, которые конкурируют не только на внутреннем рынке территорий, но и на межрегиональных рынках. Чтобы завоевать признание на рынке и получить вознаграждение от потребителя предприятия конкурируют своими услугами, в частности в сфере предоставления бытовых услуг населению. В условиях динамично меняющихся требований со стороны потребителей к качеству потребляемой услуги, субъекты бытового обслуживания вынуждены непрерывно повышать качество и эффективность своей деятельности, следовательно, искать наиболее рациональные пути использования имеющихся ресурсов. Важным при этом является грамотное соотношение факторов, воздействующих на процесс предоставления и качество услуги. Основной целью данной статьи является определение степени взаимозависимости факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности предприятий бытового обслуживания. В работе использованы методы факторного анализа, корреляционно-регрессионного анализа и т. д. По результатам проведенного исследования в заключении сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF REGIONAL BATH THE SERVICE SECTOR

In the conditions of dynamically changing requirements to processes of creation and use of material and non-material resources the growth of competition, both between subjects of world economy, and between economy of regions becomes especially urgent. In this regard, competition between cities and enterprises that compete not only in the internal market of territories, but also in the interregional markets is intensifying. In order to gain recognition in the market and receive remuneration from the consumer, enterprises compete with their services, in particular in the provision of household services to the population. In the conditions of dynamically changing requirements from consumers to quality of the consumed service, subjects of consumer services are compelled to increase continuously quality and efficiency of the activity, therefore, to look for the most rational ways of use of available resources. Important in this case is a competent ratio of factors affecting the process of provision and quality of service. The main purpose of this article is to determine the degree of interdependence of factors affecting the efficiency of domestic service enterprises. We used the methods of factor analysis, correlation and regression analysis, etc. On the results of the study in conclusion made conclusions.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности функционирования сферы бытового обслуживания»

экономические науки

Смирнова Анастасия Александровна РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ...

УДК 338.46

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

© 2018

Смирнова Анастасия Александровна, старший преподаватель кафедры «Сервис»

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22, e-mail: smirnowa.anastasiy2014@yandex.ru)

Аннотация. В условиях динамично меняющихся требований к процессам создания и использования материальных и нематериальных ресурсов особую актуальность обретает активизация конкурентной борьбы, как между субъектами мирового хозяйства, так и между экономикой регионов. В связи с этим обостряется конкуренция между городами, предприятиями, которые конкурируют не только на внутреннем рынке территорий, но и на межрегиональных рынках. Чтобы завоевать признание на рынке и получить вознаграждение от потребителя предприятия конкурируют своими услугами, в частности в сфере предоставления бытовых услуг населению. В условиях динамично меняющихся требований со стороны потребителей к качеству потребляемой услуги, субъекты бытового обслуживания вынуждены непрерывно повышать качество и эффективность своей деятельности, следовательно, искать наиболее рациональные пути использования имеющихся ресурсов. Важным при этом является грамотное соотношение факторов, воздействующих на процесс предоставления и качество услуги. Основной целью данной статьи является определение степени взаимозависимости факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности предприятий бытового обслуживания. В работе использованы методы факторного анализа, корреляционно-регрессионного анализа и т. д. По результатам проведенного исследования в заключении сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: бытовое обслуживание, услуга, прибыль, показатель, взаимозависимость, взаимодействие факторов, инновационные методы развития, факторы роста, факторы эффективности.

PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF REGIONAL BATH THE SERVICE SECTOR

© 2018

Smirnova Anastasia Aleksandrovna, senior lecturer of the chair «Service» department Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Street, 22, e-mail: smirnowa.anastasiy2014@yandex.ru)

Abstract. In the conditions of dynamically changing requirements to processes of creation and use of material and non-material resources the growth of competition, both between subjects of world economy, and between economy of regions becomes especially urgent. In this regard, competition between cities and enterprises that compete not only in the internal market of territories, but also in the interregional markets is intensifying. In order to gain recognition in the market and receive remuneration from the consumer, enterprises compete with their services, in particular in the provision of household services to the population. In the conditions of dynamically changing requirements from consumers to quality of the consumed service, subjects of consumer services are compelled to increase continuously quality and efficiency of the activity, therefore, to look for the most rational ways of use of available resources. Important in this case is a competent ratio of factors affecting the process of provision and quality of service. The main purpose of this article is to determine the degree of interdependence of factors affecting the efficiency of domestic service enterprises. We used the methods of factor analysis, correlation and regression analysis, etc. On the results of the study in conclusion made conclusions.

Keywords: consumer services, services, profit, indicator, interdependence, interaction of factors, innovative methods of development, growth factors, efficiency factors.

Все известные явления и процессы деятельности предприятий сферы бытового обслуживания находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. В целях определения степени влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, был проведен факторный анализ влияния различных факторов на результат (прибыль от предоставления населению бытовых услуг) за весь исследуемый период [1]. Следует отметить, что вышеперечисленные показатели в области имеют неустойчивый характер. В этой связи важной задачей интенсификации в данных условиях является устранение резких колебаний по годам. При этом для определения экономической эффективности интенсификации необходимо использовать показатель устойчивости процесса предоставления услуг, под которым следует понимать обеспечение возрастающих объемов реализации услуг высокого качества в расчете на 1 субъект бытового обслуживания, чтобы учесть чередование благоприятных и неблагоприятных условий (факторов). Устойчивым можно считать такой процесс предоставления услуги, при котором снижение прибыли от реализации бытовых услуг, не будет оказывать значимого влияния на снижение среднего показателя за 5 лет. Исследуемый период следует разделить на три временных периода, а именно 2002-2006, 2007-2011 и 2012-2016 годы.

Таблица 1 - Влияние количества субъектов бытового обслуживания и среднего уровня заработной платы населения на показатель прибыли от предоставления бытовых услуг населению в Нижегородской области

Субъект Средний уровень прибыли Б предприятие. тыс. руб. Количество предприятий, шт. Прибыль от предоставления бытовых услуг населению, тыс. т Отклонение,

2007 г. 2016 г. 2007 г. 2016 г. 2007 г. 2016 г. Усл. О,,« За счет (У) За счет (S)

Бытовые услуги по региону всего 10Д02 26,401 1121 1696 11548,5 44776,1 17472,1 33227,5 27303,9 5923,65

в т.ч.

Вэчскийрайон 0,414 1,077 9 13 3,57 14,0 538 10,43 8,62 1,82

Володарсхийрайон 0,731 1,900 12 18 8,71 34,2 13,15 25,49 21,05 4,44

Воротынскпй район 0,374 2,274 13 19 11,00 43,2 16,62 32 ДО 26,58 5,61

гКупе&нш 45,85 119,234 75 ИЗ 3431,84 13473,4 5182,08 10041,5 8291,32 1750,24

гДзержннск 634,09 1648,655 7 11 4619,26 18135,2 6975,08 13515,9 11160,12 2355,82

Лысковский район 185,65 482,689 25 38 4671,98 18342,2 7054,69 13670,2 11287,51 2382,71

Кстовский район 12938 336,405 37 56 4798,45 18838,7 7245,65 14040,2 11593,05 2447,21

г. Арзамас 61,13 158,958 97 147 5951,81 23366,3 8987,23 17414,9 14379,57 3035,42

Исходя из вышеуказанных условий факторная модель фактической прибыли предприятий бытового обслуживания имеет следующий вид (таблица 1). В период с 2007 по 2016 год общий рост прибыли по Нижегородской области составил 33227,5 тыс. руб., на что в большей степени оказало влияние (качественного фактора) увеличение среднего уровня прибыли в расчете на 1 предприятие. За счет данного фактора общий показатель прибыли увеличился на 27303,9 тыс. руб. Количественный фактор также оказал положительное

Smirnova Anastasia Aleksandrovna PECULIARITIES OF FUNCTIONING .

economic sceinces

влияние на рост итогового показателя на 5923,65 тыс. руб. Сравнение аналогичных показателей в разрезе районов области также представлено в таблице.

Из проведенного исследования следует, что сложившиеся в данной сфере диспропорции по уровню прибыли и количества предприятий бытового обслуживания внутри каждого отдельно взятого района, формирует одну из приоритетных задач в рамках Нижегородской области - увеличение качества и доступности всего спектра услуг. Подобное усиление, в свою очередь, должно основываться первоначально на интенсивных методах. Причем в современных условиях необходимо получать не максимальную прибыль, а оптимальную, позволяющую рационально использовать имеющиеся средства и ресурсы. Вследствие этого, первоочередное значение в данном исследовании должно отводиться определению оптимальной структуры сферы бытового обслуживания, а также определению факторов и их значений, формирующих эффективность данной сферы с последующим определением путей стабилизации процессов предоставления услуг и их возможного потребления (реализации). Это подтверждают такие авторы, как: О.М. Голикова [1], К.Т. Каджигаев [2], В.С. Братолюбов [3], Е.В. Кабашова [4], Е.Н. Жильцов [5], Д.А. Корнилов [6], А.Ю. Басс [7] и другие [8; 9].

Рассмотрим основные категории факторов, формирующих результативный показатель (чистая прибыль от предоставления бытовых услуг), к ним относятся следующие, представлено на рисунке 1.

предприятий после определенного уровня постепенно сокращается.

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на формирование показателя чистой прибыли от предоставления бытовых услуг населению

Рассмотрим взаимную зависимость вышеуказанных факторов в целях определения значимости каждого из них в формировании и развитии рынка бытового обслуживания региона. Известно, что в общем числе хозяйствующих субъектов, оказывающих бытовые услуги, доля государственных и муниципальных предприятий крайне незначительна. В то же время существуют такие бытовые услуги, которые в силу своей специфики являются убыточными, но социально значимыми и нуждаются в государственной поддержке. В качестве примера можно назвать услуги по химической читке и крашению одежды. Высококлассные предприятия создаются предпринимателями, как правило, в форме совместных предприятий с участием иностранного инвестора [1]. Следовательно, необходимо определить зависимость совместных (средних и крупных) предприятий бытового обслуживания и показателя прибыли от реализации бытовых услуг населению. Итоги корреляционного анализа по указанной группе факторов представлены в приложении 2 и на рисунке 2.

Уравнение зависимости прибыли от количества субъектов бытового обслуживания в Нижегородской области у = 0,0021 + 21,98 (у - количество субъектов, шт., х - прибыль, тыс. руб.) показывает, что с увеличением количества субъектов на 1 шт. прибыль увеличивается на 21,98 тыс. руб. Коэффициент точности аппроксимации уравнения составляет В.- =0,261 из чего следует, что данная зависимость не является полностью линейной и прирост прибыли с увеличением количества

Рисунок 2 - Зависимость прибыли (от реализации бытовых услуг населению) от количества субъектов бытового обслуживания Нижегородской области

Также наглядную интерпретацию данной связи отражает уравнение зависимости, выраженное полиномиальным трендом четвертой степени. По данному уравнению коэффициент детерминации составляет уже 54,3 % и доказывает, что прибыль, полученная в результате реализации бытовых услуг зависит от количества субъектов в данной сфере на 54,3 %, а на 45,7 % от факторов не вошедших в модель.

Определенные диспропорции по Нижегородской области в разных районах по численности и качеству деятельности субъектов бытового обслуживания обусловили необходимость более подробного исследования, направленного на установление зависимости прибыли от иных факторов. Районы, имеющие предприятия бытового обслуживания были распределены по количеству субъектов бытового обслуживания (количественному признаку) с указанием усредненных качественных характеристик. Следовательно, для группировки хозяйств региона была использована формула определения оптимального количества интервалов, на которые разбивается наблюдаемый диапазон изменения случайной величины, предложенной американским статистиком Гербертом Стёрджессом. С ее помощью общую совокупность хозяйств необходимо разделить на определенное количество групп с равными интервалами, т. к. значение количественного признака внутри совокупности изменяется равномерно.

Исходя из территориального деления Нижегородской области, принимаем значение N=51, следовательно число п составит 13,45.

Затем был определен шаг интервала. Значение h составило 51,53. В таблице 2 представлена группировка по признаку «количество субъектов бытового обслуживания» с равными интервалами.

Таблица 2 - Группировка районов Нижегородской области по численности субъектов бытового обслуживания

Группы хозяйств по количеству субъектов бытового обслуживания Число субъектов в группе Население, тыс. чел. (средний по группе) Прибыль, тыс. руб. (средняя по группе)

1. (2-53) 38 31,92 2758,2

2. (54-106) 3 97,17 9470,4

3. (107-159) 5 64,43 58070,3

4. (160-212)

5. (213-265)

13. (свыше 636) 1 1270,24 1487980,1

Результаты группировки были отображены с учетом величины интервала и выявленного количества групп. В целях сопоставления полученных значений с показателем прибыли следует рассмотреть общее значение числа субъектов бытового обслуживания в каждой из

экономические науки

Смирнова Анастасия Александровна РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ...

выбранных групп, а также численность населения, формирующей потенциальную численность потребителей бытовых услуг. Размах вариации в ходе определения с учетом всех необходимых значений составил 51,53, что обусловило выделение 13 групп. Исходя из особенностей сферы услуг региона и низкого уровня в совокупности преобладают районы с численностью субъектов бытового обслуживания от 2 до 53 ед., в данную группу вошло 38 районов.

его мощность повышается благодаря использованию прогрессивных методов, постоянно растущих и модернизирующихся [6]. Одним из факторов, формирующих интенсификацию сферы бытового обслуживания, является стоимость услуги, которая, в свою очередь, формируется с учетом среднего уровня доходов населения (максимального и минимального значения данного показателя).

Население со средними и низкими доходами в настоящее время практически по всем видам услуг переходит на самообслуживание. Связано это с уменьшением предложения услуг, увеличением их стоимости, ухудшением качества. Особенно значительно сократился объем услуг химической чистки и прачечных. Очевидно, что эти тенденции сохранятся в перспективе. Будет существовать небольшое количество высококлассных предприятий, а убыточные предприятия - закрываться и перепрофилироваться на другие виды деятельности [1].

Рисунок 3 - Зависимость прибыли (от реализации бытовых услуг населению) от численности населения Нижегородской области

Начиная с 4 до 12 группы включительно имеют значения, в которые не вошли районы области. Наивысшим показателем, замыкающими верхнюю границу данного размаха вариации обладает г. Нижний Новгород, численность субъектов бытового обслуживания на территории которого составила в отчетном 2016 году 672 единицы.

Следующим этапом явилось определение зависимости населения Нижегородской области (как потенциально возможной группы потребителей услуг) и показателя прибыли от реализации бытовых услуг населению. Итоги корреляционного анализа по указанной группе факторов представлены в приложении 3 и на рисунке 3.

Полученное уравнение зависимости прибыли от численности населения в Нижегородской области у = 0,004* + 19,74 (у - численность населения, тыс. чел., х - прибыль, тыс. руб.) показывает, что с увеличением численности населения на 1 тыс. чел. (при том, что они будут являться потребителями услуг) прибыль увеличивается на 19,74 тыс. руб. Коэффициент точности аппроксимации уравнения составляет R - = 0,465 из чего следует, что данная зависимость является линейной, однако имеется вероятность частичного сокращения после роста до определенного уровня.

Также следует отметить, что уравнение зависимости, выраженное полиномиальным трендом четвертой степени, обозначило коэффициент детерминации 0,504. Это свидетельствует о том, что прибыль, полученная в результате реализации бытовых услуг на 50,4 % зависит от численности населения в рассматриваемом регионе, и на 49,6 % от факторов не вошедших в модель.

Тенденции в сфере бытового обслуживания требуют качественного изменения процесса предоставления (создания) и потребления населением услуг, что повлияет в первую очередь на увеличение такого показателя, как чистая прибыль, который является приоритетным в данной сфере деятельности. Подобного рода «Интенсификация», как правило, основывается на внедрении экстенсивного или интенсивного метода расширения. Это подтверждают в работах такие авторы как: А.П. Куприков [10], В.О. Ооржак [11], А.А. Аузан [12], Л.П. Гончаренко [13], М.С. Егорихина [14], М.Б. Захир [15], Т.А. Бурцева [16] и другие [17-20].

Первый зарекомендовал себя в качестве неэффективного, снижающего ключевые показатели любой хозяйственной деятельности человека. Напрашивается вывод, что второй метод более действенный и именно его нужно рассматривать более пристально. Интенсификация - это процесс в развитии любой экономической отрасли (в том числе и предоставления услуг), при котором

Рисунок 4 - Характеристика уровня заработной платы населения (в разрезе районов) Нижегородской области

Далее была рассмотрена зависимость данного фактора и показателя чистой прибыли субъектов бытового обслуживания, отображенная на оисункс 5. Полученное уравнение зависимости у = 0,001*1 В,49 (у - средний уровень заработной платы, тыс. руб., х - прибыль, тыс. руб.) показывает, что с увеличением среднего уровня заработной платы на 1 тыс. руб. прибыль увеличивается на 18,49 тыс. руб. Коэффициент точности аппроксимации уравнения составляет Я- = 0,20 из чего следует, что данная зависимость не является линейной и имеется высокая степень вероятности частичного сокращения показателя прибыли после роста до определенного уровня.

Рисунок 5 - Зависимость прибыли (от реализации бытовых услуг) от среднего уровня заработной платы населения Нижегородской области

Также следует отметить, что уравнение зависимости, выраженное полиномиальным трендом четвертой степени, обозначило коэффициент детерминации 0,504. Это свидетельствует о том, что прибыль, полученная в результате реализации бытовых услуг на 50,4 % зависит от численности населения в рассматриваемом регионе, и на 49,6 % от факторов не вошедших в модель.

Каждый из перечисленных факторов в различной степени воздейсвует на результативный показатель, сле-

Smirnova Anastasia Aleksandrovna PECULIARITIES OF FUNCTIONING .

economic sceinces

довательно, заключительным этапом необходимо обобщить и систематизировать полученные результаты путем межфакторной корреляции. Полученная по результатам межфакторной корреляции матрица представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Матрица межфакторной корреляции (по всей совокупности факторов)

Наименование фактора X1 - Количество субъектов, предоставляющих бытовые услуги (в соответствии с реестром) Х2 — Население, тыс. человек ХЗ — Средний уровеньзаработной платы, тыс. руб Y- Прибыль от потребления бытовых услуг населением, тыс. руб

Г1 — Количество субъектов, предоставляющих бытовые услуги(в соответствии с реестром) 1

Х2 - Население,тыс. человек 0,933892446 1

хз — Ср едннй у р о вень зар а б о тно й платы, тыс. руб. 0,26135748 0,26559116 1

у-Прибыль от реализации бытовых услуг на селению, тыс. 0,93655131 0,975472388 0,165801222 1

В результате решения было получено уравнение, направленное на выявление степени зависимости показателя прибыли от реализации бытовых услуг населению от совокупности исследуемых факторов. Соответственно, уравнение, направленное на выявление влияния факторов на показатель прибыли имеет вид:

у = 0,9365 4- 0,933011 + 0,2655x2 + 01658x3 где y - Прибыль от реализации бытовых услуг населению, тыс. руб.; х -Количество субъектов, предоставляющих бытовые услуги (в соответствии с реестром), шт.; х2 - численность населения, тыс. чел.; х3 - средний уровень заработной платы, тыс. руб.

Из уравнения следует, что с увеличением количества субъектов, предоставляющих бытовые услуги на 1 ед. и общей численности населения на 1 тыс. чел. результативный показатель (прибыль от реализации бытовых услуг) увеличивается на 0,933 и 0,265 тыс. руб соответственно. Наименьшее значение на увеличение итогового показателя оказывает увеличение среднего уровня заработной платы, т. к. с ростом данного фактора на 1 тыс. руб. показатель прибыли от реализации услуг повышается лишь на 0.165 тыс. руб. Коэффициент корреляции составляет R = 0,9831 и доказывает, что связь между показателями тесная, а коэффициент детерминации R- = 0,9665, свидетельствует о зависимости результативного показателя от вышеприведенных факторов на 96,6 % и на 3,4 % от факторов, не вошедших в модель.

В результате исследования современного состояния рынка бытового обслуживания на региональном уровне выявлена необходимость рационального использования имеющихся у субъектов ресурсов и возможностей, т. к. от грамотного их использования зависит состояние данного рынка в целом. Важная роль при этом относится процессу планирования возможного роста на перспективу с учетом возможностей отдельно взятого региона, численности населения, экономической ситуации и т. д.. В приведенном исследовании обозначена основная группа факторов, оказывающих непосредственное влияние на благосостояние отдельных субъектов бытового обслуживания с указанием степени и тесноты связи между отдельными группами и всей совокупностью факторов, а полученные результаты свидетельствуют о важности их прогнозирования при построении моделей развития рынка бытового обслуживания на уровне региона и страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Голикова О.М., Шаптефрац А.В. Краудсорсинг и краудфандинг как способы решения бизнес задач // ИТпортал, 2017. № 2 (14). URL: http://itportal.ru/science/ economy/kraudsorsing-i-kraudfanding-kak-spo/.

2. Гаджиагаев К. Т. Организационно-управленческие аспекты развития инновационной деятельности в сфере услуг: Автореф. дисс. канд.экон.наук., Махачкала, 2005. 178. С. 60.

3. Братолюбов B. C. Экономика качества как инструмент снижения себестоимости и повышения кон-

курентоспособности продукции // Экономика качества. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Вып. 4. М.: НТК «Трек», 2001. 37 с.

4. Кабашова Е.В. Проблемы выбора индикатора уровня жизни населения // Российский электронный научный журнал. 2013. № 1. С. 64-73.

5. Жильцов Е. Н., Казаков В.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: Учеб. Пособие. М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2007. 288 с.

6. Корнилов Д.А., Первышин М.Н., Корнилова Е.В. Выбор предпочтительного варианта потребительского инвестирования на основе метода анализа иерархий (МАИ) // Иннов: электронный научный журнал, 2016. №4 (29). URL: http://www.innov.rU/stience/economy/vy-bor-predpochtitelnogo-varianta-po/.

7. Басс А. Ю., Разомасова Е. А. Сфера услуг и предпринимательство в экономическом развитии // ЭКО, 2009. № 2. С.75-103.

8. Лозовая Г.Ф., Бадак-шанов А.Р. Моделирование стратегического управления лекарственным обеспечением уральского региона // Экономический вестник фармации. 2002. № 9. С. 57.

9. Качалов В.А. О методе оценки деятельности в области качества // Методы менеджмента качества, 2001. № 8. С. 4-6.

10. Куприков А.П., Аксенов Д.А. Повышение эффективности государственной поддержки российской экономики в условиях санкций // Финансы, деньги, инвестиции. 2017. № 2 (61). С. 15-19.

11. Ооржак В.О. Формирование и реализация стратегии промышленного развития региона. - Москва, 2004.

12. Аузан А. А. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. А.А.Аузана. М.: ИНФРА-М, 2012. 416 с.

13. Гончаренко Л.П. Экономическая и национальная безопасность. - М.: Экономика, 2012. - 542 с.

14. Егорихина М.С., Козлов С.Н., Шамин Е.А. Механизм программного бюджетирования, как один из государственных регуляторов сферы услуг // Вестник НГИЭИ. 2017. № 6 (73). С. 109-116.

15. Захир М.Б. Конкурентоспособность и производственное превосходство в малом предпринимательстве - Новосибирск: Наука, 2011. 132 с.

16. Бурцева Т.А., Лысова Е.А. Особенности управления предприятиями сферы услуг // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9 (64). С. 46-53.

17. Изотова Н.Н. Национальные особенности встречи нового года в Японии // В сборнике: Филологические науки в МГИМО Москва, 2014. С. 189-198.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Ахтямов М.К., Боброва А.В., Ильинская Л.Г. Оценка стоимости бизнеса для субъектов малого предпринимательства: цели и проблемы // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 241.

19. Пахомова А.И. Возможна ли модернизация городов за счет получения кредита от будущих поколений? // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2011. № 2. С. 5-8.

20. Пескова Д. Р. Коммерческая тайна в системе экономических отношений: монография. Москва: МАКС Пресс. 2011.

Статья поступила в редакцию 23.04.2018

Статья принята к публикации 25.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.