Научная статья на тему 'Регулирование экономического поведения предприятия на рынке социально-бытовых услуг в регионах Крайнего Севера'

Регулирование экономического поведения предприятия на рынке социально-бытовых услуг в регионах Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛУГИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОБЫТОВЫХ УСЛУГ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕГИОНЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА / SERVICES / PAID SERVICES / SOCIAL AND PERSONAL SERVICES / ECONOMIC BEHAVIOR OF ENTERPRISES / GOVERNMENT REGULATION OF THE SPHERE OF SOCIAL SERVICES / LICENSING / REGIONS OF THE FAR NORTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Анна Михайловна, Горбунова Наталья Викторовна

Эффективное функционирование сферы социально-бытовых услуг в настоящее время является неотъемлемым элементом успешного развития региона и важнейшим фактором повышения качества жизни. Социально-бытовые услуги характеризуются как деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в досуге, саморазвитии, на поддержание жизнедеятельности потребителя в быту. В статье проведен анализ рынка социально-бытовых услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, определены специфические факторы внешнего воздействия, к которым отнесены природноклиматические, демографические и социально-экономические факторы. Проведен анализ существующих региональных программ поддержки предприятий сферы социально-бытовых услуг, который позволяет выделить три группы регионов с точки зрения организационной структуры управления бытовым обслуживанием. Автором выделены проблемы функционирования рынка социально-бытовых услуг северного региона. Для решения указанных проблем обоснована необходимость утверждения программы развития сферы бытового обслуживания населения, которая представляет собой совокупность целей и задач, а также основных направлений и мероприятий, способствующих устойчивому функционированию и стабильному развитию сферы бытовых услуг. В заключении статьи автором сделан вывод о результативности реализации программы, благодаря обеспечению устойчивого функционирования и стабильного развития сферы бытового обслуживания населения, удовлетворению потребностей жителей округа в услугах, соответствующих мировым стандартам безопасности, внедрению новых форм обслуживания и видов бытовых услуг, повышению уровня доступности услуг для населения, а также насыщению рынка социально значимыми видами услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of the economic behavior of the enterprise in the market of social services in the regions of the Far North

The effective functioning of the sphere of social services at the present time is an essential element for the successful development of the region and the most important factor in improving the quality of life. Welfare Services are characterized as activities aimed at meeting the needs of leisure, self-development, to maintain the consumer's ability to live in the home. In the article the analysis of the market of social services of the Yamalo-Nenets Autonomous District, identified specific factors of external influence, which attributed climatic, demographic and socioeconomic factors. The analysis of the existing regional programs to support enterprises in the sphere of social services, which allows to distinguish three groups of regions in terms of organizational management structure for domestic services. The author highlighted the problem of functioning of the market of social services to the northern region. To solve these problems, the necessity of the approval of consumer services development program of the population, which is a set of goals and objectives, as well as the main directions and measures that promote sustainable and stable development of the functioning of consumer services. In conclusion, the article concluded that the effectiveness of the program, by providing a stable functioning and stable development of the sphere of consumer services, meeting the needs of county residents for services that meet international safety standards, the introduction of new forms of services and types of consumer services, improve the level of access to services for the population, as well as the saturation of the market of socially significant types of services.

Текст научной работы на тему «Регулирование экономического поведения предприятия на рынке социально-бытовых услуг в регионах Крайнего Севера»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №3 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/147EVN316.pdf Статья опубликована 06.07.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:

Королева А.М., Горбунова Н.В. Регулирование экономического поведения предприятия на рынке социально-бытовых услуг в регионах Крайнего Севера // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/147EVN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 332.1

Королева Анна Михайловна

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Россия, Тюмень1

Старший преподаватель E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3893-6392 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=782148

Горбунова Наталья Викторовна

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Россия, Тюмень

Специалист E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=653982

Регулирование экономического поведения предприятия на рынке социально-бытовых услуг в регионах

Крайнего Севера

Аннотация. Эффективное функционирование сферы социально-бытовых услуг в настоящее время является неотъемлемым элементом успешного развития региона и важнейшим фактором повышения качества жизни. Социально-бытовые услуги характеризуются как деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в досуге, саморазвитии, на поддержание жизнедеятельности потребителя в быту. В статье проведен анализ рынка социально-бытовых услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, определены специфические факторы внешнего воздействия, к которым отнесены природно-климатические, демографические и социально-экономические факторы. Проведен анализ существующих региональных программ поддержки предприятий сферы социально-бытовых услуг, который позволяет выделить три группы регионов с точки зрения организационной структуры управления бытовым обслуживанием. Автором выделены проблемы функционирования рынка социально-бытовых услуг северного региона. Для решения указанных проблем обоснована необходимость утверждения программы развития сферы бытового обслуживания населения, которая представляет собой совокупность целей и задач, а также основных направлений и мероприятий, способствующих устойчивому функционированию и стабильному развитию сферы бытовых услуг. В заключении статьи автором сделан вывод о результативности реализации программы, благодаря обеспечению устойчивого функционирования и стабильного развития сферы бытового обслуживания населения, удовлетворению потребностей жителей округа в услугах, соответствующих

1 625039, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 38, к. 311 1

мировым стандартам безопасности, внедрению новых форм обслуживания и видов бытовых услуг, повышению уровня доступности услуг для населения, а также насыщению рынка социально значимыми видами услуг.

Ключевые слова: сфера услуг; платные услуги; социально-бытовые услуги; экономическое поведение предприятия; государственное регулирование сферы социально-бытовых услуг; лицензирование деятельности; регионы Крайнего Севера

Эффективное социально-экономическое развитие государства предполагает активное участие региональных социально-экономических систем, позитивное влияние которых определяется наличием в их структурах динамичных элементов и секторов. В соответствии с моделью постиндустриального развития наибольшую динамику создает сфера услуг. В отраслях сферы услуг происходит усиление концентрации капитала, приток рабочей силы, рост инноваций. В этой связи актуальной задачей успешного социально-экономического развития региона является формирование эффективного сектора услуг.

Услуги представляют собой важнейший вид экономической деятельности, влияющий на все стороны жизни общества. При этом степень удовлетворения потребностей населения в услугах выступает одним из значимых индикаторов уровня и качества жизни.

Существуют различные трактовки термина «услуга». К. Маркс отмечал, что услуга представляет собой ".. .ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару; но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги" потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности, что, однако, нисколько не отличает его: скажем от какой-нибудь машины, например, от часов" [3]. То есть услуга рассматривается как некое действие, как полезный эффект деятельности работников. Как указывал К. Маркс "Услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара ли, труда ли".

В современной экономической теории услуга рассматривается как разновидность товара, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно.

Отдельные исследователи описывают услугу как некоторую выгоду, который один субъект оказывает другому. То есть оказание услуги обязательно предполагает какое-либо действие или выполнение определенного процесса.

В системе менеджмента качества услуга определяется как «результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна».2

В Российской Федерации понятие услуги было определено в статье 2 Федерального Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 N 157-ФЗ:3

«Услуги - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений».

2 ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

3 Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Исходя из этого определения следует, что, например, не будет являться услугой деятельность сотрудника организации по отношению к самой организации, поскольку это регламентировано трудовым договором и прочими документами.

В 2004 году Федеральный Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 N 157-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ.4 Однако, в новом законе определения термина услуги нет.

Для целей налогообложения используется определение услуги, представленное в Налоговом кодексе РФ: «Услугой для целей налогообложения, признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».5

О.Б. Мигунов в своем труде отмечал, что услугой являются результаты экономической деятельности, не принимающие материальной (вещной) формы и удовлетворяющие определенные потребности - личные, коллективные и общественные [7]. Услуги являются объектом купли-продажи, реализуются по ценам, либо целиком, либо в значительной мере покрывающим издержки (за счет выручки от реализации) и обеспечивающим прибыль производителю.

Таким образом, под услугой следует понимать определенную выгоду, пользу, возникающую в результате процесса исполнения услуги, при этом, при ее предоставлении поставщику услуги зачастую необходимо применение определенных материальных факторов производства, с помощью которых может быть создан физический товар (изготовление мебели, пошив одежды и т.п.).

Наиболее полно сущность услуги раскрывается в ее характеристиках:

• неосязаемость (нематериальность);

• одновременность производства и потребления;

• недолговечность;

• субъективность ценообразования;

• отсутствие владения;

• непостоянство качества.

Среди разнообразных услуг значимую роль играют социально-бытовые услуги, поскольку они направлены на поддержание жизнедеятельности граждан в быту. Так, согласно статистических данных, в настоящее время максимальный объем потребления приходится на социально-бытовые, медицинские и информационные услуги [рис. 1].

4 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

5 Налоговый кодекс РФ, часть 1, статья 38.

правовые социально-культурные социально-экономические информационные медицинские социально-бытовые

0 10 20 30 40 50 60 70 % от числа опрошенных

Рисунок 1. Частота пользования различными услугами [5]

Социально-бытовые услуги представляют собой деятельность, направленную на удовлетворение потребностей в досуге, саморазвитии, на поддержание жизнедеятельности потребителя в быту. Тогда рынок социально-бытовых услуг представляет собой сферу формирования спроса и предложения на социально-бытовые услуги, где последние выступают товаром и имеют свою цену.

Предоставление социально-бытовых услуг характеризуется значительной степенью локализации, поскольку большая их часть сильно привязана к определенной территории, где осуществляется процесс ее одновременного производства и потребления.

Региональный рынок социально-бытовых услуг занимает важное место в экономике региона и выполняет важнейшие функции, связанные с обеспечением взаимодействия потребителей и производителей, удовлетворением потребностей и повышением уровня и качества жизни населения [6]. В свою очередь, функционирование любого рынка, получившего свое развитие на определенной географической территории, обуславливается множеством факторов, присущих данному региону [2].

Все факторы, влияющие на формирование и развитие социально-бытовой инфраструктуры можно объединить в различные группы в зависимости от происхождения, социально-экономического содержания, степени воздействия и пр.

На создание и развитие рынков Ямало-Ненецкого автономного округа специфическое влияние оказывают группа таких факторов, как: природно-климатические, демографические и социально-экономические [рис. 2].

Наиболее значительную долю в структуре бытовых услуг населению округа занимают ремонт и строительство жилья и других построек (27,5%), услуги парикмахерских (16,1%), техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (16,0%), услуги бань и душевых (10,7%)6.

Вместе с тем в округе наименее развиты следующие виды услуг: обрядовые услуги, услуги предприятий по прокату, клининговые услуги. В последние годы развитие происходит в основном среди таких видов бытовых услуг, предоставляемых населению, как услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования,

6 Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yamalstat.gks.ru/ (дата обращения: 28.02.2016).

ремонту и строительству жилья и других построек, составляющие более 70% объема бытовых услуг. Этому способствуют увеличение объемов продаж легковых автомобилей населению, а также выделение земельных участков под жилищное строительство.

Рисунок 2. Факторы, влияющие на состояние и развитие рынка социально-бытовых услуг ЯНАО [1]

В целом, на региональном уровне необходимо разработать и реализовать конкретные меры по поддержке предприятий сферы социально-бытового обслуживания, исходя из потребностей населения региона.

Анализ существующих региональных программ поддержки предприятий сферы социально-бытовых услуг позволил выделить три группы регионов с точки зрения организационной структуры управления бытовым обслуживанием [8].

В первой группе регионов имеются специальные подразделения в администрации области и дополнительная управленческая структура, которая объединяет предприятия бытового обслуживания. Управленческие функции последней осуществляют либо акционерные общества, возникшие на базе бывших областных и районных управлений бытового обслуживания, либо отраслевые объединения. Взаимодействие между администрацией и данными структурами строятся на договорной основе. Цель создания подобных структур заключается в делегировании ряда общих функций со стороны предприятий. Например, это материально-техническое обеспечение предприятий, маркетинговая деятельность, юридическая поддержка, развитие кооперативных связей и т.д. К таким областям относятся - Ярославская, Липецкая, Псковская, Тюменская, Кабардино-Балкарская республика, Краснодарский край и другие регионы.

В Тюменской области функции по регулированию развития сферы социально-бытового обслуживания делегированы специально созданным государственным предприятиям. В марте 2000 г. с целью представления и защиты интересов предприятий сферы бытовых услуг в Тюмени было создано некоммерческое партнерство - НП «Объединение предприятий и индивидуальных предпринимателей сферы бытовых услуг Тюменской области». На территории большинства этих регионов приняты программы по развитию сферы социально-бытовых услуг.

В данной группе областей, имеющих подобную структуру управления, сфера бытового обслуживания находится в более хорошем положении, чем в других регионах. Это выражается в широком ассортименте предоставляемых услуг, наличии большего числа предприятий данной сферы, снижению административных барьеров и пр.

Ко второй группе относится наибольшее число регионов. В данных регионах управленческие функции осуществляются только в администрациях, в которых существуют специальные органы и подразделения, осуществляющие координацию деятельности сферы социально-бытового обслуживания. Это Брянская, Тульская Тамбовская области, Удмуртская республика и пр. Здесь действуют различные министерства и комитеты по регулированию сферы бытовых услуг.

К третьей группе регионов относятся те административно-территориальные единицы, где в управленческих структурах отсутствуют подразделения, направленные на координацию развития сферы социально-бытового обслуживания. Это Курганская, Волгоградская, Новосибирская области, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы.

Наиболее распространенным методом регулирования сферы социально-бытовых услуг выступает предоставление предприятиям данной сферы льгот в уплате налогов и обязательных платежей в размерах сумм, поступающих в региональные и местные бюджеты.

Например, на территории Карелии, Тюменской, Белгородской, Липецкой, Мурманской областей предприятия сферы бытового обслуживания вне зависимости от формы собственности пользуются льготами по уплате налога на прибыль, имущество, на пользование автомобильными дорогами. Предприятия, функционирующие в сфере бытовых услуг Брянской, Курганской, Орловской областей, полностью освобождены от налоговых выплат в бюджет местного уровня. В Волгоградской и Ульяновской областях подобную льготу имеют предприятия, действующие в сельской местности.

В Тюмени решением Тюменской городской Думы от 27 октября 2011 г. № 731 утверждены понижающие коэффициенты для таких видов бытовых услуг как ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив швейных изделий, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий, ремонт бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, отдельные услуги проката.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 1 января 2013 года действует патентная система налогообложения предприятий, в соответствии с которой для предприятий сферы бытовых услуг установлены размеры потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности'.

Несомненно, использование налоговых льгот в качестве регулятора развития региональной экономики является весьма действенным и эффективным методом.

Значительное распространение имеет и такой инструмент как предоставление предприятиям сферы социально-бытовых услуг льгот по арендной плате (Ульяновская, Мурманская, Брянская области и пр.). Полностью освобождены от уплаты аренд предприятия Курганской области и Карелии. В Карелии и Липецкой области предусмотрены льготные тарифы на электрическую и тепловую электроэнергию.

7 Закон «О патентной системе налогообложения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа». №83-ЗАО от 28 сентября 2012 г.

В отдельных регионах разрабатываются и действуют целевые программы по развитию сферы социально-бытового обслуживания. Такие программы приняты, например, в Псковской, Самарской, Орловской областях, Республике Башкортостан и Татарстан и пр.

Основными методами регулирования деятельности предприятий на рынке социально-бытовых услуг в регионах являются:

• предоставление предприятиям льгот в уплате налогов и обязательных платежей в размерах сумм, поступающих в региональные и местные бюджеты;

• предоставление льгот по арендной плате;

• лицензирование предпринимательской деятельности;

• сертификация отдельных видов услуг;

• упрощенная регистрация и финансовая отчетность;

• целевые программы по развитию сферы социально-бытового обслуживания.

Важным инструментом регулирования рассматриваемой сферы является лицензирование предпринимательской деятельности [10]. Это связано с тем, что прямой контакт с потребителем делает обязательным соблюдение санитарно-гигиенических норм, соответствие квалификации работников профессиональным требованиям.

Лицензирование социально-бытовых услуг подразумевает под собой формирование системы мер по созданию необходимых административных условий с целью защиты потребителей от появления на рынке некачественных услуг, повышения качества обслуживания населения, а также соблюдения санитарных, гигиенических и экологических норм.

В связи с тем, что социально-бытовое обслуживание носит ярко выраженный локальный характер, то лицензирование данного вида деятельности входит в компетенцию местных органов власти. В настоящее время в соответствии с законодательством РФ лицензии выдаются предпринимателям, осуществляющим деятельность по оказанию ритуальных услуг и услуг ломбардов. Перечень услуг, подлежащих лицензированию, определяется администрацией каждого региона самостоятельно.

Так, в г. Тюмень в соответствии с распоряжением Администрации города8, лицензированию подлежат все действующие предприятия бытового обслуживания населения независимо от форм собственности, а также физические лица, занятые бытовым обслуживанием населения. При этом размер лицензионного сбора по каждой конкретной лицензии определяется исходя из вида лицензируемой деятельности и срока действия лицензии.

Параллельно с лицензированием в некоторых регионах проводится сертификация отдельных видов услуг, которая позволяет документально подтвердить качество предоставляемых услуг. В основном это такие услуги как ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, ремонт сложной бытовой техники, услуги парикмахерских и пр.

Во всех регионах осуществляется социальная политика по отношению к малообеспеченным слоям населения с области обеспечения им доступа к жизненно

8 Распоряжение от 12 апреля 1994 г. N 820 «О лицензировании отдельных видов деятельности на территории г. Тюмени.

необходимым видам услуг. В данном случае определяется перечень социально-бытовых услуг, в которых нуждается население. Далее рассматривается вариант предоставления этих услуг бесплатно или по сниженным ценам.

В отдельных регионах для оказания подобных социально-бытовых услуг созданы специальные подразделения. Зачастую подобные структуры функционируют при Центрах социальной защиты или Центрах социального обслуживания.

В регионах практикуется компенсация потерь предприятиям, которые на бесплатной или частично платной основе оказывают услуги льготным категориям населения. В некоторых регионах для оказания данных услуг созданы муниципальные предприятия, оказывающие услуги незащищенным слоям населения.

Таким образом, основными методами и инструментами регулирования сферы социально-бытовых услуг являются лицензирование и сертификация предпринимательской деятельности, введение налоговых льгот, упрощенная регистрация и финансовая отчетность и пр.

Анализ деятельности предприятий сферы социально-бытовых услуг Ямало-Ненецкого автономного округа позволил определить следующие проблемы их функционирования:

• невысокая удовлетворенность потребностей населения отдельными видами бытовых услуг;

• небольшой ассортимент и невысокое качество предоставляемых услуг;

• неоправданно высокая стоимость отдельных видов услуг;

• отсутствие комплекса социально-бытовых услуг, ориентированных на социально-бытовые потребности населения;

• нерациональное размещение предприятий сферы социально-бытовых услуг на территории округа.

Наиболее существенной проблемой предоставления социально-бытовых услуг на территории ЯНАО является нерациональное размещение предприятий данной сферы. Результаты проведенного анализа выявили неоднородность размещения и значительную дифференциацию предприятий торгово-бытового обслуживания по насыщенности ими районов области.

Для решения указанных проблем в округе разработан проект программы развития сферы бытового обслуживания населения, которая представляет собой совокупность целей и задач, а также основных направлений и мероприятий, способствующих устойчивому функционированию и стабильному развитию сферы бытовых услуг.

Целью программы является обеспечение устойчивого функционирования и стабильного развития сферы бытового обслуживания населения, удовлетворение потребностей жителей округа в услугах, соответствующих мировым стандартам безопасности, внедрение новых форм обслуживания и видов бытовых услуг, повышение уровня доступности услуг для населения, насыщение рынка социально значимыми видами услуг.

Основными направлениями реализации программ являются:

• мониторинг фактического состояния кадровой работы, состава кадров в организациях и на предприятиях отрасли, привлечение молодых кадров, профессионально подготовленных к работе в рыночных условиях;

• организация процесса обучения и тренинга персонала в самой системе бытовых услуг (курсы, семинары, стажировки, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства и т.д.);

• проведение профориентационной работы, интегрирование процесса подготовки специалистов для организаций бытового обслуживания населения через ознакомительную, производственную практику, дипломное проектирование;

• нормативно-методическое и правовое обеспечение управления персоналом;

• обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти и служб занятости населения по подготовке руководителей и специалистов отрасли, содействие в их трудоустройстве, создание и сохранение рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• изучение и распространение передового опыта по подготовке и переподготовке кадров;

• планирование и подготовка резерва кадров, способного сохранить, укрепить и развить кадровый потенциал предприятий отрасли.

Реализация программы позволит достичь следующих результатов:

• повысить доступность социально-бытовых услуг для всех категорий граждан;

• повысить удовлетворенность потребностей жителей города в услугах, соответствующих мировым стандартам качества и безопасности;

• обеспечить внедрение новых видов бытовых услуг и форм обслуживания;

• расширить спектр социально-бытовых услуг;

• оказать социальную поддержку малообеспеченным слоям населения;

• увеличить количество объектов бытового обслуживания и обеспечить равномерность их распределения.

В целом, принятие программы развития бытового обслуживания населения округа положительно отразится на экономическом поведении предприятий данной сферы, повысит эффективность их функционирования, а также улучшит качество обслуживания населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Королева А.М. Рынок социально-бытовых услуг Ямало-Ненецкого автономного округа: факторы, современное состояние и перспективы развития [Текст] // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №3, ч.2. - С. 888-892.

2. Королева А.М. Сфера услуг в Уральском федеральном округе: современное состояние и перспективы развития [Текст] // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №1. - С. 220-223.

3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Социальные последствия реформ. Правовые и бюджетные аспекты. [Текст] М., 1999.

4. Лукьянец А.А., Ротарь В.Г., Чернов А.Г. Анализ затрат на платные услуги населения Сибири и Дальнего Востока [Текст] // Вестник Томского государственного университета. Экономика, №3, 2011. - С. 148-155.

5. Маллаева М.И., Касумова Ф.М. Перспективы развития сферы социальных услуг в России [Текст] // Вестник Дагестанского государственного университета. 2013. Вып. 5. - С. 41-48.

6. Махмудова М.М., Королева А.М. Качество жизни населения: сущность, методики оценки и современное состояние в Уральском федеральном округе [Текст] // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. - Челябинск: ЧелГУ. - №34, 2014. - С. 21-27.

7. Мигунов О Б. [Текст] США: сфера услуг. М.: АН СССР. 1984.

8. Мирзабалаева Ф.И., Эфендиева Д.С. Проблемы развития социально значимого сервисного сектора [Текст] // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика, №3, 2014. - С. 54-61.

9. Романова И.М., Никулина Т.А. Факторы макросреды функционирования розничных торговых сетей [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение», №5, 2013. - С. 1-16. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/65evn513.pdf (дата обращения: 10.06.16).

10. Эфендиева Д.С. Некоторые аспекты государственного регулирования сферы бытового обслуживания [Текст] // Фундаментальные исследования, № 2-21, 2015. - С. 4742-4745.

Koroleva Anna Michailovna

Industrial university of Tyumen, Russia, Tyumen E-mail: [email protected]

Gorbunova Natalia Viktorovna

Industrial university of Tyumen, Russia, Tyumen E-mail: [email protected]

Regulation of the economic behavior of the enterprise in the market of social services in the regions of the Far North

Abstract. The effective functioning of the sphere of social services at the present time is an essential element for the successful development of the region and the most important factor in improving the quality of life. Welfare Services are characterized as activities aimed at meeting the needs of leisure, self-development, to maintain the consumer's ability to live in the home. In the article the analysis of the market of social services of the Yamalo-Nenets Autonomous District, identified specific factors of external influence, which attributed climatic, demographic and socioeconomic factors. The analysis of the existing regional programs to support enterprises in the sphere of social services, which allows to distinguish three groups of regions in terms of organizational management structure for domestic services. The author highlighted the problem of functioning of the market of social services to the northern region. To solve these problems, the necessity of the approval of consumer services development program of the population, which is a set of goals and objectives, as well as the main directions and measures that promote sustainable and stable development of the functioning of consumer services. In conclusion, the article concluded that the effectiveness of the program, by providing a stable functioning and stable development of the sphere of consumer services, meeting the needs of county residents for services that meet international safety standards, the introduction of new forms of services and types of consumer services, improve the level of access to services for the population, as well as the saturation of the market of socially significant types of services.

Keywords: services; paid services; social and personal services; the economic behavior of enterprises; government regulation of the sphere of social services; licensing; the regions of the Far North

REFERENCES

1. Koroleva A.M. Rynok sotsial'no-bytovykh uslug Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga: faktory, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Tekst] // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2015. - №3, ch.2. - S. 888-892.

2. Koroleva A.M. Sfera uslug v Ural'skom federal'nom okruge: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Tekst] // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2015. - №1. - S. 220-223.

3. Leksin V.N., Shvetsov A.N. Sotsial'nye posledstviya reform. Pravovye i byudzhetnye aspekty. [Tekst] M., 1999.

4. Luk'yanets A.A., Rotar' V.G., Chernov A.G. Analiz zatrat na platnye uslugi naseleniya Sibiri i Dal'nego Vostoka [Tekst] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, №3, 2011. - S. 148-155.

5. Mallaeva M.I., Kasumova F.M. Perspektivy razvitiya sfery sotsial'nykh uslug v Rossii [Tekst] // Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. Vyp. 5. - S. 41-48.

6. Makhmudova M.M., Koroleva A.M. Kachestvo zhizni naseleniya: sushchnost', metodiki otsenki i sovremennoe sostoyanie v Ural'skom federal'nom okruge [Tekst] // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Kul'turologiya. - Chelyabinsk: ChelGU. - №34, 2014. - S. 21-27.

7. Migunov O.B. [Tekst] SShA: sfera uslug. M.: AN SSSR. 1984.

8. Mirzabalaeva F.I., Efendieva D.S. Problemy razvitiya sotsial'no znachimogo servisnogo sektora [Tekst] // Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika, №3, 2014. - S. 54-61.

9. Romanova I.M., Nikulina T.A. Faktory makrosredy funktsionirovaniya roznichnykh torgovykh setey [Elektronnyy resurs] // Internet-zhurnal «Naukovedenie», №5, 2013. - S. 1-16. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/65evn513.pdf (data obrashcheniya: 10.06.16).

10. Efendieva D.S. Nekotorye aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya sfery bytovogo obsluzhivaniya [Tekst] // Fundamental'nye issledovaniya, № 2-21, 2015. - S. 47424745.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.