Зайнашева З.Г.
доктор экономических наук, профессор, Уфимская государственная академия экономики и сервиса, г. Уфа
УДК 338.465.4:332.15
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В статье обосновывается необходимость совершенствования организации и управления сферой бытового обслуживания населения. Важным моментом практической реализации территориальной политики в сфере бытовых услуг является разработка и реализация целевой программы развития бытового обслуживания населения (региональной и муниципальной).
Ключевые слова: сфера услуг, бытовое обслуживание населения, органы управления, развитие, программа.
ON TERRITORIAL POLICY OF THE DEVELOPMENT IN THE SPHERE OF DOMESTIC SERVICE
The necessity of improvement of the organization and management in the sphere of domestic service is substantiated. The important point in the practical realization of the territorial policy in the sphere of domestic services is the development and realization of the target program of development of domestic services (regional and municipal).
Key words: sphere of services, domestic service, management institutions, development, program.
Сфера услуг имеет большое значение в социальноэкономическом функционировании территорий. Значительную часть услуг население получает по месту проживания. Поэтому активная политика органов местного самоуправления в сфере услуг является одним из приоритетов развития территорий. В настоящее время проблема формирования и развития современной системы управления сферой услуг является актуальной для большинства территорий.
Сегодня повышается потребность населения в самых разнообразных видах услуг, растут требования к условиям и качеству их предоставления. В то же время обнаруживается неудовлетворенность потребителей результатами деятельности органов местного самоуправления по организации сферы обслуживания.
В условиях рынка деятельность территориальных органов управления в основном не связана напрямую с повышением эффективности деятельности предприятий - это удел самих хозяйствующих субъектов. Региональные и местные органы должны уделять первостепенное значение удовлетворению социальных потребностей населения, повышению качества жизни, а региональная и местная экономика
должна послужить инструментом реализации разнообразных социальных интересов.
Среди наиболее злободневных вопросов развития территориальной сферы обслуживания можно назвать:
- неразвитую законодательную базу, регулирующую отношения в данной сфере;
- недостаточное использование зарубежного и отечественного опыта;
- недостаток инвестиций на предприятия сферы услуг;
- низкую квалификацию работников;
- отсутствие эффективных форм стимулирования труда на предприятиях сферы обслуживания;
- несовершенство методов управления на предприятиях;
- полное отсутствие или слабое развитие системы регулирования сферы услуг на муниципальном уровне.
Все перечисленное важно для абсолютного большинства территорий, так как часто задачи по преодолению этих негативных тенденций либо не реализуется вовсе, либо осуществляются не в полной мере.
Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, для устойчивого функционирования сферы бытовых услуг необходима государственная поддержка. Причем такую поддержку следует оказывать предприятиям с учетом их специфики, видов оказываемых услуг, местных особенностей и
организационно-правовых форм. С этой целью прежде всего необходимо создать достаточный набор элементов инфраструктуры, оказывающих информационную, консультационную, финансовую, маркетинговую и другие виды поддержки предприятий бытового обслуживания населения.
Государственные органы
Г осударственный комитет РБ по торговле и защите прав потребителей Управление Федеральной налоговой службы по РБ Башкортостанское Управление Федеральной антимонопольной службы России Управление государственной службы занятости населения
Учебные заведения Предприятия сертификации услуг
Предприятия и организации
Парикмахерские и косметические услуги Ремонт, окраска и пошив обуви Химическая чистка и крашение. Услуги прачечных Ритуальные, обрядовые услуги Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования
Союз парикмахеров и косметологов РБ Некоммерческое партнерство «Союз дизайнеров причесок, косметологов и визажистов Башкортостана» Г ильдия обувщиков РБ ОАО «Уфахим-чистка» ООО «Г алия» ООО Центр технологии чистоты «Лотос» Башкирская региональная общественная организация «Ассоциация предприятий ритуальных услуг «Башритуал» НП «Объединение социально ориентированных похоронных организаций и предпринимателей РБ «АНГЕЛ» Ассоциация предприятий автомобильного автосервиса и транспорта РБ
Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной
галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий
Ассоциация производителей одежды ООО «Ателье «Салават», ЗАО «Дом Моды»
Ремесленная палата
Объединение предприятий сферы услуг и бытового обслуживания Региональная Ассоциация МультиС ервиса
Некоммерческие организации
Союз организаций кредитной кооперации РБ Башкирское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего
предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
Башкирское республиканское региональное отделение Общероссийской общественной организации
«Деловая Россия»
Объединение работодателей «Союз работодателей РБ »
Ассоциация производственных предприятий, общественных организаций инвалидов РБ Ассоциация женщин -предпринимателей РБ Ассоциация организаций предпринимательства РБ Союз предпринимателей (г. Октябрьский)
Фонд развития и поддержки малого предпринимательства РБ
Инфраструктура сферы бытового обслуживания населения Республики Башкортостан
Инфраструктура сферы бытового обслуживания населения Республики Башкортостан представлена на рисунке на стр. 66.
Сегодня при реализации территориальной политики по развитию сферы бытового обслуживания, на наш взгляд, важно построить горизонтальные взаимодействия федеральных, региональных и местных структур с:
- предприятиями и предпринимателями, предоставляющими бытовые услуги населению;
- учебными заведениями, готовящими специалистов для предприятий, осуществляющих бытовое обслуживание;
- научно-исследовательскими институтами и организациями, изучающими современные тенденции в развитии сферы бытового обслуживания населения и разрабатывающими методические рекомендации для преодоления существующих проблем;
- корпоративными и общественными организациями, призванными помочь в упорядочении и регулировании отношений, которые возникают в сфере бытового обслуживания.
Такие взаимодействия, возможно, смогут создать некий баланс экономических и социальных целей и интересов общества и различных его представителей.
Сегодня бытовое обслуживание должно существовать как самоорганизующаяся система, органически вписывающаяся в структуру государства. Государство не должно вмешиваться в экономику, технологию, организацию, управление рынком услуг, за исключением тех вопросов, которые связаны с безопасностью потребителя, нанесением ему материального или морального ущерба, защитой окружающей среды и стимулированием предоставления каких-либо услуг в определенном районе. Наряду с этим основы деятельности независимой от государства сферы бытового обслуживания населения могут быть установлены только федеральным законом.
Бытовое обслуживание населения, являясь одним из важных звеньев в системе платных услуг, представляет собой весьма перспективную сферу экономики региона в целом и особенно муниципальных образований. Вместе с тем на фоне высоких темпов роста сферы услуг в городах в отрасли наблюдаются глубокие проблемы и диспропорции развития, которые особенно ярко проявляются в колебаниях объема потребления бытовых услуг и обеспеченности населения объектами бытового обслуживания. Из чего следует, что дальнейшее развитие сферы бытовых услуг на основе действия только рыночных механизмов регулирования затруднено и углубление проблем в данной сфере в дальнейшем неизбежно.
Невозможность эффективного развития бытовых услуг только на основе саморегулирования рынка можно объяснить следующими причинами: коммерческие структуры ориентированы в первую очередь на получение максимальной прибыли от оказания услуг населению, и малорентабельные услуги малообеспеченным гражданам не входят в круг их приоритетов; механизмы рыночной экономики зачастую нестабильны и подвержены внешним воздействиям, которые могут выражаться в изменении уровня доходов населения, увеличении или уменьшении спроса на бытовые услуги, активизации инфляционных процессов и других экономических показателей.
Именно поэтому весьма актуальной является постановка и решение задач развития на основе применения современных методов и механизмов ее регулирования, что направлено на повышение темпов экономического роста и на создание благоприятных условий проживания населения.
В сложившихся условиях региональная поддержка развития бытового обслуживания населения должна включать: механизмы регулирования, направленные на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для привлечения инвестиций, усиление социальной направленности работы предприятий бытового обслуживания населения и обеспечение шаговой доступности бытовых услуг, развитие конкурентной среды, создание условий для обеспечения ценовой доступности бытовых услуг, повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг для всех категорий населения.
На региональном уровне возможно и осуществление работы совместно со службой занятости населения по обучению и переобучению граждан, зарегистрированных в службе занятости, в том числе организация обучения молодежи, женщин, военнослужащих, инвалидов, незанятых граждан, граждан, подлежащих высвобождению с предприятий, населения депрессивных районов профессиям, имеющим применение в сфере бытового обслуживания населения.
Для совершенствования управления развитием бытового обслуживания необходим анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, позволяющий выявить моменты, требующие приоритетного внимания региональных и местных властей, а также формировать комплекс мероприятий по улучшению результативности их деятельности.
Сегодня воздействие регионального и местного управления на деятельность предприятий и учреждений носит в основном экономический характер и практически не затрагивает структурные связи внутри них. А в отношении деятельности частных
компаний региональные и местные органы управления ограничиваются территориальным регулированием в установленных пределах.
Также в настоящее время необходимо создать такой механизм управления сферой обслуживания, который смог бы обеспечить согласованность интересов и координацию действий территориальных органов, специализированных организаций и всех участников взаимоотношений, возникающих в сфере бытового обслуживания населения, с целью быстрого осуществления прогрессивных сдвигов как в ее развитии, так и во всем социально-экономическом развитии.
Если ситуация с региональной политикой в сфере бытового обслуживания более или менее понятна - в ряде субъектов существуют отраслевые нормативно-правовые акты и определены приоритеты территориального развития сферы, то на муниципальном уровне не всегда все так благополучно.
Сегодня местная политика в сфере бытового обслуживания выступает одним из социально значимых направлений территориального развития, но не во всех муниципальных образованиях, по разным причинам, уделяется должное внимание развитию данной отрасли. Соответственно необходимо восстановить структурные связи с администрациями городов и районов и совместно выработать системный подход к развитию сферы бытового обслуживания на их территориях и в целом по республике.
Динамичное развитие сферы бытового обслуживания населения сегодня зависит в большей степени от субъективных условий, связанных с регулирующей деятельностью органов управления территории, в данном случае - муниципального образования. Их деятельность может проявляться в двух ипостасях:
1. Работа по повышению качества жизни. В данном случае органы местного самоуправления непосредственно выполняют свои функции по социальноэкономическому развитию территории, поэтому их роль преимущественно сводится к:
- разработке и реализации территориальных программ и проектов развития сферы, выражающих интересы местного населения;
- созданию отдела бытового обслуживания или назначению специалиста, курирующего эту сферу, в структуре администрации муниципального образования;
- использованию бюджетных средств для финансирования мероприятий по развитию сферы бытового обслуживания;
- полному или частичному покрытию расходов предприятий по предоставлению бытовых услуг (особенно социально значимых услуг для отдельных категорий граждан);
- организации конкурсов профессионального
мастерства среди работников и предприятий сферы бытового обслуживания, проведению мастер-классов и тренингов;
- направлению лиц, в том числе безработных, зарегистрированных в центре занятости, на обучение, переобучение и повышение квалификации для последующей работы в сфере бытового обслуживания муниципального образования.
2. Создание благоприятных условий. Здесь речь идет о поддержке хозяйствующих субъектов, а также о содействии общественным организациям, объединениям, другим участникам взаимоотношений. Это может означать, в частности:
- выделение помещений или земельных участков для субъектов хозяйственной деятельности, занятых в сфере бытового обслуживания;
- обеспечение соответствующей инфраструктуры и подключения к инженерным, транспортным сетям;
- организацию конкурсов по предоставлению в аренду нежилых помещений для предприятий, оказывающих бытовые услуги, в том числе и социально значимые виды бытовых услуг;
- размещение муниципальных заказов по предоставлению услуг, выполненных предприятиями бытового обслуживания данного муниципального образования;
- определение особых условий для функционирования предприятий (особенно для тех, кто предоставляет социально значимые услуги) — условий пользования землей, помещениями, ресурсами (льготные тарифы на воду, энергию);
- установление льгот по уплате налогов.
Важным направлением в деятельности органов местного самоуправления является работа по включению своих территориальных проектов развития сферы бытового обслуживания населения или отдельных мероприятий, которые необходимы для совершенствования отношений, возникающих на рынке предоставления бытовых услуг, в региональные программы социально-экономического развития, программы развития сферы бытового обслуживания населения. Ведь часто региональные программы финансируются из бюджетов нескольких уровней.
Проведенный анализ управления и организации бытового обслуживания населения позволяет выделить, на наш взгляд, два основных приоритета при совершенствовании организационного механизма управления сферой бытового обслуживания населения:
- упорядочение системы управления сферой бытового обслуживания населения с учетом региональной специфики отдельных территорий, особенностей и возможностей муниципальных образований;
Рынки. Состояние и развитие
- повышение роли органов местного самоуправления в развитии сферы.
Поскольку сегодня предполагается передача части функций по организации и управлению некоммерческим саморегулируемым организациям (СРО), то необходимо создание соответствующего органа, осуществляющего контроль за их деятельностью. В нашем примере его условно назовем Департаментом контроля саморегулируемых организаций.
Нам кажется, что на уровне муниципальных образований могут быть созданы организации (например, под условным названием «СоюзБыт»), в которых должны сосредоточиться все основные функции по созданию условий для успешного функционирования и благополучного развития сферы бытового обслуживания, эффективной деятельности муниципальных предприятий. В составе таких организаций можно создать:
- службу организации и информации;
- службу сертификации и стандартизации;
- технологическую службу;
- образовательную службу.
Организации могут создавать межмуници-пальные объединения. Так, на территории субъекта Российской Федерации может быть создана сеть организаций, таких как «СоюзБыт», активно взаимодействующих с региональным органом управления (в нашем случае — с Госкомитетом) и отделами, управлениями в администрациях городских округов и муниципальных районов. Органы местного самоуправления должны осуществлять общее руководство организациями «СоюзБыта» в соответствии со своими функциями.
Предлагаемая схема функционирования сферы бытового обслуживания населения является рекомендательной. Она позволяет организовать различные варианты взаимодействия органов местного самоуправления с организациями и предприятиями с учетом особенностей, местных условий и достигнутого уровня развития территории.
Ахинов Г.А. Нестеров А.Е.,
доктор экономических наук, Савельева Е.В.
профессор экономического факультета МГУ, г. Москва
УДК 336.143:304-047.44
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
В статье представлены результаты проведенного сравнительного анализа бюджетных расходов (по данным Международного валютного фонда) между Россией и другими странами «Большой восьмерки», а также некоторыми странами СНГ и Центральной и Восточной Европы. Анализ проведен по структуре затрат государственного бюджета в процентах ВВП и в долях от всех расходов бюджета. Кроме того, проанализируем соотношение социальных расходов на образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту, которые формирует человеческий капитал, и на традиционные функции государства, к которым относятся расходы на общегосударственные вопросы, оборону, правопорядок и безопасность. Рассмотрены данные по структуре и динамике бюджетных социальных расходов в РФ.
Ключевые слова: сравнительный анализ, бюджетные расходы, финансирование социальной сферы.
THE COMPARATIVE ANALYSIS OF BUDGETARY FINANCING OF SOCIAL SERVICES
In article results of the carried-out comparative analysis of the budgetary expenses (according to the International Monetary Fund) between Russia and other G8 countries, and also some CIS countries and the Central and Eastern Europe are presented. The analysis is carried out on structure of expenses of the state budget to % of gross domestic