Научная статья на тему 'Кластерный подход к стабилизации функционированиясферы бытового обслуживания'

Кластерный подход к стабилизации функционированиясферы бытового обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / УСЛУГА / ПОКАЗАТЕЛЬ / ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CONSUMER SERVICES / SERVICE / INDICATOR / INTERDEPENDENCE / INTERACTION / INNOVATIVE METHODS OF DEVELOPMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Анастасия Александровна, Суханова Тамара Валерьевна

В условиях динамично меняющихся требований к процессам создания и использования материальных и нематериальных ресурсов особую актуальность обретает активизация конкурентной борьбы, как между субъектами мирового хозяйства, так и между экономикой регионов. В связи с этим обостряется конкуренция между городами, предприятиями, которые конкурируют не только на внутреннем рынке территорий, но и на межрегиональных рынках. Чтобы завоевать признание на рынке и получить вознаграждение от потребителя предприятия конкурируют своими услугами, в частности в сфере предоставления бытовых услуг населению. В ходе исследования был использован алгоритм иерархической кластеризации, который позволил получить множество разбиений на различных уровнях сходства между субъектами, при этом было построено дерево кластеризации, позволившее наглядно отобразить какие районы являются наиболее однородными по ряду признаков, а какие более общими. Исследование показало, что значительная часть районов не имеет возможности к объединению и созданию структуры, имеющей единый координирующий центр по причине дисбаланса ряда экономических показателей и географической несовместимости, при этом были выявлены наиболее оптимальные структуры для данного объединения. Основываясь на полученных результатах, можно утверждать, что в данной сфере необходимо разработать региональную программу стратегического развития сферы бытового обслуживания при широком и действенном участии государства. В статье отмечена необходимость создания объединяющего механизма всех хозяйствующих субъектов, которые были обозначены, как оптимальные для объединения. В основе данного механизма должно быть заложено формирование и развитие регионального кластерного образования, осуществляющего бытовое обслуживание населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLUSTER APPROACH TO STABILIZATION OF FUNCTIONING OF SPHERE OF CONSUMER SERVICES

In the conditions of dynamically changing requirements to the processes of creation and use of tangible and intangible resources, the intensification of competition, both between the subjects of the world economy and between the economies of the regions, is of particular relevance. In this regard, the competition between cities, enterprises that compete not only in the domestic market of territories, but also in interregional markets is intensifying. In order to gain recognition in the market and receive remuneration from the consumer, enterprises compete with their services, in particular in the provision of household services to the population. In the course of the study, an algorithm of hierarchical clustering was used, which allowed to obtain a set of partitions at different levels of similarity between subjects, while a clustering tree was built, which allowed to visually display which areas are the most homogeneous in a number of features, and which are more General. The study showed that a significant part of the districts is not able to unite and create a structure with a single coordinating center due to the imbalance of a number of economic indicators and geographical incompatibility, while the most optimal structures for this Association were identified. Based on the results obtained, it can be argued that in this area it is necessary to develop a regional program for the strategic development of the sphere of consumer services with the broad and effective participation of the state. The article notes the need to create a unifying mechanism of all economic entities, which were designated as optimal for the Association. The basis of this mechanism should be the formation and development of regional cluster education, providing consumer services.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к стабилизации функционированиясферы бытового обслуживания»

экономические науки

Смирнова Анастасия Александровна, Суханова Тамара Валерьевна

кластерный подход к стабилизации ...

УДК 338.46

DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0077

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К СТАБИЛИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

© 2019

Смирнова Анастасия Александровна, старший преподаватель кафедры «Сервис» Суханова Тамара Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22, e-mail: ngiei135@mail.ru)

Аннотация. В условиях динамично меняющихся требований к процессам создания и использования материальных и нематериальных ресурсов особую актуальность обретает активизация конкурентной борьбы, как между субъектами мирового хозяйства, так и между экономикой регионов. В связи с этим обостряется конкуренция между городами, предприятиями, которые конкурируют не только на внутреннем рынке территорий, но и на межрегиональных рынках. Чтобы завоевать признание на рынке и получить вознаграждение от потребителя предприятия конкурируют своими услугами, в частности в сфере предоставления бытовых услуг населению. В ходе исследования был использован алгоритм иерархической кластеризации, который позволил получить множество разбиений на различных уровнях сходства между субъектами, при этом было построено дерево кластеризации, позволившее наглядно отобразить какие районы являются наиболее однородными по ряду признаков, а какие более общими. Исследование показало, что значительная часть районов не имеет возможности к объединению и созданию структуры, имеющей единый координирующий центр по причине дисбаланса ряда экономических показателей и географической несовместимости, при этом были выявлены наиболее оптимальные структуры для данного объединения. Основываясь на полученных результатах, можно утверждать, что в данной сфере необходимо разработать региональную программу стратегического развития сферы бытового обслуживания при широком и действенном участии государства. В статье отмечена необходимость создания объединяющего механизма всех хозяйствующих субъектов, которые были обозначены, как оптимальные для объединения. В основе данного механизма должно быть заложено формирование и развитие регионального кластерного образования, осуществляющего бытовое обслуживание населения.

Ключевые слова: бытовое обслуживание, услуга, показатель, взаимозависимость, взаимодействие, инновационные методы развития, эффективность.

THE CLUSTER APPROACH TO STABILIZATION OF FUNCTIONING OF SPHERE OF CONSUMER SERVICES

© 2019

Smirnova Anastasia Alexandrovna, senior teacher of the department "Service" Sukhanova Tamara Valerievna, Senior Lecturer of the Department "Organization and Management" Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya str., 22, e-mail: ngiei135@mail.ru)

Abstract. In the conditions of dynamically changing requirements to the processes of creation and use of tangible and intangible resources, the intensification of competition, both between the subjects of the world economy and between the economies of the regions, is of particular relevance. In this regard, the competition between cities, enterprises that compete not only in the domestic market of territories, but also in interregional markets is intensifying. In order to gain recognition in the market and receive remuneration from the consumer, enterprises compete with their services, in particular in the provision of household services to the population. In the course of the study, an algorithm of hierarchical clustering was used, which allowed to obtain a set of partitions at different levels of similarity between subjects, while a clustering tree was built, which allowed to visually display which areas are the most homogeneous in a number of features, and which are more General. The study showed that a significant part of the districts is not able to unite and create a structure with a single coordinating center due to the imbalance of a number of economic indicators and geographical incompatibility, while the most optimal structures for this Association were identified. Based on the results obtained, it can be argued that in this area it is necessary to develop a regional program for the strategic development of the sphere of consumer services with the broad and effective participation of the state. The article notes the need to create a unifying mechanism of all economic entities, which were designated as optimal for the Association. The basis of this mechanism should be the formation and development of regional cluster education, providing consumer services.

Keywords: consumer services, service, indicator, interdependence, interaction, innovative methods of development, efficiency.

В условиях динамично меняющихся требований к процессам создания и использования материальных и нематериальных ресурсов особую актуальность обретает активизация конкурентной борьбы, как между субъектами мирового хозяйства, так и между экономикой регионов [1; 2; 3]. В связи с этим обостряется конкуренция между городами, предприятиями, которые конкурируют не только на внутреннем рынке территорий, но и на межрегиональных рынках. Чтобы завоевать признание на рынке и получить вознаграждение от потребителя, предприятия конкурируют своими услугами, в частности в сфере предоставления бытовых услуг населению[4; 5; 6; 7]. Стабильное становление и развитие экономических отношений в сфере услуг, как известно, возможны при обеспечении высоких темпов роста объема предоставляемых услуг и повышении их качества на основе применения научных достижений, прогрессивных технологий, рационального использования имеющихся ресурсов и возможностей посредством интеграции. Возможность

интеграции подобных структур можно определить различными способами, одним из которых является кластерный анализ.

В целях выявления однородных групп субъектов, оказывающих бытовые услуги, учитывая показатель географической совместимости и показателей экономической эффективности, был проведен кластерный анализ, а в качестве экономических параметров, характеризующие хозяйствующие субъекты, были рассмотрены 3 признака: прибыль от потребления бытовых услуг населением, количество субъектов, предоставляющих бытовые услуги (в соответствии с реестром), а также население административных единиц, в рамках которых осуществляется деятельность по предоставлению и потреблению услуг бытового обслуживания.

Число наблюдений составило 51, которое соответствует общей численности районов и округов Нижегородской области, предоставляющих данный тип услуг. Сама кластеризация была проведена методом

Smirnova Anastasia Alexandrovna, Sukhanova Tamara Valerievna the cluster approach to stabilization ...

economic sceinces

Варда (Ward's method) с использованием необходимого интервала (Euclidean distance). Построенная по результатам анализа горизонтальная дендрограмма представлена на рисунке 18, на которой видно объединение хозяйствующих субъектов по исследуемым показателем и выявление 5 классов (кластеров).

Таблица 1 - Средние значения рассматриваемых показателей по кластерам (группировка № 1)

Показатель Прибыль от потребления бытовых услуг населением, тыс. руб. Количество субъектов, предо ставлякнцнх бытовые услуги, шт. Население субъекта, тыс. человек

Среднее значение по кластеру .N2 1 193,4 16 19,3

Среднее значение по кластер у № 2 1099,8 22 25,9

Среднее значение по кластер у № 3 4686,5 69 47,2

Среднее значение по кластеру №4 12112,5 56 66,2

Среднее значение по кластеру.N2 5 19670,7 63 126,1

Показатель Прибыль от потребления бытовых услуг населением, тыс. руб. Средний уровень заработной платы, тыс. руб. Расстояние до областного центра, км

Среднее значение по кластеру № 1 153,0 17,4 162,3

Среднее значение по кластеру № 2 836,7 19,8 155,9

Среднее значение по кластеру Ла 3 3338,5 21,1 181,9

Среднее значение по кластеру №4 11566,0 23,2 85,7

Среднее значение по кластеру № 5 20182,6 26,102 78,5

очередь является одной из основных направлении стратегического развития данной сферы. Важной функцией подобной структуры является создание условий для расширенного производства и применения интеллектуального продукта путем совершенствования методологии и инструментов управления «потоками» услуг [8; 9; 10].

Составлено авторами на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики

В таблице 1 представлены средние значения по выделенным кластерам по группировке показателей. Следует отметить, что наибольшего значения достигли те субъекты, в которых общая численность организаций бытового обслуживания составила от 2 до 18 единиц. Наименьшее значение показателя приходится на те субъекты, которые включают в себя от 140 до 160 организаций данной сферы, подобными, как правило, являются крупные города с развитой инфраструктурой.

Далее в качестве экономических параметров, характеризующих хозяйствующие субъекты, была выбрана вторая группа факторов (группировка показателей № 2): прибыль от потребления бытовых услуг населением, средний уровень заработной платы населения, а также расстояние между административными единицами и областным центром.

Средние значения данных по перечисленным выше критериям, распределенные по 5 кластерам, представлены в таблице, которая свидетельствует о достаточно высоком дисбалансе рассматриваемых показателей как по группировке № 2, так и по всей совокупности показателей в целом.

Таблица 2 - Средние значения рассматриваемых показателей по кластерам (группировка № 2)

Составлено авторами на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики

Исходя из данных, полученных в ходе проведения кластерного анализа, следует обозначить 4 и 5 кластеры, как наиболее эффективные по выбранным группам показателей. При этом необходимо рассмотреть возможность их географической совместимости, а именно учесть их взаимоудаленность и расстояние до областного центра г. Нижнего Новгорода (рисунок 1).

Порогом географической совместимости было выбрано расстояние 200 км, основанное на исследовании отечественных и зарубежных ученых, возможности взаимодействия подобного рода структур на расстоянии. При этом выявлено, что входящие в 4 кластер го Навашинский и го Семеновский имеют возможность формирования в единую систему исключительно при создании отдельного (второго) объединения.

Сама система бытового обслуживания населения в сложившихся условиях, как было указано ранее, имеет ряд сложностей и преград при переходе на новую организационно-экономическую структуру, которая в свою

Рисунок 1 - Территориальная организация сферы услуг с учетом показателя географической совместимости в Нижегородской области. Авторская разработка

Формирование инновационной политики на уровне региона и перевод сферы бытового обслуживания на путь инновационного экономического развития должно базироваться на следующих направлениях:

- осуществление научного поиска инновационной деятельности, целью которого будет являться определение оптимальных путей «экономического прорыва» в сфере эффективного предоставления услуг;

- разработка современного организационно-экономического механизма функционирования и развития сферы бытового обслуживания, т.е. кластера, действующего по принципу непрерывности процесса «процесс обучения и подготовки кадров - научная работа и исследования - предоставление услуг»;

- создание для предлагаемого кластера специализированного образовательного блока на базе высших учебных заведений и НИИ с целью интеграции всех направлений деятельности в области науки, образования, разработки инновационных проектов, проработки программ развития, основанных на зарубежном опыте и т.д.;

- разработка и закрепление единой системы информатизации и мониторинга, позволяющей получать оперативную информацию о состоянии системы (кластера) и предотвращении возможный «неблагоприятных» последствий деятельности отдельных элементов;

- разработка и обеспечение системы сбора информации о предстоящих заказах и организация их эффективного распределения с учетом географического фак-тора[11- 14].

Важной задачей предполагаемого организационно-экономического механизма является обеспечение организационного единства хозяйствующих субъектов кластера в сфере бытового обслуживания и наличие общей ориентированности на повышение эффективности деятельности, создание необходимых условий для преобразования экономических отношений, успешное решение общей проблемы социального развития населения и т.д.

Реализация подобных принципов позволит повысить эффективность управляющего воздействия, направленного на многочисленные процессы производства (предоставления) и потребления бытовых услуг. Управление подобным кластером должно строиться на принципах

314

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 2(27)

экономические науки

Смирнова Анастасия Александровна, Суханова Тамара Валерьевна

кластерный подход к стабилизации ...

коллегиальности, учета интересов всех участников, консолидации нового формирования. Необходимо формировать принципиально новые подходы к адаптации участников кластера, к взаимодействию, учитывая готовность каждого отдельного субъекта к подобному объединению и внутрисетевому сотрудничеству.

Рисунок 2 - Проект модели организации кластера в сфере бытового обслуживания. Авторская разработка

Как уже отмечалось ранее, создание кластера может повысить уровень конкурентоспособности предоставляемых услуг и эффективность их предоставления (оказания) в целом [15; 16; 17; 18]. Кроме того, кластер порождает эффект масштаба производства, возможности расширения ассортимента предоставляемых услуг небольшим количеством специализированных субъектов. Таким образом, все участники кластерного образования получают ряд дополнительных (уникальных) преимуществ, которые не доступны обособленным предпринимательским структурам[19; 20].

В этой связи нами предлагается создание (организация) такого взаимодействия структур, которое будет соответствовать и требованиям к созданию кластера, и показателю географической совместимости.

При этом важным элементом является достижение возможности дистанционно координировать работу данного объединения посредством оптимального перераспределения потока заказов (Рисунок 2).

Предложенный на рисунке 3 проект модели организации кластера в сфере бытового обслуживания, включает ряд малых муниципальных образований, а также научно-исследовательские площадки, учебные заведения и центр дистанционного координирования потока предоставляемых услуг, способный способствовать повышению эффективности как отдельно взятого субъекта бытового обслуживания, так и данной сферы в целом.

В нашем случае кластерный анализ представлен широким комплексом выполняемых операций многомерного статистического анализа, который дает возможность производить автоматизированную группировку субъектов бытового обслуживания в однородные группы - кластеры. Нами был использован алгоритм иерархической кластеризации, который позволил получить множество разбиений на различных уровнях сходства между субъектами, при этом было построено дерево кластеризации, позволившее наглядно отобразить какие районы являются наиболее однородными по ряду признаков, а какие более общими. Следовательно, кластерный анализ рынка бытового обслуживания показал, что значительная часть районов не имеет возможности к объединению и созданию структуры, имеющей единый координирующий центр по причине дисбаланса ряда экономических показателей и географической несовместимости и была предложена модель организации кластера в сфере бытового обслуживания, состоящая из наиболее адаптированных и подходящих субъектов.

В целях достижения стабильного развития данной сферы на уровне региона и повышения уровня эффективности отдельных организаций в данной сфере, необходимо разработать региональную программу стратегического развития сферы бытового обслуживания при широком и действенном участии государства. Объединяющим механизмом всех хозяйствующих субъектов и целью стабильного и устойчивого развития данной сферы должно стать формирование и развитие регионального кластерного образования, осуществляющего бытовое обслуживание населения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Голикова О.М., Шаптефрац А.В. Краудсорсинг и краудфандинг как способы решения бизнес задач // ИТпортал, 2017. №2 (14). URL: http://itportal.ru/science/economy/kraudsorsing-i-kraudfanding-kak-spo/

2. Гаджиагаев К. Т. Организационно-управленческие аспекты развития инновационной деятельности в сфере услуг: Автореф. дисс. . .канд.экон.наук., Махачкала, 2005. 178 с. 60.

3. Братолюбов B. C. Экономика качества как инструмент снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности продукции // Экономика качества. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Вып. 4. М.: НТК «Трек», 2001. 37 с.

4. Кабашова Е.В. Проблемы выбора индикатора уровня жизни населения // Российский электронный научный журнал. 2013. № 1. С. 64-73.

5. Жильцов Е. Н., Казаков В.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: Учеб. Пособие. М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2007. 288 с.

6. Басс А. Ю. Сфера услуг и предпринимательство в экономическом развитии/А. Ю. Басс, Е. А. Разомасова //ЭКО, 2009. № 2. С.75-103.

7. Лозовая Г.Ф., Бадакшанов А.Р. Моделирование стратегического управления лекарственным обеспечением уральского региона // Экономический вестник фармации. 2002. № 9. С. 57.

8. Качалов В.А. О методе оценки деятельности в области качества //Методы менеджмента качества, 2001. № 8. С. 4-6.

9. Куприков А.П., Аксенов Д.А. Повышение эффективности государственной поддержки российской экономики в условиях санкций // Финансы, деньги, инвестиции. 2017. № 2 (61). С. 15-19.

10. Ооржак В.О. Формирование и реализация стратегии промышленного развития региона. - Москва, 2004.

11. Аузан А. А. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник /Под общ. ред. А.А.Аузана. М.: ИНФРА-М, 2012. 416 с.

12. Гончаренко Л.П. Экономическая и национальная безопасность. —М.: Экономика, 2012. — 542 с.

13. ЕгорихинаМ.С., Козлов С.Н., Шамин Е.А. Механизм программного бюджетирования, как один из государственных регуляторов сферы услуг //Вестник НГИЭИ. 2017. № 6 (73). С. 109-116.

14. Захир М.Б. Конкурентоспособность и производственное превосходство в малом предпринимательстве - Новосибирск: Наука, 2011. 132 с.

15. Изотова Н.Н. Национальные особенности встречи нового года в Японии //В сборнике: Филологические науки в МГИМО Москва, 2014. С. 189-198.

16. Ахтямов М.К., Боброва А.В., Ильинская Л.Г. Оценка стоимости бизнеса для субъектов малого предпринимательства: цели и проблемы // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 241.

17. Пахомова А.И. Возможна ли модернизация городов за счет получения кредита от будущих поколений? // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2011. № 2. С. 5-8.

18. Пескова Д. Р. Коммерческая тайна в системе экономических отношений: монография. Москва: МАКС Пресс. 2011.

19. Проваленова Н. В. Концептуальные аспекты развития сферы жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭИ. 2018. № 9 (88). С. 5-17.

20. Попов А. А., Холдонов А. А. Структурная оптимизация нечетких регрессионных моделей с минимизацией ошибки прогноза на тестовой выборке //Вестник НГИЭИ. 2018. № 2 (81). С. 7-19.

Статья поступила в редакцию 26.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.