Научная статья на тему 'Обоснование социально-экономической эффективности функционирования комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения шаговой доступности'

Обоснование социально-экономической эффективности функционирования комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения шаговой доступности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаинян Б. Р.

Анализируются параметры социально-экономической эффективности функционирования отдельных предприятий бытового обслуживания населения. Делается вывод о том, что кооперирование объектов бытового обслуживания, в том числе с предприятиями общественного питания и досуга является перспективным направлением повышения социально-экономической эффективности. Эффективность функционирования сферы бытового обслуживания населения определяется оптимальным соотношением экономической выгоды производителей бытовых услуг, обеспечения полезности для потребителей и соблюдением потребностей общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаинян Б. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование социально-экономической эффективности функционирования комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения шаговой доступности»

8. Финансовые технологии в малом предпринимательстве // Tacis Project SMEPUS 9501. апрель 1999 г.

9. Шестоперов О.М., Мамута М.В. Взаимодействие банков и небанковских микрофинансовых организаций: принципы, направления, зарубежный опыт. // Вестник академии: научный журнал Московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы. — 2004. — № 2.

10. Ledgerwood J. MicrofinanceHandbook. An Institutional and Financial Perspeective. The World Bank. Washington, D.C. — 2000.

УДК 338.465.4

обоснование социально-экономической эффективности функционирования комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения шаговой доступности

Шаинян Б.Р.

Группа компаний «Мастер Ки», г.Москва

This article examines the socio-economic efficiency parameters of the functioning of consumer services enterprises. Findings reveal that the integration of consumer services related businesses, including catering and leisure, is a promising trend for improving the socio-economic efficiency of the business. The factors such as economic benefit of the producer of the household services, consumer utility and respect for needs of society determine the efficiency of the consumer services field.

Анализируются параметры социально-экономической эффективности функционирования отдельных предприятий бытового обслуживания населения. Делается вывод о том, что кооперирование объектов бытового обслуживания, в том числе с предприятиями общественного питания и досуга является перспективным направлением повышения социально-экономической эффективности. Эффективность функционирования сферы бытового обслуживания населения определяется оптимальным соотношением экономической выгоды производителей бытовых услуг, обеспечения полезности для потребителей и соблюдением потребностей общества.

Социально-экономическая эффективность функционирования сферы бытового обслуживания населения достигается через оптимальное соотношение между экономическими выгодами производителей бытовых услуг, обеспечение полезности для потребителей и при соблюдении социально значимых потребностей общества.

По мнению автора, эффективность функционирования отдельных предприятий бытового обслуживания населения оценивается с учетом следующих параметров: занимаемая ими на текущей момент доле рынка и возможность существенно увеличить объем продаж;

устанавливающаяся зависимость результатов хозяйственной деятельности предприятий от влияния конкурентов; возрастная структура основных фондов предприятий; возможность осуществлять инвестиции в развитие бизнеса; обеспеченность предприятия необходимым персоналом и быстрота замещения образовывающихся вакансий.

На эффективность функционирования предприятий бытового обслуживания населения существенное влияние оказывает также сформировавшийся в городе (или регионе) бизнес-климат.

Однако непосредственно экономические выгоды производителей бытовых услуг сводятся, в основном, к обеспечению максимально возможной при сложившейся рыночной конъюнктуре прибыльности бизнеса. При этом абсолютным показателем прибыльности является величина получаемой прибыли, а относительным — соотношение получаемой прибыли и производимых затрат, т.е. рентабельность. Поэтому именно рентабельность, а не прибыль рассматривается в современных условиях как один из основных показателей финансово-экономической эффективности функционирования предприятий.

Как показали результаты проведенного при непосредственном участии автора анализа предприятий бытового обслуживания населения г. Москвы, для большинства предприятий характерен уровень рентабельности ниже среднего уровня. Для отдельных видов бытовых услуг, таких как социально-бытовой прокат, ремонт обуви, часов и т.п., нормальным уровнем рентабельности считается 7—10%, что в современных экономических условиях оценивается значительно ниже уровня самоокупаемости. Причинами этого, как показал анализ, являются относительно низкий спрос на услуги при достаточно высоких затратах. Затраты предприятий бытового обслуживания населения особенно высоки по таким статьям, как «оплата труда», «аренда внеоборотных активов», «оплата коммунальных услуг». Примерно такая структура затрат характерна для многих видов услуг. Но если затраты на оплату труда в большинстве случаев являются переменными, то есть напрямую зависят от объема реализации услуг, то оплата аренды и коммунальных услуг входят в состав общехозяйственных расходов и являются постоянными относительно объема реализации услуг. Постоянные затраты считаются наиболее трудноуправляемыми.

Основным резервом экономии постоянных расходов в современных условиях может являться сдача в аренду неиспользуемых помещений, что в свою очередь способствует созданию комплексных предприятий (мульти-сервисов). Отсюда следует, что комплексные предприятия бытового обслуживания являются наиболее эффективной формой бизнеса в радиусе шаговой доступности. Другими резервами экономии постоянных расходов являются экономное использование средств,

относимых на общехозяйственные расходы (служебные разъезды, оплата всех видов связи, приобретение канцелярских товаров и т.п.), сокращение потерь от порчи материальных ресурсов и оборудования.

Обеспечить экономию постоянных расходов можно и посредством кооперации отдельных видов услуг, то есть в рамках комплексных многофункциональных предприятий можно обеспечить реальное снижение себестоимости услуг и повышение рентабельности. При непосредственном участии автора была разработана методика расчета показателей рентабельности для предприятий бытового обслуживания населения (приведена ниже) и выполнена ее апробация. В частности, была рассчитана рентабельность отдельных видов бытовых услуг, предоставляемых однопрофильными предприятиями и комплексными многофункциональными предприятиями.

Общая характеристика методики

Данная методика позволяет определить средние значения показателя хозяйственной рентабельности для предприятий различных отраслевых групп бытовых услуг. Методика применима для всех типов предприятий бытового обслуживания населения, в том числе и для предприятий, расположенных или создаваемых в ареале шаговой доступности.

В основу рассматриваемой методики положен традиционный принцип расчета хозяйственной рентабельности — отношение финансового результата (прибыли от реализации услуг) к общей сумме затрат (себестоимости услуг). При этом прибыль рассчитывается как разность между объемом реализации услуг и себестоимостью.

Так как предприятия, относящиеся к одной отраслевой группе, имеют различную производственную мощность, то при расчете объема реализации и себестоимости услуг необходимо ориентироваться на усредненные показатели, определяющие их производственные и рыночные возможности:

• количество рабочих мест (определяется как средняя взвешенная величина);

• производственная площадь (определяется исходя из действующих нормативов площадей на одно рабочее место);

• производственные расходы (определяются исходя из среднего уровня объема потребляемых ресурсов и среднего уровня цен на

сырье и материалы, тарифов на коммунальные услуги, арендной платы за 1 кв. м площадей и т.п.); • цены реализации услуг (учитываются средне -рыночные цены на услуги в данном районе).

Описание методики

Этап 1. Определение среднего значения объема реализации услуг (выручки) для каждой отраслевой группы бытовых услуг.

При определении объема реализации услуг предприятий бытового обслуживания населения следует ориентироваться на рыночные факторы, такие как количество потенциальных потребителей услуг, потребительские предпочтения в пользовании услугами, частота потребления услуг.

Объемы реализации определяются отдельно по каждой отраслевой группы услуг.

Шаг 1. Расчет численности потенциальных потребителей услуг проводится исходя из общей численности населения в данном районе (городе, регионе) и процентной величины определенного сегмента. Сегмент — это группа потребителей с различными потребностями и активностью пользования услугами. Для услуг индивидуального потребления критериями сегментации могут являться: демографическая структура населения, уровень доходов населения и т.п. Для услуг семейного потребления в качестве критериев сегментации могут выступать: размер семьи, уровень дохода на одного члена семьи. При выделении сегментов сначала следует определить их количество и рамки, их ограничивающие (пол, возраст, доход, размер семьи). Далее определяется емкость каждого сегмента, то есть количество человек (семей), входящих в него.

Шаг 2. Выявление процента потребителей, реально пользующихся теми или иными бытовыми услугами, необходимо для определения реального спроса на услуги. Можно также определить процент потенциальных потребителей — тех, кто хотел бы пользоваться данными услугами, но не может по тем или иным причинам. Такие выводы делаются, как правило, на основании полевых исследований потребителей (телефонного или личного опроса, анкетирования).

Шаг 3. Определение особенностей потребления бытовых услуг в исследуемом районе предполагает выявление периодичности (частоты) потребления бытовых услуг:

• один раз в месяц (а%);

• один раз в 2—3 месяца (Ь%);

• один раз в 4—6 месяцев (с%);

• один раз в 7—12 месяцев

• менее одного раза в год

Шаг 4. Определение объемов фактического годового потребления ^1) производится по следующей формуле:

Q1 = (12а + 5Ь + 2,5с + 1,М + 0,5е) х N где N — количество потребителей, фактически пользующихся данной услугой.

Также можно рассчитать объем потенциального годового потребления ((2):

(¿2 = (12а + 5Ь + 2,5с + 1,5d + 0,5е) х М,

где М— количество потребителей, фактически пользующихся и желающих пользоваться данной услугой.

Величины и рассчитываются в условно натуральном выражении. Для определения объемов годового потребления в стоимостном выражении, необходимо умножить данные величины на среднюю цену реализации услуг.

Шаг 5. Определение среднего объема реализации услуг для предприятий отдельных отраслевых групп бытовых услуг.

Для определения среднего объема реализации услуг (средней выручки) одного предприятия необходимо величину годового объема потребления услуг разделить на общее количество рабочих мест (по данной отраслевой группе услуг в данном районе), а затем умножить на среднее количество рабочих мест, имеющихся на предприятии.

Аналогичным образом можно рассчитать среднюю выручку вновь создаваемых предприятий (например, в радиусе шаговой доступности).

этап 2. Определение средней величины расходов (полной себестоимости услуг) для предприятий бытового обслуживания населения производится исходя из следующих статей расходов:

• материальные расходы;

• расходы на оплату труда;

• арендная плата за землю и помещения;

• коммунальные платежи;

• налоги;

• прочие общехозяйственные расходы: (оплата труда обслуживающего персонала, расходы на содержание здания, текущий ремонт и т.п.).

Таблица 1

Сравнительные показатели постоянных расходов комплексных многофункциональных и однопрофильных предприятий*

№ п/п Статьи расходов Величина расходов в рублях на 1 м2 Экономия

в комплексных многофункциональных предприятия в однопрофильных предприятиях в рублях на 1м2 в %

1. Заработная плата вспомогательного персонала 308 336 28 9,1

2. Расходы на содержание здания, в том числе: 784 812 28 3,6

2.1. на отопление 87 88 1 1,15

2.2. на вентиляцию 93 113 20 21,5

2.3. на электроосвещение 89 93 4 4,5

2.4. на амортизацию 41 42 1 2,4

2.5. на текущий ремонт 474 476 2 0,4

Итого постоянные расходы на содержание здания 1092 1148 56 5,1

* Расчет выполнен по методике, изложенной в статье Н.В. Ивановой «Развитие социально-бытовой структуры мегаполисов: строительство и реконструкция мультисервисов».

Как уже отмечалось ранее, все расходы рассчитываются как усредненные величины.

Этап 3. Расчет показателей хозяйственной рентабельности проводится на основании полученных данных.

Для расчета используется следующая формула:

R = (V- С)/Сх 100%,

где R — показатель хозяйственной рентабельности в %; V— выручка от реализации услуг; С — полная себестоимость услуг.

Полученные показатели хозяйственной рентабельности могут быть скорректированы (увеличены или уменьшены) в зависимости от типа района (магистрального или спального) и месторасположения предприятия (в зоне высокой, средней или низкой рентабельности).

В табл. 1 приводится расчет экономии по отдельным статьям постоянных расходов за счет кооперации отдельных видов бытовых услуг в рамках комплексных многофункциональных предприятий. Расчет расходов выполнен применительно к отдельно стоящим зданиям со строительным объемом 10,0—19,0 тыс. куб. м.

Значения показателя рентабельности для бытовых услуг, рекомендуемых к размещению в шаговой доступности, выше у комплексных многофункциональных предприятий, чем у однопрофильных предприятий. Данные, приведенные в табл. 2, подтверждают наш первоначальный вывод о том, что деятельность комплексных многофункциональных предприятий при прочих равных условиях является более эффективной.

Одновременно следует заметить, что достижение приведенных в табл. 2 значений показателя рентабельности может сдерживаться рядом внешних и внутренних факторов.

В качестве внешних ограничений следует рассматривать сложившуюся на определенный момент времени рыночную конъюнктуру в регионе (городе, административном округе): спрос на бытовые услуги, установившийся уровень цен, состояние конкуренции, емкость неформального сектора экономики и т.п.

Ограничения производственных возможностей (внутренние ограничения) предприятий бытового обслуживания населения обычно связаны с наличием материальных, финансовых, трудовых ресурсов, производственных

Таблица 2

Прогнозирование показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности предприятий бытового обслуживания населения г. Москвы

виды бытовых услуг средний фактический уровень рентабельности бытовых услуг, функционирующих в рамках

однопрофильных предприятий многофункциональных комплексных предприятий

1. Прачечные 17 18

2. Парикмахерские 45 48

3. Ремонт и пошив одежды 14,5 16

4. Фотоуслуги 27,5 30

5. Химчистка и крашение 18,5 20

6. Ремонт обуви 20 22

7. Ремонт часов 21 23

8. Ремонт и изготовление металлоизделий 19 21

9.Ремонт и техобслуживание бытовой радиоаппаратуры 16 18

10. Ремонт бытовой техники 18 19

11. Прокат 17 19

мощностей и т.п. В качестве основного ограничивающего фактора при расчете рентабельности следует рассматривать заранее определенное количество рабочих мест, то есть ограничение производственных мощностей.

Приведенный уровень рентабельности предприятий может быть скорректирован в зависимости от их месторасположения (в зонах высокой, средней или низкой рентабельности). Кроме того, этот показатель во многом зависит от субъективных факторов — менеджмента предприятий, то есть особенностей управления и ведения хозяйственной деятельности.

Другим фактором в обосновании социально-экономической эффективности комплек-

Литература

сных многофункциональных предприятий может являться их мобильность. Многофункциональный характер предприятий и наличие большого числа помещений позволяет довольно быстро и гибко изменять набор предоставляемых ими услуг, ориентированных на различных потребителей, что увеличивает размер дохода от использования самого объекта недвижимости. Поэтому можно сделать вывод о том, что кооперирование объектов бытового обслуживания, в том числе и с предприятиями общественного питания и досуга является весьма перспективным направлением повышения социально-экономической эффективности.

1. Иванова Н.В. «Развитие социально-бытовой структуры мегаполисов: строительство и реконструкция муль-тисервисов» // «Недвижимость: экономика, управление. — 2004. — № 7—8. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.valnet. ru/m7-215 .phtml.

2. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. — М.: Маркетинг, 2001.

3. Хотинская Г.И., Харитонова Т.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятия сферы услуг): Учебное пособие. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.