РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 338.46
РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ I часть
И. Г. Шадская, преподаватель, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The marketing approach determines the needs in community services, their quality, assortment, forms, and the potential demand. Intermediaries between consumers and producers of community services bring the services to its customers in the rural areas of the Moscow region. A network of mobile or visiting community services solves the problem ofdifferentiation of provider figures in urban and rural areas.
Проанализированы особенности рынка бытовых услуг Подмосковья, выявлены общие проблемы и пути их решения путем разработки и реализации муниципальных программ развития локального рынка бытовых услуг в сельской местности Московской области. Для определения потребностей населения в бытовых услугах, потребительских предпочтений по видам услуг, их качеству, набору, формам обслуживания, потенциального спроса необходим маркетинговый подход. Проблему дифференциации показателей обеспеченности городского и сельского населения предприятиями сферы услуг можно решить путем создания сети мобильных предприятий бытового обслуживания населения или организации выездного обслуживания населения.
Key Words: consumer services for the rural population. Ключевые слова: бытовое обслуживание сельского населения.
Развитие бытового обслуживания населения в границах определенной территории или того или иного поселения направлено на решение экономических и социальных задач.
Среди социальных задач, постановка и решение которых имеет особую остроту на современном этапе, следует выделить задачу формирования современной социальной инфраструктуры села.
Социальная инфраструктура сельской местности региона представляет совокупность отраслей, секторов экономики и видов деятельности, функционирование которых направлено на удовлетворение потребностей населения в услугах различного рода, обеспечивающих воспроизводство и всестороннее развитие человека, расширение границ свободного времени, а также комфортные условия проживания на данной территории постоянного и временного населения. Последнее особенно актуально для сельских территорий, входящих в состав городских агломераций.
Постановка и решение проблем развития социальной инфраструктуры села в настоящее время связаны с кризисным состоянием социальной сферы в сельских регионах, огромными диспропорциями в условиях жизни сельского и городского населения страны.
Основными задачами в сфере бытового обслуживания сельского населения являются: восстановление базовых производственных мощностей в райцентрах и других поселениях по ремонту бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, химической чистке одежды и стирке белья, ремонту и строительству жилья по индивидуальным заказам населения; восстановление стационарной приемной сети бытового обслуживания в сельских поселениях и возобновление выездных форм обслуживания сельского населения городскими предприятиями; удовлетворение платежеспособного спроса жителей села на основные виды бытовых услуг, включая услуги, связанные с ведением личного подсобного хозяй-
ства; обеспечение доступности отдельных видов бытовых услуг пенсионерам и другим, наиболее социально уязвимым, группам сельского населения [1].
Бытовое обслуживание населения как элемент социальной инфраструктуры сельской местности региона представляет собой совокупность видов деятельности, результатом которых является предоставление разнообразных бытовых услуг, удовлетворяющих потребности населения постоянно или временно проживающего на территории сельского муниципального образования, а также формирование совокупных условий комфортного проживания или относительно короткого пребывания любого человека в любой период времени в данной местности региона.
Главной чертой, присущей рынку бытовых услуг, является его локальный характер и распространение деятельности предприятий бытового обслуживания на территорию в границах одного населенного пункта или нескольких населенных пунктов, но при высокой развитости транспортной инфраструктуры.
Размеры, количество предприятий бытового обслуживания населения, объемы оказываемых услуг определяются особенностями, присущими конкретной территории: плотностью и половозрастным составом населения, его покупательной способностью, средним уровнем жизни населения, традициями и культурой потребления.
Как показывает проведенный анализ статистических и отчетных данных, в Московской области уровень развития бытового обслуживания выше, чем в целом по России. В 2007 году в расчете на душу населения годовой объем бытовых услуг по стране составлял 2328 руб., тогда как по г.Москве — 4552 руб. и по Московской области — 4670 руб. 1
По данным Правительства Московской области, за 2007 год объем платных услуг населению составил свыше 127 млрд руб., в том числе бытовых услуг — 31 млрд руб. Темп роста объема бытовых услуг достиг уровня 116,8%.2
0 весьма значимой роли бытового обслуживания в социально -экономическом развитии Московской области говорит тот факт, что на его долю в структуре платных услуг населению приходится 20,6%, тогда как в целом
1 По данным: Регионы России. Социально -экономические показатели, 2008. Стат. сборник Федеральная служба госстатистики (Росстат). Офиц. изд. М.: Статистика России, 2008.
2 Опубликован на http://gsk.ru.
по стране этот показатель достигает 10%, а по г. Москве — 7,4%.
Анализ развития предприятий бытового обслуживания населения в Московской области показал, что рынок бытовых услуг развивается преимущественно в тех муниципальных образованиях, где сосредоточены городские поселения и достаточно высока плотность населения. Указанные территории являются наиболее развитыми, они преимущественно занимают центральную и среднюю зоны Московской агломерации.
О неравномерном развитии различных групп бытовых услуг говорят показатели структуры рынка бытовых услуг. В Московской области в объеме бытовых услуг основную долю занимают услуги по ремонту и строительству жилья (около 60%), названная группа услуг развивается наиболее высокими темпами (в 2007 году — 129,7%). Относительно высокие темпы роста характерны для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств — 124,7%; ритуальных услуг — 108,8%; услуг парикмахерских — 104,9%, тогда как в других сегментах рынка бытовых услуг развитие происходит более медленными темпами, а в отдельных случаях наблюдается спад объемов услуг.
В настоящее время в некоторых муниципальных образованиях, расположенных в основном в сельской местности, ощущается острый дефицит объектов бытового обслуживания.
Диспропорции в развитии локальных рынков бытовых услуг в Московской области и связанные с ними проблемы уровня жизни населения обусловлены влиянием двух групп факторов.
Первая группа объединяет общие факторы, определяющие относительно невысокий уровень социально-экономического развития сельских районов рассматриваемого региона (сельскохозяйственный профиль экономики, низкий финансовый потенциал, плохо развитая социальная инфраструктура, ярко выраженный процесс урбанизации, интенсивная маятниковая миграция, усиливающееся влияние сезонности в социально-экономических процессах).
Вторую группу составляют частные факторы, наиболее тесно связанные с развитием сферы бытовых услуг в сельской местности (низкая плотность населения, невысокие доходы постоянно проживающего в сельской
местности населения; неразвитость общей производственной инфраструктуры региона, перенос потребительского платежеспособного спроса из сельского района в город, невысокая культура и традиционно низкая эффективность ведения домохозяйства).
Объем платных услуг населению характеризуется значительными колебаниями по муниципальным образованиям области. Высокий показатель объема платных услуг на душу населения наблюдается в тех муниципальных образованиях, где имеются крупные города с хорошо развитой инфраструктурой или зоны отдыха с набором услуг для групп населения с высокими доходами.
На территории с высокой долей сельского населения сфера услуг имеет очень низкий уровень развития, что является одним из признаков общих диспропорций в экономике и социальной сфере сельской местности.
Потребности населения в бытовых услугах в сельской местности из-за низких доходов медленно реализуются в платежеспособный спрос. Невысокая плотность населения, неразвитость производственной инфраструктуры, а во многих случаях ее полное отсутствие препятствует формированию современного рынка бытовых услуг. Так, на начальном этапе рыночных реформ была полностью уничтожена инфраструктура бытового обслуживания населения в сельской местности (закрыты пункты приема заказов, закрыты или перепрофилированы Дома быта, ремонтные мастерские, ателье и т.д.; ликвидированы или полностью изношены основные производственные фонды).
Увеличивающаяся дифференциация муниципальных образований Московской области по уровню развития потребительского рынка и услуг, качеству реализуемых товаров и услуг, сервисного обслуживания в особо сложное положение поставила сельских жителей региона, в большинстве своем относящихся к малообеспеченным группам населения.
Анализ рынка бытовых услуг позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на разный уровень его развития от высокого до низкого по мере удаления территории от мегаполиса, существует ряд следующих общих проблем: • наличие ярко выраженных диспропорций, которые проявляются в уровне потребления бытовых услуг населением городов и сельской местности; неразвитость производственной инфраструктуры;
• перенос части платежеспособного спроса населения на рынок мегаполиса;
• высокая конкуренция со стороны предприятий торговли;
• наличие потенциального спроса населения г. Москвы, (временно или относительно постоянно проживающего на территории Московской области, а также транзитного населения), который не может быть удовлетворен в связи с отсутствием современной материально-технической базы бытового обслуживания населения. Решение перечисленных проблем возможно посредством разработки и реализации муниципальных программ развития рынка бытовых услуг.
Разработка муниципальной программы развития локального рынка бытовых услуг в сельской местности Московской области должна быть направлена как на преодоление общих проблем регионального рынка бытовых услуг, так и проблем, характерных для сельской местности.
Для сглаживания существующих диспропорций развития между городом и селом была принята Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», «Концепция социального развития села в Московской области до 2010 года», программа «Развитие потребительского рынка и услуг на территории Московской области на период до 2008 года».
Задачи регулирования развития рынка бытовых услуг на муниципальном уровне должны найти отражение в программах развития муниципальных образований Московской области. В этой связи, прежде всего, необходимо выделить цели регулирования развития рынка бытовых услуг:
1) обеспечение комплексности обслуживания населения на территории муниципального образования;
2) достижение доступности услуг населению с точки зрения их размещения по территории и времени работы предприятий, а также цен на них, с учетом уровня доходов разных групп населения;
3) расширение ассортимента бытовых услуг и разработка форм обслуживания населения, отражающих потребности в услугах, как постоянного сельского населения, так и городского населения, временно проживающего в сельской местности региона.
В программах социально-экономического развития сельских муниципальных образований необходимо четко определить приоритетные направления развития рынка бытовых услуг, экономическую и социальную эффективность разрабатываемых мероприятий. И, прежде всего, их влияния на развитие социальной инфраструктуры и достижение комфортности проживания как постоянного, так и временного населения.
В муниципальных программах развития локального рынка бытовых услуг встает необходимость определения типа и формата предприятий бытового обслуживания по уровню специализации и кооперирования производства, особенностям оказания услуг населению, набору и качеству предоставляемых услуг, соответствующим особенностям и возможностям развития локального рынка услуг.
Создание благоприятных условий для эффективной деятельности предприятий сферы бытовых услуг возможно путем совершенствования нормативно-правовой базы; развития обеспечивающей инфраструктуры (транспортной; жилищно-коммунальной; связи и др.); освоения новых способов и форм финансовой поддержки; формирования благоприятного инвестиционного климата в сфере бытового обслуживания. Важны мероприятия по сохранению профиля предприятий, увеличению числа работников, объема реализации услуг, созданию филиалов и приемных пунктов, прежде всего, в отдаленных районах сельской местности, расширению ассортимента услуг.
Муниципальным органам управления необходимо включать в программы развития локального рынка бытовых услуг директивы, связанные с разработкой специальных мер по обеспечению доступности бытовых услуг повседневного спроса для населения с низким уровнем дохода.
Как показывают проведенные исследования, проблема развития локальных рынков бытовых услуг в сельской местности региона носит комплексный характер, что выражается в необходимости разработки методов поддержки предпринимательства со стороны как регионального, так и муниципального управления.
Программы поддержки развития сферы бытовых услуг должны реализовываться путем создания правовых и экономических условий и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности соответствующих про-
граммных объектов и повышения уровня развития социальной инфраструктуры сельских муниципальных, а также сферы бытовых услуг.
Привлечение инвестиций может осуществляться путем проведения комплекса работ по поиску инвесторов, заинтересованных в создании конкретных предприятий; содействие инвесторам в привлечении кредитных ресурсов российских и иностранных банков, международных и иностранных финансовых организаций. Кроме того, необходимо развивать инвестиционную и предпринимательскую активность населения, проживающего в сельской местности региона.
Наблюдается тесная взаимосвязь между уровнем развития локального рынка бытовых услуг в сельской местности, социальной инфраструктуры, а также экономическим и социальным развитием муниципальных образований и региона в целом.
Развитие социальной инфраструктуры в сельской местности и локального рынка бытовых услуг должно осуществляться с учетом специфики сельских домохозяйств и образа жизни сельских жителей.
Особенности сельской местности рассматриваемого региона проявляются в формировании довольно большого сегмента локального рынка бытовых услуг, ориентированного на более высокий платежеспособный спрос временного населения и более высокую культуру потребления, однако развитие социальной инфраструктуры в сельской местности Московской области нельзя осуществлять, исходя только из специфики жизни сельского населения и функционирования сельских до-мохозяйств. Специфика жизни на селе, особенности функционирования сельских домо-хозяйств должны учитываться в программных мероприятиях только частично, а весь комплекс мер следует ориентировать на создание условий для достижения уровня потребления бытовых услуг всем наличным населением близкого к городскому уровню:
• размещать объекты различных типов и специализации в соответствии с градостроительным планированием развития территории Подмосковья и с учетом достигнутых уровней обеспеченности населения бытовым обслуживанием;
• развивать сеть бытового обслуживания населения в сельских населенных пунктах, а также на территории дачных и садоводческих объединений;
• внедрять гибкие системы ценообразования в сфере бытовых услуг (учитывающих сезонный спрос; требования к качеству услуг и форме обслуживания; для высокодоходных слоев населения и для населения с низкими доходами; применение системы дисконтных скидок и т. д.);
• распространять потребительский кредит и обеспечивать его доступность различным категориям населения области;
• обеспечивать защиту прав потребителей, обеспечение качества и безопасности товаров и услуг.
Таким образом, муниципальные программы развития бытового обслуживания населения в сельской местности Московской области должны учитывать региональные особенности развития локальных рынков, отражать программные цели и задачи по развитию села как в России, так и в рассматриваемом регионе.
Обобщая основные результаты исследований, посвященных решению проблем развития сферы услуг, можно сделать вывод о том, что для постановки и решения различных задач по совершенствованию деятельности предприятий сферы услуг и повышению эффективности управления, необходимо применение маркетинга.
Маркетинговый подход, то есть применение методов, инструментов и технологий маркетинга необходим и для определения потребностей населения в бытовых услугах, потребительских предпочтений по видам услуг, их качеству, набору, формам обслуживания, а также потенциального спроса, который формируется на локальных рынках такого специфического региона, которым является Московская агломерация.
Необходимость проведения маркетингового исследования рынка бытовых услуг в сельской местности Московской области связана с тем, что поселения, расположенные в сельской местности региона, имеют свою специфику (транспортная приближенность к крупному городу -центру городской агломерации — г. Москве, в зонах коттеджной и дачной застройки относительно высокая численность постоянно проживающего населения, разветвленность дорог и т. д.). Структурный состав населения таких территорий значительно отличается от сельских районов других регионов страны.
Следовательно, организация бытового обслуживания жителей сельской местности Мо-
сковской области также должна иметь отличительные характеристики по сравнению с городскими и сельскими населенными пунктами других регионов России.
Население сельских территорий неоднородно: это постоянное сельское население, городское население на сельской территории (жители коттеджных поселков) и временное население (сезонные мигранты, к которым относятся дачники и сезонные рабочие в основном строительных профессий). В исследуемом регионе на численность и состав населения сельских территорий преимущественно влияет движение не просто городского населения, а населения крупнейшего столичного города, необходимо в целях определения объема потребности в бытовых услугах учитывать данную особенность.
В процессе маркетингового исследования рынка бытовых услуг сельскую местность Московской области необходимо рассматривать с точки зрения решения следующих задач: удовлетворение спроса населения на бытовые услуги; развитие социальной инфраструктуры села; рост предпринимательской активности населения.
С учетом перечисленных особенностей групп населения, находящегося на территории сельской местности Московской области, а также отсутствия статистической информации, дающей представление о фактической численности и составе населения, разработана методика проведения маркетингового исследования потребностей населения в бытовых услугах, необходимость ее разработки обусловлена тем, что величина и структура потребностей формирует емкость рынка услуг.
Главные принципы разработки предложенной методики состоят в том, что в ней используются маркетинговые подходы и инструменты, а направления исследований максимально детализированы.
Она представлена в виде программы, которая состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.
1 этап. Определение проблемы и формулирование целей исследования.
Подцель 1.1. Изучение специфики муниципального образования, необходимость которого определяется тем, что сфера бытовых услуг носит локальный характер, а любая услуга имеет свои отличительные черты.
Подцель 1.2. Исследование особенностей населения данной территориальной единицы,
определение демографических характеристик населения изучаемой территории, установление фактического количества населения, проживающего в данной местности.
Необходимость проведения в рамках исследования сегментации потребителей определяется тем, что потребности разных групп населения различны. Названное исследование необходимо проводить местным органам власти при принятии управленческих решений в сфере развития сельской инфраструктуры, составной частью которой является бытовое обслуживание населения.
Выбор критериев, на основе которых будет осуществляться сегментация потребителей (подцель 2.1), обусловлен спецификой сельской местности Московской области.
Выделение сегментов потребителей бытовых услуг является подцелью 2.2 дерева целей проведения маркетингового исследования.
Расчет емкости сегментов потребителей услуг в муниципальном районе (1=1...х) (подцель 2.3).
Определение и исследование потребностей населения в конкретных сервисных услугах в каждом выделенном сегменте (1=1.х) заложено в подцель 3.
2 этап. Определение видов необходимой информации, источников и путей ее сбора.
3 этап. Сбор необходимой информации.
В соответствии с целями исследования сбор данных может осуществляться специалистами отделов администрации муниципальных образований, выполняющих исследовательские функции.
4 этап. Обработка и анализ собранной информации. Указанный этап может проводиться специалистами администрации муниципального образования или другими заинтересованными лицами.
5 этап. Предоставление информации заинтересованным организациям и лицам.
Информация, собранная в результате маркетингового исследования, может предоставляться органам муниципального управления, руководителям предприятий бытового обслуживания населения, индивидуальным предпринимателям и другим заинтересованным юридическим и физическим лицам.
По результатам исследования разрабатываются рекомендации и предложения по определению приоритетных направлений развития сферы услуг в муниципальном образовании, расположенном на территории сельской мест-
ности региона, предприятиям бытового обслуживания — по созданию и расширению рынка сбыта в данном сегменте, по продвижению на рынок новых видов услуг и форм обслуживания.
Согласно предложенной методике в целях изучения потребностей населения, проживающего в сельской местности региона, в бытовых услугах можно применить выборочное обследование в форме анкетирования, которое является наиболее удобным для изучения уровня потребления и платежеспособного спроса на бытовые услуги. При этом необходимо исходить из того, что на территории сельских муниципальных образований (сельских поселений) одновременно проживает сельское население со своей относительно невысокой культурой потребления и городское население (жители г. Москвы) с более высоким уровнем и культурой потребления.
Автором было проведено исследование потребности в бытовых услугах по группам населения. В нем принимали участие жители сельской местности тех территорий, которые в основном расположены в средней и частично в периферийной зонах Московской агломерации.
Для выполнения поставленных целей была разработана анкета, информация которой позволила получить необходимые данные о потреблении бытовых услуг.
По итогам исследования можно сделать вывод о том, что на сельских территориях средних, отдаленных и приграничных зон Московской области наблюдается спрос, в том числе платежеспособный, на большинство бытовых услуг.
По итогам опроса 980 респондентов у городского населения, проживающего на сельских территориях, наибольшим спросом пользуются традиционные бытовые услуги. Это услуги парикмахерских, которыми пользуются 67% опрошенных, ремонт обуви (88%), ремонт часов (79%)), металлоремонт (68%), ремонт бытовых машин, приборов и радиоаппаратуры (64%), обслуживание и ремонт автомобилей (59%), услуги по ксерокопированию и фотоуслуги (80%). Меньшим спросом пользуются услуги химической чистки (36%), пошива и ремонта одежды (23%), транспортные услуги (55%), услуги ювелирных мастерских (33%).
Низким спросом пользуются услуги прачечных (9%), бань и душевых (13%), услуги проката (14%) и ломбарда (3%). Что касается
новых, нетрадиционных видов услуг, то наблюдается потребность в интернет-услугах (30%) (получение и обмен необходимой информацией, заказ через интернет товаров и услуг, общение и т.д.), в услугах по ремонту сотовых телефонов (14%). Есть потребность в таких новых видах услуг, как шоппинг-услуги (6%) и услуги по выполнению личных поручений (11%).
Городские жители, проживающие в сельской местности, положительно относятся к организации обслуживания по месту их проживания, форме обслуживания аналогичной предоставлению услуг на дому (28%).
У постоянных сельских жителей имеется спрос на бытовые услуги как традиционные: парикмахерские услуги (75%), ремонт обуви (66%), ремонт бытовых машин, приборов и радиоаппаратуры (34%), так и на специфические, присущие сельской местности: услуги бань и душевых (66%), услуги по изготовлению валенок (47%). Большим спросом, чем для городских жителей, пользуются услуги по выполнению личных поручений (31%). Это можно объяснить возрастным составом сельского населения, где преобладают люди пожилого возраста, а также неразвитостью транспортного сообщения и большими расстояниями. Кроме того, на селе есть потребность в услугах по ремонту автомобилей (28%), часов (28%), транспортных (25%) и фотоуслугах (22%), услугах ксерокопирования.
Наблюдается спрос на нетрадиционные для города бытовые услуги, которые отражают потребности домохозяйств на селе. К ним можно отнести услуги по ремонту жилья (22%), распиловке и колке дров (47%), обработке огорода и приусадебного участка (25%).
Низким спросом на селе пользуются услуги по пошиву и ремонту одежды (3%), а также химической чистке изделий (6%), интернет-услуги (3%), услуги ювелирных мастерских (16%) и мастерских по металлоремонту (16%), а также проката (3%).
Наряду с этим 46% респондентов выразили потребность в комплексном бытовом обслуживании и обслуживании на дому.
Сфера бытового обслуживания населения села сегодня недостаточно развита, поэтому необходимы мероприятия для ее формирования и развития в соответствии с имеющимися потребностями всех групп жителей, а не только постоянного населения сельских поселений.
Как отмечалось выше, программа развития сферы бытовых услуг, отвечающая стратегиче-
ской цели развития муниципальных образований, расположенных в сельской местности региона (создание и эффективное функционирование комфортной для проживания населения социальной инфраструктуры), должна содержать комплекс необходимых мероприятий по вводу современных объектов бытового обслуживания населения и организации процесса обслуживания.
Решением указанной проблемы можно считать развитие кооперации между производителями услуг, что в условиях рынка возможно посредством присутствия хозяйствующего субъекта, берущего на себя миссию информационного посредника между производителем и потребителем услуг.
Проведенный опрос жителей населенных пунктов периферийной и приграничной зон Московской агломерации, где развитие сферы бытовых услуг характеризуется самыми низкими показателями, подтверждает вывод о том, что отсутствие информации у населения об объектах бытового обслуживания, предлагаемых услугах, формах обслуживания и ценах приводит к потере производителями потенциальных потребителей бытовых услуг. В частности, 42% респондентов отрицательно или вообще не ответили на вопрос, какое предприятие бытового обслуживания населения находится в населенном пункте в пределах шаговой доступности (15—20 мин.).
Для приближения предприятий бытового обслуживания к своему потребителю в Московской области могут осуществлять деятельность организации -посредники между потребителями и производителями бытовых услуг. Они создаются в форме информационно-торгово-сервисных центров, информационно-сервисных центров, информационно - диспетчерских служб.
Создание и функционирование такого предприятия может осуществляться по аналогии с широко распространенными в настоящее время интернет-магазинами.
Использование интернет-технологий при оказании услуг может быть выгодно для потребителей и производителей услуг. Для продавцов товаров и услуг — это возможность расширить число потенциальных покупателей и оптимизировать бизнес-процессы, для покупателей — сэкономить время и денежные средства.
Создание посреднической фирмы, работающей по принципу электронного магазина, которая с помощью интернета осуществля-
ла бы сбор и обработку заказов на выполнение различного вида услуг, в том числе и бытовых, представляет собой не только форму организации обслуживания населения с применением интернет-технологии, но и особый вид бизнеса, гибко реагирующего на состояние рынка бытовых услуг и учитывающего специфику сельской местности региона. Подобная фирма ставит перед собой задачи обеспечения жителей информацией о возможности получения необходимых им услуг на территории своего места проживания, оформление заказа через сайт фирмы, сбора и обработки заказов от населения, оформления целого пакета заказов от потребителей определенного населенного пункта.
Деятельность такого предприятия основана на принципе кооперирования с производителями бытовых услуг (предприятиями и индивидуальными предпринимателями).
В предлагаемом варианте организации бытового обслуживания населения в сельской местности Московской области кооперирование проявляется в виде производственных связей предприятий по совместному предоставлению услуг или хозяйственных связей, при которых одно предприятие принимает заказы, а другое их выполняет.
Обе стороны, в данном случае — это электронная фирма и непосредственные производители услуг — заключают договор, которым определяются хозяйственные отношения между ними, а также ответственность сторон за своевременность выполнения условий договора.
Для потребителя услуг могут предлагаться несколько форм обслуживания по его выбору: обслуживание по месту нахождения предприятия; выездное обслуживание.
Обслуживание по месту нахождения предприятия связано, в основном, с транспортными расходами по доставке клиентов, так как само сервисное предприятие может находиться достаточно далеко от места жительства потребителей (например, в районном центе муниципального образования). Выездное обслуживание также связано с высокими транспортными и временными затратами, потому что приходится везти в отдаленные населенные пункты не только специалиста, который будет оказывать услуги, но и необходимое ему оборудование, инструменты и т. п.
Если пакет заказов будет недостаточно представителен по ассортименту услуг и не будет включать предоставление целого комплек-
са услуг клиенту или домохозяйству, то такой вид обслуживания не будет эффективным. Выездное обслуживание по предоставлению услуг одного производителя бытовых услуг экономически не выгодно, так как это будет связано либо с большими расходами на доставку специалистов, либо такая форма будет неудобна потребителям, так как процесс получения необходимой услуги будет очень растянут во времени, которое уйдет на то, чтобы предприятие сформировало такой пакет заказов по данной территории, который ей бы был экономически выгоден.
Следовательно, необходима кооперация с другими предприятиями сферы услуг и предприятиями торговли.
Обслуживание жителей отдаленных и малонаселенных территорий на основе предварительных заявок более эффективно, чем просто ожидание своего клиента или выезд специалиста на село «на свой страх и риск», когда неизвестно, найдется ли на определенную предлагаемую услугу свой потребитель. В предлагаемом варианте организации работы по предоставлению бытовых услуг выездное обслуживание осуществляется на основе сформированного пакета заказов, когда можно точно определить, насколько эффективна данная форма работы с клиентами.
Существенным плюсом предлагаемой посреднической интернет-фирмы в сфере бытовых услуг является то, что ее организация не требует больших капиталовложений. Для поддержания ее в работоспособном состоянии не требуется большой коллектив людей (достаточно одного работника, владеющего компьютером). Кроме того, есть возможность значительно сократить расходы за счет отказа от аренды специального помещения, потому что компьютер можно разместить в любом удобном месте, даже дома у работника фирмы.
Распространение интернет -бизнеса в сфере бытового обслуживания населения позволяет посредством установления информационных связей создать гибкую рыночную систему «производитель-потребитель услуг», обеспечивающую, с одной стороны, максимальное реагирование субъекта-производителя услуг на потребности населения, а с другой стороны, осуществлять внедрение инновационных видов услуг, организовывать торговлю сопутствующими товарами, оптимизировать затраты на организацию обслуживания сельского населения по месту его проживания.
Дифференциация показателей обеспеченности городского и сельского населения предприятиями сферы услуг подтверждает необходимость создания нового механизма обслуживания населения в сельской местности Московской области. Это обусловлено и тем, что в отделенных, преимущественно сельской специализации, районах Московской области насчитывается большое количество малых населенных пунктов, в которых нецелесообразно создавать полный набор стационарных объектов сферы бытовых услуг. В большинстве случаев целесообразно полностью от них отказаться в связи с предельно низким порогом рентабельности услуг из-за нерациональной структуры издержек производства на таких предприятиях.
Однако проблему можно решить путем создания сети мобильных предприятий бытового обслуживания населения (парикмахерских, мастерских по ремонту и обслуживанию бытовой и радиоэлектронной техники, ремонту обуви, прокату и т. д.) или организации выездного обслуживания населения на основании данных о наличии заказов населения сельской местности, предоставляемых виртуальными предприятиями — информационно-сервисными центрами.
Это особенно важно для районов, где значительную часть населения составляют лица преклонного возраста, пенсионеры, инвали-
ды, которым трудно ехать в другие населенные пункты для решения своих насущных проблем.
Как показало проведенное анкетирование населения, 30% всех опрошенных респондентов предпочитают выездное комплексное обслуживание, что позволяет предложить формирование пакета заказов на предоставление комплекса услуг как постоянному, так и временному населению, находящемуся на территории сельской местности Московской области.
Как видно из представленных расчетов, при выездной форме обслуживания с использованием услуг интернет-фирмы цена на услуги вырастет в среднем на 20% по всем видам услуг. Для снижения цены на отдельные виды услуг можно сократить транспортные расходы отдельной сервисной фирмы путем оптимизации пакета заказов. Это достигается путем налаживания кооперационных связей между отдельными предприятиями (частными предпринимателями), оказывающими услуги при организации бригады выездного обслуживания, когда в сельские населенные пункты выезжают несколько специалистов, оказывающих самые разнообразные виды услуг.
При выездном обслуживании можно предложить ряд пакетов социально значимых услуг для домохозяйств сельской местности региона. В зависимости от уровня дохода потребителей могут быть изменены и предлагаемые виды услуг.
Литература
1. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858.
2. Закон Московской области от 3 ноября 2007 года № 192/2007-0З «О комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2008 год».
3. Постановление Правительства Московской области от 10 ноября 2003 года № 645/40 «О концепции социального развития села в Московской области до 2010 года».
4. Программа развития потребительского рынка и услуг на территории Московской области до 2008 года. Утв. постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2003 года № 742/47.
5. Котилко В. В., Федюшина И. Ю., Орлова Д. В. Социальная сфера Подмосковья. /Под ред. В. В. Котилко. М.: СОПС, 2005.
УДК 338.482.2
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ БЫТОВЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Н. В. Журавлева,
кандидат экономических наук, доцент, Ю. А. Погодина,
кандидат экономических наук, [email protected], [email protected]
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The authors examine the scope of community services in the Ulyanovsk region and its prospects on the basis of feasible socio-economic development of the region. The study identifies jive trends in the sphere of community services in the medium term: pessimistic, accelerative, target-oriented, asymmetric, and optimistic.
Статья посвящена проблеме прогнозирования сценариев развития сферы бытовых услуг Ульяновской области. На основе сценариев социально-экономического развития Ульяновской области, определены пять сценарных вариантов дальнейшего развития сферы бытовых услуг в среднесрочной перспективе: пессимистический, инерционный, программно-целевой, асимметричный, оптимистичный.
Key Words: forecasting, planning, trends in socio-economic development, community services. Ключевые слова: прогнозирование, планирование, сценарий социально-экономического развития, бытовые услуги.
Рыночные преобразования в регионах Российской Федерации, начатые в 90-х годах, с одной стороны, способствовали росту значимости сферы услуг, а с другой, выразились в сокращении физических объемов платных услуг и фактического числа предприятий, а также в структурных изменениях по отдельным отраслям, в том числе в сфере бытовых услуг. Важнейшая роль сферы услуг состоит в ослаблении проблем безработицы при помощи создания новых рабочих мест, росте благосостояния населения, обслуживании социально незащищенных, малообеспеченных слоев населения. Бытовое обслуживание населения занимает важное место в распределении доходов населения и является одной из наиболее значимых отраслей сферы платных услуг.
Регулирование развития регионального рынка бытовых услуг предусматривает знание основных механизмов данного процесса, использование современных научных подходов и методов, разработку стратегии развития сферы бытовых услуг.
Важнейшим инструментом решения проблем регулирования развития сферы бытовых услуг в регионе является прогнозирование тенденций ее развития в современных условиях.
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально -экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально -экономическое прогнозирование, в том числе и прогнозирование развития сферы бытовых услуг, является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития. Необходимо научное изучение закономерностей развития сферы услуг, в том числе сферы бытовых услуг, прогнозирования вероятных ситуаций, планирования и принятия на этой основе обоснованных стратегических решений.
Проблемы прогнозирования и планирования для сферы услуг носят многоплановый и многосторонний характер, поскольку затрагивают управленческие воздействия на внешнюю и внутреннюю среду. В современных условиях, при отсутствии достаточного рыночного опыта, традиционные задачи по организации процесса прогнозировании и планирования в сфере услуг получают новое содержа-