Научная статья на тему 'Роль бытового обслуживания населения в формировании социальной инфраструктуры сельской местности региона (на примере Московской области)'

Роль бытового обслуживания населения в формировании социальной инфраструктуры сельской местности региона (на примере Московской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РЕГИОНА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадская И. Г.

В статье показана роль бытового обслуживания в формировании социальной инфраструктуры сельской местности Московской области. Рост количества предприятий и расширение сети обслуживания должны обеспечить создание благоприятных и комфортных условий проживания постоянного сельского, а также временного городского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль бытового обслуживания населения в формировании социальной инфраструктуры сельской местности региона (на примере Московской области)»

7. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учебное пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ-Дана, 2006 . 638 с.

8. Ткач В.И., Гончаренко О.Н. Управленческий учет на предприятиях сферы услуг: Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов. М.: ИКЦ «МарТ»; Р/нД: Издательский центр «МарТ; 2007. 160 с. (Серия «экономика и управление»)

9. Хорнгерн Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект // Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 2005.

УДК 330/336.6

РОЛЬ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

И.Г. Шадская, преподаватель,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье показана роль бытового обслуживания в формировании социальной инфраструктуры сельской местности Московской области. Рост количества предприятий и расширение сети обслуживания должны обеспечить создание благоприятных и комфортных условий проживания постоянного сельского, а также временного городского населения.

Ключевые слова: социальная инфраструктура сельской местности региона, перспективы развития бытового обслуживания населения, региональные особенности муниципальных программ социально-экономического развития.

Развитие бытового обслуживания населения в границах определенной территории направлено на решение экономических и социальных задач. Среди социальных задач, постановка и решение которых имеет особую остроту на современном этапе, следует выделить задачу формирования современной социальной инфраструктуры села.

Необходимо определить, что представляет собой бытовое обслуживание населения как часть социальной инфраструктуры вообще, социальной инфраструктуры села и

социальной инфраструктуры сельской местности региона, в качестве которого выбрана Московская область.

В общем виде социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для рациональной организации основных видов деятельности человека — трудовой, общественно-политической и других, развивающихся в интересах всего общества.

Постановка и решение проблем развития социальной инфраструктуры села в настоящее время связаны с кризисным состоянием социальной сферы в сельских регионах, огромными диспропорциями в условиях жизни сельского и городского населения страны. К объектам социальной инфраструктуры села относят подразделения жилищно-коммунального хозяйства, медицинские и детские дошкольные учреждения, организации общественного питания, учебно-производственные комбинаты, службы по охране труда, спортивно-оздоровительные организации, транспорт, обслуживающий рабочих и служащих, связь и информационные службы.

Основными задачами в сфере бытового обслуживания сельского населения являются восстановление базовых производственных мощностей по ремонту бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, химической чистке одежды и стирке белья, ремонту и строительству жилья по индивидуальным заказам населения; восстановление стационарной приемной сети бытового обслуживания в сельских поселениях и возобновление выездных форм обслуживания сельского населения городскими предприятиями; удовлетворение платежеспособного спроса жителей села на основные виды бытовых услуг, включая услуги, связанные с ведением личного подсобного хозяйства; обеспечение доступности отдельных видов бытовых услуг пенсионерам и другим, наиболее социально уязвимым, группам сельского населения[1].

Бытовое обслуживание как неразрывная часть социальной инфраструктуры села в настоящее время практически не развивается, его производственная база была полностью ликвидирована за годы рыночных преобразований.

Решение проблемы создания современной социальной инфраструктуры в сельской местности невозможно без постановки и решения задачи восстановления производственной сети объектов бытового обслуживания, однако это решение должно осуществляться в условиях ограниченности объема потребления бытовых услуг из-за низкого

платежеспособного спроса и структурных сдвигов в расходах сельского населения на потребление товаров и услуг.

Развитие территории Московской области, в т.ч. сельской местности, имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены развитием рынка услуг в Московской городской агломерации [2].

Социальная инфраструктура сельской местности региона представляет совокупность отраслей, секторов экономики и видов деятельности, функционирование которых направлено на удовлетворение потребностей населения в услугах различного рода, обеспечивающих воспроизводство и всестороннее развитие человека, расширение границ свободного времени, а также комфортные условия проживания на данной территории постоянного и временного населения. Последнее особенно актуально для сельских территорий, входящих в состав городских агломераций.3

Бытовое обслуживание населения как элемент социальной инфраструктуры сельской местности региона представляет собой совокупность видов деятельности, результатом которых является предоставление разнообразных бытовых услуг, удовлетворяющих потребности населения постоянно или временно проживающего на территории сельского муниципального образования, а также формирование совокупных условий комфортного проживания или относительно короткого пребывания любого человека в любой период времени в данной местности региона.

Отмеченные особенности необходимо учитывать при разработке муниципальных программ развития бытового обслуживания населения. При этом задачи, которые могут быть определены в этой программе, должны обеспечивать достижение глобальной цели — развитие социальной инфраструктуры не села, а сельской местности региона.

Такой подход, по нашему мнению, позволяет органам местного самоуправления рассматривать бытовое обслуживание населения не только как объект регулирования на местном уровне, но как сферу экономической и одновременно социальной деятельности в сельской местности региона. В этих условиях комплекс планируемых мероприятий может быть связан с приоритетными задачами, которые определены соответствующими

3 В России настоящее время насчитывается 20 городских агломераций, среди которых наиболее крупными и имеющими высокую положительную динамику развития являются, наряду с Московской, Санкт-Петербургская, Самарская, Нижегородская, Ростовская, Новосибирская агломерации. Укрупненные расчеты, выполненные авторам показывают, что численность населения городских агломераций составляет около 60 млн. чел.

региональными программными документами, а также тенденциями свободного развития рассматриваемого сектора экономики под воздействием рыночных факторов.

Литература

1. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (утверждена постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858).

2. Фирсукова В.В. Развитие сферы бытовых услуг в Московской агломерации: теоретико-методологический аспект: Монография. М.: МГУС, 2006. С. 271—272.

УДК 336.221 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

М.В. Шворин, преподаватель,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье рассматриваются проблемы бизнеса малых предприятий, пути их решения.

Ключевые слова: проблемы малого бизнеса, налогообложение

Мы живем в эпоху перемен, причем перемен радикальных и порой жестоких. Отечественная налоговая система по-прежнему «душит» малые предприятия. В недалеком прошлом уровень налоговой нагрузки на малые фирмы достигал 80-90%. С тех пор многое поменялось, и сейчас бизнес работает в более комфортных условиях. Прежде всего, обнадеживает относительная стабильность фискальной системы, которой удалось добиться Минфину России и Федеральной налоговой службе РФ. К достижениям государства можно отнести и снижение общего уровня налогового бремени до 40—45% от доходов компаний. Страна, которая хочет быстро развиваться, должна брать меньше налогов с бизнеса. Сегодня мы понимаем, что необходимо вновь снижать налоги и возвращать отмененные ранее льготы. В свое время именно этой преференцией пользовались многие промышленные предприятия для ухода от налогообложения. Теперь честь бизнес-мундира для них стала дороже сомнительных сделок, и пользоваться столь щедрым подарком они будут исключительно с целью обновления основных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.