Научная статья на тему 'Проблемы развития сферы бытовых услуг в Краснодарском крае'

Проблемы развития сферы бытовых услуг в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
707
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бытовое обслуживание населения / бытовые услуги / выездное обслуживание / приемные пункты / обеспеченность бытовыми услугами / административные барьеры / легализация. / consumer services / consumer services / field service / reception points / provision of household services / administrative barriers / legalization.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. А. Мусиенко

Обоснована приоритетность развития сферы бытовых услуг в Краснодарском крае. Проведен анализ динамики основных показателей краевой сферы бытового обслуживания населения. Осуществлена систематизация и проведен анализ проблем развития данной сферы. К ключевым проблемам следует отнести низкий уровень обеспеченности бытовыми услугами жителей сельской местности, а также в поселках курортной зоны, наличие теневого сектора на рынке бытовых услуг в результате административных барьеров, препятствующих процессу легализации субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SPHERE OF HOUSEHOLD SERVICES IN KRASNODAR REGION

The priority of development of the sphere of household services in Krasnodar region is proved. The analysis of the dynamics of the main indicators of the regional sphere of consumer services. The systematization and analysis of the problems of development of this sphere is carried out. The key problems include the low level of provision of household services to rural residents, as well as in the villages of the resort area, the presence of the shadow sector in the market of household services as a result of administrative barriers that impede the process of legalization of subjects.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития сферы бытовых услуг в Краснодарском крае»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ БЫТОВЫХ УСЛУГ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

М.А. Мусиенко, студент

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10254

Аннотация. Обоснована приоритетность развития сферы бытовых услуг в Краснодарском крае. Проведен анализ динамики основных показателей краевой сферы бытового обслуживания населения. Осуществлена систематизация и проведен анализ проблем развития данной сферы. К ключевым проблемам следует отнести низкий уровень обеспеченности бытовыми услугами жителей сельской местности, а также в поселках курортной зоны, наличие теневого сектора на рынке бытовых услуг в результате административных барьеров, препятствующих процессу легализации субъектов.

Ключевые слова: бытовое обслуживание населения, бытовые услуги, выездное обслуживание, приемные пункты, обеспеченность бытовыми услугами, административные барьеры, легализация.

Бытовое обслуживание населения представляет собой социально ориентированную сферу экономики, которая способствует удовлетворению потребностей людей в разнообразных видах бытовых услуг, создает условия для их полноценного отдыха и более комфортных условий жизни. Развитие рынка бытовых услуг напрямую оказывает влияние на качество жизни населения, в том числе таких социально незащищенных категорий как пенсионеры, многодетные семьи и т.д. В связи с социальной значимостью рынок бытовых услуг наряду с рынком сельскохозяйственной продукции определен в качестве приоритетного для развития конкуренции и соз-

дания благоприятных условий для ведения бизнеса в Краснодарском крае [1].

Краснодарский край с 2011 года занимает лидирующее положение на рынке бытовых услуг в Южном федеральном округе и по данному показателю в течение последних пяти лет находится на 1-м месте. В 2015 году в структуре платных услуг, оказанных населению, бытовые услуги поднялись на 3-е место после жилищно-коммунальных и транспортных услуг, обогнав в данном показателе услуги связи [2]. Основные показатели бытового обслуживания в Краснодарском крае приведены в таблице 1.

Показатель 2Q15 г. 2Q16 г. 2Q17 г. 2Q17 г. к 2Q15 г., %

Объем оказанных бытовых услуг населению, млн руб. 61789 69137 65462 105,9

- доля в общем объеме платных услуг населению, % 15,1 15,5 13,6 -

Объем оказанных бытовых услуг в расчете на душу населения, руб. 11268 12474 11716 104,0

Количество объектов бытового обслуживания, ед. 15963 16184 16191 101,4

Количество приемных пунктов бытового обслуживания, ед. 651 665 696 106,9

Количество населенных пунктов края, в которых осуществлена организация, ед.:

- выездного бытового обслуживания населения 1067 1102 1085 101,7

- новых видов выездных услуг 190 114 104 54,7

Уровень охвата населенных пунктов выездным обслуживанием в сфере бытовых услуг, % 62,0 64,0 64,0 -

Таблица 1. Основные показатели развития сферы бытового обслуживания населения в Краснодарском крае [3]

Как видно из таблицы 1, за изучаемый период наблюдается рост объема оказанных бытовых услуг населению на 3,7 млрд рублей или на 5,9%, в том числе в расчете на душу населения - на 448 рублей или на 4%. При этом их доля в объеме платных услуг населению сократилась на 1,5 процентных пунктов с 15,1% в 2015 году до 13,6% в 2017 году. Отсутствие стационарных объектов или недостающих видов бытовых услуг в отдаленных сельских населенных пунктах компенсируется выездным обслуживанием жителей. Как видно из таблицы, уровень охвата населенных пунктов Краснодарского края выездным

обслуживанием в сфере бытовых услуг по итогам 2017 года составил 64%, что выше уровня 2015 года на 2%. Услуги выездным путем оказывают более 5 тысяч хозяйствующих субъектов. Негативной тенденцией является сокращение количества населенных пунктов края, в которых осуществлена организация новых видов выездных услуг.

Таким образом, несмотря на стабилизацию в отрасли и устойчивый характер роста объемов услуг и налоговых поступлений, в развитии бытового обслуживания населения Краснодарского края имеются проблемы (рис. 1).

Рисунок 1. Основные проблемы развития сферы бытового обслуживания населения в

Краснодарском крае

1. Низкий уровень обеспеченности бытовыми услугами жителей сельской местности, а также в поселках курортной зоны. В городах Краснодарского края количество и ассортимент предоставляемых бытовых услуг значительно выше, чем в сельской местности. Это связано с низкой привлекательностью данной сферы для предпринимателей из-за ее убыточности. Отрасль бытовых услуг не относится к высокодоходным, поэтому организация деятельности в этой сфере зачастую бывает нерентабельна и не востребована. На это влияют такие факторы как малонаселен-

ность большинства сельских населенных пунктов, отток сельского трудоспособного населения в крупные города и, соответственно, недостаточный спрос на услуги приемных пунктов.

Однако отсутствие достаточного количества предприятий бытовых услуг, выездной формы обслуживания лишает сельских жителей многих социально значимых видов бытовых услуг. В результате в отдельных сельских населенных пунктах края представлен неполный комплекс бытовых услуг. Так, низкий уровень (0-25%) обеспеченности выездными бытовыми ус-

лугами жителей сельской местности наблюдается в Апшеронском, Белоглинском, Каневском, Кореновском, Крымском, Крыловском, Лабинский, Приморско-Ахтарском, Темрюкском, Тихорецком районах Краснодарского края.

Ограниченный перечень социально значимых видов бытовых услуг предоставляется и на многих курортах Краснодарского края. При этом в курортной зоне кроме местных жителей присутствует большое количество гостей и отдыхающих [4].

2. Формирование стихийного и несбалансированного рынка бытовых услуг вследствие отсутствия градостроительной политики и территориального планирования при размещении объектов сферы бытовых услуг. Не всегда при проектировании жилых и гостиничных комплексов, туристических баз и т.д. предусматривается планировка помещений для размещения предприятий сферы бытовых услуг. Поэтому при появлении новых рекреационных объектов возникает неорганизованный рынок бытовых услуг, что отрицательно сказывается на качестве, комфортности и привлекательности курортов Краснодарского края [5].

3. Неудовлетворительное качество предоставляемых бытовых услуг и дефицит

квалифицированных кадров, особенно в сельских поселениях. Большинство хозяйствующих субъектов, оказывающих бытовые услуги в сельской местности и даже в районных центрах, работают в условиях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям пожарной безопасности, Правилам бытового обслуживания населения в Российской Федерации.

4. Наличие теневого сектора на рынке бытовых услуг в результате административных барьеров, препятствующих процессу легализации субъектов. Значительная часть таких видов услуг как ремонтно-строительные, изготовление металлических изделий, изготовление мебели по индивидуальным размерам и др., особенно в сельской местности, в труднодоступных населенных пунктах, оказывается несанкционированно. В результате нарушаются принципы добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей. В 2017 году министерством экономики Краснодарского края в рамках мониторинга состояния конкурентной среды осуществлялась оценка существенности административных барьеров на рынке бытовых услуг (табл. 2).

Таблица 2. Оценка существенности административных барьеров (по результатам мониторинга мнения предпринимателей о состоянии конкурентной среды, проводимого Министерством экономики Краснодарского края), 2017 г. [6]_

Показатель Респондентов %

Количество предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг, принявших участие в мониторинге, чел 1216 100,0

Наиболее существенные административные барьеры на рынке бытовых услуг по результатам опроса:

- высокие налоги 284 23,4

- высокие барьеры доступа к финансовым ресурсам (высокая стоимость кредитов) 188 15,5

- нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий 154 12,l

- сложность получения доступа к земельным участкам ll 6,3

- недостаток квалифицированных кадров 55 4,5

Как видно из таблицы 2, по мнению всех опрошенных предпринимателей наиболее существенными административными барьерами для ведения текущей деятельности или открытия нового бизнеса на

рынке бытовых услуг являются высокие налоги, высокая стоимость кредитных ресурсов, нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий. Также, рес-

понденты осуществляющие бизнес на услуг. Это выражается в наличии высоких рынке бытовых услуг, отмечали сложность кредитных ставок, устанавливаемых кре-процедуры получения лицензий, трудно- дитными организациями, а также недоста-сти в регистрации бизнеса, проблемы в точном предоставлении льготных тарифов приобретении зданий, помещений. и финансовых ресурсов, что не позволяет

Кроме того, административные барьеры предприятиям развивать и обновлять проявляются одним из основных негативных изводственную базу [8]. факторов, препятствующих развитию кон- Таким образом, для решения представ-

куренции, снижающих стимулы входа на ленных проблем необходима разработка и рынки новых участников и повышающих реализация единой государственной полинепроизводственные издержки. Среди ад- тики в области развития бытового обслу-министративных барьеров, препятствую- живания населения, направленной на раз-щих процессу легализации граждан, мож- витие конкурентного рынка бытовых ус-но назвать высокую налоговую нагрузку и луг, повышение уровня обеспеченности ограниченный перечень видов деятельно- бытовыми услугами жителей Краснодар-сти в сфере бытового обслуживания, по ского края, в том числе увеличение объе-которым по патентной системе налогооб- мов и видов оказываемых услуг в сельских ложения установлены «налоговые канику- населённых пунктах, формирование солы» [6]. временной инфраструктуры и создание

5. Недостаточная кредитно-финансовая условий инвестиционной привлекательно-поддержка организаций сферы бытовых сти сферы бытовых услуг.

Библиографический список

1. Плотникова Е.В. Развитие сельскохозяйственной логистической инфраструктуры в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, В.В. Мазнинов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №3 (92). - С. 1080-1086.

2. Сидоренко Б.М. Программно-целевое регулирование развития малого предпринимательства в Краснодарском крае /// Б.М. Сидоренко, Е.В. Плотникова // Экономика и управление в условиях современной России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 266-271.

3. Платное обслуживание населения в Краснодарском крае: Статистический сборник. -Краснодар: Краснодарстат, 2018. - 83 с.

4. Плотникова Е.В. Программно-целевое управление как инструмент развития сельского (аграрного) туризма и сельских территорий Краснодарского края // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №5 (70). - С. 319-324.

5. Гладышева Е.И. Стратегическое планирование развития санаторно-курортного комплекса в муниципальном образовании город-курорт Анапа / Е.И. Гладышева, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы VIII международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 71-78.

6. Решение заседания Совета по содействию и развитию конкуренции в Краснодарском крае, протокол №2 от 1 марта 2018 г. Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Краснодарского края по итогам 2017 года.

7. Плотникова Е.В. Основные проблемы развития малого предпринимательства на муниципальном уровне и направления их решения // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 72-76.

8. Плотникова Е.В. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, Б.М. Сидоренков // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №9 (98). - С. 539-545.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SPHERE OF HOUSEHOLD SERVICES IN

KRASNODAR REGION

M.A. Musienko, student

Trubilina Kuban state agrarian university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The priority of development of the sphere of household services in Krasnodar region is proved. The analysis of the dynamics of the main indicators of the regional sphere of consumer services. The systematization and analysis of the problems of development of this sphere is carried out. The key problems include the low level of provision of household services to rural residents, as well as in the villages of the resort area, the presence of the shadow sector in the market of household services as a result of administrative barriers that impede the process of legalization of subjects.

Keywords: consumer services, consumer services, field service, reception points, provision of household services, administrative barriers, legalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.