Научная статья на тему 'Торговое и бытовое обслуживание сельского населения: проблемы и перспективы'

Торговое и бытовое обслуживание сельского населения: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1627
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ / ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ТОРГОВЫМИ И БЫТОВЫМИ УСЛУГАМИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Л.В.

В статье дан анализ состояния и тенденций развития торговой и бытовой инфраструктуры в сельской местности, обоснованы основные направления и организационно-экономические механизмы формирования в сельских поселениях комфортной потребительской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торговое и бытовое обслуживание сельского населения: проблемы и перспективы»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛА

УДК 338.46

ТОРГОВОЕ И БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Л.В. Бондаренко, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, руководитель Центра развития сельских территорий и рынка труда в АПК ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»

(ФГБНУ ВНИИЭСХ) E-mail: bondarenko_l@mail.ru

Аннотация. В статье дан анализ состояния и тенденций развития торговой и бытовой инфраструктуры в сельской местности, обоснованы основные направления и организационно-экономические механизмы формирования в сельских поселениях комфортной потребительской среды.

Ключевые слова: предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, обеспеченность населения торговыми и бытовыми услугами, территориальная доступность, предпринимательская активность, государственная поддержка.

Abstract: The article represents an analysis of trade and public services in rural areas, outlines the ways and mechanisms of their improvement, for more comfortable social and consumer environment.

Key words: commercial enterprises, food service, consumer service, public service, service availability, spacial availability, business activity, state support.

Торговое и бытовое обслуживание населения является важным сегментом социальной сферы села, опосредующим связь производства и потребления, обеспечивающим реализацию денежных доходов, продовольственную безопасность в части физической доступности продуктов питания, бытовой комфорт. Доступность торговых и бытовых услуг влияет на продолжительность времени, затрачиваемого на ведение домашнего хозяйства, и качество жизни.

В 90-е годы в связи с изменением институциональной структуры сети предприятий торгового и бытового обслуживания, увеличением издержек и резким падением потребительского спроса сельского населения сфере торгово-бытового обслуживания был нанесен огромный урон. К середине 90-х годов розничная торговая сеть в сельской местности сократилась по сравнению с 1990 г. на две трети. Настолько же уменьшилось число ателье, цехов и мастерских, оказывающих бытовые услуги, сеть приемных пунктов бытового обслуживания сократилась на 85%. Резко раздвинулись «ножницы» между селом и городом в уровне развития сферы торговых и бытовых услуг.

Восстановление торговой и бытовой инфраструктуры на селе идет медленно при продолжающихся деструктивных процессах в обслуживании жителей малых отдаленных сел и деревень. За последние пять лет (2010-2014 гг.) число предприятий розничной торговли в сельской местности увеличилось почти на треть и составило 228,8 тыс., из которых почти 95% это торговые центры и магазины (павильоны). Число торговых палаток - торговых точек, наиболее приближенных к малолюдным населенных пунктам, неуклонно сокращается, и в 2014 г. составило 70% к уровню 2009 г.

Площади торгового зала магазинов растут опережающим темпом по сравнению с числом торговых предприятий, что свидетельствует об их укрупнении и, следовательно, преимущественной дислокации в крупных населенных пунктах. Если в 2009 г. в расчете на 1 предприятие приходилось 54,5 м2 торговой площади, то в 2014 г. - 58,6 м2. Устойчиво увеличивается разрыв между городом селом по обеспеченности торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей: в 2009 г. этот показатель по селу составлял 54,4% к городскому уровню, в 2014 г. - только 39,2%. По отношению к минимальному нормативу, установленному Минпромторгом (589 м2 на 1 тыс. жителей), обеспеченность сельского населения торговыми площадями составляет только 58%, в городе она на 48% выше норматива. При этом надо учесть, что сам норматив для сельских территорий должен быть выше, чем для городских, в связи с мелкодисперсным характером расселения.

Число предприятий общественного питания за последнее пятилетие увеличилось на селе на 12,2%. В этой сфере, как и в сфере торговли, идет процесс укрупнения объектов. В 2009 г. на 1 предприятие общественного питания приходилось 36,2 места, в 2014 г. - 40,8. Отставание села от города по обеспеченности

местами в предприятиях общественного питания в расчете на 1 тыс. населения (в 2,2 раза) практически не снижается (табл. 1).

Таблица 1 - Развитие торговли и общественного питания в сельской местности _(на конец года)_

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2014, %

к 2009 к 2013

Число предприятий розничной торговли - всего, тыс. 210,1 217,6 223,9 228,7 230,5 228,8 108,9 99,3

В том числе:

магазины (павильоны, торговые центры) 192,8 200,2 207,8 213,8 216,8 216,7 112,4 99,95

палатки 17,3 17,4 16,1 14,9 13,7 12,1 69,9 88,3

Площадь торгового зала магазинов (павильонов, торговых центров) - всего, тыс. м2 10503,1 11313,8 11141,2 11924,3 12696,2 12688,5 120,8 99,9

В расчете на одно предприятие, м2 54,5 56,5 53,6 55,8 58,6 58,6 107,5 100,0

На 1 тыс. жителей приходится, м2:

село 278 301 298 320 342 342 123,0 100,0

город 511 607 548 632 797 872 170,6 109,4

село к городу, % 54,4 49,6 54,4 50,6 42,9 39,2 х х

Число предприятий общественного питания (столовых, кафе, ресторанов, баров), тыс. 15,6 15,6 16,2 16,6 17,0 17,5 112,2 102,9

Число мест в них, тыс. 564,4 571,4 614,0 649,3 678,0 714,1 126,5 105,3

В расчете на одно предприятие, мест 36,2 36,6 37,9 39,1 39,9 40,8 112,7 102,3

На 1 тыс. жителей приходится, мест:

село 14,9 15,2 16,4 17,4 18,2 19,3 129,5 106,0

город 32,9 34,1 35,9 37,9 39,9 41,7 126,7 104,5

село к городу, % 45,3 44,6 45,7 45,9 45,6 46,3 х х

Сложилась большая региональная дифференциация по обеспеченности сельского населения предприятиями торговли. В 2 регионах (Кабардино-Балкарской Республике и Свердловской области) торговая площадь в расчете на 1 тыс. населения не превышает 100 м2, тогда как в 6 субъектах (республиках Алтай, Хакасия, Ленинградской, Московской, Ярославской областях и Алтайском крае) этот показатель превышает 500 м2. В основном массиве регионов (27) удельная обеспеченность торговыми площадями находится в пределах 301-400 м2 (табл. 2).

Таблица 2 - Группировка субъектов Российской Федерации по обеспеченности сельского населения предприятиями торговли, 2014 г.

Торговая площадь в расчете 1 тыс. населения, м2 Число субъектов Наименование субъектов Российской Федерации

1 2 3

До 100 2 Республика: Кабардино-Балкарская Область: Свердловская

101-200 13 Республики: Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Чеченская Области: Волгоградская, Калининградская, Мурманская, Тульская, Ульяновская

201-300 17 Республики: Калмыкия, Саха (Якутия), Чувашская Край: Хабаровский Области: Брянская, Владимирская, Калужская, Кемеровская, Курская, Омская, Орловская, Пензенская, Псковская, Смоленская, Тамбовская, Тверская Автономный округ: Чукотский

Продолжение таблицы 2

1 2 3

301-400 27 Республики: Башкортостан, Бурятия, Коми, Мордовия Края: Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Пермский, Приморский, Ставропольский Области: Амурская, Астраханская, Белгородская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Кировская, Костромская, Курганская, Липецкая, Новгородская, Оренбургская, Рязанская, Саратовская, Челябинская Автономная область: Еврейская Автономный округ: Ханты-Мансийский

401-500 15 Республики: Адыгея, Карелия, Удмуртская Край: Красноярский Области: Архангельская, Вологодская, Магаданская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Томская, Тюменская Автономные округа: Ненецкий, Ямало-Ненецкий

Свыше 500 6 Республики: Алтай, Хакасия Край: Алтайский Области: Ленинградская, Московская, Ярославская

Минимальная обеспеченность сельского населения предприятиями общественного питания (до 10 посадочных мест на 1 тыс. населения) сложилась в 8 субъектах Российской Федерации, максимальная (свыше 30 посадочных мест) - в десяти (табл. 3).

Таблица 3 - Группировка субъектов Российской Федерации по обеспеченности сельского населения предприятиями общественного питания, 2014 г.

Количество посадочных мест на 1 тыс. населения Число субъектов Наименование субъектов Российской Федерации

До 10 8 Республики: Дагестан, Ингушетия, Чеченская Области: Калининградская, Мурманская, Свердловская, Тульская Автономный округ: Чукотский

10,1-15 17 Республики: Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва Край: Красноярский Области: Воронежская, Курганская, Курская, Новосибирская, Омская, Орловская, Псковская, Тамбовская, Ульяновская

15,1-20 17 Республики: Карелия, Коми Области: Белгородская, Брянская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Кировская, Липецкая, Магаданская, Новгородская, Пензенская, Саратовская, Томская, Тюменская Автономная область: Еврейская

20,1-25 20 Республики: Башкортостан, Хакасия Края: Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский Области: Амурская, Архангельская, Владимирская, Калужская, Костромская, Ленинградская, Нижегородская, Оренбургская, Смоленская, Тверская, Челябинская Автономный округ: Ненецкий

25,1-30 8 Республики: Адыгея, Удмуртская, Чувашская Край: Пермский Области: Иркутская, Московская, Ростовская, Рязанская

Свыше 30 10 Республики: Алтай, Бурятия, Калмыкия, Северная Осетия-Алания Край: Камчатский Области: Астраханская, Самарская, Ярославская Автономные округа: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий

Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 г. утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и на период до 2020 года, в которой не выделены целевые индикаторы по сельской местности. Не предусмотрена в Стратегии и разработка нормативов для села. Дифференциацию показателей минимальной обеспеченности торговыми площадями на 1 тыс. жителей планируется провести в 2015-2016 гг. по формам торговли, а нормативов по количеству объектов инфраструктуры на 1 тыс. жителей - по специализации торговых объектов. Отсутствие нормативной базы и

целевых индикаторов будет тормозить развитие торгового обслуживания сельского населения как важной составляющей качества жизни в сельской местности.

Ситуация с доступностью жителям села бытовых услуг складывается еще более проблематично, чем с торговым обслуживанием. Во многом это связано с тем, что ни на федеральном, ни на региональных уровнях нет государственных органов по координации и регулированию бытового обслуживания населения, в том числе нормативно-правовому обеспечению этой деятельности. Между тем, в дореформенный период в Российской Федерации эти функции выполняло Министерство бытового обслуживания населения.

По европейской классификации бытовое обслуживание относится к ремесленничеству и поэтому в настоящее время входит в сферу деятельности Ремесленной палаты России (РПР), образованной в 1999 г. РПР является негосударственной, некоммерческой организацией, обеспечивающей координацию деятельности субъектов ремесленной деятельности, но не имеющей достаточных полномочий для создания экономических и иных условий развития ремесленной деятельности. Не имеет эта деятельность и законодательной базы. Разработанный Ремесленной палатой России и впервые внесенный в Государственную Думу законопроект «О ремесленной деятельности в Российской Федерации» (первая редакция) до сих пор не принят.

За последние пять лет (2010-2014 гг.) число объектов бытового обслуживания в сельской местности в целом увеличилось на четверть, однако, число приемных пунктов сократилось на 10,8%.

Общее число объектов бытового обслуживания, функционировавших в сельских поселениях в 2014 г., составляет 60% от числа, которое насчитывалось в 1990 г. (73,8 тыс.), из сети приемных пунктов (25,3 тыс.) сохранилось только 9,5%.

В расчете на 100 сельских населенных пунктов с постоянным населением число объектов бытового обслуживания стабилизировалось на уровне 33,4. Удельная сеть приемных пунктов стабильно сокращается (табл. 4).

Таблица 4 - Развитие бытового обслуживания в сельской местности _(на конец года)_

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2014, %

к 2009 к 2013

Число объектов бытового обслуживания - всего 35659 40592 43486 44851 44663 44603 125,1 99,9

В том числе:

ателье (цеха, мастерские, салоны) 32915 37546 40560 42159 42175 42154 128,1 99,95

приемные пункты 2744 3046 2926 2692 2488 2449 89,2 98,4

В расчете на 100 сельских населенных пунктов с постоянным населением* приходится объектов бытового обслуживания -всего 26,7 30,4 32,5 33,5 33,4 33,4 125,1 100,0

В том числе:

ателье (цеха, мастерские, салоны) 24,6 28,1 30,3 31,5 31,5 31,5 128,0 100,0

приемные пункты 2,1 2,3 2,2 2,0 1,9 1,8 85,7 94,7

* Число сельских населенных пунктов по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.

Наименьший доступ к бытовым услугам имеет население Ивановской, Орловской, Псковской, Смоленской, Тверской, Тульской областей и Республики Марий Эл, где в расчете на 100 сельских населенных пунктов приходится до 5 каких-либо объектов бытового обслуживания, наименьший показатель в Псковской области (0,6).

В 7 регионах в расчете на один сельских населенный пункт приходится 1,5 объекта бытового обслуживания. К ним относятся республики Ингушетия и Чеченская, Алтайский, Камчатский, Краснодарский, Ставропольский края и Ямало-Ненецкий автономный округ. Лидируют Ставропольский край (271,7 объекта на 100 населенных пунктов), Краснодарский край (266,1), Республика Ингушетия (259,1).

Приемные пункты бытового обслуживания полностью отсутствуют в 10 субъектах Российской Федерации (в 2013 г. - в 7): Костромской, Калининградской, Псковской, Магаданской, Сахалинской областях, республиках Северная Осетия-Алания и Хакасия, Камчатском крае, Ненецком и Чукотском автономных округах. От 0,1 до 1 приемного пункта на 100 сельских населенных пунктов, как и в прошлом году, насчитывается в 29 регионах.

Десять и более приемных пунктов бытового обслуживания приходится в расчете на 100 сельских населенных пунктов в 9 субъектах Российской Федерации, максимальное количество - в Липецкой области (21,3) и Республике Ингушетия (20,5) - табл. 5.

Таблица 5 - Группировка субъектов Российской Федерации по числу объектов бытового обслуживания _в расчете на 100 сельских населенных пунктов, 2014 г._

Число объектов бытового Число Наименование субъектов

обслуживания в расчете на субъектов Российской Федерации

100 сельских населенных

пунктов с постоянным

населением*

До 5 7 Республика: Марий Эл Области: Ивановская, Орловская, Псковская, Смоленская, Тверская, Тульская

5,1-10 14 Области: Архангельская, Брянская, Вологодская, Калининградская, Калужская, Кировская, Костромская, Курская, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Рязанская, Свердловская, Ярославская

10,1-30 14 Республики: Карелия, Мордовия, Татарстан, Чувашская Край: Пермский Области: Владимирская, Курганская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Омская, Саратовская, Тамбовская, Ульяновская

30,1-50 9 Республика: Коми Края: Забайкальский, Красноярский Области: Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Кемеровская, Пензенская

50,1-100 18 Республики: Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Саха (Якутия), Тыва, Удмуртская Край: Хабаровский, Области: Амурская, Астраханская, Липецкая, Новосибирская, Оренбургская, Самарская, Тюменская, Челябинская Автономная область: Еврейская Автономные округа: Ненецкий, Чукотский

100,1-150 11 Республики: Адыгея, Алтай, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево- Черкесская, Северная Осетия-Алания, Хакасия Край: Приморский Области: Ростовская, Томская Автономный округ: Ханты-Мансийский

Свыше 150 7 Республики: Ингушетия, Чеченская Края: Алтайский, Камчатский, Краснодарский, Ставропольский Автономный округ: Ямало-Ненецкий

* Число сельских населенных пунктов по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.

Целью в области торгового и бытового обслуживания сельского населения является формирование в сельских поселениях комфортной потребительской среды. Для ее достижения необходимо:

- обеспечение территориальной доступности стационарных объектов торгового и бытового обслуживания на нормативной уровне, учитывающем особенности сельского расселения и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры;

- преимущественное развитие торговой и бытовой инфраструктуры малых и средних форматов (в том числе сети приемных пунктов бытового обслуживания) в целях снижения радиусов пешеходной и транспортной доступности торговых и бытовых услуг;

- широкое развитие высокотехнологичных секторов торговли и бытового обслуживания - мобильной торговли и бытового обслуживания с использованием специализированных автомагазинов, автокафе, передвижных мастерских, парикмахерских, автоцистерн, бань, химчисток и т.д., автоматизированной торговли - торговли через торговые автоматы;

- развитие самозанятости в сфере торгового и бытового обслуживания на базе имеющего на селе жилищного фонда (лавки, лотки, киоски, мастерские и т.д. на дому);

- развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, связывающей отдаленные малочисленные сельские населенные пункты с центрами торгового и бытового обслуживания.

Для повышения предпринимательской активности в сфере торгового и бытового обслуживания сельского населения важное значение имеет усовершенствование нормативно-правового регулирования этих сфер (введение упрощенного и прозрачного порядка осуществления нестационарной торговли и бытового

обслуживания, развозной и разносной розничной торговли, снятие требований по численности работников, созданию новых рабочих мест в пунктах бытового обслуживания, легализация подключения нестационарных объектов торгового и бытового обслуживания к сетям электроэнергии и т.д.). Но этого недостаточно. Для формирования развитой торговой и бытовой инфраструктуры в сельской местности необходима государственная поддержка, в том числе за счет средств федерального бюджета, на следующие цели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- субсидирование части затрат на организацию торговой деятельности в малых и удаленных селах (строительство, реконструкция торговых объектов, оснащение их торговым и холодильным оборудованием, приобретение автолавок);

- возмещение части транспортных расходов на доставку товаров в удаленные села;

- компенсацию части затрат на приобретение современного профессионального оборудования и инструментов, необходимых для осуществления деятельности по оказанию социально значимых бытовых услуг;

- гранты субъектам малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания (в размере не менее 300 тыс. руб. без предъявления требований к численности работников или к созданию новых рабочих мест) на приобретение транспортных средств для организации выездных видов услуг, создание точек бытового сервиса в сельских населенных пунктах, а также в составе придорожных объектов.

В субъектах Российской Федерации рекомендуем при поддержке региональных бюджетов ввести практику формирования на конкурсной основе и размещения муниципального заказа на обеспечение товарами первой необходимости жителей отдаленных и малонаселенных пунктов посредством их обслуживания автомагазинами, разработать программы увеличения и обновления их парка.

Для координации и регулирования бытового обслуживания населения, в том числе нормативно-правового обеспечения этой деятельности, необходимы создание на федеральном и региональных уровнях специализированных государственных органов управления в данной сфере и принятие федерального закона о развитии ремесленной деятельности (в том числе бытового обслуживания населения) в Российской Федерации.

Развитие торговой и бытовой инфраструктуры в сельской местности будет способствовать повышению занятости, в том числе самозанятости, и денежных доходов сельского населения их жизнеобеспечивающей и стимулирующей функции; созданию системы адресной продовольственной помощи малоимущему сельскому населению через торговую сеть; более полной реализации Доктрины продовольственной безопасности применительно к гражданам, проживающим в сельской местности; улучшению условий сбыта продукции местных сельхозтоваропроизводителей; повышению эффективности использования сельского жилого фонда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко Л.В. Преодоление различий между городом и деревней: история и современность /Л.В. Бондаренко // АПК: экономика, управление. 2015. № 10. С. 92-102.

2. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и на период до 2020 года (утв. приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 г. № 2733).

3. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2013 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. /под науч. рук. и ред. д-ра экон. наук, проф., чл.-корр. РАН Л.В. Бондаренко. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2015, вып. 1-й. 348 с.

4. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2014 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. / под науч. рук. и ред. д-ра экон. наук, проф., чл.-корр. РАН Л.В. Бондаренко. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2016, вып. 2-й.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.