Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СТАНДАРТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / STUDENTS / PHYSICAL DEVELOPMENT / FUNCTIONAL CAPABILITIES / STANDARDS OF PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волкова Татьяна Ивановна, Таланцева Валентина Кузьминична, Суриков Алексей Александрович

В статье проведен анализ показателей физического развития и функциональных возможностей основных физиологических систем студентов Чувашской Республики и сопоставление полученных результатов с аналогичными исследованиями по Приволжскому федеральному округу (Нижегородская область и Республика Татарстан). Проведенное исследование позволило авторам сделать вывод о необходимости разработки новых стандартов физического развития обучающихся для каждого субъекта Российской Федерации, учитывающих региональные особенности мест их проживания. Это обусловлено тем, что имеющиеся на сегодняшний день стандарты устарели, тогда как они должны обновляться с учетом акселерации каждые пять-десять лет.The article analyzes the indicators of physical development and functional capabilities of the basic physiological systems of students of the Chuvash Republic. It also compares the results with similar studies in the Volga Federal District (Nizhny Novgorod Region and the Republic of Tatarstan). The study allowed the authors to conclude that it is necessary to develop new standards for the physical development of students for each subject of the Russian Federation, taking into account the regional characteristics of their places of residence. This is due to the fact that the current standards are outdated, while they must be updated with acceleration every five to ten years.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волкова Татьяна Ивановна, Таланцева Валентина Кузьминична, Суриков Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ»

9. Шабанова Ю.В. Проблема социальной эффективности образовательного учреждения в современных условиях // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 4 (17). С. 89-93.

10. Шарина Д.А. Аттестация педагогических работников как фактор развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации требований Профессионального стандарта педагога // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2015. № 1. С. 39-42.

11. Яковенко Т.В., Мавлюдова Л.У., Волкова О.В. Готовность педагога к реализации трудовых функций в соответствии с требованиями профессионального стандарта. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-5. С. 472-480.

12. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? М.: Просвещение. 2014. 175 с.

13. Ястребова Г.А., Цветкова Г.В. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения Профессионального стандарта педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». № Т. 25. 2014. С. 26-30.

Педагогика

УДК 613.6.02: 37: 3.08

кандидат медицинских наук, доцент Волкова Татьяна Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Таланцева Валентина Кузьминична Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Суриков Алексей Александрович Чебоксарский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Чебоксары)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье проведен анализ показателей физического развития и функциональных возможностей основных физиологических систем студентов Чувашской Республики и сопоставление полученных результатов с аналогичными исследованиями по Приволжскому федеральному округу (Нижегородская область и Республика Татарстан). Проведенное исследование позволило авторам сделать вывод о необходимости разработки новых стандартов физического развития обучающихся для каждого субъекта Российской Федерации, учитывающих региональные особенности мест их проживания. Это обусловлено тем, что имеющиеся на сегодняшний день стандарты устарели, тогда как они должны обновляться с учетом акселерации каждые пять-десять лет.

Ключевые слова: студенты, физическое развитие, функциональные возможности, стандарты физического развития.

Annotation. The article analyzes the indicators of physical development and functional capabilities of the basic physiological systems of students of the Chuvash Republic. It also compares the results with similar studies in the Volga Federal District (Nizhny Novgorod Region and the Republic of Tatarstan). The study allowed the authors to conclude that it is necessary to develop new standards for the physical development of students for each subject of the Russian Federation, taking into account the regional characteristics of their places of residence. This is due to the fact that the current standards are outdated, while they must be updated with acceleration every five to ten years.

Keywords: students, physical development, functional capabilities, standards of physical development.

Введение. В России на сегодняшний день проблема здоровья студентов актуально как никогда, поскольку именно от их состояния здоровья во многом зависит и потенциал общества во всех сферах деятельности.

Многочисленными исследованиями врачей и педагогов отмечается устойчивая тенденция снижения уровня здоровья подростков и студентов [1, 5, 12-14]. Министерством здравоохранения России отмечается, что за последние 10 лет всего 15-20% учащихся 11 классов оканчивают школу здоровыми, остальные имеют те или иные заболевания [8]. В основном - это патология опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем, органов зрения, пищеварительной системы [2, 3]. Одной из причин ухудшения здоровья, является снижение двигательной активности у учащейся молодежи в связи с малоподвижным образом жизни (чрезмерная загруженность в учебном процессе, отсутствие свободного времени для занятий физическими упражнениями и т.д.) [4, 15].

В вузе предусмотрены обязательные занятия по дисциплинам физической культуры и спорта на первом, втором и третьем курсах, что позволяет несколько снизить влияние гипокинезии, однако на последующих курсах организованная двигательная активность практически отсутствует, это негативным образом отражается на состоянии здоровья студентов в целом, и на их физическом развитии, в частности [10, 16].

Физическое развитие представляет собой процесс становления, изменения естественных морфофункциональных свойств организма человека на протяжении всей его жизни [7]. Ив вузе от его показателей во многом зависит не только гармоничное развитие студента, но и успешность освоения им компетенций по получаемой профессии [11].

Цель исследования - выявить возрастные особенности физического развития и функциональных возможностей основных физиологических систем организма студентов.

Изложение основного материала статьи. В исследовании приняли участие 82 студента 1-3 курсов (50 девушек и 32 юношей) ФГБОУ ВО Чувашской ГСХА, отнесенных по состоянию здоровья для занятий по дисциплинам физической культуры и спорта к основной медицинской группе. Из них: 18-летних студентов было 32 чел: девушек - 22, юношей - 10, 19-летних: девушек -22, юношей -14 и 20-летних: девушек - 6, юношей - 8.

В качестве методов исследования были использованы: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, антропометрические измерения, функциональные пробы для оценки кардиореспираторной системы, статистические методы обработки полученных данных.

Показатели физического развития, функциональных возможностей кардиореспираторной системы и индекса функциональных изменений у обследованных студентов Чувашской ГСХА по возрастам представлены в табл. 1, 2.

Таблица 1

Показатели физического развития обследованных студентов Чувашской ГСХА

Окружность грудной клетки (см) Сила (кг)

Возраст Пол Рост (см) Масса (кг) й з у а С о д я о д ы я я о р ук о « э Жизненный объем легких (ЖЕЛ), (мл) « о в а р с « о в е ч

М±т

18 лет дев. 168± 1,71 59± 2,80 85± 1,44 89± 1,44 82± 1,44 7± 0,46 2750± 119 25± 2,0 22± 2,0

юн. 183± 2,69 75± 9,25 89± 1,20 96± 3,15 87± 2,17 9± 0,81 3800± 385 41± 2,31 40± 2,31

19 лет дев. 162± 1,33 52± 2,72 86± 2,19 91± 2,00 84± 1,62 6± 0,67 2791± 133 22± 1,24 20± 1,33

юн. 174± 2,52 67± 4,07 86± 2,15 93± 2,05 84± 3,12 9± 2,30 3314± 224 36± 3,91 32± 3,35

20лет дев. 160± 4,44 55± 2,92 86± 2,12 89± 1,73 83± 1,92 5± 1,35 3000± 443 27± 0,68 24± 1,71

юн. 179± 2,43 68± 4,46 87± 1,98 94± 1,82 85± 2,16 9± 4,20 3850± 267 43± 2,43 41± 2,43

Таблица 2

Показатели функции сердечно-сосудистой системы и индекса функциональных изменений у обследованных студентов Чувашской ГСХА

Показатели

Возраст Пол ЧСС в 1 САД ДАД ПД СОК МОК ИФИ

мин. мм.рт.ст. (мл) (мл) (баллы)

М±т

дев. 95± 119± 73± 46± 70± 6549± 2,3±

18 лет 3,42 3,80 3,80 2,85 2,28 0,14 0,14

юн. 82± 122± 70± 52± 81,69± 6694± 2,18±

6,92 3,85 3,85 5,77 4,23 975 0,12

дев. 88± 117± 74± 44± 67± 5915± 2,20±

19 лет 2,28 1,90 1,90 2,38 2,33 195 0,07

юн. 80± 126± 71± 54± 74± 5931± 2,23±

4,19 4,19 2,80 5,59 3,77 541 0,12

20 лет дев. 95± 6,82 120± 0,00 73± 3,41 47± 3,41 68± 3,75 6493± 821 2,37± 0,04

юн. 83± 120± 75± 45± 70,25± 5840,00± 2,98±

7,37 0,00 4,86 4,86 8,99 517,98 0,79

Примечание:

ЧСС - частота сердечных сокращений;

САД - систолическое артериальное давление;

ДАД - диастолическое артериальное давление;

ПД - пульсовое давление;

СОК - систолический объем крови;

МОК - минутный объем крови;

ИФИ - индекс функциональных изменений (по Р.Н. Баевскому).

Анализ данных, представленных в таблицах, свидетельствует о том, что если рассматривать ретроградно, то:

- у девушек: рост и масса тела увеличиваются, показатели окружности грудной клетки остаются одинаковыми, кроме 19-летних, у которых они увеличены, экскурсия грудной клетки увеличивается, ЖЕЛ приблизительно одинакова во всех возрастах, сила кистей уменьшается, частота сердечных сокращений стабильна, кроме 19-летних у которых она реже, САД незначительно уменьшается, ПД - практически не меняется, СОК - увеличивается, МОК и ИФИ - практически одинаковые.

- у юношей: рост, масса тела, окружность грудной клетки - увеличиваются, экскурсии грудной клетки одинаковы. ЖЕЛ - уменьшается, показатели силы кистей рук одинаковы, кроме 19-летних, у которых она снижена. Частота сердечных сокращений одинакова. У 19-летних ниже САД, ДАД и ПД приблизительно

одинаковы, кроме 19-летних. СОК и МОК увеличивается, ИФИ уменьшается, что указывает на лучшие адаптационные возможности системы кровообращения у 18-летних.

Из вышесказанного следует, что у 19-летних девушек и юношей многие показатели физического развития и функциональных возможностей кардиореспираторной системы отличаются от других возрастных групп.

При сравнении исследуемых показателей у студентов городов Чебоксары, Казань и Нижний Новгород выявлено, что: и у девушек, и у юношей г. Казани рост и масса тела выше, остальные показатели -аналогичны с нашими данными [6, 9]. По сравнению с Нижегородскими студентами, у девушек: рост несколько выше и с возрастом увеличивается, масса тела уменьшается, ОКГ - больше, ЖЕЛ - меньше. Показатели функции кардиореспираторной системы: ЧСС, САД, ДАД у наших студентов выше, а ЧСС с возрастом - снижена. У юношей: рост выше, масса тела - одинакова, ОКГ - незначительно меньше, величина ЖЕЛ - одинакова, ЧСС и САД больше, но ЧСС снижается с возрастом [9].

Выводы. Разброс показателей физического развития и функциональных возможностей кардиореспираторной системы даже у студентов одного возраста, но разных субъектов одного федерального округа объясняется особенностями социально-экономического развития каждого из них, определяющий потенциал жизнеобеспечения населения в последние годы. Существующие стандарты физического развития устарели и не соответствуют нынешнему состоянию здоровья студентов [12]. На наш взгляд, недостатком является и тот факт, что не учитываются региональные особенности физического развития студенческой молодежи и природно-климатические условия мест их проживания, что приводит к снижению эффективности и целевой направленности процесса физического воспитания. В связи с этим возникает необходимость разработки новых стандартов, учитывающих здоровье и физические возможности студентов для адекватного применения средств физической культуры в процессе освоения ими дисциплин по физической культуре и спорту в вузе.

Литература:

1. Алтынова Н.В. Анализ психофизиологического состояния учащейся молодежи на начальном этапе адаптации к обучению в вузе // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека. 2018. С. 182-186.

2. Волкова Т.И., Никоноров В.Т. Уровень физического здоровья и структура заболеваемости у студенток, занимающихся физической культурой в основной медицинской группе // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 139-142.

3. Волкова Т.И., Таланцева В.К. Физическое развитие, функциональные возможности и физические способности студенток первого курса, занимающихся в группе ЛФК // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях материалы III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 211-214.

4. Бабичева И.В. Исследование объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток // Молодой ученый. 2016. №3. С. 1021-1024. URL https://moluch.ru/archive/107/24484/ (дата обращения: 05.04.2020).

5. Ефремова А.А., Пьянзин А.И., Пьянзина Н.Н. Гендерные особенности восприятия тела студентами вуза // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы V Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. / Под ред. Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. Казань: КНИТУ-КАИ, 2019. С. 114-117.

6. Зиатдинов А.И., Мингазова Э.Н. Разработка стандартов физического развития студентов - медиков на основе исторически сложившихся традиций в регионе // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11326 (дата обращения: 05.04.2020).

7. Коромыслов А.В. Значение стандартов физического развития в оценке и повышении эффективности физического воспитания студентов вузов: дисс ... канд. мед. наук: 14.03.11 / Коромыслов А.В. Москва, 2013. 92 с.: ил.

8. Лежнина М.Н., Кожанов В.И., Суриков А.А. Анализ уровня физического развития и физической подготовленности студентов // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта Материалы VI международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. 2016. С. 569-572.

9. Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Калюжный Е.А., Красникова Л.И., Жулин Н.В., Норкина Е.И., Глаголева К.С., Любаев А.В. Мониторинг физического развития студентов Нижегородской области // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/72003 (дата обращения: 02.02.2020).

10. Петрова Т.Н., Пьянзина Н.Н. Сравнительный анализ физической подготовленности студентов ВУЗов г. Чебоксары // Развитие аграрной науки как важнейшее условие эффективного функционирования агропромышленного комплекса страны: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: ЧГСХА, 2018. С. 564-568.

11. Таланцева В.К., Алтынова Н.В., Волкова Т.И. Анализ показателей физического развития и физической подготовленности студенток аграрного вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 311-314.

12. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации // Сб. мат-лов (выпуск VI). Под ред. акад. РАН и РАМН А.А. Баранова, член-корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: Издательство «ПедиатрЪ». 2013. 192 с.

13. Фильчаков С.А., Чернышёва И.В., Шлемова М.В. Актуальные проблемы здоровья студентов // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://scienceforum.ru/2013/article/2013004395">http://scienceforum.ru/2013/article/2013004395</a> (дата обращения: 12.04.2020).

14. Фоменко О.И. Здоровье студентов медицинского вуза как медико-социальная проблема // Астраханский медицинский журнал. 2013. № 1. Т. 8. С. 284-286.

15. Шагина И.Р. Влияние учебного процесса на здоровье студентов // Астраханский медицинский журнал. 2010. № 2. С. 26-29.

16. Яцун С.М., Беспалов Д.В., Горбунова А.С. Мониторинг состояния здоровья и физического развития студентов КГУ и реализация его результатов в электронном «Паспорте здоровья» // Здоровье для всех. 2016. N0 1. С. 3-7.

Педагогика

УДК 378.147.34

кандидат педагогических наук, доцент Гиниятуллина Диана Равилевна

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ (г. Казань);

кандидат технических наук, доцент Логачева Алла Григорьевна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань)

ДИАЛОГ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И СТУДЕНТАМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (С ПРИМЕРАМИ АНКЕТ)

Аннотация. Выявление степени усвоения учебных дисциплин, используя тесты, задания, вопросы, портфолио, проекты и другие задания - определяют лишь одну из сторон процесса обратной связи. Обратная связь между студентами и преподавателем с использованием анкетирования и ведения «дневника группы» на самом занятии по иностранному языку и сразу после занятия, содействует взаимодействию между студентами и преподавателем, позволяет осуществить успешную коммуникацию с учащимися и повысить уровень знаний студента по предмету.

Ключевые слова: обратная связь, анкетирование, дневник группы, педагогическое общение, самовоспитание, саморазвитие, педагогика, студент, преподаватель-студент, английский язык, иностранный язык.

Annotation. Early feedback is a very important component of interpersonal communication between the teacher and students, the interaction in the classroom at all times. Tests and different tasks on the discipline are aimed at revealing only the level of students' acquisition of knowledge on academic disciplines. And feedback between the teacher and students with the use of questionnaire, "Diary of the Group" allows the interaction between the students and the teacher. The effective feedback between the teacher and students affords a pleasant dialogue with the other members of the group, building foreign communicative competence and stimulates their personal growth, self-education and self-discipline. Feedback is also enables a teacher to realize how teaching practice can be improved, and which teaching and learning strategies are more likely to be effective.

Keywords: feedback, diary of the group, questionnaire, pedagogics, student, teacher-student, self-education, self-discipline, motivation, English as a second language, ESL.

Введение. Диалог между преподавателем и студентами, понимание и знание целей, интересов, ценностей, жизненных позиций, мотивов, личного опыта студента, устойчивая обратная связь являются главными компонентами эффективного взаимодействия между преподавателем и студентами, их сотрудничества.

В данной статье взаимодействие между преподавателем и студентом рассматривается нами и как непрерывный диалог, и как диалог человека с человеком, и диалог, в процессе которого наблюдают, осмысливают намерения, желания друг друга и реагируют на них тем или иным способом взаимодействия (от чего зависит тот или иной способ взаимодействия?..).

Изложение основного материала статьи. В педагогической науке обратная связь определяется как «продукт анализа, рефлексии и наблюдения, получаемый преподавателем от себя и от партнеров по совместной деятельности» [5]. Обратная связь определяет поведение человека в системе «субъект-субъектных отношений», где эффект достигается за счёт умения преподавателем своевременно реагировать на изменения в поведении студентов [1].

В данной статье анкеты целенаправленно составлены на иностранном языке. Разработанные нами примеры анкет помогут преподавателям выявить у студентов степень усвоения иностранного языка, готовность применять полученные знания в практических целях, и понять предпочтения студентов, их интересы, увлечения, ценностные ориентиры в жизнедеятельности. Таким образом, преподаватель получит данные для осуществления личностно-ориентированного обучения (Газизова А.И., Касаткин С.Ф., Бессонов К.А., Столяренко Л.Д.) [1, 2, 4, 6, 7].

Для поддержания регулярной обратной связи со студентами на занятиях по иностранному языку мы разработали анкету в виде таблицы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.